КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО ОТКРЫТОГО ЗАНЯТИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА И ВОСПИТАТЕЛЯ ПО РАЗВИТИЮ РЕЧИ ДЛЯ ДЕТЕЙ СРЕДНЕЙ ГРУППЫ "ЧЕЛОВЕК И ЕГО ТЕЛО"
план-конспект занятия по теме

Каретникова Елена Иирживна

Данное занятие рекомендуется проводить с детьми средней группы логопункта при прохождении лексической темы "Человек". В занятии используются здоровьесберегающие методики (БОС-технология, дыхательная, пальчиковая, глазодвигательная гимнастики). 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnoe_zanyatiya_po_razvitiyu_rechi.doc113 КБ

Предварительный просмотр:

Комплексное открытое занятие по развитию речи детей средней группы

на тему: «Человек и его тело»

(конспект)

Подготовили и провели:

                              Учитель-логопед

                                         Воспитатель средней группы

Москва – 2013 г

Цель занятия:

уточнить, расширить представление о своем теле; познакомить детей с внешним строением, возможностями тела человека; выявить и назвать части тела; дать детям общее представление о здоровье, как ценности о которой необходимо заботиться; воспитывать желание, заботиться о своем здоровье.

Обучающие задачи:

Продолжать воспитывать навыки культурного общения: слушать друг друга, не перебивать, соблюдать в беседе очередность, доброжелательность.

Коррекционно-логопедические задачи:

Закреплять умение образовывать существительные в уменьшительно-ласкательной форме, учить образовывать существительные во множественном числе ;

автоматизация звуков С, Ш в словах и фразах; активизация словарного запаса.

Использование здоровьесберегающих технологий (элементы БОС-диафрагмальное дыхание, глазодвигательная, пальчиковая гимнастики)

Материал к занятию: кукла, ватные диски

Ход занятия:

Перед тем как начать наше путешествие по стране «Человек» мы вместе с Еленой Юрьевной научимся правильно дышать. (Учитель – логопед проводит с детьми дыхательную гимнастику)

«Чистый носик»

Стоя врассыпную. Дыхание через нос сначала одной ноздрей, потом другой, затем обеими одновременно. Рот закрыт.

«Снежинка»

Сдуй с ладошки снежинку. Вдох-носовой, выдох ротовой, длительный.

Снег, снег, кружится,

Белая вся улица.

Собрались мы в кружок,

Завертелись, как снежок.   (А. Барто)

«Подышим животиком»

Медленный, плавный вдох, без каких-либо усилий, - живот медленно поднимается вверх и раздувается, как круглый шар. Контроль-рука на животике.

Медленный, плавный выдох - живот медленно втягивается к спине.

Повторить 4—10раз.

Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами начнем увлекательное путешествие в страну, которая называется «Человек». Вы узнаете много интересного и удивительного, неожиданного и необычного про себя и своих друзей. Мы узнаем о том, что каждый из вас почти волшебник, который может и умеет, а если не умеет, то может научиться делать много-много разных дел, всевозможных чудес. Интересно? Тогда начнем знакомиться со своим телом, но сначала отгадайте загадку:

Что все это значит?

Дочка, а не плачет,

Спать уложишь – будет спать

День, и два, и даже пять. (Кукла)

и нам поможет кукла Катя знакомиться со своим телом. Помогите мне, из каких частей состоит наше тело?

Дети: голова

Воспитатель: правильно, очень важная часть тела. Она нам помогает думать, смотреть, слушать, дышать, различать запахи и вкус. Конечно не сама она, а при помощи органов. Какие органы находятся на голове?

Дети: глаза, уши, нос и рот

Воспитатель: давайте разгадывать загадки:

Что вы знаете, ребятки,

Про мои стихи-загадки?

Где отгадка, там конец.

Кто подскажет – молодец!

