Конспект логопедического занятия
план-конспект занятия по теме

Семакина Галина Николаевна

Родственные слова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rodstvennye_slova1.docx18.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Корень слова. Родственные слова.

Цели:

1.Уточнить грамматическое понятие родственные слова.

2.Развивать умение на слух выделять родственные слова.

3.Развивать навык словообразования и подбора родственных слов,

 умение отличать родственные слова от сходных с ними по буквенному составу.

 4.Применять умения и навыки работы с компьютером.

5.Развивать мыслительные процессы.

6.Воспитывать любовь к природе.

Коррекционно-образовательные задачи:

  • развитие речи (все компоненты, относящиеся как к звуковой, так и смысловой сторонам);
  • развитие фонематического восприятия;
  • совершенствование слоговой структуры слова;
  • уточнение структуры предложения;
  • совершенствование связных высказываний (строить распространённые предложения, совершенствовать диалогическую речь, умение пересказывать и рассказывать сказки, придумывать конец к сказкам и сочинять свои).

Коррекционно - воспитательные задачи:

  • воспитание духовности, любви к природе, гуманности, скромности, доброты, внимания, выдержки, ответственности, патриотизма.
  • Коррекционно - развивающие задачи: 
  • развитие познавательных процессов (мышления, памяти, воображения, ощущения, фантазии);
  • развитие просодической стороны речи (развитие темпо-ритмической стороны речи, работа над правильным дыханием, голосом,  паузацией, дикцией, интонацией);
  • развитие умения передавать образ через мимику, жест и движение.

Оборудование: магнитная азбука с набором слов, игрушка –лиса, набор картинок «Животные в вагонах», веер гласных букв, ПК, мультимедийная презентация, аудиозапись.

Ход  занятия:

1.Организационный момент- аутотренинг  

Я в школе на занятии.

Сейчас я начну учиться.

Я радуюсь этому.

Внимание мое растет.

Я как разведчик все замечу,

Память моя крепка.

Голова мыслит ясно.

2.Основная часть

-Прочитаем  тему   нашего занятия из набора букв, которые надо поставить в числовом порядке:

Т О Р Н Н В С Ы Е Е Д            ОЛСАВ

5 2  1 8 9   6  4 10 7 113            32154

РОДСТВЕННЫЕ  СЛОВА

-Как по-другому называются родственные слова?   (однокоренными)

-Почему? (один корень)

-Куда мы сегодня продолжаем совершать путешествие? (в мир знаний)

-Да,  мы продолжим путешествие  и страну ЗНАНИЙ.

- Отправимся  ПОЕЗДОМ (подборка  однокоренных слов   ПОЕЗДКА-ПОЕЗД-ПОЕЗДИЛ-ЕЗДЯТ)

-Какой КОРЕНЬ в этих родственных словах?

-ЕЗД-

-Машинистом в нашем поезде будет  ЛИСА. Вагоны же займут пассажиры-животные

Дети читают загадки про животных по розданным карточкам:

А) Хозяин лесной просыпается весной,

А зимой  под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой.  (медведь)

Б) С  хозяином  дружит, дом сторожит

Живет под крылечком,

Хвост колечко. (собака)

В) Комочек пуха,

Длинное ухо.

Прыгает ловко

Любит морковку.  (заяц)

Г) Голодна  -мычит,

Сыта - жует,

Малым деткам

Молочка дает.   (корова)

В упражнении «Только ласковые слова» дети по кругу называют слова из сказок: медвежонок, собаченька, заюшка, коровушка, и т.д. В этом упражнении закрепляется образование уменьшительно-ласкательных суффиксов. 

Я показываю картинки в   соответствии  с животным. Дети  по порядку читают загадки,  другие отгадывают и все показывают на «веере гласных» букву, которую необходимо запомнить как безударную гласную                               в  “словарном слове”.

-Записать в тетради  число,  а затем – все слова-отгадки в столбик,  рядом написать однокоренное слово, обозначающее имя  прилагательное, отвечающее на вопрос     ЧЕЙ?

-После того, как  дети напишут,  необходимо   обозначить корень                    в данных словах.

-Проверить  то,   что  выполнили  (ученики читают,  логопед  напоминает о том,  что история русского языка допускает  чередованиие   согласных   букв в словах  (например,  медведь - медвежий).

-Каких животных вы знаете? (домашние и дикие)

-Почему они так называются?

-Где живут дикие животные? (в лесу)

-Как называется место, где растет лес? (лесное)

-Назовем корень в этих словах-родственниках?  (ЛЕС)

 Игра: Выставляются на игровое поле картинки  деревьев  и кустарников. Учащиеся вместе с  логопедом составляют рассказ о жизни деревьев в лесу.

 3.Физкультминутка (аудиозапись «Звуки леса»)

Руки подняли и покачали-

Это деревья в лесу.

Руки  согнули,  кисти стряхнули-

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,  плавно помашем-

Это к нам птицы летят.

Как они сядут,  тоже покажем-

Крылья сложили назад.

  1. Просмотр мультимедийной презентации «Родственные слова» на компьютере, коллективное выполнение заданий:

6.Выводы. Итог занятия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Бланк для конспекта логопедического занятия

Удобный для планирования коррекционной работы по звукопроизношению у детей с общим недоразвитием речи. Предполагает развитие всех компонентов речевой системы, возможность варьировать разн...

Конспект логопедического занятия по теме "Дифференциация звуков и букв "Б-П", 2класс.

В данном уроке проводится дифференциация звуков и букв "Б-П", задания предлагаются в игровой форме. Используется интерактивная доска....

Конспект логопедического занятия «К нам весна шагает быстрыми шагами» для 3 класса

Цели:Коррекционно–образовательные:Активизировать и обогащать лексический словарь по теме «Весна».Учить устанавливать причинно-следственные связи и закономерности в явлениях природы, их  взаимосвя...

Конспект логопедического занятия "Праздник Правильной речи"

Данное занятие проводится в мае, в конце учебного года. На занятие приглашаются родители учащихся, посещавших логопедические занятия, а также одноклассники. Реплики...

Конспект логопедического занятия на тему: «Многозначные слова» в 3 классе(ЗПР) Занятие подготовила и провела учитель-логопед высшей квалификационной категории Е.Н. Курусь

Конспект занятия составлен для воспитанников 3 класса (ЗПР) по теме "Многозначные слова". Целью занятия являлось знакомство детей с помощью речевых упражнений и игр с многозначными словами....