Адаптированная коррекционная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов.
календарно-тематическое планирование на тему

Елена Александровна Муравьева

 

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.

Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце каждого учебного года.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида г. Городец Нижегородская обл.»

Согласовано                                                                                               Утверждаю

зам. директора по УВР                                                             директор школы-интерната

_______________ А.М.Копылова                                         _________________   А.А.Кошелев

«10» сентября 2012г.

Рассмотрено и принято

на методическом объединении

учителей начальных классов

«1» ноября 2011года.

РАЗВИТИЕ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

Адаптированная коррекционная программа составленная на основе коррекционного курса1-4 классов для специальных коррекционных школ-интернатов VIII вида, программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов. Издательство «Автосинтез НН 2005год». Автор составитель Л.С.Сековец

ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 1-4 КЛАССОВ СО СЛОЖНОЙ СТРУКТУРОЙ ДЕФЕКТА

Составитель:  учитель-дефектолог первой  квалификационной категории Е.А.Муравьёва

Пояснительная записка

Под термином психомоторика, как правило, понимается «объективация всех форм психического отражения в совокупности управляемых двигательных действий». Платонов К.К. подразделил психомоторные процессы на:

1) сенсомоторные реакции (движения и действия в ответ на сенсорный сигнал или объект),

2) идеомоторные процессы (представления субъекта о различных движениях),

3)  произвольные моторные действия.

Известно, что у обучающихся при глубоком недоразвитии интеллекта  выявляется весь комплекс психомоторных нарушений, который включает в себя: нарушения мелкой и общей моторики, нарушения пространственной ориентировки и координации движений, нарушения таких познавательных психических процессов, как восприятие, память, внимание, воображение, мышление и речь.

Занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов имеют важное коррекционно-развивающее значение, оказывают существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную, двигательную сферу; способствуют формированию положительных навыков поведения учащихся с глубокой умственной отсталостью.

Целью данного курса является   максимальная  коррекция  недостатков познавательных и эмоциональных процессов, моторных и сенсорных функций обучающихся с тяжелым нарушением интеллекта.

Основные задачи коррекционного курса не противоречат общим задачам школы:

>        способствовать  коррекции  недостатков  познавательной деятельности  обучающихся путем    целенаправленного    систематического    развития    у    них    правильного восприятия цвета, формы, величины, пространственного расположения предметов;

> содействовать    развитию у воспитанников аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать, классифицировать;

>        исправлять    недостатки    общей    моторики    учеников,    совершенствовать    их зрительно-двигательную координацию и ориентацию в пространстве;

>  развивать познавательные и эмоционально-волевые психические процессы младших школьников с нарушениями интеллекта;

>        способствовать развитию мелкой моторики пальцев рук и речи обучающихся.

Основной формой организации является комплексное занятие, которое проводится 2 раза в неделю в динамичной увлекательной форме с использованием разнообразных дидактических игр, игр разной подвижности занимательных упражнений со сменой различных видов деятельности. Каждое занятие оснащается необходимыми наглядными пособиями, раздаточным материалом, техническими средствами обучения.

Занятия  должны носить практическую направленность, быть тесно связаны с другими учебными предметами, готовить обучающихся к жизни в обществе. Работу можно проводить  дифференцированно (по подгруппам по структуре дефекта ), а также индивидуально с каждым воспитанником.

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» имеет концентрическую структуру. В каждом последующем классе задания усложняются, увеличивается объем материала, наращивается темп выполнения работы.

Оценка достижений обучающихся производится по результатам психолого-педагогической диагностики, которая проводится в начале и в конце каждого учебного года.

Содержание курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

1 класс (64 часа в год, 2 часа в неделю)

I четверть  (18 часов)

1.Формирование сенсорных эталонов цвета, формы, величины.

1.1 Развитие и коррекция восприятия цвета –  8 часов (красный, желтый, синий, зеленый, белый, черный - учить различать и, по возможности, называть).

Выбор по образу и инструкции («дай такой же») предметов одного цвета из 3-5 предметов двух контрастных цветов.

