Исследовательская деятельность учащихся, как реализация компетентностного подхода в образовании
статья на тему

В статье рассматриваются этапы проведения исследовательской работы с целью осветить проблему организации проектно-исследовательской деятельности обучающихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Ефремова Илида Наилевна, руководитель методического объединения учителей английского языка  МБОУ СОШ№46 с углубленным изучением отдельных предметов, г. Сургут

ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ КАК РЕАЛИЗАЦИЯ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА  В ОБРАЗОВАНИИ

Новые стандарты образования предполагают внесение значительных изменений в структуру и содержание, цели и задачи образования, смещение акцентов с одной задачи — вооружить учащегося знаниями,  на другую — формировать у него общеучебные умения и навыки, как основу учебной деятельности.

Одним из способов превращения ученика в субъект учебной деятельности является его участие в исследовательской деятельности.

Одной из основных идей компетентностного подхода заключается в том, что компетентность означает способность мобилизовать полученные знания, умения, опыт и способы поведения в условиях конкретной ситуации, конкретной деятельности.

Исследовательская деятельность позволяет решить следующие задачи: развивает научное мышление, транслирует предметное содержание, формирует исследовательские компетенции и воспитывает личность.

Чтобы добиться результатов в процессе формировании исследовательских компетенций, педагогу необходимо научить воспитанника самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решений, устанавливать причинно-следственные связи, оценивать полученные результаты и выявлять способы совершенствования действий.

В настоящее время в инновационной педагогике сложилось несколько точек зрения на понимание сущности учебно-исследовательской деятельности учащихся. Одна из наиболее устоявшихся — концепция учебно-исследовательской деятельности как новой педагогической технологии . [2]

Как правило, на практике в условиях образовательного учреждения все решает не направление науки, а личность педагога, его обаяние, талант, открытость для детей, личная увлечённость данной наукой и многие другие включительно личностные характеристики.

Исследовательская проектная работа ученика – это не игра в науку, не новая форма игровой технологии, но очень серьезная работа. И поэтому учитель прежде чем вовлекать ученика в эту деятельность, должен сам ей овладеть, ибо научить можно лишь тому, что хорошо умеешь делать сам.

Формирование исследовательских компетенций происходит непосредственно в процессе осуществления учащимися исследовательской деятельности. Начиная работу над исследованием, следует ответить не только на вопрос «Как мы это делаем», но и «Почему мы это делаем?». Важно, чтобы каждый участник исследования был в состоянии ответить на вопрос: «Что я лично могу сделать для решения этой проблемы?» [1]

Тем самым осуществляется выбор проблемной области, постановка задач, определяется конечный вид создаваемого продукта, его назначение (чаще всего учебное) и круг пользователей, происходит формирование состава исследовательской группы и распределение обязанностей. При этом соблюдается главный педагогический принцип: наиболее полный учет интересов учащихся, обращение к волнующим их проблемам, подбор посильных задач, максимально способствующих развитию и становлению личности. Затем формулируется тема исследования, определяется характер его формальной представленности и завершенности.

Далее осуществляется отбор содержания, определяется примерный объем, производится его предельная детализация, уточняется функционал участников, сроки исполнения выделенных видов работы.

Работа над исследованием включает в себя насколько этапов:

• подготовительный

• непосредственная работа над исследованием;

• подведение итогов, оформление результатов;

• презентация результатов исследования

Подготовительный этап

На этом этапе предполагается формирование и развитие у учащихся навыков осуществления научного исследования. Учащиеся получают представление о научном способе познания действительности, основных видах исследовательских работ, этапах осуществления исследовательской деятельности, методологии научного творчества, оформлении научно-исследовательских работ, представлении и защите завершенной исследовательской работы.

Помимо развития исследовательских компетенций, на подготовительном этапе необходимо выделить педагогически целесообразные темы курса или разделы, в рамках которых будет проводиться исследование. Далее желательно сформулировать 15-20 индивидуальных и групповых примерных тем, работа над которыми потребует усвоения учащимися необходимых знаний и формирование творческого и жизненного опыта.

