Педсовет: "Педагогическое взаимодействие-важнейшее условие эффективности образовательного процесса"
статья по теме

Мурад Любовь Геннадьевна

Сегодня прочно вошли в наш профессиональный язык такие понятия, как «гуманный подход», «педагогика сотрудничества», «личностно ориентированное воспитание». В современной пара­дигме образования ученик не рассматривается в качестве объекта обучения и воспитания, а сам учебно-воспитательный процесс не сводится к целенаправленному воздействию активной личности на пассивную. Гуманистическое образование - это всегда партнерство детей и взрослых, взаимодействие активных, деятельных и действующих сторон.Учебно-воспитательный процесс следует представлять себе как сложную систему педагогического взаимодействия.Педагогическое общение - это взаимодействие педа­гога и учащихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной комму­никативной деятельности. Общение в педагогическом процессе выступает:

  • во-первых, как средство решения учебных задач,
  • во-вторых, как социально-психологическое обеспечение вос­питательного процесса,
  • в-третьих, как способ организации взаимоотношений воспи­тателя и воспитуемых, обеспечивающих успешность их обучения, воспитания и развития.

Профессор Л. В. Байбородова предлагает другую типоло­гию педагогического взаимодействия, учитывающую степень раз­вития таких его характеристик, как взаимопознание, взаимопони­мание, взаимоотношение, взаимовлияние.

Типы взаимодействия при этом следующие:

  • сотрудничество;
  • диалог;
  • соглашение;
  • опека;
  • подавление;
  • конфликт;
  • индифферентность;
  • конфронтация.

Гуманистическое воспитание, по ее мнению, предполагает не прямое воздействие на личность, а субъект-субъектное взаимодей­ствие - диалог или сотрудничество на равных.

Выделяют несколько уровней и типов педагогиче­ского  взаимодействия.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Краткие теоретические сведения по теме

Педагогическое взаимодействие.

Сегодня прочно вошли в наш профессиональный язык такие понятия, как «гуманный подход», «педагогика сотрудничества», «личностно ориентированное воспитание». В современной парадигме образования ученик не рассматривается в качестве объекта обучения и воспитания, а сам учебно-воспитательный процесс не сводится к целенаправленному воздействию активной личности на пассивную.

Гуманистическое образование - это всегда партнерство детей и взрослых, взаимодействие активных, деятельных и действующих сторон.

Учебно-воспитательный процесс следует представлять себе как сложную систему педагогического взаимодействия.

Педагогическое общение - это взаимодействие педагога и учащихся, обеспечивающее мотивацию, результативность, творческий характер и воспитательный эффект совместной коммуникативной деятельности.

Общение в педагогическом процессе выступает:

  • во-первых, как средство решения учебных задач,
  • во-вторых, как социально-психологическое обеспечение воспитательного процесса,
  • в-третьих, как способ организации взаимоотношений воспитателя и воспитуемых, обеспечивающих успешность их обучения, воспитания и развития.

В процессе обучения, как известно, решаются три основные задачи: образовательная, воспитательная и развивающая. Каковы особенности общения при решении каждой из них?

При решении образовательных задач общение позволяет обеспечивать реальный психологический контакт с учащимися, формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного познавательного поиска и совместных раздумий.

При решении воспитательных задач с помощью общения налаживаются взаимоотношения, психологические контакты между педагогом и детьми, что во многом способствует успешности учебной деятельности; формируется интеллектуально-познавательная направленность личности, преодолеваются психологические барьеры, формируются межличностные отношения в ученическом коллективе.

При решении развивающих задач через общение создаются психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности:

  • преодолеваются социально-психологические факторы, сдерживающие развитие личности в процессе общения (скованность, стеснительность, неуверенность и т. п.);
  • создаются возможности для выявления и учета индивидуально-психологических особенностей учащихся;
  • осуществляется социально-психологическая коррекция в развитии и становлении важнейших личностных качеств (речь, мыслительная деятельность и т. п.).

Выделяют несколько типов взаимодействия, в которые вступает педагог:

  1. УЧИТЕЛЬ-«Я».
  2. УЧИТЕЛЬ - УЧИТЕЛЬ.
  3. УЧИТЕЛЬ-УЧЕНИК.
  4. УЧИТЕЛЬ - ГРУППА УЧАЩИХСЯ.
  5. УЧИТЕЛЬ - УЧЕНИЧЕСКОЕ САМОУПРАВЛЕНИЕ.
  6. УЧИТЕЛЬ - РОДИТЕЛЬ.