Группировка по цвету предметов двух контрастных цветов («Разложи игрушки в две коробки - подходящие по цвету»).

Выбор по образцу и инструкции предмета нужного цвета из 6 —8 предметов трех-четырех основных цветов.

Раскладывание предметов всех указанных насыщенных цветов на группы .

Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле бант», «Завяжи ниточку шарику», «От какого цветка лепесток?»).

Использование цвета для обозначения предметов («курочка - цыплята», «елочки - цветочки») - иллюстрация цветными фишками стихотворений.

Выкладывание узора из мозаики - ряда чередования двух-трех цветов через один  элемент.

1.2 Развитие и коррекция  восприятия формы – 6 часов (геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат - учить различать и называть).

Выбор по образцу и инструкции («дай такой же») предметов одной геометрической формы из 3-5 предметов двух контрастных форм.

Группировка по форме предметов двух контрастных форм.

Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов двух-трех контрастных плоскостных форм, их группировка.

Определение формы предмета только с помощью тактильного анализатора («Чудесный мешочек»).

Работа с «Досками  Э. Сегена».

Выкладывание ряда с чередованием 2-3 форм через один элемент.

1.3 Развитие и коррекция восприятия величины – 4 часа.

Формировать понятия: большой - маленький, больше - меньше, одинаковые;  учить сравнивать методом наложения и называть.

Выбор одинаковых по величине предметов из 6-10 предметов двух контрастных величин. Группировка предметов парных по величине ( игра «Подбери двум куклам одежду» - по цвету и величине).

II четверть (14 часов)

2. Развитие двигательной и эмоционально-волевой сферы.

2.1 Развитие восприятия пространства – 4 часа.

Ориентация на собственном теле: право - лево, верх - низ, вперед — назад. Выполнение простых подражательных движений за учителем: выполнение движений по инструкции.

Ориентация относительно своего тела в пространстве: справа - слева, вверху - внизу, спереди – сзади.

Выполнение действий по показу, по инструкции («Найди игрушку», «Слушай команду», «Не ошибись»).

Ориентация на рабочем столе: выкладывание комбинаций из геометрических фигур, счетных палочек по образцу.

2.2 Упражнения на развитие восприятия звука – 3 часа.

Примерные игры:

  1. «Кто как голос подает?»
  2. «Что как звучит?»
  3. «Кто из детей тебя позвал?»
  4. «Тихо - громко»
  5. «Жмурки с колокольчиком»
  6. Упражнения на звукоподражание животным, технике, - один из детей изображает, остальные угадывают.
  7. «Какие звуки слышишь с улицы?»

2.3 Упражнения па развитие общей моторики и координации движений – 2 часа.

Изображение животных, игрушек, насекомых, техники.

Упражнения на смену напряжения и расслабления резких и плавных движений, движения и неподвижности.

2.4 Упражнения на развитие мелкой моторики пальцев – 3 часа.

Примерные упражнения:

  1. пальчиковые игры;
  2. конструирование из счетных палочек;
  3. выкладывание узора из семян арбуза, тыквы по контуру;
  4. выкладывание из мозаики изученных букв, цифр;
  5. раскрашивание рисунков;
  1. работа с трафаретами.

2.5 Упражнения па обыгрывание различных эмоциональных состояний – 2 часа  (интерес, радость, удивление, страх, печаль, злость, жалость и др.)

Проводится по методике психогимнастики с элементами эмоционально-коммуникативного тренинга.

III четверть (18 часов)

3. Развитие и коррекция наглядно-действенного мышления.

3.1 Формирование представлений об использовании предметов в различных ситуациях – 6 часов.

Формирование представлений об использовании предметов, имеющих фиксированное назначение: стул, ложка, веревка, лейка и др. («Покорми и напои куклу», «Перевези кубики», «Полей цветы», «На чем сидим?»).

Формирование представлений об использовании предметов в качестве вспомогательных средств в проблемной ситуации (мячик из-под шкафа можно достать лопаткой или линейкой вместо палки).

