Правовая грамотность как один из методов по профилактике девиантного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
статья

Фролова Анжелика Владимировна

Развитие правовой грамотности и правосознания воспитанников детского дома является одним из важных условий формирования правовой грамотности и законопослушных человека в обществе.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Правовая грамотность как один из методов по профилактике девиантного поведения детей-сирот и детей,

 оставшихся без попечения родителей

Фролова Анжелика Владимировна

ГКУ «Детский дом (смешанный) №32» г. Пятигорск

        Развитие правовой грамотности и правосознания воспитанников детского дома является одним из важных условий формирования правовой грамотности и законопослушных человека в обществе.

   Воспитание правовой грамотности и законопослушного поведения воспитанника - это целенаправленная система мер, формирующая установки гражданственности, уважения и соблюдения права, цивилизованных способов решениях споров, профилактики правонарушений.          

        Одним из важных средств правового воспитания является ответственность.                                                                                  Становление государством определенных мер ответственности за те или иные правонарушения необходимы для поддержания правопорядка.

    Воспитание правовой грамотности и законопослушного поведения воспитанника необходимо рассматривать как фактор проявления правовой грамотности личности. К структурных элементам правовой грамотности личности относятся знания системы основных правовых предписаний, понимание принципов права, глубокое внутренние уважение к праву, законам,  законности  и правопорядку, убежденность в необходимости соблюдения их требованию и умение реализовать знания в процессе правомерного социально – активного поведения.

        Правовое воспитание как система, как комплекс целенаправленных мер и средств воздействия на сознание воспитанников  приобретает актуальность в подростковом возрасте, когда подростки могут уже сознательно воспринимать сущность законов.

        Система правового воспитания должна быть ориентирована на формирование привычек и социальных установок, которые не противоречат требованиям социально-правовых норм. Центральной задачей правового воспитания является достижение такого положения, когда уважение к праву становится непосредственным, личным убеждением воспитанника.

    Важно, чтобы  воспитанники  хорошо ориентировались в вопросах законности и правопорядка,  в вопросах правомерного поведения, знали правонарушения и ответственность, которая предусмотрена за них. Необходимо уделить внимание понятиям «доброта», «порядочность», вопросам морального облика, кодекса чести. В этом состоит уникальность воспитания правовой культуры, формирование законопослушного поведения воспитанников детских домов.  Проблема правовой грамотности, формирование законопослушного поведения воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в настоящее время в стране достаточно актуальна.

    В последние годы проблема безнадзорности, беспризорности воспитанников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей стало одной из главных. Рост правонарушений преступности в обществе, а следовательно, и в среде подростков, рост неблагополучных семей, а также семей находящихся в социально опасном положении и не занимающихся воспитанием, содержанием детей является основанием воспитания правовой грамотности, формирование законопослушного поведения, как воспитанников, так и кандидатов на принятие детей в семью.

   Противоправные деяния отчетливо проявляются особенно в подростковой среде. Вот почему необходимо всестороннее изучение, исследование данной проблемы и ее решение.

   Однако репродуктивное усвоение правовой информации нельзя рассматривать как основную задачу воспитания правосознания подростков, так как современное российское законодательство очень изменилось. Кроме того, правовые знания необходимы воспитанникам- выпускникам  не сами по себе, а как основа поведения в различных житейских ситуациях.

   Таким образом, в правовом воспитании подростков необходима такая педагогическая технология, которая отвечала бы потребностям самого воспитанника, общества и учитывала закономерности формирования правового сознания.

    Практическая направленность правового воспитания, формирование законопослушного гражданина предполагает, что недостаточно  иметь юридическую информацию, важно уметь грамотно ею пользоваться. Только тогда право защищает человека.

    В процессе обучения и воспитания воспитанники, в особой части воспитанники выпускники должны освоить специальные умения и навыки, научиться законным и нравственным способам защиты прав и свобод.  

Практика показывает, что юридически подкованные воспитанники практически не попадают в криминальные, неловкие ситуации. Тем не менее, есть выпускники, которые не способны  принимать решение и нести за него ответственность, сложно привыкают к трудовой дисциплине, с трудом ориентируются в нормативно-законодательной базе. Исходя из этого, возникла необходимость создания программы по развитию правовой грамотности и правосознанию «Успешный гражданин Российской Федерации», направлена  на формирование  правовой компетентности,  предотвращение правонарушений воспитанниками и в отношении них. Казалось бы,  защита прав и интересов детей представляет собой завершённую систему, опирающуюся на сформированную нормативно-правовую базу, работающую с разными категориями граждан, но дети – выпускники  учреждений для детей-сирот и оставшихся без попечения родителей в большинстве своём не умеют пользоваться своими правами и не знают законов. Дети зачастую не знают, куда и к кому обратиться за помощью, если их права нарушены, более того, они это не осознают. Особое значение правовое воспитание приобретает у подростков 14-18 лет, именно в этом возрасте воспитанники в состоянии сознательно воспринимать суть законов.