При этом желательно, чтобы учащиеся самостоятельно определились в выборе тех или иных тем исследования. Основная задача преподавателя — повлиять на выбор учащихся таким образом, чтобы тематика исследования соответствовала возможностям и наклонностям учеников.

Исследовательская работа может проводиться как индивидуально, так и в группе. Следует добиваться того, чтобы в группе всячески поддерживалась инициатива любого участника. В процессе коллективной работы над исследованием формируются такие качества личности, как умение работать в коллективе, брать на себя ответственность за выбранное решение, анализировать результаты деятельности, чувствовать себя членом команды, подчинять свой темперамент, характер, время интересам общего дела.

Непосредственная работа над исследованием :

Работа над исследованием также делится на этапы.

На первом этапе, который длится не более месяца, необходимо:

• определить область исследования, явление, эпоху, процесс;

• в этой области выбрать узко определенную проблему;

• наметить линию (ход) исследования и рабочую формулировку темы;

• приступить к сбору информации по проблеме исследовании;

• одновременно со сбором информации необходимо создать базу данных, в которую включить отрывки текстов по проблеме исследования, цитаты, библиографию, иллюстративный материал.

На втором этапе ученик под руководством педагога определяет структуру исследовательской работы: обозначает актуальность проблемы; формулирует цель, задачи; определяет объект и предмет исследования; выбирает методы и методики, необходимые для осуществления исследования. Все это отражается в тексте ведения исследовательской работы.

На третьем этапе учащийся проводит литературный обзор по проблеме исследования и приступает к описанию его этапов, что в дальнейшем составит основную часть исследования.

На заключительном этапе ученик подводит итоги: формулирует результаты исследования; делает выводы; анализирует итоги работы.

Цель исследования

Определить цель исследования — значит ответить себе и другим на вопрос о том, зачем мы его проводим.

Задачи исследования

Задачи исследования обычно уточняют его цель. Если цель указывает общее направление исследовательской деятельности, то задачи описывают основные шаги исследователя.

Гипотеза исследования

Гипотеза - это предположение, еще не доказанная логически и не подтвержденная опытом догадка. Слово «гипотеза» - основание, предположение, суждение о закономерной связи явлений. Обычно гипотезы начинаются со слов «предположим», «допустим», «возможно», «если ... то...». В результате исследования гипотеза подтверждается или опровергается.

Подведение итогов, оформление результатов

Когда собраны все сведения, сделаны все необходимые расчеты и наблюдения, приведены эксперименты, нужно кратко изложить на бумаге самое главное. При этом необходимо объяснить учащимся, что все предложенные ими мысли, новые идеи и информация должны быть доказаны. Для этого потребуется:

• дать определения основным понятиям, используемым в исследовании;

• ранжировать основные идеи исследования;

• выработать суждения и умозаключения;

• сделать выводы по результатам исследования;

• указать возможные пути дальнейшего изучения исследованного явления или объекта;

• подготовить текст выступления;

• приготовить тексты, макеты, схемы, чертежи и другие пособия;

• подготовиться к ответам на вопросы.

На этом этапе происходит закрепление и проверка уровня развития исследовательских компетенций учащихся.

В процессе оформления результатов исследования выявляются недоработки и намечаются пути их устранения, готовится необходимая документация, определяются формы его презентации. Главная задача научного руководителя на этом этапе — организовать процесс выявления и устранения недостатков выполненного проекта, оказать помощь в организации его презентации.

Презентация результатов исследования

Презентация исследования — это его публичная зашита, которая может проходить в форме доклада на конференции, защиты на специальном заседании и т.п. Преподаватель должен определить доступные технические средства сопровождения выступления, вследствие чего презентация готовится или в электронном виде, либо в виде стендового доклада со слайдами, видеоматериалами и фотографиями. Публичная защита предоставляет учащимся возможность продемонстрировать уровень развития исследовательских компетенций.

