Урок письма. Подготовка к написанию письма личного характера.
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

Лежнёв Александр Владимирович

 

 

                                                                       В ящике почтовом вновь просторно:

                                                                       Я давненько писем не писал.

                                                                       Как-то странно, что теперь то норма,

                                                                       Говорят, от писем мир устал.

 

                                                                       И несут в подъезды почтальоны

                                                                       Меж консервами муку и соль,

                                                                       Тонкие, как иглы, макароны…

                                                                       …Шлите письма, нищий и король!

                                                                                          А.Лежнёв

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_pisma.docx27.2 КБ

Предварительный просмотр:

                                Урок письма

                                      5-ый класс

                                      Тема:

                             Подготовка к написанию письма личного характера.

                                   Цели урока:

-  показать, как важно в жизни уметь хорошо, правильно выражать свои мысли в письме;   - убедить учащихся в практической значимости их работы;

- научить писать письмо личного характера, соблюдая структуру такого послания;

. научить  выбирать ключевые слова,  применять слова сцепления, использовать  в письме образную речь;

. продолжить развитие мышления, умения рассуждать.

                                    Оборудование:

 Учебник «Русский язык. 5 класс» (авторы – Т.А.Ладыженская, М.Т.Баранов, П.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян, И.И.Кулибаба и др.), «Русская речь: Учеб. пособие по развитию связной речи для 5 – 7 кл. общеобразоват. учеб. заведений /Научн. ред. В.В.Бабайцева», репродукции картин («Письмо с фронта» А.И.Лактионова, «Запорожцы» И.Е.Репина), литературные произведения (рассказ Л.Н.Толстого «Кавказский пленник», «Повесть о настоящем человеке» Б.Н.Полевого, повесть Э.Н.Успенского «Дядя Фёдор, пёс и кот»,  рассказ А.П.Чехова «Ванька»); киносценарий (фрагмент) мультфильма «Трое из Простоквашина»; письма (ксерокопии) бывшего учителя Староюрьевской средней школы Тамбовской области, партизана, офицера, поэта В.И.Шульчева; письма участников Великой Отечественной войны, хранящиеся в местном краеведческом музее и в музее школы, Областная Книга Памяти (восьмой том). Технические средства обучения. Раздаточный материал.

                                                                                       Эпиграф

                                                                       В ящике почтовом вновь просторно:

                                                                       Я давненько писем не писал.

                                                                       Как-то странно, что теперь то норма,

                                                                       Говорят, от писем мир устал.

                                                                       И несут в подъезды почтальоны

                                                                       Меж консервами муку и соль,

                                                                       Тонкие, как иглы, макароны…

                                                                       …Шлите письма, нищий и король!

                                                                                          А.Лежнёв

                                           Ход урока

                                           Основные этапы урока

       1. Организационный момент.

       2.Вступительное слово учителя с элементами беседы. Сообщение темы и целей урока.

         Учитель просит пятиклассников передать содержание объяснительного диктанта (его учащиеся писали накануне), который был создан на основе картины известного художника Александра Ивановича Лактионова (1910 – 1972), лауреата Государственной премии СССР «Письмо с фронта». Учащиеся вспоминают текст.

                           Письмо с фронта.

    Маленький город недалеко от столицы. Здесь проживает семья Королёвых. В начале войны хозяин дома отправился спасать Россию от фашистских захватчиков. Отец часто присылал весточки жене, сыну, дочке. Вдруг переписка оборвалась.

             Что произошло? Радио  сообщало о сдаче немцам городов, сёл, деревень. «Папа  не погибнет»,-  сказал сын. С мальчиком все согласились.

         Однажды к ним заглянул солдат и принёс письмо. Пётр Королёв в тяжёлом бою был ранен, и теперь он лечится в госпитале. Послание стал живо читать мальчик. Рассказ отца слушали внимательно.  Солдата поблагодарили за радостное сообщение, пригласили в дом. Дочь воина сказала: «Мы обязательно победим!» Военный оставил детям горсточку конфет. То был сладкий подарок от отца. (А.Лежнёв)

      На экране репродукция данной картины. Идёт аналитическая беседа по картине.

         3. Работа по теме.

         1) Проверка домашнего задания.

      Учитель просит учащихся привести примеры, когда в литературных произведениях автор использует письмо (письма) и  высказать своё мнение, с какой целью писатель сделал это, назвать картины, где тоже доминирует данная тема.

