КОМПЛЕКСYЫЙ ПОДХОД К ПРОФИЛАКТИКЕ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА
статья по теме

Зайцева Марина Александровна

Один из путей решения проблемы самовольных уходов детей из учреждений для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСЫЙ ПОДХОД К ПРОФИЛАКТИКЕ САМОВОЛЬНЫХ УХОДОВ В УСЛОВИЯХ ШКОЛЫ-ИНТЕРНАТА

Зайцева М.А.

Областное государственное образовательное казённое

учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся  

 без попечения родителей, специальная (коррекционная)

школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся

 без попечения родителей, с ограниченными возможностями

здоровья №25 г. Братска

Детство – подготовка  к взрослой жизни. Будет оно правильно организованным, и тогда человек вырастет хорошим; плохо направленное всегда обернётся нелёгкой судьбой. Нелёгкая судьба у всех детей, воспитывающихся вне семьи. Вследствие беспризорного неласкового детства, в котором ребёнок потерялся как ненужная вещь у детей - социальных сирот наблюдаются отклонения в поведении, которые относятся к асоциальным, в том числе и бродяжничество.

Проблемой многих учреждений для сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей,  является безнадзорность. То есть воспитанники самовольно покидают свой, хотя и временный «дом» и на какое-то время остаются без надзора взрослых.

С целью решения проблемы самовольных уходов детей в нашем образовательном учреждении осуществляется комплексный  подход. Он включил в себя следующие компоненты:

- организация  медико-психолого-педагогического  воздействия на воспитанника, которая строится на профилактике самовольных уходов и возвращении детей в школу на уровне всех структурных подразделений учреждения;

-    глубокий анализ личностной ситуации и индивидуальный подход;

- планирование и моделирование прообраза ожидаемых результатов  на основании проведённого диагностики и анализа;

- проведение  мониторинга профилактической работы, отслеживание результатов работы с детьми, склонными к бродяжничеству.

Работа  по созданию комплексного подхода строилась поэтапно: сначала организационный этап, затем теоретический и в заключении – практический этап.  

На организационном этапе большое внимание уделяется нормативно-правовой базе. Разработаны Положение о «Совете профилактики», ряд правил и инструкций.   Применение инструкции «Ребёнок в изоляторе»,   памятки действий педагога в случае ухода воспитанника за пределы школы, памятки о правилах  педагогического общения с ребёнком группы «риска», алгоритма работы с детьми группы «риска», программы работы наставника позволило осуществить конкретный характер рекомендаций, осуществлять единый подход, соблюдать единые требования, повысить персональную ответственность педагогов. На каждого воспитанника группы «риска», в том числе и  потенциальных «бродяжек», заведены индивидуальные карты единого образца, утвержденные школьным методическим объединением.  В карте  вместе с краткой характеристикой на данного воспитанника имеется информационный листок.  В него вносятся сведения о родственниках, родителях, знакомых, их адреса, телефоны и другая информация, которая может помочь в случае ухода ребёнка из учреждения. В карту вложен ежемесячный индивидуальный план работы наставника с ребёнком с подробным описанием её содержания. Требованием к плану является конкретность, реальность выполнения. Три последних года мы практикуем выбор наставника по желанию самих воспитанников, что позволяет избежать межличностного конфликта в их взаимодействии. Эту работу в начале учебного года выполняет психолог школы.  Наставником может быть не только педагог, но и медик, соц. педагог, зам. директора, директор. В ходе медико-психолого-педагогического сопровождения воспитанника, отнесенного в группу детей, склонных к самовольным уходам, службами школы и педагогами заполняется карта  индивидуального маршрута. Каждая служба фиксирует для себя те проблемы ребёнка, над которыми именно он будет работать как специалист. Ежемесячно проводится анализ работы и происходит  корректировка плана работы с теми детьми, которые вызывают тревогу на данный момент. По истечению учебного года проводится повторная  диагностика,  анализ работы, создаётся программа на новый этап работы.  В обязательном перечне документации социального педагога появился журнал оперативной информации.  В нем он записывает ФИО воспитанника, фиксирует дату и время, когда был совершён самовольный уход, ФИО педагога, который был на смене, режимный момент, дата и время сообщения об уходе администрации, милиции, дата и время подачи воспитанника в розыск, мероприятия по розыску, дата и кем воспитанник был возвращён в школу, дата снятия с розыска.

        Теоретический этап работы  по созданию комплексного подхода включает в себя повышение профессиональной компетенций педагогов в вопросах профилактики асоциального поведения детей.

