Главные вкладки

    Дифференциация звуков /с-ш/ /ж-з/
    план-конспект занятия на тему

    Степанова Екатерина Николаевна

    Конспект логопедического занятия в 3 классе на тему "Дифференциация звуков /с-ш/ /ж-з/"

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon konspekt_logopedicheskogo_zanyatiya_v_3_klasse.doc79 КБ

    Предварительный просмотр:

                         

                              Специальная (коррекционная) общеобразовательная

               школа-интернат VIII вида города Кольчугино Владимирской области

    Конспект

    логопедического занятия в 3 классе

    Тема: Дифференциация звуков /с-ш/ /ж-з/

    Учитель-логопед: Степанова Екатерина Николаевна

    Идентификационный номер: 265-249-964

                                                              Кольчугино 2012 год


    Тема занятия: Дифференциация звуков (с) (ш) (з) (ж)

    Цель занятия: Упражнение в сравнении, различии и правильном произношении звуков (с) (ш) (з) (ж) в слогах, словах, фразах, рассказе.

    Задачи:

    1. Повторение характеристик этих звуков;
    2. Совершенствование навыков согласования существительных  с числительными по родам;
    3. Упражнение  в звуковом анализе и синтезе слов- паронимов;
    4. Развитие связной речи;
    5. Закрепление навыков чтения;
    6. Становление логического мышления, внимания, памяти, фонематического слуха.

    Оборудование:

    • Предметные картинки на изучаемые звуки, опорные картинки;
    • Магнитная доска, магнитные буквы, бумажные буквы;
    • Конверты со словами (для составления предложений);
    • Письмо с загадками;
    • Магнитофон;
    • Карточки с заданиями;
    • Тетради.

    Ход занятия:

    Ι. Организационный момент

    Логопед: Здравствуйте, ребята!

    А что это за шум в коридоре? Кто-то к нам идет (входит почтальон).

    Ребята, сегодня для вас в школу пришло письмо от лесных жителей. Интересно, что в нем?  (открываю конверт).

    Здесь загадки!  Попробуйте их отгадать. (Дети отгадывают загадки, отгадки-картинки помещаю на доску).

    • Зверька узнаем мы с тобой

    По двум таким приметам:

    Он в шубке беленькой зимой,

    А в шкурке серой - летом.          (Заяц)

    • Вот иголки и булавки

    Выползают из-под лавки.

    На меня они глядят,

    Молока они хотят.                       (Ежик)

    • Хитрая плутовка,

    Рыжая головка,

    Хвост пушистый- краса,

    А зовут ее - …                         (Лиса)

    • Ходит летом косолапо,

    А зимой сосет он лапу.

    Любит рыбу, любит мед

    И в малинник забредет.          (Медведь)

    ΙΙ.Сравнение звуков

    Логопед:

    - Какие пройденные звуки вы услышали в словах-отгадках?

     Вывешиваются на доску звуки (с) (ш) (з) (ж)

    - Правильно, чем они похожи? (все они согласные, твердые).

    - Чем эти пары отличаются? Давайте проверим! Звуки (с) (ш) – глухие, поставим ладошку к горлышку, горло спокойное, значит (с) (ш) какие звуки?

    Правильно, глухие. А теперь произнесем (з) (ж), есть вибрация –это звонкие звуки.

    ΙΙΙ.Развитие фонематического слуха

    Дидактическая игра «Телефон».

    Логопед:

    -  Давайте поиграем!

    Дети произносят слоги и называют звуки, присутствующие в них:

    са-за -ша - жа, оз - ош - ус - уш, ши - сы, зы-жи,  са, шо, зо - жо, су- шу, зу-жу.

    ΙV. Дифференциация звуков в слогах

    Логопед: Посмотрите на доску. На доске картинки с изображением зверят:

    ЗАЯЦ, ЛИСА, ЕЖ, МЕДВЕДЬ.

    - Дети, ваша задача: взять предметные картинки со своих столов и распределить по нахождению в них звуков на магнитной доске  на 4 столбика.

    Объяснить свой выбор и место звука в слове. Например: подарить картинки зверятам, зайцу - зонт, лисе - бусы.

    СЛОВА: БУСЫ, ШУБКА, ШАР, ЗОНТ, ПИЖАМА, ЖУК.

    V. Дифференциация звуков в предложениях

    Логопед:

    - Ребята, на ваших столах лежат конверты, в которых находятся перепутанные слова. Вам необходимо правильно сложить их, прочитать получившиеся  предложения.

    мышка

    кошка

    напала

    на

    Кошка напала на мышку.

    мишка

    шишка

    на

    упала

    Шишка упала на мишку.

    -Какие звуки услышали в предложениях?

    Запишите эти предложения в тетради.

    VΙ.Звуковой анализ и синтез слов. Логопедическое лото

    Логопед:

    - На доске картинки, ваша задача определить место звука в слове

    (4 картинки: Ш-С, Ж-З). У нас есть еж, он волшебный, он встает только на правильный ответ.

    Начало слова, середина, конец. Куда побежит ежик?

    Ш - шапка, шары, груша, лошадь, мышь, камыши.

    С - самолет, оса, автобус, синичка, гуси, карась.

    Ж - жираф, желуди, жук, нож, ножницы, мороженое.