Профессор Л. В. Байбородова предлагает другую типологию педагогического взаимодействия, учитывающую степень развития таких его характеристик, как взаимопознание, взаимопонимание, взаимоотношение, взаимовлияние.

Типы взаимодействия при этом следующие:

  • сотрудничество;
  • диалог;
  • соглашение;
  • опека;
  • подавление;
  • конфликт;
  • индифферентность;
  • конфронтация.

Гуманистическое воспитание, по ее мнению, предполагает не прямое воздействие на личность, а субъект-субъектное взаимодействие - диалог или сотрудничество на равных.

Выделяют несколько уровней и типов педагогического  взаимодействия.

Характеристика уровней и типов педагогического взаимодействия

Уровни

Происходящие процессы

1

2

3

1

Взаимодействие человека   с   самим собой

Самопознание, самопроектирование, самоанализ и самооценка. От умения личности взаимодействовать с самой собой зависит конструктивность ее отношений с окружающими людьми

2.

Взаимодействие человека с другим

Три уровня общения:

•        Другая личность более значимая.

•        Равноправность партнеров.

•        Мнение другой личности не играет никакой роли.  

Надо научиться относиться к себе как к другому, тогда наступит момент понимания и принятия другого как себя

3

Взаимодействие личности  с   определенной системой

Человек, находящийся в школе, вступает в непосредственное взаимодействие с целой совокупностью социальных систем, важнейшая из которых - общешкольный коллектив

Таким образом, под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в учебно-воспитательном процессе и в личностных характеристиках взаимодействующих сторон.

После теоретической части каждой группе предлагается задание, рассчитанное примерно на 20-25 минут.

Рекомендации педагогического совета

(При выработке проекта решения необходимо учесть получившиеся результаты исследований.)

Проект решения педсовета

  1. Для успешной реализации педагогического взаимодействия стремиться формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска.

С этой целью шире использовать исследовательские, проблемные методы преподавания, интерактивные формы обучения.

  1. Развивать совместную (учителя и учащегося) исследовательскую внеурочную деятельность (клубы по интересам, проектная деятельность).
  2. Наладить психологические контакты между педагогами и детьми. С этой целью проводить совместные коллективные творческие дела (дни творчества, дни здоровья, спортивные состязания).
  3. Формировать межличностные отношения в ученическом коллективе. С этой целью развивать ученическое самоуправление, создавать и развивать общешкольные традиции
  4. Создавать в педагогическом коллективе психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности.

С этой целью разработать и провести в коллективе тренинги эффективного общения и взаимодействия для учителей школы.



Предварительный просмотр:

                            Педсовет

Конец  года
(20 человек)

Начало года (18 человек)

1.Степень удовлетворенности работой

Высокая

4

13

Средняя

15

4

Низкая

-

1

2.Уровень удовлетворения вашими взаимоотношениями

С администрацией

Высокая-16

хорошая -3

средняя-1

высокая -15

хорошая -2

средняя-1

С коллегами

высокая -18

средняя-2

высокая -15

средняя-3

С учениками

высокая -7

средняя-11

высокая-4

средняя-14

С родителями

высокая -2

средняя-12

низкий-6

высокая-4

средняя-12

низкая-2

3. Степень усталости

сильная-6
средняя-12

низкая-2

высокая -1

средняя-15

низкая-2

4. На сколько лет вы себя ощущаете

45 30 45 18 20 25 25 50 50 25  35

40 50 35 30 18 30 18

40 35 40 16 18 20 18 41 45 30 45 13 35 30 35 30 25  60

5. Сколько уроков в течение четверти были

интересными

40-50%

40%

добротными

30%

50%

хорошими

10%

 все

средними

10%

В конце недели 10%

неудачными

1-2%

2 -5%

Уровень  вашего здоровья

выше сред.-1

средний –11

удовлетв.-  3

низкий-2

выше сред.-1

средний –11

удовлетв.-  5

низкий-1

Преобладающее настроение в течение дня

бодрое

11

10

уверенное

18

12

нервозное

6

7

грустное

2

2

печальное

1

безразличное

-

позитивное

2

Удалось ли Вам реализовать задуманное

полностью

1

0

частично

19

14

не задумывалась

4

Не знаю

         У нас в школе

весело

11

8

интересно

15

11

Никому ни до кого нет дела

Каждый сам по себе

Творческая обстановка

12

9

Нервозно

1

1

Затрудняюсь ответить

2

            У вас дома

Все в порядке

17

13

Есть проблемы

2

4

Идти домой не хочется

0

по-разному

1

Как вы думаете, ученики относятся к Вам

хорошо

17

16

плохо

замечательно

1

нормально

3

Говорят, что счастливый человек - это тот, кто с радостью идёт на работу, и с радостью возвращается домой
. Любимые коллеги! Оставайтесь такими же высоко классными специалистами в нашем общем деле и незаменимыми сотрудниками. И пусть наш большой коллектив остается на долгие годы таким же сплоченным и дружным как всегда.

