Тематический педсовет "Педагогическая компетентность – одно из условий реализации компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе"
презентация к уроку по теме

Кабилова Светлана Фаизовна

Тематический педсовет по проблемной теме школы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tem._pedsovet_na_fevral.docx38.77 КБ
Файл tematicheskiy_pedsovet.pptx347.73 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

дополнительного образования детей

 «Детская школа искусств»

Педагогический совет

«Педагогическая компетентность –

одно из условий реализации компетентностного подхода

в учебно-воспитательном процессе»

г. Когалым - 2010

План педагогического совета

1. Основной доклад по теме: «Педагогическая компетентность – одно из условий реализации компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе»

– заместитель директора по УВР С.Ф.Кабилова.

2. Выступления преподавателей в прениях:

- Чвайда Н.А. преподаватель ОМТД,

- Кашина Ю.Ю. преподаватель ОИИ,

- Устименко Л.И. преподаватель ОНИ,

- Новосад Е.Г. преподаватель ОИИ.

«Педагогическая компетентность – одно из условий реализации компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе»

– заместитель директора по УВР С.Ф.Кабилова.

«Компетентность похожа на призрак:

все о ней говорят, но никто её не видел»

Эльконин Д.Б.

№ 2 Результаты международного исследования, проведённого в 2003 году, убедительно засвидетельствовали, что школа России, обеспечивая учащихся значительным багажом знаний, не формирует у них умения выходить за пределы привычных учебных ситуаций. Выпускники не готовы к успешной адаптации в обществе, не способны к свободному использованию полученных в школе знаний в повседневной жизни.

Государство незамедлительно сделало выводы о необходимости в смене приоритетов образования, проведения реформирования, обеспечения глобальной  модернизации и инновационного развития, как общего, так и дополнительного образования.

Для российской системы образования детей в сфере культуры и искусства возник редкий шанс интенсивного самосовершенствования и опережающего развития, которым она должна непременно воспользоваться. В большинстве регионов Федерации происходят стремительные, бурные и спонтанные процессы, в целом способствующие модернизации и созиданию новой отечественной культуры и нового художественного образования.

№3 Это такие процессы, как:

  • Процесс новой интеграции и синтеза искусств;
  • Осуществление государственной политики, направленной на модернизацию и решение основных задач отечественного образования – обеспечение его доступности, качества и эффективности,
  • Закономерное усиление востребованности дополнительного образования детей, реализующего обучение и воспитание на основе организации творческой и социально- значимой деятельности,
  • Формирование и реализация новой государственной политики инновационного прорыва и развития Российской Федерации, духовно-творческого преображения нации,
  • Процесс рождения новых процессов и областей художественной и эстетической деятельности,
  • Процесс создания и распространения новых наукоёмких, творческих, художественно-образовательных и информационных методик, моделей, технологий,
  • Процесс построения художественно-практической педагогики развивающего образования в сфере искусства и мультимедийного творчества.

№4 Чему же должна учить ДШИ  в условиях модернизации образования сегодня:

  1. Дать ребёнку системообразующее и всестороннее профильное образование (раннюю профессиональную ориентацию, профессиональную подготовку),
  2. Помочь освоить основы современной художественной, художественно-прикладной, социально-культурной деятельности
  3. Обеспечить реальные условия для предпрофессиональной подготовки будущих специалистов нового типа в области массовой культуры и информационных коммуникаций художественно-проектного, мультимедийного, просветительского и досугово-развлекательного направлений (компьютерный дизайн, музыкально-компьютерная аранжировка, исполнение с использованием электронных инструментов, сочинение компьютерной музыки и т.д),
  4.  Максимально развить комплекс творческих способностей ребёнка с учётом его индивидуальности и потребностей.

Школа искусств и существует потому, что это именно то специализированное учреждение образования, которое создано для решения именно этих, столь серьёзных, комплексных и сугубо профессиональных задач социокультурного обеспечения модернизации общества.

№ 5 Как должна учить ДШИ?

Школа искусств в состоянии осуществлять образовательный процесс по трём направлениям:

  1. Профессиональная ориентация
  2. Профессиональная подготовка,
  3. Обучение по интересам в целях творческого самоопределения детей и подростков

ДШИ работает на развитие творческого потенциала ребёнка, его личности и не имеет стандартов. А потому именно здесь открыты все возможности для осуществления творческого эксперементирования, интеграционного обучения творчеству, введения информационных технологий, технологий учебного диалога и учебной игры на основе компетентного кадрового состава преподавателей.

№6 Ещё Я.А. Коменский писал: «…подобно тому, как на чистой доске сведующий в своём деле писатель мог бы написать, а живописец – нарисовать что угодно, так и в человеческом уме одинаково легко начертать всё тому, кто хорошо знает искусство обучения. Если этого не происходит, то вернее верного, что вина не в доске (если только она иногда не бывает шероховата), а в умении пишущего и рисующего». А потому вопрос компетентности  преподавателей школы в условиях модернизации образования является основным вопросом возможности осуществления развития. 