     Учащиеся  называют быль «Кавказский пленник» Л.Н.Толстого, напоминают сверстникам: офицер Жилин получил  от матери из дома письмо  и решил навестить родительницу, с этого и начинается рассказ.

       На книжную  полку ставится сборник произведений  писателя Л.Н.Толстого.

      О письме в романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин»  говорит  ученик, объясняя своё  наблюдение тем, что в актовом зале школы видел репетицию сцены, поставленной  старшеклассниками по страницам пушкинского произведения (Татьяна Ларина и няня).

        Ученик говорит, что это было интересное письмо, красивое, написанное почему-то в стихах. Учитель комментирует и это сообщение, объясняя, что в романе (а он написан в стихах) приводится текст  письма и Евгения Онегина к Татьяне.  Несомненно, эти письма играют немаловажную роль в сюжете, в истории любви Татьяны и Евгения.

         Не забыли  дети  о рассказе А.П.Чехова «Ванька».  Девятилетний мальчик, «отданный три месяца тому  назад в ученье к сапожнику Аляхину», пишет письмо «на деревню, дедушке… Константину Макарычу», в нём сообщает о своей тяжёлой жизни. Но  об этом его дедушка никогда не узнает.

          Группа пятиклассников припоминает рассказ о дяде Фёдоре, коте Матроскине, почтальоне Печкине – героях мультфильма «Зима в Простоквашино», где письма тоже несут определенную нагрузку, без них «рассыпается» сюжет.

      Ученик, заранее подготовленный учителем,  выступает с  эмоциональным сообщением об А.П.Маресьеве – герое «Повести о настоящем человеке» Б.Н.Полевого (книга оказывается на выставке). Ученик акцентирует внимание одноклассников на следующий момент: в госпитале письма от матери, от Ольги, с которой лётчик когда-то учился в ФЗУ, отдают Алексею Маресьеву перед  сложнейшей операцией, чтобы морально поддержать бойца. Весточки от близких  людей заставляют Маресьева «хвататься» за жизнь. На экране появляются  работы  народного художника  СССР Н.Н.Жукова,  иллюстратора когда-то очень популярной книги.  

    2)   Достоянием выставки  становится репродукция картины И.Е.Репина «Запорожцы». Очень кратко своими впечатлениями от популярного полотна мастера живописи делится пятиклассник.

     3)   Рассматривают  в течение нескольких минут учащиеся письма, автором которых является Валентин Иванович Шульчев (эти ксерокопии, оживающие на экране, очень хорошего качества; их  передал в Староюрьево А.В.Шульчев, сын поэта и офицера). Учитель обращает внимание детей на то, как красиво писал  и  «строил» каждое послание на малую родину Валентин Иванович. Учитель говорит, что  все дети, занимавшиеся у именитого преподавателя, тоже обладали красивым почерком и призывает  пятиклассников писать письма разборчиво, красиво.

        Вызывают интерес учащихся и письма фронтовиков, текст одного из них зачитывает учитель (можно  это поручить и ученику).  В ходе беседы  учитель подводит детей к мысли:

       это личные письма, у них был адресат; в весточках с войны   содержится информация о  поведении бойца и его товарищей на поле брани;  пишет  красноармеец родственникам о своих переживаниях, проблемах, интересуется, как живёт  семья, что нового в селе,  просит непременно об этом рассказать в ответном послании.

      4. Объяснение нового материала.

       1) Учитель сообщает о видах письма: деловое, официальное, личное, подробно  информирует о композиции  письма личного характера, напоминает о характере материала – такое письмо строится на основе жизненного опыта.

        2) Детям раздаётся памятка «Композиция личного письма» с расшифровкой  его элементов:

         1. Приветствие.

         2. Этикетные фразы-вопросы.

         3. Информация о себе.

         4. Сообщения.

         5. Просьбы, советы, пожелания.

         6. Прощание.

         7. Дата.

        Учитель  указывает  школьникам на основные языковые особенности такого письма: лексику, фразеологию, словообразование, морфологию, синтаксис и пунктуацию.

        3) Затем учащиеся обращаются к учебнику русского языка, читают текст письма  известного русского прозаика Н.А.Островского к матери, фрагмент  из письма героя рассказа  поэтессы О.Ф.Берггольц «Лучший друг» (с. 84), отрывок из  письма А.М.Горького школьникам (с.225).  

