Создание ситуации успеха как фактор повышения личностного роста через призму развития системы профилактики асоциальных девиации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей
статья на тему

Созданию ситуации успеха всегда уделялось много внимания в разные времена. Отношение к обучению изменилось. Сейчас, часто можно услышать от детей фразы, выражающие нежелание выполнять домашнее задание,идти в школу, на занятия. Многие дети не стремяться расширять запас своих знаний, пассивны на занятиях и в жизни. Им большее удовольствие приносит деятельность не связанная с обучением. Крушение отпимизма, а именно признание, любовь и уважение со стороны взрослого, одноклассников - самая серьезная проблема на сегодняшний день. Как изменить и попробовать переломить сложившуюся ситуацию? Именно, изучению данной темы посвящена данная статья.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл situatsiya_uspeha.docx27.54 КБ

Предварительный просмотр:

Создание ситуации успеха как фактор повышения личностного роста через призму развития системы профилактики асоциальных девиации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Успех ребенку может создать педагог, который сам переживает радость успеха

Ты ничего не бойся -
Ты делаешь для всех.
Лишь на тебя надеемся.
И верим в твой успех.
Получится, как надо,
И даже сверх того.
Листок лежит здесь рядом.
Давай начнем с него!

Созданию ситуации успеха уделялось внимание всегда, в разные времена. Все, наверное, согласятся со мной, что отношение к обучению изменилось. Сейчас часто можно слышать от детей фразы, выражающие нежелание выполнять домашние задания, идти в школу, на занятия. Многие дети не стремятся расширять запас своих знаний: пассивны на занятиях. Им большее удовольствие приносит деятельность, не связанная с обучением. Крушение оптимизма (а именно признание, любовь и уважение со стороны взрослого, одноклассников) - самая серьезная проблема на сегодняшний день.

Василий Александрович Сухомлинский утверждал, что методы, используемые в учебной и воспитательной деятельности, должны вызывать интерес у ребенка к познанию окружающего его мира, а образовательное учреждение стать школой радости. Радости познания, радости творчества, радости общения и т.д. это определяет главный смысл деятельности педагога: создать каждому ребенку ситуацию успеха.

Один из известных американских ученых, психолог, психотерапевт и педагог, разрабатывающий методы педагогического общения с детьми, У.Глассер убежден, что успех должен быть доступен каждому ребенку, если ему удастся добиться успеха в школьные годы, то у него есть шансы на успех в жизни.

Многие наши современники высказывают мысль о том, что ребенок тогда тянется к знаниям, когда переживает потребность в познании, когда им движет здоровые мотивы и интерес, подкрепленные успехом.

Успех в учении – единственный источник внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Успех – понятие неоднозначное, сложное, имеет разную трактовку. Понятие "успех" и "ситуация успеха" нужно разделить. Ситуация - это сочетание условий, которые обеспечивают успех, а сам успех - результат подобной ситуации. Ситуация - это то, что способен организовать; переживание же радости успеха - нечто более субъективное, скрытое в значительной мере от взгляда со стороны. Задача в том и состоит, чтобы дать возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя. Успех может быть кратковременным, частым и длительным, сиюминутным, устойчивым, связанным со всей жизнью и деятельностью. Все зависит от того, как ситуация успеха закреплена, продолжается, что лежит в ее основе. Важно иметь в виду что даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологические самочувствие, что резко меняет ритм и стиль деятельности, взаимоотношений с окружающими.

С психологической точки зрения успех, как считает А.С. Белкин, - это переживание состояния радости, удовлетворения оттого, что результат, к которому стремилась личность в свей деятельности, либо совпал с ее ожиданиями, надеждами, либо превзошел их. На базе  этого состояния формируются новые, более сильные мотивы деятельности, меняются уровни самооценки, самоуважения.