Он бывает самым разным:

Добрым, вредным,

Гордым, важным,

Длинным, маленьким, горбатым,

Толстым, тонким, конопатым. (Нос)

У зверюшки – на макушки,

У нас – ниже глаз. (Уши)

Два Егорки живут возле горки,

Живут дружно, а друг на друга не глядят. (Глаза)

Их не сеют, не сажают, они сами вырастаю. (Волосы)

За красными жердочками сидят белые курочки (Рот: губы, зубы)

        

Логопед и воспитатель  предлагают детям выполнить  физкультминутку:

Ребятки давайте проведем оздоровительную минутку (встали)

(данная тела физкультминутка закрепляет представление детей о внешнем строении человека, развивает двигательные навыки, ориентировку в пространстве, активизирует интерес к познанию себя, своего тела, своих возможностей, вызывает радостное настроение).

Что такое наше тело?

Что оно умеет делать?

Улыбаться и смеяться,

 Прыгать, бегать, баловаться…

Наши ушки звуки слышат.

Воздухом наш носик дышит.

Ротик может рассказать.

Глазки могут увидать.

 Ножки могут быстро бегать.

 Ручки все умеют делать.

Пальчики хватают цепко

И сжимают крепко-крепко

Чтобы быть здоровым телу,

 Надо нам зарядку делать.

 Ручки мы поднимем: «Ох!»,

Сделаем глубокий вдох!

Наклонимся вправо – влево…

Гибкое какое тело!

 И в ладошки вместе: «Хлоп!»

И не хмурь красивый лоб!

 Потянулись – потянулись…

И друг другу улыбнулись.

 Как владеем мы умело

Этим стройным, сильным телом

Воспитатель: молодцы, а теперь садимся и давайте поиграем в игру

Дидактическая игра «Один — много» (с мячом)

Воспитатель: ребятки! а знаете ли вы, как правильно сказать?

 Один — рот, а много?

Дети. Рты.

Воспитатель: Один — нос, а много?

Дети. Носы.

Воспитатель: Один — глаз, а много?

Дети. Глаза.

Воспитатель:  Одно — ухо, а много?

Дети. Уши.

Воспитатель: Одна — шея, а много?

Дети. Шеи.

Воспитатель: Одно — плечо, а много?

Дети. Плечи.

Воспитатель: Одно — бедро, а много?

Дети. Бедра.

Воспитатель: Одна – ладонь, а много?

Дети: Ладоши

Воспитатель: Как нужно беречь глаза?

Дети: нельзя долго смотреть телевизор, сидеть около компьютера, когда сидите за столом,  рисуете нужно сидеть правильно, спинки должны быть как тростинки

 Учитель-логопед проводит с детьми глазную гимнастику:

1.Поднять глаза вверх; опустить их книзу, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).

2.Повернуть глаза в правую сторону, а затем в левую, голова неподвижна; (снимает глазное напряжение).        

3.Плотно закрыть глаза, досчитать да пяти и широко открыть глазки; (упражнение для снятия глазного напряжения).

4.Смотреть прямо перед собой, поставить палец на расстояние 25-30 см. от глаз, перевести взор на кончик пальца и смотреть на него, опустить руку. (Укрепляет мышцы глаз и совершенствует их координации).

5.Поднять глаза вверх, вправо, вниз, влево и вверх; и обратно: влево, вниз, вправо и снова вверх; (совершенствует сложные движения глаз).

6.Посмотреть взглядом в верхний правый угол, затем нижний левый; перевести взгляд в верхний левый угол и нижний правый (совершенствует сложные движения глаз).

7.Закрыть веки, массировать их с помощью круговых движений пальцев: верхнее веко от носа к наружному краю глаз, нижнее веко от наружного края к носу, затем наоборот (расслабляет мышцы и улучшает кровообращение).

Без гимнастики, друзья,
Нашим глазкам жить нельзя!

Воспитатель: (воспитатель берет куколку) Рассмотрите мою куколку, какая она хорошенькая, маленькая. Так как куколка у нас маленькая, то и части тела у нее тоже маленькие. Давайте поиграем в игру

Дидактическая игра «Большой – маленький»

Воспитатель: У взрослого есть рука, а у куколки?

Дети. Ручка.

Воспитатель: У взрослого — нога, а у куколки?

 Дети. Ножка.

Воспитатель: У взрослого — голова, а у куколки?

Дети. Головка.

Воспитатель: У взрослого — шея, а у куколки?

