Урок математики «Зависимость между стоимостью, ценой и количеством» в 4 классе.
план-конспект урока по теме

Фомина Ольга Валентиновна

Урок математики по теме: «Зависимость между стоимостью, ценой и количеством» имеет для детей жизненно практическое значение. При организации уроков необходимо помнить о тесной связи преподавания математики с жизнью. При  обучении детей решению данных задач я направляю усилия на выявление жизненного опыта детей, при отсутствии такого пытаюсь его сформировать. С этой целью были подобраны игры, коррекционные задания, задания устного счёта, которые проверили правильность представлений учащихся о реальных ценах на товары; умения рассчитывать стоимость покупки, находить остаток, разностное сравнение цен товаров.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКС(К)ОУ

«Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида»

Разработка урока математики по теме:

«Зависимость между стоимостью, ценой и количеством»

в 4 классе

Выполнила:

учитель начальных классов  

Фомина Ольга Валентиновна

                           

2013-2014 уч.г.

Тема: Зависимость между стоимостью, ценой и количеством.

Цель: научить учащихся решать задачи на нахождение стоимости по известным цене и количеству.

Задачи образовательные:

научить находить стоимость одинаковых предметов, оперируя понятиями «цена, количество, стоимость»;

закрепить навыки устного счета при проведении игры «Магазин»;

закрепить знания учащихся в решении примеров в предалах 100 без перехода через разряд, табличного умножения в предалах 20; в размене денежных монет и купюр;

закрепить умение решать составные задачи с мерами стоимости;

проверить правильность представлений учащихся о реальных ценах на товары;

развивать умения рассчитывать стоимость покупки, находить остаток, разностное сравнение цен товаров.

Задачи коррекционные:

развивать мыслительные процессы анализа, синтеза при решении задач;

развивать умение классифицировать объекты, объединять их в группы по существенному признаку на основе коррекционных заданий игры «Магазин»;

развивать объём, распределение внимания, зрительную память при выполнении коррекционных заданий с предметными картинками и карточками – ценниками при проведении игры «Что изменилось?»

развивать слуховое восприятие на основе восприятия заданий в аудиозаписи;

Воспитательные задачи:

готовить учащихся к самостоятельному приобретению товаров по заданию взрослых.

Оборудование: предметные картинки (торт, соль, сок; тетрадь, цветные карандаши, альбом; хлеб, мука, пирожок), изображение магазина, карточки – ценники, телефон, аудиозапись с текстами задач, таблица «Цена. Количество. Стоимость», карточки с числами, текст составной задачи для каждого учащегося, индивидуальные карточки с заданиями для самостоятельной работы, монеты (1к., 5 к., 10к., 50к., 1р., 2р., 5р., 10р.), индивидуальные карточки для домашней работы.

Этапы урока

Ход урока

1.Оргмомент

1 - 2 Выше голова.

3 - 4 Плечи шире.

5 - 6 Тихо сесть.

7 - 8 Лень отбросим.

(Учащиеся садятся, на партах учебники и тетради)

2.Мотивационный настрой

- Отгадйте загадку и подумайте, о чём мы будем сегодня говорить.

Появились на свет мы давно,

Назначенье у нас одно:

В магазине вы берите

Всё, что только захотите,

Только к кассе подойдите

И, конечно, заплатите (деньги)

- Как вы догадались, что это деньги?

3.Вводная беседа

- Какие деньги вы знаете? Какие монеты, купюры?

- Как по-другому мы называем монеты и купюры? (меры стоимости)

- Где мы пользуемся этими мерами, кроме магазина? (рынок, транспорт, аптека, оплата за телефон, и др.)

4.Коррекционная игра «Магазин»

- Я предлагаю вам мысленно отправиться в магазин и почувствовать себя в роли продавца.

(Учитель на доске показывает картинку с изображением магазина; ряд предметных картинок: торт, соль, сок, тетрадь, цветные карандаши, альбом, хлеб, мука, пирожок).

- Необходимо разложить эти предметы на полки. Посмотрите, что к чему подходит. Объясните.

(Дети раскладывают предметные картинки по полочкам и объясняют свой выбор. Учащиеся дают название отделам: продуктовый, книжный, хлебный).

5.Коррекционная игра «Что изменилось?»

- Как называются эти вещи, которые мы покупаем за деньги? (товар)

- Каждый товар имеет свою цену. Цена – это деньги, которые мы платим за один предмет.

- Вы слышали когда – нибудь слово «ценник»? На товаре всегда присутствует бирка, на которой указана его цена. Это и есть ценник.

