Система работы по развитию графомоторных навыков
консультация на тему

Андреева Венера Фатыховна

Коррекция мелкой и общей моторики, упражнения в штриховке, закрепление навыка рисования, ориентировка на листе бумаги

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл grafom.2_vosstanovlen.docx337.64 КБ

Предварительный просмотр:

СИСТЕМА РАБОТЫ  ПО  РАЗВИТИЮ

ГРАФОМОТОРНЫХ НАВЫКОВ

Коррекция и развитие

 графомоторных  навыков
у детей

с ограниченНыми

возможностями здоровья

                                                                            Разработала  учитель-логопед

                                                                                        МБДОУ «Детский сад №10 «Сказка»  

                                                                  компенсирующего вида

                                                                        Андреева Венера Фатыховна

Пояснительная записка

Цель: формировать графомоторные и сенсорные навыки у детей с проблемами в интеллектуальном развитии .

Задачи: корригировать мелкую и общую моторику, развивать сенсорное и зрительное восприятие, внимание, пространственную ориентировку, слухо-моторную координацию; формировать базовые графические навыки.

Актуальность.

Целенаправленная коррекционная работа по формированию готовности к овладению навыками письма является важным начальным этапом подготовки детей с проблемами в интеллектуальном развитии к обучению. Качество процесса письма в значительной мере обусловливается уровнем развития психомоторной сферы  ребенка.

Конкретными недостатками развития психомоторной сферы являются:

– несформированность зрительно-двигательной координации;

– недостаточный уровень мышечных усилий руки;

– недостатки в развитии микромоторики.

У детей с низким уровнем развития психомоторной сферы отмечаются следующие трудности в написании букв и цифр:

– нестабильность графических форм (по высоте, ширине, наклону элементов букв и цифр);

– отсутствие связных движений при письме, «печатание» элементов букв;

– плохой почерк, сильный тремор, проявляющийся в дополнительных штрихах, дрожащих линиях;

– слишком большое напряжение руки при письме.

Структура непосредственно-образовательной деятельности

I.        Организационный момент.

II.        Мобилизующий момент:

1)        Артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.

2)        Коррекция высших психических функций.

III. Изучение нового материала.

IV. Динамическая пауза.

V. Закрепление. Продуктивная обработка образца.

VI. Рефлексия.

Ожидаемые результаты.

Дети должны уметь:

– выделять каждый палец на руках и называть его;

– выполнять упражнения с карандашом;

– захватывать мелкие предметы и сыпучие материалы;

– выполнять специфические ручные действия с мелкими предметами (нанизывание, кручение, вращение);

– выкладывать предметы из палочек, косточек, бусинок по образцу;

– подбирать и сравнивать парные картинки;

– выполнять определённые действия с предметами, ориентируясь на звуковой сигнал;

– правильно держать ручку и владеть орнаментальным рисованием в тетради;

– правильно писать элементы букв;

– сравнивать и выкладывать по линейке трафареты различных форм и размеров;

– выполнять гимнастику для пальцев и кистей рук.

Характерными методами и приемами являются: пальчиковые игры, артикуляционная гимнастика, дыхательные упражнения, динамические и настольные игры, беседа, работа с природными и сыпучими материалами, игровые задания по застегиванию и расстегиванию различных видов застежек и шнурков.

Литература

1. Агранович, З. Е. Сборник домашних заданий в помощь  логопедам и родителям для преодоления лексико-грамматического недоразвития речи у дошкольников с ОНР [текст] / З. Е. Агранович. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2004.

2. Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии. Книги серии «Библиотека журнала "Воспитание и обучение детей с нарушениями в развитии"». – 2004.

3. Гаврина, С. Е., Кутявина Н. Л., Топоркова И. Г., Щербинина С. В. Учимся писать. Рабочая тетрадь / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина и др. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.

4.  Дефектология // Ежемесячный научно-исторический журнал. – М., 2003. – № 3.

5.  Дошкольное воспитание // Ежемесячный научно-методический журнал. – М., – 2005. – № 3, 5, 6.

6. Коррекция  сенсорного и интеллектуального развития младших школьников с нарушением слуха. Учебно-методическое пособие. [Текст] / под ред. И. А. Михаленковой. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

7. Косинова, Е. М. Уроки логопеда. Игры для развития речи (речевая и пальчиковая гимнастики, говорим правильно и красиво). [Текст] / Е. М. Косинова. – М.: Эксмо, 2004.

8. Крупенчук, О. И. Готовим руку к письму: рисуем по клеточкам. [Текст] / О. И. Крупенчук. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004.

9. Курицына, Э. М., Тараева, Л. А. Большая книга занятий по развитию речи. [Текст] / Э. М. Курицына. – М.: ЗАО «РОСМЭН-ПРЕСС», 2005.

10.  Пожиленко,  Е. А. Волшебный мир звуков и слов (пособие для логопедов). [Текст] / Е. А. Пожиленко. – М.: Гуманит. изд. центр «ВЛАДОС», 2001.

Первый период (сентябрь-ноябрь)

Teмa: Зарисовка точки внутри клетки

Цели: учить размещать круг внутри клеточки; корригировать и развивать слухомоторную координацию; воспитывать мотивацию к учению.

Упражнение «Капельки».

Тема: Ориентировка на листе бумаги.
Проведение прямых линий

Цели: формировать умение вести прямую линию слева направо по разлиновке; корригироватъ мелкую моторику; воспитывать мотивацию к учению.

Упражнение «Дорожка».

Тема: Проведение прямых линий
и постановка точки в уголке клеточки

Цели: формировать умение вести прямые линии и ставить точки в уголках клеточек; корригировать внимание; воспитывать мотивацию к учению.

Упражнение «Бусы».

Тема: Ориентировка на листе бумаги
в клетку. Рисование в тетради прямых линий
с точкой вверху

Цели: формировать умение видеть и вести вертикальные линии на листе бумаги в клетку; корригировать и развивать воображение; воспитывать мотивацию к учению через практическую деятельность учащихся.

Упражнение «Столбики».

Тема: Написание прямых палочек
с наклоном

Цели: формировать умение соединять углы клеточек по диагонали; корригировать и развивать воображение; воспитывать мотивацию к учению.

Упражнение «Забор повалился».

 Тема: Написание кругов «колечки» 

Цели: закреплять графические навыки при зарисовке кругов в рабочей строке; корригировать и развивать зрительное восприятие; воспитывать мотивацию к учению через практическую работу учащихся.

Упражнение «Колечки».

Второй период (ноябрь-февраль)

Тема: Проведение различных линий
в горизонтальном и вертикальном направлениях

Цели: учить проводить различные линии в горизонтальном и вертикальном направлениях; корригировать и развивать общую моторику; воспитывать мотивацию к учению через практическую деятельность учащихся.

Упражнение «Зубцы».

Тема: Волнистые линии

Цели: учить проводить волнообразные линии, не отрывая карандаша от листа бумаги и не выходя за горизонтальные строчки разлиновки; корригировать и развивать память; воспитывать мотивацию к учению через практическую деятельность.

Упражнение «Волны».

 Тема: Рисование овала «яйца»

Цели: учить размещать овал внутри клеточки; корригировать и развивать память; воспитывать мотивацию к учению через практическую деятельность.

Упражнение «Яйца».

 Тема: Обвод нескольких клеток вместе

Цели: формировать умение видеть элементы клетки, ориентироваться в ней; корригировать и развивать мелкую моторику; воспитывать мотивацию к учению через практическую деятельность.

Упражнение «Кирпичики».

Третий период (февраль май)

Тема: Написание кругов в рабочей строке 

Цели: учить зарисовывать внутри клеточек контуры простейших предметов; закреплять графические навыки при зарисовке геометрических фигур (круги, дуги, квадраты, прямоугольники, треугольники, овалы), закреплять эти понятия в речи детей; учить штриховать рисунки с помощью карандашей.