С педагогической точки зрения ситуация успеха - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности как отдельно взятой личности так и коллектива в целом. В.А.Сухомлинский считал, что "ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан прежде всего самому себе. Помощь педагога, какой бы эффективной она не была, все равно должна быть скрытой. Стоит ребенку почувствовать, что открытие сделано с подачи учителя…радость успеха может померкнуть". Задача педагога состоит в том, чтобы дать каждому из  своих воспитанников возможность пережить радость достижения, осознать свои возможности, поверить в себя.

Переживание воспитанником ситуации успеха:

  • Повышает мотивацию учения и развивает познавательные интересы, позволяет ребенку почувствовать удовлетворение от учебной деятельности;
  • Стимулирует к высокой результативности труда;
  • Корректирует личностные особенности такие, как тревожность, неуверенность, самооценку;
  • Развивает инициативность, креативность, активность;
  • Поддерживает в группе благоприятный психологический климат.

Выяснив, чем успех является для ребенка, перейдем к рассмотрению типов ситуаций успеха  и их алгоритмам.

  1. Неожиданная радость.

Неожиданная радость – это чувство удовлетворения от того, что результаты деятельности ребенка превзошли его ожидания. С педагогической точки зрения, как считает А. Белкин, неожиданная радость – это результат продуманной, подготовленной деятельности учителя. Учитель должен осознавать свою сопричастность к успеху, осмысливать творческое начало в своей деятельности, должен быть убежден в правильности применяемых методов. Трудно говорить о каких-то специальных приемах создания неожиданной радости. Но что-то общее все-таки существует. Можно выявить определенные закономерности, разработать своеобразные алгоритм педагогических действий.

 Рассмотрим некоторые приемы “неожиданной” радости:

- прием “Лестница” или “Встань в строй”. Речь идет о ситуациях, когда учитель ведет  воспитанника  поступательно вверх,   поднимаясь   с   ним   по   ступеням    знаний,    психологического самоопределения, обретения веры в себя и окружающих.

Алгоритм:

  1. шаг: Психологическая атака. Суть  состоит  в  том,  чтобы  переломить состояние психологического напряжения.  Создание  условий  для  вхождения  в эмоциональный контакт.
  2.  шаг:  Эмоциональная  блокировка.   Суть   состоит   в   том,   чтобы локализовать, заблокировать состояние обиды, разочарования,  потери  веры  в свои силы. Самое главное – помочь ученику переосмыслить свой  неуспех,  найти  его причину  с  позиции:  “неуспех  –  случаен,  успех  –  закономерен.” Важно переориентировать с пессимистической оценки событий на оптимистическую.
  3. шаг: Выбор главного направления. Необходимо установить не только очаг психологического   напряжения   личности,   но   и   определить   пути   его нейтрализации.
  4. шаг: Выбор  разных  возможностей.  Необходимо  создать  условия,  при которых ученик,  для  которого  создается  ситуация  успеха,  имел  примерно равные возможности проявить себя по сравнению с одноклассниками.
  5. шаг: Неожиданное сравнение. Может сработать единожды.
  6. шаг: Стабилизация. Суть заключена в том, что приятная для  отдельного учащегося общая реакция удивления для  отдельного  учащегося  общая  реакция удивления   не   оказалась   единственной,   чтобы    неожиданная    радость трансформировалась в сбывшуюся.

В педагогическом алгоритме ценность  состоит  не  только  в  соблюдении последовательности всех  операций,  но  и  в  постоянном  подтверждении  ее сомнению и стремлению  нарушить  сложившийся  порядок,  искать  новые  пути, новые сочетания действий.

    - прием “Даю шанс”. Подготовленные педагогические ситуации, при  которых  ребенок  получает возможность неожиданно раскрыть для  самого  себя  собственные  возможности. Подобные  ситуации  учитель  может  и  не  готовить   специально,   но   его воспитательный  дар  проявится  в  том,  что  он  этот  момент  не  упустит, правильно его оценит, сумеет его материализовать.

