Рабочая программа по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов (1 - 4 кл.)"
рабочая программа по теме

Токарева Наталья Владимировна

Моя авторская программа по этому предмету. Включает пояснительную записку, содержание занятий по блокам, классам, ожидаемый результат и тематическое планирование  по классам, список литературы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение

 для обучающихся, воспитанников

с ограниченными возможностями здоровья VIII вида

специальная (коррекционная) общеобразовательная

 школа-интернат № 5 г. Аши.

УТВЕРЖДАЮ»

Директор МКС(К)ОУ VIII вида

школы-интерната № 5 г. Аши

____________ О.Г. Герасимова

01 сентября 2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Руководитель ШМО

____________ Чуева Н.А.

Протокол № 01

01 сентября 2011 г.

«СОГЛАСОВАНО»

Зам. директора по учебной работе

_____________ В.И. Похлебаев

01 сентября 2011 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учителя I квалификационной категории

Токаревой Н. В.

 по развитию психомоторики и сенсорных процессов

в 1 - 4 классах

на 2012 – 2013 учебный год.

В неделю – 2  часа. Количество за год – 68часов.

Рабочая программа составлена на основе программы курса коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» для учащихся 1 – 4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида.

Автор: Токарева Наталья Владимировна

 в соответствии с положением о рабочей программе учителя МКС(К)ОУ школы – интерната№5 г. Аши.

рассмотрена на заседании педагогического совета (протокол№1 от 30.08.2012)

Составил учитель – логопед I категории Токарева Н. В.

Педагогический стаж – 27

Пояснительная записка.

Программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов составлена с учетом особенностей детей с ОВЗ и в соответствии с Положением о рабочей программе учителя МКС(К)ОУ VIII вида школы-интерната № 5 г. Аши и рассмотрена на заседании педагогического совета  (протокол № 1 от 30.08.2012г.)

Предмет: Развитие психомоторики и сенсорных процессов.

 

Количество часов по программе:_________________________________________68ч

Количество часов в неделю по учебному плану:___________________________  2ч

Количество часов за год:______________________________________________68 ч

Учитель – Токарева Н. В.

Занятия проводятся с 1 – 4 классы два раза в неделю.

Данная программа соответствует типовому учебному плану специальному (коррекционному) образовательному учреждению для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья VIII вида специальной коррекционной школы 8 вида.

Целью занятий является коррекция и максимальное развитие познавательных процессов.                

Основные задачи курса.

  • Коррекция отклонений в психическом развитии.
  • Формирование компенсаторных способов познания окружающей действительности.
  • Развитие сохранных сторон познавательной деятельности.
  • Формирование навыков учебной деятельности.
  • Развитие навыков и умений, которые необходимы им для социальной адаптации.

Основные направления работы на занятиях.

  • Развитие сенсорных процессов.
  • Развитие общей и мелкой моторики.
  • Коррекция эмоционально – волевой сферы.

Развитие психических процессов (память, внимание, речь, мышление, восприятие).

Программа составлена с учетом возрастных особенностей школьников и принципов их развития.

Программа включает: наблюдения, проведение сравнений, сопоставление, дидактические игры, сюжетно – ролевые игры, моделирование, конструирование, упражнения на ориентацию, беседы, этюды на расслабление, моторная зарядка, практическая работа с разными материалами, обведение шаблонов, штриховка, раскрашивание, занимательный материал по логике, графические диктанты.

В процессе занятий должно проводиться формирование рациональных способов познания окружающего мира, навыков коллективной работы, целенаправленной деятельности, развитие мотивационного компонента, саморегуляции и самооценки.

Предлагаемые в данной программе распределение материала по возрастным группам носит лишь рекомендательный характер.

В процессе занятий с детьми с ОВЗ учителю необходимо подбирать наглядные пособия и раздаточный материал, игры согласно их индивидуальным особенностям.

Содержание программы (1, 2, 3, 4 классы).

1 блок. Развитие сенсорных процессов.

Задачи:

  • Развитие зрительного восприятия цветов, различение, называние, сравнивание цветов, классификация по цвету, рядообразование предметов по интенсивности цвета, соотнесение предметов с цветом.
  • Развитие зрительного и осязательного восприятия форм предметов, различение , называние, классификация, трансформация форм.
  • Развитие зрительного и осязательного восприятия величин, различение , называние, классификация, трансформация, сравнение предметов по величине.
  • Развитие зрительного и осязательного восприятия фактуры предметов, различение, называние, классификация.
  • Развитие зрительного и осязательного восприятия пространственных отношений, понимание, называние, ориентирование, конструирование.
  • Развитие слухового восприятия на материале учебных предметов.
  • Развитие темпо – ритмического чувства, узнавание и воспроизведение темпо – ритмических структур.
  • Восприятие недорисованных, зашумленных изображений.
  • Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, текстом, глиной.
  • Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – ещё суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение.
  • Развиие  временных представлений.

Содержание занятий.

Восприятие основных цветов спектра, оттенков цветов спектра, различение, называние, классификация по цвету, рядообразование по цвету.

  • Восприятие геометрических фигур  

Различение, называние, классификация. Сравнение и рядообразование по величине. Трансформация геометрических фигур. Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом. Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета. Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5 – 6 предметов. Определение простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов. Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т. д.). Узнавание целого по одному фрагменту. Определение предмета по словесному описанию. Конструирование сложных предметов с использованием объемных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6 -8 элементов. Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5 – 7 частей).

  • Восприятие величин.

Различение, называние, классификация и рядоообразование по величине. Дифференциация предметов и изображений длине, высоте, ширине, толщине. Рядообразование по этим параметрам. Сравнение предметов по величине и трансформация.

  • Восприятие пространственных отношений.

Верх – низ, право – лево, впереди – позади по отношению к себе. Ориентация в собственном теле. Ориентация на плоскости. Ориентация на листе бумаги. Ориентация в окружающей действительности. Восприятие и моделирование пространственных отношений между предметами. Ориентировка в помещении и на улице; вербализация пространственных отношений. Выполнение заданий педагога, связанных с изменением направления движения; предоставление словесного отчета. Моделирование расположения различных объектов по отношению к друг другу в ближнем и дальнем пространстве. Самостоятельное моделирование пространственных ситуаций (расстановка мебели в кукольной комнате); предоставление словесного отчета. Составление простейших схем – планов комнаты. Ориентировка на листе бумаги разного формата (тетрадный, альбомный, ватман) и по – разному расположенного (горизонтально, вертикально, под углом) при выполнении заданий педагога на расположение на нем предметов, игрушек

  • Восприятие фактуры предметов.

Твердый – мягкий, гладкий – шероховатый, различение по материалу. Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое и- ещё суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение. Измерение температуры с помощью измерительных приборов (градусник для измерения температуры тела, воды, воздуха). Дифференцировка вкусовых ощущений (сладкий – слаще, кислый – кислее). Ароматы (парфюмерные, цветочные  и др.). Измерение веса предметов на весах. Измерение объёма жидких тел с помощью условной меры. Противоположные качества предметов (чистый – грязный, темный – светлый, вредный – полезный) и противоположные действия, совершаемые с предметами (открыть – закрыть, одеть – раздеть).

