Адаптированная рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов 3 класс
календарно-тематическое планирование
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
razvitie_psihomotoriki_i_sensornyh_protsessov_3_klass_arp_fomichyova_s.s.doc | 162.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Ростовская область Верхнедонской район хутор Мещеряковский
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Верхнедонского района Мещеряковская средняя общеобразовательная школа
Рассмотрена и рекомендована Утверждена
к утверждению педагогическим советом от 27.08.2018г. № 62
протокол от 27.08.2018г. № 1 Директор школы:
_________ М.В.Удовкина
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ (3 КЛАСС)
НАЧАЛЬНОЕ ОБЩЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ
НА 2018 – 2019 УЧЕБНЫЙ ГОД
Учитель: Фомичёва Светлана Сергеевна
Раздел №1. Пояснительная записка.
Рабочая программа по Развитию психомоторики и сенсорных процессов для 3 класса индивидуального обучения на дому составлена на основании следующих документов:
- Примерная адаптированная адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с умеренной, тяжёлой отсталостью (вариант 1) по предмету;
- Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с умеренной, тяжёлой отсталостью (вариант 1);
- Учебный план МБОУ Мещеряковской СОШ ;
- Годовой учебный календарный график на 2018-2019 учебный год.
Курс Развития психомоторики и сенсорных процессов рассчитан на общее число учебных часов за год обучения 34 (1 час в неделю – 20-30 мин). В соответствии с годовым календарным графиком МБОУ Мещеряковской СОШ программа для 3 класса будет реализовываться в объеме 31 час. Рабочая программа будет полностью реализована за счет проведенных вместе двух тем:
- 1. Развитие осязания (теплее-холоднее); словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник).
2. Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение.;
- 1. Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице); вербализация пространственных отношений с использованием предлогов.
2. Развитие пространственного праксиса; словесный отчёт о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдёшь, то найдёшь».
- 1. Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикреплённом к доске (вертикальное расположение листа).
2. Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты.
Программа курса коррекционных занятий «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» имеет своей целью: на основе создания оптимальных условий познания ребёнком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представление об окружающей действительности, способствующее оптимизации психического развития ребенка и более эффективной социализации его в обществе.
Раздел №2. « Планируемые результаты освоения учебного предмета, курса»
В результате целенаправленной деятельности на занятиях по развитию психомоторики и сенсорных процессов обучающиеся
Ученик научится:
— ориентироваться на сенсорные эталоны;
— узнавать предметы по заданным признакам;
— сравнивать предметы по внешним признакам;
— классифицировать предметы по форме, величине, цвету, функциональному назначению;
— составлять сериационные ряды предметов и их изображений по разным признакам;
— практически выделять признаки и свойства объектов и явлений;
— давать полное описание объектов и явлений;
— различать противоположно направленные действия и явления;
— видеть временные рамки своей деятельности;
— определять последовательность событий;
— ориентироваться в пространстве;
— целенаправленно выполнять действия по инструкции;
— самопроизвольно согласовывать свои движения и действия;
— опосредовать свою деятельность речью.
Получат возможность научиться:
- Целенаправленно выполнять действия по 3-4 инструкции педагога.
- Дорисовывать незаконченные изображения.
- Группировать предметы по заданным признакам формы, величины.
- Составлять цветовую гамму от темного до светлого тона разных оттенков.
- Конструировать предметы из 5—6 деталей, геометрических фигур.
- Определять на ощупь поверхность предметов, обозначать в слове качества и свойства предметов.
- Зрительно дифференцировать 2—3 предмета по неярко выраженным качествам, определять их словом.
- Классифицировать предметы на основе выделенных свойств и качеств.
- Различать запахи и вкусовые качества, называть их.
- Сравнивать предметы по тяжести на глаз, взвешивая на руке.
- Адекватно ориентироваться на плоскости и в пространстве; выражать пространственные отношения с помощью предлогов.
- Определять время по часам.