Формирование метода проб в проблемной ситуации (чем лучше достать камешек из банки с водой: крючком, сачком, ложкой, вилкой).

Упражнения на определение причинно-следственных зависимостей: «Почему мячик скатился?», «Плавает - тонет», «Почему стол качается?», «покачай игрушки на качелях», «Почему коробочка не закрывается (не открывается)?».

3.2 Формирование мыслительных операций анализа синтеза – 6 часов.

Примерные упражнения:

  1. Собирание разрезных картинок из 2-3 частей.
  2. Узнавание предмета по его частям.
  3. Дорисуй предмет.

3.3 Формирование операций классификации, систематизации, сравнения, обобщения – 6 часов.

Примерные игры и упражнения:

  1. «Назови одним словом».
  2. «Четвертый лишний»;
  3. Раскладывание   предметов   на  группы   по   цвету,   форме,  величине.
  4. Собирание пирамиды    из   4 колец,    собирание 3-4-х местной  матрешки.
  5. Поиск сходства и различия в предметах.
  6. Обучение отгадыванию и загадыванию элементарных загадок.

VI четверть (16 часов)

4. Формирование памяти, внимания, воображения.

4.1 Развитие и коррекция зрительной, слуховой, сенсорной, памяти – 3 часа.

Примерные игры:

  1. «Что изменилось?»
  2. «Чего не стало?»
  3. «Что перепутал художник?»
  4. «Чего не дорисовал художник?»
  5. «Запомни и повтори слова (движения, ритм)».

4.2 Развитие концентрации внимания – 4 часа.

Примерные упражнения:

  1. «Найди отличия в картинках»
  1. «Помоги найти выход» («Где чья собака?», «Кто кому звонит?»),
  1. «Найди два одинаковых предмета»
  2. «В ряду фигур закрась         - синим,  О -  зеленым,       - красным цветом».

4.3 Распределение внимания – 3 часа: раскрашивание и одновременное слушание сказки, а затем дети пытаются ее пересказать.

4.4 Переключение внимания – 3 часа: смена видов деятельности по звуковому - зрительному сигналу: «Летает - не летает», «Выполни команду» (с помехой).

4.5 Развитие воображения – 3 часа.

Примерные игры:

  1. «На что это похоже?»,
  2. «Дорисуй картинку»,
  3. «Составь  из геометрических фигур картинку».

Содержание курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

2 класс (70 часов в год)

I четверть (18 часов)

1. Формирование сенсорных эталонов.

1.1  Развитие и коррекция восприятия цвета – 4 часа.

Красный,   синий,  зеленый, желтый, черный, белый цвета – учить различать и по возможности называть.

Выбор по образцу и инструкции предметов одного цвета из 6-8 предметов двух сходных цветов.

Группировка предметов, различающихся основным и оттеночным тоном на несколько подгрупп.

Выбор предметов нужного цвета из 6-8 предметов 2-3 сходных цветов (без называния оттеночных цветов).

1.2 Развитие и коррекция восприятия формы – 4 часа.

Геометрические тела: куб, шар; геометрические фигуры: квадрат, треугольник – учить различать и по возможности называть.

Выбор предметов одной формы из 6-8 предметов сходных форм.

Группировка по форме из 2-4 предметов сходных форм.

Группировка предметов объемных и плоскостных форм.

Соотношение объемных и плоскостных форм.

1.3  Развитие и коррекция восприятия величины – 10 часов.

Учить определять величину предметов методом наложения и приложения.

Учить различать и называть: большой - маленький, короткий - длинный, толстый - тонкий.

Учить, что цвет, форма, величина предметов не зависят друг от друга.

Собирание вкладных кубов, стаканчиков.

Сбор пирамидки из 6-8 колец.

Складывание 3-5 местных матрешек.

Расположение 3-5 предметов в ряд по величине.

