Методическая разработка по теме "Дифференциация звуков и букв Ж и Ш в словах, словосочетаниях и предложениях".
методическая разработка на тему

Борисова Елена Васильевна

Методическая разработка представлена в виде конспекта логопедического занятия для обучающихся 2 класса по коррекции и профилактике акустической дисграфии. Данное занятие предполагает развитие и совершенствование у детей фонематических процессов, познавательной активности, психических функций. Использование игровой технологии  способствует повышению интереса к предлагаемому материалу и урокам русского языка в целом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл методическая разработка28.56 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого логопедического занятия во 2 классе

Тема:    Дифференциация звуков и букв Ж и Ш в словах,

               словосочетаниях и предложениях.      

Составитель:  учитель-логопед

ГБОУ СОШ №391

Красносельского района

Санкт-Петербурга

Борисова Елена Васильевна

Логопедическая тема:  Дифференциация звуков и букв Ж и Ш в словах, словосочетаниях и предложениях.

Грамматическая тема:  Правописание сочетаний  ЖИ – ШИ, согласование существительных и прилагательных в роде.

Лексическая тема:  Редкие животные жарких стран.

Задачи:

1.Уточнение сходства и различия в звучании «ж» и «ш».

2.Закрепление понятий «звонкий» и «глухой» согласный.

3.Развитие фонематических процессов, закрепление умения дифференцировать звуки «ж» и «ш», соотносить их с буквами.

4.Упражнение  в чтении слов сложной слоговой структуры, обогащение словаря по теме «животные жарких стран».

5.Совершенствование навыка правописания жи – ши, согласования слов в роде.

6.Активизация зрительного и слухового восприятия и внимания, памяти, мыслительных процессов.

7.Развитие познавательной активности, навыков самостоятельной деятельности, привитие интереса к урокам русского языка.

8. Использование информационно-коммуникативной технологии, элементов игровой технологии, технологии сотрудничества.

Оборудование:  

- презентация «Животные жарких стран»;

- картинки с изображением букв урока;

- карточки для индивидуальной работы;

- индивидуальные карточки с буквами;

- карточки со словами сложной слоговой структуры;

- слоги для подбора и вставки  в слова;

- речевой материал (сведения о редких животных, словесные игры).

Ход занятия

I. Организационный момент.

- Приветствие.

- Посадка, запись числа в тетрадях.

II. Вводная часть.

1. Игра «Найди букву».

- Возьмите карточки, что вы видите?  (буквы)

- А что мы произносим и слышим?  (звуки)

Поиграем. 

- Я буду называть слово, а вы внимательно слушайте первый звук и зачёркивайте нужную букву.

Х Ж З И Л У В Б О П Т Ш К Н Ы С Е

Слова: хвост, зубы, лапы, уши, брюшко, пасть, шёрстка, коготки, спинка.

- Остались буквы? Составьте из них слово, прочитайте  (животные).

2 .Сообщение темы урока.

- Сегодня мы будем говорить о животных. А вот о каких,  вы должны догадаться сами.

3. Игра «Кто лишний?»

ёжик, жаба, медвежонок, жираф

- Почему «жираф», поясните.

- С какого звука начинается это слово? Расскажите об этом звуке.

- Что напоминает звук?

- Какой буквой обозначаем звук «ж»?

кошка, мышка, шимпанзе, лягушка

- Почему «шимпанзе»? С какого звука начинается это слово? Расскажите об этом звуке.

- Что напоминает этот звук? Какой буквой обозначаем звук «ш»?

- Чем отличаются звуки «ж» и «ш»?

- Какие звуки будем сегодня продолжать различать?

- А в тетрадях не будем путать буквы «Ж» и «Ш».

III. Основная часть.

1. Беседа по теме урока.

- Кто догадался, о каких животных будем говорить?

- В жарких странах живёт огромное количество зверей. Сегодня я расскажу о самых редких видах, которых осталось очень мало на планете, а некоторые совсем исчезают.

- Каждое животное чем-то интересно. Чем знаменит жираф? А шимпанзе, оказывается, самые умные и добродушные из всех обезьян, они умеют общаться с помощью звуков и жестов.

- А мартышка умеет двигать ушами и гримасничать – смешная обезьянка.