Анализ особенностей, социального окружения воспитанников  показывает, что в основном -  это дети из неблагополучных семей, чьи родители ведут асоциальный образ жизни, ненадлежащим образом исполняют свои родительские обязанности. Отрицательный микроклимат в таких семьях создает объективные предпосылки для появления асоциального поведения, у них отмечаются раздражительность, эмоциональная неустойчивость, тревожность, агрессивность и негативизм. В целом их поведение непредсказуемо. Характерной особенностью является то, что такие дети не признают своих отрицательных эмоций в связи с неправильным поведением, и поэтому у них с трудом формируются адекватные формы социального поведения. При необходимости в течение года проводятся заседания совета по профилактике правонарушений и преступлений по возникающим проблемам, с привлечением специалистов ОДН, КДН, следственного отдела  города  Пятигорска.

Исходя из вышеизложенного, в детском доме разработана и реализуется  программа по развитию правовой грамотности и правосознанию «Успешный гражданин Российской Федерации», которая включает в себя социально-педагогическую помощь детям, в том числе относящимся к «группе риска». В первую очередь это воспитательно-профилактическая работа, которая осуществляется в разнообразных формах, а также выявление и устранение причин, благоприятствующих деформации сознания воспитанников. Программа является отражением той системы, которая на протяжении длительного времени позволяет в детском доме предупреждать девиации в поведении воспитанников, а также систематизирует профилактическую и коррекционную деятельность педагогического коллектива.

ЦЕЛИ:

  • Развитие правовой грамотности и правосознания воспитанников.
  • Правовое  просвещение   участников образовательного процесса.
  • Построение  воспитательной системы в рамках правовых норм.
  • Направленность деятельности на оказание помощи участникам образовательного процесса в реализации возникающих  социальных  проблем.
  • Создание условий для подготовки воспитанников детского дома к самостоятельной жизни через правовое просвещение.

ЗАДАЧИ:

  • Создать целостное представление о личной ответственности за антиобщественные деяния, предусмотренные уголовным и административным правом;
  • Научить воспитанников   вести себя в общественных местах, соблюдать дисциплину и порядок в училище;
  • Способствовать развитию становлению и укреплению гражданской позиции, отрицательному отношению к правонарушениям;
  • Предупредить  опасность  необдуманных  действий, свойственных  подростковому  возрасту, которые могут привести к совершению преступления.
  • Оказание помощи в освоении и применении подростками специальных умений, навыков и  законных способов защиты своих прав.
  • Воспитание правовой грамотности и уважительного отношения к Законам и правопорядку своей страны.
  • Информационная поддержка воспитанников и выпускников.
  • Содействие развитию правового мировоззрения и нравственных представлений.

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

1.Содержательное  направление

  • разработка образовательных воспитательных, социально педагогических технологий методов; отбор учебного материала способствующего формированию законопослушного поведения воспитанника
  • организация работы лектория правовых знаний

2. Социально-педагогическое направление 

  • реализация системы просветительских и социально-педагогических мероприятий, адресованных  воспитанникам, педагогам и воспитателям
  • социально психологический мониторинг с целью выявления и коррекции имеющихся отклонений в воспитании и личностном развитии  воспитанников

3. Управленческое   направление

  • изучение и обобщение передового правового и социально-педагогического опыта в рамках реализации программы
  • создание условий для реализации основных направлений программы
  • привлечение к работе в решении поставленных задач всех существующих служб, работающих с  воспитанниками по вопросам правового воспитания и формированию законопослушного поведения подростков

МЕТОДЫ ДОСТИЖЕНИЯ

ПОСТАВЛЕННЫХ ЦЕЛЕЙ И ЗАДАЧ

  • Содержание курса реализуется на воспитательных часах.
  • Основной формой является беседа, в процессе которой  воспитанники  приобретают теоретические знания.
  • Ежегодно проводить тестирование с целью выявления склонности воспитанников  к правонарушениям.

  ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

       Реализация программы воспитания правосознания и формирования  законопослушного поведения подростков призвана способствовать формированию у  воспитанников правовой грамотности и законопослушности.

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:

Воспитанники 14-16 лет (два года до выпуска) должны знать:

  • Основные права ребёнка,  закреплённые в Конвенции о правах ребёнка;
  • Иметь представление о законодательной базе, Конституции РФ;
  • Свои права и обязанности;
  • Об административной ответственности и условиях ее возникновения в отношении подростков;
  • Об ответственности, которая наступает, в следствии употребления спиртосодержащих напитков,  табака и ПАВ;
  • Дополнительные гарантии государства для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Должны уметь:

  • Применять в жизни полученные знания;
  • Соблюдать нормы и правила поведения в обществе;
  • Противостоять негативному влиянию окружающих;
  • Отстаивать  и защищать свои права, в соответствии с законодательной базой.