Раздел 3 «Содержание учебного предмета»
№ | Разделы | Характеристика основных содержательных линий, тем | Практическая работа |
1 | Вводное занятие. Диагностика уровня развития памяти и мышления. Исследование школьной мотивации учащихся. 1 час | ||
2 | Развитие моторики, графомоторных навыков 5 ч. | Развитие согласованности движений на разные группы мышц Обучение целенаправленным действиям по трех- и четырехзвенной инструкции педагога. Развитие моторики рук. Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | Броски в цель, «Кольцеброс», игры с мячом, обручем. Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание). Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант. Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. |
3 | Кинестетическое и кинетическое развитие 2 ч | Формирование ощущений от статических и динамических поз различных мелких частей лица и тела (глаза, рот, пальцы и т. д.). Выполнение упражнений по заданию педагога. | Выразительность движений — имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование. |
4 | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов 1 ч | Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3—4 предметов. Сравнение двух объемных геометрических фигур — круга и овала. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). | Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. |
5 | Тактильно-двигательное восприятие 6ч | Определение различных свойств и качеств предметов на ощупь (мягкие- жесткие, мелкие- крупные). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Нахождение на ощупь контура нужного предмета из 2-3 предложенных. | Работа с глиной, тестом и пластилином (раскатывание, скатывание, вдавливание). Игры с сюжетной мозаикой. |
6 | Восприятие особых свойств предметов (развитие осязания, обоняния, вкусовых качеств, барических ощущений 3 ч. | Развитие осязания (теплее — холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твердость, растворимость, вязкость). Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее — легче); взвешивание на ладони; определение веса на глаз. | Измерение объема сыпучих тел с помощью условной меры. |
7 | Развитие зрительного восприятия 2 ч | Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Тренировка зрительной памяти; Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (две картинки). Сравнение трех предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. | Рисование бордюров по наглядному образцу. Дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. |
8 | Развитие слухового восприятия 2 ч | Определение направления звука в пространстве. Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма. . | Игры «Угадай где?», «Повтори за мной» |
9 | Восприятие пространства 4 ч | Ориентировка в помещении по инструкции педагога, понятия: выше — ниже, левее — правее, рядом и др.; вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения объектов относительно друг друга (мебели в комнате) по инструкции педагога. | Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога. |
10 | Восприятие времени 5 ч | Объемность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 ч, 1 мин, 1 c). Времена года, их закономерная смена. | Определение времени по часам. |
Раздел 4 «Тематическое планирование»
№п/п | Основное содержание по темам | Характеристики основных видов учебной деятельности обучающихся (на уровне УУД) |
1. | Вводное занятие. Диагностика уровня развития памяти и мышления. Исследование школьной мотивации учащихся.1 ч. | |
I. | Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков. 5 часов Упражнения на развитие меткости (кольцеброс, дартс, «Тир»). Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). Обучение целенаправленным действиям по двух-трёхзвенной инструкции педагога (два шага вперёд-поворот направо-один шаг назад). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застёгивание). Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. Рисование бордюров по образцу. Графический диктант (зрительный и на слух). Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации. | Раздел решает ряд задач, связанных с расширением двигательного опыта учащихся, развитием умения согласовывать движения различных частей тела, целенаправленно выполнять отдельные действия и серии действий по инструкции педагога, что является основой для формирования у учащихся пространственной ориентировки. Коррекционная направленность занятий предполагает работу по укреплению моторики рук, развитию координации движений кисти рук и пальцев. |
