Урок.Опыты Резерфорда.Строение атома.
план-конспект урока (9 класс) по теме

Чумак Виктория Николаевна

Введение изучения "Элементов физики" в школах VIIIвида даёт возможность расширить представления детей об окружающем мире.Доступно,кратко,научно,увлекательно воспитанники изучают основы физической науки.Они совершенствуют умение самостоятельно  наблюдать и объяснять физические явления на основе приобретённых знаний.Изучении "Элементов физики" идёт от простого к сложному ,что способствует оптимальному его восприятию.Материал расположен в определенном логическом порядке,обеспечивающим последовательное его изучение,углубление и преемственность с ранее изученным.Изучаемые законы даются без математических формул ,достаточно лишь понимание и установление причинно-следственной зависимости ,поясняющее то или иное физическое явление.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.opyty_rezerforda.stroenie_atoma.docx (40.9 КБ)40.9 КБ

Предварительный просмотр:

    Тема :

« Опыты Резерфорда  . Строение атома.»

      (использование интерактивной доски )

                               9 класс

             

                 ГКОУ РО школа –интернат №12

                              VIII вида г.Гуково

                       

                                          Составила и провела : В.Н.Чумак

                              2013-2014 уч. год

Тема : Опыты Резерфорда . Ядерная модель атома.

Задачи:

1 Дать понятие об опытах Резерфорда и изучить строение  

   атома ;продолжить формирование познавательного интереса учащихся

2Коррекция мышления на основе анализа и синтеза

Формы работы :коллективная, работа в паре ,

                             в группе, индивидуальная работа

Оборудование: интерактивная доска

Ход урока:

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1

І.Оргмомент

 -анаграммы .

-создание кластера

Учащиеся в командах методом мозгового штурма должны предположить, по каким направлениям они будут повторятьпредыдущий материал  и изучать новый материал (эти направления могут быть предложены учителем). Таким образом, учащиеся выходят на собственное целеполагание. 

 

Создание кластера :

приемы

принципы

читай

думай один

думай

думай в паре

пиши

думай вместе

проговаривай

-коррекционно-развивающее задание

-составление кластера

2

IIАОЗ


1Физика –это наука о чем?

2 Что мы знаем о природе?

3Каким образом познается мир?
4Какие физические явления вы знаете?

5 Какие  явления изучаем сейчас ?

   Какие заряды мы знаем?

6 Какие электрические приборы мы изучили?

7Качественный вопрос по теме электризация

    -Как надо зарядить тело ,чтоб рисунок соответствовал правильному ответу.Почему?

     -Изменим ситуацию на    интерактивной доске. Как теперь зарядить надо тело? Почему ?

8Посредством чего происходит взаимодействие зарядов?

Мы можем электрическое поле увидеть ,пощупать?

9На выдохе скажем пословицу

-Как соломинка и янтарь….

-Что шёлкова ленточка к стене льнёт.

10 какие вещества называются проводниками? Непроводниками ?

-прочитать и распределить (отметить на карточке –взять в круг только проводники)

11 Какой процесс показан на рис ?

   Какой заряд имеет электрон ?-

12 Тест –контроль:

-при соприкосновении тел происходит…….

-тела с зарядами одинакового знака взаимно ……

- тела с зарядами разного знака взаимно ……

-эбонит -это каучук с большой примесью…..

-наэлектризованные тела начинают притягивать к

 себе……..

Изучив всё это ,выстраивается логическая цепочка .

Физическое тело -вещество-молекула-атом? Из чего состоит атом?

Ответить не можем.

-полные ответы учащихся

-использование интерактивной доски

-составление схемы

-рассказ уч-ся :

-ответ по плану:

… название прибора

..устройство прибора

…принцип работы применение прибора  

-использование интерактивной доски

-работа по рис

-работа в паре

-работа вместе

-усложнение рисунка

-думай один

-демонстрация опыта

Физминутка

Демонстрация опыта

(эбонитовая палочка и электрометр)

-работа в паре (письменно).

