Развитие речи на уроках швейного дела
статья по теме

Речь является главным средством и формой мышления обучающихся.В процессе общения усваивается опыт, накопленный в различных сферах деятельности, в частности в производственном труде.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razvitie_rechi_na_urokakh_shveynogo_dela.doc29 КБ

Предварительный просмотр:

Развитие речи на уроках швейного дела.

Учитель профессионально- трудового обучения

 первой категории

                                                                                                 Воронецкая Н.Д.

Одна из основных функций речи – общение. В процессе общения усваивается опыт, накопленный в различных сферах деятельности, в частности в производственном труде. Речь становится главным средством и формой мышления ребенка. Наблюдая за обучающимися с ограниченными возможностями здоровья, не трудно обнаружить, что между их практической и речевой деятельностью в ряде случаев нет согласования. Далеко не всегда могут достаточно полно и правильно рассказать о своих действиях, правильно назвать операцию, выполнением которой заняты. Работа по развитию речи на уроках швейного дела включает следующие моменты: словарная работа, опросы обучающихся, беседы, словесный анализ средств наглядности и как заключительный этап работы – установление взаимосвязи между речевой и трудовой деятельностью учеников.

Словарная работа начинается с первых же занятий в швейных мастерских, они не знают терминологии, не умеют выделить главное, не умеют обобщать. Ознакомление с инструментами, приспособлениями, оборудованием мастерских одновременно является и началом словарной работы. Обучающиеся ведут производственные словари, в которые записывают все новые термины, (увидел слово, проговорил, записал, запомнил).

Ознакомление обучающихся с новым словом, термином можно провести по схеме: написание на доске, толкование его значения, связанное с практическим показом.

Использование различных средств наглядности помогает более четко формулировать мысль. Наглядный материал стимулирует речь школьников, они более четко, полно, правильно рассказывают о проделанной работе.

На уроках трудового обучения этому способствует использование изделия и различные карты – предметно – технологические, технологические, операционные графические, комбинированные.

По картам проводится объяснение нового материала, а затем и опрос учеников.

Большое место в работе по развитию речи занимает беседа с учащимися.

На этапе планирования особенно заметно благотворное влияние устного проговаривания – учащиеся начинают более четко представлять себе порядок и содержание предстоящей операции. В ходе выполнения практического задания использование речи повышает уровень самостоятельности учащихся, что приносит им удовлетворение. Для повышения речевой активности использую следующие приемы:

  1. Побуждение самостоятельно высказываться о проделанной работе.
  2. Обсуждение образца предстоящей работы.
  3. Планирование предстоящей работы. И запись плана в тетрадь.
  4. Взаимное инструктирование и взаимопроверка.
  5. Систематический опрос и работа с использованием средств наглядности.

Эффективность занятий в коррекционных учреждениях во многом зависит от того насколько правильно учителем выбраны методы обучения и воспитания для достижения поставленных целей. Под методами обучения и воспитания понимаются способы учителя, в процессе которой происходит усвоение учащимися знаний, умений и навыков, формируются познавательные способности.  

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

: «Развитие мелкой моторики на уроках швейного дела».

В связи с гуманистическими  тенденциями в обществе возросло внимание к детям, имеющим интеллектуальные нарушения. Важнейшей задачей специальной школы VIIIвида является ко...

Выступление на неделе коррекции по теме: "Развитие восприятия на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида"

В данной работе предсталены  упражнения  на развитие восприятия, применяемые на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида...

Развитие творческих способностей обучающихся с недостатками в интеллектуальном развитии на уроках швейного дела

Информация о развитии творческих способностей детей с недостатками в интеллектуальном развитии на уроках швейного дела (из опыта)...

Разработка урока швейного дела в 6 классе по теме: "Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."

Разработка урока швейного дела по теме: Приспособления к швейной машине. Применение приспособлений к швейной машине."...

Методическая разработка "Развитие речи на уроках швейного дела", 2022г.

В данном материале указаны основные приемы развития речи на уроках швейного дела....