Урок письма на тему "Закрепление написания строчной буквы Ю"
учебно-методический материал по теме

Гаврилова Лариса Николаевна

Урок письма в 1 классе специальной (коррекционной) школы VIII вида

Скачать:


Предварительный просмотр:

МСОУ «Специальная (коррекционная) общеобразовательная

школа VIII вида»

Открытый урок

по письму

на тему:

«Закрепление написания строчной буквы Ю»

                                 

                      Подготовила и провела:                                 Гаврилова Л.Н.,

                                            учитель

                                            начальных классов

                       

Саранск 2010

Тема: Закрепление написания строчной буквы «Ю».

Цель:- закрепить написание  строчной буквы «Ю»;

Задачи:- закреплять навыки написания строчной буквы  «ю»;

             -учить писать слоги и слова со строчной буквой «vм»;

             -отрабатывать и закреплять навыки соединения букв;

             -развивать и коррегировать мелкую моторику рук;

             -воспитывать аккуратность при письме.

1.Оргмомент: У вас на столе лежат буквы. Сядет тот, кто назовёт букву.

2. Логопедическая работа:

- Какой у нас урок?

- Что мы делаем на уроке письма?

- Сегодня мы продолжим работу над строчной буквой «ю».

Но сначала мы поработаем с нашим ротиком и язычком. И гимнастику проведём в весеннем лесу.

а) Артикуляционная гимнастика.

Наш язычок вышел в лес на прогулку.

  1. Язычок знаком вам, дети,

Мы его улыбкой встретим.

(Широко улыбаемся, растягивая губы.)

  1. Это Язычок пришёл.

Вправо он сейчас пошёл.

(Рот приоткрыть. Высунуть узкий язык. Тянуться языком к правому уху.)

  1. Всё, что нужно, увидал

И налево зашагал.

(Тянуться языком к левому уху.)

б) Дыхательная гимнастика.

Представьте, мы с вами оказались на полянке, где много весенних цветов. Положите один из них себе на ладошку и понюхайте:

делаем вдох через нос, выдох медленно через рот. (2 раза)

А сейчас на наш цветочек села бабочка – сдуем её с цветочка.

3.Фонетическая зарядка.

Но в весеннем лесу не только много цветов. Живут там и птицы.

Вот закуковала кукушка.- (Ку-ку)

А вот заухал филин. – (Ух-ух)

Застучал по дереву дятел. – (Тук-тук)

Как мы назовём одним словом кукушку, филина, дятла. -Птицы .

4.Тема урока:

Посмотрите, ребята, нам в лесу встретился мальчик. Вспомните, как его зовут – (Юра .)

Ему понравилось у нас на уроке и он снова решил придти к нам.

Давайте прочитаем его имя:

Юра.

  • Какой первый звук в слове? (Ю)
  • Как обозначаем звук? (Кружочком)
  • Какого цвета кружочек мы берём? (Красного)
  • Почему кружочек красного цвета? (Ю - гласная)  

Гласные звуки мы поём. Давайте споём звук Ю (Ю-Ю-Ю-Ю).

Букву мы видим, а звук слышим. Вспомните, где находятся  губки и язычок, когда мы произносим звук «Ю»: губки слегка в улыбке,

                                              касается нижних зубов.

                                              Ю-ю-ю - я песенку пою.

                                              Лю-лю-лю - я мамочку люблю.

А теперь вспомните, на что похожа буква Ю?

Из каких элементов она состоит? – Палочка, перекладина, кружочек.

5.Работа в тетрадях:

Сейчас мы с вами напишем букву Ю, но сначала сделаем пальчиковую гимнастику:

Этот пальчик – бабушка,

Этот пальчик – дедушка,

Этот пальчик – мамочка,

Этот пальчик – папочка,

Этот пальчик – я.

Вот и вся моя семья.

- Запишем число.

- У вас на партах лежит карточка с буквой Ю. Обведём её двумя пальчиками: палочка – перекладина – кружочек.

Обратите внимание, в какой строчке мы пишем букву. (В узкой)

Дети пишут 2 строчки «Ю».

-А теперь под диктовку напишем слоги с буквой «Ю».

ЮЛ  ЮГ  ЮН  ЛЮ  СЮ  НЮ.

