Развитие логического мышления у глухих учащихся на индивидуальных занятиях.
методическая разработка по теме

Говорова Ирина Викторовна

В работе представлены  упражнения направленные на развитие логического мышления глухих школьников  при работе по развитию слухового восприятия.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon uprazhneniya_dlya_razvitiya_logicheskogo_myshleniya.doc82 КБ

Предварительный просмотр:

Упражнения для развития логического мышления

на индивидуальных занятиях.

  Л .И. Тигранова, анализируя программы основных школьных дисциплин, определяет круг логических знаний и умений, которые должны быть сформированы для успешного усвоения знаний:

● оперирование признаками предметов;

● владение логическим действием классификации;

● определение знакомого понятия через род и видовое отличие;

● понимание смысла и правильное употребление логических связок и, или, не;

● понимание смысла и навык правильного употребления логических слов все, некоторые;

● умение сделать простейшие умозаключения, опираясь на данные посылки.

  Возникает необходимость проведения специально организованной пропедевтической работы, направленной на формирование у учащихся названных умений, приёмов логического мышления. Все упражнения направлены на практическое овладение содержанием логических понятий и действий. Сами упражнения даются как в виде учебных задач, так и в форме занимательных игр.

  Примеры типовых логических упражнений, соответствующих основным разделам.

I. Оперирование признаками предметов.

  1. По картинкам с изображением ситуаций, соответствующих четырём временам года, определить время года и ответить на вопрос. (Почему ты думаешь, что это зима? и т.д.)
  2. Предлагаются поочерёдно наборы фигур, других предметов по четыре в каждом ( квадрат, квадрат, треугольник, квадрат ( причём квадраты могут быть как одинаковыми, так и отличаться размером, цветом или цветом и размером одновременно); пила, ножницы, клещи, коньки; шина, ведро металлическое, сапоги резиновые, мяч и т.д.). Инструкция: показать фигуру (предмет), которая не подходит. Почему?
  3. Вставить пропущенные числа: 27, 37, 47, …, 87.
  4. Предлагаются таблицы, «коврики», с содержащими пробелы изображениями. К каждому «коврику» даётся ряд внешне похожих вставок. Следует найти ту, которая заполнит пробел:

        

  1. Для узнавания предметов по данным признакам широкие возможности предоставляются при использовании в работе загадок. Например, что описывается в следующих загадках?

           а) Человечки черные.

               Умные, ученые,

               Друг за другом

               Стали в ряд

               Молча с нами говорят. (Буквы)

 ІІ. Классификация

 Под классификацией в данном случае понимается распределение объектов по классам согласно сходству и различию между ними. Одни и те же предметы можно классифицировать по-разному, в зависимости от того, какой признак берётся за основание классификации. Логическое действие классификации является сложным действием, включающим ряд отдельных операций, различных по своей трудности, поэтому подбор упражнений проводится с учётом степени трудности формируемого действия.

  1. Учащимся предлагаются три столбика слов, отличающихся родом:

 рука                                     поле                             суп

 тень                                     лето                              конь

 дверь                                   перо                             день

 лампа                                  море                             зверь

 Необходимо дополнить предложения: «В первом столбике слова … рода; во втором - … рода; в третьем - … рода». Затем эти слова распределяются на два столбика:

рука                                     тень

лампа                                  дверь

поле                                     суп

лето                                     день

перо                                     конь

море                                    зверь

 Учащиеся должны определить, по какому признаку распределены эти слова.

  1. Дана таблица и набор геометрических фигур четырех цветов и форм: прямоугольники, круги, квадраты, треугольники; зелёные, красные, синие, жёлтые. Три ряда и три столбика в таблице  заполнены. Прежде чем заполнить четвёртый ряд и столбик, учащимся предлагаются следующие задания:

1 ряд

2 ряд

3 ряд

4 ряд

а) В каком ряду расположены зелёные ( красные, синие) фигуры?

б) В каком столбике расположены прямоугольники (треугольники, круги)?

в) Заполни пустой ряд (столбик).

г) Вставь нужное слово: « В четвертом ряду лежат … . В четвертом столбике лежат … .

  3. Следующее задание аналогично предыдущему, но несколько усложнено: дана незаполненная таблица и набор геометрических фигур четырех цветов и форм:

                                        

1 ряд

2 ряд

3 ряд

4 ряд

 Учащиеся получают задание: в каждую клеточку положить фигуру нужной формы и нужного цвета. Объяснить, почему так разложили.

    4. Распределить названия следующих растений (или картинки с изображениями этих растений) на группы и дать название каждой группе слов: ель, роза, смородина, пальма, малина, ива, тюльпан, незабудка, шиповник, пион, ежевика, яблоня.

