Конспект логопедического занятия "Звонкие и глухие согласные"
план-конспект занятия на тему

Семакина Галина Николаевна

занятие в группе учащихся 1 класса с ОНР

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zv._i_glukh._soglasnye.docx26.6 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Звонкие и глухие согласные

Цель:  Обобщить знания по теме «Звонкие и глухие согласные»

Планируемые результаты:

Предметные:

 Уметь различать звонкие и глухие согласные, закреплять  навыки  определения  звонких и глухих согласных в слогах, словах,  предложениях, тексте.

Метапредметные:

Замечать свои ошибки и правильно исправлять их.

Личностные:

Развивать мыслительные процессы. Наблюдать и проявлять инициативу по исправлению ошибок.

Формировать готовность взаимопомощи.

Методы обучения: беседа, рефлексия.

Формы работы: групповая, индивидуальная.

Тип занятия: закрепление пройденного  материала.

Технические средства обучения: компьютер, проектор,  интерактивная доска.

Дополнительное оборудование: магнитная азбука, игра «Дорога                       в школу»,  книга М.А Панфиловой «Лесная школа»,   таблица пространственной ориентации, контуры животных.

Ход занятия.

I.Организационный момент

-звучит мелодия песни «Чему учат в школе»,  дети хором читают стихи-

Мы проснулись раньше вас,

Нам сегодня в первый  класс.

Аккуратными учениками

Отправляемся в  Дом знаний.

-А как называется наш Дом знаний?

- Назовем нужные звуки из ваших имен:

Миша - третий звук в твоем имени - (Ш)

Анжелика - предпоследний звук твоего имени – (К)

Рома - второй звук твоего имени – (О)

Галя - третий звук твоего имени – (Л)

Андрей - первый звук твоего имени – (А)

-Итак, как называется наш  ДОМ ЗНАНИЙ?

             Ш К О Л А

(исп. Компьютер – звучит песня « ШКОЛА»  Сергея и Екатерины Железновых в мультивидийном варианте)

II. Основная   часть

-Выложим    слово    ШКОЛА     на магнитной доске

-Проведем      звуко-буквенный  анализ слова ШКОЛА:

Сколько звуков? Сколько букв? Сколько слогов? Сколько гласных? Сколько согласных?

Назовите глухие согласные. Назовите звонкие согласные.

-Повторим правило хором:    Сколько гласных в слове,  столько и слогов

-Сегодня мы продолжим повторение звонких и глухих согласных. Продолжим получать знания и  учиться быть воспитанными, а помогут нам               в этом занятии наши знакомые животные.  Кто это?

Вы ответите на данный вопрос, прочитав загадку (каждый получает текст загадки индивидуально).

Хвост пушистый                        Он в берлоге спит зимой

Мех золотистый.                       В толстой шубе меховой.

                        (лиса)                                                             (медведь)

Серый, зубастый, на луну воет.  (волк)                                                                                                                                                                  

В дупле живет да орешки все грызет.  (белка)    

В  гору бегом, с горы кувырком. (заяц)

Физкультминутка:

Зайчик едет на такси,

Куда едет, сам спроси.

Медведь лежит в густой тени,

Его за лапу не тяни.

В подарок белочка овца,

Несет четыре леденца.

«Поэтапный  рисунок»

(использование арт-терапевтической технологии)

  1. Группа договаривается о теме (например, животное, которое было названо в отгадках).
  2. Фигура/предмет делится на три, четыре, пять частей,                                           в зависимости от количества людей в группе (например, голова, тело, ноги).
  3. Листок бумаги пускается по кругу, и каждый ребенок добавляет свою часть изображения, складывает листок ( чтобы никто не видел) и передает дальше.

Когда все нарисовали, листок разворачивается, и все  смотрят, что получилось.

-Работаем по контурам животных. Узнайте этих животных и подпишите названия их.

Подчеркните звонкие согласные одной чертой, а глухие согласные – двумя чертами.

-Назовем ласково данных животных: лиса – лисенок, медведь – медвежонок, белка – бельчонок, волк – волчонок, заяц – зайчонок.

-Героями  какой книги они являются? (Марии Александровны Панфиловой  « Лесная школа»)

-Вспомним, чему учили нас персонажи  сказок в книге « Лесная школа»? Поможет нам в этом игра

« Дорога в школу».   Каждому из вас я дам фишку с цифрой, надо подойти к плакату  с игрой и поставить свою фишку на нужное число, я же читаю задание соответственно вашей цифре:

  1. «Собери портфель» - выбрать картинки только с рисунками школьных принадлежностей (тетрадь, ручка, книга, альбом для рисования, клей для уроков труда)  
  2. Ответь на вопрос:  - Как должны лежать  в твоем портфеле школьные принадлежности?
  3. Быть должны всегда в порядке

          Наши школьные тетрадки                   (повтори правило)

  1. Стой, дружочек, подожди,

Школьные правила повтори:

  • В школе «Здравствуй» говорят

И с улыбкой дарят взгляд.

