Логопедические занятия для специальных (коррекционных) школ VIII вида
методическая разработка по теме

Кыргыс Розалия Серин-ооловна

Данные занятия составлены на тувинском и русском языках и расчитаны для классов специальных (коррекционных) школ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

8-ки хевирнин тускай (дузалал)школазынын

 2-ги клазынынга логопедия кичээли.

Темазы: Б-П деп уннерни ажык слогтарга болгаш сос        эгезинге база состун ортузунга турда, ылгаары.

   Сорулгазы: 1. Б-П деп уннерни слогтардан, состерден, сос каттыжыышкынындан ылгап ооредири.

        2. Б-П деп уннерни ажык слогтарга болгаш сос эгезинге база состун ортузунга турда быжыглаары.

        3. Б-П деп уннернин ужуктери кирген состерни аас болгаш бижимел чугаага ажыглавышаан сос курлавырын байыдар.

        4. Чараш бижилгеге чанчыктырыр, кичээнгейлиг болгаш сагынгыр чоруун сайзырадыр.

        Дерилгези: Б-П деп уннернин ужуктери кирген предметтиг чуруктар, карточкалар, кыдырааштар, ручкалар, карандаштар, пластилиннер.

    Кичээлдин чорудуу.

I. Организастыг кезээ.

        1. Кичээлге белеткел.

 Чурукта чувелернин аттарын шын адаан-на оореникчини логопед столдарже чалап олуртур. (Чуруктар: барба, пар, пага, буга, балык, бижек ).

        2. Кичээлче кыйгырыг.

              Бистин оолдар база кыстар

              Бичии-даа  бол билбези чок.

              Бижиир, номчуур, чараш адаар

Бир-ле башкы, бир-ле артист.

II. 1.Кичээлдин темазы болгаш сорулгалары-биле таныштырылга.

- Буга, пага деп состернин эгезинде чуу деп уннер тода дынналып турар-дыр, уруглар? (Б-П).

- Шын-дыр, уруглар. Богун бистер Б-П деп уннерни слогтардан, состерден, сос каттыжыышкынынарындан ылгап, Б-П деп уннерни ажык слогтарга, состун эгезинге база состун ортузунга чорда шын адаарынга мергежиир бис. Ынчангаш богунгу кичээлге, моон мурнунда кичээлдерге дег, шын, чараш адаар бир-ле  башкы, бир-ле артист дег болурунарны кузедим, уруглар! Оон ангыда идепкейлиг, дидим база кызымак чорук силерни бо кичээлге каастаар, уруглар.

2. Буга, пага деп состерге словарлыг ажылды чорудар.

III. Б-П деп уннернин характеристиказы.

Б-П деп уннернин характеристиказы-биле ажылдаар. Б-П деп уннернин орус болгаш тыва дылдарда уннеринин ылгалын  деннеп сайгарып коор.

IV. Б-П деп уннерни слогтардан, состерден база состер каттыжыышкынындан ылгаары.

  1. Б-П деп уннерни слогтардан ылгаары, быжыглаары.

Ба-па, бо-по, бу-пу, би-пи.

        2. Б-П деп уннерни состун эгезинге чорда ылгаары, быжыглаары.

Бар, пар, буга, пага.

Словарлыг ажыл.

        3. Б деп ун состун эгезинге болгаш отрузунга чорда ылгаары, быжыглаары.

Барба, бербе, борбак, белек, бижек,  булун, бак, бок.

        4. П деп ун состун отрузунга, ажык эвес уннер-биле кожа турда ылгаары, быжыглаары.

Аспа                                     успа                                      оспе

Оспа                                     эспе                                      успе

Словарлыг ажыл.

        5. Аспа, успа, успе деп состерни ажыглап тургаш 1-1 домактарны аас-биле чогаадыр.

        6. Барба, бербе, белек деп состерни ажыглап тургаш 1-1 домактарны аас-биле чогаадыр.

Сула шимчээшкин уези.

Оореникчилер бышкы-биле денге катаптавышаан, сула шимчээшкиннерни кылыр.

Бергелерге торулбас,

Белен-селен шыжыкпас.

Сула шимчеп чанчыккан

Сонуургалдыг чаштар бис.

Бирээ, ийи,  уш, дорт,

Базымнарны денге кыл!

IV. Бижимел ажыл.

        1.Сос каттыжыышкынын кичээнгейлиг номчунар. Б-П деп уннернин дуружун тодараткаш, дужуруп бижинер.

Берге бодалга.

Буянныг бажын.

Буураан буга.

Пооккен пар.

  1. Словарлыг ажылды чоруткаш, аас-биле домактар чогаадыр.