2. Физкультминутка.

Рано утром на полянке

Так резвились обезьянки:

Руки вверх, вверх, вверх.

Кто поднимет выше всех?

Руки вниз и наклонись,

 Хорошенько выпрямись.

Как пружинки мы присядем

И на место тихо сядем.  

3. Развитие фонематических процессов.

- Какой звук слышим в слове «мартышка»? Где? Глухой он или звонкий?

а) Игра «Различай  ж-ш».

- Если в слове слышим звонкий звук – «жужжим», если глухой – «шипим».

(Сопровождается показом слайдов с изображением животных).

  •  Джейран – легко и очень быстро бегает.
  •  Где слышен звук?  (в середине слова). Далее – аналогично.
  •  Ушастый тушканчик – шустрый зверёк, может высоко прыгать по песку.
  •  Шакал – очень прожорливый, ест всё подряд.
  •  Жако – самый большой говорун из всех попугаев, запоминает более ста слов.
  •  Камышовая кошка – большая труженица, постоянно охотится, очень осторожная.
  •  Скрытожаберник – теряет свои жабры, когда становится взрослым.
  •  Жилатье – название красивое, а само животное очень ядовитое, тело покрыто чешуёй, накапливает много жира, особенно жирный у него хвост.

- Назовите животных, в названиях которых есть звук «ж».  (Перечисляют)

  •  Жираф – сколько слогов в слове? В каком слоге звук «ж»?  (2, «жи»)
  •  Скрытожаберник – какой звук слышится после звука «ж»?  («а»)
  •  Джейран – какой по счёту звук в слове?  (второй)
  •  Жако – сколько звуков в слове? Назовите звуки по порядку.
  •  Жилатье – какую гласную напишем в слоге «жи»?

- Назовите слова со звуком «ш».

  •  Кошка – сколько звуков в слове?
  •  Шакал – назовите звуки по порядку.
  •  Тушканчик – на каком месте звук? Какой звук слышится перед звуком «ш»?
  • - Мартышка – какой звук слышим после звука «ш»?
  •  Шимпанзе – сколько слогов в слове? В каком слоге звук «ш»? Какую гласную напишем в этом слоге?

- Какие из этих животных похожи на домашних?

б) Игра «Покажи нужную букву».

- А вы знаете, что лягушки живут в воде и на суше? Они дышат кожей, которая всегда бывает влажной. Лягушки поедают вредных насекомых, принося тем самым огромную пользу. К сожалению, лягушек на планете становится всё меньше и меньше. А какие они симпатичные, сейчас посмотрим. (Сопровождается показом слайдов с изображением животных).

- Вам понадобятся карточки с буквами. Я называю и показываю животное, а вы показываете букву, которую надо написать в названии.

  • Желтобрюхая жерлянка  (показывают «ж»).
  • Оранжевый древолаз – («ж»).
  • Желтопалая квакша – («ж - ш»).
  • Украшенная итания – («ш»).
  • Радужная лягушка – («ж - ш»).
  • Большая лягушка голиаф – («ш - ш»).
  • Южная жаба – («ж - ж»).

4. Пальчиковая гимнастика «Пальчики здороваются».

Лягушка – попрыгушка,

Глазки на макушке.

Прячьтесь от лягушки,

Комары да мушки.

в) Игра «Замени символ буквой».

- Возьмите карточки. Посмотрите, вместо букв напечатаны символы (квадратик – «ш», треугольник – «ж»), попробуем прочитать слова, заменяя символы нужными буквами.

..ираф,   ко..ка,   ..аба,   ..акал,   квак..а,   ..ако

- Запишите слова правильно.

- Взаимопроверка выполнения задания.

- Кто из животных здесь лишний? Почему вы так думаете?

5. Согласование слов в роде.

г) Поиграем. Подберём к каждому названию животного слово-признак.

  • Жираф (какой?)  … (длинношеий)
  • Кошка (какая?)  …  (осторожная)
  • Жаба (какая?)   …  (южная)
  • Шакал (какой?)   …  (прожорливый)
  • Квакша (какая?)  …  (желтопалая)

6. Слоговой анализ и синтез слов сложной слоговой структуры.

- Буквы мы вставили, а теперь будем искать потерявшиеся слоги в трудных словах. Работа в подгруппах.

