"Контроль и оценка результатов учебной деятельности в условиях реализации компетентностного подхода"
материал на тему

Божко Алексей Николаевич

Выступление на педсовете

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vystuplenie_na_pedsovete.doc63.5 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ «Гимназия №7» (полного дня).

КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ

ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ

КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА.

                                                                                                        Выполнил: учитель географии      

                                                                                                        Божко А. Н.

                                     

г. Оренбург. 2011 г.

1. Компетентность. Компетенция. Компетентностный подход в образовании.

Компетентность – это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/ результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/ проблем.

Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность).

Так что же такое компетентностный подход?

Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний», а на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.

Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).

2. Цели географического образования.

Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных ситуаций, уметь применять полученные знания, сохранять социальную устойчивость, своё “Я” в постоянно меняющихся условиях.

Учитель, чтобы помочь ученику самоопределиться в пространстве окружающего мира может применять такие методы преподавания урока, в которых происходило бы изменение позиции ребёнка: от объекта учения, как получателя информации до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже конструирующего для этого способы действий. Необходимо формировать у учеников владение ключевыми компетенциями, которые составляют личность ученика, его внутренний мир, развивают способности и появляются возможности решать в повседневной жизни проблемы.

Целью географического образования является становление культуры личности, обладающей географическими знаниями, культурно-географическими ценностными ориентациями и строящей свою деятельность в географическом пространстве на основе взаимодействия с природой. Формирование культурно-географической компетентности предполагает развитие всех сфер сознания личности, а именно –

  • мотивационные;
  • ценностно-нормативные;
  • информационно-познавательные;
  • коммуникативные;
  • практико-созидательные.

Чему должны научиться ученики, чтобы овладеть ключевыми компетенциями.

1. Изучать

  • уметь извлекать пользу из приобретённых знаний, умений, навыков;
  • организовать взаимосвязь знаний своих и упорядочить их;
  • уметь решать проблемы;
  • организовать свои собственные приёмы обучения;
  • самостоятельно заниматься своим обучением.

2. Искать

  • запрашивать различные базы данных;
  • получать информацию из различных источников;
  • уметь работать с документами, классифицировать их.

3. Думать

  • занимать позицию в дискуссиях и уметь отстаивать своё мнение;
  • оценивать социальные привычки, связанные с экологией окружающей среды, со здоровьем людей;
  • уметь оценивать произведения искусства и связывать с окружающей действительностью.

4. Адаптироваться

  • уметь использовать новые технологии информации и коммуникации и находить новые решения.

3. Контроль знаний.

В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.
По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.
  Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.

Если на уроках использовать эффективные виды и формы контроля знаний, то показатель качества знаний учащихся будет возрастать.

Основная задача контроля - выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности, усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения.
Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизация.

Сущность диагностической функции контроля состоит в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах.

Прогностическая функция контроля служит опережающей информацией об учебно-воспитательном процессе. В результате такого контроля получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала.

Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих сил и способностей.

Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом – насколько  усвоен и как глубоко изучен учебный материал.

Сущность воспитывающей функции заключается в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.

Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным.

Виды контроля:

1)Исходный

2)Текущий

3)Тематический

4)Итоговый

Формы контроля:

1)Тестовый

2)Устный

3)Письменная работа

4)Практическая работа

5)Зачет

6)Урок – игра

7)Программированные задания.

4. Контроль и оценка результатов учебной деятельности в условиях компетентностного подхода.

1.Устный контроль.

Занимает больше времени, опрашивается небольшое количество учащихся. Однако считаю его очень важным и необходимым – показывает уровень знаний учащегося, его способности к анализу материала, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и т.д. Оценивается прежде всего не умение пересказа текста учебника, а понимание того, о чем идет речь. Поэтому на «основной вопрос» нанизывается ряд дополнительных, которые и показывают способности ученика, о которых было сказано выше. Также задаются и вопросы из ранее изученных тем с целью повторения материала.

Например: 10 класс. «Основной вопрос» - Дайте характеристику биологических ресурсов мирового океана. Дополнительно можно задать еще ряд вопросов, на которые нет прямых ответов в учебнике: Почему именно умеренные широты Атлантического и Тихого океанов обладают высокой биологической продуктивностью? Почему марикультура является единственно возможным вариантом безопасного использования биологических ресурсов океана? Почему лидерами в развитии марикультуры являются страны Дальнего Востока?

Поиск ответов на эти вопросы требует использования ранее полученных знаний по предмету, а также использования знаний из других дисциплин – биологии, истории, экологии.

2. Практические работы, работы в контурных картах.

В курсе географии они занимают достаточно большое место. Имеют свои плюсы – выполняя работу ученик еще раз «прокручивает» изучаемый материал, что способствует его запоминанию; развивается способность извлекать информацию из различных источников – учебника, карт атласа, находить дополнительные источники информации; развиваются такие качества как внимательность, аккуратность, ответственность. При оценке этих работ на первый план выходит правильность и качество выполнения предложенных заданий.

3.Зачет - одна из форм обобщающего итогового повторения, используется  для контроля знаний учащихся.  Цель зачета - систематизировать пройденный материал, создать у учащихся целостное представление о каком-либо изучаемом блоке материалов. Она дает возможность не только проверить уровень усвоения нового материала, но и показывает реальные возможности учащихся, способствует самопроверке знаний, приучает к самостоятельной работе, повышает ответственность учащихся за процесс обучения. Учащимся заранее предлагается ряд вопросов, на которые они отвечает, используя этап самоподготовки и индивидуальной работы с книгами, конспектами, статьями журналов. Зачет позволяет формировать умения и навыки учебного труда. Он дает возможность учителю использовать индивидуальный подход к учащимся, а им - свободно располагать временем, отведенным на усвоение темы.