          Практический этап работы  по созданию комплексного подхода предусматривает, прежде всего, создание социальной среды в школе и за ее пределами. У маленького и не очень маленького человека должен быть большой выбор занятий, интересных для него, чтобы он обязательно мог найти свою нишу, где его ждет радость познания и успех. Поэтому внеурочная деятельность в нашей школе-интернате чрезвычайно разнообразна и имеет интегрирующую функцию, обеспечивающую соединение детей по интересам, ориентирам, общим делам. Для ребят стали привычными участие в соревнованиях на уровне школы, города, района, области, в специальной олимпиаде. Победы радуют, поражения закаляют. Организация досуга  -  чрезвычайно важное и лучшее средство профилактики отклоняющего поведения. Каждый воспитанник, состоящий на внутришкольном учёте по причине бродяжничества,  включен в общественную жизнь класса и школы, является членом Семейного Совета или актива класса. У каждого есть подшефный – младший школьник. Все привлекаются к участию в выпуске школьной газеты «Пристань детства», в коллективных творческих делах, привлекаются к подготовке и проведению общешкольных мероприятий. Коллектив школы – интерната делает всё возможное, чтобы дети жили не изолировано. У школы-интерната  много друзей, и помогают они не только материально. Осуществлять профилактическую работу в школе-интернате и работу по розыску воспитанников самовольно покинувших учреждение помогают Комитет по делам несовершеннолетних, инспекция по делам несовершеннолетних, городской отдел милиции. Работа с субъектами  профилактики строится на основе совместного плана, помогает выявлению мотивов самовольных уходов, способствует формированию навыков законопослушного поведения.  

         Практический этап работы по созданию комплексного подхода реализуется в двух направлениях:  возвращение детей, самовольно покинувших школу; профилактика самовольных уходов в условиях интернатных учреждений.

Находиться в розыске воспитанник может довольно долго.  Чем дольше ученик находится без надзора, тем выше вероятность закрепления асоциальных норм поведения, труднее пройдёт адаптация к школе после его возвращения.  Поэтому мы всерьез задумались о «саморозыске», который ни в коем случае не заменяет, не исключает розыск с помощью правоохранительных органов, а лишь дополняет его. Возвращение ребёнка, совершившего самовольный уход из ОУ способом «саморозыска» имеет определенную последовательность. Психолог постоянный член комиссии проводимой пед. расследование по факту ухода беседует с детьми, с педагогами. Таким образом, выясняется предполагаемая причина и обстоятельства ухода. Практически параллельно соц. педагог готовит список  предполагаемых мест нахождения с помощью информационного листка, который находится в инд. карте ребёнка. Это значительно сужает круг поиска. Совместно с педагогами, школьным инспектором соц. педагог посещает,  причем неоднократно все предполагаемые места нахождения ребёнка.  Это могут быть в зависимости от конкретного случая места проживания родственников и друзей, рынки, колодцы и т. д.  Ежедневно  они отчитываются администрации о проведённых мероприятиях и результатах. В случае проживания родственников и знакомых в удалённой от школы территории  педагоги  поддерживают связь с ними по телефону.  При установлении места нахождения соц. Педагог либо воспитатель сопровождает детей в школу самостоятельно либо при помощи инспектора.

Одним из главных условий успешности в работе с детьми после возвращения в школу и с детьми склонными к самовольным уходам является систематичность в проведении профилактических мероприятий всеми специалистами психолого-педагогического и медико-социального сопровождения.  Профилактика самовольных уходов в том и другом случае имеет одинаковые этапы (1 - подготовительный,  2 - организационный, 3 -  адаптационный и 4 - профилактический), но  различных по их содержанию.

Профилактические мероприятия с детьми, самовольно покинувших учреждение начинаются с издания директором приказа на проведение педагогического расследования. Затем  членами комиссии выясняются причины и обстоятельства, ставшие причиной ухода ребёнка. Устраняется  конфликтная ситуация, если таковая имеется.  Информационный листок из индивидуальной карты ребёнка дополняется   новыми сведениями. После доставки воспитанника в школу его  обязательно  осматривает  медик. Учителя выясняют уровень  учебных знаний, умений, навыков. Психолог проводит стимулирующую психодиагностику личности ребенка. Это  позволяет  составить  реальную индивидуальную адаптационную программу для конкретного ребёнка, организовать целесообразную работу по её реализации согласно выводам педагогического расследования. На этапе адаптации по мере необходимости проводится амбулаторное либо стационарное лечение. Затем в рамках реализации адаптационной программы к работе с ребёнком подключаются учителя,  психолог, социальный педагог, школьный инспектор. Их работа направлена на адаптацию ребёнка к условиям и режиму школьной жизни. Она заключается: в повышенном педагогическом внимании; в  проведении индивидуальных  бесед  с ребёнком соц. педагогом, школьным  инспектором; в индивидуальной работе с ребёнком психолога по снятию состояния психологического дискомфорта;  в восстановлении социального статуса ребенка в коллективе  сверстников; в гармонизации взаимоотношений “ребенок – ребёнок, ребёнок – педагог”; в индивидуальных занятиях по устранению пробелов в знаниях.