1) Упражнение в написании кругов в рабочей строке.

2) Рисование вишенок, закрашивание красным цветом.

Упражнение «Вишни».

Тема: Написание квадратов

1) Упражнение в написании квадратов.

2) Рисование домиков, закрашивание жёлтым и красным цветом.

Тема: Рисование овощей.
Упражнение в штриховке сверху вниз.
Закрепление навыка рисования овощей

Упражнение «Морковь».

Тема: Штриховка. Обводка овощей
Упражнение в штриховке справа налево.
Закрепление навыков обводки овощей

Упражнение «Помидор».

 Тема: Штриховка наклонно, рисование
овощей. Упражнение в штриховке наклонно.
Закрепление навыков рисования овощей

Упражнение «Лук».

Упражнение «Щавель».

Тема: Упражнение в штриховке,
зарисовке овощей

Упражнение «Горох».

Тема: Упражнение в штриховке,
зарисовке овощей

Упражнение «Огурцы».

Тема: Выкладывание предметов
по образцу, по речевой интонации

Цели: совершенствовать ориентировку на листе бумаги; учить выкладывать изображаемый предмет на столе по образцу, по речевой интонации.

1) Упражнение «Выложите ёлочку».

2) Упражнение «Выложить тучки вверху, ручейки – внизу».

Тема: Проведение линий в горизонтальном
и вертикальном направлениях

Цель: учить проводить различные линии в горизонтальных и вертикальных направлениях.

Упражнения «Вниз по горке», «Волны на море», «Мостик через речку».

Тема: волшебный карандаш

Цели: учить проводить различные линии в горизонтальном и вертикальном направлениях; воспитывать мотивацию к учению через практическую деятельность   детей; корректировать и развивать зрительное восприятие.

Оборудование: дощечки, кисточки, баночки с водой, спички, косточки.

НОД

1. Организационный момент.

Игра «Краски перепутались» (исправить цвета предметов).

Огурец – синий, котёнок – красный,

Морковь – зелёная, горох – оранжевый.

2. Мобилизующий момент.

– Представьте, что у вас в руках верёвочка (натянуть верёвочку в руках (ногах), расслабить).

– Соберите слова на хвосте у жар-птицы (изображение сказочной птицы демонстрируется на доске, на хвосте разбросаны слоги, из которых учащиеся должны сложить слова).

3. Артикуляционная гимнастика.

 На выдохе пропеть гласные «а, у, о, а, у, о».

 Упражнение «Качели».

 Проговорить быстро, медленно, весело:

                        Надо воду посолить и огурчики залить…

                        Хорошие солёные огурчики зелёные!

4. Введение в тему.

                        Палочка волшебная есть у меня, друзья,

                        Палочкою этой могу построить я:

                        Башню, дом, самолёт и большущий пароход!

                                                                         (Карандаш.)

– Отгадайте, что хотел нарисовать карандаш.

5. 1) Игра «Хлопни раз и другой, где красками рисунок видишь мой».

Учитель-логопед.

                   Над бумажным над листом машет кисточка хвостом,

                     И не просто машет, а бумагу мажет.

                     Красит в разные цвета, ух, какая красота!

Задание. Хлопнуть при показе картинок, нарисованных красками.

2) Зарядка для рук.

                Пальцы встали дружно в ряд, десять крепеньких ребят:

                Эти два – всему указки, всё покажут без подсказки.

                Пальцы – два середнячка, два здоровых бодрячка.

                А вот эти безымянны, молчуны, всегда упрямы.

                Два мизинца – коротышки.

                Пальцы главные средь них – два больших и удалых.

Упражнение «Нарисуй дощечку».

Задание. Нарисовать кисточкой и водой на дощечке сетку (прямые горизонтальные и  вертикальные линии).

– Что у нас получилось? (Сетка.)

– Где мы можем с ней встретиться? (В зоопарке, на окне, на огороде…)

Упражнение «Строим горы».

– Выложите спичками горы по образцу.

– Выложите по контуру спичек косточками.

– Уберите спички так, чтобы остались одни косточки.

– Как исправить рисунок так, чтобы из гор получились волны? (Закруглить углы.)

– Можно ли сделать волны из спичек?

6. Динамическая пауза.

                Мы сегодня рисовали, наши пальчики устали.

                Наши пальчики встряхнём, рисовать опять начнём.

7. Закрепление. 

 Упражнение «Вниз по горке, вверх на горку».

 Упражнение «Волны на море» (дорисовать картинку).

8. Итог.

– Понравилось вам, ребята, в гостях у веселого карандаша? Почему его называют веселым? Какие игры, задания, упражнения вам предлагал выполнить карандаш?

Тема: Волшебное путешествие

Цели: учить проводить различные линии в горизонтальном и вертикальном направлении; воспитывать мотивацию к учению через практическую деятельность; корректировать и развивать общую моторику.

Оборудование: картинки, палочки, спички, нитки, стулья, карточки.

НОД

1. Организационный момент.

2. Мобилизующий момент.

Игра «Что покажу, узнайте!».                                                

Я движенье покажу,

А что значит – не скажу.

Вы движенье повторите

И что значит – расскажите!

(Имитируются движения: чистка зубов, умывание, заправка кровати и т. п. Первым садится тот, кто угадает очередное движение).

3. Артикуляционная гимнастика.

 Упражнение «Качели» – кончик языка подводим к верхним и нижним зубам.

  •  Упражнение «Толстушки и худышки».

 Пропеть на выдохе гласные звуки [о], [у] с постепенным усилением и ослаблением голоса.

  •  Проговорить со смешной интонацией рифмованные строки:

                        Облака, облака – кучерявые бока,

                        Легкие, воздушные, ветерку послушные.

4. Введение в тему.

– Выберите слова, называющие предметы, которые нужно взять с собой в дорогу: портфель, куклы, кроссовки, кружка, рюкзак, мячик.             

5.

Чтобы спасти принцессу, нам нужно отправиться за тридевять земель в тридесятое  царство к Кощею Бессмертному.

На нашем пути горы, а над ними не пролететь (маховые движения руками),

А под ними не проползти (движения руками, имитирующие ползание),

А их не обойти (рукой показать дугу).

Дорога тянется напрямик (руки вытянуть прямо) – топ-топ-топ.

– Выложите горы из палочек. Подберите одинаковые пары, чтобы получились «правильные» горы.

Впереди густой лес, где шуршат ветви и листва – шур-шур-шур.

– Выложите ёлочки из спичек.

– Обойдите вокруг стульев.

А прямо перед нами река –

Течёт, течёт, не вытечет,

Бежит, бежит, не выбежит.

– Чтобы её перейти, нужно построить мост из ниток и спичек.

– По какому мосту лучше идти? Тогда пойдемте! Шлёп-шлёп-шлёп.

– Вот мы и пришли в замок Кощея. Чтобы освободить принцессу, нужно подобрать ключ к двери (выполняют задание на карточках).

6. Рефлексия           

Тема: Волнистые линии

Цели: учить проводить волнистые линии в строке; корректировать и развивать память; воспитывать мотивацию к учению через практическую деятельность.

Оборудование: картинки с изображением предметов, игрушки и предметы, соответствующие картинкам, коробки с фасолью, горохом, семечками; нитки, проволока, карандаши (каждому ученику).

НОД

1. Организационный момент.

                                Солнышко ясное встало.

                                – Доброе утро! – сказало.

                                – Доброе утро! – друг другу сказали,

                                  Сон мы и лень от себя отогнали!

2. Мобилизующий момент.

3. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения: «Вкусное варенье», «Болтушка», «Барабанщики».

                        Ра-ра-ра – весь мусор уберём с утра.