  • Узнавание перечеркнутых и зашумленных изображений. Узнавание наложенных друг на друга изображений.
  • Восприятие контурных изображений знакомых предметов. Восприятие недорисованных изображений.
  • Восприятие и воспроизведение темпо – ритмических структур из2 , 3, 4, 5 и более элементов.
  • Конструирование из 3, 4, 5, 6 и более элементов.
  • Лабиринты,
  • Игры на восприятие цвета, формы, величины.
  •  Определение на ощупь разных свойств и качеств предметов, их величины и формы (выпуклый, вогнутый, колючий, горячий, деревянный, круглый и т. Д.).
  • Нахождение на ощупь двух одинаковых контуров предмета из 3 – 4 предложенных.
  • Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином, текстом, глиной. Игры с мелкой мозаикой.
  • Развитие дифференцированных осязательных ощущений (сухое – ещё суше, влажное – мокрое), их словесное обозначение.
  •  Определение веса различных предметов на глаз. Измерение веса разных предметов на весах. 
  • Произвольное и по инструкции педагога сочетание движений и поз разных частей тела; вербализация собственных ощущений.
  • Воображаемые действия (вдеть нитку в иголку, подбросить мяч, наколоть дров и т. Д).
  • Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.
  • Группировка предметов по двум самостоятельно выделенным признакам; обозначение словом.
  • Сравнение и группировка предметов по заданным параметрам формы, величины, цвета.
  • Составление сериационных рядов по самостоятельно выделенным признакам из 5 – 6 предметов.
  •  Определение простых мерок для измерения и сопоставления предметов. Смешение цветов.
  •  Определение постоянных цветов (белый снег, зелёный огурец и т. д.). Узнавание целого по одному фрагменту.
  • Определение предмета по словесному описанию.
  • Конструирование сложных предметов с использованием объемных геометрических фигур (треугольная призма, цилиндр и др.) из 6 -8 элементов.
  •  Составление целого из частей на разрезном наглядном материале, предъявленном в произвольном порядке (5 – 7 частей).
  • Восприятие времени.

  1. Определение времени по часам.
  2.  Длительность различных временных интервалов. Работа с календарем и моделью календарного года.
  3. Последовательность основных жизненных событий.
  4. Возраст людей. Использование в речи временной терминологии.

2 блок. Развитие психомоторики.

Задачи:

  • Развитие общей моторики.

  • Развитие статических, изолированных движений.
  • Развитие координации движений
  • Развитие двигательной памяти.
  • Развитие символического праксиса.
  • Развитие предметных действий.
  • Развитие пространственной координации.

2.Развитие мелкой моторики.

  • Развитие позы кисти руки.
  • Развитие произвольной моторики пальцев рук.
  • Развитие тонкокоординированных движений пальцев рук.
  • Развитие динамического, конструктивного праксиса.
  • Развитие зрительно – двигательной координации в пространстве.
  • Развитие сенсомоторики – согласованности движений рук и глаза.
  • Развитие согласованности движений на разные группы мышц при выполнении упражнений по инструкции педагога
  • Совершенствование точности мелких движений рук.
  • Соотношение движений с поданным звуковым сигналом.
  • Выполнение целенаправленных действий по 3, 4 звенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности.

Содержание занятий.

  • Элементы пальчиковой гимнастики(стол, стул, лодочка, кораблик, очки, флажки и другие на переключение.
  • Графические упражнения в тетради, работа по пунктирам, работа с трафаретами, раскрашивание контурных изображений, дорисовывание изображений, рисование бордюров, работа со спичками, цветными палочками.
  • Работа с различными материалами, аппликации, ниткоплетение, лепка, конструирование, работа с природным материалом, шнуровка, работа с мозаикой, работа с иглой и другие виды работ.
  • Игра.  Игра  в «снежки», «на пианино» и т д.
  • Упражнения с цветными полосками, счетными палочками.
  • Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.
  • Штриховка изображений двумя руками.
  • Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения.
  • Соотношение движений с поданным звуковым сигналом.
  • Выполнение целенаправленных действий по 3, 4 звенной инструкции педагога, опосредование в речи своей деятельности 
  • Соотношение движений с поданным звуковым сигналом. Совершенствование точности мелких движений рук.
  •  Штриховка изображений двумя руками. Вычерчивание геометрических фигур, дорисовывание симметричной половины изображения.
  •  Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.

3 блок. Развитие познавательных процессов.

Задачи:

Развитие памяти и внимания.

Развитие слухового внимания и памяти.

Развитие зрительного внимания и памяти.

Развитие свойств внимания и памяти.

Развитие мышления.

  • Развитие наглядно – действенных  и нагялдно - образных форм мышления. Установление тождества объектов, сравнение объектов, моделирование по величине и форме, развитие способности соотнесения частей и  целого, классификация объектов по одному  - двум признакам.
  • Развитее вербально – логических форм мышления, определение понятий, классификация предметов по категориям, исключение предметов, отгадывание загадок, переносных значение слов, определение последовательности событий.

Развитие речи.

  • Развитие  грамматического строя речи.
  • Развитие связной речи (диалогической и монологической).
  • Развитие фантазии и речевого словотворчества детей.
  • Обогащение словарного запаса.

Развитие восприятия.

  • Развитие слухового восприятия.
  • Развитие зрительного восприятия.

Содержание занятий.

  • Прямое следование  конструированию по образцу.
  • Заучивание стихотворений.
  • Игры и упражнения для развития памяти ( осязательной, зрительной, двигательной, словесной), упражнения на развитие осмысленного запоминания.
  • Игры и упражнения для развития свойств внимания (объема, устойчивости, распределения(переключаемости) типа (Отыщите из фигур только ,, +,-).
  • Игры и задания для развития интеллектуальных способностей у детей.
  • Выделение существенных признаков предметов
  • Узнавание предметов по заданным точкам.
  • Сравнивание двух или более предметов.
  • Классификация предметов т явлений.
  • Формирование умения давать определение понятиям.
  • Формирование умений устанавливать  причинно – следственные связи.
  • Понимание переносных значений.
  • Виды работ по развитию связной речи, составление рассказов по сюжетным картинкам, составление рассказа на заданную тему, пересказ сказки или рассказа без опоры на наглядность. Словарная работа на уроках.
  • Формирование произвольности зрительного восприятии; дорисовывание незаконченных изображений.
  •  Развитие зрительной памяти в процессе рисования по памяти. Запоминание 5 – 6 предметов, изображений и воспроизведение их в исходной последовательности.
  • Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2 – 3 предметные или сюжетные картинки).
  • Выделение нереальных элементов нелепых картинок. Профилактика зрения. Гимнастика для глаз.
  • Характеристика неречевых, речевых и музыкальных звуков по громкости, длительности, высоте тона.
  • Развитие слухомоторной координации; выполнение упражнений на заданный звук.
  • Определение на слух звучания различных музыкальных инструментов.
  • Формирование чувства ритма.
  • Различение по голосу ребенка и взрослого

4 блок. Развитие эмоционально – волевой сферы учащихся.

Задачи:

  • Снятие эмоционального напряжения.
  • Формирование уверенности в себе.
  • Формирование социального доверия.
  • Развитие произвольности в эмоциональной сфере.

Содержание.

  • Коммуникативные игры и упражнения.
  • Релаксация.
  • Эмоциональное реагирование на ситуацию.
  • Упражнения, направленные на формирование адекватной самооценки.
  • Игровая коррекция поведения.
  • Паузы отдыха и расслабления: «Путешествие на облаке», «Солдат и тряпичная кукла» и другие.
  • Беседы в кругу.

Характерными особенностями учебного предмета развитие психомоторики и сенсорных процессов является:

  • Данный учебный предмет является специфическим для обучения детей со сниженным интеллектом. Его введение в учебный план обусловлено значительным отставанием таких детей в психомоторном  развитии от своих сверстников с  нормальным интеллектом.
  • Создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков, дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребёнка и более эффективной социализации его в обществе.
  • Совершенствование координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развитие мелкой моторики.

      Задачи обучения:

  • Формирование адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств.
  • Коррекция познавательной деятельности.
  • Формирование пространственно-временных ориентировок.
  • Развитие слухоголосовых координаций.
  • Формирование способности эстетически воспринимать окружающей мир во всём многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов)
  • Совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности..
  • Обогащение словарного запаса детей.
  • Исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации.
  • Формирование точности и целенаправленности движений и действий.
  • Коррекция мелкой моторики рук.