II. | Тактильно-двигательное восприятие. 2 часа Определение предметов на ощупь; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жёсткие; крупные и мелкие предметы). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает …(пушистое)». Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка на тему «Овощи». Работа с сюжетной мозаикой. | Основной целью раздела является полное представление об объектах окружающего мира. Разные предметы обладают рядом свойств, которые невозможно познать с помощью зрительного или слухового анализатора. Речь идёт о различении поверхностей предметов на ощупь (мягкий, твёрдый, шершавый, колючий), определении их температурного режима (горячий, холодный), вибрационных качеств и возможностей. Тактильные ощущения, которые возникают при последовательном ощупывании предмета, выделении его контура (или объёма), поверхности позволяют уточнить знания учащихся о материалах, их свойствах и качествах, сформировать обобщённое представление о самом объекте. |
III. | Кинестетическое и кинетическое развитие. 1 час Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы); вербализация собственных ощущений. Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий). | Данный раздел предполагает формирование у учащихся ощущений от различных поз и движений своего тела или отдельных его частей (верхних и нижних конечностей, головы, туловища) в пространстве. Кинетический фактор (моторная составляющая) является ведущим при осуществлении зрительномоторных, слухомоторных, речемоторных, ритмикомоторных, координационно-моторных факторов. Кинестетический фактор несёт информацию о взаиморасположении моторных аппаратов в статике и движении. Он тесно связан с осязанием, что способствует обеспечению более тонких и пластичных подкреплений сложных комплексов рук, ног, кисти, пальцев, органов артикуляции, глаз. |
IV. | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. 6 часов Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4 предмета). Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Дидактическая игра «Часть и целое». Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов. Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Составление сериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности одного цвета. | Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки. Сравнение и обозначение словом формы 3-4 предметов. Сравнение 2-х объёмных геометрических фигур – круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4-5 предметов по заданному признаку величины. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей. |
V. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. Дидактическая игра «Цветик-семицветик». 3 часа Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»). | Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Тренировка зрительной памяти; дидактические игры типа «Сложи такой же узор». Составление картинки из разрезных частей. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (2 картинки). Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Упражнения для профилактики и коррекции зрения. |
VI. | Восприятие особых свойств предметов. 2 часа Развитие осязания (теплее – холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твёрдость, растворимость, вязкость). Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее – легче); взвешивание на ладони; определение веса на «глаз». | Развитие осязания (теплее – холоднее), определение контрастных температур разных предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. Определение различных свойств веществ (сыпучесть, твёрдость, растворимость, вязкость). Дифференцировка ощущений чувства тяжести (тяжелее – легче); взвешивание на ладони; определение веса на «глаз». |
VII. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. 2 часа Определение направления звука в пространстве (справа, слева, спереди, сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма. | Определение направления звука в пространстве (справа, слева, спереди, сзади). Выполнение действий по звуковому сигналу. Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных произведений. Развитие чувства ритма |
VIII. | Восприятие пространства. 4 часа Ориентировка в помещении по инструкции педагога, вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения мебели в комнате по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога. | Ориентировка в помещении по инструкции педагога, вербальное обозначение пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса. Моделирование пространственного расположения мебели в комнате по инструкции педагога. Ориентировка на вертикально расположенном листе бумаги. Деление листа на глаз на 2 и 4 равные части. Пространственная ориентировка на поверхности парты, расположение и перемещение предметов по инструкции педагога. |
IX. | Восприятие времени. 5 часов Определение времени по часам. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена. | Определение времени по часам. Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). Длительность временных интервалов (1 час, 1 минута, 1 секунда). Времена года, их закономерная смена. |
Приложении 1.