Наиболее важным аспектом коррекционной работы с воспитанниками является своевременное первичное выявление детей склонных к самовольным   уходам. Поэтому  подготовительный этап работы по профилактики самовольных уходов начинаются с выявления таковых, изучения социальных контактов и социальной среды до поступления ребёнка в нашу школу, заполнения индивидуальной карты и составлением списка. Эту работу выполняет соц. педагог.  Проблемы социального характера, в том числе и бродяжничество протекают из социального статуса ребёнка, обозначенного как «ничей». Чтобы прервать неотвратимое следствие этого  состояния души ребёнка,  соц. педагог  на организационном этапе работы по профилактики самовольных уходов через паспортно-визовую  службу определяет место проживания родственников, организует посещение  семей, проживающих в Братске с целью изучения их жилищно-бытовых условий. Воспитатели с помощью доступных педагогу методов и методик в начале учебного года проводят комплексное изучение поведения школьника, изучение психолого – медико – педагогических особенностей личности учащихся. Психолог обследует детей на наличие личностной тревожности и определение степени риска, проводит стимулирующую психодиагностику личности ребенка. Для  повышения эффективности  педагогического влияния педагоги путем наблюдения  на уроках и переменах собирают  сведений о взаимоотношения таких детей в классе, школе,  проводят систематическую диагностику, необходимую для построения воспитательной тактики. На основе результатов диагностики наставники и специалисты службы сопровождения заносят в индивидуальную карту ребёнка различные сведения социально-педагогического характера, составляют план индивидуальной работы с воспитанником, определяют маршрут сопровождения. Администрация школы организует и контролирует составление скоординированного  годового  плана служб школы по работе с детьми, склонными к бродяжничеству и плана совместной  работы субъектов профилактики.

На этапе адаптации работы по профилактики самовольных уходов усилия службы сопровождения направлены на установление связей с социально благополучными родственниками. Проходит  гармонизация взаимоотношений ребёнка с родственниками, одноклассниками и педагогами, снятие комплекса учебной неуспешности. С администрацией школы решается вопрос о возможности пребывания ребёнка в семье родственников во время каникул. Администрацией проводится контроль реализации индивидуальных коррекционно-развивающих, адаптационных программ.

