Доклад "Формирование творческих способностей у учащихся в процессе освоения программы"
занимательные факты по теме

Халанская Наталья Ивановна

Развитие творческих способностей в учебно-воспитательном процессе.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon formirovanie_tvorcheskikh_sposobnostey.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Доклад на тему

«Формирование творческих способностей

 у учащихся в процессе освоения программы»

                                                                        Выполнила:

                                                                        учитель швейного дела

                                                                        Халанская Н.И.

Формирование творческих способностей

 у учащихся в процессе освоения программы.

        Работа на протяжении ряда лет над проблемой повышения качества знаний  учащихся, развитием их творческих способностей в учебно-воспитательном процессе, я убедилась в том, что максимум усилий необходимо направлять на формировании интереса к учебе. Стимулом к этому является не только успешное овладение знаниями и умениями, но и возможности проявить свою творческую индивидуальность. Без интереса ученье – одно мученье.

        Большую ценность в этом плане имеет проблемное изложение темы, которое требует от учащихся актуализации имеющихся знаний, поиска, сравнений, творческих способностей. С этой же целью я постепенно исключаю из объяснений и инструктажей детали, увеличивая круг вопросов, решаемых учащимися самостоятельно.

        Более высокий уровень проблемности – это привлечение учеников к моделированию и конструированию. Но при этом не следует переоценивать их творческие возможности. Ведь  они ничего объективного  не открывают м не изобретают. Познавая новое, учащиеся делают открытия для себя и очень важно, чтоб это происходило самостоятельно. Сюда примыкает и работа исследовательского характера, когда для принятия решения проводятся несложные эксперименты при этом знаний.

        В последнее время при изучении тем программы все шире используют метод проектов. В методе проектов привлекает его нацеленность на актуализацию имеющихся и формирование новых знаний и умений, где царит атмосфера делового сотрудничества учителя и учащегося. Проектный подход ориентирован на самостоятельную работу учащихся: индивидуальную, групповую, коллективную.

        Однако нельзя противопоставлять метод практиков традиционной методике обучения. Он должен органично сочетаться с объяснениями, инструктажем, показом упражнением и другими методами. Цель проектного метода: «От идеи до готового изделия». В тематике проектов должны отражаться не только содержание изучаемого ими программного материала, но и индивидуальные интересы и возможности учащихся.  Постоянный учет  различий в уровне интеллектуального потенциала, темпа учебной работы – обязательное условие ориентированного подхода в обучении.

        Трудно переоценить значение мотивации в учебной деятельности. Не редкость случаи, когда учащиеся обладающие объективно меньшими способностями, благодаря интересу к занятиям, усердию добиваются лучших результатов в учебе.

        В своей работе мы использую  метод проектов, разработали ряд заданий для учащихся 5-9 классов. В тематике заданий отражаются не только содержание изучаемого или программного материала, но и индивидуальные интересы и возможности учащихся. С самого начала они должны усвоить следующее: разработка требований к будущему изделию, технологию его изготовления с составлением маршрутной карты, выполнение, защита и оценка работы. Темы работ усложняются от класса к классу и все более самостоятельными становятся их выполнения.

        Но для выполнения этих работ необходимы специальные тренировочные упражнения. С этой целью  разрабатываются ряд разных по сложности тренировочных упражнений:

Задание 1.  Выбери лучший вариант сумки для пляжа и обоснуй свой выбор по следующим пунктам: и по пятибалльной системе:  удобность, простота в исполнении, вместительность, экономичность, эстетичность, прочность.

Задание 2.  Моделирование фартука. Научить учащихся выполнять модель фартука на основе прямоугольника. Учащиеся получают цветную бумагу  и ножницы. Учащиеся должны выполнить модель фартука используя знания и творческие возможности.

В помощь учащимся разработаны вопросы для самооценки изготовленного изделия и себя, как его создателя.

Оценка изготовленного изделия:

  1. удовлетворяет ли изделие поставленной цели?
  2. выполнены все технологические требования к изделию. Перечислите их.
  3. если внесены изменения, то какие?
  4. оценка изделия.

Мы стремимся к тому, чтобы обеспечить преемственность в обучении швейному делу от одной ступени к другой, расширять и углублять представления учащихся о мире технологий, их умения и навыки, трудовую культуру, развивать способность к творчеству, профессиональному  самоопределению. Ориентиром для нас в той работе служат  требования к знаниям и умениям  учащихся в процессе изучения программного материала.

Взять хотя бы такую важную тему, как «Материаловедение». От класса к классу учащиеся знакомятся со свойствами, использованием ткани из натуральных и химических волокон, способами их обработки, изготавливая из них полезные и нужные изделия.