    З - заяц, зонт, коза, зебра, зеркало, корзина.

    VΙΙ.Физкультминутка

    Логопед:

    - А теперь мы немного отдохнем!

    Я читаю стихотворение, вы выполняете движения. Звучит музыка. Послушайте, какие звуки вы услышали?

    «ДОЖДИК»

    Дождик вылился на луг,

    Стало много луж вокруг.

    Засучив скорей штанишки,

    В лужу прыгнули мальчишки.

    Порезвиться захотели-

    Закружились, загалдели…

    Я смотрю: на них рубашки

    Стали, словно промокашки.

    (Аудиозапись музыки дождя. В каких словах вы услышали знакомые звуки С-Ш,З-Ж?)

    VΙΙΙ. Дифференциация звуков в рассказе

    Логопед:

    -Заканчиваю рассказ, слушайте внимательно.

    (При чтении рассказа выставляются на магнитную доску картинки:

    МЕДВЕДЬ, ВЕТКА (валежина), БЕЛКА С ШИШКОЙ, ЗАЯЦ, СОРОКА, ЛОСИ.

    - Слушайте, в конце рассказа вас ждет кроссворд.

    «Как медведь сам себя напугал».

    Вошел в темный лес медведь - хрустнула под тяжелой лапой ветка. Испугалась белка на елке - выронила из лапок шишку. Упала шишка, угодила зайцу в лоб. Вскочил заяц с лежки, помчал в чащу. Наскочил на сороку, та подняла крик на весь лес. Услышали лоси. Пошли лоси по лесу кусты ломать! Тут остановился медведь, насторожил уши. Белка лопочет, сорока стрекочет, лоси кусты ломают. И позади кто-то топочет!? Не уйти ли лучше? Рявкнул медведь и дал стрекоча. Эх, знать бы ему, что позади заяц потопал и белка ему шишкой в лоб угодила! Так медведь сам себя напугал!

    (по Н.Сладкову)

    Разгадывание кроссворда.

    С

    Б

    З

    М

    Ш

    Л

    В

    • Ключевым словом в кроссворде является фамилия автора рассказа.
    • В кроссворде написаны начальные звуки слов.

         - Дети, ваша задача отгадать слова.

    • Отгадывание: о ком и о чем идет речь в этом рассказе?
    • Какое слово получилось по вертикали? (фамилия автора)
    • Прочитаем его  вместе.

    ΙX. Разгадывание ребусов, кроссвордов:

    На карточках для вас задание. Отгадайте ребус и кроссворд. Задание читаем очень внимательно.                        

                                         

       

    Ответ: ШАРФ

    Кроссворд: Давайте угадаем, какие животные спрятались в этих клетках?

    3

    1

    2

    По горизонтали:

    • Маленькая, серенькая, живет в норке (мышка).
    • Кто ходит в иголках? (ежик)

    По вертикали :

    • Название животного, который спит в берлоге (мишка)
    • Как зовут зверька, у которого белые волосы на щеках, спинке и хвосте? (барсук)

    Игра «Чемоданчики».

    - Какие животные спрятались в чемоданчиках?

    На доске схематично изображены чемоданы, на которых буквы:

    О, К, А, К, Ш (кошка)                              Ф, Р, Ж, И, А (жираф)

    Ы, М, Ш ,А, К (мышка)                            К, У, Ж (жук)

    И, М, К, Ш, А (мишка)                            

    Л, Д, Ш, О, А, Ь (лошадь)                         Я, З, А, Ц (заяц)  

    М, О, С (сом)

    С, А, О (оса)                                                З, О, К, А (коза)

    Л, О, Н, С (слон)                                         Б, Е, Р, З, А (зебра)

    X. Подведение итогов, награждение

    Логопед:

    - Молодцы, справились с заданиями. А белочка из сказки  приготовила вам подарок! В коробочке орешки (в сахаре), раздаются   всем детям.

    Всем спасибо!


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Дифференциация звуков [т] и [д]. Закрепление понятий звонкий/глухой звук

    Цель занятия: Сравнение и дифференциация  звуков [т] и [д].Задачи:  Образовательные: закрепление умения давать характеристику звука (по звонкости – глухости, твёрдости - мягкости), зак...

    Знакомство со звуком «н» на материале лексической темы «Перелётные птицы» ,« Дифференциация звуков «н» – «нь» на материале лексической темы «Перелётные птицы»

    Занятие №1 Цель: Знакомство со звуком «н»; Накопление предметного словаря по теме «Перелётные птицы»Занятие №2(Продолжение) - Учить детей различать звуки «н» - «нь» в слогах, словах; - Формировать нав...

    Автоматизация звука «Х» в игровых упражнениях. Дифференциация звуков «С - З».

    На индивидуальном занятии ведется работа на дифференциацию звуков «С – З» и автоматизацию звука «Х» в разных игровых упражнениях, которые затрагивают развитие таких познавательных процессов как: памят...

    Открытое индивидуальное занятие по развитию слухового восприятия и формированию произношения Тема: Автоматизация звука «в». Дифференциация звуков «л-р». Постановка звука «ц». Текст «Осень».

    Открытое индивидуальное занятиепо развитию  слухового восприятия и формированиюпроизношенияТема: Автоматизация звука «в».Дифференциация звуков «л-р».Постановка звука &laqu...