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Темы | Кол- во часов | Дата |
1. | Вводное занятие. Диагностика уровня развития памяти и мышления. Исследование школьной мотивации учащихся. | 1 ч | 07.09 |
I. | Развитие крупной и мелкой моторики; графомоторных навыков. | 5 ч | |
1. | Упражнения на развитие меткости (кольцеброс, дартс, «Тир»). Развитие согласованности движений на разные группы мышц (по инструкции педагога). | 1 ч | 14.09 |
2 | Обучение целенаправленным действиям по двух-трёхзвенной инструкции педагога (два шага вперёд-поворот направо-один шаг назад). Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. | 1 ч | 21.09 |
3. | Совершенствование точности мелких движений рук (завязывание, развязывание, шнуровка, застёгивание). Обводка контуров предметных изображений, штриховка в разных направлениях. | 1 ч | 28.09 |
4. | Рисование бордюров по образцу. Графический диктант (зрительный и на слух). | 1 ч | 05.10 |
5 | Вырезание ножницами из бумаги по контуру предметных изображений. Работа в технике «объёмной» и «рваной» аппликации. | 1 ч | 12.10 |
II. | Тактильно-двигательное восприятие. | 2 ч | |
1 | Определение предметов на ощупь; выделение разных свойств и качеств (мягкие и жёсткие; крупные и мелкие предметы). Восприятие поверхности на ощупь (гладкая, шершавая, колючая, пушистая). Дидактическая игра «Что бывает …(пушистое)». | 1 ч | 19.10 |
Работа с пластилином и глиной (раскатывание, скатывание, вдавливание). Лепка на тему «Овощи».Работа с сюжетной мозаикой. | 1 ч | 26.10 | |
III. | Кинестетическое и кинетическое развитие. | 1 ч | |
1 | Формирование ощущений от статических и динамических поз различных частей тела (глаза, рот, пальцы); вербализация собственных ощущений. Выразительность движений (имитация повадок животных, инсценирование школьных событий). | 1 ч | 09.11 |
IV. | Восприятие формы, величины, цвета; конструирование предметов. | 6 ч | |
1. | Сравнение и обозначение словом формы предметов (3-4 предмета). Понятие «овал». Упражнения в сравнении круга и овала. | 1 ч | 16.11 |
2 | Комбинирование разных форм из геометрического конструктора по инструкции Сравнение и обозначение словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). | 1 ч | 23.11 |
3 | Дидактическая игра «Часть и целое». Составление сериационных рядов по величине из 4-5 предметов. | 1 ч | 30.11 |
4 | Группировка предметов по самостоятельно выделенному признаку. Цветовой спектр. Цвета тёплые и холодные. | 1 | 07.12 |
5 | Составление сериационного ряда из 4-5 кругов разной насыщенности одного цвета. Дидактическая игра «Цветик-семицветик». | 1 ч | 14.12 |
6 | Узнавание предмета по его отдельным частям. Дорисовывание незаконченных изображений знакомых предметов. Составление предмета или целостной конструкции из мелких деталей (пазлы, настольный «Лего»). | 1 ч | 21.12 |
V. | Развитие зрительного восприятия и зрительной памяти. | 3 ч | |
11. | Совершенствование зрительно-двигательной координации руки и глаза. Рисование бордюров по наглядному образцу. Нахождение отличительных и общих признаков на наглядном материале (сравнение 2-х картинок). | 1 ч | 28.12 |
2. | |||
2 | Сравнение трёх предметов, отличающихся незначительными качествами или свойствами. Тренировка зрительной памяти. Дидактическая игра «Что изменилось». | 1 ч | 18.01 |
3 | Дидактическая игра «Повтори узор». Упражнения для профилактики и коррекции зрения. | 1 ч | 25.01 |
VI. | Восприятие особых свойств предметов. | 2 ч | |
1 | Развитие осязания (теплее-холоднее); словесное обозначение. Определение контрастных температур предметов (грелка, утюг, чайник). Различение пищевых запахов и вкусов, их словесное обозначение. | 1 ч | 01.02 |
2 | Определение различных свойств веществ (твёрдость, сыпучесть, вязкость, растворимость). Развитие дифференцированных ощущений чувства тяжести (тяжелее-легче). Взвешивание на ладони; определение веса на «глаз». | 1 ч | 08.09 |
VII. | Развитие слухового восприятия и слуховой памяти. | 2 ч | |
1 | Определение направления звука в пространстве (справа-слева-спереди-сзади). Дидактическая игра «Догадайся, откуда звук». Различение музыкальных и речевых звуков по высоте тона. | 1 ч | 15.02 |
2 | Выполнение действий по звуковому сигналу (поворот головы на определённый звук). Дидактическая игра «Прерванная песня». Различение мелодий по темпу; прослушивание музыкальных отрывков. Развитие чувства ритма. Дидактическая игра «Мы – барабанщики». | 1 ч | 22.02 |