Дети. Шейка.

Воспитатель: У взрослого — ухо, а у куколки?

Дети. Ушко.

Воспитатель: У взрослого — нос, а у куколки?

Дети. Носик.

Воспитатель: У взрослого — ладонь, а у куколки?

Дети. Ладошка.

Воспитатель: Молодцы. А теперь я хочу посмотреть, как вы усвоили материал и поиграем в игру «Покажи что»

• Покажи где у тебя голова

• Дотронься до головы своего соседа, погладь ее.

• Вытяните шею, как гусь.

• Втяните голову в плечи.

• Погладь свой носик.

• Погладь носик своего соседа.

• Покажи свои ушки.

• Открой и закрой рот.

• Улыбнись. Подари улыбку своему соседу.

Воспитатель: Да мы с вами поиграем, но сначала посмотри на наши ручки и пальчики как вы выдумаете, для чего они нам нужны?

 

Дети: для того чтобы держать, они нам помогают, когда мы рисуем, играем, держим ложку

Воспитатель: Правильно. Давайте сделаем пальчиковую гимнастику

Пальчиковая гимнастика проводится совместно воспитателем и учителем-логопедом:

Раз, два, три, четыре, пять, будем пальцы (на каждое слово дети делают хлопки).

Разминать (на это слово пальцы сжать в кулаки).

Это   Ваня (показывают   большие пальцы обеих рук).

Самый сильный, самый толстый и большой (большими   пальцами   покачивать из стороны в сторону).

Степа нужен для того, чтоб показывать его (большие пальцы остаются вынутыми из кулака, а указательные на обеих руках немного двигаются).

А Сергей,  он самый длинный,  и стоит он в середине (выводят средние пальцы из кулаков).

А   Матвей, он безымянный,   он избалованный   самый (выводят   безымянные пальцы).

А  Никита, хоть и  мал (вывести мизинцы).

Очень (прижать к ладоням большие пальцы).

Ловок (согнуть указательные, средние и безымянные   пальцы   на обеих руках, прижать к ладоням).

И удал (подушечки мизинцев повернуты к лицу, приближаются к губам, после поцелуя, через низ вывернуть кисти рук от себя).

Воспитатель в конце раздает шаблоны и дети выполняют задание. Игра «Собери человечка».

Затем после выполнения воспитатель просит детей описать внешность собранного человечка и угадать мальчик это или девочка, как они догадались, дать имя. (Воспитатель помогает наводящими вопросами детям, имеющим трудности в описании)

Воспитатель:

- Катя мне сказала на ушко большое спасибо. Ей все понравилось, и все она запомнила. Ей пора уходить, давайте ей скажем до свидания. А вы ребята все запомнили, что бы быть здоровыми?

Теперь давайте вспомним, чем мы с вами занимались, что узнали, во что играли? 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ «ОСЕНЬ»

Занятие ставит следующие цели: Закрепить знания о характерных признаках осени, закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим и развитию речи для детей с ЗПР (средняя группа)

Данный материал будет полезен воспитателям коррекционных ДОУ (групп) для детей с задержкой психического развития....

Конспект открытого занятия учителя-логопеда со специалистами в старшей логопедической группе для детей с ОНР. Тема: «Корзина-путешественница»

Уточнение и активизация словаря по теме: "Огород и овощи". Совершенствование грамматических категорий и  развитие связной речи....

Конспект интегрированного занятия учителя-логопеда и педагога-психолога в подготовительной группе (для детей с фонетико-фонематическим недоразвитием) "Подарок для Осени"

Создание  игровой ситуации,  развитие связной речи.  Закрепление и обобщение  представлений  об осени и осенних изменениях в природе, характерных признаках осени. Об...

Конспект родительского собрания учителя-логопеда в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»

Конспект родительского собрания учителя-логопеда  в группе раннего возраста «Развитие речи детей раннего возраста»...

Рекомендации учителя-логопеда к планированию работы по развитию речи в ДОО

Материал адресован учителям-логопедам. В статье  представлены практические материалы из опыта взаимодействия в работе учителя-логопеда и воспитателя ДОО....