Приметные дидактические игры и упражнения:

  1. «Подбери по цвету (форме, величине)»,
  2. «Цветное лото», «Геометрическое лото»,
  3. «Парные картинки»,
  4. «Доски Сегена», «Почтовый ящик», «Чудесный мешочек»,
  5. «4-ый - лишний (по цвету, форме, величине)».
  6. «Светофор» - реакция на смену цветового сигнала.
  7. «Угадай - загадай» (отгадывание предметов по их цвету, форме, величине).
  8. Выкладывание геометрических фигур из мозаики по опорным точкам.
  9. Выкладывание рядов из двух чередующихся элементов (по цвету, форме, величине) через 1-2 детали.

II четверть (14 часов)

2. Развитие двигательной и эмоционально-волевой сферы.

2.1 Развитие восприятия пространства – 6 часов.

Ориентация на собственном теле - уметь показать правые и левые части тела.

Ориентация относительно своего тела: справа - слева, сзади - спереди, далеко – близко.

Ориентация на рабочем столе: выкладывание более сложных комбинаций из цветных полосок, геометрических фигур, счетных палочек по образцу.

2.2Упражнения на развитие восприятия звука – 2 часа.

Приметные упражнения:

  1. «Найди звучащий предмет»,
  2. «Тихо - громко»,
  3. «Какие звуки слышны за окном?»,
  4. «Чей голосок?»,
  5. Звуки леса, сада, луга, моря и др.

2.3 Упражнения на развитие мелкой моторики – 2 часа.

Работа с мозаикой, пальчиковые игры, нанизывание бусинок на шнурок, вырезывание по контуру.

2.4  Развитие    общей    моторики    и    координации   движений – 3 часа.   Выполнение   более   сложных подражательных   движений   за   учителем   с   постепенным   увеличением   темпа;   смена   видов движения по сигналу; упражнения на сочетание речи с движением, работа в парах: «Пилим бревно», «Качели», «Шар – насос».

2.5 Упражнения на обыгрывание различных эмоциональных состояний – 1 час. Эмоции радости, злости, страха, сочувствия, успеха.

III четверть (20 часов)

3. Формирование наглядно-образного мышления.

3.1 Формирование предпосылок для перехода от решения задач в наглядно-действенном плане к наглядно-образному мышлению – 2 часа.

Упражнения на решение изображенных на картинке ситуаций; оперируя мысленными образами представлениями:

«Как мальчику достать мячик?»,

«Как Саше накормить кролика?»,

«Помоги ребятам украсить зал».

3.2 Развитие умения устанавливать логические связи между предметами на картинке – 2 часа.

«Помоги рыболову», «Помоги Незнайке посадить дерево», «Помоги построить забор вокруг дома», «Дорисуй», «Чего не хватает?» и др.

3.3 Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи между объектами, изображенными на картинках – 6 часов. «Почему у девочки слетела шляпа?», «Почему цветы завяли?»

Задания на формирование понимания последовательности событий, изображенных на картинках («Купание куклы», «Утро Сережи», «Лепка снеговика» и др.).

Формирования умения анализировать сюжеты со скрытым смыслом («В парикмахерской», «У врача», «Во дворе» и др.).

3.4 Упражнения на развитие операций анализа, синтеза, обобщения, классификации – 10 часов.

Примерные упражнения:

  1. «Разрезные картинки из 3-4 частей».
  2. «4 - лишний».
  3. «Разложи похожее с похожим».
  4. «Назови одним словом».
  5. «Найди различие (сходство)».
  6. Обучение умению отгадывать и загадывать загадки.

IV четверть  (18 часов)

4. Формирование познавательных психических процессов.

4.1  Развитие и коррекция памяти – 6 часов.

4.2 Развитие и коррекция внимания – 6 часов.

4.3 Развитие и коррекция воображения – 6 часов.

