Логопедическая работа по формированию и коррекции навыка чтения на этапе овладения звукобуквенными обозначениями
методическая разработка на тему

Горбань Юлия Анатольевна

В работе раскрываются трудности, которые могу возникнуть у учащихся при обучении чтению на этапе овладения звукобуквенными обозначениями. Также описываются приемы коррекционной логопедической работы по предупреждению и преодолению нарушений чтения на этом этапе.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Логопедическая работа по формированию и коррекции навыка чтения на этапе овладения звукобуквенными обозначениями Учитель-логопед МБОУ СОШ №10 ККЮС г. Р убцовска Ю.А. Горбань

Слайд 2

Т.Г. Егоров выделяет следующие ступени формирования навыка чтения: овладение звукобуквенными обозначениями; послоговое чтение; становление синтетических приёмов чтения; синтетическое чтение.

Слайд 3

На ступени овладения звукобуквенными обозначениями дети анализируют речевой поток, предложение; делят слова на слоги, звуки; соотносят выделенную фонему с графемой; в процессе чтения синтезируют из букв слоги, слова; соотносят прочитанное слово со словом устной речи.

Слайд 4

Характеристика процесса чтения на этапе овладения звукобуквенными обозначениями: единица восприятия – буква; трудности слияния звуков в слог; понимание прочитанного отдалено во времени от зрительного восприятия слова; трудности понимания связи слов в предложении; ограниченность использования смысловой догадки.

Слайд 5

Для успешного усвоения буквенных обозначений должны быть сформированы следующие функции: фонематическое восприятие; фонематический анализ и синтез; зрительный анализ и синтез (способность определять сходство и различие букв); пространственные представления; зрительный мнезис (способность запоминания зрительного образа буквы).

Слайд 6

Основные направления работы по преодолению трудностей усвоения звукобуквенных обозначений: развитие фонематических процессов; развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса); уточнение и расширение объёма зрительной памяти (зрительного мнезиса); формирование пространственного восприятия и представлений; развитие зрительного анализа и синтеза; формирование речевых обозначений зрительно-пространственных отношений; дифференциация смешиваемых при чтении букв.

Слайд 7

Развитие зрительного восприятия и узнавания (зрительного гнозиса)

Слайд 8

Назвать контурные изображения предметов

Слайд 9

Назвать недорисованные изображения предметов

Слайд 10

Назвать перечёркнутые контурные изображения предметов

Слайд 11

Определить, что неправильно нарисовал художник

Слайд 12

Выделить контурные изображения, наложенные друг на друга (по типу фигур Попельрейтера )

Слайд 13

Распределить изображённые предметы по величине (при реальном соотношении величин предметов )

Слайд 14

Распределить изображения предметов по их реальной величине

Слайд 15

Игра "Геометрическое лото "

Слайд 16

Подбор одинаковых полосок

Слайд 17

Определение правой и левой части разноцветных полосок Покажи полоску, на которой зелёный цвет слева. Назови цвет правой части полоски. Найди полоску, где слева оранжевый цвет.

Слайд 18

Подбор парных карточек с геометрическими фигурами

Слайд 19

Нахождение парных изображений, состоящих из треугольников и линий

Слайд 20

Срисовывание изображений, состоящих из фигур и стрелок

Слайд 21

Срисовывание серии изображений из полуовалов и линий (по С. Борель-Мезони )

Слайд 22

Рисование серии изображений по представлению (после кратковременной экспозиции )

Слайд 23

Узнавание серий сходных изображений

Слайд 24

Нахождение заданной фигуры среди двух изображений, одно из которых тождественно предъявленному, второе представляет собой зеркально расположенное изображение

Слайд 25

Дорисовывание незаконченных контуров кругов, треугольников

Слайд 26

Дорисовывание симметричных изображений

Слайд 27

Игра "Открывание окошек в домике "

Слайд 28

Дополнение рисунка

Слайд 29

Выполнение тестов Равена

Слайд 30

Конструирование фигур из спичек, палочек (сначала по образцу, потом по памяти )

Слайд 31

Конструирование из кубиков Кооса

Слайд 32

Нахождение различий в двух картинках


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Развитие зрительной памяти (зрительного мнезиса)

Слайд 2

Запомнить 4—5 картинок, а затем найти их среди других 8-10 картинок. Запомнить 3-5 фигур, цифр или букв, а затем выбрать их среди других 8-10. Разложить 3-4 картинки в той же последовательности, в которой они предъявлялись. Разложить по памяти буквы, цифры, фигуры в первоначальной последовательности. Игра «Чего не стало?». Игра «Что изменилось?».

Слайд 3

Формирование пространственного восприятия, пространственных представлений, зрительно-пространственного анализа и синтеза

Слайд 4

Направления работы по формированию пространственных представлений: дифференциация правых и левых частей тела; ориентировка в окружающем пространстве; определение пространственных соотношений элементов графических изображений и букв; уточнение понимания и употребления предложных конструкций, обозначающих пространственные отношения.

Слайд 5

Дифференциация правых и левых частей тела Показать руку, которой пишут, едят и т.п. Сказать, как она называется. Поднять левую руку. Поднимать указанную руку. Брать указанной рукой названный предмет. Показывать правые и левые части тела. Перекрётсные движения (показать левой рукой правое ухо и т.п.)

Слайд 6

Ориентировка в окружающем пространстве Определение пространственного расположения предметов по отношению к ребенку, т.е. к самому себе: скажи, что находится справа (слева) от тебя; положи предмет справа (слева) от себя; скажи, где находится шкаф, окно, дверь.

