Главные вкладки

    Доклад на тему: "Проектная деятельность как средство творческого развития обучающихся на уроках швейного дела."
    статья (9 класс) на тему

    Анализ работы с детьми о проетной работе.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Проектная деятельность как средство творческого развития обучающихся на уроках швейного дела.

                                                                         Косова Нина Ивановна,

                                            учитель  трудового обучения

            Одной из актуальных проблем сегодня является проблема развития творческих особенностей обучающихся. Творчество - это  поход в неизвестность. Чтобы успешно его провести, нужны фантазия и изобретательность, прочные знания, упорство и труд.

          Ведущее значение я придаю методу проектов, который позволяет развивать и формировать творческую личность.

    Метод проектов может использоваться при изучении любой темы, на всех этапах обучения. Использование этой технологии дает возможность обучающимся больше работать самостоятельно и на уроке, и во внеурочное время, развивать свои способности, проявлять лидерские качества. У школьников формируется личная ответственность за свои знания и за включение их в реальную деятельность.

    Проектирование:

    • мысленное моделирование образа желаемой действительности.
    • описание желаемого результата (цели)  и той деятельности, которая должна к нему привести,
    • целенаправленная деятельность для достижения желаемого результата. (слайд 2)

    Освоение метода проектов доступно всем педагогам, желающим работать с данной технологией, на всех ступенях обучения. Проект становится личностно значимым и уникальным для каждого ученика, поэтому он может быть использован при обучении детей с разными возможностями (при индивидуальном, дифференцированном подходе к каждому). Идеи проектных работ могут успешно находить не только учителя, но и сами дети

    Для развития творческого интереса к овладению трудовыми умениями и навыками необходимы постоянное внедрение нового во все элементы учебного процесса, вовлечение обучающихся в активную деятельность, оптимальное сочетание различных форм работы. И конечно, продуктивное развитие, обучение и воспитание ребенка невозможны без профессиональной подготовки самого учителя.

          Цель: Развитие творческих способностей обучающихся через внедрение проектной деятельности на уроках швейного дела.(слайд 3)

            Задачи:

    1. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбрать подходящую информацию и правильно ее использовать.
    2. Развитие умения анализировать (креативность и критическое мышление)
    3. Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы)
    4. Развитие умения составлять письменный отчет о самостоятельной работе над проектом (составлять план работы, презентовать четко информацию и т.д.)
    5. Обучение планированию (учащийся должен уметь четко определить цель, описать основные шаги по достижению поставленной цели, концентрироваться на достижении цели, на протяжении всей работы)

        Введение в процесс образования на уроках трудового обучения в  школе метода проекта открывает значительные возможности для повышения качества обучения, позволяет обучать школьников самостоятельной поисковой и исследовательской деятельности, повышает мотивацию к обучению. Практическая деятельность выводит ученика за границы урока, представляет проблему объемно, с позиции разных дисциплин.

          Метод проекта в специальной школе имеет свои специфические особенности и подходы к организации. Прежде всего, он ориентирован на психофизические возможности обучающихся с недостатком интеллекта. Деятельность педагога играет ведущую и направляющую роль.

          Проекты, которые я предлагаю использовать в рамках классно-урочной предметной системы, имеют место и время их использования в воспитательно-образовательном процессе. При составлении календарно-тематического планирования продумываю по какой теме предложить обучающимся  проекты. Не все дети в силу их индивидуальных особенностей, уровня интеллектуального и физического развития могут полностью самостоятельно выполнить проект, поэтому я подбираю легкое задание (например: фартук, рабочие рукавицы, юбка на резинке).

            Методика проектного обучения не зависит от объекта деятельности. Каждый проект включает основные элементы и этапы реализации.(слайд 4)

          Работа начинается с определения сферы интересов, анализа существующих проблем, выбора и формулировки задачи (темы) проекта.

         Далее следуют сбор, изучение и обработка информации по теме проекта. Это является основой для предложения вариантов решения задачи (желательно нескольких).

