Программа "Развитие нравственно-этических норм у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (8-9 кл.)"
рабочая программа на тему

Программа утверждает ценности человека, здоровья, семьи, окружающего мира. Она направлена на воспитание у подростков ответственности за свои поступки, которые имеют значение для окружающих людей, а также на формирование нравственных, волевых, деловых, коммуникативных качеств личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma.doc186 КБ

Предварительный просмотр:

ГОУ РМЭ «Специальный (коррекционный) Люльпанский детский дом для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VII  вида»

Развитие нравственно-этических норм у детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Программа  для работы с детьми  8-9 классов.

                                Составитель:

                                                                           Титова Е.А., воспитатель

                                                                           II категории.

                                               Пояснительная записка.

Наше ближайшее будущее станет таким, какие ценности сегодня впитают наши дети. Ценности человека, здоровья, семьи, общения, окружающей природы становятся приоритетными в большинстве цивилизованных стран. К подобным ценностям надо подтолкнуть наших подростков не формально, а так, чтобы поиски смысла жизни они связали с ситуацией в окружающем мире. Программа утверждает ценности человека, здоровья, семьи, окружающего мира. Она направлена на воспитание у подростков ответственности за своё здоровье, за поступки, последствия которых имеют значение для окружающих людей, а также на формирование нравственных, волевых, деловых, коммуникативных качеств личности. Важным условием  развития является самовоспитание. Воспитание - внешнее воздействие на подростка, а формирование каких-либо качеств возможно лишь тогда, когда следствием воспитания является самовоспитание. Только присваивая и проживая ценностные отношения, подросток воспитывается. Самовоспитание - важнейшая сторона воспитания, реализуемая как под влиянием педагогов и социальной среды, так и на основе индивидуальных качеств человека. Самовоспитание подчёркивает целенаправленное действие самого воспитанника; это намеренное изменение, возведение человеком самого себя на более высокую ступень совершенства; процесс сознательного и самостоятельного преобразования человеком своих телесных сил, душевных свойств, социальных качеств личности для выполнения своего предназначения. Путь восхождения ребёнка от воспитания к самовоспитанию, а значит, к воспитанности должен быть организован на взаимодействии этих двух систем - воспитания и самовоспитания. Такой подход особенно актуален в связи со сложной экономической и социальной ситуацией в стране, чем объясняется определённая рассогласованность позиций различных институтов воспитания, семьи, средств массовой информации. Воспитывать без учёта механизмов самовоспитания сегодня малоэффективно. Многие замечательные усилия педагогов окажутся напрасными. Качества личности и поступки могут не сформироваться и не проявиться, если не включатся механизмы "самости" на уровне самопознания, самовоспитания, самосовершенствования. Цель программы: Создание условий для нравственного и этического развития личности, способной в дальнейшем к творческой деятельности, обладающей культурой общения с миром и окружающими людьми, способной к дальнейшему саморазвитию, самовоспитанию, имеющей необходимые для самостоятельной жизнедеятельности навыки социального опыта.

Программа курса предполагает решение следующих задач:

- формирование личности, обладающей интеллектуальным и нравственным потенциалом, необходимым для любого вида деятельности, социально адаптированной к окружающему миру через интеграцию урочной и внеурочной деятельности;

- повышение социальной активности подростков, их самостоятельности и ответственности в организации жизни детского коллектива и социума;

- формирование активной жизненной позиции и общей культуры личности подростков;

- развитие стремления к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, к тем качествам личности, которые необходимы для последующего обучения в ВУЗах и работы во всех возможных отраслях хозяйства страны;

- организация учебно-исследовательской деятельности подростков;

- формирование системы самоуправления в группе.

Содержание программы:

Занятия строятся так, чтобы подростки изо дня в день утверждались в необходимости следовать нравственным нормам отношений, учитывали чувство удовлетворения и самоуважения, видя нравственный результат своих усилий. С этой целью в логической цепи занятий предусматривается организация деятельности, процесс которой дает возможность каждому подростку применить свои знания, развить свою индивидуальность, а в результате – испытать эмоциональный подъем, чувство причастности к общему делу, к коллективу, ощущение радости, доставленной другим.Формы реализации задач:

- изучение психологических особенностей подростков (наблюдение, индивидуальные и групповые собеседования, анкетирование, мини исследования);

- организация малых педагогических консилиумов;

- дискуссии, диспуты;

- ролевые, деловые, образовательные игры;

- экскурсии, походы;

- «круглые столы»,

- соревнования;

- викторины;

- интеллектуальные марафоны;

Ожидаемые результаты:  Данная программа утверждает ценности человека, здоровья, семьи, окружающего мира. Она направлена на воспитание у подростков ответственности за своё здоровье, за поступки, последствия которых имеют значение для окружающих людей, а также на формирование нравственных, волевых, деловых, коммуникативных качеств личности. По окончанию работы над программой дети готовы к непрерывному самосовершенствованию, саморазвитию, к тем качествам личности, которые необходимы для последующего обучения в ВУЗах. Умеют высказывать свою точку зрения на тот или иной вопрос, проанализировать свой жизненный путь, свои интересы, прикоснуться к жизни совершенной, гармоничной и прекрасной. Сформирована способность к сознательному усвоению нравственных понятий и осознанию своих поступков и поведения других людей. Способны размышлять о своем месте в жизни, о смысле жизни.  Готовы принять себя такими, какими они есть, прощать себя и других. Процесс этот длительный и систематический. Тактично, сея по зёрнышку  ценные в нравственном плане установки, можно подвести подростка к свободному принятию целей и выбору нравственного поведения.