       4)  Учитель просит назвать ключевые (опорные) слова, которые, как правило, используются в послании. Такие слова записываются  на доске,  они становятся для учащихся   рабочим материалом: здравствуй, здравствуйте, привет, дорогой друг, подруга,  как поживаешь, во-первых, во-вторых, итак,  здесь, почерк, конверт, пиши почаще, до свидания, до встречи, будь здоров, пожалуйста… Учитель советует  запомнить:  в конце послания принято указывать не только дату написания письма, но и ставить свою подпись, конверт следует подписывать аккуратно, не забывать   про индексы получателя и отправителя.

           5.    Постановка задачи.

        Учитель ставит задачу: написать дружеское послание, используя те знания, что получены сегодня на уроке. Дальше педагог интересуется, кому дети намерены адресовать своё письмо. Школьники отвечают:

          -другу, с которым познакомился в санатории,

         - бывшему однокласснику (живёт теперь в Подмосковье),

         - старшему брату (учится в Тамбовском государственном университете имени Г.Р.Державина),

         --дяде (проходит службу  на Северном Кавказе),

         - подружке (внучка соседки, живёт в Мичуринске),

         - двоюродной сестре (студентка одного из рязанских институтов),

         - крёстной матери (проживает в Сосновском районе Тамбовской области).  

            Естественно, есть и такие воспитанники, которые не знают, кому они хотели бы послать письмо. Учитель предлагает отправить  письмо, например, дяде Фёдору, герою книги Э.Н.Успенского, и  просит этих школьников  открыть «Русскую речь», где напечатан фрагмент киносценария: желательно освежить в памяти содержание повести, мультфильма.

       Итак, адресат есть. На выбор предлагаются следующие темы:

          А) «Яркое событие моей жизни».

          Б) «Хочу рассказать тебе о родном крае».

     1)  Анализ тем.

            Какое событие  школьники считают самым ярким событием своей жизни?

          - Подарок (велосипед, телефон, коньки, лыжи, книга, котёнок, щенок).

         - Поездка в Москву, Тамбов, Мичуринск,  знакомство с достопримечательностями города.

          - Посещение выступления цирковых артистов Санкт-Петербурга (гастроли циркового коллектива проходили в Тамбове, детям приходилось выезжать из Староюрьева в областной центр).

         - Новогодний «огонёк»,  организованный родительским комитетом в данном классном коллективе.

         - Классный час.

Были и такие ответы:

         - Научился ездить на велосипеде, кататься на  коньках, фотографировать.

        Вторая тема. Учащиеся называют те достопримечательности родной земли, о которых они с удовольствием  рассказали бы в письме:

         - Шушпан - море (так в народе именуют Шушпанское водохранилище, одно из самых больших в Тамбовской области).

         - Растов сад (здесь когда-то жил известный русский композитор А.Н.Верстовский,  создатель легендарной оперы «Аскольдова могила», друг А.С.Пушкина и автор 13 музыкальных произведений на стихи гениального поэта).

         - Мемориал «Скорбящая мать».

         - Памятник, сооружённый в честь погибших в Афганистане, в Чеченской Республике.

         - Староюрьевские курганы (памятник археологии, который исследовали в семидесятые годы прошлого века учёные Воронежского государственного университета имени Ленинского комсомола).

         - Староюрьевская средняя общеобразовательная школа (одно из старейших  и красивых учебных заведений Тамбовской области, которому в 2011 году исполнится 125 лет).

        Учитель подчёркивает: край славится не только полями, лесополосами, водоёмами, зданиями и т.п., но прежде всего людьми. На экране  появляется  список, который сопровождают портреты героев (бумажный вариант списка получает каждый ученик):

         - композитор А.Н.Верстовский;  

         - писатель, общественный и государственный деятель А.И.Новиков;

         - адвокат с европейской известностью Ф.Н.Плевако;

         - поэты, педагоги и воины В.И.Шульчев, П.Н.Матюхин, М.М.Мокринский;

         - Герой Социалистического Труда Т.Ф.Куделина, героиня одной из поэм М.А.Румянцевой;  

         - участники Великой Отечественной войны,  Герои Советского Союза А.И.Балясников, Г.А.Сутормин, Г.З.Клишин;