- прием “Исповедь” или “Когда учитель плачет”. Этот прием можно применять в  тех  случаях,  когда  есть  надежда,  что искренне обращение  учителя  к  лучшим  чувствам  детей  получит  понимание, породит ответный оклик. Как его применять – дело техники опыта,  интуиции  и культуры   педагога.   Здесь   надо   все   точно   просчитать,    правильно спрогнозировать возможные реакции.

  1.  Общая радость.

Общая радость состоит в том, что  бы  воспитанник  достиг  нужной  для  себя реакции коллектива. Она может быть подготовленной педагогом  или  спонтанной, заметной или незаметной. Общей радостью считают  только  те  реакции  коллектива,  которые  дают возможность ребенку  почувствовать  себя  удовлетворенным,  стимулируют  его усилия. Общая радость – это прежде всего эмоциональный отклик окружающих  на успех члена своего коллектива. Радость тогда в радость, когда она воспринимается с  остротой  новизны, когда к ней нет привыкания, когда она доказывает рост ребенка, его прорыв  к лучшему. Раскроем приемы, с помощью которых можно создать  ситуацию  успеха, вызывающую общую радость.

 - прием “Следуй за нами”.  Смысл состоит в том, чтобы разбудить дремлющую мысль ученика, дать  ему возможность обрести радость признания в себе интеллектуальных  сил.  Реакция окружающих будет служить для него одновременно  и  сигналом  пробуждения,  и стимулом познания, и результатом усилий.

 Алгоритм:

1 шаг:  диагностика  интеллектуального  фона.  Пробуждение  ума,  когда ребенку хочется догнать ушедших вперед одноклассников.

 2 шаг: выбор интеллектуального  спонсора.  Проще,  прикрепить  сильного ученика. Для этого  нужны  побудительные  мотивы,  нужен  взаимный  интерес. Наиболее  эффективный  путь  –  привлечь  к  интеллектуальному   спонсорству старшеклассника. Это дает много преимуществ.

  1. шаг: фиксация результата и его оценка. Необходимо, чтобы доброе  дело не осталось вне поля зрения детского коллектива, получило бы  его  поддержку и самое главное – желание повторить, развить его.

 - прием “Эмоциональный всплеск” или “Ты так высоко взлетел”. Главная  роль  отведена  педагогу.  Слова  его,  безусловно,   экспромт, вдохновение,  настоящий  эмоциональный  всплеск  его  искреннего  стремления помочь  ребенку,  создать  ситуацию  успеха.  Колоссальный  интеллектуальный потенциал скрывается в каждом ребенке, если найти способ  воспламенить  этот заряд,  высвободить  его  энергию,  превратить   в   цепную   реакцию,   где пропитанное горячим чувством слово воспитателя рождает  усилие,  усилия  рождают мысль,   а   мысль   расщепляется   на    знание    и    ответное    чувство признательности. В конечном итоге формируется  вера  в  себя,  вера  в успех.

 - прием “Обмен ролями” или о пользе занятий, которые ведутся неправильно. Обмен ролями дает возможность высветить скрытый до  сих  пор  потенциал интеллектуальных эмоционально-волевых  возможностей  детей.  Они  как  бы создают   важный   прецедент   на   будущее,   разбиваясь    на    отдельные самостоятельные акты “обмена ролями”, превращаясь из формы  деловой  игры  в специфический прием создания ситуации успеха. Девиз этого приема: “Чем ярче личность, тем ярче коллектив”.

 

 - прием “Заражение” или “Где это видано, где это слыхано.  В  педагогике  заражение  может  быть   очень   эффективным   средством оздоровления  атмосферы  коллектива,  источником  успеха  и  общей  радости. Педагогическое заражение построено на точном расчете, в  котором  главное  – выбор гносионосителя, то есть мощного источника интеллектуального  заражения. “Заразить” коллектив интеллектуальной радостью можно в  том  случае, если  успех  отдельного   школьника  станет  стимулом  для  успеха   других, перерастет в успех многих, а осознание этого успеха вызовет радость всех.