Стандарт начального образования по развитию психомоторики и сенсорных процессов

В результате изучения предмета: развитие психомоторики и сенсорных процессов ученик должен знать, уметь:

  1. Уметь называть, различать, классифицировать основные цвета спектра и их оттенки, моделировать, конструировать по цвету, соотносить предмет с цветом.
  2. Умение называть, различать, классифицировать геометрические фигуры. Конструировать из нескольких фигур.
  3. Различать, называть, классифицировать величины. Дифференцировать предметы и изображения по длине, ширине, высоте, толщине.
  4. Различать пространственные отношения (слева – справа, верх – низ, впереди – сзади).
  5. Ориентироваться в собственном теле.
  6. Определять фактуру предмета (твердый – мягкий, гладкий – шероховатый).
  7. Определять предмет по контуру.
  8. Определять предмет по перечеркнутому, зашумленному изображению.
  9. Определять предмет по недорисованному изображению.
  10. Определять и воспроизводить темпо – ритмический рисунок из 2, 3, 4, 5 и более предметов.
  11. Выполнять графические упражнения в тетради.
  12. Выполнять упражнения с цветными полосками, счетными палочками. Конструировать из них.
  13. Выполнять упражнения с применением различных материалов (нитки, природный материал, игла, пластилин…)
  14. Выполнять тококоординированные движения пальчиковой гимнастики.
  15. Сформирована основа прочного запоминания, устойчивого внимания.
  16. Понимание скрытого смысла в картинках.
  17. Понимание переносного значения.
  18. Умение составить рассказы по сюжетным картинкам, рассказ на заданную тему, сказку или рассказ без опоры на наглядность и с опорой.
  19. Сформирована уверенность в себе, умения различать эмоции, умения снять эмоциональное перенапряжение.
  20. Сформированы умения выделять существенные признаки предметов, узнавание предметов по заданным признакам, сравнение двух или более предметов, классификация двух или более предметов, навыки установления причинно – следственных связей, умения строить простые умозаключения на доступном материале, обобщать.
  21. Целенаправленно выполнять действия по четырёхзначной инструкции педагога, составлять план действий.
  22. Пользоваться элементами расслабления.
  23. Группировать предметы по двум самостоятельно выделенным признакам, обозначать их словом
  24. Смешивать цвета.
  25. Конструировать сложные формы из 6-8 элементов.
  26. Находить нереальные элементы нелепых картинок.
  27. Определять противоположные качества и свойства предметов.
  28. Самостоятельно классифицировать предметы по различным признакам.
  29. Моделировать расположение предметов в заданном пространстве.
  30. Определять время по часам.
  31. Выполнять точные движения при штриховке двумя руками.
  32. Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве.
  33. Ориентироваться в помещении, двигаться в заданном направлении

Программно - методические материалы:

  1. Методы коррекции, возможность их использования в работе педагогов. Челябинск.2001 – 2002г. 2 СКОУ №60.
  2. Л.Ф. Тихомирова «Развитие познавательных способностей деетй!. Ярославль, «Академия развития», 1996г.
  3. Л.Ф. Венгер. «Домашняя школа мышления», М. 1994г.
  4. Н. В. Новотворцева «Развитие речи детей», Я. 1997г.
  5. З.Ф. Михайлова «Игровые занимательные задачи для дошкольников». М. Просвещение.1990г.
  6. «Чего на свете не бывает» (занимательные игры). М. Просвещение.1991г.
  7. Л. В. Черемошкина «Развитие восприятия у детей». Я. «Академия развития». 1996г.
  8. Т. В. Башаева «Развитие восприятия у детей». Форма, цвет,звук». Я. «Академия развития».1997г.
  9. Л. Ф. Тихомирова, А. В. Басов «Развитие логического мышления детей».Я. «Академия развития».1996г.
  10. Л. Житникова «Учим детей запоминать». М. Просвещение.1978г.
  11. Играем и пальчиками развиваем речь. В. Цвынтарный, Лань, Санкт – Петербург.1997г.
  12. Обучение детей с нарушениями интеллектуального развития  (Олигофренопедагогика). Под редакцией Б.П. Пузанова. М. 2001г.
  13. Игры в логопедической работе с детьми. Под редакцией В. И. Селиверстова. М. Просвещение, 1979г.
  14. Л. С. Рычкова. Основы дефектологии. Челябинск.2001г.
  15. Коррекция и развитие (Коррекционно – образовательные программы для детей с глубоким нарушением интеллекта). Выпуск 1. С. Петербург. Образование, 2996г.
  16. Методика обучения ИЗО и конструированию. Под редакцией Т. С. Комаровой. М. Просвещение.1991г.
  17. Л. С. Рычкова Психопатология детского возраста. Избранные вопросы частной психологии. Умственная отсталость. Челябинск.2001г.
  18. Развитие. Программа нового поколения для детских образовательных учреждений. Средняя группа. М. 2Гном – пресс», 19999г. Под редакцией О. М. Долгенко.
  19. С. Г. Шевченко. Коррекционно – развивающее обучение. (Организационно – педагогические аспекты). М. Владос.1999г.
  20. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе. Под редакцией В. В. Воронковой, М. Школа – Прес,1994г.
  21. З.А. Репина «Нейропсихологическое изучение детей с тяжелыми дефектами речи». Екатеринбург.1996г.
  22. Т. А. Власова, М. С. Певзнер. О детях с отклонениями в развитии. М. Просвещение.1973г.
  23. Г. Г. Голубева. Коррекция нарушений фонетической стороны речи у дошкольников. С – Петербург.2000г. Издательство РГПУ им. А. С. Герцена «Союз».
  24. Давайте поиграем. Под редакцией А. А. Столяра. М. Просвещение,1991г.
  25. А.В Куцакова. Конструирование и ручной труд в детском саду. М. Прсвещение.1990г.
  26. Р. И. Лалаева., Л. В. Венедиктова. Диагностика и коррекция нарушений чтения и письма у младших школьников. С. – Петербург «Союз».2001г.
  27. М. Р. Львов. Методика развития речи младших школьников. М. Просвещение.1995г.
  28. Г.Г. Галкина, Т.И. Дубинина. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей М. 2007г.
  29. Е.Ф. Войлокова, Ю.В. Андрухович, Л.Ю.Ковалёва. Сенсорное воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью.
  30. Учебно-методическое пособие. Издательство: «Каро» С - Петербург 2005г.
  31. Н.Я. Семаго. Методика формирования пространственных представлений у детей дошкольного и младшего школьника возраста. Практическое пособие. «Айрис дидактика» М. 2007 г.
  32. С.Е. Гаврилова, H.J1. Кутявина, И.Г. Топоркова, С.В. Щербинина Подготовка руки к письму тесты для дошколят М. «Росмэн» 2005 г.
  33. М.С. Рузина, С.Ю. Афонькин. Страна пальчиковых игр. Развивающие игры и оригами для детей и взрослых «Кристалл» С - Петербург 1997 г.
  34. Метиева, Э.Я. Удалова. Развитие сенсорной сферы детей.



Предварительный просмотр:

Тематическое планирование 1 класс.

Тема занятия

Коррекционные цели

дата

Кол - во часов

Формы работы, упражнения

1четверть (18ч).

Развитие процесса ощущения  и восприятия размера.

Классификация предметов по размеру (Длинный, короткий, узкий, широкий, высокий, низкий.)

1час

Игры на восприятие больших и маленьких предметов, высоких и низких предметов, игры на восприятия ширины предметов.

Восприятие направления.

Ориентация вверху – внизу, впереди – сзади, справа – слева.

1час

Игры: «Где предмет?», «Что где?», «Вокруг домика». «Найди похожие картинки», «Определи направление».

Восприятие времени.

Восприятие характеристики времени (время суток, течение времени). Развитие умений в установлении причинно – следственных связей.

1час

Игры: «Какое дело можно сделать быстрее?», «Время суток», «Что перепуталось на картинках?». Упр-ния по определению времени по часам. Игры: «Расставь по порядку», «Повтори за мной».

Развитие мелкой моторики.

Развитие тонкокоординированных движений кисти рук.

1час

Лепка печенья из пластилина.

Развитие процессов ощущения и восприятия цвета (красный, желтый, зеленый, синий и т.д.)

Узнавание, сопоставление, называние основных цветов и оттенков.

1час

Сопоставление предметов по цвету. Игры на восприятие цвета: «Сложи красивую, пеструю ткань для шторы», «Подбери красивое сочетание цвета».

Упражнения на получение цветности.

Развитие умений сопоставления цветов по светлоте, по цветовому тону.

1час

Упражнения: «Как светлеет небо на рассвете?», «Как заходит солнце?», «как желтеют листья?»