Педагогическая деятельность - сложный, многоуровневый процесс. Можно выделить в нем два момента:

1) передача педагогом ученику своего отношения к искусству, своих знаний, умений, приемов исполнительской работы;

2) раскрытие, выявление и развитие лучших задатков, способностей, заложенных в ученике.

Педагогическое мастерство преподавателя проявляется в органичном сочетании этих двух компонентов, поэтому в воспитании творческой личности ребенка особое значение приобретает компетентность педагога, педагогическое творчество, являющиеся условием для самореализации личности и развития специальных навыков и умений.

Компетентность педагога характеризуется его готовностью к выполнению профессиональных функций, гармоничным единством социальных установок и его психолого – педагогической подготовки.

Преподаватель, ведущий занятия с младшими школьниками, должен создавать на уроках непринужденную, радостную атмосферу, поддерживать в детях игровое настроение, пробуждать их воображение. При этом он обязан не только учить музыке или художественному творчеству, но, что не менее важно, и воспитывать искусством.

Взаимодействие, сотрудничество с учеником, основанное на принципе свободы в эстетическом образовании, трансформируется в проблему необходимости для ребенка не учителя как такового, а наставника. Когда происходит не обучение, а «совместное движение учителя и ученика к вершинам мастерства».

Основная проблема педагогической деятельности – совмещение требований и целей преподавателя с возможностями и целями ученика; овладение педагогической технологией, педагогической техникой.

Личность педагога и характер отношений, складывающихся между учителем и учеником, являются одним из факторов, который стимулирует проявление способностей и является благоприятным для развития личностных качеств ученика. 

Творческий контакт педагога с учеником в значительной мере зависит и от формы проведения урока. Наиболее эффективны уроки, где внимание сосредотачивается на художественной сути музыки и конкретных способах ее усвоения. Контакт преподавателя с учеником наступает тогда, когда каждый из них испытывает интерес к занятиям, удовлетворенностью их результатами, когда ученик увлечен все новыми художественно-образными переживаниями и ясно представляет себе стоящие перед ним логически-смысловые задачи. Все это становится стимулом для дальнейших занятий.

Не менее важным факторов для развития компетентной и творческой личности является наличие психологической совместимости между учителем и учащимся.

№7 Поэтому преподавателю для работы с детьми нужно обладать следующим комплексом качеств:

  • личностные (позитивная «Я-концепция», целеустремленность, зрелость, эмоциональность, артистичность, доброжелательность, общительность, тактичность, самосовершенствование, способность понимать детей, самокритичность);
  • профессиональные (знания и умения, помогающие развитию одаренности каждого ученика с учетом индивидуальной психолого-педагогической характеристики); способность к преодолению трудностей; способность предвидеть результаты своего труда.

Компетентность достигается самим человеком в процессе его профессиональной деятельности по мере накопления опыта, в зависимости от его усилий, добросовестного исполнения своих обязанностей, чёткого осознания своих компетентностей и целей их реализации.

Иногда компетентность отождествляют с мастерством и профессионализмом. Основой мастерства становится практический опыт. Но не любой опыт является источником профессионального мастерства. А только такой, который осмыслен с точки зрения его сущности, целей и технологии деятельности. Педагогическое мастерство – это сплав личностно-деловых качеств и профессиональной компетентности преподавателя.

Объективной основой для понимания того, сформирована компетентность преподавателя или нет, является, безусловно, эффективность его деятельности, т.е. результат, который может выглядеть либо как любовь и интерес детей к музыке, к художественному творчеству, к исследовательской работе, либо как активность участия детей в мероприятиях различного уровня, участие и победы в конкурсах, концертная или просветительская деятельность.

№ 8 Остановимся на ключевых или базовых педагогических компетенциях:

  • постановка и решение педагогических задач:
  • умение осуществлять диагностику  творческого опыта учащихся, уровня их музыкальной, эстетической и художественной культуры, способностей, эстетических пристрастий, качества восприятия музыки и окружающей действительности как основания выстраивания индивидуального маршрута погружения ребенка в искусство и творчество;
  • умение осуществлять краткосрочное и долгосрочное прогнозирование;
  • владение педагогическими технологиями.
  • организация учебной деятельности учащихся – умение организовать такую образовательную, развивающую среду, в которой становится возможным достижение результатов ребенка, сформулированных как ключевые компетенции. Строить обучение таким образом, чтобы оно:
  • стимулировало интерес, желание вместе думать и дискутировать, ставить оригинальные вопросы, проявлять независимое мышление, формулировать идеи, высказывать разнообразные точки зрения;
  • мотивировало учеников к более высоким достижениям и интеллектуальному и творческому росту.