- Я предлагаю вам 3 ценника на товары каждого отдела. Вы должны определить цену товара каждого отдела и указать её ценником. Другие ребята будут контролёрами, проверяющими правильность расстановки ценников.

(Три пары учащихся выходят к доске и указывают цену каждого товара своего отдела; контролёры поправляют ошибки в определении цен на товары).

Торт

100 р.

Сок

 

14 р.

Соль

8 р.

Тетрадь

5 р.

 Цв.карандаши

40 р.

Альбом

25 р.

Хлеб

24 р.

Мука

45 р.

Пирожок

12 р.

- Сейчас я проверю, насколько вы внимательны в магазине. Закройте глаза. Что изменилось?

(Учитель меняет предметную картинку соли на сахарный песок; местами альбом с тетрадью; цену хлеба с 24 рублей на 2 рубля)

- Может столько стоить хлеб?  

(По мере отгадывания учитель возвращает картинки на прежнее место).

6.Устный счёт

- Сколько денег вы потратите, если купите цветные карандаши и тетрадь?

(40 р. + 5 р. = 45 р.)

- Сколько денег останется, если вы купите альбом, отдав в кассу 100 рублей?

(100 р. – 25 р. = 75 р.)

- На сколько рублей сок дороже соли?

(14 р. – 8 р. = 6 р.)

- Сколько будут стоить вместе хлеб и мука?

(24 р. + 45 р. = 69 р.)

- Какие монеты возьмёте, чтобы купить сок?

(10 р., 2 р., 1 р., 1р.)

- Какие две одинаковые купюры возьмёте, чтобы купить торт? (50 р. и 50 р.)

- Хватит ли вам денег от покупки хлеба и пирожка, если у вас купюра в 50 р.?

(да, останется сдача)

7.Изучение нового материала

- Ребята, поднимите руки, кто самостоятельно покупал товары?

- Какие трудности возникали перед вами?

- В каких случаях вам приходилось самостоятельно делать покупки?

(мама сидит с малышом и поручает старшему сыну купить продукты, самостоятельный проезд в транспорте, бабушка заболела и просит что – то купить, покупка канцтоваров  пр.)

(Разыгрывается сюрпризная ситуация – телефонный звонок с текстом задачи)

Задача №1 (см.Приложение 1)

Мама, дедушка заболел и просил купить 4 булочки по 5 рублей. Сколько денег нужно, чтобы за них заплатить?

- Ребята, помогите решить задачу.

- Какова цена одной булочки?

- Сколько булочек нужно купить?

- Сколько денег нужно заплатить за все булочки?

(Учитель на таблице демонстрирует карточки с числами - зависимость цены, количества, стоимости, объясняя значение этих математических понятий)

ЦЕНА

КОЛИЧЕСТВО

СТОИМОСТЬ

5 р.

4

20 р.

- Каким действием узнаем стоимость всех булочек?

(5 р.* 4 = 20 р.)

(Разыгрывается сюрпризная ситуация – телефонный звонок с текстом задачи)

Задача №2 (см.Приложение 1)

Мама, булочки в магазине закончились, куплю дедушке пирожков. Сколько будут стоить 2 пирожка по цене 8 рублей?

- Что известно в задаче?

- Что показывает число 8? Число 2?

ЦЕНА

КОЛИЧЕСТВО

СТОИМОСТЬ

8 р.

2

16 р.

- Как узнать стоимость двух одинаковых пирожков?

(8 р. * 2 = 16 р.)

- Итак, ребята, что нужно сделать, чтобы узнать стоимость одинаковых товаров?

(Цену умножить на количество)

8.Работа в тетради по заданию учебника

- Решим задачу в учебнике с.32 з.22

Запись числа, классной работы.

Задача.

Цена 1 тетради 2 р. Купили 5 тетрадей. Определи стоимость покупки?

- Что известно в задаче? Как узнать стоимость 5 тетрадей?

(Учащиеся записывают вопрос, решение и ответ задачи)

Сколько стоят 5 тетрадей?

2 р. * 5 = 10 р.

Ответ: 10 р. стоят 5 тетрадей.

9.Физминутка

- Слушайте внимательно. Если услышите меру стоимости больше 2 р.- хлопайте в ладошки. Меньше 2 р. - топайте.

5 р., 1 р., 5 к., 10 р., 100 р., 100 к., 2 р., 50 р., 1 к.

10.Решение составной задачи

- Мы в магазин приходим не за одним видом товара, а за несколькими. Я предлагаю вам решить задачу.