                          Ро-ро-ро – весь мусор соберём в ведро.

                           Ре-ре-ре – метём усердно во дворе.

                          Ри-ри-ри – двор убрали – раз, два, три.

                           Ры-ры-ры – не заметили жары.

4. Введение в тему.

– Посмотрите на картинку (картинка закрывается). Выберите те предметы, которые были на картинке.

– Посмотрите на пары картинок (картинки закрываются). Вспомните, какая пара была у каждой картинки.

– Назовите пары одним словом.

– Дополните пары своими предметами, подходящими по смыслу.

Найдите карточку, на которой изображен транспорт. Назовите наземный транспорт, воздушный, водный. Почему они так называются?

                Ветер на море гуляет и кораблик подгоняет;

                Он бежит себе в волнах на раздутых парусах.

Выберите из линий такую, которая подходит для изображения волн.

5. Изучение нового материала.

– Сделайте зарядку для рук.

                        1, 2, 3, 4, 5 – вышли пальчики гулять.

                        Бабу снежную лепили,

                        Птичек крошками кормили,

                        А потом в снегу валялись,

                        А потом с горы катались

                        И друг другу улыбались.

                        Все в снегу домой пришли,

                        Съели суп и спать легли.

– Разберите и сложите в разные коробочки: фасоль, горох, семечки.

– Застегните застёжку с пуговицами.

Намотайте проволоку на карандаш, снимите ее и, прижмите пальцами так, чтобы получились волны.

 Выложите волны из ниток. По контуру ниток положите косточки.

Динамическая пауза.

                                Мы играем на гармошке,

                                Тихо хлопаем в ладошки,

                                Головой слегка качаем,

                                Руки кверху поднимаем,

                                Тянемся и отпускаем.

                                Наши ножки: топ, топ.

                                Наши ручки: хлоп, хлоп.

                                Вниз ладошки опускаем,

                                Слушаем и не мешаем.

6. Закрепление. 

                                                Волны

                                Гонит ветер волны, волны.

                                Хватит, ветер, полно, полно!

                                Успокойся, стань потише!

                                Волны сразу станут ниже.

7. Рефлексия.

Заучивание стихотворения «Волны» с движениями рук.

Тема: Ориентировка на листе бумаги

Цели: совершенствовать ориентировку на листе бумаги, учить выкладывать изображаемый предмет на столе по образцу, по речевой инструкции; воспитывать мотивацию к учению через практическую деятельность; корректировать и развивать мелкую моторику.

Оборудование: мешочки с предметами (у каждого ребёнка свой комплект мелкого материала), подложка с фишкой, спички.

НОД

1. Организационный момент.

2. Мобилизующий момент.

  •  Натянули верёвочку в руках, ногах. Расслабили.
  •  Круговые движения головой в обе стороны.
  •  Вдох – задержать дыхание – выдох.
  •  Вдох – выдыхаем порциями.

3. Артикуляционная гимнастика.

 Упражнение «Соня» – зевнуть и потянуться.

 Упражнение «Трактор»: произносить сочетание звуков [д-т-д-т], меняя громкость и длительность.

 Упражнение «Стрельба»: произносить сочетание звуков [к-г-к-г].

 Говорит колючий ёж:

   – Я на ёлочку похож! (Проговорить, увеличивая темп.)

4. Введение в тему.

Мы к лесной лужайке вышли, поднимая ноги выше,

Через кустики и кочки, через ветви и пенёчки.

И встретили мы... Отгадайте!

                                Вот иголки и булавки

                                Выползают из-под лавки,

                                На меня они глядят,

                                Молока они хотят. (Еж.)

– Что носит ёжик на своих иголках? (Листья, яблоки, ягоды, грибы…)

– На ощупь найдите, у кого в мешочке есть гриб. Давайте подарим эти мешочки ёжику.

– А мы подарим ёжику ниточку с ягодками-бусинками. Соберите все бусинки на проволочку. Ёжик очень доволен.

– Выполните шнуровку «ёжик» (пособие со шнурком раздать).

Дальше в лес мы все пошли, и кого мы там нашли?

                Кто по ёлкам ловко скачет и взлетает на дубы,

                Кто в дупле орешки прячет, сушит на зиму грибы?                                      

– Белке мы приготовили орешки. Найдите, у кого они лежат в мешочках.

– Помогите белке набрать на зиму грибов. Выложите гриб из 2-х ниток (по отдельности – шляпку и ножку).

5. Изучение нового материала.

Зарядка для рук.

                Мы играли, мы играли, наши пальчики устали.

                Мы немножко отдохнём и опять играть начнём.

 Кто на лесной полянке играет в догонялки?

                                Длинное ухо, комочек пуха,

                                Прыгает ловко, любит морковку.

                                                                      (Заяц.)

– Посмотрим, как вы сможете догнать зайчика. Положите перед собой зелёные «полянки», в правую руку возьмите фишки, догоняем…

Зайка в верхнем левом углу (поставить туда фишку), в нижнем правом, посередине, справа, вверху, внизу, в нижнем левом углу…

– Понравилась игра? Зайчик заслужил морковку. У кого они в мешочках? Найдите на ощупь и подарите морковку зайцу.

Динамическая пауза.

                        Зайчик скачет – скок-скок-скок –

                        Под зелёный под кусток.

                        Щиплет травку, кушает,

                        Осторожно слушает: не идёт ли волк?

6. Закрепление.

– Где мы были? (В лесу.) Что интересного видели? Что больше всего понравилось? Давайте на память нарисуем картинку, в которой выразим свои впечатления.

– Теперь создадим коллективную работу о лесных жителях.

– Выложите из спичек ёлочку (по образцу) в середине подложки.

– «Бусинка» будет белочкой. Куда мы её посадим? (На ёлку.)

– «Деревянная косточка» – это ёжик. Где его место? (Под ёлкой.)

– «Пуговички» – зайчики. Где их расположим? (В нижнем левом и правом углах.)

– Красивая получилась у нас картинка!

Работа в тетрадях:

1) изображение ёлочки – палочками на прямоугольнике из шести клеток; прописывание одной строки;

2) изображение шишек в двух клетках с наклонной правой и левой штриховкой; прописывание одной строки через клеточку.

7. Рефлексия.

– Где мы путешествовали? Кого повстречали?

– Каких ещё лесных жителей вы знаете?

Тема: Ориентировка на листе бумаги

Цели: совершенствовать ориентировку на листе бумаги, учить выкладывать изображаемый предмет на столе по образцу, по речевой инструкции; воспитывать мотивацию к учению через практическую деятельность; корректировать и развивать воображение.

Оборудование: спички, косточки.

НОД

1. Организационный момент.

2. Мобилизующий момент.

(См. предыдущие занятия.)

3. Артикуляционная гимнастика.

Упражнения: «Хоботок – заборчик», «Качели», «Кошечка».

                                Дождик, дождик не дожди,

                                  Дождик, дождик, подожди.

                                   Дай дойти до дому дедушке седому.

4. Введение в тему.

Без крыльев летят, без ног бегут, без паруса плывут. (Облака.)

– На что или на кого похожи облачка у вас на партах?

– Найдите облачко, похожее на ваше, на доске.

5. Изучение нового материала.

– Выложите по контуру вашего облака белыми бусинками. Какого цвета бывают облачка?

                        Облачко нахмурится, облачко насупится,

                        В слёзы ударится – ничего не останется.

                                                                                    (Туча.)

– Какого цвета бывают тучи? Сконструируйте из синей нитки тучку.

Динамическая пауза.

Капля раз, капля два, капля медленно сперва –

Кап, кап, кап, кап (хлопки на каждое слово).

Стали капли поспевать, капля каплю подгонять –

Кап, кап, кап, кап (хлопки чаще).

