Профилактика самовольных уходов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
статья по теме

Иванова Ирина Николаевна

Доклад представляет собой опыт работы образовательного учреждения в направлении профилактики самовольных уходов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В докладе обозначены аспекты деятельности, взаимодействие со всеми субъектами профилактики, сделаны выводы и поставлены задачи по совершенствованию работы в данном направлении.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon profilaktika_samovolnykh_ukhodov_.doc42.5 КБ

Предварительный просмотр:

08.11.2013г.

КДНиЗП по Луховицкому

муниципальному району МО.

Иванова И.Н.,

зам. директора по УВР

Профилактика самовольных уходов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Профилактика самовольных уходов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей является частью общей системы работы в образовательном учреждении, направленной на профилактику асоциального поведения подростков. Она включает в себя несколько аспектов и направлений деятельности:

1. Знакомство с подростком по прибытии, изучение личного дела, закрепление патронатного воспитателя.

2. Составление индивидуального перспективного плана психолого-педагогического и социального сопровождения.

3. Систематический индивидуальный контроль посещаемости, успеваемости и досуга подростка, выявление склонностей, интересов, настроений, круга общения, взаимоотношений со сверстниками.

4. Диагностические исследования, тренинги (педагог-психолог, специалисты ЦРБ).

5. Индивидуальная коррекционная работа (этические, правовые и воспитательные беседы на уровне соц. Педагога, педагога-психолога, зам.по УВР, патронатного воспитателя, мастера п/о, Кл. руководителя, директора, закрепленного инспектора ОДН (в прошлом году Левина М.П., в этом году – Авилова А.А.)

6. Создание единого информационного пространства (Изготовление и вручение  Памяток по правовым и социальным вопросам; информационные красочные стенды «Подросток и закон», «Закон и порядок», «Служба доверия», «Толерантность», «Твой  выбор», «Пока не поздно»; ежемесячный выпуск информационно-агитационных  листков «Студенческий вестник»; радиопередачи; публикации в СМИ; выставки литературы по правовым вопросам и здоровому образу жизни в библиотеке и читальном зале лицея).

7. Создание дискуссионного пространства  (беседы, лекции, круглые столы, классные часы, уроки правовых знаний, конференции и семинары  с приглашением представителей  субъектов профилактики – отдел опеки и попечительства, КДНиЗП, ОДН при ОМВД РФ, ФСКН, ЦРБ, ГИБДД, МЧС, реабилитационные центры «Ариадна», «Жизнь», молодежные Центры и объединения).

8. Внедрение долгосрочных профилактических воспитательных программ «Мой выбор», «Твое здоровье», «Служу отечеству» (через классные часы; предметы «Основы права», «Основы безопасности жизнедеятельности»; внеклассные мероприятия).

9. Привлечение в кружки в образовательном учреждении и в п. Красная Пойма (Спарта; в ПЛ-100:

  • Спортивные (футбол, волейбол)
  • Автомастер
  • Компьютерный
  • Эстрадное искусство
  • Мой выбор (по правовому и духовно-нравственному воспитанию)

Во всех кружках есть учащиеся из категории детей-сирот,  кружок «Автомастер» в полном составе из данной категории детей.

10. Организация занятости и трудоустройства в  период летних каникул (взаимодействие ЦТД ООО «Диаскан» - положительный опыт прошлого лета).

        11. Привлечение в активному участию во внеклассных мероприятиях,  общественно-полезном труде (совместно со всеми субъектами профилактики):

  • конкурсы профессионального мастерства по всем профессиям;
  • дни профилактики  асоциального поведения (ежемесячно);
  • дни здоровья (2 раза в год);
  • Акция «Один день без сигарет» (2 раза в год);
  • Круглый стол по правовым и общечеловеческим ценностям (2 раза в год);
  • Спартакиада по 6-ти видам спорта (в течение учебного года);  
  • соревнования по военно-прикладным видам спорта (2 раза в год);
  • экологические Акции «Студенческий лес», «Больше кислорода», «Сделаем вместе» (2-3  раза в год);
  • патриотические лицейские и районные мероприятия (митинги, свеча Памяти)
  • участие в районных и областных антинаркотических Акциях (при МГТУ им. Баумана, при ДК «Старт», на базе РДК п. Красная Пойма)
  • работа с допризывной молодежью (систематически);
  • ярмарки труда (1 раз в год);
  • конкурсы плакатов и рисунков (в течение учебного года);
  • районные, зональные и  областные конкурсы в рамках проектов «Юные таланты Московии», «Студенческая весна», «Зажги свою звезду» (по графику  мероприятий);
  •  предметные олимпиады и недели Знаний (в течение учебного года);
  • международная Интернет-олимпиада «Эрудиты Планеты» (участвуем второй год – вышли в высшую лигу);
  • лекторские группы на базе лицейского  историко-краеведческого музея «Истоки» и Уголка боевой Славы)
  • работа в рамках волонтерской организации  Луховицкого муниципального района «Молодая гвардия»

Мероприятия, реализованные за 3 месяца 2013-2014 учебного года (с участием детей-сирот):

  • Экологические акции «Возродим леса вместе», «Чистый лес» (сентябрь)
  • День здоровья (сентябрь)
  • Антинаркотическая Акция среди сельских поселений Луховицкого муниципального района (октябрь)
  • Посвящение в лицеисты «Давайте познакомимся!» (октябрь)
  • Конкурс плакатов «Мы выбираем жизнь!» (октябрь-ноябрь)
  • День профилактики «Спасибо – нет!» (ноябрь)
  • Спортивные соревнования по мини-футболу, н/теннису, бегу (октябрь, ноябрь)
  • Районная Военно-спортивная  игра «Служу Отечеству» (ноябрь)
  • Областной конкурс вокальных солистов и ансамблей (ноябрь)
  • 1-й тур международной интернет-олимпиады «Эрудиты планеты» (ноябрь)

Вывод:

Профилактическая работа по предупреждению самовольных уходов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей проводится в образовательном учреждении системно, совместно со всеми субъектами профилактики. Однако, отдельные случаи самовольных уходов имеют место в силу ряда объективных причин: поступают дети уже сформированные к 16-ти годам, оставшиеся без семьи, педагогически запущенные, с признаками аддиктивного поведения, с уже имеющимся опытом побегов из детских домов, с низким уровнем мотивации к труду и  получению профессии, низким уровнем самооценки и социализации, не имеющие позитивных установок, интересов и ценностей.

Задачи:

1. Систематический контроль учебной деятельности и досуга. Окружение ребенка заботой, установка доверительных отношений.

2. Разнообразить формы и методы индивидуальной коррекционной работы с подростками «группы риска» по самовольным уходам.

3. Осуществлять  более продуктивную деятельность по привлечению к интересным совместным делам и внеклассным мероприятиям особенно трудных подростков.

4. Активизировать работу по расширению зоны информационно-агитационного пространства в направлении правового поля.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Создание ситуации успеха как фактор повышения личностного роста через призму развития системы профилактики асоциальных девиации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Созданию ситуации успеха всегда уделялось много внимания в разные времена. Отношение к обучению изменилось. Сейчас, часто можно услышать от детей фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание...

Правовая грамотность как один из методов по профилактике девиантного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Развитие правовой грамотности и правосознания воспитанников детского дома является одним из важных условий формирования правовой грамотности и законопослушных человека в обществе....

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...