На доске размещены карточки с деформированными словами и со слогами:

гуж, шер, тыш, гуш, жер, шим, жи, туж, тыж, ши, жим

ля       …        ка                                         …      пан    зе

…      лян       ка                                        мар    …      ка

…      кан      чик                                      …       лать    е

- Какой звук пропал? Какой звук слышится в слоге?

(Подбор нужного слога. Чтение слова по слогам).

7. Согласование слов в роде.

д) Давайте ещё поиграем.

- Теперь я буду называть слово-признак, а вы подберите к нему название животного.

  • Смешная  …   (мартышка)
  • Большая   …   (лягушка)
  • Желтобрюхая   …  (жерлянка)
  • Добродушный  …  (шимпанзе)
  • Ушастый   …   (тушканчик)
  • Жирный    …   (жилатье)

8. Работа с текстом.

1. Чтение текста.

- Возьмите карточки, прочитайте  предложения  (читают по очереди).

Родина жирафа – жаркая Африка.

Он выше всех животных.

У жирафа длинная шея.

На его шкуре есть пятнышки.

Жираф любит жевать листья деревьев.

Он может дотянуться до самых верхушек.

- О ком прочитали рассказ?

2. Физкультминутка «Жираф».

Я по Африке хожу,

Свысока на всех гляжу.

У меня такая шея –

В мире нет длиннее шеи.

Иду  я, голову  задрав,

Потому что я – жираф.

3. Беседа по содержанию текста.

- Ответьте на вопросы предложениями из текста.

- Где живёт жираф?

- Прочитйте о его росте.

- Каковы особенности окраски?

- Чем питается жираф?

- Прочитайте последнее предложение.

- Почему жираф может достать верхушки деревьев?

- Найдите в тексте слова с буквами Ж и Ш в середине слова.

(выше, пятнышки, может, верхушки)

9. Работа в тетрадях.

е) Игра «Шифровальщик».

- Зашифруем текст с помощью букв урока. Я буду диктовать предложения, а вы записываете только буквы «ж» или «ш», если они встречаются в слове.

- Взаимопроверка выполнения задания.

--   ж – ж  --.

--   ш  --  ж.

--   ж  --  ш.

--  --  ш  --  ш.

Ж  --  ж  --  --.

--   ж  --  --  --  ш.

IV. Заключительная часть.

1. Подведение итогов урока.

- Какие звуки учились различать?

- Какие буквы старались писать правильно?

- Вспомните, что ещё делали на уроке?

- Что интересного вы узнали сегодня?

2. Оценка деятельности детей на уроке.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация на тему "Синтаксический и пунктуационный разбор предложения со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения"

Материал поможет закрепить знания о постановке знаков препинания в осложнённом предложении и выработать умение производить синтаксический и пунктуационный разборы предложений с вводными конструкциями ...

Конспект логопедического занятия с применением информационно – компьютерных технологий по теме:«Дифференциация звуков и букв т – д в слогах, словах, предложениях»

Данное занятие по теме «Дифференциация звуков «т» - «д» входит в блок  занятий по теме «Дифференциация парных согласных».  Задания используются в работе с учащимися 2-4 классов, имеющих нару...

Дифференциация букв "А" и "Я" в словах, словосочетаниях и предложениях.

Дифференциация букв "А" и "Я" в словах, словосочетаниях и предложениях.Цель занятия: Научить различать буквы «а» и «я» в словах, словосочетаниях и предложениях....

Индивидуальное логопедическое занятие "Автоматизация звука [ р ] со стечением согласных в слогах, словах, словосочетаниях и предложениях"

Индивидуальное логопедическое занятие"Автоматизация звука [ р ] со стечением согласныхв слогах, словах, словосочетаниях  и предложениях"Н.Н.Долженкова,учитель-логопедОКОУ «Курская школа «Ступени»...

Методическая разработка логопедического занятия " Звук и буква К"

План-конспект логопедического занятия с обучающимися 1 класса (второй год обучения) с задержкой психического развития....

Конспект занятия "Дифференциация звуков и букв в-ф в слогах, словах, предложениях"

Данное занятие расчитано на обучающихся 1 класса, обучающихся по АООП НОО ЗПР....