Развитие произвольной памяти.

Развитие мнестической памяти.

1час

Игры – задания: «Что изменилось?», «Что спрятано?». Сюрпризы.

Развитие пространственных представлений.

Коррекция ориентировочной деятельности в пространстве.

1час

Сопоставление фигурок – головоломок,

 складывание разрезных картинок .

Развитие мелкой моторики.

Тренировка движений пальцев рук (подвижность, гибкость).

1час

Моделирование из счетных палочек, цветных полосок (санки, часы, башня, ёлочка…). Игры – потешки.

Развитие переключаемости внимания.

Развитие скорости переключения внимания с одного вида деятельности на другой.

1час

Физические упражнения (переход от одного к другому упражнению). Игры: рыба, птица, зверь,  цветок, дерево, фрукт.

Упражнения для развития точности движений.

Развитие точнокоординированных движений руки. Развитие зрительно – пространственной ориентации.

1час

Работа в тетради (рисование узоров, бордюров).

Эмоции удовольствия и радости.

Коррекция эмоциональных отклонений.

1час

Практическое выражение эмоций, распознавание эмоций в портретах.

Восприятие формы.

Узнавать, различать, называть, классифицировать по форме.

1час

Классификация по форме, работа с шаблонами.

Складывание разрезных картинок (из 5 – 6 частей).

Развитие целостного восприятия предметов.

1час

Работа с разрезными картинками, открытками.

Сопоставление предметов с формой.

Различение и соотнесение предмета с формой.

1час

Работа с шаблонами (Г/Ф), наложение предмета на шаблон.

Загадки.

Развитие мышления на основе упражнений в выделении признаков предмета.

1час

ЧВС

Упражнения и игры по развитию глазомера.

Развитие линейного глазомера ч/з упражнения в вычерчивании, вырезании…

1час

Вырезание, вычерчивание фигур, выкладывание узора из ниток.

Конструирование.

Развитие пространственной ориентации, коррекция мелкой моторики.

1час

Кубики, работа с конструктором.

2 четверть (14ч)

Наши эмоции.

Развивать выразительность движений ребенка, учить распознавать эмоции по мимике (радость, грусть, страх, злость).

Миогимнастика, беседа с рассматриванием сюжетных картинок.

Коррекция мелкой моторики.

Развитие мелкой моторики.

3 комплекса упражнений самомассажа на основе физических упражнений.

Составление орнамента из г\ф в полосе.

Коррекция восприятия формы, развитие ориентировочной деятельности.

Обводка шаблонов. Вырезание, составление узора.

Нахождение признаков отличия.

Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, выделение, обобщение признаков.

Таблицы с изображёнными задачами (группы фигур).

Загадки математического содержания.

Анализ предметов с количественной пространственной, временной точки зрения, установление математических отношений.

Задачи – шутки, загадки, занимательные вопросы.

Ориентация на листе бумаги (с применением г/ф)

Развитие ориентировочной деятельности, развитие мелкой моторики

Работа с шаблонами г/ф.

Изображение различных эмоций.

Определение эмоций по схематическому изображению, совершенствовать умения изображать те или иные эмоции.

Игра перед зеркалом. Этюды: «Баба – яга», «Один дома», «Праздник».

Учимся слушать друг друга.

Учить детей умению выслушать другого, не перебивая. Не проявляя нетерпение.

Отработка ситуаций, при которых ребенок должен слушать другого (практическая ситуация, беседа в кругу.)

Восприятие целостного предмета.

Научить ребёнка узнавать предмет по его отдельным частям.

Игры: «Собери разрезную картинку.»,  «Сложи орнамент.»

Конструирование.

Развитие пространственной ориентации.

Конструирование сложных форм.

Узнавание предметов.

Развитие целостного восприятия. Коррекция зрительной памяти.

Игры: «Узнай предмет по контуру», «Узнай фигуру», «Дорисуй узор по образцу», «Узнай предмет по деталям», «Дорисуй лес».

Общее и различное в предметах.

Сравнение, выделение общих и различных признаков

Игры: «Что изменилось в узоре?», «Поставь на своё место», «Найди похожие облака», «Найди различие в предметах».

Узнавание по описанию.

Развитие представлений по описанию

Упражнения: «Найди по описанию нужный предмет на рисунке», «Узнай о чём я расскажу тебе», «Магазин цветов», «магазин продуктов».

Развитие мелкой моторики.

Коррекция мелкой моторики

Игры: «Палочки», «Бирюльки», «Колечко», «Дорожки». Конструирование из цветных палочек.

3 четверть (20ч).

Эмоции настроения.

Определение настроения по эмоциям.

Игры: «Определи настроения», «Этюды», «Лисичка подслушивает», «Лисёнок боится», Ваське стыдно», «Лисёнок боится».

Восприятие природы.

Развитие наблюдательности.

Прогулка в лес. Беседа о прогулке.

Развитие слуховой памяти.

Развитие скорости запоминания, увеличение объёма памяти.

Игры: «Кто больше запомнит», «Запоминаем рисуя», «Цвета», «Форма предметов».

Развитие мелкой моторики.

Развитие подвижности, целенаправленности действий.

Обрывная аппликация, упражнения с палочкой, игра на пианино, пальчиковый театр.

Восприятие звуков.

Узнавать, различать звуки окружающего мира.

Слушание грамзаписи мелодий разных инструментов, игры на восприятие силы, долготы, высоты звука. Различение мелодий по темпу, ритму настроению.

Анализ формы предметов.

Анализирование форм предмета, состоящих из нескольких  геометрических фигур.

Игра: «Выложи сам» (складывание предметов из геометрических фигур)

Логические упражнения.

Развитие логического мышления на основе упражнений в анализе предметов и ситуаций.

Упражнения. Бывает – не бывает. Дома зверей.

Пространственное воображение.

Развитие пространственного воображения.

Работа со строительным материалом, набором, упражнения на клетчатом листе.

Восприятие темпо-ритмических структур из

10-15 элементов.

Развитие слухового восприятия, коррекция мелкой моторики.

Определение и простукивание темпо-ритмических структур из 10-15 элементов.

Составить из одного слова – несколько (слон, свет).

Обогащение словаря через расширение семантического поля.

Игра в слова.

Развитие самоконтроля.

Развитие самостоятельности, контроль  за своим действием.

Игры, упражнения.

Классификация предметов.

Нахождение общих признаков, объединение предметов в группы.

Работа с предметными картинками. Классификация по темам: посуда, игрушки, фрукты, мебель, овощи, школьные принадлежности.

Исключение лишнего.

Определение общих и различных признаков, свойств, объединение предметов в группы по существенному признаку.

Игра «Что лишнего?»

Образование слов.

Обогащение словаря, упражнения в деление слов на слоги, синтез слогов.

Игра «Зашифрованное слово».

Расслабляющие упражнения.

Снятие уровня напряжения, умения расслабляться.

Паузы отдыха и расслабления «Поймай мышь», «Смеяться запрещается» и др.

Развитие восприятие пространства.

Развитие ориентировочной деятельности в пространстве.

Выполнение фигурок из палочек.

Эмоции вины и стыда.

Коррекция эмоциональных отклонений (узнавание, различие, запоминание эмоций).

Игра с зеркалом, этюды.

Восприятие формы объёмных предметов (шар, куб, ромб).

Узнавать, сравнивать, классифицировать объёмные предметы.

Разглядывание фигур, беседа о выявление различных свойств.

Развитие мелкой моторики.

Коррекция моторной недостаточности.

Игра с пальчиками, работа с природным материалом (крылатки, фасоль, горох).

Ориентация на листе бумаги с применением г/ф.

Развитие ориентировочной деятельности.

Работа с шаблонами г/ф.

4 четверть (18ч)

Выполнение целенаправленных действий по трёхзвенной инструкции педагога.

Практическая работа.

Развитие слухового восприятия.

Кулак – ребро – ладонь, упражнения по отстукиванию ритма

Соотношение движений с поданным звуковым сигналом.

Развитие сосредоточенности внимания.

Угадай по звуку?

Группировка предметов по двум признакам, обозначение словом.