Примерные игры и упражнения:

  1. «Кто больше запомнил?»
  2. «Запомни и повтори (нарисуй, выложи)»
  3. «Кто внимательнее?»
  4. «Найди ошибку (в суждении, в рисунке, в логическом ряду ДОДОДДОДО)»,
  5. «Невербальные аналогии» (продолжи ряд предметов, чередующихся в определенной последовательности);
  6. «Таблицы Шульте» (с изученными числами, буквами).
  7. Поиск «спрятавшихся» на рисунке предметов.
  8. «На что это похоже?» (пятно, облако, тень и др.).
  9. Выполнение элементарных работ по замыслу: составление комбинаций, узоров из геометрических фигур, счетных палочек, природного материала.

.

Содержание программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

3 класс (70 часов в год)

I четверть – 18 часов

1. Развитие и коррекция восприятия.

1.1 Развитие и коррекция восприятия цвета  - 6 часов.

Учить различать и, по возможности, называть: красный, синий, желтый, зеленый, черный, белый, оранжевый, коричневый цвета.

Учить соотносить цвет реального предмета с эталоном; учить дифференцировать желтый - оранжевый - коричневый.

Выбор и группировка предметов близких цветовых тонов.

Использование цвета для обозначения предметов (развитие предпосылок символической деятельности мышления): дети обозначают фишками определенных цветов предметы в сказке или стихотворении, которые читает учитель.

Соотношение предметов по цвету («Подбери кукле однотонную одежду»).

2. Развитие и коррекция восприятия формы – 6 часов.

Учить называть и различать следующие геометрические тела: куб, шар; геометрические фигуры: круг, квадрат, треугольник, прямоугольник.

Учить соотносить предметы по форме между собой и соотносить с эталоном формы.

Выбор и группировка предметов по форме на скорость.

Выбор недостающего предмета по заданию «Дай такой, какого у меня нет».

3.Развитие и коррекция восприятия величины – 6 часов.

Учить определять величину путем приложения и визуального сопоставления; различать предметы по толщине, длине, ширине.

Рекомендуемые дидактические игры:

  1. «Цветовое лото», «Цветовое домино», «Домино фигур»,
  2. «Покажи и назови» (цвет, форму, величину),
  3. «Одень куклу», «Накрой на стол» (необходимо подобрать предметы по цвету, величине),
  4. «Поиск в окружающем» (предметов заданной формы, цвета);
  5. систематизация 8-10 предметов по величине;
  6. собирание пирамиды из 10-12 колец (методом зрительного соотнесения колец);
  7. выкладывание рядов из чередующихся трех элементов (по цвету, форме, величине);
  8. собирание 8-10 местной матрешки;
  9. «Составь геометрическую фигуру» (из ее частей),
  10. «Узнай на ощупь».

II четверть (14 часов)

2. Развитие и коррекция двигательной и эмоционально-волевой сферы.

2.1 Развитие и коррекция восприятия времени – 5 часов.

  1. Лото «Времена года»
  2. «Когда это бывает» (загадка и картинка времени года).
  3. «Расположи по порядку» (времена года, части суток).
  4. Учить названия дней недели.
  5. Учить понимать слова: сегодня, вчера, завтра.

2.2 Развитие и коррекция восприятия пространства – 7 часов.

Учить ориентироваться на листе бумаги («Рисунок по инструкции», игра «Муха» - ориентация по клеточкам, «Лабиринт»).

Учить находить центр листа, левый верхний, правый нижний и другие углы и стороны листа.

Учить ориентироваться на теле другого человека и относительно его.

«Найди предмет» (по инструкции учителя).

Построение комбинаций из геометрических фигур, конструктора по словесной инструкции.

«Жмурки с голосом, с колокольчиком».

2.3 Коррекция переключаемости, подвижности психических процессов – 2 часа.

Выполнение упражнений на коррекцию мелкой и общей моторики, на коррекцию эмоционально-волевой сферы: пальчиковые игры, речь с движением, элементы психогимнастики по методике М.И. Чистяковой.

III четверть (20 часов)

3. Формирование наглядно-образного мышления

3.1 Формирование обобщенных представлений о свойствах и качествах предметов – 4 часа.

Дидактические игры: «Найди пару (по цвету)», «Найди похожее (по форме)», «Узнай на вкус», «Что звучит?», «Из чего сделано?», «Что где растет?»).