(Учитель раздаёт текст задачи на листках)

Мама поручила сыну купить в магазине 6 тетрадей по 2 р. и ручку за 15 р. Какова стоимость покупки?

- Что поручила мама купить сыну?

- Какова цена 1 тетради?

- Сколько тетрадей нужно купить?

- Как узнаем стоимость 6 тетрадей?

- Что ещё известно в задаче?

- Как узнаем стоимость всей покупки?

- Во сколько действий решается задача?

- Какой первый вопрос? Какое действие?

- Какой второй вопрос? Каким действием решается?

(Учащиеся вместе с доской записывают вопросы, решение и ответ задачи)

Сколько стоят 6 тетрадей?

2 р. * 6 = 12 р.

Сколько стоит вся покупка?

12 р. + 15 р. = 27 р.

Ответ: 27 р. стоит вся покупка.

- Ребята, подскажите, чем отличается первая задача от второй?

(Находили не только стоимость одинаковых товаров, но и находили сумму разных товаров).  

11.Самостоятельная работа

- Сейчас представьте, что ваша мама или бабушка, сестрёнка поручили вам купить товары определённого количества вот по этому списку. Узнайте стоимость товара, заполнив последний столбик и решив задачу.

(Учитель даёт карточки для индивидуальной работы на нахождение стоимости)

ЦЕНА

КОЛИЧЕСТВО

СТОИМОСТЬ

4 р.

2

Решение:

5 р.

3

Решение:

8 р.

2

Решение:

ЦЕНА

КОЛИЧЕСТВО

СТОИМОСТЬ

шоколадка

9 р.

2

Решение:

коробок спичек

5 р.

4

Решение:

наклейка

3 р.

3

Решение:

(Слабым учащимся раздаются монеты и задания с ними)

Задание №1

Учащимся раздаются различные монеты: 10р.,10р.,5р.,2р.,2р.,1р.,1р.,1р.,50к.,10к.,5к.,1к.,1к.

Необходимо разложить в разные коробочки копейки и рубли, сосчитать их сумму, записать на отдельном листке.

Задание №2

Выложить монеты, чтобы получилась сумма денег 17р.12к.

(Учитель собирает карточки для проверки)   

12.Итог урока

- Ребята, вы все активно работали на уроке. Но особенно хочется отметить за работу Димы в устном счёте,

в записи вопроса и решения задачи Сашу, определении цен товаров Алину…

(Учитель оценивает деятельность учащихся)

- А сейчас я хочу узнать ваше мнение об уроке.

(Учащиеся читают и дополняют предложение)

Я узнал…

Мне пригодится…

На уроке было…

На уроке я работал…

Мне понравилось, как…

13.Домашнее задание

- Домашнее задание необходимо выполнить на карточках.

(Учитель раздаёт индивидуальные карточки с дифференцированными заданиями по объёму и уровню сложности)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентапция к уроку математики по теме "Решение уравнений"в 5, 6 классах

Презентация составлена к уроку математики в 5,6 классах (класс - комплект) малокомплектной школы по проблеме разновозрастного убучения в сельской малокомплектной школе....

Урок математики "Сложение чисел с помощью координатной прямой" 6 класс

Данный урок составлен к программе В.И. Жохова. На уроке проводится изучение нового учебного материала по учебнку Н.Я.Виленкина и др. "Математика 6" п. 31 с использование дидактических материалов А.С.Ч...

Урок "Математика на службе армии" (к 23 февраля) 10 класс

Праздничный урок, посвящённый дню Защитника Отечества...

Презентация урок "Математика на службе армии" (к 23 февраля) 10 класс

Праздничный урок, посвящённый дню Защитника Отечества...

Урок: «Исследование зависимости между массой тела и силой, с которой это тело притягивается Землей» 7 класс

Цель урока: получение связи между силой тяжести и массой тела; решение задач по формулам FT=mg, m= FT /g; повторение и закрепление понятия о происхождении силы тяжести на Земле и других планетах; закр...

Технологическая карта урока математики по теме: «Делители и кратные» в 6 классе. Учебник «Математика, 6 класс» Г.К. Муравина, О.В. Муравин.

Тип урока: Урок открытия новых знаний.Цель урока: Формирование навыка употребления термина «делитель» не в привычном для них смысле одного из компонентов деления, а в связи с возможностью деления числ...

Бинарный урок "Исследование зависимости между параметрами колебаний пружинного и нитяного маятников"

Урок проводится как обобщающий после изучения тем по физике "Механические колебания" и по информатике "Работа с электронной таблицей". Урок является бинарным "информатика + физика"...