Есть расхожее мнение о том, что человек счастлив тогда, когда с радостью идет на работу и с радостью возвращается домой.

Работа важная составляющая нашей жизни. Порой мы проводим на рабочем месте больше времени, чем с семьей. И потому особенно важно, чтобы
работа была в радость. 

Недавно в газете "Метро" были опубликованы данные о том, что 36% читателей
счастливы на работе. На работу как на праздник, реально ли это и от чего зависит такой настрой?

Из тех кому своя работа нравится, лишь половина чувствуют себя счастливыми. Это может завесить от многих причин: отсутствие профессионального роста, моральная неудовлетворенность, плохие отношения с коллегами, неграмотное руководство.

Даже зарплата не всегда может обеспечить человеку удовлетворение и счастье от работы. Лишь 46% респондентов говорят о том, что именно
зарплата делает их счастливыми на работе.

Большое значение для сотрудника имеют хорошие условия труда. Радуют всегда регулярные премии, гибкий график работы, служебный автобус.

Этим аномально жарким летом в некоторых фирмах сотрудникам бесплатно раздавали мороженное. Мелочь, а приятно. Именно такие, казалось бы, «детские» радости могут прекрасно сплачивать коллектив.

Есть замечательный рассказ Михаила Веллера "Хочу быть дворником" о том, что важно просто найти свое место, чтобы быть счастливым, пусть даже и дворника: "все тебя знают, все улыбаются, и никакое тебе начальство не страшно, их много, а дворников не хватает…"

Семь шагов, с помощью которых можно улучшить взаимоотношения на работе

Каждый способ из ниже перечисленных поможет вам погасить разгорающийся конфликт в коллективе, урегулировать его.!

1. Убрать негатив и решиться!

Во-первых,  вам нужно снять негативные эмоции через  релаксацию или медитацию. Нужно твердо решить для себя, что вы хотите «отремонтировать» отношения. Настолько взаимоотношения именно с этими коллегами важны для вас? Если да, то можно идти дальше.

2. Простить.

 Если кто-то из товарищей по работе «насолил» вам настолько, что вы больше не общаетесь так как раньше, то вам нужно  простить. Принять ситуацию, допустить случившиеся без тревоги. Подумать над вопросом: «Зачем мне дано это испытание?»

3.Очертить границы.

 Осознайте свою роль в тех взаимоотношениях, которые были, которые сейчас есть, и которые вам предстоит вернуть или создать. Прочувствуйте всю ответственность. Постарайтесь уйти от сведения счетов и возможных сожалений, не критикуйте и не обвиняйте.

4.Дать возможность понять себя. 

Раз уж вы решились предпринять какие-то действия, вам надо также решительно изменить свое поведение. Уделите время объяснениям своих поступков, переживаний, позвольте другому человеку сполна понять вас. Если он будет понимать логику ваших мыслей и поступков, то это и есть мост к взаимопониманию. Будьте также готовы идти навстречу, выслушивать и разбираться в мыслях коллеги.

5. Настроиться  на позитив. 

Стоит лишь настроиться на положительную волну, как вы увидите много возможных хороших исходов сложившейся ситуации. И в итоге взаимоотношения могут быть налажены. Настойтесь на ожидание того, что и другой человек действует из лучших побуждений. Боитесь, что вас сочтут наивным, и попытаются обмануть? Возможно, но только изначальное доверительное отношение может быть залогом успеха. Если, конечно, этот человек вам нужен на самом деле (см п. 1). А он вам нужен!

6. Слушать больше.

Мы все знаем, как важно, чтобы нас слушали и понимали. Вот и вы, слушайте и понимайте: сделайте такое одолжение, дайте вашему оппоненту выговориться. И в это время внимательно отмечайте про себя все нюансы беседы, не отвлекаясь на возражения и контраргументы. Когда настанет ваша очередь говорить, то можно будет спокойно и обстоятельно указать на сильные и слабые доводы. Главное, делать все спокойно и без суеты. Вы же ведь настроились на перспективу, не так ли?