        3. Б-П деп уннерни  домактар иштинден ылгаары. 

улегер домактарны  номчуур. Б-П деп уннернин дуружун тодараткаш, домактардан иштинден ылгаар.

Билиглернин дозу - ном.

Бичелернин улегери – чон.

Парны шокар дивеске-даа пар шокар.

Паганы ногаан дивеске-даа пага ногаан.

          Улегер домактарнын утказын сайгарар.

V. Туннели.

- Кичээлге кандыг уннерни ылгап оорендивис?

- Б-П кандыг уннер-дир?

Оореникчилерге кок оннуг пластилинненден шилип

алгаш Б-П деп уннун ужуктерин тудуптар даалга бээр.

- Кичээлге  чуну кылдывыс?

Оореникчилернин  кичээлге  киржилгезин унелээш, туннээр.

 

 

     

Усть-Элегестин 8-ки хевирнин тускай (эдилгелиг)

школазынын I-ги категориянын логопед башкызы

Кыргыс Розалия Серин-ооловнанын

8-ки хевирнин тускай (дузалал)школазынын

2-ги клазынынга  «Б-П деп уннерни ажык слогтарга болгаш сос        эгезинге база состун ортузунга турда, ылгаары» деп           логопедия кичээли

Усть-Элегест 2013чыл



Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков Ш-Ж в слогах,

словах и словосочетаниях.

Учитель-логопед I категории

ГБОУ РСКШИ 8 вида

с.Усть-Элегест Кыргыс Р.С.

Цели: 1. Дифференциация парных согласных Ш-Ж в устной и письменной речи на базе слогов, слов и словосочетаний.

2. Коррекция фонематических процессов восприятия и слуха, обогащение словаря.

3. Активизировать у учащихся наблюдательность, навыки самоконтроля, формировать полноценные навыки общения в процессе учебной работы.

4. Развитие тонкой и мелкой моторики.

Оборудование: интерактивная, классная и магнитная доски, мел, предметные картинки, мяч, цветные карандаши, тетради, конверты с заданиями, грач.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

- Здравствуйте дети.

Я хороший, умный мальчик

Не сижу, сложа и руки

На уроках отвечаю

Ясно, четко и внятно.

- Какое сегодня число?

- Какое время года?

- Внимательно послушайте и скажите, когда это бывает?

Зазвенели ручьи

Прилетели грачи

В дом свой улей-пчела

Первый мед принесла.

Кто скажет, кто скажет,

Когда это бывает? (весной)

- Правильно. Прилетели грачи из теплых стран и принесли много писем на зеленных конвертиках.

- А почему, именно, в зеленных конвертиках, ребята?

- Потому, что весна. Весной все зеленеет.

II. Сообщение темы и цели.

1. Выделение звука.

                  «Ш»

Есть у белки, есть у мишки,

У лисички, у зайчишки.

И в холодный день зимы

В ней гулять выходим мы (шуба).

                   «Ж»

Не жужжу, когда сижу

Не жужжу, когда хожу,

Если в воздухе кружусь,

Тут уж вдоволь нажужжусь (жук).

- Назовите первый звук в слове «шуба» (Ш).

- Назовите первый звук в слове «жук» (Ж).

- Какие звуки мы выделили? (Ш-Ж).

- А теперь, догадались, какие звуки и буквы мы будем различать?

2. Сообщение цели.

- Мы будем различать звуки и буквы Ш-Ж в слогах, словах и словосочетаниях.

- Запишем тему занятия. Различение [Ш-Ж].

3. Характеристика звуков.

- Дайте характеристику звука Ш (Ж).

Ш – согласный, глухой, парный, твердый.

Ж – согласный, звонкий, парный, твердый.

- В чем сходство этих звуков.

- Оба они согласные, парные, и всегда твердые.

- В чем различие?

- Звук [Ш] - глухой, [Ж] - звонкий.

- Проверим: приложим руки к гортани.

4. Соотнесение с буквой.

- Какой буквой обозначается звук [Ш]? (буквой «ша»).

-  А какой буквой – [Ж]? (буквой «же»).

5. Различение в слогах.

ША – ША – ЖА –ША

*У –   *У -    *У –  *У

*О –   *О –   *О –  *О

*И –   *И –   *И –  *И

ЖУ – ШУ – ШУ – ЖУ

*А –   *А –   *А –   *А

*О –   *О –   *О –   *О

*И –   *И –   *И –   *И

6. Различение в словах. Игра «Добавь слог» ( с мячом).

- Добавьте тот слог, который вы слышите.