6. А сейчас поиграем в игру «Собери слово»:

Обратите внимание, если тире стоит после слога – то это начало слова.Если тире стоит перед слогом – то это конец слова.

Ю-       -ЮТ      ПО-        -ЛА

ЮЛА  - произнесём

           - выделяем 1-ый звук

           - Ю – гласная-согласная

           - где находится буква (начало-середина-конец слова)

           - сколько букв в слове

           -назовите гласные буквы – Ю,А

                            согласные  буквы  Л

Записать строчку ЮЛА.

ПОЮТ  (разобрать – записать)

7.Физминутка.

Сейчас мы с вами проведём физминутку. И вы должны отгадать, какая у Юры любимая игрушка?

 

Не летаю, не хожу

А верчусь я и жужжу.

Как устану – перестану,

Упаду и полежу.  (ЮЛА)

8.Закрепление.

У вас на парте лежат карточки, на них написаны цифры. Если вы правильно выложите числовой ряд, то на обратной стороне сможете прочитать слово

  1. 2   3  4   5   6       - собери слово

И  Г  Р  А  Ю  Т      - прочитали

                                - выделили звук «Ю»

                                - определили место буквы в слове

                                - сколько букв в слове

                                - сколько слогов

                                - записали в тетрадь

9. А сейчас мы с вами  будем писателями. Посмотрите на доску. И попробуйте не просто составить предложения, но и изобразить, что делают дети.

    -  картинка   (ребёнок рисует дом)

Я

    - картинка    (ребёнок купает куклу)

-Я рисую дом.

-Я купаю куклу.

Составить предложение.

Начертить схему.

Посчитать количество слов.

Записать  предложение.

10.Итог.

- Чем мы занимались на уроке?

- Что вам больше всего понравилось?

- С какой буквой мы сегодня работали?

11. Домашнее задание.

                 

   Наиболее важной проблемой обучения умственно отсталых школьников является проблема усвоения ими начального курса русского языка.

   По мнению ведущих специалистов учебная деятельность- ведущая деятельность в младшем школьном возрасте, и именно поэтому её структура должна закладываться с первых дней пребывания ребёнка в школе, ещё  в большей степени это касается умственно отсталых детей. Психологи также отмечают, что одним из компонентов учебной деятельности , с которого должно начинаться её формирование, является самоконтроль.

  Эффективность и качество обучения  русскому языку определяется не только прочностью усвоенных знаний, умений и навыков, предусмотренных программой, но и развитием учащихся. Реализация развивающего обучения в практике составляет насущную потребность сегодняшнего дня. Немаловажная роль в этом принадлежит самоконтролю и оценке своей деятельности.

  Главное в обучении учащихся элементам самоконтроля – научить их контролировать себя в процессе выполнения самостоятельной работы, мысленно несколько опережая практические действия и каждый раз обращались  к ним при малейших затруднениях  при выполнении тех или иных упражнений. В настоящее время достичь более осознанного прочного формирования навыков  выполнения заданий по русскому языку можно при более эффективном полном функционировании в учебном процессе всех условий успешного формирования навыков, особенно важнейших из них - условий контроля и самоконтроля, на уроках русского языка.

  При обучении русскому языку формирование самоконтроля часто связывается с обучением учащихся способам проверки тех или иных учебных знаний. Однако наблюдения показывают, что даже правильное выполнение всех основных действий, составляющих тот или иной способ проверки конкретного задания, не всегда свидетельствует о высоком  уровне развития самоконтроля.

   В связи с этим в последнее время в методической литературе уделяется большое внимание формированию элементов самоконтроля у нормально развивающихся детей. Всё вышесказанное даёт основание считать проблему  формирования элементов самоконтроля на  уроках русского языка в младших классах специальной (коррекционной) образовательной школе  VIII вида одной из актуальных.

         

Известно, что умственно отсталые дети не используют проверку и навыки самоконтроля при выполнении упражнений. Отсюда явной становится необходимость формирования навыков самоконтроля, посредством включения в процесс обучения русскому языку заданий и дидактических игр, включающих самоконтроль.

   Подбор дидактических игр для обучения должен проводиться в соответствии с программными требованиями; дидактическая игра  должна разрабатываться таким образом, чтобы к её участникам были предъявлены определённые требования в отношении знаний; успешность проведения дидактической игры во многом определяется ясным сознанием учащимися цели игры; играм с более трудным содержанием должны предшествовать игры с содержанием меньшей степени трудности, которые служили бы подготовкой к их проведению; дидактические игры должны способствовать усилению воспитательного влияния  обучения; наглядные пособия, предназначенные для проведения дидактических игр, должны быть простыми для изготовления, удобными для использования и разнообразными.