Воспитанники с 16 лет и старше (год до выпуска) должны знать:

  • Иметь представление о государстве, праве, общественных и государственных институтах, правах человека;
  • О своих правах и обязанностях, закреплённых законодательно;
  • Некоторые положения законодательной базы РФ о защите семьи;
  • Об  уголовной ответственности несовершеннолетнего;
  • Свои гражданские права и обязанности.

Должны уметь:

  • Относиться с уважением к закону, соблюдать общепринятые в государстве правила, моральные нормы;
  • Отстаивать, защищать  свои права и соблюдать обязанности;
  • Противостоять негативным явлениям общества, а так же вовлечению в запрещённые организации;
  • Осознавать  ответственность за свои поступки.

Выпускники детского дома, обучающиеся в высших и средних профессиональных учебных заведениях в возрасте до 23 лет должны знать:

  • О своих правах и гарантиях государства при получении образования, жилья и устройстве на работу;
  • О видах ответственности перед детьми, в соответствии с  Кодексом РФ об административных нарушениях, Семейным Кодексом РФ;
  • О субсидиях, льготах предусмотренных государством для детей из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Должны уметь:

  • Проявлять активную позицию в решении своих проблем;
  • Осознанно действовать в кризисной ситуации.

 В результате  реализации:

  • снижение численности  воспитанников, совершивших преступление и правонарушения, а также состоящих на учете в отделе по делам несовершеннолетних;
  • формирование правового самосознания воспитанников и  педагогов;
  • формирование положительной мотивации  воспитанников  на исполнение правил, законов  и учебную деятельность.
  • соблюдение воспитанниками правил внутреннего распорядка,  детского дома, повышение уровня культуры.
  • снижение уровня тревожности и агрессивности у воспитанников «группы риска».
  • развитие и саморазвитие личности.
  • сформированность ценностных ориентаций, социальных навыков, коммуникативного потенциала личности.
  • сформированность активной жизненной позиции и ответственного поведения.
  • сформированность морально-нравственных  качеств у воспитанников.
  • активное и результативное участие воспитанников с отклоняющимся поведением в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях;
  • повышение правовой культуры воспитанников;
  • интерес к здоровому образу жизни, способность воспитанников противостоять пагубным привычкам и употреблению ПАВ.

МЕХАНИЗМЫ РЕАЛИЗАЦИИ

Дети, не знающие своих прав, никогда не научатся ими пользоваться и не станут законопослушными гражданами своей страны. Во всём мире существуют законы, на основании которых дети обретают права с первых минут своей жизни и наша задача – научить их, ими пользоваться. Особое значение правовое воспитание приобретает у подростков 14-18 лет, именно в этом возрасте воспитанники в состоянии сознательно воспринимать суть законов.

 Работа с воспитанниками строится по трем возрастным уровням:

  • воспитанники  14 -16 лет (два года год до выпуска);
  • воспитанники  с 16 лет и старше (год до выпуска);
  • выпускники детского дома, обучающиеся в высших и средних профессиональных учебных заведениях в возрасте до 23 лет.

В реализации участвуют: социальные педагоги, педагоги-психологи, шефы-наставники, воспитатели групп.

В занятиях предполагается использование игровых практикумов и упражнений,  ситуативно - ролевых игр, исследовательских семинаров, тренинговых занятий, презентаций мини-проектов, психодиагностических методик,  дискуссий с приглашением специалистов медицинских учреждений, правоохранительных органов.

Социально-правовая служба детского дома в профилактической работе осуществляет связь с общественными организациями,  образовательными учреждениями, социальными институтами края и города:

  • МБОУ СОШ № 8 города Пятигорска
  • совет Женщин города Пятигорска
  • совет ветеранов ВОВ при администрации города Пятигорска
  • Комиссия по делам несовершеннолетних при администрации города Пятигорска
  • ГУЗ Краевой Клинический Наркологический диспансер» города Пятигорска  
  • ОДН ОМВД России по городу Пятигорску
  • Прокуратура города Пятигорска


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Профилактика самовольных уходов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Доклад представляет собой опыт работы образовательного учреждения в направлении профилактики самовольных уходов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В докладе обозначены аспекты дея...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Создание ситуации успеха как фактор повышения личностного роста через призму развития системы профилактики асоциальных девиации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Созданию ситуации успеха всегда уделялось много внимания в разные времена. Отношение к обучению изменилось. Сейчас, часто можно услышать от детей фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание...

Дополнительная общеразвивающая программа подготовки воспитанников, организаций для детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей ПО ПРАВОВОМУ ПРОСВЕЩЕНИЮ «ПРАВОВАЯ КУЛЬТУРА»

Практика показывает, что юридически подкованные воспитанники практически не попадают в криминальные, неловкие ситуации. Тем не менее, есть выпускники, которые не способны  принимать решение и нес...

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...