Пример исследовательского проекта:

В результате поиска и анализа научной информации по теме «Лингвокультурное исследование английских имен в курсе УМК

 « Spotlight» (5-11 классы)»,  исполнитель исследовательской работы должен ответить на следующие вопросы :

  1. Узнать историю происхождения английских имен собственных.
  2. Определить факторы, определяющие выбор личных имён.
  3. Исследовать  личные имена в УМК (5-11 классы), определить  уменьшительные формы имен собственных.
  4. Провести анализ ошибок учащихся в употреблении личных имен.

На втором этапе были определены цели и задачи, актуальность, гипотеза  и практическая ценность исследовательской работы.

На третьем этапе был проведен литературный обзор по проблеме исследования и определены  наиболее популярные имя в УМК «Spotlight» , их перевод и история возникновения.

Решая поставленные задачи, мы получили следующие результаты:

  1. Рассматривая английские личные имена, мы познакомились с историей происхождения английских личных имен, проследили вклад народов и наук в английские имена.
  2. Изучая вопрос о личных именах, мы определили роль английских имен в повседневной жизни.
  3. Сравнивая современные и средневековые английские имена, мы выявили существенную разницу между ними.
  4. В ходе проведенных нами исследований, мы определили факторы, определяющие выбор личных имен.
  5. Анализируя словари английских имен, было выявлено, с каким значением возникло имя.
  6. Были определены  наиболее популярные имя в УМК «Spotlight» , их перевод и история возникновения.
  7. Особое место в данном исследовании занимает приложение, состоящее из таблиц источников заимствований английских имен, таблицы значений английских имен, таблицы необычных имен, и списка самых популярных английских имен.

В целом, значимы, все звенья процесса развития исследовательских компетенций учащихся: исследование теоретических источников, обработка результатов, написание работы, защита. Все эти организационные формы направлены на построение содержательного взаимодействия учителя и ученика с целью реализации компетентностного подхода к построению содержания образования.

Литература

1.  Манаков Н. А., Наумова О. Ю. Ваш первый научный проект: Метод. Рекомендации. – Оренбург, 2006.

2.  Обухов А. Исследовательская деятельность как способ формирования мировоззрения //Народное образование, 1999. – № 10.

3.  Харитонов Н. Школьные исследования в летний период //Народное образование, 2001. – № 3.

4.  Федеральный государственный стандарт по иностранным языкам.

URL:http://standart.edu.ru/catalog.aspx?CatalogId=2628


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проектная и исследовательская деятельность учащихся как средство компетентностного подхода при обучении физике и математике

Учителя – люди ищущие. В современных условиях развития общества преподавание физики и математики требует новых подходов, переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие...

Исследовательская деятельность как фактор реализации компетентностного подхода в образовании

В статье освещаются пути формирования и развития информационной, коммуникативной, проблемной и кооперативной компетенций у учащихся....

статья "Информационно – коммуникационные технологии как средство реализации компетентностного подхода в образовании"

В статье рассмотрено несколько определений компетенции,  ключевые компетенции, рассмотрены важные моменты для формирования ключевых компетенций в процессе обучения....

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ вечерних школ в условиях реализации компетентностного подхода в образовании

Статья расскажет о роли самостоятельной работы в вечерних школах в условиях реализации компетентностного подхода в образовании...

1«Цифровые технологии как фактор успешной реализации компетентностного подхода в образовании».

Гипотеза: Влияние КИОС на процесс преподавания технологии и черчения  значительно повысит эффективность процесса обучения  и формирования компетенций школьников, обеспечит подготовку ...

Методическая работа по теме «Исследовательская деятельность учащихся как реализация компетентностного подхода в изучении физики»

   В настоящее время происходят радикальные изменения в обществе, техногенное общество сменяется посттехногенным. В посттехногенном обществе изменяется, прежде всего, отношение к чело...

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ ДЛЯ РЕАЛИЗАЦИИ КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА В ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫМ ЯЗЫКАМ.

Метод исследовательских проектов предполагает развитие познавательных навыков обучаемых, критического и творческого мышления, умения самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информ...