                                                Содержание программы.

                                                     8 класс

  Культура общения - способ организации жизни.

   1.

Кое-что о вежливости, « Ты» и « Вы» в общении

       

      1

Комбинированное

Сентябрь

2.

Отношения взрослых людей

1

Теоретическое

Октябрь

3.

Умение вести беседу

присуще только человеку, да и то не каждому.

1

Комбинированное

Октябрь

4.

Счастливого пути

1

Комбинированное

Октябрь

 

5.

Ничто так не старит человека, как праздная болтовня

1

Комбинированное

Ноябрь

6.

В чём залог твоего успеха

1

Комбинированное

Ноябрь  

7.

Гостеприимство-это не так просто.

1

Комбинированное  

Декабрь

8.

Пьянство или питие

1

Теоретическое

Декабрь

9

Курить – здоровью вредить

1

Теоретическое

 Декабрь

10.

Чувство времени. Благодарность

1

Комбинированное

Январь

11.

Твоя комната – твой характер

1

Теоретическое

Январь

12.

Несколько слов о домашних животных

1

Теоретическое

Февраль

13.

Этические ситуации

1

Комбинированное

Февраль

14.

Вся наша жизнь - игра

1

Комбинированное

Февраль

15.

Общение по интернету

1

Теоретическое

Март

16.

Этикет в спорте и на природе

1

Комбинированное

Март

17.

    Юмор, сатира.

1

Комбинированное

Апрель

18.

Один день воспитанного человека.

1

Комбинированное

Апрель

                                                       

                                                                 9 класс.

 Будущая жизнь - завтрашний день жизни настоящей.

Нравственные заповеди Библии. Нравственные нормы и поведение людей.

1

Комбинированное  

Сентябрь

2.

Как стать честным?

Справедливое отношение к себе и другим.

1

Теоретическое

Сентябрь

 3.

Искусство милосердия.

1

Теоретическое

Октябрь

4.

Человеческая порядочность.

1

Теоретическое

Октябрь

5.

Что значит быть принципиальным?

1

Теоретическое

Октябрь

6.

Встреча с творческой личностью.

1

Практическое

Ноябрь

7.

Моя семья.

Потребление и творчество в семейной жизни.

2

Теоретическое

Ноябрь

8.

Основные проблемы семейных отношений. Бюджет семьи.

2

Комбинированное

Декабрь

9.

Любовь и как ее сохранить?

1

Теоретическое

Декабрь

10

Что такое самосовершенствование?

1

Теоретическое

Декабрь

11.

«От тюрьмы и от сумы не зарекайся»

1

Теоретическое

Январь

12.

Зачем все время учиться

1

Теоретическое

Январь

13.

Умение управлять собой

1

Теоретическое

Февраль

14.

Гармония тела

1

Теоретическое

Февраль

15.

Что такое цель жизни?

1

Теоретическое

Март

16.

Лестница на вершину

1

Комбинированное

Март

17.

Умение работать. Как экономится время.

1

Комбинированное

Апрель

18.

Искусство совмещать несовместимое

1

Теоретическое

Апрель

19.

Как нужно защищать свои убеждения. Этика поведения в спорных ситуациях.

1

Практическое

Апрель

                                           Содержание  программы. 

                                                                  8 класс.

Культура общения - способ организации жизни.

Тема 1. Кое-что о вежливости, « Ты» и « Вы» в общении.

Цель занятия: Показать роль вежливости в общении.

Содержание занятия:

Игра « Цветок вежливости». Работа в группах. Анализ ситуаций « Как обратиться к человеку». Тест « Умеете ли Вы общаться?».

Тема 2. Отношения взрослых людей.

Цель занятия: Определить такие этические категории, как дружба, любовь, семья.

Содержание занятия:

Обсуждение правил дружбы. Разбор житейских ситуаций - обсуждение.

Беседа « Влюбленность».

Тема 3. Умение вести беседу присуще только человеку, да и то не каждому.

Цель занятия: Показать преимущества беседы как формы устного речевого общения.

Содержание занятия:

Беседа « Искусство беседы». Работа в группах: вспомнить основные правила беседы. Разбор жизненных ситуаций « Из двух ссорящихся виноват тот, кто умнее»

Тема 4. Счастливого пути.

Цель занятия: В доступной и интересной форме определить основные правила дорожного этикета.

Содержание занятия: 

 Беседа «Путешествия бывают разные - близкие и далекие». Правила поведения в транспорте. Шуточный тест.

Тема 5. Болтовня.

Цель занятия: Рассмотреть случаи, в которых умение быстро и много говорить может принести не вред, а пользу.

Содержание занятия:

Беседа «Ничто не старит человека, как праздная болтовня. Больше думай об окружающих вас людях, а меньше – о себе». Ролевая игра. Обсуждение поговорок.