   5. Дан ряд букв (а,б,в,г,д,е,ж,з,и), которые надо разделить на гласные и согласные. Даны варианты такого деления:

1) а, е, и, в                          б, г ,д, ж, з

2) а, е, и                             б, в, г, д, ж, з

3) а, е, и                              а, б, в, г, д, ж, з

4) а, е, и                              в, г, д, ж, з,

 Требуется определить, на какой строчке буквы на группы разделены правильно.

   6. Следующее задание предполагает умение самому выбрать основание для классификации. Дан ряд флажков разной формы, цвета и рисунка, изображённого на них.

        

 Требуется разбить флажки на группы. Сколькими способами можно это сделать?

ІІІ. Определение понятий через род и видовое отличие.

 Так же как классификация данное, умение – сложное логическое действие, поэтому формирование его требует постепенности, перехода от более легкого к трудному, учета возраста и развития ученика.

      1. Дан список пронумерованных слов: 1) вода, 2) ножницы, 3) кастрюля, 4) сапоги, 5) нефть, 6) молоко, 7) ведро, 8) галоши, 9) мяч, 10) ложка, 11) сироп, 12) шина, 13) клещи, 14) уксус, 15)шланг. Слова надо разместить в таблице с озаглавленными столбиками.

Металлические

изделия

Жидкости

Резиновые изделия

  Ученикам даётся задание: «Наведите порядок – разложите вещи по полкам»  (номера предметов записать на соответствующих «полках»).

     

2. Предлагается таблица с озаглавленными столбиками, которую учащиеся должны заполнить самостоятельно.

Ягоды

Цветы

Грибы

 Это задание можно провести в виде игры «Кто больше?»

  1. Даны два столбика слов, в которых каждое слово правого столбика является родовым понятием для какого-нибудь слова из левого столбика:

лилия                                      планета

микстура                                инструмент

земля                                      зверь

лев                                          лекарство

молоток                                  цветок

 Ученики находят пары подходящих слов по образцу: лилия – цветок.

  1. Ещё один вид упражнений на родовидовые отношения. Требуется ответить на вопрос: «Чего больше в лесу?»

а) Берез или деревьев?

б) Растений или деревьев?

в) Елок или хвойных деревьев?

  1. Учащимся предлагается расположить слова по степени увеличения (уменьшения) широты понятия. Даны три понятия: кирпичный дом, дом, дом из красного кирпича. Расположить эти слова (словосочетания) в порядке уменьшения широты понятия (дом, кирпичный дом, дом из  красного кирпича). Аналогичная работа проводится со словами:

 а) ученик, человек, школьник;

 б) тарелка, глубокая тарелка, посуда;

 в) равнобедренный треугольник, геометрическая фигура, треугольника и т.д.  

  1. Умение отличать соразмерные, то есть логически правильные определения, от неверных требует уже определённого уровня развития как логического мышления, так и речи. Учащимся предлагается схема, по которой надо построить два предложения, из которых одно будет начинаться со слова ожерелье, другое -  со словами украшение:

ожерелье

это

украшение

  Какое    из этих предложений верное? Как исправить неверное предложение?  (Дополни слово в нижнем прямоугольнике подходящими по смыслу словами: надеваемое на шею, надеваемое на руку.)

 

 ІV.  Логические связки и, или, не

   Усвоение и уточнение значения логических связок и, или, не важно для точного       понимания текстов, оно является элементом для развития логического мышления. Важно иметь в виду, что логическая связка или употребляется в двух значениях: разделительном, близком по значению союзу либо, и соединительном, соответствующем союзу и .

   Поэтому  упражнения с использованием логических связок и, или проводятся одновременно для того, чтобы уяснить их смысл путем противопоставления. В предлагаемых заданиях взято значение или в неразделительном смысле, с которым ученики чаще сталкиваются по математике.

  1. В швейной мастерской девочки должны были сшить передник и юбку. По картинке предлагается определить:

а) сколько человек сшили передник и юбку? (9)

б) сколько человек сшили передник или юбку? (17)

  1. Дается словесное задание с использованием геометрического лото.

I ст.

II ст.

III ст.

IV ст.

 

1 ряд

2 ряд

3 ряд

  Учащимся предлагается назвать:

а) фигуры, которые лежат в третьем ряду или в первом столбике;

б) фигуру, которая лежит во втором ряду и четвертом столбике.

  1. Упражнения, выясняющие смысл логической связи не, предлагаются в такой последовательности: сначала используется только отрицание не, а потом в сочетании со связкой и и со связкой или .

