САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ вечерних школ в условиях реализации компетентностного подхода в образовании
статья по алгебре на тему

кадырова тамара александровна

Статья расскажет о роли самостоятельной работы в вечерних школах в условиях реализации компетентностного подхода в образовании

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samostoyatelnaya_rabota_uchashchikhsya.docx17.17 КБ

Предварительный просмотр:

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ

ВЕЧЕРНИХ ШКОЛ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО

ПОДХОДА В ОБРАЗОВАНИИ

Кадырова Т.А., г. Омск

 Основополагающим требованием общества к современной школе является формирование личности, которая умела бы самостоятельно творчески решать научные, производственные, общественные задачи, критически мыслить, вырабатывать и защищать свою точку зрения, свои убеждения, систематически и непрерывно пополнять и обновлять свои знания путем самообразования, совершенствовать умения, творчески применять их в действительности.   К такой личности  сегодня предъявляется целый пласт новых требований, которые недостаточно или совсем не учтены в программах вечерних школ.  Эти новые требования, как оказывается, не связаны жестко с тем или другим предметом, они носят  надпредметный характер, отличаются универсальностью. Их  формирование требует не столько нового предметного содержания, сколько иных педагогических технологий и методик, которые создавали бы ситуации включения учеников в разные виды деятельности (общение, решение проблем, дискуссии, выполнение проектов).

Суть образовательного процесса в условиях компетентностного подхода сводится к созданию таких ситуаций и поддержке действий, которые могут привести к формированию той или иной компетенции. При этом ситуация должна быть жизненно важной для индивида, нести в себе потенциал неопределенности, предоставлять выбор возможностей, находя резонанс в культурном и социально опыте обучающегося. То есть необходимо моделировать параметры среды, ситуации деятельности, в которой формируются и развиваются определенные компетенции.

Получается, что передача знаний в готовом виде от учителя к ученику не способствует формированию творческой личности, способного к саморазвитию, самообразованию, инновационной деятельности. Обучение предполагает активную деятельность, как учителя, так и учеников. Как бы ни старался учитель, если школьники не работают - процесса познания нет. Главное - приучить детей трудиться самостоятельно. Необходимо перевести учащегося из пассивного потребителя знаний в активного их творца, умеющего сформулировать проблему, проанализировать пути ее решения, найти оптимальный результат и доказать его правильность. 

Для эффективной реализации компетентностного подхода самостоятельная работа учащихся является не просто важной формой образовательного процесса. Она должна стать его основой, целью которой  является улучшение  подготовки, направленной на  формирование знаний, умений и навыков  учащихся, которые они могли бы свободно и самостоятельно применять в практической деятельности.

Формирование таких знаний, умений и навыков происходит в течение всего периода обучения через участие учащихся на уроках, выполнение зачетных заданий и тестов.

Широкое использование методов самостоятельной работы, побуждающих к мыслительной и практической деятельности, развивает важные интеллектуальные качества человека, обеспечивающие в дальнейшем его  стремление к постоянному овладению знаниями и применению их  на практике.

Необходимо помнить, что сегодняшнего  ученика,  в особенности вечерней общеобразовательной  школы, чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к  поиску пути к цели в поле информации и коммуникации. Происходит это потому, что учащиеся часто испытывают серьёзные  затруднения в восприятии учебного материала по изучаемым дисциплинам.

Умелая организация самостоятельной работы с соблюдением нормативов учебного времени служит хорошей подготовкой учащихся к самообразованию, формированию творческой личности. Различные самостоятельные работы   занимают исключительное место на современном уроке, потому что ученик приобретает знания только в процессе самостоятельной деятельности. Ученик на уроке должен трудиться под руководством учителя. Пассивно заслушанное, заученное по учебнику еще далеко не знания. Прочно и хорошо усвоено то, что добыто активным собственным трудом.  Главное, чтобы самостоятельная работа была непрерывной, многогранной, индивидуальной, чтобы ученик имел право выбора и возможность выполнить работу. Ученик должен осознать целесообразность своей самостоятельной работы, тогда она становится активной и эффективной,  а так же  приучает его  искать ответ на вопрос, читать дополнительную литературу, вычленять главное, существенное, давать объяснение и толкование, думать и искать, выдвигать гипотезы, т. е. в конечном итоге добывать знания.

Самостоятельная работа является важнейшей и неотъемлемой частью любого урока, ибо она позволяет исключить праздное времяпрепровождение, заставляет работать мысль, прочнее и глубже усваивать изучаемый материал. Самостоятельные работы должны быть разнообразны, их продолжительность оптимальна для каждого класса. И очень хорошо сказал по этому поводу К.Д. Ушинский: …дитя требует деятельности беспрестанно и утомляется не деятельностью, а ее однообразием и односторонностью.

Перед самостоятельными работами ставится цель развить самостоятельность учащихся, научить их самостоятельно приобретать знания, творчески мыслить, что в свою очередь способствует их подготовки к жизни.

Самостоятельную работу я использую на уроках, как для усвоения нового материала, так и при повторении, закреплении и проверке качества знаний и умений, выполнения домашних заданий.

При разработке системы самостоятельных работ важно знать не только задачи, стоящие перед ними, но и существующие формы и виды.

От формы задания зависит не только характер умственной деятельности учащихся, но и время, отводимое для выполнения работ и на их проверку, интерес учащихся к предмету, организация самопроверки.

Самостоятельная работа может быть: индивидуальной, в парах, групповой, фронтальной.

Я стараюсь организовывать самостоятельную работу на любом по типу уроке, а также на всех его этапах: при объявлении темы урока, работы над целями, во время повторения пройденного и изучения нового материала, закрепления, а также давая задания на дом.

Систематически проводимая самостоятельная работа при правильной ее организации способствует получению учащимися более глубоких и прочных знаний по сравнению с теми, которые они приобретают при сообщении учителем готовых знаний. Организация выполнения учащимся разнообразных по дидактической цели и содержанию самостоятельных работ способствует развитию их познавательных и творческих способностей, развитию мышления. При тщательно продуманной методике проведения самостоятельных работ ускоряются темпы формирования у школьников умений и навыков практического характера, а это в свою очередь оказывает положительное влияние на формирование познавательных умений и навыков.

В заключении хотелось бы заметить, что только сочетание всех видов заданий, облегчает оптимальную организацию самостоятельных работ.

Более высоким уровнем самостоятельной работы является применение таких технологий и уроков как: технологии модульного обучения, технологии индивидуального обучения, уроков – исследований, семинаров, лекций, сообщений и т.д..

Таким образом, самостоятельная работа является неотъемлемой частью учебного процесса. Принципы, заложенные в компетентностном  подходе, должны в итоге способствовать воспитанию самостоятельных, уверенных в себе личностей, обладающих достаточными компетенциями для дальнейшей жизни, для самореализации и раскрытия своего потенциала.

   

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тезисы выступления на пленарном заседании региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе как условие реализации компетентностного подхода»

В докладе представлен материал о сущности личностно-ориентированного обучения, критетриях личностно- ориентированного урока, его  результативности и важности для раскрытия потенциала каждого учен...

Исследовательская деятельность учащихся, как реализация компетентностного подхода в образовании

В статье рассматриваются этапы проведения исследовательской работы с целью осветить проблему организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся....

Сотрудничество учительского и ученического коллектива как условие реализации компетентностного подхода

Компетентностный подход – один из новых концептуальных ориентиров, направлений развития содержания образования.По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей ...

Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода.

Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода. ...