Конспект логопедического занятия в специальной коррекционной школе VIII вида по теме "Дифференциация парных звонких и глухих согласных"
план-конспект занятия (5 класс) на тему

Воронина Лариса Александровна

Данное занятие посвящено устранению фонетико-фонематических недостаткову у детей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_zanyatiya.docx31.87 КБ

Предварительный просмотр:


 Цель: 

  учить различать парные  звонкие и глухие согласные, выделять соответствующие им звуки и буквы в ряду других звуков, букв, слогов, слов;

      уточнить акустико-артикуляционные характеристики данных звуков, развивать фонематический слух, тактильные ощущения, зрительное и слуховое восприятие, мышление, память;

      повышать учебную мотивацию, познавательный интерес, результативность педагогического воздействия путём применения различных приёмов и методов в процессе работы над устранением  недостатков речи.

Оборудование:

              стенд над школьной доской с алфавитом и выделенными парными звонкими и глухими согласными; опорные таблицы для проведения подготовительных развивающих упражнений; массажные мячики; индивидуальные зеркала; наборы сигнальных карточек; колокольчик; «шумелка»; магнитные  буквы; таблички со схемами, обозначающими звонкость  и глухость звуков;  ноутбук , телевизор, звукоусиливающие колонки, диск с компьютерной обучающей игровой программой.

     

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Приветствие гостей и учителя.

              Правильная посадка за партами.

  1.   Подготовительные развивающие упражнения.

  1. Артикуляционная зарядка ( с использованием индивидуальных зеркал); сначала медленно, с паузами перед  каждым упражнением; затем быстро, без пауз.

Упражнения: «Улыбка»

                       «Трубочка»

                       «Покусаем язычок»

                       «Маляр»

                       «Лошадка»

  1. Словесно - ритмические  упражнения для отработки чёткой дикции (использование плаката с доски); сначала медленно, затем с ускорением темпа и отбиванием ритма.

Лексический материал:

                   

                   а)   Маленькие мышки,

                         Серенькие шубки,

                         Длинные хвосты,

                         Пищат: «Пи-пи-пи-пи!»

                   б)   Пистолет пугает мух,

                         Говорит он: «Бух, бух, бух!»

  1. Развитие речевого дыхания и голоса.

Поднять руки до груди, ладошки вертикально, вдох через нос,  задержка дыхания:

- выдох через рот на звук «у…», при выдохе дети руками описывают круги перед собой;

-выдох через рот на звук «а…», руки описывают треугольники перед собой;

-выдох через рот на звук «о…», руки описывают квадраты перед собой.

  1. Упражнения для пальцев и кистей рук.

а). Массажные мячики с шипами: катание одного мячика по парте поочередно каждой рукой, затем двух мячиков двумя руками;

катание мячиков между  ладошками.

Растирание ладошек до тепла без мячиков.

б). Серия движений «Послушная ладошка» (сначала медленно, затем ускоряя темп с проговариванием, опираясь на парту): кулачок, ребро, ладошка (выполнение соответствующих движений)

      III.  Работа по теме урока.

  1. Сообщение темы урока  (плакат на доске).

Читает логопед, затем все хором.

  1. Введение в тему.

Вопросы, задаваемые логопедом:

  - Сколько всего согласных букв в русском языке? (использование                                     стенда  над доской)

- Словосочетание «Парные согласные» происходит от слова «пара». Как вы понимаете это слово?

Логопед:

 – Некоторые согласные тоже выстроились парами, посмотрите (использование стенда над доской).

 Ну, а что такое «Парные звонкие и глухие согласные» нам расскажет знакомый уже вам сказочный учитель – летучая мышь из лесной школы.

( Использование компьютерной программы «Уроки Кирилла и Мефодия», русский язык 1 класс, 3 урок, задание № 9)

  1. Рассказ о «Парных звонких и глухих согласных» сказочным учителем (изображение выведено на экран).

 Повторение детьми материала, услышанного с экрана.

 ( После просмотра данного   урока  компьютерная программа временно останавливается).

  1. Различение звонких и глухих  неречевых звуков:

 а) Прослушивание звука колокольчика и звука «шумелки» (демонстрирует логопед).