Слайд 7

Ориентировка в окружающем пространстве Определение пространственных соотношений между 2-3 предметами:

Слайд 8

Формирование буквенного гнозиса

Слайд 9

Нахождение буквы среди графически сходных (по Б.Г. Ананьеву) ЛМ АД ЛД ВР ВЗ ГТ ВБ ГБ ГЕ КЖ ХУ ГП ИН НП ИП ШЩ ЦЩ ОЮ СО ОР

Слайд 10

Соотнесение букв, выполненных разными шрифтами

Слайд 11

Соотнесение букв, выполненных разными шрифтами

Слайд 12

Соотнесение букв, выполненных разными шрифтами

Слайд 13

Определение букв, находящихся в неправильном положении

Слайд 14

Узнавание «зашумлённых» букв

Слайд 15

Письмо букв по клеточкам

Слайд 16

Узнавание букв, написанных пунктиром

Слайд 17

Дописывание букв

Слайд 18

Называние букв, наложенных друг на друга

Слайд 19

Узнавание букв по их зеркальному изображению

Слайд 20

Конструирование букв из элементов

Слайд 21

Реконструирование букв Ы – Ь – Ъ – Б – В – З Ж – Х – К Т – Г – П – Н – И А – Л – Д

Слайд 22

Работа с буквенным конструктором «Развитие »

Слайд 23

Определение различия сходных букв, отличающихся одним дополнительным элементом Ь - Ы Р - В З - В Л - Д Ь - В

Слайд 24

Определение различия букв, состоящих из одинаковых, но различно расположенных в пространстве элементов П - И Р - Ь П - Н Г - Т И - Н

Слайд 25

Работа с изографами

Слайд 26

Игра «Разрезные буквы »

Слайд 27

Игра «Узоры из букв »

Слайд 28

Игра «Какая буква выглянула в окошко?»

Слайд 29

Раскрашивание букв

Слайд 30

Занимательное азбуковедение Молоток стучит: «Тук – тук! Букве Т я Старый друг». (В. Степанов)

Слайд 31

Занимательное азбуковедение Эта буква широка И похожа на жука. И при этом точно жук Издаёт жужжащий звук: Ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж-ж! (С. Маршак)

Слайд 32

Занимательное азбуковедение Х всё ходит, ходит, ходит – Места что ли не находит? (А. Шибаев)

Слайд 33

Литература: Литература:Гаврина С.Е., Кутявина Н.Л., Топоркова И.Г., Щербинина С.В. Расскажи, что где находится. – М.: «Издательство «РОСМЭН-ПРЕСС», 2004. Денисова Д., Дорожин Ю. Уроки грамоты для дошкольников. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. Жукова Н.С. Букварь. – М.: Эксмо , 2007. Жуковская Н.В. Учим буквы интересно и легко. – М.: ТЦ Сфера, 2007. Колесникова Е.В. От А до Я. – М.: Издательство « Ювента », 2007. Корнев А.Н. Нарушения чтения и письма у детей. – СПб.: СОЮЗ, 1994. Корнев А.Н. Подготовка к обучению грамоте детей с нарушениями речи. – М.: Айрис-пресс, 2006. Крупенчук О. И. Учим буквы. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2005. Кузнецова М.И. Я учусь писать и читать. – М.: Вентана-Граф , 2008. Лалаева Р.И. Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников. – СПб.: СОЮЗ, 1998. Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития. – СПб.: КАРО, 2004. Логопедия в школе/ Под ред. В.С. Кукушина – М.: ИКЦ « МарТ »; Ростов н /Д: Издательский центр « МарТ », 2004. Мамаева В. Узоры из букв. // Обруч, 2002 - № 2. – С. 18- 20. Хохлова С.П. Узнай буквы, прочитай слова. – М.: ТЦ Сфера, 2007. Безруких М.М. Ребёнок – непоседа. – М.: Вентана-Граф , 2005. Безруких М.М. Готов ли ребёнок к школе?. – М.: Вентана-Граф , 2005. Безруких М.М. Ребёнок – непоседа. – М.: Вентана-Граф , 2005. Безруких М.М. Леворукий ребёнок. – М.: Вентана-Граф , 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации для детей с нарушением интеллекта».

В данной статье рассматриваются принципы формирования коммуникативных навыков, которые имеют огромное значение при формированиии социальной адаптации детей с нарушением интелекта. На базе Запрудненско...

Логопедическая работа по формированию и коррекции навыка чтения на этапе овладения слоговым чтением

В работе говорится о трудностях, которые могут возникнуть у первоклассников при обучении чтению на этапе овладения слоговым чтением. Также описаны приёмы коррекционной логопедической работы по предупр...

"Интерактивные методы и приёмы в логопедической работе по формированию коммуникативных навыков у детей с нарушением интеллекта"

Методическая разработка представляет собой методические рекомендации по формированию коммуникативных навыков у учащихся с нарушением интеллекта посредством интерактивного обучения. В работе описаны ос...

Логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с ОНР

Логопедическая работа по формированию навыков чтения у младших школьников с ОНР является важной и актуальной, поскольку от того как дети овладеют этим учебным навыком, зависит все дальнейшее обучение ...

Логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации у детей с нарушениями интеллекта

Аннотация. В данной статье будет освещена коррекционно-логопедическая работа по формированию коммуникативных навыков социальной адаптации детей с нарушением интеллекта.Ключевые слова, социализация, ад...

О работе над формированием правильных вокальных навыков на начальном этапе работы с детским вокальным коллективом в МБУ ДО «Старокулаткинская ДШИ»

Никто уже не спорит, что учить считать и читать ребенка нужно еще до школы, но немногие убеждены в необходимости раннего музыкального развития. Чаще всего музыкальные занятия, проводимые в детских сад...