Игры на овладение детьми действиями замещения: «Перепрыгни ручеек», «Море волнуется раз», «Мы не скажем, а покажем».

Сюжетно-ролевые игры: «Больница», «Магазин», «Автобус» и др.

3.2 Развитие символической функции мышления – 4 часа.

Игры - упражнения на развитие способности к наглядному моделированию: построение макета класса (кукольной комнаты), а затем, составление плана класса или кукольной комнаты с помощью плоскостных геометрических фигур (на макет необходимо смотреть сверху), используя план класса можно искать спрятанные в классе различные предметы - куклу, мишку, «сокровища», мячик и т.д.

3.3 Формирование соотношения между словом и образом – 3 часа.

Игры на умение находить предмет по словесному описанию. Формирование умений выбирать соответствующую картинку с изображением действий по словесному описанию.

Задания на формирование умений сопоставлять и соотносить словесный текст с соответствующей иллюстрацией.

3.4 Развитие  операций  обобщения,  классификации – 2 часа.

«Назови  одним  словом», «Лото»,  исключение лишнего;     использование  приближенных  понятий:  одежда зимняя  - летняя, овощи - фрукты - ягоды; животные лесные — домашние; птицы дикие - домашние, перелетные — зимующие.

3.5 Развитие операций сравнения, сопоставления – 3 часа.

Нахождение различий в резко отличных, затем в мало отличающихся предметах; нахождение сходства сначала в очень похожих, а затем в мало похожих предметах.

«Невербальные аналогии» - продолжение рядов чередующихся элементов: 11213141 и т.д. и другие ряды, доступные пониманию детей.

3.6 Развитие операций анализа, синтеза – 4 часа.

Собирание разрезных картинок из 6-8 частей; собирание кубиков - картинок (6-9);  крупные пазлы;  «Дорисуй предмет»;  «Поставь заплатку на коврик».

IV четверть – 18 часов

4. Формирование познавательных психических процессов.

  1. Развитие внимания – 4 часа.

4.2  Развитие памяти – 4 часа.

4.3 Развитие воображения – 4 часа.

Примерные упражнения:

  1. «Расставь значки в фигурах».
  2. Раскрашивание картинок по символическому изображению цвета «Что получилось?»,
  3. «Запретные слова (движения)»,
  4. «Найди отличие», «Найди две одинаковые фигуры»;
  5. смена движений по цветовому, звуковому, предметному сигналу;
  6. «Кто больше запомнил?»;
  7. «Где мы были, мы не скажем, а что делали, покажем»;  «Угадай, кто я?» (по пантомиме);
  8. «Угадай, что спрятано в мешке»;
  9. «Волшебные картинки» - как геометрические фигуры можно превратить в изображение какого-либо предмета;
  10. переделывание известных сказок («Добрая баба Яга», «Помоги Колобку» и др.)

4.Развитие и коррекция  мелкой моторики – 6 часов.Работа  с шаблонами, вырезывание;   выкладывание кнопками на пенопласте;  завязывание бантов, шнуровка; плетение косичек из ниток;  изготовление бус; мозаика, аппликация; плетение ковриков их бумаги.

Содержание программы «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

4 класс(70 часов в год)

1 четверть  (18 часов)

1. Развитие и коррекция восприятия.

1.1 Развитие и коррекция восприятия цвета – 8 часов.

Учить различать и называть (по возможности) все изученные в I, 2, 3 классах цвета; различать и называть цветовые оттенки: голубой, розовый, темно - светло зеленый, фиолетовый.

Для этого можно использовать следующие виды деятельности:

  1. плетение цветных ковриков из бумаги;
  2. изготовление бус, колечек и браслетов из цветного бисера;
  3. подбор соответствующих по цвету пуговиц и ниток к материалу;
  4. группировка предметов сходных цветов различных оттенков.

1.2 Развитие и коррекция восприятия формы – 6 часов.

Учить различать и называть плоскостные фигуры (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), объемные геометрические тела (шар, куб).