         Выдвинутые идеи анализируются, и из них отбираются наиболее перспективные.

         После определения ведущей идеи решения проблемы осуществляется ее конструкторская и технологическая проработка с составлением соответствующей документации (совместно с учителем).

         Практическое решение поставленной задачи начинается с обеспечения работы материалами, инструментом и оборудованием. В процессе выполнения технологических операции, анализа и контроля текущих результатов возможна корректировка и модификация проектных разработок.

        В помощь обучающимся даётся «звёздочка» обдумывания выполнения проекта. (слайд 5). Слайд (6-17).

    Защита проекта — итог работы над проектом. Она проводится в составе всей группы (класса) с приглашением администрации, учителей. Они оценивают изделия, выставляя баллы в карте «оценка защиты выполняемого проекта».

    Нужно заметить, что на первых порах анализ готового изделия и защита проекта проводится совместно с учителем. Затем, когда ученики усвоят алгоритм оценивания, они смогут самостоятельно анализировать процесс выполнения изделия и его результат. Они научатся отмечать достоинства и недостатки своих работ и работ товарищей, радоваться не только своим успехам, но и успехам других.

          Проектный метод трудового обучения реализует принципы личностно ориентированной педагогики и способствует гуманизации учебно-воспитательного процесса. Обучающийся при этом выступает как активный участник процесса познания, а учитель выполняет функции организатора и координатора учебного процесса, консультанта обучающихся.

    Проектный метод обучения на современном этапе является составным звеном в организации учебно-воспитательной работы обучающихся. Включение элементов метода проектов в учебный процесс дает учителю возможность разнообразить формы проведения занятий, стимулировать творчество и развить мотивационную сферу школьников.

      Метод проектов формирует и совершенствует как трудовую, так и общую культуру общения и социального поведения в целом. Овладевая культурой выполнения проектных заданий, ученики приучаются мыслить, планировать свои действия совместно с учителем, прогнозируя возможные варианты решения стоящих перед ними задач. При этом успешно реализуются усвоенные ими средства и способы деятельности. Работая над проектом, дети научились анализировать и составлять план работы самостоятельно. Таким образом, можно сделать вывод, что развитие творческих способностей через проектную деятельность на уроке необходимо. Это способствует лучшему усвоению знаний, развитию самостоятельности, повышает мотивацию детей к получению новых знаний, к развитию новых умений.     

     Ребенок – не кувшин, который надо наполнить, а лампада, которую надо зажечь.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Выступление на неделе коррекции по теме: "Развитие восприятия на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида"

    В данной работе предсталены  упражнения  на развитие восприятия, применяемые на уроках швейного дела в условиях специальной (коррекционной) школы VIII вида...

    Развитие речи на уроках швейного дела

    Речь является главным средством и формой мышления обучающихся.В процессе общения усваивается опыт, накопленный в различных сферах деятельности, в частности в производственном труде....

    Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

    Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....

    Выступление на педагогическом семинаре по теме: "ПРОЕКТНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ УЧАЩИХСЯ"

    Материал содержит информацию о применениии методов проектов, исследовательской деятельности в обучении детей в школе....

    Доклад на тему "Проектно-исследовательская деятельность как фактор развития личности обучающихся и роста профессионального мастерства учителя"

    Проектная методика позволяет гармонично дополнять традиционную классно-урочную систему как новая технология обучения, более тесно связанная с жизнью, практикой, стимулирующая учеников самостоятельно п...

    Опыт работы. Тема: «Проектно-исследовательская деятельность как средство реализации системно-деятельностного подхода, развития творческих способностей и социализации личности современного школьника».

    Идея опыта.  Ведущей педагогической идеей опыта является использование системно-деятельностного подхода в организации проектно-исследовательской деятельности для обеспечения повышения уровня внут...

    «Игра как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках столярного дела»

    laquo;Игра как средство развития творческих способностей обучающихся на уроках столярного дела»...