Зонтик поскорей раскроем, от дождя себя укроем.

Задание «Маленькие художники».

– Выложите тучки из ниток. Какого цвета нитки возьмёте? Где расположите тучки на подложке?

– Выложите ручейки по образцу.

– Прямая зелёная ниточка – трава.

– Что за чудо-красота расписала ворота. (Радуга.)

1-й цвет в радуге – цвет помидора,

2-й – цвет морковки,

3-й – цвет одуванчика,

4-й – цвет листьев,

5-й – цвет неба,

6-й – цвет моря (реки),

7-й – цвет фиалки.

– Выложите капли из семечек арбуза по образцу. Внимательно посмотрите, как нужно расположить семечки: «носиком вверх».

Зарядка для рук.

                Мы играли, мы играли, наши пальчики устали,

                Мы немножко отдохнём и опять играть начнём.

6. Закрепление. Работа в тетрадях.

– Соедините предметы, похожие на ту или иную форму.

7. Рефлексия. Игра «Мне нравится цвет».

– Продолжите начатое мной предложение: мне нравится ... цвет, потому что ... .

Тема: Упражнение в штриховке и зарисовке овощей

Цели: закрепить графические навыки при штриховке и зарисовке овощей; воспитывать мотивацию к учению через практическую деятельность; корректировать и развивать мелкую моторику.

Оборудование: половинка трафарета свеклы, мешочки с овощами, крупой, косточки.

НОД

1. Организационный момент.

2. Мобилизующий момент.

Игра «А ну-ка повтори» (повторение действий учителя-логопеда: поднять правую руку, потрясти левой кистью, коснуться указательным пальцем правой руки  кончика носа, левой рукой  достать до правого уха).

3. Артикуляционная гимнастика.

 «Щёлканье» языком.

 Растягивание губ в стороны – «улыбка».

 Движение челюстей: открывание и закрывание рта, имитация жевания.

 Проговорить, чётко выговаривая слова: «Поливает огород работяга – чёрный крот!».

 

4. Введение в тему.

                                Поднялся наш огород,

                                Всё под солнышком растёт.

Игра «Волшебный мешочек»: определить на ощупь, что взял в мешочке – овощ или фрукт.

– Разложите мешочки в таком порядке: с фасолью, горохом, с зёрнами арбуза, гречкой.

– У этого растения лекарственные вещества содержатся и в листьях, и в корнеплодах. В нём много витаминов, необходимых для организма. Используется это растение при заболевании почек, печени. Его сок закапывают в нос при насморке.

                        Над землёй трава, под землёй алая голова.

                                                                                     (Cвекла.)

                                Румяная свекла, круглы бока

                                Поклонюсь вам низко я.

                                А хвалить меня зачем?

                                Я и так известна всем!

– Что можно приготовить из свеклы?

5. Изучение нового материала.

– Выложите косточками по трафарету (половинка свеклы) целый овощ.

Зарядка для рук.

                                Мы свеклу порубим (порежем),

                                Мы свеклу посолим,

                                Мы свеклу пожмём,

                                В тарелочку положим,

                                Маслицем польём.

 Задание «Бусы и косточки».

– Разложите по коробочкам, чередуя бусы и косточки. Бусы кладите правой рукой в коробочку, косточки – левой.

 Задание «Карандаш со шнурком».

Карандаш держим в правой руке, наматываем шнурок левой и наоборот.)

 Задание «Застёжка с пуговицами»: застегнуть, расстегнуть пуговицы.

Динамическая пауза.

                Дети на огород пошли,        на грядках овощи нашли.

                Дружно похлопали, ножками потопали!

                Хорошо мы погуляли и немножечко устали.

                А на огороде нашли: красные сапожки лежат на дорожке.

                                                                                      (Свекла.)

6. Закрепление.

1) Работа в тетрадях.

2) Горизонтальная штриховка.

– Нарисуйте свеклу, используя трафарет (половина свеклы): перекладывая трафарет или дорисовывая от руки.

                На прополке попотей – свекла вырастет крупней!

Тема: Упражнение в штриховке и зарисовке овощей

Цели: закрепить графические навыки при штриховке и зарисовке овощей; воспитывать мотивацию к учению через практическую деятельность; корректировать и развивать память.

Оборудование: картинки с изображением молнии, плодов, горох,  спички, пуговицы.

НОД

1. Организационный момент.

2. Мобилизующий момент.

Игра.

Если логопед поднимает красный кружок (карточку), то дети хлопают в ладоши 1 раз; если жёлтый – 2 раза; если зелёный – то молчат.

Если логопед, поднимая карточку, правильно называет её цвет, то дети хлопают в ладоши; если неправильно – то поднимают руки вверх.

3. Артикуляционная гимнастика.

 Упражнения: «Хоботок – заборчик»; «Толстышки – худышки».

 Перекатывание «орешка» за щекой.

 Ёжик яблоко несёт, будет на зиму компот (произнести громко, растягивая слова.)

4. Введение в тему.

Собирают осенью урожай плодов.

Много людям радости после всех трудов.

Посмотрим, как плоды растут, всё ли здесь в порядке?

Вот на нашей грядке: тыква, огурец, репка, яблоко, помидор.

– Выстройте плоды в порядке убывания размера (высоты).

– Какой плод здесь лишний? (Яблоко, ведь оно не растёт на грядке.)

– Внимательно посмотрите на овощи. Гусеницы съели весь наш урожай. У вас хорошая память, поэтому даже с закрытыми глазами вы без труда найдёте всех гусениц. (Картинки закрываются.)

– Справа или слева расположилась гусеница на помидоре?

– Где сидит гусеница на огурце?

– Какой плод не захотела есть гусеница?

– На каком плоде гусеница слева?

– Какие по счёту стоят (слева направо) репа, огурец, яблоко?

– Назовите самый большой плод (самый маленький).

– Какой плод стоит последним (первым)?

ТЫКВА   ОГУРЕЦ   РЕПА   ПОМИДОР  

– Какой овощ лишний? (Огурец – длинный овал.)

                Без окон без дверей полна горница людей. (Огурец.)          

5. Изучение нового материала.

Зарядка для рук.

                                Огород забором обнесли,

                                Чтобы лучше овощи росли.

                                Дождик вдруг сейчас пойдёт,

                                Всё водой своей зальёт.

                                В домик ты скорей беги,

                                От дождя себя спаси.

                Я превосходный огурец – зелёный, крупный, сладкий.

                Мне надоело, наконец, лежать на чёрной грядке.

Приготовление салата.

 Возьмём огурец (выложим его на трафарет из гороха).

 Натрём его на тёрке (работаем с молниями).

 Добавим резаный укроп (положим спички левой рукой).

 Посолим (добавить пуговицы).

 Помешаем и съедим (разложим по баночкам с закрытыми глазами: горох, спички, пуговицы).

Динамическая пауза.

                Огуречик, огуречик, ты совсем, как человечек,

                Мы тебя кормили, мы тебя поили,

                На ноги поставили, танцевать заставили.

                Танцуй, сколько хочешь, выбирай, кого захочешь.

6. Закрепление. Работа в тетрадях.

                Огурцы растут на грядках, а ещё у нас в тетрадках,

                Между строчек мы овалы в клеточках нарисовали,

                Положили на бочок, вместо хвостика – кружок!

– Выполните по образцу штриховку.

                Как узнать зелёный цвет? Сразу просится ответ –

                Это цвет густой травы и на дереве листвы.

7. Рефлексия. «Я знаю названия»: фруктов, овощей, плодов круглой формы, плодов овальной формы

Тема: Упражнение в штриховке и зарисовке овощей

Цели: закрепить графические навыки при штриховке и зарисовке овощей; воспитывать мотивацию к учению через практическую деятельность; развивать элементы логического мышления и корректировать память.