Тема 6. В чем залог твоего успеха.

Цель занятия: Определить причины удач и неудач в жизни; выяснить через категории этики такие понятия, как «пассивность», «активность».

Содержание занятия: 

Активность и пассивность. Мини-викторина. Обсуждение группой « В чем причины неудач в жизни?». Игра» Эй, капитан».

Тема 7. Хотите быть гостеприимными – учитесь!

Цель занятия: Раскрыть основные приемы гостеприимства.

Содержание занятия:

Блиц-опрос « Ты знаешь…» (как правильно накрыть на стол). Разыгрывание сценки « Непрошенный гость», обсуждение.

Тема 8. Пьянство или питие.

Цель занятия: Выявить все отрицательные моменты влияния алкоголя на человечество.

Содержание занятия: 

Легенда « Бог Дионис». Обсуждение пословиц. Беседа «Что самое страшное в пьянстве?».

Тема 9. Курить - здоровью вредить.

Цель занятия: Определить вред курения и причины, побуждающие людей отравлять свой организм.

Содержание занятия: 

Беседа «Капля никотина  убивает лошадь».   Правила поведения для курящих. Статистические данные.

Тема 10. Чувство времени. Благодарность.

Цель занятия: Определить через категории этики таких понятий, как благодарность и чувство времени.

Содержание занятия:

Беседа «Если исчезнут все часы».  Творческое занятие « Составь расписание своего выходного дня». Советы тому, кто хочет научиться ценить время.

Творческое задание  «Придумай телеграмму».

Тема 11.Твоя комната – твой характер.

Цель занятия: Выяснить, как окружающие вещи влияют на характер человека, а человек – на свое окружение.

Содержание занятия:

Практическое задание «Нарисуй свою комнату» ( цветовая гамма). Игра шуточная « Узнай себя». Беседа « Привычка к порядку - это просто счастье какое-то».

Тема 12. Несколько слов о домашних животных.

Цель занятия: Познакомить с правилами этикета, касающимися домашних животных.

Содержание занятия:

 Обсуждение проблемы «Мода на экзотов - это хорошо?».   Правила этикета, принимаемые к тому, как следует выводить своих питомцев в свет. Мини-сочинение « Мой лохматый друг».

Тема 13. Этические ситуации.

Цель занятия:  Научить детей  как поступать в конкретных  проблемных ситуациях.

Содержание занятия: 

Обсуждение жизненных ситуаций: «Как поговорить с родителями, если: «Ты хочешь переночевать у друга или подруги», «Родители хотят поговорить с тобой о личном», « Как с ней(с  ним) расстаться», «Казусные ситуации».

Полезные жизненные советы от О. Закани - поэт персидский.

Тема 14. Вся наша жизнь - игра.

Цель занятия: Дать этическое определение понятию «игра».

Содержание  занятия:

Творческое задание « Моя любимая игра». Сообщение – из истории игр.

Играть нужно по правилам.

Тема15. Общение по Интернету.

Цель занятия: Определить место, которое занимает Интернет в нашей жизни; выяснить основные правила общения по компьютерной сети.

Содержание занятия:

Беседа «Интернет в нашей жизни. Интернет - не игрушка, а средство получения информации».

Тема 16. Этикет в спорте и на природе

Цель занятия: Определить основные правила этикета и туристических походах.

Содержание занятия:

Беседа « Правила спортивного этикета». Игра « Волшебное слово».

Работа в группах « Как нужно себя вести в мире природы»

Тема 17. Юмор, сатира.

Цель занятия: Выяснить общественную значимость сатиры и юмора.

Содержание занятия:

Беседа « Поговорим о смешном». Оригинальная игра «Качества характера человека». Чтение и обсуждение притчи.

Тема 18. Один день воспитанного человека.

Цель занятия: Подвести итог всему пройденному на занятиях по этическим темам.

Содержание занятия:

Мини-сочинение « Мой режим дня». Обсуждение.

9 класс.

                   Будущая жизнь – завтрашний день жизни настоящей.

Тема 1.  Нравственные заповеди Библии. Нравственные нормы поведения людей.

Цель занятия: Познакомить детей с нравственными заповедями.

Содержание занятия:

 Рассказ «Великая книга». Беседа «Нравственные заповеди Библии».  Практическое занятие «Правила поведения на основе нравственных заповедей».

 

Тема 2.  Как стать честным? Справедливое отношение к себе и другим.        

Цель занятия: Обсудить с детьми, легче ли живется честному человеку.

Содержание занятия

Занятие 1. Как стать честным.

Дискуссия «Всегда ли люди говорят правду».  Беседа «Как люди становятся честными». Практическое задание «Правила честного человека». Работа в подгруппах – разбор жизненных ситуаций.

 Занятие 2. Справедливое отношение к себе и другим.   

Беседа «Зачем нужна справедливость». Дискуссия «Как научиться быть справедливым».  Практическое задание «Письменный самоанализ своих поступков».

Тема 3.  Искусство милосердия.

Цель занятия: Обсуждение с детьми высказывания «Должен ли каждый человек быть милосердным?».