ША-ША-ША – КА…(ША)

ШИ-ШИ-ШИ – МАЛЫ…(ШИ)

ЖУ-ЖУ-ЖУ – ДРУ…(ЖУ)

ЖИ-ЖИ-ЖИ – Е…(ЖИ)        

- Запишите эти слова в тетради и подчеркните звуки [Ш-Ж].

КАША

МАЛЫШИ

ДРУЖУ

ЕЖИ

- Читай первое слово, где находится звук, который мы различаем? Какую букву подчеркнул? (с остальными словами работать также).

7. Различение в словосочетаниях.

- Теперь посмотрите, какие слова подходят каждому слову.

ВЕЖЛИВЫЕ

НЕУКЛЮЖИЕ

СВЕЖАЯ

САША

- Составим словосочетания их данных слов.

СВЕЖАЯ КАША

ВЕЖЛИВЫЕ МАЛЫШИ

НЕУКЛЮЖИЕ ЕЖИ

ДРУЖУ С САШЕЙ

- Запишите словосочетания в тетрадь и подчеркните звуки [Ш-Ж].

- Какую букву подчеркнул в слове ежи? (ж).

Буква «Ж» жужжит, как жук.

Встаньте дети, встаньте в круг.

8. Физминутка. Подвижная игра «Веснянка».

Солнышко, солнышко.                         Идут по кругу, взявшись за руки.

Золотое донышко

Гори, гори ясно,

Чтобы не погасло.

Побежал в сад ручей                       Бегут по кругу друг за другом на носочках.

Прилетели сто грачей.                               Взмахивают руками.

А сугробы тают, тают.                              Медленно приседают.

А цветочки подрастают.                           Тянутся вверх на носочках. 

9. Работа по картинке.

- Посмотрите на картинки и назовите их (ежик, мышка, медведь, уж).

- После зимней спячки они просыпаются весной.

- Давайте поиграем в игру «Животные и их детеныши». Исключение «Четвертого лишнего».  

У ежихи – ежата.

У мышки – мышата.

У медведицы – медведи.

У ужа – ужата.

- Запишите только название детенышей животных в тетради. Подчеркнем [Ш-Ж].

Ужата, мышата, медвежата, ежата (исключение четвертого лишнего).

10. Различение в скороговорке.

Кто хочет разговаривать,

Тот должен выговаривать.

Все правильно и внятно,

Чтоб было всем понятно.

Мы будем разговаривать.

И будем выговаривать.

Так правильно и внятно

Чтоб было всем понятно.

Не живут ужи, где живут ежи.

Не шуршат мышки, где живут кошки.

Игра «Прожорливые гусеницы».  Найди слова со слогами жи-ши, съеденные гусеницами, закрась их красным карандашом.

11. Итог занятия.

- Какие звуки мы различали на занятии.

Конструирование букв «Ш-Ж» (со спичками или с счетными палочками).

 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Тема: Дифференциация звуков З-Ж в слогах, словах и предложениях.

Учитель-логопед I категории

ГБОУ РСКШИ 8 вида

с.Усть-Элегест Кыргыс Р.С.

        

Цели: 1. Упражнение в сравнении, различении и правильном произнесении звуков З-Ж в слогах, словах и предложениях.

          2. Повторение характеристик этих звуков.

          3. Совершенствование фонематических процессов и слуха. Развитие устной и письменной речи.

           4. Развитие мелкой моторики улучшение зрительного восприятия.

Ход занятия.

  1. Организационный момент.
  2. Сообщение темы и цели занятия.
  1. Различение звуков.

Дети отгадывают загадки. Картинки- отгадки логопед помещает на магнитную доску.

                                     Зверка узнаем мы с тобой

                                     По двум таким приметам:

                                     Он в шубке беленький зимой,

А шкурке серой – летом. (заяц)

                                         Вот иголки и булавки

                                         Выползают из-под лавки.

                                         На меня они глядят,

Молока они хотят. (ёжик)

-- Какие пройденные звуки вы услышали в словах-отгадках?

-- Это звуки З и Ж.

-- Правильно. Давайте охарактеризуем эти звуки.

                     З – согласный, звонкий, парный, твёрдый.

Ж – согласный, звонкий, парный, всегда твёрдый.

-- Чем они похожи?

-- Оба они согласные, парные и звонкие.

-- А чем эти звуки различаются?

-- Звук Ж всегда твёрдый, а звук З имеет мягкую пару ЗЬ.

        

              III. Развитие фонематического слуха.

              1. Дифференциация звуков в слогах.

Проводится дидактическая игра «Наоборот». Логопед произносит слог со звуками З или Ж, а дети наоборот со звуками Ж или З и называют звуки, присутствующие в них.

                     За - …                                                   жи - …

                     зо - …                                                    жу - …

                     зу - …                                                     жо - …

                     зи - …                                                     жа -…

                     зы - …                                                     …

        Игра. «Выдели звук на слух».