Оборудование: картинки овощей, корзинки, нитки, разрезные картинки овощей.

НОД

1. Организационный момент.

2. Мобилизующий момент.

 Круговые движения головой.

 Закрыть большим пальцем правую ноздрю – подышать, мизинцем закрыть левую – подышать.

  •  Обвести в воздухе цифру «8»: правой рукой, левой, обеими руками.
  •  «Колечки» на пальчики.

3. Артикуляционная гимнастика.

 Упражнение «Надуваем шарик»: сдулся – [ш-ш-ш] (губы трубочкой), прокололся – [с-с-с] (губы растянуть).

  •  Движения языка к верхней и нижней губам.
  •  Упражнение «Грибок».

Ор-ор-ор – сорвали красный . . . (помидор).

Ец-ец-ец – съели вкусный  . . . (огурец).

Жан-жан-жан – лежит на грядке . . . (баклажан).

Бус-бус-бус – мы разрезали . . . (арбуз).

Пусто-пусто-пусто – вот тебе  . . . (капуста).

4. Введение в тему.

– Какие плоды мы назвали в чистоговорке? Какой плод лишний?

                Дружно выросли на грядке огородные загадки,

                Поскорее разгадай наш весёлый урожай.

(На доске висят картинки в помощь к отгадкам.)

                Любопытный красный нос по макушку в землю врос.

                Лишь торчат на грядке зелёные пятки.

                На плетне зелёный крюк, на крюке висит сундук.

                В сундуке пять ребят смирно рядышком сидят.

                Вдруг раскрылся сундук – все рассыпались вокруг.

                Красна, а не калина, горька, а не осина,

                Кругла, а не лукошко, хвост есть, а не кошка.

                Весною повисло, всё лето кисло,

                А сладко стало, на землю упало.

                В огороде вырастаю, а когда я созреваю,

                Варят из меня томат, в щи кладут и так едят.

                Зелёные телятки привязаны к грядке.

                Сто одёжек и все без застёжек.

5. Изучение нового материала.

– Положите в корзинку овощи так, как они лежат на образце.

– Что лежит дальше всего от нас, ближе к нам?

Зарядка для рук.

                        Паук на полянке паутину шил.

                        Вдруг закапал дождик, паутину смыл.

                        Вот и солнце вышло, стало подсыхать,

                        Паук над паутиной трудится опять.

– Посмотрите, что попало в паутину пауку? Найди лишний плод. (Горох.)

– Постройте из ниток любой плод.

Динамическая пауза.

Мы играем на гармошке, тихо хлопаем в ладошки.

Головой слегка качаем, руки кверху поднимаем, тянемся и опускаем.

6. Закрепление. Работа в тетрадях.

– Нарисуйте овощи по порядку, в соответствии со своим цветом.

КРАСНЫЙ   ОРАНЖЕВЫЙ  ЖЁЛТЫЙ  ЗЕЛЁНЫЙ

– Выполните штриховку.

7. Рефлексия.

                                Праздник осени в лесу,

                                И светло, и весело.

                                Вот какие украшенья

                                Осень здесь повесила.

– По своей половинке найдите вторую часть овоща.

Тема: Упражнение в штриховке и зарисовке овощей

Цели: закрепить графические навыки при зарисовке и штриховке овощей; развивать элементы логического мышления, корректировать память; воспитывать познавательный интерес к предмету.

Оборудование: картинки овощей, корзинки, нитки, осколочные картинки овощей.  

НОД

1. Организационный момент.

2. Мобилизующий момент.

 Круговые движения головой.

 Упражнение на дыхание (закрыть большим пальцем правую ноздрю, дышим через левую; затем мизинцем – левую, дышим через правую).

 Обвести цифру «8» правой рукой в воздухе, левой, обеими руками.

 «Одеть колечки» на пальчики (круговые движения вдоль пальцев от ногтя к основанию и  обратно, для каждого пальца).

3. Артикуляционная гимнастика.

 Упражнение «Шарик». Надуваем шарик (вдох) – сдулся (выдох со звуком [ш-ш-ш], губы трубочкой), прокололи шарик (выдох со звуком [с-с-с], губы растянуты) – (5 раз).

 Движения языка к верхней и нижней губе – (5 раз).

 Упражнение «Грибок» (раскрыть рот, присосать язык к нёбу, не отрывая язык от нёба, сильно оттягивать вниз нижнюю челюсть) – (5 раз).

 Чистоговорка:

   ор-ор-ор – сорвали красный … (помидор).

   Ец-ец-ец – съели вкусный … (огурец).

   Жан-жан-жан – лежит на грядке … (баклажан).

   Бус-бус-бус – мы разрезали … (арбуз).

   Пусто-пусто-пусто – вот тебе … (капуста).

         

4. Актуализация опорных знаний.

– Какие плоды мы назвали в чистоговорке?

– Какой плод в чистоговорке «лишний»? (Арбуз – это фрукт.)

                Дружно выросли на грядке огородные загадки.

                Поскорее разгадай наш весёлый урожай.

В помощь к отгадкам демонстрируются картинки.

Любопытный красный нос        Красна, а не калина;

По макушку в землю врос.        Горька, а не осина;

Лишь торчат на грядке                Кругла, а не лукошко;

Зелёные пятки. (Морковь.)                Хвост есть, а не кошка. (Редиска.)

На плетне зелёный крюк,                В огороде вырастаю,

На крюке висит сундук.                А когда я созреваю,

В сундуке пять ребят                Варят из меня томат,

Смирно рядышком сидят.                В щи кладут и так едят. (Помидор.)

Вдруг раскрылся сундук –  

Все рассыпались вокруг.                 Зелёные телятки

                                (Горох.)        Привязаны на грядке. (Огурец.)

Весною повисло –

Всё лето кисло.                        Сто одёжек,

А сладко стало –                        И все без застёжек. (Капуста.)

На землю упало. (Яблоко.)

 

5. Изучение нового материала.

Логопед  предлагает детям рассмотреть рисунок корзины, в которой друг за другом лежат овощи.

– Назовите овощи, которые вы видите на рисунке.

– Что лежит от нас дальше, ближе?  

– Что мы должны положить сначала, потом?

– Положите в корзинку овощи так, как они показаны на образце.

Упражнение на мелкую моторику.

                        Паук на полянке паутину шил.

                        Вдруг закапал дождик, паутину смыл.

                        Вот и солнце вышло, стало подсыхать.

                        Паук с паутиной трудится опять.

– Посмотрите, что попало в паутину паука. Найдите лишний плод.

(Логопед предлагает рассмотреть рисунок, на котором изображены частично наложенные друг на друга контуры: груши, сливы, ягоды, гороха, вишни, яблока; рисунок полностью  заштрихован сеткой.)

– Постройте из ниток любой плод.

           

Динамическая пауза.

                Я играю на гармошке, тихо хлопаю в ладошки,

                Головой слегка качаю, руки кверху поднимаю,

                Помашу, поприседаю, потянусь и опускаю.

     

6. Закрепление.

 Работа в тетрадях.

– Нарисуйте овощи (по образцу):      

 

красный

оранжевый

жёлтый

зелёный

  Штриховка: вертикальная, горизонтальная, наклонная вправо, наклонная влево.             

         

7. Рефлексия.

Работа с раздаточным материалом: вырезанные из бумаги части различных овощей.

                        Праздник осени в лесу – и светло, и весело.

                        Вот какие украшенья осень здесь развесила.

– По своей половине найдите вторую часть овоща.

Тема: Упражнение в штриховке сверху вниз.
Закрепление навыков рисования овощей

Цели: закрепить графические навыки при зарисовке овощей и штриховке сверху вниз; воспитывать мотивацию к учению через практическую деятельность; корректировать и развивать речевой аппарат.