Учить соотносить предметы окружающей действительности с эталонами формы, плоскостные фигуры с объемными.

1.3 Развитие и коррекция восприятия величины – 2 часа.

Учить строиться по росту,  сравнивать величину предметов путем наложения, приложения и зрительного соотнесения.

1.4 Развитие и коррекция восприятия звука – 2 часа.

Учить различать звуки по громкости, высоте, плавности (понятия громко - тихо) - выполнение различных команд по смене звукового сигнала.

2 четверть – 14 часов

2. Коррекция и развитие двигательной и эмоционально волевой сферы.

2.1 Коррекция восприятия пространства – 6 часов.

Построение комбинаций из плоскостных или объемных геометрических фигур по инструкции учителя.

Выполнение пространственных инструкций, поручений (понимание предлогов: между, под, над, у).

Ориентация на теле другого человека, когда он:

1) стоит спиной к детям;

2) находится лицом к ученикам.

Ориентация в помещении с помощью плана-рисунка.

2.2 Коррекция восприятия времени – 6 часов.

Учить по возможности определять время по часам (только часы по часовой стрелке), знать дни недели, месяца; понимать и применять понятия: вчера, сегодня, завтра.

Примерные игры и упражнения:

  1. «Расположите по порядку» (времена года, месяцы, дни недели, части суток);
  2. «Определи какой день недели был вчера, будет завтра»;
  3. «Подскажи время года» (учитель показывает название месяца, а дети поднимают соответствующий этому времени года цвет: зима - белый, весна - голубой, лето - зеленый, осень - желтый);

•    «Чего не хватает?» (в ряду с названиями частей суток, дней недели, месяцев, времен года);

  1. Лото: «Времена года», «12 месяцев».

2.3 Упражнения на развитие общей и мелкой моторики – 1 час.

  1. Различные пальчиковые игры, шнуровка, выкладывание узоров из мозаики;
  2. упражнения на координацию и смену движения по команде, сигналу;
  3. упражнения «речь – ритм – движение».

2.4 Упражнения на развитие  эмоциональной сферы – 1 час.

Игры – драматизации: обучающиеся в соответствии с ролью имитируют движения и эмоциональные состояния персонажей.

3 четверть – 20 часов.

3. Формирование элементов логического мышления.

  1. Развитие операции классификации – 4 часа.

«Разложи предметы» - по величине, цвету, материалу из которого сделаны, по форме, по назначению.

«Парные картинки», «Подбери недостающую картинку».

«Чем похожи?» (солнце и цыпленок, стакан и окно и т.д.); «Что бывает сладким?» (соленым, красным, зеленым, стеклянным и т.д.).

Игры на исключение лишнего предмета (картинки, понятия).

3.2 Обучение систематизации – 2 часа.

  1. «Помоги малышу собрать матрешку» - расставь и расскажи;
  2. «Расскажи, кого в какой домик нужно поселить»;
  3. «Кто старше?»;
  4. «Что теплее?»;
  5. «Что светит ярче?»;
  6. «Что тяжелее?»;
  7. «Кто веселее?»;
  8. «Что быстрее?» (из техники);
  9. «Кто сильнее?» (из животных).

3.3 Формирование умения устанавливать причинно-следственные связи – 4 часа.  Работа с картинками:

  1. «Почему мячик укатился?»;
  2. «Как догадались, что на улице ветер?»;
  3. «Почему снег превратился в лед?»;

«Что надо сделать, чтобы лед был нескользкий?»

3.4 Формирование понимания скрытого смысла, развитие адекватных реакций на юмор – 5 часов.

  1. «Что перепутал художник?»
  2. «Бывает - не бывает»
  3. «Скажи наоборот»
  4. «Закончи предложение» («Мы полили цветы, чтобы ...»)
  5. Чтение «Небылиц» (Чуковский «Путаница», Успенский «Ехал Ваня на коне»).

3.5 Обучение отгадыванию и составлению элементарных загадок – 2 часа.