   При изучении темы «Предлоги» можно использовать следующие игры:

                           Игра  «Странные предложения»

  Цель: закрепить умения соединять слова по смыслу при помощи предлогов.

   Оборудование: карточки с записанными словами не связанными между собой по смыслу.

   Содержание игры: каждому участнику эксперимента предлагались карточки с записанными словами не  связанными между собой по смыслу. Например, «книга, стол, на». Предлагалось записать слова в тетрадь, а затем соединить их по смыслу.

    Контроль над ошибками: После выполнения задания учащимся была предложена контрольная карта, с помощью которой они должны себя проверить.

                         

Игра «Кто внимательнее ?»

 

 Цель: закрепить знания о предлогах, умение подставить в предложение нужный предлог.

   Оборудование: плакат, на котором написаны предложения, вместо предлогов – пустые кармашки; карточки с предлогами

   Содержание игры: учащиеся по очереди выходят к доске и выставляют нужный предлог в кармашек.

   После выполнения предлагаются контрольные карты с правильно выполненным заданием, которые ученик записывает в тетрадь.

   Контроль над ошибками: учащиеся сверяют контрольные карты с выполненным на доске заданием, тем самым, проверяя себя.

Игра «Узнай меня»

   Цель: закрепить представления учащихся об изображении предлогов на схеме.

   Оборудование: карточки с предложениями, где вместо предлога даётся схема данного предлога.

   Содержание игры: детям предлагается «узнать» предлог и, списав предложение, вставить вместо схемы необходимый предлог.

   Контроль над ошибками: на обратной  стороне каждой карточки даётся правильный вариант выполнения.

Графический диктант

   

    Цель: закрепить навык раздельного написания предлогов с существительными.

    Оборудование: контрольные карты.

    Содержание: в медленном темпе  диктуются  предложения. Учащиеся записывают в тетрадь лишь схему, обозначив слова чертой, предлог – галочкой.

Например: «Птица жила у нас в комнате.»

Дети должны записать: - - V- V-

   Контроль над ошибками: после выполнения предлагаются контрольные карты для самопроверки.

                     

Игра «Зашифровка»

         

    Цель: закрепить умение ориентироваться в обозначении предлогов на схеме.

    Оборудование: карточки с предложениями.

    Содержание игры: ученикам предлагается «зашифровать» текст. Каждому ученику предлагается карточка с предложениями. Он должен списать предложения в тетрадь, а вместо (или рядом с предлогом) нарисовать схему.

   Контроль над ошибками: после выполнения детям раздают контрольные карты  и они осуществляют самопроверку.

  Включение дидактических игр с элементами самоконтроля в процессе обучения русскому языку умственно отсталых учеников способствует:

  1. Повышению интересов учащихся к урокам русского языка;
  2.  Более прочному и эффективному овладению элементами самоконтроля;
  3.  Умению адекватно переносить полученные на уроках знания и умения в новые условия.

   Главное в обучении учащихся элементам самоконтроля – научить их контролировать себя в процессе выполнения самостоятельной работы, мысленно несколько опережая практические действия и каждый раз обращаясь к ним при малейших затруднениях в выполнении.

    Включение в процесс закрепления и совершенствования знаний русского языка дидактических игр, содержащих самоконтроль, повысит качество и уровень такого рода знаний, будет способствовать формированию переноса получаемых знаний в новые условия (повседневную деятельность), что позволило убедиться в наличии резервных возможностей в усвоении элементов русского языка младшими умственно отсталыми школьниками.           

Resource id #106

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок Письма (1 класс). Тема: "Заглавная буква Ж"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Урок письма (1 класс). Тема: "Заглавная буква Ш".

Презентация составленна по программе: "Перспективная начальная школа"...

Урок письма (1 класс). Тема: "Строчная буква ш"

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

Урок письма 1 класс. Тема: "Заглавная буква Б". Работа по прописи.

Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...

конспект урока письма "Письмо заглавной и строчной буквы О,о"

конспект урока письма " Письмо заглавной и строчной букв О,о"...