Оборудование: шнурочки с узелками, различные косточки, нитки.

НОД

1. Организационный момент.

2. Мобилизующий момент:

 вдох – выдох, вдох – затаить дыхание – выдох;

 на вдохе поднять плечи, на выдохе – опустить;

 вдохнуть, а выдыхать порциями;

 вдох, а на выдохе: вдыхаем аромат розы, роза растёт в саду, роза очень хорошо пахнет.

3. Артикуляционная гимнастика.

 Упражнения: «Толстышки – худышки», «Иголочка – чашечка», «Шарик»: шарик надули, сдули: [ш-ш-ш], шарик надули, а в нём дырочка: [с-с-с].

 Чистоговорка: «Мёд в лесу медведь нашёл,

                           Мало мёду, много пчёл».

(Проговорить шёпотом, затем с усилением голоса.)

4. Введение в тему.

                        Собирают осенью урожай плодов.

                        Много людям радости после всех трудов.

– Что люди собирают осенью?

– В какие 2 группы можно объединить названные вами плоды? (Овощи и фрукты.)

– Где растут овощи, а где фрукты?

– Придумайте загадку о каком-нибудь плоде (это овощ (фрукт), цветом он …; он имеет форму …; из него делают …).

5. Изучение нового материала.

– Отгадайте загадку.

                                Красный нос в землю врос,

                                А зелёный хвост снаружи.

                                Нам зелёный хвост не нужен,

                                Нужен только красный нос.

                                                                        (Морковь.)

– Как люди используют морковь? (Морковь не только вкусная, но и очень полезная. В ней много витаминов. Соком моркови полощут горло при ангине. Она полезна при лечении сердца, печени и почек.)

Зарядка для пальчиков.

Мы капусту рубим,

Мы капусту режем,

Мы капусту трём,

Мы капусту жмём.

Упражнение со шнурочками: посчитать узелки; развязать их, завязать 2 узелка.

Косточки: с закрытыми глазами отобрать большие косточки от маленьких.

По трафарету морковки обвести её ниточкой.

Динамическая пауза.

                        Мы играли, мы играли,

                        А теперь мы дружно встали.

                        Ножками потопаем, ручками похлопаем.

                        Пальчики сожмём, сядем и писать начнём.

6. Закрепление.

 Упражнение в штриховке сверху вниз.

7. Итог.

Заучивание стихотворения «Морковь».

                Из земли торчит пенёк, на затылке – хохолок.

                Это сладкая морковка, вниз растёт её головка,

                Рассекая, словно клином, острым носом землю, глину.

Тема: Упражнение в штриховке справа налево.
Закрепление навыков обводки овощей

Цели: закрепить графические навыки при штриховке справа налево, обводке овощей; воспитывать мотивацию к учению через практическую деятельность; корректировать и развивать речевой аппарат.

Оборудование: картинки овощей, молнии, бусинки, косточки.

НОД

1. Организационный момент.

2. Артикуляционная гимнастика.

 Вдох, выдох; вдох – затаить дыхание – выдох.

 Вдох – на выдохе пропеть гласные звуки: [а], [о], [у].

 Упражнения: «Сердитый язык», «Как пыхтит каша? – [п-п-п]».

 Чистоговорка «Петя пилил пилой пень» – произнести с убыванием громкости голоса.

   

3. Введение в тему.

Отгадайте.    

                Он круглый и красный, как глаз светофора.

                Среди овощей нет сочней… (помидора).

Решил однажды помидор собрать войско из овощей. Пришли к нему: горох, капуста, огурец, морковь, свекла, лук, репа, картофель, редиска. И сказал помидор: «Много желающих оказалось, поэтому я ставлю условие: в первую очередь в войско моё пойдут те овощи, в названии которых слышится звук [п].

Опечалились остальные овощи, и решили они  просить помидора, чтобы он придумал для них другое условие. Думал-думал помидор и придумал. Он поделил их на 2 группы: в одной – те, в названии которых есть [л], а в другой – [р].

– Разделите овощи на группы.

– Какой овощ лишний?

– В какой группе больше овощей (меньше)?

– Догадайтесь по форме, что это за овощ?

4. Изучение нового материала.

                                Про меня рассказ недлинный,

                                Кто не знает витамины?

                                Пей всегда томатный сок

                                И ешь помидорку.

                                Будешь ты всегда, дружок,

                                Крепким, сильным, ловким.

– Как назвали помидор по-другому в стихотворении? (Томат, помидорка.)

Зарядка для рук.

                Ах, вода, вода, вода! Будем чистыми всегда!

                Брызги вправо, брызги влево! Мокрым стало наше тело!

                Полотенчиком пушистым вытрем ручки очень быстро.

 Молнии: открыть и закрыть (по 5 раз правой и левой рукой).

 Бусинки: собрать все бусинки на проволочку.

 Косточки: выложить косточками по трафарету помидора.

Динамическая пауза.

                Ветер дует нам в лицо, закачалось деревцо.

                Ветерок всё тише, тише – деревцо всё выше, выше.

5. Закрепление.

1) Работа в тетрадях.

2) Упражнение в штриховке справа налево.

6.Рефлексия. Игра «Я знаю названия овощей…».

Помидор

                Что за красный там сеньор? Он зовется – помидор.

                У него лоснится бок, глаз не видно из-за щёк,

                На затылке – хохолок, к завиточку завиток.

Тема: Упражнение в штриховке наклонно.
ЗакреплЕНИЕ навыкА рисования овощей

Цели: закреплять графические навыки при штриховке наклонно, рисовании овощей; воспитывать мотивацию к учению через практическую деятельность; корректировать и развивать внимание.

Оборудование: картинки, спички, косточки, наборы геометрических фигур.

НОД

1. Организационный момент

     2. Мобилизующий момент.

                                По тропинке в лес пойдём,

                                Лужу мимо обойдём,

                                Перепрыгнем ручеёк.

                                Посмотрели мы налево,

                                Посмотрели мы направо,

                                Посмотрели вверх на солнышко,

                                Посмотрели вниз на травку –

                                Ах, как красиво!

3. Артикуляционная гимнастика.

  •  Вдох – выдох.
  •  Вдох – выдох с движением плечей.
  •  В лесу комар пролетел – [з-з-з].

   Жук на цветок сел – [ж-ж-ж].

   Дятел по дереву стучит – [д-д-д].

  •  «Ща-ща-ща – мы несём домой леща.

      Ащ-ащ-ащ – мы наденем плащ».

(Произнести тихо, весело, грустно, страшно, пропеть.)

                        Хозяйка однажды с базара пришла.

                        Хозяйка с базара домой принесла:

                        Картошку, капусту, морковку, горох,

                        Петрушку и свёклу. Ох!

– Хозяйка решила приготовить щи. Какие овощи она не положит в кастрюлю? (Горох, свёклу.) Какой овощ надо добавить в суп, чтобы получился борщ? (Свёклу.)

4. Изучение нового материала.

– Бывают щи с капустой, а бывают… .Отгадайте, с чем? Возьмите первые буквы в названии картинок (демонстрируются картики: щука, арбуз, веник) и все буквы в названии последней картинки (ель). Составьте их вместе. Какое слово получили? (Щавель.)

– Произнесите четко:

                                Мама, ты нас не ищи:

                                Щиплем щавель мы на щи.

Зарядка для рук.

 Упражнение «Фигурные спички»: сложите различные фигурки из спичек.

 Упражнение «Косточки»: сложите косточки с подложки в коробок вначале левой, затем правой рукой.

Динамическая пауза.

                        Наши нежные цветки распускают лепестки.

                        Ветерок чуть дышит, лепестки колышет.

                        Наши алые цветки закрывают лепестки.

                        Тихо засыпают, головой качают.

5. Рефлексия.

Заучивание чистоговорки «Щавель».