Развитие мышления на основе упражнений в выделении признаков предмета.

Рассматривание зашумленных изображений. Игра «Найди предмет такой – же формы».

Закрепление тактильных ощущений при работе с пластилином.  

Развитие тактильных ощущений.

Тактильно обследование изученных букв на материале пластилина.

Упражнения на расслабление и снятие мышечных зажимов.

Коррекция обшей моторики

Упражнения: Тряпичная кукла, Заводные игрушки.

Графический диктант с усложнёнными заданиями.

Совершенствовать графические умения и навыки.

Графический диктант (работа в тетрадях).

Развитие согласованности движений на разные группы мышц.

Коррекция общей моторики.

Пальчиковая игра «Грибы», работа с ножницами, лабиринт в тетради.

Тонкая дифференциация на ощупь по разным качествам и свойствам.

Развитие осязательного ощущения.

Тактильное обследование букв, работа по наждачке

Вычерчивание геометрических фигур (окружность, треугольник)

Развитие пространственного восприятия.

Игра «Обведи и расрась».

Сочетание движений и поз различных частей тела.

Развитие общей моторики.

Упражнение «Мухомор»,игра «Буквы рассыпались»,

Игры с мелкой мозаикой.

Развитие тонкокоординированных движений кисти рук.

Дорисовывание симметричной половины изображения.

Развитие целостного восприятия.

Игры: Распутай животных «Посади огород» .Образец по клеткам, Обводка шаблонов,

Совершенствование точных мелких движений рук.

Развитие тонкокоординированных движений кисти рук.

Выполни штриховку. Пальчиковая игра «Пирог», «Подарки».

Вырезание ножницами на глаз изображений предметов.

Развитие линейного глазомера.

Вырезание зашумленных изображений.

Сравнение и группировка предметов по форме, величине, цвету.

Развитие восприятия формы, цвета.

Лепка корзины с овошами различной формы и цвета.

Воображаемые действия (вдеть нитку, подбросить мяч)

Коррекция ориентировочной деятельности в пространстве.

Игры на воображаемые действия:вдень иголку, подбрось мяч, надень перчтки и др.

Составление сериационных рядов по выделенным

Установление причинно – следственных связей, обобщение, умозаключения по признакам.

Работа с сюжетными картинками, предметным рядом.

Тематическое планирование 2 класс.

Тема занятия

Коррекционные цели

дата

Кол - во часов

Формы работы, упражнения

1 четверть (18ч).

Ориентировка на листе бумаги.

Коррекция зрительно – пространственного восприятия.

Упражнения на развитие произвольности движений (точное обведение контура).

Копирование образцов.

Развитие зрительного внимания.

Образец по клеткам.

Восприятие цвета (красный, желтый, синий, оранжевый, зеленый).

Узнавать, различать и называть цвета.

Игра «Заполни пустые клетки».

Сопоставление предметов с цветовыми образцами.

Соотносить предмет с цветом на основе упражнений в сравнении.

Обведение шаблонов, раскрашивание.

Восприятие нейтральных цветов (черный, белый).

Узнавать, различать и называть цвета.

Игра «День и ночь».

Различение геометрических фигур.

Узнавать, различать и называть геометрические фигуры.

Упражнения в дифференциации геометрических фигур.

Сопоставление геометрических фигур с предметами.

Распознавать каждую фигуру, соотносить предмет с формой геометрических фигур.

Прикладывание геометрических фигур к предметам (Овощи и фрукты).

Конструирование из геометрических фигур.

Коррекция творческого воображения, коррекция мелкой моторики.

Игра «Конструктор», игра с геометрическим домино.

Группировка предметов по форме и цвету.

Коррекция мышления, развитие зрительного восприятия.

Игра «Подбери пару», «Принеси кубик». Геометрическое лото.

Развитие мелкой моторики.

Коррекция мелких мышц кисти рук.

Пальчиковая гимнастика, самомассаж кистей и пальцев рук.

Развитие процессов ощущения и восприятия формы.

Определение формы объемных предметов.

Ощупывание объемных предметов (шар, брус, цилиндр, куб).

Восприятие параметров ширины (узкий, широкий).

Закрепление параметров ширины.

Игры «Полосатые флажки», «Какая одежда?», «Найди полоски».

Восприятие параметров высоты.

Закрепление параметров высоты.

Игра «Поставь по росту». Работа в тетради по указанию учителя.

Наши эмоции.

Развивать выразительность движений ребенка, учить распознавать эмоциональное состояние по мимике (радость, печаль).

Беседа с рассматривание сюжетных картинок.

фЭмоции (страх ,удовольствие)

Развивать умения узнавать и выражать эмоции.

Игра перед зеркалом. Этюды: «Баба Яга», «Один дома», «Вкусное яблоко».

Восприятие параметров толщины (толстый, тонкий).

Развитие восприятие параметров толщины.

Игры на восприятии толстых и тонких предметов. «Разложи палочки», «Определи толщину бутерброда»

Игры на восприятие толщины в картинках.

Развитие зрительного глазомера на основе упражнений в воспроизведении, сравнении, анализе.

Игры: «Какой ствол?»,»Стебельки»,»Разные книги».

2 четверть (14ч.)

Восприятие оттенков цветов.

Узнавание, различение, называние цветов.

1ч.

Игра: «Подбери к каждому предмету цвет»

Различение цветов.

Дифференцировать оттенки цвета, узнавать на предметах.

1ч.

Игра: «Найди похожие овалы», «найди похожие домики».

Сопоставление оттенков цветов  предметами.

Соотносить предмет с цветом.

1ч.

Игра: «Подбери каждому предмету цвет». Раскрашивание шаблонов.

Составление орнамента в круге, в квадрате, в полосе.

Развитие мелкой моторики, развитие зрительно-пространственного восприятия.

3ч.

Аппликация из цветной бумаги по образцу.

Формирование целостного образа предмета.

Коррекция целостного восприятия.

1ч.

Составление целостного образа  картин (открытки, предметы)

Отгадывание загадок, основанных на выделении свойств объектов.

Коррекция мышления на основе выделения общих свойств предмета и установление логических умозаключений.

1ч.

ЧВС

Палитра оттенков.

Дифференцировать знакомые цвета и оттенков

1ч.

Игра – упражнения «Сложи радугу»

Холодные и тёплые цвета.

Дифференцировать холодные и тёплые цвета.

1ч.

Работа в тетради цветными карандашами.

Формирование зрительного анализа цветовых сочетаний.

Развитие зрительного анализа цветовых сочетаний.

2ч.

Игры на сочетание цветов: «Сложи узор из кружков и квадратиков», «Собери красивый букет», «Сплети коврик из цветных полосок».

Воспроизведение темпо-ритмических структур из 5-10 элементов.

Развитие слухового восприятия.

1ч.

Простукивание темпо-ритмических структур из 5-10 элементов.

Развитие мелкой моторики.

Развитие динамического праксиса.

1ч.

Упражнения (кольцо,

 ребро – кулак – ладонь)

3 четверть (20ч.)

Восприятие пространства и ориентирование в нём.

Развитие зрительно-пространственного восприятия, развитие ориентировочной деятельности в окружающем.

1ч.

Игра «Конструктор» (конструирование из набора геометрических фигур, мозаики).

Игры: «Муравьи», «Правила движения». Работа в тетради (ориентация на листе бумаги)

Восприятие параметра длины (длинный, короткий).

Узнавать, различать, называть параметры длины.

1ч.

Игра: «Какая это лента?», «Сравни карандаши по длине».

Игры на восприятие длины предметов на картинках.

Коррекция зрительного восприятия длины предметов на картинках.

1ч.

Игры: «Ветки», «Сравни дорожки».

Игры на восприятие с плоскими фигурами.

Коррекция  зрительного восприятия длины предметов плоских фигур.

1ч.

Игра «Одень куклам юбки». Работа в тетради.

Развитие памяти со слов учителя.

Коррекция прочного запоминания на основе упражнений в повторении за учителем стихов.

1ч.

Заучивание стихов.

Сопоставление формы предметов с геометрическими фигурами (на овощах, фруктах)

Узнавание геометрических фигур на предметах, коррекция 1 зрительного восприятия.