         Механизм заражения.

  1. шаг: позитивное  единство  эмоционального  и  интеллектуального  фона коллектива
  2. шаг: выбор гносионосителя.
  3.   шаг:   создание   ситуации   состязательности    и    педагогически целесообразного соперничества.
  4. шаг: выбор адекватных стимулов состязания “заражения”

        Механизм  “заражения”  построен  на  передаче   настроения   от   одной микрогруппы к другой. Роль гносионосителя заключается в материализации  этих настроений, в их оформлении. В результате  повышается  интеллектуальный  фон коллектива,  проявляется  феномен  сопереживания.   Вырастает   самоуважение коллектива в целом. Именно в этом  феномене  и  заключается  глубокий  смысл “общей радости”.

         Общая радость не представляет  собой  однородного  целого,  она  всегда отражает сумму  успехов  нескольких  микрогрупп  школьников.  Ее  осознание, переживание определяется ролью этих  микрогрупп.  Главное  в  том,  чтобы  в достижениях школьника окружающие  видели  результаты  своего  труда,  а  сам ребенок понимал, что его радость – это радость поддержки, радость  состояния “своего среди своих”.

 3. Радость познания.

Нужно вспомнить о мотивах  –  внутреннего  побудителя  к  деятельности, отражающего потребности личности. Выделяют четыре основных мотива учения.  Непосредственно побуждающие – наименее социально значимые, связанные  с удовлетворением сиюминутных потребностей (стремление получить отметку). Перспективно  побуждающие  –  более  социально  значимые,  связанные  с удовлетворением  широких,  длительных  по  времени  потребностей   (получить образование)

        Моральные мотивы – социально значимые, связанные  с  пониманием  учебы, как нравственного долга человека перед обществом, семьей.

Мотивы общения – социально значимые, связанные с  потребностью  быть  в коллективе.

Все эти мотивы важно учитывать, использовать, развивать. Но  нет  более ценных мотивов для учебы,  чем  интеллектуальные,  в  основе  которых  лежит потребность  познавать  мир,  когда  важен  не  столько  результат,  сколько процесс  познания.  Радость  учебного  процесса  и  радость  познания  тесно связаны друг с другом, но это не одно и тоже(3,128).

Учебный труд может доставлять радость не столько  от  познания  нового, сколько от других факторов. Радость познания  по  своей  сути  альтруистична. Познание опирается на  самообразование,  на  самопознание.  Радость познания не может вырасти на пустом месте, не может  родиться  без  серьезных причин. Ее главное условие – общение. Выращивание познавательного интереса и  есть  предмет  заботы  педагога, формирующего радость познания.

- прием “Эврика”. Суть состоит  в  том,  чтобы  создать  условия,  при  которых  ребенок, выполняя  учебное  задание,   неожиданно   для   себя   пришел   к   выводу, раскрывающему неизвестные для  него ранее возможности.  Он  должен  получить интересный результат, открывший перспективу познания. Заслуга педагога будет состоять в том, чтобы  не  только  заметить  это  личное  “открытие”,  но  и всячески поддержать ребенка, поставить  перед  ним  новые,  более  серьезные задачи, вдохновить на их решение. Нужно помнить, что:

-  успех  открытия  надо  долго  и  терпеливо  готовить,  открывая  ребенку возможные связи, отношения между тем, что он достиг, и тем, что ему  пока достичь не удается;

- ребенку следует постоянно внушать, что он может достичь недоступного, что в нем хватит сил, ума. Нужно внушение, поддержка, установка на завтрашнюю радость;

 - ребенок должен быть убежден, что успехом он обязан, прежде всего,  самому себе.

 - прием “Линия горизонта”. Однажды открыв  для  себя  увлекательность  поиска,  погружения  в  мир неведомого, воспитанник может уже постоянно стремиться к поиску, не считаясь  с трудностями, неудачами. У него будет формироваться уважительное отношение  к возможностям человеческого разума.