Содержание занятия:

 Беседа «За бортом общества».  Мини-сочинение «Что такое милосердие». Практическое задание – подготовка коллективного творческого дела по оказанию помощи престарелым и инвалидам.

Тема 4.  Человеческая порядочность.

Цель занятия: Воспитание в детях главного качества человека.

Содержание занятия:

Упражнение «Дополни предложение: порядочный человек – это…». Беседа «Нравственные нормы порядочности». Решение проблемных ситуаций. Практическое задание «План самовоспитания».

 

Тема 5.  Что значит быть принципиальным.

Цель занятия: Формирование важнейших принципов человека.

Содержание занятия:

 Беседа «Что такое  принципы человека, и каких принципов поведения придерживаетесь вы и почему». Практическое задание «Твои принципы поведения». Анализ жизненных ситуаций.

Тема 6.  Встреча с творческой личностью.

Цель занятия: Ознакомление с биографией, нравственными принципами и прави лами поведения творческой личности.

Содержание занятия:

Встреча с  руководителем  ВИА Чирковым С.А.

Тема 7.  Моя семья. Потребление и творчество в семейной жизни.

Цель занятия: Формировать ценностное отношение к семье.

Содержание занятия:

  Занятие 1.

Беседа «Для чего человеку семья». Мини-сочинение «Моя будущая семья».

   Занятие 2.

Дискуссия «Творцы и потребители».

Тема 8: Основные проблемы семейных отношений. Бюджет семьи.

 Цель занятия: Расширить представление детей о том, каким бывает семейное счастье.

Содержание занятия:

Занятие 1.

Упражнение «Продолжи предложение: семейное счастье – это …». Беседа «Как достичь семейного счастья».  Проблемные ситуации.

 Занятие 2.

Рассказ «Бюджет семьи». Практическое задание.

Тема 9.  Любовь и как ее сохранить.

Цель занятия: Формировать правильное отношение к великому чувству.

Содержание занятия:

Блиц-опрос  «Что такое любовь». Беседа «Увлечение и любовь». Разбор жизненных ситуаций.

 

Тема 10.  Что такое самосовершенствование?

Цель занятия: Побуждать детей к самосовершенствованию.

Содержание занятия:

Беседа «Самосовершенствование – основа успешной жизненной карьеры человека».  Анализ ситуаций.  Практическое задание «План самообразования»

Тема 11.  « От тюрьмы и от сумы не  зарекайся»

Цель занятия: Формирование  умения делать выводы из исходных суждений.

Содержание занятия:

Беседа «Может ли  умный и честный человек разориться и попасть в тюрьму»

  Тема 12.  Зачем все время учиться?

Цель занятия: Формировать положительное отношение к учебе.

Содержание занятия:

Беседа «Почему человек стал человеком». Дискуссия «Должен ли человек учиться в течение всей жизни?». Практическая работа «Мои трудности».

Тема 13. Умение управлять собой.

Цель занятия: Формировать позитивное отношение к себе, побуждать к самовоспитанию и саморазвитию.

Содержание занятия:

Беседа «Что такое характер?».  Дискуссия «Что нужно делать для воспитания характера?».

Тема 14.  Гармония тела.

Цель занятия: Формирование позитивной оценки здорового образа жизни.

Содержание занятия:

Беседа «Движение и закаливание».

Тема 15.   Что такое цель жизни?

Цель занятия: Обсудить с детьми важность и формулирование жизненных целей.

Содержание занятия:   

Беседа «Что такое цель жизни и зачем она нужна?». Мини-сочинение «Цель моей жизни».

Тема16. Лестница на вершину.

Цель занятия: Обсудить и наметить с детьми планы на будущую жизнь.

Содержание занятия:

 Беседа «Этапы достижения цели. Промежуточные цели и результаты». Практическое задание «План жизни на ближайшие пять лет»

 

Тема 17.  Умение работать. Как экономить время?

Цель занятия: Учить детей ставить перед собой посильные цели и достигать их.

Содержание занятия: 

Беседа «Что значит уметь работать?».  Работа с таблицей учета времени. Практическое задание «План повышения успеваемости».

 

Тема 18. Искусство совмещать несовместимое.

Цель занятия: Учить детей правильно принимать решения.

Содержание занятия:

Блиц-опрос: Допустим, что завтра у вас сочинение по литературе, нужно серь езно подготовиться, а сегодня вас пригласил товарищ на день рождения. Как вы поступите? Беседа «Как нужно решать проблемы?». Решение жизненных проблем.

Тема 19. Как надо защищать свои убеждения.

Цель занятия: Побуждать детей к анализу собственного поведения, к самовоспитанию.

Содержание занятия: 

Беседа «Что такое убеждения?». Памятка «Способы защиты своих убеждений».

 Литература:

1. Потапов С, Вакса О.

Этикет для подростков, или Искусство нравиться себе и другим.- М: АСТ-Пресс,1999.

2. Еременко Н. И.

Классные часы.7 класс.- Волгоград: ИТД « Корифей».

3. Смирнов Н.А.

Этика и этикет школьников: Пособие для учителей и родителей -М: Школьная Пресса. 2002.

4. Матюхина.

Классные часы на темы этикета.5-11 классы: методическое пособие - М: Глобус,2008.

5. Они. И. Л.