Проводится в виде соревнования 2-х команд. Команда «Ежей» должна ловить звук Ж, а команда «Зайчиков» - звук З ( хлопать в ладоши).

        Незабудки, абажур, зоопарк, стрекоза, ужин, животное, зубр, журавли, этажерка, зажатый, кожа, закат, жасмин, гвоздики, железо.

2.Дифференциация звуков в словах.

        Проводится дидактическая игра «Подари картинки зверятам». На магнитный доске находятся картинки с изображением ЗАЙЦА и ЕЖА. Дети берут предметные картинки со своих  столов и распределяют их по звукам в 2 столбика, объясняя свой выбор и место звука в слове. Затем записывают их в тетради тоже в 2 столбика.

        Картинки: рожок, зонт, звёздочка, жёлудь, звонок, мороженое, зайчата, ежата.

                            ЗАЯЦ                                             ЁЖИК

                            Зонт                                                жёлудь

                            Звёздочка                                       жёлудь

                            Звонок                                            мороженое

                            Зайчата                                           ежата

        Игра «Четвёртый лишний».

ЗАЯЦ: зонт, звёздочка, звонок, зайчата.

ЁЖИК: жёлудь, рожок, мороженое, ежата. ( Лишние слова: зайчата, ежата).

        Физминутка.

Зайчик.

                                        Скок-поскок, скок- поскок,

                                         Зайчик прыгнул на пенёк,

                                         Зайке холодно сидеть,

                                          Нужно лапочки погреть.

                                          Лапки вверх,

                                          Лапки вниз,

                                          На носочках подтянись,

                                           А затем вприсядку,

                                           Чтоб не замёрзли лапки.

                                           Прыгать, заинька горазд,

Он подпрыгнул десять раз.

  1. Дифференциация звуков в предложениях.

        Используя схему и «лишних слов» (ежата, зайчата), составить предложения. Записать их в тетради.

        У _ _ _ _                     и                ________ .  

        ( У зайца  маленькие  и  красивые  зайчата).

        У  _ _ _ _  тоже                     _________ .

        (У ежа тоже маленькие ежата).

Игра «Составление предложений из заданных слов».

  1. Зайчик, белую, надевает, шубу, зимой.
  2. 2. Ёжик, животное, безобидное.
  3. ежат, Маму, зовут, ежихой.
  4. маму, А, зовут, зайчат , зайчихой.

VI. Итог занятия.

-- Какие звуки различали на занятии?

-- О ком мы говорили и что узнали о них?

--Какие стихи знаете о звуках [З-Ж].

Звук [З]

                                    Язычок широкий – ниже,

Кончик – к нижним зубкам ближе!

                                     И со звонким ветерком

                                     Звонко ЗЗЗ произнесём.

                                      ЗЗЗ заливисто звенит,

                                      Звонко ЗЗЗ в словах звучит:

                                      Зайка, зонт, звонок, зарядка,

                                      Зал, значок, звезда, зарядка.

Звук  [Ж]

                                      Ж как Ш мы  произносим,

                                      Только голос в гости просим.

Звонко ЖЖЖ в словах жужжит,

                                       Ж как жук большой гудит:

                                       Жужелица, жук, жужжанье,

                                        Жар, жемчужина, журчанье.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Планы - конспекты групповых логопедических занятий в 1 классе специальной коррекционной школы VIII вида

В данных планах старалась отразить коррекционные цели занятий, включая специальные коррекционно - развивающие упражнения по развитию высших психических функций. Использовала доступные для учащихся с и...

Конспект открытого группового логопедического занятия в 6 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида.

Конспект занятия в 6 классе "Практическое употребление в речи имён прилагательных"Лексическая тема "Природа зимой"...

Доклад "Логопедическая работа в специальной коррекционной школе VIII вида".

Он учит речевой коммуникации,  Грамматика и лексика - его предмет. Дыханию, фонации, артикуляции Со знаньем дела вас научит ЛОГОПЕД....

Логопедическое занятие в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Посуда.Использование суффиксов, посредством которых образуются названия посуды и предметов-вместилищ".

Логопедическое занятие в 5 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Посуда.Использование суффиксов, посредством которых образуются названия посуды и предметов-вместилищ" направле...

Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже на материале темы "Животные в русских народных сказках".

Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Практическое применение навыков согласования существительных и прилагательных в роде, числе и падеже на материале т...

Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Хлеб - всему голова".

Логопедическое занятие в 4 классе специальной коррекционной школы VIII вида по теме "Хлеб - всему голова" направлено на формирование лексико-грамматических средств языка и коррекцию нарушений чтения у...