         - Герой России А.И.Кобин;

         - разработчик легендарного кожзаменителя – кирзы,  лауреат Государственной премии СССР И.В.Плотников;

         - член Союза писателей РФ, профессор филологии Тамбовского госуниверситета имени Г.Р.Державина Л.В.Полякова;

         - оперная певица Л. Ю. Терехова;

         - академики Н.П.Бочков,  Н.К.Фролов, А.И.Якжин;

         - сельский плотник и член Союза писателей РФ, лауреат многих престижных литературных премий А.М.Макаров;

         - известный в Тамбовской области животновод и общественный деятель, внучка георгиевского кавалера М.Д.Юдакова.

2) Составление примерного плана письма.

    6.   Самостоятельная  работа учащихся над  письмом на черновике.

    7.    Примеры.

                                                   «Дорогой Антон!

           Спасибо тебе за письмо. С большим удовольствием узнала, что всё у тебя нормально. Так держать, как говорит мой дедушка.

         Ты спрашиваешь, купили ли мне котёнка. Конечно, купили. Это кошечка. Папа  назвал её Мусей. Мне это имя тоже очень понравилось. Такое ласковое, мягкое, красивое.

           Муся ещё совсем маленькая, ей только полтора месяца. У неё маленькая мордочка. Я с удовольствием любуюсь её розовым носом и длинными усами.

          Она очень-очень пушистая, пожалуй, до такой степени, что её придётся причёсывать каждый день, чтобы моя красавица выглядела опрятной.

        Самое главное, Антон, то, что Муся трёхшерстная – рыжая, белая и коричневая. Говорят, что такие кошки  приносят счастье в любой дом.

      Сейчас мама просто в шоке от того, что у нас в доме будет жить кошечка. Мы с папой пытаемся переубедить её, ведь  это крохотное создание не причинит нам вреда. Муся, как говорит папа, внесла в дом немало радостных минут.

          Вот, наверное, всё.      Пиши мне. Расскажи, пожалуйста, Антон, и ты мне о радостном событии своей жизни последних дней.

        До свидания!

                                                                                                                                  Твоя Настя.

12 марта»                

 

2.                                                   «Привет, дорогой Олег!

       Пришла недавно из школы и увидела в почтовом ящике письмо от тебя. Прочла. Баба Лена волнуется за тебя, ведь ты не на курорте, а в армии. Понимаешь?

      Но сначала о своей радости.

       Как-то мне мама сказала, что если я закончу эту четверть без четверок, то мы поедем в Турцию! Наконец-то четверть завершена, и учителя нам выставляют оценки. Я затаили дыхание. «Белёнова -  3,- говорит учитель. – Копылова – 4. Иванова Аня – 5».

         И тут я больше ничего не слышала. Я только слышала крик своей души. Я пришла домой, конечно, в отличном настроении. Сказала маме о том, что сдержала своё слово, что мы должны теперь поехать в Турцию. Эти две недели, которые я провела там, не забуду, кажется, никогда!

          Как ты там, в армии? Баба Лена скоро к тебе приедет. Я с ней передам для тебя турецкие фотографии. Посмотри, но фотки верни с бабушкой. Служи хорошо-хорошо.

         Пока.

                                                                                                                                                       Аня.

12 марта».

  1.                                                    «Привет, Павлик!

  У меня всё хорошо, а у тебя?

  Твоё письмо было такое интересное, что я читал его два раза. И вои я снова решил сегодня тебе ответить.

    Я напишу тебе, Павлик, о самом ярком событии своей жизни последних лет, которое до сих пор помню.

     Однажды, когда я был маленький, у нас жили гуси. Я их очень боялся. И вот в один день, когда гуси были закрыты, я бегал по двору, а гуси с завистью смотрели на меня. Им, наверно, тоже захотелось на свободу. И вот я слышу громкое гагаканье. Я испугался, обернулся и увидел, как гуси бегут на меня. Я побежал о них. Но не так долго бежал, потому что у меня кончились силы. Я упал. Птицы с радостью бросились на меня и начали щипать. Я стал звать на помощь взрослых. Сначала никто не приходил. А когда услышали мой крик, было поздно. Гуси так здорово меня пощипали, что синяки долго не проходили. Кажется, больше недели.