  • До звонка ты приходи

И порядок наводи.

  • Друга зря не беспокой,

Береги его покой.

  • На уроке тишина.

Руку поднимай тогда,

Если хочешь отвечать

Или важное сказать.

  1. – Вот звонок на перемену,

Приготовься отдыхать:

Можешь с другом прогуляться,

Можешь тихо поиграть.

 -Работаем по таблице пространственной ориентации:

на таблице расположены «  дома» данных животных.

-Чей домик находится в верхнем левом углу?

-------------------------------- в правом нижнем углу?

-------------------------------- в середине?

--------------------------------в верхнем правом углу?

-------------------------------в нижнем левом углу?

Использование сказкотерапии.

Упражнение 1. На игровом поле расставлены фигуры в зависимости от изучаемой лексической темы. Каждый игрок выбирает для сравнения 2 предмета и описывает признаки сходства и различия.
Упражнение 2. На игровом поле называется несколько фигур. Дети запоминают их, затем закрывают глаза. Ведущий закрывает на поле одну фигуру. Каждый ребенок в свою очередь называет «исчезнувшее» животное. Усложняя игру, можно давать задание на определение места исчезнувшего объекта, составить предложение об исчезнувшем объекте или рассказ-описание.
Упражнение 3. На игровое поле называются животные и их детеныши. Логопед загадывает загадки, описывает животное, дети называют животное и его детеныша. Усложнив правила, логопед может попросить учеников составить предложение или рассказ об угаданном животном.
Упражнение 4. На игровом поле  дети находят следы животных, образуют притяжательные прилагательные, отвечая на вопрос «Чьи это следы?». Аналогично задание может выполняться на любом игровом поле, дети отвечают на вопросы: «Чей это хвост? Чья лапа?» и др. Игра «Лото» позволяет варьировать степень сложности в зависимости от возраста и подготовки учащихся.

Логопед может дополнить игру рассказом по картинке, стихами, загадками, приметами или пословицами. Главное - творческий подход.


Лучшей умственной зарядки

Нет для взрослых и детей.

Кто играет с нами в прятки,

Тот становится умней.

Игра «Найди в рисунке спрятавшихся животных»

 (с использованием игры « Дорога в школу»)

Беседа по книге «Лесная школа»

-Кто был учителем в лесной школе? (ёж)

У  учителя есть брат,

Он не беден, не богат.

Сторож ёж у яблони

Целый день стоит,

Яблоки на дереве

Трогать не велит.

 Ты «волшебные слова»назови,

Если вспомнишь,

То тогда ёж поделится с тобой

И пойдёшь вновь по прямой.

                                             (волшебные слова)

Сказка мудростью богата

Скажем сказке: «Приходи!»

Это присказка, ребята, сказки будут впереди.

  •  Сказку   «Белка»  вы  читаете вместе хором.

-Чему учит сказка?  (дружбе)                              

III. Итог занятия: -Чему мы учились сегодня?  

(чтение хором стихотворения)

Мы мальчишки и девчонки

 Из столицы Марий Эл.

Мы живём, как в сказке дружно,

Расставаться нам не нужно.

Но сегодня, к сожаленью,

Уж закончен школьный день.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Конспект урока "Звонкие и глухие согласные" 5 класс.

Цель этого урока не только закрепить полученные учащимися в начальной  школе знания о парных звонких и глухих согласных, но и расширить их представления о роли этих звуков и в обиходной реч...

Методическая разработка логопедического занятия на тему "Парные звонкие и глухие согласные"

Представлен план-конспект занятия по логопедии с детьми 1 дополнительного класса (второй год обучения) с задержкой психического развития....

Конспект логопедического занятия для детей среднего школьного возраста, с ограниченными возможностями здоровья . "Правописание звонких и глухих согласных " с приложением - презентацией.

Конспект содержит:- цель и задачи занятия;- перечень необходимого  оборудования;- перечень используемых технологий;- список литературы   и интернет ресурсов;-описание структуры и ...

Конспект логопедического занятия «Дифференциация парных согласных С и З в словах и предложениях»

Конспект подгруппового логопедического занятия для третьего класса. Тема занятия: «Дифференциация парных согласных С и З в словах и предложениях».Лексическая тема: Китай.Цел...