Спасибо, пожалуйста,  здравствуйте. - Л: лен - издат, 1991.

6. Щуркова Н.Е.

Собранье пестрых дел: Методический материал для работы с детьми.- М: новая школа,1994.

7. Самоукина Н.В.

Игры в школе и дома. – М: новая школа,1993.

8. Минскин Е.М.

От игры к знаниям. – М, 1987.

9. Марьенко И.С.

Воспитание сознательной дисциплины и культуры поведения  школьников.-М, 1982.

10. Семья   принимает гостей ( Л.В. Алберте. –  М: Культура и традиции, 1995)

 

                                                     

ГОУ РМЭ « Люльпанский специальный (коррекционный) детский дом для детей - сирот и детей, оставшихся без попечения родителей с ограниченными возможностями здоровья VII вида»

Конспект занятия

« Гостеприимство-это не так просто»

Конспект составлен:

Титова. Е.А.

Воспитатель II категории

Возраст детей: 8 класс.

Гостеприимство-это не так просто.

 Цель занятия: Раскрыть основные приемы гостеприимства.

Задачи: Рассказать об исторических традициях гостеприимства, раскрыть основные приемы гостеприимства, предписанные правилами этикета.

Возраст детей: 8 класс.

Оборудование: плакат « Гость - священное дело для хозяина» ( Гораций),

Карточки с правилами, посуда.

Ход мероприятия:

Здравствуйте дети и уважаемые гости. Сегодня мы с вами поговорим о русском гостеприимстве. Русский народ, как, впрочем, и многие другие, славится своим гостеприимством. На самом деле, совсем не так просто принимать гостей у себя и соблюдать правила гостеприимства. Есть такая пословица: « Незваный гость хуже татарина» (разбор пословицы).

Когда к вам приходят гости, вы хотите, чтобы у вас дома им было весело, интересно, чтобы угощение понравилось. По проведенному блиц - опросу (домашнее задание) я узнала , что многие из вас знают, как правильно накрыть на стол.

Я раздам вам памятки и мы вместе вспомним эти правила. (чтение по очереди, с обсуждением)

Правило первое. Пригласите всех гостей заранее; можете даже купить или сделать сами маленькие открытки с приглашениями.

Правило второе. Обязательно назовите точное время и причину вечеринки.

Правило третье. Постарайтесь сделать так, чтобы у вас не встретились непримиримые враги.

Правило четвертое. Кроме блюд с угощениями приготовьте игры, развлечения.

Правило пятое. Принимая гостей, нарядитесь нарядно.

Правило шестое.  Если кто-то опоздал, при всех не делайте замечаний.

   -Теперь встает вопрос: что же приготовить для гостей, как накрыть на стол?

Если гости приглашены на чай или на кофе, чем вы будите их угощать?

(ответы детей). Если хотите сделать стол более оригинальным, сделайте маленькие бутерброды-тосты и разложите их на листья салата.

Сейчас модно приглашать гостей на какое-нибудь одно блюдо, например, на блины, на гуся, на пельмени. Если гости приглашены на праздничный обед или ужин, вам придется повозиться.

Вы должны помнить всегда: вы - хозяин или хозяйка, в ваши обязанности входит развлекать гостей, оказывать всем внимание. Гостям часто предлагают посмотреть альбомы с фотографиями, если кто-то любит животных - продемонстрируйте ему умения ваших питомцев или поговорите на эту тему. Гости, которые пришли в первый раз, покажите им, где находится ванная, туалет, кухня. За столом последние правила этикета позволяют детям сидеть наравне с взрослыми, но не до позднего времени. А теперь, когда мы вспомнили правила этикета по приему гостей, попробуем правильно накрыть стол. Но для начала познакомимся с таким понятием, как шведский стол. Главное в шведском столе то, что гостей не надо рассаживать и угощать, а тарелки вообще ставятся горкой в одно место. В нашей стране шведский стол пока только прижился на официальных банкетах. В русской кухне есть свое название шведского стола: холодный буфет. Гостям предоставляется полная свобода. Основная закуска это бутерброды. Главное чтобы было все красиво и удобно.

А сейчас пойдем в гости. Конечно, если вы пришли к кому-то неожиданно, это совсем не значит, что вам рады, но в наше время у людей, как правило, все распланировано на несколько дней вперед

-Что нужно сделать, чтобы не стать незваным гостем? ( ответы детей)

Показ слайдов.( рисунков)

  1. хозяин присел на краешек стула и вопросительно смотрит на вас.
  2. хозяйка постоянно косится в сторону кухни.
  3. оба практически не поддерживают разговор, хотя слушают вас.
  4. никто не вспомнил о том, что гостей надо напоить чаем.
  5. когда вы начинаете прощаться, хозяева проявляют настоящую сердечность.

-Кто хочет попробовать свои силы, изобразив незваного гостя, и испуганных гостей? Разыгрывание сценки.

Двое детей, изображающих хозяев, сидят на стульях, раздается стук.

Хозяйка: Кто это к нам?

Хозяин: Я никого не жду!

Хозяйка: Пойду и открою.

( входит третий ребенок с чемоданом, он играет гостя).