 Профилактический этап в работе с детьми после возвращения в школу и с детьми склонными к самовольным уходам строится по принципам комплексности, дифференцированности, многоаспектности, последовательности, имеет  схожие формы работы. Большое значение   на этом этапе имеет  снятие психотравматических ситуаций среди ближайшего окружения детей и подростков, обеспечение их психологической защищённости, предотвращение серьёзных последствий развития сложных для ребёнка событий. В коррекционной работе  по профилактике безнадзорности педагоги школы взяли за основу социально-психологический подход подробно описанный Ю.А. Клейберг в книге «Социальная психология дивиантного поведения». Учителя, воспитатели апробировали и успешно применяют специальные методы коррекционной педагогики: субъективно - прагматический, метод естественных последствий, возмещения, трудовой, метод «взрыва», система конкретных сделок воспитателя и воспитанника, различного вида договора и взаимные обязанности.  Используемые коррекционные методы и приёмы, педагоги почерпнули из общеизвестных источников: «Педагогическая коррекция» Кащенко, «Курс лекций по коррекционной педагогике» И.П. Подласого и других. В процессе коррекционной работы специалисты стремятся: сделать любую работу или занятие для ребёнка привлекательным; строить отношения на доброжелательной и дружелюбной основе; любой успех переживать как радость; давать положительную эмоциональную оценку любым достижениям ребёнка. Особо уделяется внимание содержанию воспитательных воздействий, правильной организации заботы о ребёнке, всей среды обитания, которая поможет найти психологически верные условия для взаимодействия ребёнка со взрослым, наличие возможности уединится. В школе  помещения распределены таким образом, что за каждой группой закреплена классная комната, игровая, спальня. В классе дети учатся, в спальне - спят.  Наличие  игровой  комнаты даёт ощущение дома, семьи, где у каждого ребёнка есть  любимый уголок в группе, любимый предмет, которым распоряжается только он.  Зоны отдыха:  игровая, для ИЗО деятельности, читательский уголок, сюжетно-ролевых игр  расположены в группе так, что дети могут играть небольшими подгруппами, найти занятие по душе. Чтобы избавить ребёнка от синдрома неудачника воспитатели: обеспечивают ему ситуацию успеха; хвалят ребёнка не за результат, а за любую попытку его достижения; опираются на ведущий вид деятельности;  обязательно находят хоть какую-нибудь сферу, в которой ребёнок может реализовать себя; найти те формы активности, в которых потребность его во внимании может успешно удовлетворятся. Посредством  воспитательских занятий по этике и культуре поведения у воспитанников происходит развитие коммуникативных и поведенческих навыков обучающихся, формирование навыков здорового образа жизни. С целью  создания благоприятных условий для развития и самореализации школьников необходимо чтобы школьные кружки и секции соответствовали интересам детей, были обеспечены необходимым оборудованием и материалами, все проблемные дети включались в коллективные творческие виды деятельности, осуществлялось сотрудничество с учреждениями дополнительного образования.  Коррекционную работу, психологической основой которой, является удовлетворение базовых потребностей в любви и самоуважении организует психолог. Соц. педагог оказывает консультационную правовую помощь несовершеннолетним по защите их прав и законных интересов. Наряду с  этим педагоги  осуществляют контроль выполнения правил поведения для учащихся, на уроках и во внеурочное время.

Координатором усилий педагогов, направленных на профилактику самовольных уходов является созданный на базе школы Консультационный совет (КС). Руководит  работой КС директор. В его состав  входят, заместители директора, психиатр, врач-терапевт, педагог-психолог, социальный педагог, инспектор ИДН, педагог-организатор, руководитель внеклассной спортивной работой. Ежемесячно Консультационным советом осуществляется контроль решения проблемы каждого ребенка. На его заседаниях обсуждаются возможные варианты решения, позитивные и негативные стороны разных решений, строят прогнозы эффективности, выбирают различные формы и методы сопровождения. После выбора способа решения проблемы распределяются обязанности по её реализации, уточняются сроки исполнения и возможности корректировки.  Два раза в год совместно с администрацией школы проходит расширенное совещание КС, на котором анализируется его работа, выявляются недостатки  в работе, определяются их причины и пути устранения.  Немаловажное значение имеет  организация мониторинга состояния правонарушений и безнадзорности в учреждении. Мониторинг проводится специалистами службы сопровождения и обобщается зам директором  по месяцам,  четвертям,  годам, персонально,  по классу и в целом по школе. Результаты мониторинга представляются на совещаниях при директоре, педсоветах.

Таким образом, проблема самовольных уходов детей в образовательных учреждении для сирот и детей,  оставшихся без попечения родителей решаема. Для  этого необходимо работу  по созданию комплексного подхода строить поэтапно, обязательно включая все её компоненты.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка приёмным родителям для профилактики самовольных уходов детей из семьи

Журнал для заботливых родителей.http://www.za-partoi.ru/archive/Газета «Здоровье детей»http://zdd.1september.ru/Памятка Министерства образования Московской области...

Профилактика самовольных уходов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Доклад представляет собой опыт работы образовательного учреждения в направлении профилактики самовольных уходов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В докладе обозначены аспекты дея...

Профилактика самовольных уходов

В материале отражен алгоритм действий воспитателей, учителей, психолога, социального педагога по профилактике самовольных уходов воспитанников школы-интерната....

Памятка для родителей "Профилактика самовольных уходов несовершеннолетних детей из дома"

ЧТОБЫ ИЗБЕЖАТЬ НЕНУЖНЫХ КОНФЛИКТОВ И УХОДА ДЕТЕЙ ИЗ ДОМА, СТАРАЙТЕСЬ СОБЛЮДАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ПРАВИЛА: - Не давайте подростку чрезмерных нагрузок, когда у него не остается времени даже для того, чтобы...

профилактика самовольных уходов детей из дома

памятки и рекомендации родителям по профилактике самовольного ухода детей из дома...

Профилактика самовольных уходов воспитанников

Профилактика самовольных уходов воспитанников...