Конспект совместного открытого урока для учащихся начальной школы на тему «Масленица».
план-конспект урока по теме

Перекрестова Екатерина Владимировна

Открытый урок проводиться совместно учителем - логопедом и педагогом -психологом.  Занятие проводиться для учащихся начальной школы 2-4 класс. К занятию прилагается презентация на тему:  "Масленица". 

Цели урока :

- Формировать навык звукобуквенного и фонематического анализа;

- развивать коммуникативные навыки;

 -повышать уровень общего речевого развития учащихся;

- расширять знания и представления о русских народных праздниках;

 -совершенствовать четкость дикции;

- развивать интонационную выразительность речи;

- развивать воображение, чувство юмора, внимание, координацию движения; - способствовать снятию  эмоционального напряжения;

- отрабатывать полноценные навыки  чтения  и письма.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект совместного открытого урока   для учащихся начальной школы на тему «Масленица».

Учитель - логопед Перекрестова Е.В., педагог - психолог Арутюнян Н.Ю.

МБОУ ЦДК «Детство»

Цели:

- Формировать навык звукобуквенного и фонематического анализа;

- развивать коммуникативные навыки;

 -повышать уровень общего речевого развития учащихся;

- расширять знания и представления о русских народных праздниках;

 -совершенствовать четкость дикции;

- развивать интонационную выразительность речи;

- развивать воображение, чувство юмора, внимание, координацию движения; - способствовать снятию  эмоционального напряжения;

- отрабатывать полноценные навыки  чтения  и письма.

Ход урока.

  1. Знакомство в круг. ( с помощью мячика каждый ребенок рассказывает о себе)
  2. А сейчас мы проверим как вы помните сказки.

1.Кто помог Ивану – царевичу достать златогривого коня и освободить Елену Прекрасную?(Волк) .Назовите первый звук .

2.Назовите имя героя из сказки, в которой печь сама к царю приехала, а ведра сами домой пошли?(Емеля).Назовите первый  звук.

3. Без какого продукта не может обойтись повар, приготавливая любое блюдо?(Соль) .Назовите первый  звук.

4.В какое время суток в «повести малыш и Карлсон» воры лазали по крышами снимали бельё?(Ночь) . Назовите первый  звук.

5. Какой сказочный герой может помочь слепому коту, хромой лисе, раненой ласточке, и другим птицам и животным?(Айболит). Назовите первый звук.

Появляется слово весна.

3.Чтение скороговорок ,деление на команды .

Дети вытягивают написанные на разноцветных листочках поговорки и стихии делятся на команды.

Много снега — много хлеба,        

Много воды — много травы.

Невесело птичке в клетке золотой

Недочитанная книга —        

Что непройденный путь.

Правда в огне не горит

И в воде не тонет.

Все бобры добры до своих бобрят.


Белый снег. Белый мел.

 Белый сахар тоже бел.

 А вот белка не бела.

 Белой даже не была.

Сколько не ело сито,

 Ни разу не было сыто.

У ежа ежата, у ужа ужата.

Еле-еле Лена ела,

 Есть из лени не хотела.

Две разноцветные курицы бегают по улице.

Цыпленок и курица пьют водицу на улице.

Зимним утром от мороза

 На заре звенят березы.

4.Образуй новые слова

Великан -

 картина — -

Буратино-

5. Угадай загадки.

Чётко прочитай загадки своему товарищу в умеренном темпе, громко

Ласково:                                    Хитро:

Мохнатенькая,                            С хозяином дружит,

Усатенькая,                                 Домик сторожит,

Ест и пьёт,                                   Живёт под крылечком,

Песенки поёт.                             А хвост колечком.

(Кошка)                                                             (Собака)

Строго и вопросительно:

Кто с высоких толстых сосен

В ребятишек шишку бросил,

А в кусты через пенёк

Промелькнул, как огонёк?

(Белка)

С гордостью:                             Удивлённо:

Не куст, а с листочками.            Что такое перед нами

Не рубашка, а сшита.                Две оглобли за ушами

Не человек, а рассказывает.     На глазах по колесу

(Книга)    И седелка на носу?

(Очки)

Медленно и устало:

Мы день не спим,

Мы ночь не спим,

И день и ночь

Стучим, стучим.

(Часы)

Строго и сердито

В полотняной стране

По реке простыне

Плывет пароход,

То назад, то вперед,

А за ним такая гладь,

Ни морщинки не видать.

(Утюг)

Весело

Вдоль по речке, по водице

Плывет лодок вереница,

Впереди корабль идет,

За собою их ведет,

Весел нет у малых лодок,

А кораблик больно ходок.

Вправо, влево, взад, вперед

Всю ватагу повернет.

(Утка с утятами)

6. Упражнение  «Летает – не летает»

 Упражнение на развитие переключения внимания, произвольности выполнения движений.

 Дети садятся или становятся полукругом. Ведущий называет предметы. Если предмет летает - дети поднимают руки. Если не летает - руки у детей опущены. Ведущий может сознательно ошибаться, у многих ребят руки непроизвольно, в силу подражания будут подниматься. Необходимо своевременно удерживаться и не поднимать рук, когда назван нелетающий предмет.

7. Отгадай ребусы:

.7.Найди слова

хлев, щель, укол, зубр, коса, полк, волк, краб,

брак, восемь, вокруг, победа, Иван, машина, косы,

девочки, спешка, вдруг, сутки, дорожки, песок,

горошина, опушка, задача, дочурка, черемуха,

трубач, хитрость, стрекоза, драма, крапива, гроза,

газета, гитара, дубрава, ствол.

8. Прочитай справа на лево и запиши их.