Гость: Да-да, вы меня давно не видели, и не узнали, смотрите, как я вырос, дети растут быстро. А вы –  как? Есть у вас местечко для родственника? Вижу что есть. С чемоданом на улицу не выгоните?

Испуганные хозяева: Да есть!

Гость: Мне на недельку, и дальше поеду к тете Гале.

Хозяева: Но мы вас не знаем! Впервые видим!

Гость: Это не беда, познакомимся. А тете Гале гостинцы собирайте.

Хозяева: Вот так гость! Как же его выпроводить?

Хозяйка: Вы уж не обижайтесь, родной вы наш ( с улыбкой),но не поможете ли вы нам?

Гость: Слушаю.

Хозяйка: Не могли бы вы одолжить нам немного денег, совсем-совсем, а то нам совсем их не хватает, ну сколько есть?

Гость: Ну, я, пожалуй, у Ивановых еще не был, схожу к ним.

Хозяин: Да куда вы так быстро? И чемодан можете у нас оставить.

Гость: ( схватив чемодан) Ну, уж нет! До свидания!

Как бы вам некогда, было, а гостя придется встретить - таковы безжалостные правила гостеприимства. Гостя, даже незваного, придется принять. Проще всего налить ему чашку чая и предложить печенье или конфеты. Но помни, что гость может быть голодным и накормить его.

Но в некоторых случаях, один из ваших друзей может постоянно приходить в гости незваным.

-Как вы поступите в этой ситуации? ( ответы детей).

Я хочу предложить еще одну сценку « Ты опять пришел!?»

(хозяин может использовать в сценке фразы: « Ты знаешь, мне очень некогда, я ухожу на тренировку», « Извини, но компьютер сломался», « Холодильник у нас пустой». Гость должен быть в меру назойливым, пытаясь всячески задержаться в доме, куда его не приглашали.

(Анализ сценки.)

За сегодняшнее занятие вы стали куда более вежливыми и гостеприимными, правда? Запомните, что во всем хорошо чувство меры - и в посещении и в приеме гостей.

 ( Угощение гостей чаем)

Цель: Расширение представления у детей о различных профессиях

 Задачи: 1.Формировать позитивное отношение к труду, к профессиональному росту

2. Побуждать детей к поиску информации о профессиях, к осознанному профессиональному выбору.

3. Помочь осознать свои интересы и способности.

Тема нашего занятия: « Хочу», « Могу», « Надо».

Выбор этой темы не случайный. Недавно мы проводили тест на  «Профпригодность». Этот тест выявил, что многие из вас заблуждаются в выборе профессии, некоторые подходят несерьезно, некоторые затрудняются. Поэтому я решила тему занятия обозначить так «Хочу», « Могу», « Надо».

Пройдет совсем немного времени, и вам придется выбирать свой путь в жизни. И путь этот начнется с перекрестка, от которого расходятся не 3, как в сказке, а 50 тысяч дорог - именно столько сейчас существует профессий. И очень важно не ошибиться в выборе пути. Ведь от этого выбора зависит очень многое: И МАТЕРИАЛЬНЫЙ ДОСТАТОК, И КРУГ ОБЩЕНИЯ, И ИНТЕРЕСЫ, И СЧАСТЬЕ В ЖИЗНИ. Недаром говорят, что, выбирая профессию, человек выбирает свою судьбу. В следующем году вы девятиклассники. Не все из вас после окончания девятого класса пойдут в десятый.

    Как вы думаете, а сможете ли вы устроиться на квалифицированную работу? Почему? (Ответы ребят).

Верно. Сначала нужно приобрести профессию. Профессия должна быть выбрана по душе, должна интересовать человека, тогда она будет приносить человеку радость.

- Что же такое профессия?

Если открыть словарь Ожегова в нем написано, что « Профессия» - это основной род занятий, трудовой деятельности. А в другом словаре написано что « Профессия» - это трудовая деятельность человека, которая дает ему средства для существования.

-   Ребята, как вы думаете, что будет, если все молокозаводы мира вдруг утроят выпуск продукции и все магазины будут забиты молоком, кефиром, сметаной?

 ( эти продукты будет очень трудно продать, они начнут портиться, пропадут, а значит, пропадет чей – то труд, деньги, прибыль)

Так же и на рынке труда. Если каких- то специалистов выпускают больше, чем нужно, они не смогут найти работу, наступает безработица. Профессия, специальность, квалификация- это то, что продает человек на рынке труда. Время от времени одни профессии и специальности становятся  нужными, а третьи вообще уходят в прошлое. Я  предлагаю вам составить списки таких профессий.

Первая группа - « Самые модные профессии»

Вторая группа - « Самые отважные профессии»

Третья группа - «Профессии, которые всегда нужны» ( ответы детей) музыка.