2ч.

Обведение шаблонов, раскрашивание.

Исключение предметов (на материале геометрических фигур)

Развитие мышления на основе упражнений в сравнении, выделении существенных признаков, исключений.

1ч.

Игра «Четвёртый лишний»

Коррекция мелкой моторики.

Развитие и совершенствование движений пальцев рук.

2ч.

Застёгивание пуговиц, штриховка, раскрашивание, перебирание крупы, нанизывание бус, пуговиц.

Временные представления.

Развитие ориентировочной деятельности во времени (дни недели)

1ч.

Работа с отрывным календарём, определение дней недели.

Упражнения на выявление переносного смысла

Коррекция логического мышления на основе упражнений на выявление переносного смысла, установление переносного смысла, установление логических умозаключений.

1ч.

Работа над пословицами, поговорками.

Упражнения на развитие внимания и памяти.

Развитие устойчивого внимания, коррекция слуховой памяти.

2ч.

Игры: «Чего не стало?», «Что изменилось?» Заучивание поговорок и стихов.

Ознакомление с разновидностями геометрических фигур.

Узнавать, различать, называть геометрические фигуры.

1ч.

Обведение шаблонов, штриховка, раскрашивание.

Различение геометрических фигур.

Коррекция восприятия формы предмета, коррекция зрительной памяти.

1ч.

Игры: «Исключение четвёртого лишнего», «Найди похожую фигуру»

Восприятие иллюстраций.

Развитие целостного восприятия сюжета, профилактика 2 эмоциональных отклонений.

1ч.

Рассматривание иллюстраций, беседа по содержанию, игр (мимика, жесты, позы)

Сопоставление формы предмета с геометрическими фигурами.

Узнавать, сравнивать предмет с геометрической формой.

1ч.

Игра «Проверь себя». Обведение контура предмета.

Игры на восприятие расстояния.

Развитие зрительного восприятия расстояния.

1ч.

Игры «Волк и зайчик», «Поймай мячик», «Где стоит стол?»

Игра на восприятие направления.

Развитие направленности восприятия.

1ч.

Игры: «Где предмет?», «Где фигура?», «Что где?» Найди похожие картинки.

4 четверть (18ч.)

Развитие мелкой моторики.

Коррекция мелкой моторики мышц.

1ч.

Лепка из пластилина (сглаживание, прижимание, примазывание, вдавливание).

Конструирование из строительного материала.

Коррекция мышления, коррекция мелкой моторики.

1ч.

Конструирование (гараж, автомобиль)

Возведение конструкции по замыслу.

Планирование действий, развитие творческого воображения.

1ч.

Работа с предметами строительного материала.

Восприятие целостного предмета.

Узнавание предмета по отдельным свойствам и частям.

2ч.

Игры на конструирование: «Собери разрезную картинку», «Сложи орнамент»

Игры на узнавание предметов.

Развитие целостного восприятия.

2ч.

Упражнения в тетради: «Дорисуй узор по образцу», «Узнай предмет по деталям», «Чего не хватает у предмета?»

Упражнения на выявление общего и различного в предметах.

Определение общего и различного в предметах.

2ч.

Игры на общее и различное: «Что изменилось в узоре?», «Найди похожие облака», «Чем похожи снежные бабы»

Формирование навыков мышечного расслабления.

Профилактика перенапряжения.

1ч.

Игры: «Дрожащее желе», «Ритмические хлопки», «Бумажные мячики»

Обонятельные ощущения и восприятия.

Определение и называние запахов.

1ч.

Определение по запаху (названия цветов, пищи)

Этюды на выражения страдания и печали.

Тренировка умений в распознавании эмоционального состояния по мимике.

1ч.

Мимический показ названных эмоций детьми.

Развитие объёма слуховой и зрительной памяти.

Расширение объёма запоминаемого, коррекция слуховой и зрительно  памяти.

2ч.

Игры: грибные имена», «Словесный сад», «Транспорт». Работа в тетради «Сделай графический узор.

Звуки улицы.

Развитие слухового восприятия, коррекция фонематических процессов.

2ч.

Игры: «Звуки и улицы», «Кем работают люди»

Развитие пространственных представлений.

Осознание себя в пространстве, ориентация у доски, на поверхности стола, в рабочей тетради.

2ч.

Ориентировка в частях тела, на листе бумаги (упражнения)

Тематическое планирование 3 класс.

Тема занятия

Коррекционные цели

дата

Кол - во часов

Формы работы, упражнения

1четверть (18ч).

Вкусовые ощущения

Коррекция восприятия вкуса.

Практическое определение вкуса (кислое, соленое, горькое, кислое). Название продукта.

Развитие мелкой моторики рук.

Коррекция мелкой моторики рук.

Пальчиковая гимнастика «Какая семья у нас большая».

Развитие умения выражать и узнавать эмоции удивления.

Коррекция эмоциональной бедности детей.

Мимическая гимнастика.

Игры на выражение эмоций.

Обонятельные ощущения и восприятия.

Коррекция обонятельного восприятия.

Иры «Определи предмет по вкусу»

Пространственные представления. Ориентировка на плоскости.

Коррекция пространственной ориентации.

Рисование форм в заданном пространстве листа.

Профилактика эмоциональных отклонений (эмоции отвращений и презрения)

Коррекция эмоциональных отклонений.

Этюды на выражение эмоций. Упражнение «Ласковые слова»

Ощущение и восприятие времени.

Коррекция восприятия времени.

Определение времени по картинкам, соотнесение действий с временем.

Узнавание, различение, название цветов.

Узнавание, сопоставление, называние основных цветов и оттенков.

Соотнесение предмета с цветом (игры).

Дифференцировать оттенки цвета, узнавать на предметах.

Развитие умений сопоставления цветов по светлоте, по цветовому тону.

Классификация предметов по цвету (упражнения на исключение, сравнение)

Воспроизведение темпо-ритмических структур из 5-10 элементов

Развитие зрительно – моторной координации движений

 Практическая работа.

Составление орнамента в круге, в квадрате, в полосе.

Узнавать, различать, называть, классифицировать по форме.

Аппликация по образцу учителя

Отгадывание загадок

Развитие образного мышления

Ориентация на листе бумаги.

Упражнения в срисовывании выложенных из спичек фигурок в тетрадь.

Упражнения снимающие утомление с глаз

Коррекция зрения

«Восьмерка», «Точка», комплекс упражнений

Сравнение и группировка предметов по форме, величине и цвету.

Практическая работа.

«Мозаика, цветовое лото».

Цветовой спектр. Смешение цветов (оттенки).

Развитие умений сопоставления цветов по светлоте, по цветовому тону.

Упражнение «Цветовая радуга», Составь такой – же цветок»

Упражнения на расслабление

Психологическая тренировка без фиксации внимания (состояние полного телесного покоя)

Этюды «Смех, «Штанга»

Упражнения на концентрацию внимания.

Развивать умения быстро сосредоточиться.

Игра «Земля, вода, воздух, огонь».

2 четверть (14ч)

Развитие мелкой моторики рук.

Развитие мелкой моторики.

Работа с крупами(перебирание, составление контуров фигур)

Профилактика эмоциональных отклонений.

Коррекция эмоциональной сферы.

Упражнения «Волшебная палочка», «Подари друг другу хорошее настроение».

Восприятие формы.

Коррекция тактильных ощущений.

Определение предмета на ощупь.

Развитие мелкой моторики рук

Коррекция  графомоторных функций кисти руки

Шнуровка, графические игры в тетради.

Восприятие звуков

Развитие слухового восприятия.

Упражнения по различению голосов людей, животных

Вкусовые ощущения.

Развитие вкусовых качеств.

Определение и называние предметов  по вкусу

Развитие целостного восприятия.

Развитие целостного восприятия в картинках.

Работа с картинками химерами.

Направления движения.

Развитие ориентировочной деятельности.

Игры на определение движения (вперед, назад, вправо, влево)

Формирование навыков мышечного расслабления.

Развитие полного телесного расслабления.

Тренинг на снятие усталости, напряжения.

Узнавание предмета по словесному описанию.