3.6 Обучение нахождению элементарных аналогий – 3 часа.

  1. Подбор слова близкого  заданному по значению (сахар - чай - чашка и т.д.);
  2. подбор слова к незаконченному стишку (в рифму или не в рифму, но по смыслу, например, Сидит ворон на суку, и поет ...);
  3. нахождение в серии сюжетных картинок пропущенное звено (по рассказу).

4 четверть – 18 часов.

4. Развитие познавательных психических процессов.

4.1 Развитие и коррекция  внимания – 6 часов.

4.2.Развитие и коррекция памяти – 6 часов.

4.3Развитие и коррекция воображения – 6 часов.

Примерный перечень игр и упражнений:

  1. «Летает - не летает»,  «Живое - неживое», «Съедобное – несъедобное»;
  2. «Что неверно?» - нелепицы в картинках;
  3. «Кто больше заметит небылиц?» - нелепицы в стихах и прозе;
  4. «Запомни  с  помощью  картинок».  Учитель называет  слово,  а ученик  подбирает подходящую по смыслу картинку. Затем, глядя на картинку, пытается воспроизвести слова, например:

Слова        Картинки

Молоко        Корова

Сад        Яблоко

Свет        Лампа

Ночь        Кровать

Одежда        Рубашка

«Таблицы Шульте» (с буквами, числами),   «Чего не дорисовал художник?»,

«Шифровка». Дети должны расшифровать слова с помощью кода. Например:

АНРТЕЛСП 12345678

ПАРТА - 81341        ЛЕС - 657        и др.

•  «Изобрази»:

- как старушка с палочкой пошла в магазин, - как рыбак поймал большую рыбу,

- как мама стирает белье и т.д.

Можно использовать игры и упражнения, предлагаемые в 1-3 классе с усложнениями.

ЛИТЕРАТУРА

1.        Государственный   стандарт общего образования лиц с ограниченными
возможностями здоровья.Проект - М, 1999г.

2.        Забрамная С.Д., Исаева Т.Н.    Изучаем     обучая. Рекомендации по изучению детей с тяжелой умственной отсталостью - М., 2002.

  1. Маллер А.Р. Ребёнок с ограниченными возможностями - М., 1996.
  2. Маллер А.Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии - М., 2000.
  3. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание, и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. - М., 2001.
  4. Обучение детей с выраженным недоразвитием интеллекта
  5. Обучение   и    развитие   детей   и подростков с глубокими умственными, множественными нарушениями.  Под ред. А.М. Царева — Асков, 1999.  
  6. Худенко Е.Д, и др. - Коррекция и развитие эмоционально- волевой сферы у детей инвалидов-М.,  2001.
  7. Цикото Г.В.   Коррекционно - развивающие занятия с детьми-имбецилами младшего возраста – М., 1991.
  8. Стребелева Е.А. Формирование мышления у детей с отклонениями в развитии. - М., 2001.
  9. Чистякова М.И. Психогимнастика./ Под ред. М.И.Буянова.- М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников 3 класс.

Конспект коррекционного занятия по развитию психомоторики и сенсорных процессов умственно-отсталых школьников3 класс.Тема: «Времена года – весна» Задачи:1.     Продолжат...

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта  общего образования на основании авторской программы курса коррекц...

Адаптированная рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Программа разработана для учителей - дефектологов, работающих в школах VIII вида....

Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов (1-4 класс)

Цель программы:на основе создания оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков дать правильное многогранное полифункциональное представлен...

Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов

Данная программа разработана для обучающихся с умеренной и тяжёлой уственной отсталостью. Она направлена на коррекцию присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развит...

Рабочая программа по коррекционно-развивающему курсу «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Рабочая программапо коррекционно-развивающему курсу«Развитие психомоторики и сенсорных процессов»...

Программа внеурочной деятельности коррекционно-развивающей направленности "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" 1-4 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности «Коррекция и развитие психомоторики и сенсорных процессов» разработана в соответствии с требованиями ФГОС для детей с умственной отсталостью (инте...