VIII. | Восприятие пространства. | 4 ч | |
1 | Ориентировка в пространстве (в помещении и на улице); вербализация пространственных отношений с использованием предлогов. Развитие пространственного праксиса; словесный отчёт о выполнении задания. Дидактическая игра «Куда пойдёшь, то найдёшь». | 1 ч | 01.03 |
2. | Моделирование пространственного расположения мебели в комнате. Дидактическая игра «Обставим комнату». | 1 ч | 15.03 |
3. | Деление листа на «глаз» на 2 и 4 равные части. Расположение предметов в вертикальном и горизонтальном полях листа. | 1 ч | 22.03 |
4 | Ориентировка на листе бумаги разного размера, прикреплённом к доске (вертикальное расположение листа). Расположение предметов и их перемещение на поверхности парты. | 1 ч | 12.04 |
IX. | Восприятие времени. | 5 ч | |
1. | Определение времени по часам. | 2 ч | 19.04 |
2. | Длительность временных интервалов (1 секунда, 1 минута, 5 минут, 1 час). Дидактическая игра «Успей за 1-2-5 минут». | 1 ч | |
3. | Объёмность времени (сутки, неделя, месяц, год). | 1 ч | 17.05 |
4. | Времена года, их закономерная смена. Дидактическая игра «Когда это бывает». | 1 ч | 24.05 |
На протяжении всего учебного года осуществляется контроль за развитием психомоторных навыков обучающихся. Результаты диагностики заносятся в «Листы коррекционных занятий» (3 раза в год). В начале и в конце учебного года проводится обследование уровня сформированности моторных и сенсорных процессов обучающихся (диагностические задания Н.И.Озерецкого, М.О.Гуревича).
Данный курс занятий является коррекционно-направленным: наряду с развитием общих способностей предполагается исправление присущих обучающимся, воспитанникам с ограниченными возможностями здоровья недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психофизической деятельности.
Для проведения коррекционной работы требуется специально организованная предметно-пространственная среда: функционально ориентированные игрушки и пособия для развития сенсомоторных функций
1. Геометрический конструктор.
2. Геометрические фигуры.
3. Дартс.
4. Детские музыкальные (шумовые) инструменты.
5. Дидактические игры.
6. Индивидуальные модели часов.
7. Календари (настольные, отрывные, табели).
8. Кольцеброс.
9. Мячи.
10. Набор детской мебели.
11. Настольный «Лего».
12.Натуральные предметы.
13. Обручи.
14. Пазлы.
15. Песочные часы.
16. Пластилин (глина).
17. Полоски цветного картона.
18. Раскладные пирамидки.
19. Секундомер.
20. Строительные конструкторы.
21. Сюжетные мозаики.
22. Трафареты (шаблоны).
23. Шнуровки.
Согласована
Заместитель директора
по учебной работе
__________ Рыльщикова Ж.Д. 31.08.2018 года
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Адаптированная коррекционная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполн...
Рабочая учебная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1-4 классов
Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (кор...
Рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для учащихся 1-4 классов специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8-вида
Пояснительная записка.Тематическое планирование....
Адаптированная рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов
Программа разработана для учителей - дефектологов, работающих в школах VIII вида....
Адаптированная образовательная программа для обучающихся 1 класса по развитию психомоторики и сенсорных процессов (по программе Л.А. Метиева, Э.Я. Удалова) на 2016-2017 учебный год
Рабочая программа представляет собой платформу для успешного усвоения и правильного применения учащимися грамматических правил, а с другой стороны – закрепления учебного материала.Все содержание рабоч...
Адаптированная рабочая программа "Развитие психомоторики и сенсорных процессов 3 класс
АРП "Развитие психомоторики и сенсорных процессов"начальное общее образование 3 класс (индивидуальное обучение на дому),1 час в неделю/34 часа в год...
Конспект открытого занятия 3а класса по коррекционному курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» Тема: «Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Конструирование предметов».
Тема: «Формирование сенсорных эталонов плоских геометрических фигур (круг, квадрат, прямоугольник, треугольник). Конструирование предметов»....