Развитие словесно - логического мышления

Отгадывание загадок

Температура. Градусники для измерения температуры тела, воды, воздуха.

Развитие осязательных ощущений

Практическая работа. Определение температуры по градуснику.

Ориентировка в помещении и на улице по словесной инструкции.

Развитие ориентировочной деятельности в помещении, на улице

Практическая работа.

Игра «Найди и принеси по инструкции», подвижные игры

Определение расположения предметов в ближнем и дальнем пространстве.

Коррекция ориентировочной деятельности на листе бумаги.

Рисование картины с использованием понятий (на переднем, заднем плане, рядом, слева…)

Нахождение нелепиц на картинках.

Развитие умений определять крытый переносный смысл

Работа с текстами иллюстрациями с нелепицами

3 четверть (20ч).

Наши эмоции.

Развитие эмоциональной выразительности.

Миогимнастика.

Развитие временных представлений

Развитие ориентировочной деятельности во времени

Игры с временными отношениями (долг, недолг, завтра, вчера…)

Развитие мелкой моторики пальцев рук

Коррекция мелкой моторики пальцев и кистей рук.

Переливание воды с помощью ложки их сосуда.

Развитие внимания, памяти.

Развитие сосредоточенности внимания, переключения внимания, зрительной памяти.

Игра «Будь внимательный», «Дорисуй дорожки».

Изображение различных эмоций.

Коррекция эмоциональной сферы.

Игра с пиктограммой. Этюды «Баба Яга», «Один дома».

Развитие процессов восприятия размера.

Уметь изобразить предметы на бумаге разного размера.

Предметы большие, малые, средние (определение на практике)

Развитие фонематических процессов.

Развитие фонематического слуха и восприятия.

Дидактические игры на развитие фонематических процессов.

Разговор с лесом

Развивать умение расслабиться, пофантазировать, снять напряжение.

Игра – имитация «Разговор  лесом».

Нахождение признаков отличия.

Развивать умения сравнивать, выделять существенные признаки.

Работа с картинками «Что изменилось?»

Загадки математического содержания.

Развитие логики.

Ребусы, кроссворды, логические задачи

Расслабляющие упражнения.

Коррекция эмоциональной сферы.

 Упражнение «Нарисуй себя».

Конструирование.

Развитие восприятия формы предметов

Практическая работа.

Трансформация фигур.

Восприятие природы.

Развитие наблюдательности.

Наблюдения, беседа по результатам наблюдения.

Изображение различных эмоций.

 Учить распознавать эмоции по мимике.

Психогимнастический этюд «Как котенок стал смелым»

Ориентация на микроплоскости

Ориентация на микроплоскости

Упражнение «Продолжи гирлянду»

Координация движений  с речью

Развитие общей и мелкой моторики, координаций движений с речью.

Игры на движения с речевым сопровождение «На горе мы видим дом»

Развитие пространственных представлений

Развитие пространственных представлений

Задания на определение удаленности предмета

Складывание разрезных картинок (из 5 – 6 частей).

Развитие целостного восприятия предметов.

Работа с разрезными картинками, открытками.

Сутки. Части суток

Развитие временных представлений.

Определение по картинкам частей суток.

Неделя. Дни недели.

Развитие слуховой памяти, объема памяти.

Составление режим дня школьника по дням недели

4 четверть (18ч.)

Понятие год. Календарь.

Развитие временных понятий.

1ч.

Игра: «Круглый год»

Развитие тактильной памяти.

Развитие тактильной памяти.

1ч.

Упражнения «Танграм», передай игрушку.

Развитие аналитико-синтетической деятельности.

Развитие аналитико-синтетической деятельности.

1ч.

Игра: «Четвёртый лишний», анализ и синтез слов.

Отрицательные эмоции.

Снижения эмоционального напряжения.

1ч.

Упражнения на релаксацию.

Психомышечная тренировка.

Снятие мышечного напряжения.

1ч.

Упражнения: «Восковая свеча», «Передача тепла и энергии»

Зрительный диктант.

Развитие зрительно-пространственного гнозиса.

1ч.

Работа с «зашумленными» картинками, наложенными друг на друга: флаги, ракеты и планеты.

Составление рассказа по серии сюжетных картинок.

Развитие связной речи.

1ч.

Беседа по серии картинок с соблюдением последовательности.

Конструирование из строительного материала.

Развитие творческого воображения.

Конструирование башни.

Развитие мелкой моторики.

Развитие точности движений пальцев рук.

1ч.

Игра: «Аты-баты шли солдаты…»

Восприятие и анализ зрительного изображения.

Развитие зрительного гнозиса.

1ч.

Задания на индентификаию контура, выделение фигуры из фона.

Словесный лабиринт.

Развитие временных представлений.

1ч.

Игры на определения правильной последовательности времён года.

Увеличение объёма памяти.

Развитие объёма памяти

1ч.

Игра: «Словесная тепочка»

Расстояние.

Развитие зрительного восприятия расстояния.

1ч.

Игра: «Близко – далеко».

Возведение конструкций по замыслу детей.

Планирование действий, развитие творческого воображения.

1ч.

Работа с предметами строительного материала.

Сопоставление предметов с цветовыми образцами.

Соотносить предмет с цветом на основе упражнений в сравнении.

1ч.

Обведение шаблонов, раскрашивание.

Нелепицы.

Развитие логического мышления.

1ч.

Игры: «Кактус и ёж», «Над землёй и под землёй»,

 «Бывает – не бывает».

Развитие мелкой моторики.

Развитие тонких мышц пальцев рук.

1ч.

Игра: «Собери бусинки на нитку».

Эмоции.

Коррекция эмоциональной сферы.

1ч.

Игра: «Рожицы»

Тематическое планирование  4 класс.

Тема занятия

Коррекционные цели

дата

Кол - во часов

Формы работы, упражнения

1 четверть (18 часов)

Восприятие цвета

Узнавать, называть, различать основные цвета и оттенки, дополнительные цвета.

2

Игра «Сложи радугу». Работа на клетчатой бумаге.

Сопоставление предметов с цветом.

Соотносить предмет с цветом.

2

Игры на подбор нужного цвета, игры на сравнение предметов по цвету.

Составление цветовых  орнаментов (в круге).

Коррекция зрительно - пространственного восприятия, развитие восприятие цвета.

1

Аппликации, работа с полосками.

Различение геометрических фигур.

Узнавание, называние, сравнение по форме.

1

Игры и упражнения с цветными счетными палочками.

Пространственная ориентация.

Составление пространственных представлений.

1

Упражнения на сравнение.

Составление целого из частей.

Развитие синтеза, аналитического мышления, развитие целостного восприятия.

2

В тетрадях  «Дорисуй». Игры на воссоздание фигур» силуэтов.

Трансформация (преобразование)

Упражнять в составлении фигур на основе продумывания хода решения.

1

Упражнения по образцу учителя.

Логические задачи на поиск недостающих фигур

Развитие зрительного и мыслительного анализа.

1

Работа по таблицам

Развитие мелкой моторики.

Развитие тонкокоординированных движений пальцев рук, коррекция ориентировочной деятельности.

1

Выполнение фигурок из пальцев, конструирование из цветных полосок, мозаики.

Изображение различных эмоций.

Знакомить и различать схематичное изображение эмоций.

1

Работа с пиктограммой. Игра перед зеркалом, слушание текстов и  определение настроения.

Классификация предметов по цвету и форме.

Работа с геометрическими фигурами и цветными полосками.

Классификация предметов по темам (игрушки, транспорт, цветы, мебель).

Развитие основ логического мышления, (сравнение, анализ, классификация).

1

Игры «Чего не хватает?», Какая группа прибавилась? Что изменилось?. Работа с предметными картинками. Работа с геометрическими фигурами и с цветными полосками.

Развитие мелкой моторики.

Развитие логической памяти, мыслительных процессов на основе упражнений в классификации предметов.

1

Работа с природным материалом, ниткоплетение, сбор мозаики, работа с конструктором.

Отгадывание загадок, основанных на выделении свойств предметов.

Развитие произвольности движений, развитие мелких мышц кисти рук.

