Звук и буква
методическая разработка по теме

Коробейникова Светлана Владимировна

Буклет для воспитателей по организации работы со звуком и буквой

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon buklet_dlya_vospitateley.doc244.5 КБ

Предварительный просмотр:

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД ЗВУКОМ

  1. Подготовительный этап

- артикуляционная гимнастика, пальчиковая гимнастика, дыхательная гимнастика;

2. Знакомство со звуком

-загадки, отгадки которых начинаются на заданный звук;

- стихи с многократно повторяющимся «нужным» звуком;

- рассказы, в которых звук связывается с определенным образом. Например, рассказ про водичку (звук [с] - песенка водички) или рассказ про комарика (звук [з] - песенка комарика);

-игра «4 лишний» - например, три картинки берутся из одной какой-то лексической темы, а одна картинка другая, и в названии лишней картинки нужно определить первый или последний звук, над которым и будет проводиться работа в течение всего занятия.

3. Уточнение артикуляции звука, его характеристика

- ребенку предлагается произнести звук. При этом ребенку задаются вопросы, позволяющие «прочувствовать» артикуляцию звука. Например, «В каком положении губы, зубы, язык, какая воздушная струя?»;

- звук [а] - рот открыт, язык спокойно лежит, воздух не встречает преграды, звук можно петь голосом. Нужно объяснить ребенку, что такой звук называется гласным.

- звук [м] - губы сомкнуты, воздух не может свободно выходить, так как ему мешают губы; звук можно потянуть (то есть звук можно произносить длительно), но его нельзя произнести выше-ниже, то есть нельзя петь. Ребенку объясняется, что такой звук называется согласным. Затем ребенку предлагается положить руку на шею и многократно произнести звук [м], при этом задается вопрос: «Что ты чувствуешь?» (дрожит горло). Когда ребенок убедится, что «горлышко дрожит», нужно объяснить, что это работают голосовые связки и такой звук называется звонким.

- после знакомства с характеристиками звука задается серия вопросов, направленных на закрепление полученных знаний:

Звук [м] ([а]) - это какой звук? (гласный/согласный). Почему? (гласный, так как можно петь, воздух не встречает преграды; согласный - петь нельзя, воздух встречает преграду). Какой согласный? (глухой/звонкий)

Почему? (глухой - горлышко не дрожит, не работают голосовые связки; звонкий - горлышко дрожит, голосовые связки работают);

4. Выделение на слуховом уровне из ряда других звуков, слогов, слов.

- проводится игра  «услышишь - хлопни», «услышишь - топни», «услышишь – подними карточку»;

 Важно, чтобы ребенок мог выделять слова с заданным звуком не только в именах существительных, но и в других частях речи, поэтому на данном этапе можно использовать короткие рассказы, стихотворения.

5. Определение места звука в слове

- определение места звука в слове проводится с опорой на картинки. Например, взрослый показывает картинку и проговаривает слово, а ребенок определяет место изучаемого звука (начало, середина, конец слова). Показ проводится в следующем порядке: картинки на звук в начале слова, в конце, в середине и далее чередуются в разной последовательности;

- использование звуковых линеек дает возможность закрепить понятие о месте звука в слове с опорой не только на слух, но и зрение;

6. Составление слогов, слов из заданных звуков

- предлагаются задания детям придумать самостоятельно слова с тем или иным звуком. Например: «Придумай слово, где звук [с] в начале» и т. д. Можно провести соревнование между детьми, кто больше придумает слов с заданным звуком, раздавая за каждое названное слово фишку;

7. Составление звуковых схем, слогов

  • Используются условные обозначения:

- красный кружок – гласный звук;

- синий кружок – твердый согласный звук;

- зеленый кружок – мягкий согласный звук;

- длинная полоска – слово;

- короткая полоска – слог;

  • Проводится звуко – буквенный анализ слова, слога:

- сколько звуков в слове (слоге);

- какой звук первый, второй, третий и т. д;

- какими буквами обозначаются на письме звуки.

8. Закрепление пройденного звука на речевом материале

- игра «Один - много»;

- игра «Много - один»;

- игра «Назови ласково»;

-игра «Добавь звук и назови слово, которое получилось» и т. д.;

- проговаривание скороговорок;

- заучивание небольшого стишка.

9. Знакомство с буквой

                       

ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬ РАБОТЫ НАД БУКВОЙ

1. Знакомство с буквой: рассматривание, сравнивание с предметами окружающей действительности (на что буква похожа).

2. Выделение ее элементов.

3. Прослушивание стихотворения о букве.

4. Прорисовывание буквы пальцем в воздухе.

5. Прорисовывание буквы на листке по образцу.

6. Чтение слогов с изучаемой буквой (развитие слогового чтения).

что звук мы слышим и произносим

на письме звук обозначается буквой

букву мы видим и пишем.

ИГРЫ С БУКВАМИ.

«Мозаика»

Карточки с буквами разрезаются на несколько частей, перемешиваются, и ребенку дается задание сложить знакомые буквы.

«Дирижер»

Прорисуйте рукой ребенка в воздухе заданную букву. Затем пусть ребенок попробует сделать это самостоятельно.

«Архитектор»

Сложите заданную букву из палочек, спичек, нитки.  Затем пусть ребенок попытается проделать это самостоятельно. Помогите ему при необходимости.

«Узнай букву»

Узнавание и обводка букв, написанных точками.

«Что неправильно»

Нахождение знакомых букв в ряду правильно и неправильно написанных.

«Прятки»

Карточки с буквами частично закрываются, и дети должны узнать буквы по тем частям, которые остались видны.

«Путаница»

Узнавание букв, написанных с наложением.

  • Звук мы слышим и произносим

  • Букву мы видим и пишем

  • На письме звук обозначается буквой

  • Видим букву, а говорим звук

МКДОУ детский сад

№ 18 комбинированного вида

Составитель: учитель-логопед

Коробейникова Светлана Владимировна

Адрес сайта:http://nsportal.ru/korobeinikova-svetlana-vladimirovna

ЛОГОПЕД

СОВЕТУЕТ

Организация работы

со звуком и буквой


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3- М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки. Значение букв Е, Е, Ю, Я.

Модульная программа и разработка уроков русского языка в 5 классе. М№ 3-  М№4 Тема: Звуки речи и буквы. Алфавит. Гласные и согласные звуки. Звонкие и глухие согласные звуки.Твёрдые и мягкие согла...

Конспект занятия "Звук и буква М. Знакомство с согласными буквами."

Мною представлен конспект открытого занятия по обучению грамоте детей с ЗПР 6-7 лет....

Урок чтения Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.

Тема: Звук и буква Д. Чтение слогов и слов с буквой д.Технология: на ситуативной (игровой) основе Задачи:образовательные: познакомить учащихся со звуком и буквой д; создать условия для формирования у ...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква А".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста, опубликован на официальном сайте Мимио в России.В нем используются различные...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква У".

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Д".

В проекте учтены принципы от простого к сложному и формирования у ребенка чувства успешности, которые позволяют оптимизировать процесс образовательной деятельности в дошкольном учреждении и, как следс...

Методические рекомендации по работе с проектом, созданным в программе Мимио "Приключения в городе звуков и букв. Звук и буква Р".

Проект создан в программе mimio и рассчитан на подгрупповую и индивидуальную работу с детьми старшего дошкольного возраста.В нем используются различные игры и игровые упражнения, направленные на разви...