Вывод:

   звонок звенит громко и звонко, а «шумелка» тихо, глухо, издаёт один шум.

б) Переход по аналогии к речевым звукам.

Логопед:

 -  Звонкие согласные звучат громко, звонко. Для них на доске мы поместим табличку, изображающую громкоговоритель (показ таблички).

                 -  Глухие согласные звучат тихо, глухо. Для них мы поместим табличку, изображающую перечеркнутый громкоговоритель (показ таблички).

  1. Расположение на доске под выше названными табличками магнитных  парных звонких и глухих букв.

 

     6.   Показ приёмов узнавания звонкости и глухости звуков с помощью       тактильных ощущений (тыльная сторона ладони подносится к гортани или закрываются ладонями ушные раковины, сравниваем произношение звуков при таком положении рук).

   7.   Уточнение артикуляции каждой пары (использование индивидуальных зеркал).

   8.   Выводы:

каждая пара звонких и глухих согласных похожа тем, что имеет одинаковое положение частей артикуляционного аппарата;

  каждая пара звонких и глухих согласных отличается друг от  друга по звонкости – глухости;

 для уточнения, какой встретился  звук, звонкий или глухой, можно использовать специальные приёмы, о которых мы сейчас говорили.

   

   IV.           Физкультминутка.

Ритмические движения под музыку.

  V.      Закрепление пройденного. 

а).  Произношение и различение на слух изолированных звуков.

(Логопед произносит звонкие или глухие согласные, дети повторяют их вслух и поднимают сигнальную табличку с соответствующей буквой).

б). Произношение и различение на слух первых звуков в слогах типа:

па,  да,  то,  до,  су,  жу,  ко,  ба   (использование сигнальных карточек).

в). Произношение и различение на слух  звуков в середине слогов типа:

ажа,  апа,  уду,  ага,  ушу,  осо,  ада (использование сигнальных карточек).

Логопед:

 – С моими заданиями вы справляетесь хорошо, а справитесь ли  с заданиями летучей мыши из лесной школы?

г). Подключение компьютерной обучающей игровой программы (ранее названной)

 

   Просматриваются следующие задания (№10, №11).

Дети самостоятельно передвигают буквы, вставляют их в слова, прочитывают эти  слова вслух и, самостоятельно двигая курсором, проверяют правильность выполнения своих действий.

VI.         Итог урока.

Вопросы:

- По какой теме мы работали сегодня на уроке

 - Сколько пар звонких и глухих согласных есть в русском языке?

- Чем похожи согласные звуки в одной паре?

- Чем отличаются согласные звуки и буквы в одной паре?

- Чем отличаются звонкие звуки от глухих?

- Какие есть приёмы для определения звонкости и глухости согласных звуков?  Покажите.

- Где мы находили сегодня парные звонкие и глухие согласные звуки и буквы? (в слогах, в словах).

Логопед:

 – На следующих занятиях мы с вами будем продолжать находить парные звонкие и глухие согласные в словах, а также будем находить такие слова в предложениях.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида

В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...

Логопедические занятия для специальных (коррекционных) школ VIII вида

Данные занятия составлены на тувинском и русском языках и расчитаны для классов специальных (коррекционных) школ....

Конспект открытого группового логопедического занятия в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Конспект занятия в 6 классе "Практическое употребление в речи имён прилагательных"Лексическая тема "Природа зимой"...

Конспект урока русского языка во 2 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида по теме: Свистящие и шипящие согласные

В игровой форме во время урока  ведется закрепление понятий "Свистящие и шипящие согласные".Цель и задачи урока:• Закреплять понятия «свистящие» и «шипящие» согласные звуки. • Упражнять в ум...

Доклад "Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида".

Он учит речевой коммуникации,  Грамматика и лексика - его предмет. Дыханию, фонации, артикуляции Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД....

Конспект логопедического занятия для обучающихся 1 класса специальной (коррекционной) школы VIII вида Тема: «Почта. Звук и буква Ч»

      Цель: формирование у обучающихся знаний о почте, умений выделять на слух звук Ч.Задачи: Обобщить знания детей по теме «Почта».Развивать общую и мелкую моторику, фонема...