Главные вкладки

    Аналитический отчёт учителя-дефектолога по итогам коррекционно-развивающей работы за 2012-2013 учебный год.
    учебно-методический материал на тему

    Редькина Елена Вячеславовна

    В данном отчёте представлен самоанализ работы учителя-дефектолога по основным направлениям деятельности:

    - диагностическое;

    - коррекционно-развивающее;

    -аналитическое;

    - информационно-просветительское и профилактическое;

    - организационно-методическое.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon analiticheskiy_otchyot_za_2012-2013_uch._god.doc144.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение № 137– детский сад комбинированного вида г. Тулы

    _______________________________________________________________________________________________________________

    Аналитический отчёт

    по итогам коррекционно-развивающей работы

    за  2012 – 2013 учебный год

                                                                                 


                    Анализ результатов коррекционно-педагогической работы за 2012-2013 учебный год даёт возможность сделать определённые выводы. В результате анализа данных, полученных в ходе психолого-педагогического обследования, проведённого в течение первых двух недель сентября, у детей в разной степени проявления были выявлены недостатки в развитии сенсорной сферы, мыслительных процессов, речи в сочетании со сниженной познавательной активностью, недостаточной сформированностью мотивационно-целевой основы деятельности, самоконтроля, саморегуляции, нарушения интеллектуальной работоспособности с падением по мере утомления способности к запоминанию, концентрации внимания, нарастание психической медлительности. У всех детей отмечался дефицит общего запаса знаний и представлений об окружающем мире, а также запаздывание формирования мышления в целом - способности к обобщению, абстрагированию, логическим построениям. У отдельных детей отмечались признаки психомоторной возбудимости.

          В зависимости от структуры дефекта и степени его выраженности была  определена содержательная направленность коррекционной работы с позиций индивидуально-дифференцированного подхода к обучению и воспитанию детей с ограниченными возможностями здоровья. Коррекционно-педагогическое воздействие, реализующееся в форме фронтальной и индивидуальной непосредственно образовательной деятельности, было направлено на восполнение пробелов предшествующего этапа развития, и ориентировано на зону ближайшего развития ребёнка (в соответствии с программным содержанием).

         Усвоение программного материала детьми происходило в соответствии с индивидуальными  возможностями  и темпом психического развития, в связи с чем осуществлялся более тщательный отбор содержания образования, использовались адекватные методы и приёмы обучения.

          На занятиях по развитию элементарных математических представлений при овладении учебным материалом у большинства детей отмечалась слабость аналитико-синтетической функции мышления, неустойчивость внимания, повышенная отвлекаемость, механическое воспроизведение последовательности числительных как в прямом, так и обратном порядке, слабые вычислительные навыки, трудности в запоминании зрительного образа цифр и знаков отношений; недоразвитие зрительно-моторной координации, оптико-пространственных функций, мелкой моторики пальцев рук затрудняло овладение детьми письмом цифр, смешение цифр, их зеркальное написание. Часто допускались ошибки персеверации (вычитание заменяли сложением). Все дети испытывали сложности в овладении пространственно-временными  представлениями, зачастую не могли выполнить задания по словесной инструкции, что объясняется непониманием и неадекватным употреблением «пространственных» обозначений. Часть детей в процессе работы проявляли осторожность и нерешительность, желание получить подтверждение правильности своих действий и их одобрение. 

           На занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи, а также на занятиях по ознакомлению с художественной литературой практически все дети испытывали трудности в выделении причинно-следственных отношений между предметами и явлениями, в осуществлении целенаправленного последовательного анализа изучаемого конкретного предмета или явления. Эти и многие другие нарушения сочетались со снижением познавательной активности, неравномерностью деятельности, колебаниями внимания и работоспособности.

