"Контроль и оценка результатов учебной деятельности в условиях реализации компетентностного подхода"
материал на тему
Предварительный просмотр:
МОУ «Гимназия №7» (полного дня).
КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ УЧЕБНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ
КОМПЕТЕНТНОСТНОГО ПОДХОДА.
Выполнил: учитель географии
Божко А. Н.
г. Оренбург. 2011 г.
1. Компетентность. Компетенция. Компетентностный подход в образовании.
Компетентность – это характеристика, даваемая человеку в результате оценки эффективности/ результативности его действий, направленных на разрешение определенного круга значимых для данного сообщества задач/ проблем.
Компетенция – это способность успешно отвечать на индивидуальные или общественные требования или выполнять задание (вести деятельность).
Так что же такое компетентностный подход?
Компетентностный подход в образовании в противоположность концепции «усвоения знаний», а на самом деле суммы информации (сведений), предполагает освоение учащимися различного рода умений, позволяющих им в будущем действовать эффективно в ситуациях профессиональной, личной и общественной жизни. Причем особое значение придается умениям, позволяющим действовать в новых, неопределенных, проблемных ситуациях, для которых заранее нельзя наработать соответствующих средств. Их нужно находить в процессе решения подобных ситуаций и достигать требуемых результатов.
Таким образом, компетентностный подход является усилением прикладного, практического характера всего школьного образования (в том числе и предметного обучения).
2. Цели географического образования.
Для жизненного успеха сегодня требуется социальная мобильность, автономность, способность находить выход из кризисных ситуаций, уметь применять полученные знания, сохранять социальную устойчивость, своё “Я” в постоянно меняющихся условиях.
Учитель, чтобы помочь ученику самоопределиться в пространстве окружающего мира может применять такие методы преподавания урока, в которых происходило бы изменение позиции ребёнка: от объекта учения, как получателя информации до активного субъекта учения, самостоятельно добывающего необходимую информацию и даже конструирующего для этого способы действий. Необходимо формировать у учеников владение ключевыми компетенциями, которые составляют личность ученика, его внутренний мир, развивают способности и появляются возможности решать в повседневной жизни проблемы.
Целью географического образования является становление культуры личности, обладающей географическими знаниями, культурно-географическими ценностными ориентациями и строящей свою деятельность в географическом пространстве на основе взаимодействия с природой. Формирование культурно-географической компетентности предполагает развитие всех сфер сознания личности, а именно –
- мотивационные;
- ценностно-нормативные;
- информационно-познавательные;
- коммуникативные;
- практико-созидательные.
Чему должны научиться ученики, чтобы овладеть ключевыми компетенциями.
1. Изучать
- уметь извлекать пользу из приобретённых знаний, умений, навыков;
- организовать взаимосвязь знаний своих и упорядочить их;
- уметь решать проблемы;
- организовать свои собственные приёмы обучения;
- самостоятельно заниматься своим обучением.
2. Искать
- запрашивать различные базы данных;
- получать информацию из различных источников;
- уметь работать с документами, классифицировать их.
3. Думать
- занимать позицию в дискуссиях и уметь отстаивать своё мнение;
- оценивать социальные привычки, связанные с экологией окружающей среды, со здоровьем людей;
- уметь оценивать произведения искусства и связывать с окружающей действительностью.
4. Адаптироваться
- уметь использовать новые технологии информации и коммуникации и находить новые решения.
3. Контроль знаний.
В широком смысле контроль означает проверку чего-либо. Контроль означает выявление, установление и оценивание знаний учащихся, т. е. определение объема, уровня и качества усвоения учебного материала, выявление успехов в учении, пробелов в знаниях, навыках и умениях у отдельных учащихся и у всего класса для внесения необходимых корректив в процесс обучения, для совершенствования его содержания, методов, средств и форм организации.
По определению контроль это соотношение достигнутых результатов с запланированными целями обучения.
Хорошо поставленный контроль позволяет преподавателю не только правильно оценить уровень усвоения учащимися изучаемого материала, но и увидеть свои собственные удачи и промахи.
Если на уроках использовать эффективные виды и формы контроля знаний, то показатель качества знаний учащихся будет возрастать.
Основная задача контроля - выявление уровня правильности, объема, глубины и действительности, усвоенных учениками знаний, получение информации о характере познавательной деятельности, об уровне самостоятельности и активности учащихся в учебном процессе, определение эффективности методов, форм и способов их учения.
Обучающая функция контроля заключается в совершенствовании знаний и умений, их систематизация.
Сущность диагностической функции контроля состоит в получении информации об ошибках, недочетах и пробелах в знаниях и умениях учащихся и порождающих их причинах.