еымокесан, еинещемоп, акшубаб, акшутрев, акшуртан акшутохох, акшунивс, акшуратс, акшуполх, кинвопиш.

9.Упражнение "Угадай животное"

Каждый участник по очереди загадывает животное и описывает его: "Я знаю животное, которое..." (например: сумчатое, живет на дереве, обитает в Австралии; самое большое морское животное; домашнее животное, которое ловит мышей). Следующий участник должен отгадать. Если он затрудняется, загадавший животное участник может дополнить его описание.

Рекомендуется использовать различные описания одного и того же животного, а также классификацию: домашнее, дикое, хищное; птица, рыба, насекомое и т.п.

10. Разгадай  кроссворд.

1 Мама медвежонка (медведица)

2. Предмет для хранения салатов (салатник)

3.Открытая обувь, которую носят летом (босоножки)

4.Мама кролика (крольчиха)

5.Игра с мячом ,когда надо забросить мяч в корзину (баскетбол)

6. Человек, который играет на гармошке (гармонист)

7. Место, в котором любят играть все дети (песочница)

8.Сказочная птица (жар- птица)

9. Сказочный персонаж, злая старуха, колдунья (баба яга)

Из букв составляется слово масленица.

Список использованной литературы:

1.  Панфилова М.А. Игротерапия общения – М.: Издательство ГНОМ и Д, 2000.

 2.  Рогов Е.И. Настольная книга практического психолога – М.: ВЛАДОС, 1999.

  1. Столяренко Л.Д. Основы психологии - Ростов-на-Дону: Феникс, 1999.

  1. А.В. Ястребова, Т.П. Бессонова Обучаем читать и писать без ошибок: Комплекс упражнений для работы учителей-логопедов с младшими школьниками по предупреждению и коррекции недостатков чтения и письма. — М.: АРКТИ, 2007. — 360 с: ил. {Коррекционная педагогика)

  1. Логопедия в школе: Практический опыт: Учебно-практ. пособие / Под ред. В.С. Кукушкина. - 2-е изд., перераб. и доп. - (Серия 'Педагогическое образование') Издательство:Март,2005.

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Открытый урок для учащихся начальной школы Учитель – логопед Перекрестова Е.В.

Слайд 2

Цели и задачи Закрепление навыка звуко-буквенного анализа; Анализ и синтез слогов и слов; Активизация лексико – грамматических средств языка; Развитие коммуникативных качеств; Снятие эмоционального напряжения; Отработка полноценных навыков чтения и письма;

Слайд 3

Угадай слово в е с н а

Слайд 4

Разгадай кроссворд м е в е д и ц а с а л а т н и к б о с о н о ж к и к р о л ь ч и х а д б а с к е т б о л г а р м о н и с т п е с о ч н и ц а ж а р п т и ц а б а б а я г а

Слайд 5

Что за праздник масленица? Масленица, сырная неделя (до реформы орфографии также часто масляница) — праздничный цикл, сохранившийся на Руси с языческих (дохристианских) времён. Обряд связан с проводами зимы и встречей весны. После крещения Руси Масленица празднуется в последнюю неделю перед Великим постом, за семь недель до Пасхи. Главными атрибутами масленицы являются блины и народные гуляния. Масленица — исконно русский праздник, сохранившийся с языческих времен. Семь дней Москва звенит бубенцами, кричит гармошками, горит пестрыми красками нарядов. Народ провожает надоевшую зиму, встречает долгожданную весну. Но самое главное — это блины! Блин — символ солнца. Такой же круглый и горячий. С пылу с жару подаются они на стол. С маслом, со сметаной, с икрой, с грибами, с севрюжиной или осетриной — на любой вкус.

Слайд 6

Что за праздник Масленица? А в последний день Масленицы сжигают соломенное чучело — символ зимы. Провожают зиму до следующего года. Кроме того, Масленица это персонаж славянской мифологии. Масленица воплощает в себе сразу трех персонажей: Плодородие, Зиму и Смерть. Само название праздника еще в древние времена было перенесено на антропоморфный персонаж, который в самом начале праздника торжественно встречали с величальными песнопениями на горке. Последний день Масленицы — Прощеное Воскресенье. Все просят друг у друга прощения, освобождаясь от грехов перед Великим постом. Кланяются в ноги. А в ответ слышат знакомое: «Бог простит». Уходит Масленица, а вместе с ней и зима.

Слайд 7

Встреча весны


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок химии в начальной школе

Лабораторная работа  "Очистка воды"...

Открытый урок химии в начальной школе

Лабораторная работа "Горение. Пожар"...

Занятия с учащимися начальной школы по теме "Правила поведения в школе"

Презентация к занятиям в начальной школе по формированию правил поведения учащихся в школе...

План открытого урока с учащимся 2-го класса "Тема урока: Работа над художественными произведениями на начальном этапе обучения в классе скрипки."

Идея этого урока в том, чтобы продемонстрировать некоторые способы работы над формированием образа, характера произведения, а также определить конкретные движения рук для наилучшей передачи задуманног...

Внеклассного мероприятия по физике для учащихся начальной школы по теме « Первое знакомство с физикой»

Цели данного мероприятия:·         познакомить обучающихся с новым предметом школьного курса – физикой;·         определ...

Внеурочное мероприятие для учащихся начальной школы по теме "Английский алфавит"

В материале представлена разработка внеклассного меоприятия на английском языке для учащихся начальной школы (4 класс). Тема мероприятия "Английский алфавит"....

Олимпиада для учащихся начальной школы по теме "Мои права, мои обязанности"

Олимпиада для учащихся начальной школы по теме "Мои права, мои обязанности"...