 

Без ощущения успеха у ребенка пропадает интерес к учебным занятиям, но достижение успеха в его учебной деятельности затруднено рядом  обстоятельств, среди которых можно назвать недостаток знаний и умений, психологические и физиологические особенности развития, слабая саморегуляция и другие. Поэтому педагогически оправдано создание для воспитанника ситуации успеха – субъективное переживание, удовлетворения от процесса и результата самостоятельно выполненной деятельности. Технологически эта помощь обеспечивается рядом операций, которые осуществляются в психологической атмосфере радости и одобрения, создаваемые вербальными и не вербальными (мимико-пластическими) средствами.

Технологически создание любого типа ситуации успеха состоит из последовательности следующих операций:

1. Снятие страха. Помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, робость, боязнь самого дела и оценки окружающих.
2.
Авансирование успешного результата. Помогает учителю выразить свою твердую убежденность в том, что его ученик обязательно справиться с поставленной задачей. Это, в свою очередь, внушает ребенку уверенность в его силы и возможности.
3.
Скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности. Помогает ребенку избежать поражения. Достигается путем намека, пожелания.
4.
Внесение мотива. Показывает ребенку ради чего, ради кого совершается эта деятельность, кому будет хорошо после выполнения.
5.
Персональная исключительность. Обозначает важность усилий ребенка в предстоящей или совершаемой деятельности.
6.
Мобилизация активности или педагогическое внушение. Побуждает к выполнению конкретных действий.
7.
Высокая оценка детали. Помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

Правила управления успехом на занятии

  1. Если после занятия у воспитанника не осталось вопросов, которые он бы хотел бы обсудить, поспорить; значит, занятие оставило детей равнодушными.
  2. Необоснованная похвала, гипертрофированные комплименты снижают ощущение успеха. Нужно уметь: видеть реальные изменения, достоинства и реальные сдвиги в поведении детей, вовремя поддержать детей.
  3. Успех педагога начинается с признания его детьми. Авторитет, личность педагога, его разнообразные интересы и достоинства являются залогом успеха его воспитанников.
  4. Психологический климат, обстановка жизнерадостности, организация деятельности воспитанников на занятии, разумное сочетание репродуктивных и творческих методов.
  5. Способность педагога удивлять детей.
  6. Педагог должен любить детей и уметь это делать. Нельзя, выказывая чувство восторга от общения с одними детьми, заставлять страдать других.
  7. Педагог должен знать личные особенности каждого ребенка и группу детей в целом, чтобы научиться помогать и поддерживать каждого.
  8. Начало занятия - момент от которого в значительной степени зависит успех занятия в целом.
  9. Оценивайте не детей, а их деятельность, поступки.
  10. Не забывайте о рефлексии занятия.

Ситуация успеха особенно важна в работе с детьми, поведение которых осложнено целым рядом внешних и внутренних причин, поскольку позволяет снять у них агрессию, преодолеть  изолированность и пассивность.  Одним из условий успешной адаптации в обществе является успех в учебной деятельности. Успех является источником внутренних сил ребенка, рождающий энергию для преодоления трудностей, желания учиться. Ребенок испытывает уверенность в себе и внутреннее удовлетворение. На основе всего этого, можно сделать вывод: успех в учебе – завтрашний успех в жизни!

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа "Развитие нравственно-этических норм у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (8-9 кл.)"

Программа утверждает ценности человека, здоровья, семьи, окружающего мира. Она направлена на воспитание у подростков ответственности за свои поступки, которые имеют значение для окружающих людей, а та...

Профилактика самовольных уходов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Доклад представляет собой опыт работы образовательного учреждения в направлении профилактики самовольных уходов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.В докладе обозначены аспекты дея...

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет...

Правовая грамотность как один из методов по профилактике девиантного поведения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Развитие правовой грамотности и правосознания воспитанников детского дома является одним из важных условий формирования правовой грамотности и законопослушных человека в обществе....

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...