         Коррекционно-развивающее обучение строилось с учетом актуальных возможностей каждого ребенка, на основе охраны и укрепления здоровья, создания благоприятной образовательной среды, обеспечивающей не только усвоение знаний, но и развитие личности детей. Занятия фронтального и индивидуального типа организовывались таким образом, чтобы, опираясь на игру, постоянно подводить детей к выполнению учебных заданий. В зависимости от степени овладения тем или иным учебным материалом, элементами учебной деятельности, уровнем повышения познавательной активности доля использования игрового метода обучения варьировалась. Кроме того, коррекционная направленность занятий обеспечивалась максимальным использованием предметно-практической деятельности.       

               Успех коррекционной работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья в дошкольном образовательном учреждении обеспечивается многими составляющими, среди которых важную роль играет педагогическое взаимодействие с семьей. Важно, чтобы родители ребенка с ЗПР стали активными участниками коррекционно-развивающего процесса, поверили в возможности своего ребенка и в положительный результат коррекционно-развивающего обучения. С этой целью активно проводится работа дефектолога с родителями, основанная на  распространении среди родителей специальных педагогических и психологических знаний, приобщении их к коррекционно-педагогической работе. С целью привлечения родителей к использованию разнообразных приёмов коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях домашнего воспитания проводились консультации группового и индивидуального характера, проводилось ознакомление с приёмами взаимодействия с ребёнком, оказание ему действенной помощи в выполнении определённых видов деятельности.

               Одной из форм работы с родителями явилось оформление уголка дефектолога, в который помещается полезная информация по вопросам адекватного использования разнообразных приёмов коррекционно-развивающей работы с детьми в условиях семейного воспитания, педагогические рекомендации по различным направлениям коррекции имеющихся нарушений в психическом развитии детей. В течение учебного года информация в уголке дефектолога обновляется в соответствии с планированием, а также с учётом актуальных потребностей родителей в специальных знаниях. Преемственность в работе с родителями осуществляется также благодаря ведению индивидуальных тетрадей с практическими упражнениями и заданиями игрового характера, направленными на закрепление и совершенствование сформированных у детей навыков и умений.                                                                                                                      

               Необходимым компонентом коррекционно-педагогической деятельности является обеспечение взаимосвязи в работе с воспитателями группы, специалистами – педагогом-психологом и учителем-логопедом, музыкальным руководителем. Это взаимодействие реализуется в таких сторонах совместной деятельности,   как   организация     изучения    детей   группы;   тщательный анализ программ по различным разделам обучения и воспитания, адаптация программного материала в соответствии с особенностями детей, учёт их актуального уровня развития, ориентация на зону ближайшего развития;   перспективное и календарное планирование; взаимопосещение и анализ занятий; организация досуга и развлечений детей.  

         В ходе текущих наблюдений на ежедневных занятиях и по результатам психолого-педагогического обследования, проведённого в январе (одна неделя), можно было констатировать наличие положительной динамики как у каждого из детей, так и у группы детей в целом. Следует отметить, что практически все дети имели недостаточный уровень развития пространственно-временной ориентировки,  логических форм мышления, графических навыков. Однако присутствовали безусловные продвижения в развитии образной и вербальной памяти, внимания, сенсорно-перцептивной деятельности, наглядных форм мышления. Дети стали более успешно применять свои знания в собственной продуктивной и речевой деятельности. Постепенно дети приобретают умения слушать, выполнять требования взрослого, подчинять свои действия заданным правилам, действовать в соответствии со словесной инструкцией или наглядным образцом. Акцент на качестве выполнения заданий в ходе занятия способствует формированию у детей чувства ответственности за полученный результат, стремления к улучшению  результатов в перспективе. У всех детей можно было наблюдать ориентацию на достижение положительного результата в ходе выполнения заданий различного типа. Присутствовала познавательная активность, устойчивая положительная мотивация к занятиям, как фронтальным, так и индивидуальным.