Проводя обобщающий урок по материаловедению «Путешествие в мире ткани» мы составили маршрут путешествия: история возникновения ткани, где и когда, сырье для их получения, свойства волокон и тканей и согласно составленной таблице свойств ткани научились их отличать друг от друга. Подобрали литературу для учащихся.  И согласно составленному маршруту мы провели работу по сбору материала. Учащиеся оформили свои творческие отчеты, т.е. кто мог это сделать, оформить, описать и на обобщающем уроке они отчитывались по своим творческим отчетам, сравнивали их, находили различия.  А себе мы отвели роль консультантов. Опыт показал, что для выполнения сравнительного сложения заданий им проектов отводимого учебного времени мало. Поэтому теоретическую часть задания с его оформлением учащиеся выполняли во внеурочное время с использованием  дополнительной литературы. Каждая учащиеся защищала свою  ткань, ее свойства, ее применение, перед всей группой. Учащимся такая работа очень понравилась. И мы провели еще одно такое занятие: «История привычных вещей», где учащиеся собирали  материал о появлении и изменении таких изделий, как юбка, карман, воротник, рукав.  И все это они оформляли творческим отчетом с рисунками в цветном изображением и кратким описанием.

Всю работу обобщили на одном уз уроков. Эти задания (проекты) формируют у них чувство ответственности, навыки самооценки и взаимооценки, вносят в учебный  процесс дух соревнования. Итоги отчетов сообщаются сразу.

На протяжении нескольких лет мы ежегодно проводим ярмарки распродажи. Но чтоб провести ярмарку проводится долгая кропотливая работа. С учащимися разрабатывается  перечень изделий в который должны вложить следующие параметры: что за изделие? кто его будет использовать? характер используемых для изготовления материалов? как изделие должно выглядеть, стиль, отделка? кто  может купить?. То есть идет творческих процесс, который преследует главную цель: от идеи до готового изделия.

В этом году на ярмарке мы продали продукции на 3 300 руб. Для формирования творческих  способностей, практическое использование полученных  учащимися знаний, умений и навыков невозможно без организации систематической внеурочной работы по курсу швейного дела.

В школе работают кружки «Мастерица», «Волшебная палочка», которые охватывают учащихся всех возрастных групп, выполняющих  доступные им изделия и работы (шитье, художественное панно, вышивка, изготовление игрушек). Во время кружковой работы были изготовлены  макеты             игрушек героев мультфильмов. Но предварительно была большая работа: что изготовить? из чего? что нужно?. Для чего это пригодится и т.д.

Работа шла весь год. Теперь эти объемные  игрушки используются на школьных праздниках.

Стали традиционными такие массовые школьные мероприятия конкурсы – соревнования, игры – соревнования: «Звездный час», «Золушка школы», «На балу у Золушки» - это провели в этом году.

Содержание  проблемных вопросов, заданий, загадок для блиц-опросов подбираем в соответствии с уровнем подготовленности учащихся. Воспитательная  цель  этих мероприятий  - научить детей  творить, сформировать  способность к преодолению  трудностей,  настойчивости, находчивости, своей застенчивости, взаимодействовать  друг с другом. Они учатся сотрудничать, радоваться успехам своим и своих товарищей.

Работа с различными материалами на уроках швейного дела и во внеурочной работе дает возможность формировать художественную культуру, развивать эстетическое чувство и творческую  инициативу. Даже при работе по образцу присутствуют элементы творчества.  

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

« Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых учащихся в процессе преподавания математики»

Выявление и развитие способной молодежи, привлечение её  к творческому  труду – одна из основных задач школы на  современном этапе. Стране  крайне  необходимы творцы нового...

Программа по самообразованию "Художественная обработка кожи как средство развития творческих способностей у учащихся на уроках декоративно-прикладного творчества"

Программа по самообразованию: 1. Пояснительная записка; 2. Цель, задачи; 3. План работы над темой; 4.Ожидаемые результаты; 5. Список литературы....

Статья «Развитие интеллектуальных и творческих способностей одарённых учащихся в процессе преподавания математики»

Выявление и развитие способной молодежи, привлечение её  к творческому  труду – одна из основных задач школы на  современном этапе...

Формирование творческих способностей младших школьников в процессе музыкально-игровой деятельности

Материалы статьи помогут педагогам  развить у детей младшего школьного возраста музыкальные способности....

Развитие творческих способностей ученика в образовательном процессе

Работа представляет  реферативное исследование классических первоисточников на заданную тему и рассказ о собственных методах развития творческих способностей учащихся основной школы  на урок...

Мониторинг ЛИЧНОСТНОГО РАЗВИТИЯ учащегося в процессе освоения дополнительной общеразвивающей программы

Мониторинг личностного развития учащегося в процессе освоения  дополнительной общеразвивающей программы...