      Вот такая история произошла со мной. Теперь, конечно, я с улыбкой вспоминаю о ней, но тогда мне было не до смеха. Гусей и сейчас обхожу стороной. Кстати, после того печального случая мы перестали водить гусей.

      Были и другие яркие события: получил от родителей долгожданный подарок, увидел настоящий августовский звездопад,  научился хорошо бегать. Но мне почему-то захотелось рассказать тебе, Павлик, о гусиной истории.

       А с тобой что-то подобное случалось?

       Пиши  чаще!

         До свидания!

                                                                                                                                Попов Саша.

!0 марта».

  1.                                             «Здравствуй, дорогой друг!

    Я хочу рассказать тебе о своём родном крае.

Живу я в селе Староюрьеве Тамбовской области. Это райцентр. В районном центре много зелени, протекают неторопливые речки Лесной Воронеж и Шушпанка. Есть и водохранилище, которое мы называем морем. Так и говорим: Шушпан – море. Наши реки богаты рыбой. Говорят, что есть и раки.

   К живописным местам нашего степного района относятся сады: Растов сад и Каньшин сад. Прекрасна и территория бывшей усадьбы композитора, театрального деятеля А.Н.Верстовского.

     Множество родников с целебной водой подарила нам чернозёмная земля. Нескончаемые поля, луга, лесополосы – это тоже достопримечательности нашего небольшого района, расположенного на границе с Рязанской областью.

     А ещё, дорогой друг, мы гордимся земляками. Да, композитор и  крупнейший деятель театра Алексей Николаевич Верстовский появился на свет в имении Селивёрстово, что недалеко от старинного села Мезинец.

       Я назову ещё и поэта Валентина Ивановича Шульчева, бывшего учителя русского языка и литературы нашей школы. Шульчев погиб в Великую Отечественную войну. Это произошло 19 февраля 1943 года. Мы читаем его стихи, некоторые знаем наизусть.

      Есть у нас прекрасные полеводы, педагоги, инженеры, животноводы, врачи. О них мы говорим в школе на классных часах.

       Дорогой друг! Учащиеся  нашей школы постоянно занимают первые места как на районных олимпиадах, так  отличаются нередко и на областных предметных олимпиадах и всевозможных конкурсах. Несколько лет уже действует спортивная школа. Многие мои одноклассники занимаются в музыкальной школе, где  работают прекрасные педагоги. А недалеко от Староюрьева, в Новикове, есть ПУ-7.

         Многие  улицы села украшены цветами. Есть несколько интересных памятников. В минувшем году  во многих сёлах появились обелиски в знак признательности подвига наших земляков в годы минувшей войны. Открыт памятник афганцам и ребятам, погибшим в Чеченской Республике. И ещё. Почти все дома у нас газифицированы.

     Дорогой друг, напиши о своём крае.

    Будь счастлив!

                                                                                                           Оля.

10 марта ».

8. Подведение итогов урока.

- Что нового узнали на уроке? Что повторили? Какова композиция личного письма? Как на письме выделяем обращение?

9. Домашнее задание.

Завершить работу над письмом на черновике, проверить и переписать в тетрадь по развитию речи.

                       Лежнёв Александр Владимирович.

Учитель русского языка и литературы МОУ Староюрьевской средней общеобразовательной школы Староюрьевского района Тамбовской области,

кандидат педагогических наук, заслуженный учитель РФ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рекомендации к написанию письма личного характера

Особую сложность при написании письма личного характера представляют два момента: ответить на три вопроса и задать три вопроса. Использование таких стратегийи технологии развития критического мышления...

написание письма личного характера

часть "с" на ЕГЭ включает письмо личного характерапрезентация "Письмо"...

Правила написания письма личного характера на английском языке

Правила написания письма личного характера на английском языке...

"Подготовка к ЕГЭ. Написание письма личного характера."

Презентация в помощь учащимся и учителю при подготовке к выполнению задания С1....

Написание письма личного характера при подготовке учащихся к ГИА и ЕГЭ

Презентация к уроку по подготовке к части С1 и С2 ЕГЭ и ГИА по английскому языку...

Проект урока по теме "Последний просмотренный фильм. Впечатления. Написание письма личного характера"

Перед уроком ставятся следующие развивающие и воспитательные цели:формирование у школьников целостной картины мираповышение уровня гуманитарного образования школьников через их социальную адаптацию к ...