Очевидно, что на современном этапе учителю необходимо владеть теми компетенциями, которые он формирует и развивает у своих учеников, а также обладать следующими умениями:

  • учиться вместе со своими учениками;
  • планировать и организовывать самостоятельную деятельность учеников (помогать определять цели и образовательные результаты);
  • мотивировать учащихся, включая их в разнообразные виды деятельности, позволяющие наработать требуемые компетенции;
  • строить учебный процесс, используя разнообразные формы организации деятельности и включая учеников в разные виды работы, учитывая их склонности, индивидуальные особенности и интересы:
  • использовать систему оценивания, позволяющую ученикам адекватно оценивать свои достижения и совершенствовать их;
  • осуществлять рефлексию своей деятельности, поведения и уметь организовать ее у учащихся в процессе учебных занятий;
  • вести занятия в режиме диалога и дискуссии, создавая атмосферу, в которой учащиеся хотели бы высказывать свои сомнения, мнения и точки зрения на обсуждаемый предмет, дискутируя не только друг с другом, но и с учителем, допуская, что их позиция может быть также подвержена сомнению и критике;
  • владеть компьютерными технологиями и использовать их в учебном процессе.

Следующая базовая компетенция

  • осуществление педагогической рефлексии:

т.е. преподавателю необходимо уметь анализировать свою деятельность, уметь представить результаты своего труда (в данном случае хорошим помощником может выступить и портфолио учителя); уметь развивать и обогащать образовательную среду учреждения (создавать всевозможные методические пособия, программы, т.е. продукты интеллектуальной деятельности), уметь осуществлять самореализацию (участвовать в различных конкурсах, проектах), карьерный рост, самообразование, рефлексивную деятельность.

№9 Совсем недавно мы провели анкетирование «Мои педагогические затруднения» и я хочу познакомить вас с результатами, которые мы получили: всего приняли участие 33 преподавателя из 42.

Вывод: на основании результатов анкетирования мы будем продумывать тематику педсоветов, новые формы педагогического общения, чтобы максимально помочь вам преодолеть те затруднения, которые выявились в результате анкетирования.

И последняя базовая компетентность, которую мы рассмотрим сегодня

  • компетенция учителя в сфере педагогического общения - коммуникативная компетенция.

Умение выстраивать отношения с учениками  и родителями, с коллегами  является показателем компетенции преподавателя. Чтобы взаимоотношения с учениками, родителями, коллегами носили продуктивный характер, в процессе обучения и общения не возникало конфликтных ситуаций необходимо владеть знаниями психологической организации другого человека, механизмами установления продуктивных контактов, т.е. владеть коммуникативной грамотностью.

За последние 2 года в нашей школе появились молодые преподаватели, педагогический стаж которых очень мал. Сегодня мне хочется дать слово именно  им, чтобы они имели возможность высказать свои мысли по данной теме.

Мы рассмотрели сегодня основные педагогические компетенции и, подводя итог педсовету, хочу сказать, что современный преподаватель должен понимать процессы, происходящие в рамках модернизации образования России, целенаправленно и успешно реализовывать компетентностный подход в практике обучения учащихся, стремиться самому быть компетентной личностью, способной решать все поставленные перед образованием задачи.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Педагогический совет «Педагогическая компетентность – одно из условий реализации компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе»

Слайд 2

. «Компетентность похожа на призрак: все о ней говорят, но никто её не видел» Эльконин Д.Б .

Слайд 3

Процессы модернизации в культуре интеграция и синтез искусств; обеспечение доступности, качества и эффективности дополнительного образования, востребованность дополнительного образования детей, духовно-творческое преображение нации, новые наукоёмкие, творческие, художественно-образовательные и информационные методики, модели, технологии, художественно-практическая педагогика развивающего образования в сфере искусства и мультимедийного творчества

Слайд 6

«…подобно тому, как на чистой доске сведующий в своём деле писатель мог бы написать, а живописец – нарисовать что угодно, так и в человеческом уме одинаково легко начертать всё тому, кто хорошо знает искусство обучения. Если этого не происходит, то вернее верного, что вина не в доске (если только она иногда не бывает шероховата), а в умении пишущего и рисующего » Я.А. Коменский

Слайд 7

Педагогическое мастерство

Слайд 8

Педагогические компетенции

Слайд 9

«Мои педагогические затруднения»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ вечерних школ в условиях реализации компетентностного подхода в образовании

Статья расскажет о роли самостоятельной работы в вечерних школах в условиях реализации компетентностного подхода в образовании...

Тезисы выступления на пленарном заседании региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе как условие реализации компетентностного подхода»

В докладе представлен материал о сущности личностно-ориентированного обучения, критетриях личностно- ориентированного урока, его  результативности и важности для раскрытия потенциала каждого учен...

Сотрудничество учительского и ученического коллектива как условие реализации компетентностного подхода

Компетентностный подход – один из новых концептуальных ориентиров, направлений развития содержания образования.По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей ...

Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода.

Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода. ...