Словосочетание и предложение. Дифференциация понятий.
план-конспект занятия по теме

Нуждина Ирина Николаевна

Занятие для 4 класса (СКК). Первое занятие по данной теме.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Урок по логопедии 4 класс26.94 КБ

Предварительный просмотр:

Словосочетание – предложение. Дифференциация понятий.

Цель: научить различать словосочетание – предложение в устной и письменной речи.

Задачи:

  • Образовательная: уточнение разницы понятий словосочетание – предложение, обучение согласованию слов в словосочетаниях, синтаксически правильному оформлению предложений, развитие межпредметных связей.
  • Коррекционная: уточнение словарного запаса учащихся по лексической теме «Животные Африки», знакомство с Африканскими достопримечательностями (природными и рукотворными), развитие фонематического слуха и восприятия, памяти, мышления, развитие тонких дифференцированных движений пальцев рук, общей координации.
  • Воспитательная: воспитание гуманного отношения к животному миру, любви к природе.

Оборудование: проектор, презентация, картинки с изображением животных, карточки со слогами, словами-признаками, памятки.

Ход занятия:

I. Организационный момент. Здравствуйте, ребята! К нам пришли гости, поздоровайтесь с ними, садитесь.

II. Объявление темы занятия. Сегодня мы отправимся в путешествие по Африке. Вы знаете, что это необычная страна, с которой мы мало знакомы. На пути мы встретим  ни одно препятствие. Но вместе мы всё преодолеем и вернёмся домой. И первое из них – пустыня Сахара. Это самая большая пустыня в мире.

Чтобы узнать, чем мы будем заниматься сегодня, мы составим слова из слогов. Каждый слог соответствует порядковому номеру. Я начинаю, а вы продолжите:

Сло

во

со

че

та

ни

е

-

пред

ло

же

ни

е

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Что мы составили?

Составили слова из слогов.

Читаем вместе тему занятия. Хорошо. Мы узнали, чем будем заниматься на занятии и преодолели пустыню Сахара.

III. Определение понятий. Но вот на нашем пути появилась река Нил. Это самая большая по протяжённости река в мире. Чтобы перебраться через неё, нужно вспомнить, что такое словосочетание и предложение.

Что такое словосочетание?

Словосочетание – это два связанных между собой слова, из которых одно зависит от другого.

Хорошо. А что такое предложение?

Предложение – это одно или несколько слов связанных между собой по смыслу и выражающих законченную мысль.

Молодцы. Мы вспомнили определение словосочетания и предложения, тем самым перебравшись через реку Нил.

IV. Развитие логического мышления. Мы добрались с вами до Драконовых гор, которые охраняют Африку на юге. И чтобы через них перебраться,  отгадайте загадки.

Зверь я горбатый,

А нравлюсь ребятам.

Верблюд.

Узнать его нам просто,

Узнать его легко:

Высокого он роста

И видит далеко.

Жираф.

Не поставишь её в упряжку:

Эта лошадь, как тельняшка.

Зебра.

Кто имеет один рог?

Отгадайте!

Носорог.

По реке плывёт бревно,

Ох и злющее оно!

Тем, кто в речку угодил,

Нос откусит…

Крокодил.

Что вы сейчас делали?          Отгадывали загадки.        

Что за отгадки?            Названия животных.

Молодцы, мы отгадали загадки и перебрались через Драконовы горы.

В.М. Добрались мы до озера Виктория - это второе по величине пресноводное озеро в мире. Самое время подумать: Ребята, а как мы должны относиться к природе и животным?

Мы должны их охранять, беречь, чтобы их смогли увидеть и наши дети и внуки.

IV. Составление словосочетаний. На озере Виктория есть водопад, который так и называется Водопад. И чтобы через него перебраться,  надо подобрать к признаку животное.

Длинношеий         жираф

Полосатая              зебра

Одногорбый          верблюд

Грозный                 носорог  

Зубастый                крокодил                    

Читаем. Что мы с вами сделали?

Мы подобрали признак к предмету.

Что у нас получилось?

Словосочетания.

Докажите, что мы составили словосочетания.

Есть главное и зависимое слово, можно поставить вопрос от главного слова к зависимому.

Молодцы, мы составили словосочетания и перебрались через водопад Виктория.

Ф.Г.                 До озера Чад мы дружно все дошли,

                      Конечно, же, немного устали мы в пути.

                      Пора бы нам всем встать и мышцы-то размять.                        

Дилы-дилы-дилы – появились крокодилы.

Моты-моты-моты – появились бегемоты.

Яны-яны-яны – по веткам скачут обезьяны.

Афы-афы-афы – жуют листики жирафы.

Ны-ны-ны- водой брызгают слоны.  

