Доклад "Формирование творческих способностей у учащихся в процессе освоения программы"
занимательные факты по теме
Развитие творческих способностей в учебно-воспитательном процессе.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_tvorcheskikh_sposobnostey.doc | 43 КБ |
Предварительный просмотр:
Доклад на тему
«Формирование творческих способностей
у учащихся в процессе освоения программы»
Выполнила:
учитель швейного дела
Халанская Н.И.
Формирование творческих способностей
у учащихся в процессе освоения программы.
Работа на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний учащихся, развитием их творческих способностей в учебно-воспитательном процессе, я убедилась в том, что максимум усилий необходимо направлять на формировании интереса к учебе. Стимулом к этому является не только успешное овладение знаниями и умениями, но и возможности проявить свою творческую индивидуальность. Без интереса ученье – одно мученье.
Большую ценность в этом плане имеет проблемное изложение темы, которое требует от учащихся актуализации имеющихся знаний, поиска, сравнений, творческих способностей. С этой же целью я постепенно исключаю из объяснений и инструктажей детали, увеличивая круг вопросов, решаемых учащимися самостоятельно.
Более высокий уровень проблемности – это привлечение учеников к моделированию и конструированию. Но при этом не следует переоценивать их творческие возможности. Ведь они ничего объективного не открывают м не изобретают. Познавая новое, учащиеся делают открытия для себя и очень важно, чтоб это происходило самостоятельно. Сюда примыкает и работа исследовательского характера, когда для принятия решения проводятся несложные эксперименты при этом знаний.
В последнее время при изучении тем программы все шире используют метод проектов. В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, где царит атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося. Проектный подход ориентирован на самостоятельную работу учащихся: индивидуальную, групповую, коллективную.
Однако нельзя противопоставлять метод практиков традиционной методике обучения. Он должен органично сочетаться с объяснениями, инструктажем, показом упражнением и другими методами. Цель проектного метода: «От идеи до готового изделия». В тематике проектов должны отражаться не только содержание изучаемого ими программного материала, но и индивидуальные интересы и возможности учащихся. Постоянный учет различий в уровне интеллектуального потенциала, темпа учебной работы – обязательное условие ориентированного подхода в обучении.
Трудно переоценить значение мотивации в учебной деятельности. Не редкость случаи, когда учащиеся обладающие объективно меньшими способностями, благодаря интересу к занятиям, усердию добиваются лучших результатов в учебе.
В своей работе мы использую метод проектов, разработали ряд заданий для учащихся 5-9 классов. В тематике заданий отражаются не только содержание изучаемого или программного материала, но и индивидуальные интересы и возможности учащихся. С самого начала они должны усвоить следующее: разработка требований к будущему изделию, технологию его изготовления с составлением маршрутной карты, выполнение, защита и оценка работы. Темы работ усложняются от класса к классу и все более самостоятельными становятся их выполнения.
Но для выполнения этих работ необходимы специальные тренировочные упражнения. С этой целью разрабатываются ряд разных по сложности тренировочных упражнений:
Задание 1. Выбери лучший вариант сумки для пляжа и обоснуй свой выбор по следующим пунктам: и по пятибалльной системе: удобность, простота в исполнении, вместительность, экономичность, эстетичность, прочность.
Задание 2. Моделирование фартука. Научить учащихся выполнять модель фартука на основе прямоугольника. Учащиеся получают цветную бумагу и ножницы. Учащиеся должны выполнить модель фартука используя знания и творческие возможности.
В помощь учащимся разработаны вопросы для самооценки изготовленного изделия и себя, как его создателя.
Оценка изготовленного изделия:
- удовлетворяет ли изделие поставленной цели?
- выполнены все технологические требования к изделию. Перечислите их.
- если внесены изменения, то какие?
- оценка изделия.
Мы стремимся к тому, чтобы обеспечить преемственность в обучении швейному делу от одной ступени к другой, расширять и углублять представления учащихся о мире технологий, их умения и навыки, трудовую культуру, развивать способность к творчеству, профессиональному самоопределению. Ориентиром для нас в той работе служат требования к знаниям и умениям учащихся в процессе изучения программного материала.
Взять хотя бы такую важную тему, как «Материаловедение». От класса к классу учащиеся знакомятся со свойствами, использованием ткани из натуральных и химических волокон, способами их обработки, изготавливая из них полезные и нужные изделия.