Прогностическая функция контроля служит опережающей информацией об учебно-воспитательном процессе. В результате такого контроля получают основания для прогноза о ходе определенного отрезка учебного процесса: достаточно ли сформированы конкретные знания, умения и навыки для усвоения последующей порции учебного материала.
Развивающая функция контроля состоит в стимулировании познавательной активности учащихся, в развитии их творческих сил и способностей.
Сущность ориентирующей функции контроля – в получении информации о степени достижения цели обучения отдельным учеником и классом в целом – насколько усвоен и как глубоко изучен учебный материал.
Сущность воспитывающей функции заключается в воспитании у учащихся ответственного отношения к учению, дисциплины, аккуратности, честности.
Контроль должен быть целенаправленным, объективным, всесторонним, регулярным.
Виды контроля:
1)Исходный
2)Текущий
3)Тематический
4)Итоговый
Формы контроля:
1)Тестовый
2)Устный
3)Письменная работа
4)Практическая работа
5)Зачет
6)Урок – игра
7)Программированные задания.
4. Контроль и оценка результатов учебной деятельности в условиях компетентностного подхода.
1.Устный контроль.
Занимает больше времени, опрашивается небольшое количество учащихся. Однако считаю его очень важным и необходимым – показывает уровень знаний учащегося, его способности к анализу материала, умение сравнивать, обобщать, делать выводы и т.д. Оценивается прежде всего не умение пересказа текста учебника, а понимание того, о чем идет речь. Поэтому на «основной вопрос» нанизывается ряд дополнительных, которые и показывают способности ученика, о которых было сказано выше. Также задаются и вопросы из ранее изученных тем с целью повторения материала.
Например: 10 класс. «Основной вопрос» - Дайте характеристику биологических ресурсов мирового океана. Дополнительно можно задать еще ряд вопросов, на которые нет прямых ответов в учебнике: Почему именно умеренные широты Атлантического и Тихого океанов обладают высокой биологической продуктивностью? Почему марикультура является единственно возможным вариантом безопасного использования биологических ресурсов океана? Почему лидерами в развитии марикультуры являются страны Дальнего Востока?
Поиск ответов на эти вопросы требует использования ранее полученных знаний по предмету, а также использования знаний из других дисциплин – биологии, истории, экологии.
2. Практические работы, работы в контурных картах.
В курсе географии они занимают достаточно большое место. Имеют свои плюсы – выполняя работу ученик еще раз «прокручивает» изучаемый материал, что способствует его запоминанию; развивается способность извлекать информацию из различных источников – учебника, карт атласа, находить дополнительные источники информации; развиваются такие качества как внимательность, аккуратность, ответственность. При оценке этих работ на первый план выходит правильность и качество выполнения предложенных заданий.
3.Зачет - одна из форм обобщающего итогового повторения, используется для контроля знаний учащихся. Цель зачета - систематизировать пройденный материал, создать у учащихся целостное представление о каком-либо изучаемом блоке материалов. Она дает возможность не только проверить уровень усвоения нового материала, но и показывает реальные возможности учащихся, способствует самопроверке знаний, приучает к самостоятельной работе, повышает ответственность учащихся за процесс обучения. Учащимся заранее предлагается ряд вопросов, на которые они отвечает, используя этап самоподготовки и индивидуальной работы с книгами, конспектами, статьями журналов. Зачет позволяет формировать умения и навыки учебного труда. Он дает возможность учителю использовать индивидуальный подход к учащимся, а им - свободно располагать временем, отведенным на усвоение темы.
4. Сообщения, рефераты учащихся.
Также можно использовать для контроля знаний. Обращаю внимание на соблюдение ряда условий: соответствие материала заявленной теме; разумный объем работы; соответствующее оформление работы; умение представить и защитить подготовленную работу, а не просто сдать ее учителю для получения оценки.
5. Письменная контрольная работа.
Наиболее широко использую при проведении входной диагностики, тематического и итогового контроля. При составлении работ во всех классах использую сборники для подготовки к ГИА и ЕГЭ. Как правило структура работы включает в себя задания различного типа. 1-й блок – традиционные тестовые задания с четырьмя вариантами ответа, из которых только один является верным. 2-й блок – задания на установление соответствия, последовательности; выбор трех вариантов из предложенных; знание определений и терминов; задания, требующие дать краткий ответ. 3-й блок – задания с развернутым ответом, требующие записать полный и обоснованный ответ на поставленный вопрос.
Также контрольные вопросы в разных классах могут включать задания практической направленности: определение географических координат, расчет среднесуточной температуры воздуха, расчет плотности населения, выполнение различных заданий с использованием географических карт.
Такие работы позволяют проверить знания учащихся по определенной теме, при этом в достаточно полном объеме; развивают практические навыки; являются элементом подготовки к итоговой аттестации.