полные ответы детей

тест-контроль

использование интерактивной доски

работа по рис

-создание проблемной ситуации

3

III  ИНМ

Тема: Опыты Резерфорда. Строение атома

                (портрет Резерфорда)

1911г. - Э. Резерфорд ставит опыт по рассеянию альфа-частиц. Пучок aльфа-частиц пропускался через тонкую золотую фольгу Золото было выбрано как очень пластичный материал, из которого можно получить фольгу толщиной практически в один атомный слой Некоторые альфа-частицы проходили сквозь фольгу, образуя на экране размытое пятно, а следы от других альфа-частиц были зафиксированы на боковых экранах.

Опыт показал, что положительный заряд атома сконцентрирован в очень малом объеме - ядре,
а между ядрами атомов существуют большие промежутки.

Атом имеет в центре ядро, размеры которого во много раз меньше размеров самого атома .
Вокруг ядра по орбитам движутся электроны.
Почти вся масса атома сконцентрирована в его ядре.
Суммарный отрицательный заряд всех электронов равен суммарному положительноиу заряду ядра атома и компенсирует его.

Использование презентации ,рассказывающей о процессе происходящем при опытах Резерфорда

Рассказ учителя

4

IVЗакрепление

Основные положения по модели атома

1 Атом в целом  нейтрален .

2 Внутри атома находится положительно заряженное ядро.

3 Вокруг положительно заряженного ядра вращаются отрицательно заряженные электроны

Работа по синквейну.Синквейн –это  инструмент для синтеза и обобщения сложной информации.

1 В центре атома находится .........

2 Вокруг ядра вращаются .............

3 Электроны имеют ..................заряд.

4 Ядро атома имеет ....................заряд.

5 Атом имеет ..............заряд

Составьте логическую схему -цепочки

Материя Поле Вещество  Молекула Атом Электрон Ядро

Совместная работа по формулированию вывода.

Синквейн

Работа с интерактивной доской .Вставить слова в соответствии с полученными знаниями

ядро,отрицательный,

положительный, нейтральный,электроны 

5

V Итог урока

1Прошу учащихся оценить, насколько он был успешен.

Раздаю карточки, в которых предлагается поставить галочку около выбранного утверждения.

Мне все понравилось____________

Мне ничего не понравилось______
Мне ничего не понятно__________
Мне было интересно____________
Мне было скучно_______________
Мне было легко________________
Мне было трудно_______________
Я узнал много нового____________

Я не узнал ничего нового_________

2 Оцениваю работу на уроке и активность

   каждого учащегося.

Самооценка учащимися приобретенных

знаний


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тест "Строение атома. Строение электронных оболочек атомов"

Ученикам: Выберите один правильный ответ. Обратите внимание вы должны уметь расписывать электронное строение атомов 20 первых элементов расположенных в ПСХЭ Д.И.Менделеева. Удачи! Тест для 9 класса. ...

Опыты Резерфорда .Строение атома.

Задачи: 1 Дать понятие об опытах Резерфорда и изучить строение      атома ;продолжить формирование познавательного интереса учащихся 2Коррекция мышления на основе анализа и синт...

Урок.Опыты Резерфорда.Строение атома.

Задачи:1 Дать понятие об опытах Резерфорда и изучить строение     атома ;продолжить формирование познавательного интереса учащихся2Коррекция мышления на основе анализа и синтезаФор...

Строение атомов. Состав атомов.

Методический материал в форме заданий ЕГЭ....

Тема урока "Опыты" великого гуманиста Мишеля Монтеня"

Урок с применением кейс-технологии. Метод ситуационного анализа (cese study method) состоит в том, что учащийся, ознакомившись с описанием представленной проблемы, «самостоятельно анализирует ситуацию...

Проверочная работа по теме "Строение атома. Электронные оболочки атомов", 8 класс

Тестовая работа по теме "Строение атома. Электронные оболочки атомов" предназначена для учащихся 8-х классов и включает в себя 10 заданий с выбором одного правильного ответа....

Тест "Строение атома. Электронная оболочка атома"

Тестовая работа включает 10 вопросов, 4 варианта. Задания на выбор одного верного ответа из четырех предложенных, задания на соответствие....