               Во втором полугодии коррекционно-развивающая работа строилась с учётом достижений в психическом развитии каждого ребёнка, а также учитывалась необходимость восполнения имеющихся пробелов в развитии детей с задержкой психического развития. Внимание уделялось созданию необходимых условий развития, позволяющих в полной мере реализовать возможности и потенциал каждого ребёнка; использованию специальных методов, приёмов и средств обучения, обеспечивающих реализацию «обходных путей» обучения; формированию предпосылок для полноценного развития школьно-значимых психофизических функций, подготовка к обучению в школе.  Была продолжена работа по активизации педагогической позиции родителей по отношению к своим детям. Использовались различные методы и формы работы по оптимизации самосознания родителей, были предложены приёмы индивидуальной педагогической тактики при организации и проведении коррекционной работы родителями в условиях домашнего воспитания.

                В течение 4 и 5 недель мая проводилось итоговое диагностическое обследование, анализ результатов которого показал наличие устойчивой положительной динамики в развитии высших психических функций у детей, наметилась тенденция к развитию элементов словесно-логического мышления. Повысились показатели самоконтроля и саморегуляции, что выражается в снижении количества ошибок при выполнении вербальных и невербальных заданий, а также в способности детей увидеть допущенные ошибки и исправить их самостоятельно. У части дошкольников появились устойчивые знания, умения, навыки в практике усвоения элементарного математического материала, несколько повысился уровень выполнения сенсорно – перцептивных операций, дети стали наиболее успешно применять свои знания в речевой, предметно – практической деятельности, осознанно относится к занятиям учебного типа, расширился запас знаний и представлений об окружающем мире, повысился уровень познавательной активности. Приведённые выше результаты диагностики позволяют судить об адекватности выбранных методов и приёмов коррекционно-развивающей работы (Приложение 1).

               Основной целью дальнейшего коррекционно-педагогического воздействия необходимо считать усиление внимания к формированию полноценной жизненной компетенции детей; закрепление приобретённых знаний, умений и навыков;  восполнение имеющихся пробелов в развитии. Особое внимание необходимо обратить на развитие произвольной регуляции деятельности, когнитивной сферы в условиях учебной ситуации через игровой компонент. Вместе с тем, желательно достаточное структурирование образовательной среды, соблюдение режимных моментов, а также повышение роли семьи как адаптирующего фактора ребёнка к новым социально значимым условиям  на начальном этапе обучения в школе.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Анализ работы классного руководителя за 2011- 2012 учебный год. План воспитательной работы на 2012-2013 уч.год

    Данный материал содержит анализ работы с классом в 2011-2012 уч.году и план воспитательной работы на 2012-2013 уч.год....

    Отчёт классного руководителя о проделанной воспитательной работе за 2012-2013 учебный год

    Цель работы на 2021-2013 учебный год:  .Создание условий, способствующих развитию духовно богатой, свободной, физически здоровой, творчески мыслящей личности, способной адаптироваться ...

    Презентация-отчёт о проделанной воспитательной работе за 2012-2013 учебный год

    Презентация о школьной жизни 10-А класса школы № 23 города Керчи за 2012-2013 учебный годСсылка на скачивание презентации: https://yadi.sk/d/oHJ0KggRdkA5Z...

    Использование информационно – коммуникационных технологий в работе учителя- дефектолога, как средство оптимизации коррекционно – развивающего процесса с дошкольниками с ОВЗ

    В последние годы отмечается увеличение числа детей с ОВЗ и, соответственно, возникает необходимость поиска наиболее эффективного пути воспитания и обучения данной категории детей. Для этого как ...

    АНАЛИТИЧЕСКИЙ ГОДОВОЙ ОТЧЁТ УЧИТЕЛЯ - ДЕФЕКТОЛОГА гр. ССД

    Для реализации О (А) ОП МБДОУ «Детский сад № 16 «Золотой ключик» за 2014 – 2015 учебный год  и годовых задач за 2014 – 2015 учебный год, учителем – дефектологом Майсюк А. М.  специализирован...

    Семинар для учителей-дефектологов и учителей-логопедов: «Особенности практической работы учителей-дефектологов и учителей-логопедов в условиях Центра»

    Использование кинезиологических упражнений с детьми старшего дошкольного возраста школьного возраста...