Приведу пример одной из таких работ.
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. «ПОЧВЫ. ЖИВОТНЫЙ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР РОССИИ».
8 КЛАСС. ВАРИАНТ №1
1. Установите соответствие между природной зоной и типом почвы.
1. Степь а) Серые лесные
2. Широколиственные леса б) Черноземы
3. Тайга в) Подзолистые
2. Плодородие почвы зависит от наличия в ней:
а) влаги б) минеральных солей в) воздуха г) гумуса
3. Биологические остатки перегнивают под воздействием живущих в земле:
а) личинок насекомых б) червей в) бактерий г) грибков
4. Какие почвы формируются при увлажнении 0,3 – 0,4?
а) подзолистые б) каштановые в) бурые
5. Большое видовое разнообразие грызунов характерно для природной зоны:
а) тайги б) тундры в) степи г) пустыни
6. Местами обитания глухарей являются:
а) степи б) широколиственные леса в) луга г) тундра
7. Установите соответствие между видом ресурсов и относящимися к нему природными ресурсами.
1. неисчерпаемые а) каменный уголь
2. исчерпаемые возобновимые б) энергия ветра
3. исчерпаемые невозобновимые в) земельные
8. Мелиорация – это…
9. Заповедник – это…
10. Какие почвы в России наиболее распаханы? Почему?
11. Как происходит образование почвы? Какие факторы оказывают на это влияние? Приведите примеры.
12. Какова роль животных и растений в жизни Земли? (в природе)
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА. «ПОЧВЫ. ЖИВОТНЫЙ И РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР РОССИИ».
8 КЛАСС. ВАРИАНТ №2
1. Установите соответствие между природной зоной и типом почвы.
1. Тайга а) дерново - подзолистые
2. Смешанные леса б) бурые, серо - бурые
3. Полупустыни в) подзолистые
2. Почва отличается от горной породы:
а) плодородием б) увлажнением в) твердостью г) цветом
3. Поставщиком основной массы органического вещества в почву служат:
а) насекомые б) млекопитающие в) растения г) черви
4. Чернозем – самая плодородная почва, так как:
а) в ней содержится больше гумуса б) почва хорошо увлажнена в) она дает высокие урожаи
5. Самый бедный видовой состав растительности характерен для природной зоны:
а) степей б) тайги в) тундры г) тропических лесов
6. Сайгаки – крупные животные, обитающие в:
а) тундре б) тайге в) высокогорьях г) полупустынях и пустынях
7. Установите соответствие между видом ресурсов и относящимися к нему природными ресурсами.
1. неисчерпаемые а) биологические
2. исчерпаемые возобновимые б) нефть
3. исчерпаемые невозобновимые в) энергия морских приливов
8. Почва – это…
9. Национальный парк – это…
10. Какова роль микроорганизмов в образовании почвы?
11. Почему? От чего? Как нужно охранять почвы?
12. Какова роль животных и растений в жизни человека?
Для более успешного проведения контроля за знаниями учащихся необходимо:
- Гибкое сочетание текущей проверки знаний и умений школьников с итогово-тематическим контролем, организуемым после изучения каждой темы.
- Широкое использование разных форм контроля и разумное их сочетание.
- Обязательное систематическое освещение результатов контроля.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА УЧАЩИХСЯ вечерних школ в условиях реализации компетентностного подхода в образовании
Статья расскажет о роли самостоятельной работы в вечерних школах в условиях реализации компетентностного подхода в образовании...
Тематический педсовет "Педагогическая компетентность – одно из условий реализации компетентностного подхода в учебно-воспитательном процессе"
Тематический педсовет по проблемной теме школы...
Тезисы выступления на пленарном заседании региональной научно-практической конференции «Использование современных технологий в образовательном процессе как условие реализации компетентностного подхода»
В докладе представлен материал о сущности личностно-ориентированного обучения, критетриях личностно- ориентированного урока, его результативности и важности для раскрытия потенциала каждого учен...
Сотрудничество учительского и ученического коллектива как условие реализации компетентностного подхода
Компетентностный подход – один из новых концептуальных ориентиров, направлений развития содержания образования.По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей ...
Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода.
Представление педагогического опыта. Применение технологии уровневой дифференциации на уроках русского языка и литературы в условиях реализации компетентностного подхода. ...
Эффективные дистанционные методы контроля и оценки результатов учебной деятельности школьников
Презентация выступления на РМО по теме "Эффективные дистанционные методы контроля и оценки результатов учебной деятельности школьников" (2021 г.)...
Эффективные методы контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся на уроках русского языка и чтения
В статье рассматриваются эффективные методы контроля и оценки результатов учебной деятельности учащихся с умственной отсталостью на уроках русского языка и чтения...