Тема: Ориентировка на листе в клетку

Цели: формировать умение видеть места пересечения линий  и вести горизонтальную строку; развивать и корректировать зрительное восприятие; воспитывать мотивацию к предмету.

Оборудование: картинки необычных зверей, картинки-контуры пищи для животных, цветные бусы, нитки, проволока.

НОД

1. Организационный момент.

2. Мобилизующий момент.

– Посмотрите на картинку и найдите такой же предмет в кабинете. Скажите, для чего он нужен.

3. Артикуляционная гимнастика.

 Упражнение «Трактор» (произносятся звуки [д-т-д-т], меняя продолжительность и громкость).

 Упражнение «Сердитый язык» (выталкивание языка за зубы).

         

4. Актуализация опорных знаний.

                                Я смотрю – глазам не верю:

                                Что за птицы, что за звери?

                                То ли лошадь, то ли слон?

                                То ли сказочный дракон?

                                Я гляжу вторые сутки,

                                Не найду ни пса, ни утки.

                                Помогите мне скорей,

                                Объясните мне зверей!

(Учитель-логопед показывает детям картинки необычных животных, например: «мышекотокрокодил»,  «козлосвинолев», «котособаколис», «попугаемартышкопингвин».)

– Назовите всех перепутанных животных, которых видите.

– В каждой из комбинаций найдите лишнее животное и объясните ваш выбор.

5. Изучение нового материала.

– Назовите оставшихся зверей. (Кот, мышь, свинья, коза, собака, попугай, мартышка.)

– Подберите каждому животному любимое лакомство, из тех, что нарисованы на картинках-контурах. (Бананы, кость, капуста, сыр, ягоды, жёлуди, рыба.)

– Подберите цвет для картинок с пищей животным. (Коричневый, оранжевый, зелёный, белый, жёлтый, красный, серый.)

– Расставьте баночки с цветными бусами, начиная с самого светлого оттенка (цвета) до самого тёмного.

Упражнение на мелкую моторику.

                                У оленя дом большой.

                                Он глядит в своё окно.

                                Заяц по полю бежит,

                                В дом к нему стучит.

                                – Тук-тук, дверь открой –

                                Видишь, там охотник злой.

                                Заяц, заяц, забегай, лапу подавай.

– Давайте каждой зверюшке сделаем приятное и приподнесем в подарок бусы:

коту – серые косточки нанизать на проволоку;

мышке – оранжевые кружки сложить вместе, дополнить ниткой;

обезьяне – жёлтые бусины нанизать на нитку;

собаке – выложить белую кость, дополнить ниткой;

попугаю – выложить косточки;

свинье – продеть проволоку в жёлудь (отверстие проделано заранее);

козе – выложить листья (бумажные), дополнить ниткой.

(Выкладывание из раздаточного материала прямых линий.)

– Кто из наших гостей лишний? (Попугай – это птица.)

– На какие 2 группы можно разделить животных? (Домашние и дикие.)

– Расскажите, чем различаются домашние и дикие животные.

Динамическая пауза.

                        Вышли уточки на луг: кря-кря-кря.

                        Прилетел весёлый жук: ж-ж-ж.

                        Гуси шеи выгибают, клювом перья расправляют.

                        Звонко квакает лягушка: ква-ква-ква.

                        Ветер ветки раскачал: р-р-р.

                        Зашептал в реке камыш: ш-ш-ш.

6. Закрепление.

Бусы

                        Мы по линеечке ниточку тянем,

                        В уголки клеточек точки поставим.

                        Вот получились на каждой из строчек

                        Бусы для мамы, бусы для дочек.

– Проведите из точки горизонтальную линию.

– Проведите горизонтальную линию, места пересечения с клетками обозначьте точками.

7. Рефлексия.

– Как называется линия, которую сегодня выкладывали и рисовали в тетрадях?

Разучивание стихотворения «Бусы».

Тема: Знакомство с тетрадным листом.
Нахождение углов клетки

Цели: познакомить с тетрадным листом в крупную клеточку; научить ориентироваться в клетке – находить верхний левый, верхний правый, нижний левый, нижний правый углы; воспитывать мотивацию к учению через практическую деятельность; корректировать и развивать мелкую моторику.

Оборудование: косточки, бусины маленькие и по одной большой каждому.

НОД

1. Организационный момент.

2. Мобилизирующий момент:

  •  наклоны головы: вправо–влево, вперёд–назад;
  •  круговые движения головой;
  •  не поворачивая головы, повторяем глазами движения игрушки.

3. Артикуляционная гимнастика:

  •  движения языка: высовывание языка , повороты его вправо–влево;

 движения губ: выпячивание губ вперёд «трубочкой», складывание губ «кружочком»;

 произношение гласного ряда звуков [а-о-у-ы-э] медленно, шёпотом, громко.

 Чистоговорка: «Ткёт ткач ткани на платки Тане» – проговорить, чётко выговаривая звук [т].

4. Введение в тему.

1) Работа по сюжетным картинкам.

– Отгадайте, кто снёс золотое яичко. (Курочка Ряба.)

– Что за птица: людей не боится, не летает высоко, а поёт: «Ко-ко-ко»? (Курица.)

– У нашей курочки Рябы вылупились птенчики. И у них получилась большая семья: папа – ... петух, мама – ... курица, детишки – ... цыплята. Эти цыплята доставляют очень много хлопот курочке Рябе – разбегаются кто куда. Никак их не собрать.

– Давайте поможем отыскать цыплят на картинке.

– Поднимите правую руку вверх. Сколько цыплят справа на картинке?

– Сколько цыплят слева на картинке? Вверху (внизу)?

2) Работа с косточками.

– Косточки у нас будут цыплятами, а подложка – полянкой. Разбежались цыплята по полянке! Один цыплёнок забежал за кустик, расположенный в верхнем правом углу.

– Найдите верхний правый угол и положите туда косточку.

– К нему прибежали ещё два цыпленка. Добавьте ещё 2 косточки. Сколько косточек получилось? В каком углу лежат косточки?

(По аналогии отрабатывается каждый угол квадратной подложки.)

5. Изучение нового материала.

1) Зарядка для рук.

                Мы делили апельсин. Много нас, а он один.

                Эта долька для ежа, эта долька для чижа,

                Эта долька для цыплят, эта долька для утят,

                Эта долька для бобра, а для волка – кожура!

                Он сердит на нас. Беда! Разбегайся кто куда.

– Выложите бусины в ряд, большую бусинку положите справа (курочка Ряба идет с цыплятами во двор).

– Выложите кругом бусины, большая в середине (курочка Ряба учит цыплят искать червячков).

2) Динамическая пауза.

                Ну-ка, левая рука, дотянись до потолка.

                А ты, правая рука – до левого уха!

3) Работа в тетрадях.

– Найдите верхний правый угол на листе тетради.

– Зарисуйте клеточку красным цветом в верхнем правом углу.

– Зарисуйте клеточку синим цветом в нижнем правом углу (зелёным, жёлтым).

6. Закрепление.

                        Цыплята сели на листок тетради.

                        Клеточками стали на бумажной глади.

                        Уголки у клеточек заняли неспешно,

                        Острый карандашик им помог, конечно.

                

7. Рефлексия.

– Определите расположение углов клетки.

Тема: Написание квадратов

Цели: закреплять графические навыки при зарисовке квадратов в рабочей строке; воспитывать мотивацию к учению через практическую деятельность; корректировать и развивать зрительное восприятие.

Оборудование: трафареты квадрата, косточки, разрезные картинки квадрата (каждому), палочки (по 3–4 различной длины и цвета).

НОД

1. Организационный момент.

2. Мобилизующий момент.

– Какие геометрические фигуры вы встретили на картинке?

– Посчитайте, сколько их; какого они цвета.