4. Сообщения, рефераты учащихся.

Также можно использовать для контроля знаний. Обращаю внимание на соблюдение ряда условий: соответствие материала заявленной теме; разумный объем работы; соответствующее оформление работы; умение представить и защитить подготовленную работу, а не просто сдать ее учителю для получения оценки.

5. Письменная контрольная работа.

Наиболее широко использую при проведении входной диагностики, тематического и итогового контроля. При составлении работ во всех классах использую сборники для подготовки к ГИА и ЕГЭ. Как правило структура работы включает в себя задания различного типа. 1-й блок – традиционные тестовые задания с четырьмя вариантами ответа, из которых только один является верным. 2-й блок – задания на установление соответствия, последовательности; выбор трех вариантов из предложенных; знание определений и терминов; задания, требующие дать краткий ответ. 3-й блок – задания с развернутым ответом, требующие записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.

Также контрольные вопросы в разных классах могут включать задания практической направленности: определение географических координат, расчет среднесуточной температуры воздуха, расчет плотности населения, выполнение различных заданий с использованием географических карт.

Такие работы позволяют проверить знания учащихся по определенной теме, при этом в достаточно полном объеме; развивают практические навыки; являются элементом подготовки к итоговой аттестации.

                                Приведу пример одной из таких работ.

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.  «ПОЧВЫ. ЖИВОТНЫЙ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР РОССИИ».  

                                                8 КЛАСС.   ВАРИАНТ №1

1. Установите соответствие между природной зоной и типом почвы.

   1. Степь                                                      а) Серые лесные

   2. Широколиственные леса                      б) Черноземы

   3. Тайга                                                       в) Подзолистые

2. Плодородие почвы зависит от наличия в ней:

   а) влаги  б) минеральных солей  в) воздуха  г) гумуса

3. Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле:

   а) личинок насекомых  б) червей  в) бактерий  г) грибков

4. Какие почвы формируются при увлажнении 0,3 – 0,4?

   а) подзолистые  б) каштановые  в) бурые

5. Большое видовое разнообразие грызунов характерно для природной зоны:

   а) тайги   б) тундры   в) степи   г) пустыни

6. Местами обитания глухарей являются:

   а) степи  б) широколиственные леса  в) луга  г) тундра

7. Установите соответствие между видом ресурсов и относящимися к нему природными ресурсами.

   1. неисчерпаемые                                     а) каменный уголь

   2. исчерпаемые возобновимые               б) энергия ветра

   3. исчерпаемые невозобновимые           в) земельные

8. Мелиорация – это…

9. Заповедник – это…

10. Какие почвы в России наиболее распаханы? Почему?

11. Как происходит образование почвы? Какие факторы оказывают на это влияние? Приведите примеры.

12. Какова роль животных и растений в жизни Земли? (в природе)

КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА.  «ПОЧВЫ. ЖИВОТНЫЙ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР РОССИИ».  

                                                8 КЛАСС.   ВАРИАНТ №2

1. Установите соответствие между природной зоной и типом почвы.

   1. Тайга                                                      а) дерново - подзолистые

   2. Смешанные  леса                                  б) бурые, серо - бурые

   3. Полупустыни                                        в) подзолистые

2. Почва отличается от горной породы:

   а) плодородием  б) увлажнением  в) твердостью  г) цветом

3. Поставщиком основной массы органического вещества в почву служат:

   а) насекомые  б) млекопитающие  в) растения  г) черви

4. Чернозем – самая плодородная почва, так как:

   а) в ней содержится больше гумуса  б) почва хорошо увлажнена    в) она дает высокие урожаи

5. Самый бедный видовой состав растительности характерен для природной зоны:

   а) степей   б) тайги  в) тундры  г) тропических лесов

6. Сайгаки – крупные животные, обитающие в:

   а) тундре  б) тайге  в) высокогорьях  г) полупустынях и пустынях

7. Установите соответствие между видом ресурсов и относящимися к нему природными ресурсами.

   1. неисчерпаемые                                     а) биологические

   2. исчерпаемые возобновимые               б) нефть

   3. исчерпаемые невозобновимые           в) энергия морских приливов

8. Почва – это…

9. Национальный парк – это…

10. Какова роль микроорганизмов в образовании почвы?

11. Почему? От чего? Как нужно охранять почвы?

12. Какова роль животных и растений в жизни человека?

Для более успешного проведения контроля  за знаниями учащихся необходимо:

  1. Гибкое сочетание текущей проверки знаний и умений школьников с итогово-тематическим контролем, организуемым после изучения каждой темы.
  2. Широкое использование разных форм контроля и разумное их сочетание.
  3. Обязательное систематическое освещение результатов контроля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ вечерних школ в условиях реализации компетентностного подхода в образовании

Статья расскажет о роли самостоятельной работы в вечерних школах в условиях реализации компетентностного подхода в образовании...

Тезисы выступления на пленарном заседании региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе как условие реализации компетентностного подхода»

В докладе представлен материал о сущности личностно-ориентированного обучения, критетриях личностно- ориентированного урока, его  результативности и важности для раскрытия потенциала каждого учен...

Сотрудничество учительского и ученического коллектива как условие реализации компетентностного подхода

Компетентностный подход – один из новых концептуальных ориентиров, направлений развития содержания образования.По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей ...

Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода.

Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода. ...

Эффективные дистанционные методы контроля и оценки результатов учебной деятельности школьников

Презентация выступления на РМО по теме "Эффективные дистанционные методы контроля и оценки результатов учебной деятельности школьников" (2021 г.)...

Эффективные методы контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения

В статье рассматриваются эффективные методы контроля и оценки результатов  учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью на уроках русского языка и чтения...