А я хочу назвать вам - « Самые забытые профессии» Глашатаи информировали население об общезначимых событиях: Профессия была распространенной и общественно значимой, однако считалась неблагородной- крысолов; Стельмахи изготавливали колеса для телег, бричек, карет. Щепетильниками называли купцов, торговавших вразнос перстнями, запонками, серьгами, импортной галантереей и парфюмерией, а также прочим «щепетильным» товаром. Балаголы владели упряжными телегами и перевозили на них мебель, домашнюю утварь и пр. За небольшую доплату могли занести тяжелые вещи в помещение. Комашники пользовались уважением в народе, так как эти ремесленники умели делать лекала для выкройки кожи. В Россию это слово пришло из Польши, где так называли закройщиков обуви. Факторы выполняли частные поручения и оказывали посреднические услуги: они всегда знали, кто продает недвижимость, в какой семье на выданье девушка с богатым приданым, где можно выгодно приобрести кур, уток, коров, и сводили продавцов и покупателей. При этом они получали щедрые комиссионные, ямщик, ключник-тот кто ведал продовольственными запасами семьи,

(юрист, экономист, топ- модель, телеведущий ,журналист, автослесарь, нефтяник, пластический хирург, президент, спикер, менеджер,)

(пожарный, каскадер. моряк- подводник, летчик- испытатель, космонавт, горноспасатель. Автогонщик. сапер, военный)

( врач, учитель. дворник, строитель, водитель, парикмахер, милиционер, пекарь, животновод, повар, бухгалтер, слесарь)

 Конечно, здесь мы перечислили не все профессии. Но, выбирая себе специальность, мы ориентируемся не на весь мир, а на, то общество, которое нас окружает, на страну, в которой мы живем.

Один ученый, написавший книгу о выборе профессии, много лет проработал в школе и всегда интересовался дальнейшей судьбой своих учеников. При встрече он задавал им неизменный вопрос: « Доволен ли ты избранной профессией?». И получал удручающий ответ: примерно каждый третий ошибся в своем выборе, и каждый второй признавался, что не совсем доволен, и если бы начать сначала, то, наверное, пошел бы по иной дороге.

Почему же так много молодых людей ошибается в своем выборе?

Как вы считаете?

( идут за модой, родители советуют, ничего не знают о профессии, выбирают за «компанию», не имеют способностей и наклонностей, подражают героям кино и телесериалов, пошли учиться туда где легко, туда где позволили оценки).

Вы перечислили самые распространенные причины ошибок в выборе профессии. А ведь сколько людей всю жизнь занимаются нелюбимым делом: кто-то ради денег, кто-то по привычке, кто-то просто потому, что когда-то не очень серьёзно отнёсся к собственному выбору. Сегодня попытаемся честно оценить свои способности, желания и возможности при выборе будущей профессии.

 -  Что нужно в первую очередь для получения профессии?

( знания)

- Необходимо ли учитывать уровень знаний? Почему? ) Получить диплом сейчас не проблема –не прогуливай занятия. Но после окончания учебы почти половина молодых специалистов пополняют армию безработных. Почему?

 Второе  – это интерес. Одному интересно путешествовать , другому - программировать что-либо на компьютере, третьему - исполнять музыкальные произведения на фортепиано. Чтобы профессия не была обузой, нужно выбирать ее в сфере ваших интересов. Интересы могут меняться.

- А нужно ли считаться с физическими способностями? ( ответы детей)

  По данным социологов, буквально единицы соотносят своё здоровье с выбором профессии. Остальные просто не принимают его во внимание и делают первую ошибку. Одним людям больше подойдет спокойная, размеренная работа, а другим – постоянные командировки и экспедиции.

.

Например, необщительный человек с профессией, требующей общения, испытывает нервные перегрузки от частых контактов с людьми. В результате снижается его работоспособность, эмоциональное напряжение может привести к физическим болезням. А общительный человек может добиться того же, но не такой ценой.

При выборе профессии часто имеет место фактор престижности. Но оглядка на престижность не самый верный принцип выбора, поскольку престижность сродни поветрию, моде. А это явление, как известно, очень не постоянное.

Правильнее было бы, ориентируясь в мире профессий, решить для себя, что для вас самое важное в будущем, что вы считаете совершенно необходимым для себя: размеренную, спокойную работу или постоянные командировки, экспедиции.  В каждой профессии есть свои особенности. Важно определиться в главном, т.е. понять, какие из качественных сторон профессий для вас важны, а какими можно и пренебречь.

Давайте попробуем проанализировать  профессию, которую, возможно, вы уже выбрали или только склоняетесь к выбору.  Ответьте на вопросы. Если вы ответите серьёзно на вопросы, я думаю, это поможет вам в профессиональном выборе. ( музыка)

1. Какое значение имеет данная профессия для общества?

2. Какой труд - автоматизированный, механизированный, умственный, физический, ручной в ней используется?

3. Охарактеризуйте условия работы, режим труда.

4. Назовите приблизительно заработную плату специалистов данной профессии.

5. Предполагает ли данная профессия интенсивное общение с людьми?

6. Существуют ли к данной профессии медицинские противопоказания?

7. Какими личными качествами должен обладать представитель этой профессии?

8. Где можно её получить?

Во все времена была самой почетной профессия- учитель. Давайте попробуем ее оценить. Сначала напишем все отрицательные качества:

  1. подготовка уроков, проверка тетрадей отнимают много времени у семьи.
  2. нужно постоянно читать, узнавать новое, повышать свой профессиональный уровень.
  3. некогда заниматься своими детьми.
  4. неблагодарность  учеников, которым учитель отдает свою душу.
  5. низкий уровень оплаты труда.