3. Артикуляционная гимнастика.

 Упражнение «Блинчик – пирожок».

 Упражнение «Качели» (кончик языка поднимать к верхним и нижним зубам, губам).

 Упражнение «За медком».

Мишка с длинным черпаком лезет в бочку за медком.

(Имитация движений, облизывание губ.)

4. Введение в тему.

– Сложите из кусочков целую картинку.

– Какая фигура у вас получилась? (Квадрат.)

– Сколько углов в квадрате, сколько сторон?

– Что можно сказать о сторонах квадрата? (Одинаковой длины, равны.)

– Найдите 2 одинаковых квадрата. Какого они цвета?

– Найдите самый большой квадрат. Какого он цвета?

– Найдите самый маленький квадрат. Какого он цвета?

           

5. Изучение нового материала.

– Что бывает квадратным? Дорисуйте эти предметы.

– Выложите по трафарету квадрат косточками.

– Выполните зарядку для рук.

                                Тесто мнём, мнём, мнём,

                                Тесто жмём, жмём, жмём,

                                Пирожки мы испечём.

Конструирование из палочек квадратов.

– Выберите самые большие палочки. Сколько их? Какого они цвета? Положите их рядом друг с другом.

– Самые маленькие – … .

– Какие палочки остались – … .

– Постройте самый маленький домик, справа от него – самый большой, слева – средний.

– Кого из сказочных героев можно посадить в каждый из этих домиков?

Динамическая пауза.

                                Мы играем на гармошке,

                                Тихо хлопаем в ладошки,

                                Головой слегка качаем,

                                Руки вверх мы поднимаем,

                                Тянемся и опускаем,

                                Постепенно приседаем.

                                Наши ножки – топ, топ.

                                Наши ручки – хлоп, хлоп.

                                Кулачками мы вращаем,

                                Моторику развиваем.

6. Закрепление.

 Рисование домиков, закрашивание их жёлтым и красным цветами.

                Каждый знает красный цвет, он красив – сомненья нет,

                Алым пламенем горит первым в радуге стоит.

                Словно солнышко на ножке, одуванчик у дорожки.

                В жёлтый цвет окрашен он – очень в солнышко влюблён.

Тема:  Написание кругов

Цели: формирование умения вписывать круг в заданный размер квадрата (клетки); развитие и коррекция внимания; воспитание аккуратности.

Оборудование: карточки с рисунками, раздаточный  материал, косточки.

НОД

1. Организационный момент.

Речёвка.

                                Светит солнышко в окошко,

                                Смотрит в нашу комнату.

                                Мы похлопаем в ладошки –

                                Очень рады солнышку.

           

2. Мобилизующий момент.

– Найдите одинаковых бабочек на карточках с 4 бабочками.

– Кого вы видите на карточках? (Бабочек.)

– Сколько бабочек вы видите? (4.)

– Найдите одинаковых бабочек, закройте их фишками. Сколько одинаковых бабочек вы нашли? (2.)

– Почему вы выбрали этих бабочек? Чем отличаются две другие? (Одна бабочка отличается узором на крыльях, другая – цветом узора.)

3. Артикуляционная гимнастика.

 Надувание и втягивание щёк.

 Вытянуть губы «трубочкой», растянуть в улыбке.

 «Лошадка» (приоткрыть рот и пощёлкать кончиком языка, нижняя челюсть неподвижна, работает только язык).

 Вдохнуть, на выдохе растянуть губы и произнести звук «с-с-с», как будто выходит воздух из шарика.

(Упражнения проводятся по 5–6 раз.)

 Чистоговорка (произносится хором, парами, индивидуально):

Са-са-са – в лесу бегает лиса,

Со-со-со – у Вовы колесо,

Усь-усь-усь – на лугу пасётся гусь.

4. Актуализация опорных знаний.

Игра «Какого предмета не стало?».

Картинки на доске: солнце, две сливы, шарик, часы, две вишни, мордочка зайца.

– Какие предметы вы видите? (Дети называют.)

– Посмотрите внимательно и запомните все картинки. Закройте глаза. (Переставляет картинки местами, убирает две.)

– Каких предметов не хватает? (не хватает одной сливы и шарика.)

– Какой лишний? Почему? Чем похожи все предметы? (Лишняя слива. Она овальная, а остальные предметы круглые.)

Отгадывание загадок:

Круглое, румяное я расту на ветке.

Любят меня взрослые и маленькие детки. (Яблоко.)

К нам приехали с бахчи полосатые мячи. (Арбуз.)

Сто одёжек и все без застёжек. (Капуста.)

 

Картинки-отгадки на доске.

– Какую форму имеют предметы-отгадки? (Форму круга.)

5. Изучение нового материала.

Упражнение на мелкую моторику.

                Мы делили апельсин. Много нас, а он один.

                Эта долька для ежа, эта долька для чижа,

                Эта долька для утят, эта долька для котят,

                Эта долька для бобра, а для волка кожура.

                Он сердит на нас: «Беда! Разбегайся кто-куда!»

(Проговаривание слов с поочерёдным загибанием и разгибанием пальцев рук.)

Работа с раздаточным материалом.

 Подобрать каждому кругу – апельсин –квадрату – коробочку.

 Выложить по образцу цепочку фигур несколько вариантов: из того же раздаточного материала.

 Выложить контур самого большого круга большими косточками, контор самого маленького круга – маленькими косточками.

 Сложить в коробочку большие косточки левой рукой, маленькие – правой.

Динамическая пауза.

                Помахали мы крылами, покружились над полями,

                А теперь мы стали львами, покачали головами;

                Зарычали друг на друга, замолчали от испуга.

6. Закрепление.

 Дорисовать «колечки на барашке» (в контуре фигуры барашка дети рисуют колечки, имитируя шерсть животного).

Колечки

                        Колечки, колечки нашли возле речки.

                        Обронили колечки белые овечки;

                        Шли мимо осинки, зацепились шерстинки,

                        Повисли на ветке, соберём их, детки!

3) Выполнить работу по образцу:

 вписывание кругов в клетку;

 вписывание кругов в квадрат из четырёх клеток.

7. Рефлексия.

– Какое задание вам больше понравилось? Что научились делать?

Заучивание стихотворения «Колечки».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема: «Система работы по развитию мелкой моторики и формированию графомоторных функций у детей дошкольного возраста»

Систематизировать и обобщить материал по развитию мелкой моторики.Раскрыть методы и приёмы формирования графомоторных навыков...

Методическая разработка "Этапы и содержание работы по формированию графомоторных навыков и развитию пространственных представлений у детей дошкольного возраста с нарушениями речи"

Данная методическая разработка может быть полезна учителям-логопедам, учителям-дефектологам, воспитателям и родителям, воспитывающим детей с нарушением речи. Использование представленных материалов по...

Календарно-тематическое планирование по развитию графомоторных навыков

Календарно – тематическое планирование занятий по развитию графомоторных навыков расчитан на 2 года (старшая - подготовительная группы). В документе представлена 1 часть...

Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного и младшего школьного возраста

Основные направления в работе педагога по формированию графомоторных навыков...

Тренинг для воспитателей : "Игры и упражнения для развития графомоторных навыков"

На тренинге многих воспитателей заинтересовали упражнения  по программе  развития графомоторных навыков Зегебарт Г.М., Ильичева О.С . Вы когда-нибудь пробовали застегнуть пуговицы ...

Индивидуальная программа профессионального развития учителя-логопеда"Развитие графомоторных навыков у детей дошкольного возраста"

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет лог...

Развитие графомоторных навыков как средство развития речи у детей старшего дошкольного возраста

Эффективность метода кинезиологии в работе учителя-логопеда с детьми старшего дошкольного возраста, проект «Играем и дома пальчики развиваем", игры с камешками "Марплс"...