Ряды

Первый столбик

Второй столбик

Первый                    

Книги

Книги

Второй

Тетради

Тетради

Ряды

Первый столбик

Второй столбик

Первый

Книги

Книги

Второй

Тетради

Тетради

                                                                         

     Нужно выбрать соответствующие подписи к ним:

а) тетради лежат не в первом ряду;

б) в первом  столбике лежат не тетради;

в) во втором столбике лежат не книги;

г) во втором ряду лежат не книги.

  1. В классе учатся 11 человек, из них 3 отличника и 7  спортсменов. С помощью рисунка требуется ответить на вопросы:

а) сколько в классе неотличников? (8)

б) сколько в классе неспортсменов? (4)

в) сколько в классе ребят неотличников и неспортсменов? (1)

  1. Дан список слов: лампа, замок, лист, день, порошок, блеск, липа, колесо, стол, крик.

  Задание: выписать слова, которые не начинаются с буквы л или не кончаются на букву к.

V. Логические слова все, некоторые

 Использование слов все, некоторые являются одним из важных способов уточнения смысла предложения. Усвоение значения логических слов можно проводить с помощью моделирования отношений между ними на множествах конкретных примеров. Перед учащимися выкладывается картинка с изображением предметов двух родов ( кошки, собаки; квадраты, прямоугольники) и двух цветов ( например, черные кошки, белые и черные собаки).

    Задание: Посмотрите на картинку и скажите, какие предложения правильные.

  1. Все кошки черные.
  2. Все собаки черные.
  3. Некоторые собаки черные.
  4. Все черные животные – кошки.
  5. Некоторые кошки черные.
  6. Все кошки  небелые.
  7. Некоторые собаки небелые.
  8. Некоторые кошки нечерные.
  9. Некоторые собаки небелые.
  10. Некоторые нечерные животные – кошки.
  11. Некоторые небелые животные – собаки.
  12. Некоторые небелые животные – кошки.
  13. Все животные черные или белые.

 VI. Простейшие умозаключения.

1.В коробке лежат четыре карандаша зеленого  и синего цветов. Синих карандашей больше, чем зеленых. Сколько карандашей каждого цвета лежит в коробке?

2. Четыре девочки истратили на тетради разное количество денег. Вера истратила больше, чем Ира, Ира меньше, чем Галя, но больше, чем Наташа. Кто истратил меньше всего денег?

3. Даны два утверждения. Все хоккеисты хорошо катаются на коньках. Петя плохо катается на коньках.

  Какие выводы следуют отсюда?

  • некоторые хоккеисты плохо катаются на коньках;
  • Петя – хоккеист;
  • некоторые мальчики хорошо катаются на коньках;
  • Петя не хоккеист.

  Таким образом, одни и те же отношения и действия отрабатываются на разнообразном игровом материале с использованием бытовой лексики, а также на материале различных учебных предметов. Описанные выше логические упражнения являются типовыми. На их основе учитель, проявив творческий подход в работе, может составить аналогичные задания, широкое использование которых позволит учащимся  постепенно осознавать значимость логических отношений, их независимость от конкретного содержания материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие логического мышления учащихся на уроках трудового обучения.

Я считаю, что коррекционно-развивающее влияние трудового обучения становится только тогда эффективным, когда учитель сознательно направляет уча¬щихся на решение умственных задач, заключенных в любом з...

Доклад "Развитие логического мышления учащихся на уроках математики"

Природа щедро наделила человека, но два ее дара трудно оценить. Именно они помогли ему стать человеком. Имеется в виду две особенности свойственные только человеку: способность мыслить и передавать св...

Развитие логического мышления учащихся 5-6 классов в процессе решения развивающих заданий

В наше время очень часто успех человека зависит от его способности четко мыслить, логически рассуждать и ясно излагать свои мысли. Именно поэтому развитие мышления является основной задачей школьного ...

Развитие логического мышления учащихся 5-6 классов

Развитие логического мышления учащихся 5-6 классов с помощью системы развивающих заданий. Из опыта работы учителя математики Горбачёвой И. Н.     Интеллект человека, в первую очер...

Развитие логического мышления учащихся на уроках математики. Фрагменты уроков

Интеллект человека в первую очередь определяется не суммой накопленных  им знаний, а высоким уровнем логического  мышления.  Поэтому  уже  в  начальной школе  необхо...

Открытое индивидуальное коррекционно-образовательное занятие с использованием современных образовательных технологий по развитию логического мышления и математических представлений.

Открытое индивидуальное коррекционно-образовательное занятие с использованием современных образовательных технологий по развитию логического мышления и математических представлений. Тема: «В гостях у ...

Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста на занятиях по математике

Презентация педагогического опыта развития логического мышления дошкольников на занятиях матаматикой в учреждении дополнительного образования...