В школе волшебников
план-конспект занятия на тему
Предварительный просмотр:
В школе волшебников.
Суффиксы –ик-, -ищ-, -чик-, -ок-, -онк-, -ник-, -ниц.
Цель:
наблюдение над ролью суффикса в слове, определение суффикса и упражнения в образовании однокоренных слов с помощью суффиксов.
Задачи:
- познакомить учеников с суффиксами –ик-, -ищ-, -чик-, -ок-, -онк-, -ник-, -ниц;
- дать представление о значащей роли суффиксов в словах, их словообразовательной роли;
- тренировать в словообразовании;
- развивать речи, мышление, интуицию и «чувство языка»; развивать внимание, наблюдательность, умение анализировать;
- развивать устойчивую мотивацию к процессу обучения.
- повышать уровень познавательного интереса к предмету русский язык.
Оборудование:
- символы суффиксов (волшебники) –ик-, -ищ-, -чик-, -ок-, -онк-, -ник-, - ниц;
- изображение чемоданчика, кузовка;
- карточки со словами: суп, зуб, дуб, гриб, угол, кон, лес, колокол;
- картинки: соль, хлеб, сахар, молоко, сухари, конфеты.
Ход занятия.
- Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране слов. И начнём мы путешествие с посещения школы волшебников.
Логопед выставляет символы суффиксов –ик-, -ищ- на доске.
- И вот нам на встречу уже спешат волшебники. А зовут их –ИЩ-, -ИК-.
Волшебник Ик низкого роста и худенький. А Ищ высокий и толстый. Если Ик добавляет к слову своё имя, то предметы становятся маленькими. Если Ищ добавляет своё имя, то предметы становятся огромными. У каждого волшебника своё жилище. У Ика маленький домик, а у Ища – большой домище. У Ика живёт котик, а у Ища – котище.
- Давайте подумаем и скажем, что могло бы быть у каждого из волшебников в облике, доме.
Логопед называет слова первого столбика, а ученики образуют слова с суффиксами –ик-, -ищ-. Если ученик затрудняется ему помогают товарищи, либо логопед.
Глаз – глазик - глазище шарф – шарфик - шарфище
Рот - ротик – ротище нож – ножик – ножище
Зуб – зубик – зубище ковёр – коврик – коврище
Усы – усики – усищи куст – кустик – кустище
Палец – пальчик – пальчище слон – слоник – слонище.
- Ну что ж волшебники Ик и Ищ довольны, что показали нам своё мастерство и прощаются с нами. А к нам на встречу спешит другая весёлая парочка волшебников.
Логопед выставляет символы суффиксов –чик-, -ок- на доске.
- Это Чик и Ок. Для этих ребят у нас есть подарки – чемоданчик и кузовок. Подумайте : кому можно отдать чемодан, а кому кузовок? Почему?
Логопед выставляет картинки, изображающие чемоданчик и кузовок, а также карточки со словами.
- Давайте потренируемся образовывать слова с частичками –чик- и –ок-.
Ученики образуют слова и распределяют их в чемоданчик или кузовок.
- Найдите слово, от которого вы образовали несколько новых слов. (Зуб – зубок – зубчик). Чем отличаются эти слова? Объясните значение слов.
- Нравятся ваши ответы волшебникам-суффиксам. Но запамятовали они – где их место в слове куда им вставать?
Выделение в словах корня и суффикса. Вывод: суффикс стоит после корня.
- Придумайте и запишите (запись на доске) словосочетания так, чтобы использовались слова из каждого столбика. Например: вкусный суп, маленький дубок.
Количество слов для работы определяет логопед.
- А к нам уже спешат другие волшебники Онк, Ник, Ниц.
Логопед выставляет символы суффиксов –онк-, -ник-, -ниц- на доске.
- Они большие чистюли. Чтобы у них всегда был порядок, они для разных продуктов придумывают предметы для хранения или подачи на стол. Например: суп они подают в супнице, а масло в маслёнке.
Посмотрите на картинки. Запишите названия предметов хранения. Выделите суффиксы, с помощью которых они образованы.
Демонстрируются картинки: соль, хлеб, сахар, молоко, сухари, конфеты.
- Оцените свою работу. Кто не допустил ошибок поставьте на полях +, кто немного сомневается - ?, кто допустил ошибки и ему нужно ещё тренироваться поставьте - .
- Теперь и нашим волшебникам пора на занятия. Мы с ними прощаемся и отпускаем, но не навсегда. Мы с ними будем встречаться, образуя новые слова.
Итог занятия
Назовите суффиксы, о которых вы узнали на занятии.
Что они обозначают?
Для чего нужны?
Где место суффикса в слове?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Открытое занятие на аттестацию "Играем в волшебников" (по экологическому воспитанию дошкольников)
"Открытое занятие на аттестацию "Играем в волшебников" представлено на сайте в том виде, в котором оно демонстрировалось комиссии, т.е. со всеми приложениями: конспект занятия, фотографии пособий, при...
![](/sites/default/files/pictures/2013/01/02/picture-171824-1357148994.jpg)
Авторская дополнительная образовательная программа "Школа юного волшебника"
Дополнительная образовательная программа «Школа юного волшебника» эколого-биологической направленности, с элементами исследовательской и проектной деятельности рассчитана на 1год обу...
![](/sites/default/files/pictures/2023/10/19/picture-345390-1697724139.jpg)
Презентация "Школа добрых волшебников" (пропедевтика физики в 4-6 классах)
Данную презентацию можно использовать при проведении недели физики...
Сценарий выпускного вечера "Школа юных волшебников"
Сценарий воспитательного мероприятия для дошкольников, посвященный окончанию учебного года...
![](/sites/default/files/pictures/2022/07/06/picture-1237744-1657114525.jpg)
СЦЕНАРИЙ Новогоднего представления «Школа добрых волшебников» (для детей младшего школьного возраста с умственной отсталостью)
Человек, который верит в сказку, однажды в неё попадает, потому что у него есть сердце…Сергей Королев...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/22/picture-1330664-1619116710.jpg)
Сценарий праздника "Уроки здоровья в школе волшебников"
Здесь вы сможете познакомиться со сценарием спортивного праздника в детском саду....