V. Закончи предложение. К большому сожалению, мы попали в зону сезона засухи. И чтобы быстрее её покинуть, надо закончить предложение подходящим по смыслу словосочетанием.

Греется на солнышке …  зубастый крокодил.

VI. Чтобы взобраться на вершину Килиманджаро (а это высочайшая гора в Африке), надо составить предложение из слов.

Полосатая зебра отстала от стада.

VII. Собери кирпичную кладку. Пирамиды такие древние сооружения, что могут рассыпаться. Соберите предложение из кирпичей.

Грозный носорог приготовился к схватке.

VIII. Чтобы не запутаться в проходах руин (полуразрушенных остатков) Карфагена, надо по стрелкам собрать предложение. 

Длинношеий жираф щиплет листья деревьев.

IX. Мы попали в сезон дождей. Чтобы от него убежать, надо собрать предложение, которое написано на падающих апельсинах.

Ребята, что мы сейчас делали?

Составляли предложения.

Докажите, что мы составили предложения.

Несколько слов связаны между собой по смыслу и выражают законченную мысль.

Хорошо. Мы составили предложения и преодолели последнее препятствие. X. А теперь прочитайте предложения глазками.

Греется на солнышке зубастый крокодил. Полосатая зебра отстала от стада. Грозный носорог приготовился к схватке. Длинношеий жираф щиплет листья. Смотрит вдаль одногорбый верблюд.

Что у нас получилось?

Рассказ.

А почему это рассказ?

Потому что предложения связаны по смыслу.

Давайте озаглавим рассказ. Выберете подходящее название.

Животные Африки. Африка. Животные наших лесов.

XI. Работа в тетрадях.

Теперь открыли тетради, записали сегодняшнее число - 21 ноября.

Какая орфограмма встретилась при написании числа?

Непроизносимый согласный.

Давайте запишем первое, третье и пятое предложения.

П.Г.  Но перед тем, как записать их в тетрадь, давайте разомнем пальчики.

                    В Африку гулять пойдём,

                    Мы с тобою там найдём:

                    Крокодила, бегемота,

                    Обезьяну, антилопу.

                    Всех животных соберём,

                    В памяти их унесём.      

Илья, запиши первое предложение на доске.

 Как оформляем предложение на письме?

Греется на солнышке зубастый крокодил.

Читай, объясняя орфограммы. Хорошо. А теперь подчеркни словосочетание в этом предложении. Укажи главное и зависимое слова.

Айдана, запиши третье предложение на доске.

Читай, объясняя орфограммы. Хорошо. А теперь подчеркни словосочетание в этом предложении. Укажи главное и зависимое слова.

Настя, запиши пятое предложение на доске.

Читай, объясняя орфограммы. Хорошо. А теперь подчеркни словосочетание в этом предложении. Укажи главное и зависимое слова.

Хорошо. Ребята, что мы сейчас делали?

Записывали в тетрадь составленные предложения.

XII. Вот и подошло наше путешествие к окончанию. Но вдруг появился лев.

                   Я домой вас отпущу,

                   Но сначала я спрошу:

                   Ну-ка вспомните, ребята,

                   Какие в пути встретились зверята?

Крокодил, бегемот, обезьяна, антилопа, жираф, зебра, верблюд, слон, носорог.

Молодцы!

XIII. Итог.  Итак, ребята, чем мы сегодня занимались?

Давайте ещё раз вспомним:

Что такое словосочетание?

Что такое предложение?

Чем предложение отличается от словосочетания?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация" Предложения с вводными словами,словосочетаниями и предложениями."

Цели данной презентации:активизировать понятие о вводных словах;расширить знания о вводных конструкциях; познакомить с правилами оформления вводных слов, словосочетаний и предложений, а также дать пон...

Тест для 8 класса по теме "Словосочетание и предложение"

Тест даст возможность проверить усвоение материала по теме "Словосочетание и предложение"....

Презентация на тему "Синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения"

Материал поможет закрепить знания о постановке знаков препинания в осложнённом предложении и выработать умение производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с вводными конструкциями ...

Методическая разработка по теме "Дифференциация звуков и букв Ж и Ш в словах, словосочетаниях и предложениях".

Методическая разработка представлена в виде конспекта логопедического занятия для обучающихся 2 класса по коррекции и профилактике акустической дисграфии. Данное занятие предполагает развитие и соверш...

Дифференциация букв "А" и "Я" в словах, словосочетаниях и предложениях.

Дифференциация букв "А" и "Я" в словах, словосочетаниях и предложениях.Цель занятия: Научить различать буквы «а» и «я» в словах, словосочетаниях и предложениях....

Конспект коррекционно-развивающего занятия на тему ". Предложение. Слово. Дифференциация понятий"

Конспект содержит подборку заданий для лиц с интеллектуальными нарушениями, направленные на дифференцировку понятий предложение и слово....