7. Предпринимать усилия.

 Одно дело решиться к лучшему психологическому климату в коллективе, и совсем другое - предпринимать шаги в этом направлении. Если будете что-то делать лишь время от времени, то и отношения будут такими же незрелыми, а если будете твердо знать, чего хотите, то и добьетесь своего.

                                     Удачи и взаимопонимания!

ГСК ОУ № 480— это стабильный и сплоченный коллектив профессионалов-единомышленников, работающих не только над созданием оптимальной образовательной среды и организацией детского досуга, но и болеющих за воспитание ребят, за их здоровье и интересы, за личностное развитие каждого и создание комфортного микроклимата, во многом обеспечивающего камерную и по-семейному добрую и уютную атмосферу нашей школы, которой мы так гордимся.

Наши учителя — это профессионалы высокого уровня, люди, радеющие за школу и выстраивающие фундамент ее продуктивности и успеха по кирпичику своими каждодневными усилиями. Они любят своих воспитанников, разделяют их проблемы и помогают решить их, всегда понимают и отстаивают интересы ребенка, являясь прежде всего старшими друзьями детей и добрыми помощниками и единомышленниками родителей.

Наконец, наши учителя — просто очень достойные и интересные люди, которые не боятся нового и всегда готовы поучиться, способны признавать свои заблуждения и постоянно совершенствоваться в профессиональном и человеческом смысле, дарят себя детям, не жалея сил и свободного времени и получая от этого радость.

Большинство из наших учителей являются одновременно и воспитателями ГПД, делясь своими знаниями и интересами с ребятами и проводя с ними огромную часть своего времени.

Каждый сотрудник , от администратора до гардеробщицы, предан школе и детям и делает все возможное для того, чтобы у нас всем было по-настоящему хорошо. И, наверное, именно поэтому наши дети вырастают уверенными в себе, защищенными и любимыми, а главное – способными любить и понимать этот мир.



Предварительный просмотр:

Проект решения педсовета

  1. Каждому учителю, классному руководителю проанализировать свое педагогическое взаимодействие с учениками, внести необходимые коррективы с целью улучшения его качества.
  2. Для успешной реализации педагогического взаимодействия стремиться формировать положительную мотивацию обучения, создавать психологическую обстановку коллективного, познавательного поиска.

С этой целью шире использовать интерактивные формы обучения, педагогику сотрудничества, дифференцированное обучение.

  1. Наладить психологические контакты между педагогами и детьми. С этой целью проводить совместные коллективные творческие дела (дни творчества, дни здоровья, спортивные состязания).
  2. Создавать в педагогическом коллективе психологические ситуации, стимулирующие самообразование и самовоспитание личности.

С этой целью психологам школы разработать и провести в коллективе тренинги эффективного общения и взаимодействия для учителей школы, практикум по выходу из состояния гнева.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Педагогический совет «Повышение качества и эффективности образовательного процесса через внедрение современных образовательных технологий в условиях перехода на ФГОС»

Вниманию коллег предлагается доклад заместителя директора по УВР и презентация к докладу педагогического совета по теме "«Повышение качества и эффективности  образовательного процесса   чере...

Методика проведения современных уроков по ФГОС как важнейшее условие эффективности образовательного процесса

Что такое современный урок?Каким должен быть современный урок? (критерии)Что делать, чтобы урок соответствовал требованиям ФГОС?Заседание педсовета проходило в форме урока по ФГОС...

Доклад "Педагогическое взаимодействие - важнейшее условие эффективности образовательного процесса"

Под педагогическим взаимодействием понимается связь субъектов образовательной деятельности, приводящая к количественным и качественным изменениям в учебно-воспитательном процессе и в личностных характ...

Презентация к педсовету "Педагогическое взаимодействие – важнейшее условие эффективности образовательного процесса".

Данная презентация может использоваться при проведении педсовета на тему: "Педагогическое взаимодействие - важнейшее условие эффективности образовательного процесса"....

Современные педагогические технологии как необходимое условие эффективности образовательного процесса в деятельности педагога. технологии современной инфомационно-образовательной среды в условиях реализации ФГОС О УО (ИН)

Педагогическая технология» - это такое построение деятельности учителя, в котором входящие в него действия представлены в определенной последовательности и предполагают достижения прогнозируемог...