Вывод: учитель – это профессия, которая отнимает у человека здоровье, лишает личной жизни, отнимает время у семьи.

А теперь приведем положительные качества этой профессии:

1. постоянное общение  с молодежью – это верный способ сохранить молодость,

2. постоянная работа над собой, повышение интеллекта

3. большой летний отпуск.

4. рабочий день заканчивается вместе с уроками, собственные дети всегда на глазах.

5. работа учителя очень важна обществу, это дает моральное удовлетворение, зарплата зависит от него самого -учителя с высокой квалификацией получают достойные деньги.

Вывод: учитель – это замечательная профессия, которая дает человеку моральное удовлетворение и приносит огромную пользу обществу.

 Выбирая  профессию необходимо взвесить все «за» и «против» и выбор этот для каждого индивидуален.

Человек всю жизнь мечтает стать музыкантом. У него действительно есть талант. Он поступает в консерваторию, но по окончании вынужден заниматься, скажем, коммерцией, чтобы прокормить семью.

    -Как вы считаете, как может сложиться жизнь этого человека?

В лучшем случае он будет рад, что живет в достатке, но с другой стороны он будет всю жизнь жалеть, что так и не осуществил свою мечту, не реализовал свой талант. Возможно, будет чувствовать себя неудачником, считая, что принес бы больше пользы себе и людям, будучи музыкантом.

А что получится, если сложить три слова, которые вынесены в тему сегодняшнего занятия: « хочу», « могу», « надо». Я открою вам секрет: получится правильный выбор профессии.

( на доске эти слова)

Как  объяснить эту формулу?

Давайте подробнее остановимся.

В ней всего три величины. Первая – « хочу» ( как вы понимаете?)

( это все, что мне нравится, кем хочу быть, мои интересы)

 Вторая « могу»  ( это все, что мне по силам, по способностям, оценка могу ли я достичь этого)

Третья « надо» ( это все что мне надо сделать, чтобы достичь моего « хочу»

Например, если ваши мечты , т.е что я « Хочу» соответствуют вашим способностям, состоянию здоровья или характеру, т.е что я «Могу», а также ваша выбранная профессия пользуется  спросом на рынке труда, т.е «Надо», то вот эта золотая середина говорит о том, что вы правильно выбрали ту или иную профессию.

Как же работает формула правильного выбора профессии. Начнем с меня. Я  в детстве мечтала стать врачом, педагогом, водителем троллейбуса, продавцом. Продавцом – состояние здоровья не позволяло,  в детстве, боялась крови значит, врачом мне не быть, водителю нужно быть очень внимательным, иметь хорошее зрение и очень рано  утром вставать. У меня остался педагог: я поступила в институт на отделение начальных классов, закончила, было распределение   нужны педагоги в детский дом и я приехала и до сих пор работаю здесь и очень довольна своей работой.

Игра « Надуй шарик»

Ребята, каждый из вас в будущем мечтает кем-нибудь стать. Я сейчас дам каждому воздушный шар, на котором вы напишите свои будущие профессии. , а наши гости напишут кем они хотели стать в детстве и кем стали

Нет профессий плохих и хороших, бывают плохие и хорошие работники. Вы

получили информацию о мире профессий, изучили формулу правильного выбора профессии.

Самое главное, следует помнить, что окончательный выбор только за вами, ибо выбирая профессию, вы выбираете судьбу. Русская пословица гласит «всяк кузнец своего счастья».

                                   Профессий много на Земле,

                                   Но выбирай, любя

                                   Решай, мой друг, кем быть тебе,

                                   Ведь каждая из них важна.

Наше занятие подошло  к концу. Но прежде, чем попрощаться, я хочу чтобы вы оценили работу нашего занятия. Если вы считаете, что занятие прошло на отлично, вы показываете пять пальцев, если хорошо, то четыре, если на удовлетворительно, три, ну а если совсем не понравилось, то два.

Итак, какую оценку вы поставите нашей работе?

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОГРАММА Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий» «Преодоление социальной исключенности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителе

Социально-педагогическое сопровождение детей-сирот идетей, оставшихся без попечения родителей,в СПб ГБПОУ «Лицей сервиса и индустриальных технологий»«Преодоление социальной исключенности детей-сирот и...

Программа кружка «Люблю готовить» (модифицированная программа подготовки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к самостоятельной жизни) Возраст детей 9-18 лет Срок реализации 3 года Составитель Варгасова А.В.

Нами разработана авторская программа кружка "Люблю готовить" для воспитанников группы №1 ГБУ АО "Северодвинский детский дом". Программа расчитана на 3 года. Прилагается планирование на 2015-2016 уч.го...

Коррекционно-реабилитационная работа с семьями, находящимися в трудной жизненной ситуации, с целью возврата детей в кровные семьи из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Возвращение ребенка из Учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в кровную семью - это целостный процесс поэтапной деятельности специалистов Отдела содействия семье и дет...

Трудовое воспитание детей в "Центре семейному устройству для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Трудовое воспитание детей начинается с формирования в доме элементарных правил, представлений о трудовых обязанностях....

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»

Программа постинтернатного сопровождения детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей «Мое успешное будущее»...