1

ЧВС

Увеличение объема внимания.

Коррекция внимания на основе упражнений в увеличении объема внимания

1

Игры «Часы», «Наоборот», «Алфавит», «Запрещенные движения», «Самый внимательный».

2 четверть (14 часосв)

Восприятие целостного предмета.

Узнавать предмет по его отдельным частям.

1

Игры на конструирование. Игры на узнавание, игры на общее и различное.

Эмоциональная разрядка

Учить управлять своим телом, чувствами, учить снимать напряжение

1

Упражнения «Слепой», «Глубокий сон», «Вещи на радость», «Ритмические хлопки».

Временные представления.

Воспринимать характеристики времени, устанавливать причинно – следственные связи.

1

Упражнения по  определению времени по часам. Игра «Картинки и слова», «Угадай, какая это погода?», «О каком времени года говорится?».

Восприятие сложных движений.

Воспринимать, различать, выполнять разнообразные сложные движения.

1

Игры на восприятие роли в движениях, на восприятие ситуации в движениях, на восприятие команд в движениях.

Распознаем эмоции по мимике и интонации голоса.

Учить распознавать эмоции грусти, радости, страха, злобы по мимике интонации голоса, упражнять в изображении этих эмоций.

1

Беседа, работа с графическими изображениями эмоций. Упражнение «Угадай эмоции».

Развитие мелкой моторики.

Коррекция мелкой моторик и (развитие точности движений при переключении).

Комплекс специальных упражнений на смену напряжения и расслабления.

Составление устных рассказов по картинкам.

Развитие грамматического строя речи, развитие связной речи.

2

Работа по сюжетным картинкам.

Ориентировка на листе бумаги.

Развитие зрительно – пространственного восприятия.

1

Рисование узоров, бордюров по образцу учителя.

Составление узоров из геометрических фигур.

Развитие наглядно 0 действенного мышления.

2

Выкладывание геометрических фигур из палочек. Конструирование. Лепка. Работа с тестом.

Упражнения в преобразовании образов объекта.

Развитие наглядно – образного мышления.

1

Упражнения в преобразовании фигур.

Восприятие цвета.

Различение цвета, сравнение, сопоставление цвета и их сочетание, оттенки.

2

Игры на сочетание цвета. «Сложи красивую пеструю ткань для шторы», «Сложи узор из кружков и квадратиков», «Сплети коврик из цветных полосок».

3 четверть (20 часов).

Развитие мелкой моторики.

Развитие тонкокоординированных движений кисти и пальцев рук.

2

Пальчиковый театр.

Я глазами других.

Развивать у детей виденья себя со стороны, формировать навыки исправления ошибок в поведении.

1

Беседа в кругу. Проигрывание ситуаций. Игры в ассоциации.

Эмоции страдания и печали.

Коррекция эмоциональных отклонений.

1

Игра перед зеркалом, работа с графическими изображениями.

Конструирование буквы.

Развитие целостного восприятия формы буквы.

2

Ниткография ( составление из нитей предмета).

Восприятие пространства.

Развитие зрительно - пространственного, ориентация на листе бумаги.

2

Выполнение фигурок из палочек, фишек. Работа на листе клетчатой бумаги.

Упражнения и игры по развитию глазомера.

Развитие линейного глазомера, развитие восприятия характеристик пространства, аналитическое сопоставление предметов с помощью зрения.

1

Копирование, игры и упражнения на восприятие расстояния, направления длины, высоты, ширины предметов.

Восприятие мелодий.

Сравнение по темпу, ритму, настроению, характеру.

1

Слушание грамзаписи , воссоздание мелодий по простукиванию темпо – ритмического рисунка.

Развитие зрительной памяти.

Развитие зрительного запоминания (целостности, прочности).

1

Игры, задания, упражнения для развития зрительной памяти «Осенние листья», «Гуляем по зоопарку».

Исключение лишних предметов.

Объединение предметов в группы, исключение лишнего.

1

Игра «Что лишнее?» в словах, в серии картинок.

Восприятие цвета, формы, величины.

Ориентация в признаках цвета, формы, величины. Дифференциация понятий.

1

Игра «Круг, треугольник, квадрат». По инструкции учителя.

Развитие мелкой моторики.

Тренировать координацию руки.

2

Воспроизведение рисунков, узоров, не отрывая карандаш от листа, срисовывание картинок.

Ориентация на плоскости.

Развитие ориентировочной деятельности, развитие зрительно – пространственного восприятия.

1

Графический диктант.

Развитие самоконтроля.

Развитие приемов самоконтроля младших школьников.

1

Игры «Сделай так – же», «Число – контролер», «Лесенка».

Развитие устойчивого внимания.

Развитие устойчивого внимания, самоконтроля.

1

Задания на материале школьной программы.

Развитие мелкой моторики.

Тренировка движений пальцев.

2

Упражнения с мячами, произнесение чистоговорок в сопровождении с движением кисти рук, рисование форм (спирали), элементы пальчикового театра, самомассаж кистей и пальцев рук.

4 четверть (18 часов).

Занимательные вопросы.

Развитие элементов логического мышления (сравнение, обобщение, установление причинно – следственных связей и логических умозаключений).

1

Занимательные вопросы по математике, логические концовки (если река глубже, то ручей…), задачи в стихотворной форме.

Игры на составление целого из частей.

Развитие целостного восприятия.

1

Работа с геометрическими фигурами, упражнения «Дорисуй», «Построй».

Нахождение признаков отличия.

Упражнять детей в последовательном анализе каждой группы фигур, сопоставление их

2

Таблицы с изображенными на них задачами.

Составление цветовых орнаментов.

Развитие цветовосприятия.

2

Аппликации цветовых орнаментов.

Тактильное ощущение.

Развитие осязательных ощущений, узнавание предмета на ощупь.

1

Игра « Чудесный мешочек».

Упорядочивание предметов по величине.

Развитие последовательного соотнесения предметов по величине.

1

Игры «Спортсмены строятся», «Построим дом».

Развитие зрительной памяти.

Увеличение объема памяти, тренировка зрительной памяти.

1

Наборы из 10 – 12 картинок. Игры – состязания «Кто больше запомнит?».

Временные представления.

Развитие восприятия времен, установление причинно – следственных связей.

2

Угадывание времени по описанию, беседы по иллюстрациям, работа с календарем природы. Игра «Прогноз природы» с помощью графических изображений.

Обобщение по теме «Цвета»

Узнавать, сравнивать, классифицировать, соотносит с предметом.

1

Игры и упражнения, использованные ранее.

Обобщение по теме «Геометрические фигуры».

Узнавать, сравнивать, классифицировать, соотносит с предметом

1

Игры и упражнения, использованные ранее.

Развитие мелкой моторики.

Коррекция мелкой моторики.

2

Пальчиковая гимнастика, работа с природным материалом, конструирование из цветных полосок, шнуровка, лепка, вырезание.

Упражнения на развитие тактильно – двигательного восприятия.

Развитие тактильно – двигательного восприятия, ориентация на плоскости.

1

Игры и упражнения с ниточками, веревочками.

Формирование целостного образа предмета.

Развитие целостного восприятия предмета.

1

Работа с разрезными картинками, угадывание предмета по частям, определение недостающих частей.

Обобщение по теме «Эмоции».

Узнавание, изображений эмоций в нужной ситуации, профилактика эмоциональных отклонений.

1

Игра перед зеркалом, угадывание и изображений эмоций.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коррекционно-развивающая программа развития психомоторики и сенсорных процессов, учащихся с общим психическим недоразвитием «Развиваемся, играя»

Данная программа разработана для сенсорного и психического развития детей с общим стойки недоразвитием[6], она осуществляется в течение первых четырех лет обучения с учащимися  1 - 4 классо...

занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" по теме "Развитие моторики"

Занятие по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2 класса С(К)ОУ VIII вида, направлено на развитие моторики....

занятие для 2 класса по программе "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"

Занятие по рограмме "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся С(К)ОУ VIII вида....

Адаптированная рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов 3 класс

АРП "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"начальное общее образование 3 класс (индивидуальное обучение на дому),1 час в неделю/34 часа в год...