Проводя обобщающий урок по материаловедению «Путешествие в мире ткани» мы составили маршрут путешествия: история возникновения ткани, где и когда, сырье для их получения, свойства волокон и тканей и согласно составленной таблице свойств ткани научились их отличать друг от друга. Подобрали литературу для учащихся. И согласно составленному маршруту мы провели работу по сбору материала. Учащиеся оформили свои творческие отчеты, т.е. кто мог это сделать, оформить, описать и на обобщающем уроке они отчитывались по своим творческим отчетам, сравнивали их, находили различия. А себе мы отвели роль консультантов. Опыт показал, что для выполнения сравнительного сложения заданий им проектов отводимого учебного времени мало. Поэтому теоретическую часть задания с его оформлением учащиеся выполняли во внеурочное время с использованием дополнительной литературы. Каждая учащиеся защищала свою ткань, ее свойства, ее применение, перед всей группой. Учащимся такая работа очень понравилась. И мы провели еще одно такое занятие: «История привычных вещей», где учащиеся собирали материал о появлении и изменении таких изделий, как юбка, карман, воротник, рукав. И все это они оформляли творческим отчетом с рисунками в цветном изображением и кратким описанием.
Всю работу обобщили на одном уз уроков. Эти задания (проекты) формируют у них чувство ответственности, навыки самооценки и взаимооценки, вносят в учебный процесс дух соревнования. Итоги отчетов сообщаются сразу.
На протяжении нескольких лет мы ежегодно проводим ярмарки распродажи. Но чтоб провести ярмарку проводится долгая кропотливая работа. С учащимися разрабатывается перечень изделий в который должны вложить следующие параметры: что за изделие? кто его будет использовать? характер используемых для изготовления материалов? как изделие должно выглядеть, стиль, отделка? кто может купить?. То есть идет творческих процесс, который преследует главную цель: от идеи до готового изделия.
В этом году на ярмарке мы продали продукции на 3 300 руб. Для формирования творческих способностей, практическое использование полученных учащимися знаний, умений и навыков невозможно без организации систематической внеурочной работы по курсу швейного дела.
В школе работают кружки «Мастерица», «Волшебная палочка», которые охватывают учащихся всех возрастных групп, выполняющих доступные им изделия и работы (шитье, художественное панно, вышивка, изготовление игрушек). Во время кружковой работы были изготовлены макеты игрушек героев мультфильмов. Но предварительно была большая работа: что изготовить? из чего? что нужно?. Для чего это пригодится и т.д.
Работа шла весь год. Теперь эти объемные игрушки используются на школьных праздниках.
Стали традиционными такие массовые школьные мероприятия конкурсы – соревнования, игры – соревнования: «Звездный час», «Золушка школы», «На балу у Золушки» - это провели в этом году.
Содержание проблемных вопросов, заданий, загадок для блиц-опросов подбираем в соответствии с уровнем подготовленности учащихся. Воспитательная цель этих мероприятий - научить детей творить, сформировать способность к преодолению трудностей, настойчивости, находчивости, своей застенчивости, взаимодействовать друг с другом. Они учатся сотрудничать, радоваться успехам своим и своих товарищей.
Работа с различными материалами на уроках швейного дела и во внеурочной работе дает возможность формировать художественную культуру, развивать эстетическое чувство и творческую инициативу. Даже при работе по образцу присутствуют элементы творчества.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Роль факультативных занятий в развитии творческих способностей у учащихся с особыми образовательными потребностями"
В докладе описывается опыт работы факультатива "Природа и фантазия"...
« Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых учащихся в процессе преподавания математики»
Выявление и развитие способной молодежи, привлечение её к творческому труду – одна из основных задач школы на современном этапе. Стране крайне необходимы творцы нового...
Программа по самообразованию "Художественная обработка кожи как средство развития творческих способностей у учащихся на уроках декоративно-прикладного творчества"
Программа по самообразованию: 1. Пояснительная записка; 2. Цель, задачи; 3. План работы над темой; 4.Ожидаемые результаты; 5. Список литературы....
Статья «Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых учащихся в процессе преподавания математики»
Выявление и развитие способной молодежи, привлечение её к творческому труду – одна из основных задач школы на современном этапе...
Формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности
Материалы статьи помогут педагогам развить у детей младшего школьного возраста музыкальные способности....
Развитие творческих способностей ученика в образовательном процессе
Работа представляет реферативное исследование классических первоисточников на заданную тему и рассказ о собственных методах развития творческих способностей учащихся основной школы на урок...
Мониторинг ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ учащегося в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы
Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы...