Рабочая программа коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов
рабочая программа на тему

Капора Татьяна Александровна

Данная программа разработана для обучающихся с умеренной и тяжёлой уственной отсталостью. Она направлена на коррекцию присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Для овладения обучающимися чтением, счётом, письмом требуется сформированность таких психических процессов как зрительно-пространственный гнозис, устная речь, общая и мелкая моторика, зрительно-моторная, слухомоторная координация, графо-моторные функции, тактильное, зрительное, слуховое восприятие, внимание, саморегуляция.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon psihomotorika-programma.doc264 КБ

Предварительный просмотр:

ОГБОУ для учащихся с ограниченными возможностями здоровья «Смоленская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

Рассмотрено:

на заседании МО

__________/___________/

«__»__________20__г.

Согласовано:

Зав. по УВР:

__________/___________/

«__»_________20__г.

Утверждаю:

Директор школы

_______/Голубева Л.И./

«__»_________20__г.

                                           

РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА

КОРРЕКЦИОННЫХ ЗАНЯТИЙ

ПО РАЗВИТИЮ ПСИХОМОТОРИКИ И СЕНСОРНЫХ ПРОЦЕССОВ

ДЛЯ   КЛАССОВ  ТУО  

Настоящая программа разработана на основе:

авторской программы коррекционных занятий

по развитию психомоторики и сенсорных процессов

 для специальных (коррекционных)

образовательных учреждений VIII вида  Головкиной Т.М. 

                                                                                Составитель: Капора Т.А. 

                                               Учитель коррекционно-развивающих занятий

Смоленск

2015

СОДЕРЖАНИЕ

Паспорт программы

3

Пояснительная записка

3

Соответствие Государственному образовательному стандарту

3

Нормативные правовые документы

4

     Сведения о программе, на основании которой разработана

рабочая программа

5

     Изменения, внесенные в программу и их обоснование

5

     Актуальность программы

6

Цели и задачи программы

6

      Специфика программы

7

     Методы и формы реализации программы

8

     Рекомендации по проведению занятий

9

     Роль и место дисциплины в образовательном процессе

11

     Перечень учебно-методического обеспечения

11

Содержание тем коррекционного курса

12

Требования к уровню подготовки обучающихся

18

Характеристика обучающихся

22

Учебно-тематическое планирование

25

Список  литературы

37

ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ

Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» относится к коррекционно-развивающим психолого-педагогическим программам.

В  классах ТУО специальной (коррекционной) школы VIII вида Базисным учебным планом предусмотрены коррекционные занятия, направленные на преодоление недостатков  психомоторной и сенсорной деятельности, которая лежит в основе любого познания. Данная программа направлена на коррекцию присущих детям с интеллектуальными нарушениями недостатков психофизического развития и формирование у них относительно сложных видов психической деятельности. Для овладения обучающимися чтением, счётом, письмом требуется сформированность таких психических процессов как зрительно-пространственный гнозис, устная речь, общая и мелкая моторика, зрительно-моторная, слухомоторная координация, графо-моторные функции, тактильное, зрительное, слуховое восприятие, внимание, саморегуляция.

Совершенствование работы всех видов анализаторов: зрительного, слухового, тактильно-двигательного, обонятельного, вкусового, осязательного является необходимой предпосылкой развития познавательной деятельности детей с интеллектуальной недостаточностью. Эффективность аналитико-синтетической деятельности в процессе восприятия также обеспечивает использование сенсомоторных действий: чтобы познакомиться с каким-то предметом практически, его нужно потрогать руками, сжать, погладить, покатать и т.д. Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторики, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости.

Срок реализации настоящей программы в течение учебного года.

Формы обучения: индивидуальные и групповые занятия.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Соответствие Государственному образовательному стандарту

Рабочая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования, основываясь на авторскую программу курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор Головкина Т.М.

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития обучающихся в соответствии с целями, которые определены стандартом.

Нормативные правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа

1.Конвенция о правах ребенка. Принята  20 ноября 1989 года;

2.Конституция Российской Федерации. 12 декабря 1993 года;

3. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г.  

 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;

4.Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» N 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.  с изменениями от 22.12.2008г.;

5.Типовое положение о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья (в редакции Постановления Правительства РФ от 18.08.2008г. N 617);

6.Приказ Министерства образования РФ «Об утверждении учебных планов специальных (коррекционных) образовательных учреждений для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии» от 10.04.2002г. N29/2065 – п.;

7. Письмо Минобразования РФ «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I - VIII видов»  от 04.09.1997 N 48 (ред. от 26.12.2000);

8. Постановление ГД ФС РФ «О Федеральном законе «Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)» от 02.06.1999 N 4019-II ГД;

9. «Концепция Специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья»/ [Н.Н.Малофеев, О.И. Кукушкина, О.С. Никольская, Е.Л. Гончарова]. – М.: Просвещение, 2013. – 42с.

10. «Программа специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида» под редакцией Бгажноковой И.М. (М. «Просвещение» 2011).

11. «Программа обучения глубоко умственно отсталых детей» (Составитель: НИИ Дефектологии АПН СССР, Москва 1984 г.).

12. Учебный план образовательного учреждения.

Сведения о программе, на основании которой разработана

 рабочая программа

Программа составлена на основании  авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида, автор Головкина Т.М.

Изменения, внесенные в программу и их обоснование

В программу введена методика «Графический диктант». 

Особенность методики: изображение фигур под диктовку.

Назначение методики:

•        совершенствовать системы: глаз – рука, ухо – рука;

•        формировать графические навыки;

•        развивать способности слухового и зрительного анализа;

•        поддерживать необходимый темп деятельности;

•        развивать пространственную ориентацию на листе бумаги.

Данная методика позволяет определить умение ребенка точно справиться с заданиями, предлагаемыми в устной форме, и возможность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу, формировать у ребенка способность свободно распознавать понятия «верх», «низ», «право», «налево», «диагональ», правильно работать в тетради, сколько клеточек (строчек) отступить сверху, справа и т.д. Она не только развивает мелкую моторику руки, но и учит четко ориентироваться на пространстве бумаги, внимательно слушать инструкции педагога.

Организация выполнения:

Работа выполняется фронтально (можно малой группой или индивидуально) в специальной тетради в клетку или на листочке. Построение фигуры обучающимися идет под диктовку. Во время диктовки соблюдается длительная пауза между шагами. Задания, чтобы дети успевали провести линию, само направление движения слегка подчеркивается голосом (налево, направо, вниз, вверх). Перед выполнением необходимо уточнить направление «влево» и «вправо» (не путают ли их дети) и точку начала работы, подобрать карандаш для письма.

Назначение методики:

  • совершенствовать системы: глаз – рука, ухо – рука;
  • формировать графические навыки;
  • развивать способности слухового и зрительного анализа;
  • поддерживать необходимый темп деятельности;
  • развивать пространственную ориентацию на листе бумаги
  • формировать умение планировать деятельность, контролировать ход работы и давать отчет по ее окончанию.

Количество часов, на которое рассчитана программа

Общее количество часов 68 в учебном году, 2 часа в неделю.  

Актуальность программы

Основной задачей образовательного процесса в школе для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья является преодоление психофизических недостатков обучающихся, препятствующих успешному освоению учебных навыков. В  классах ТУО фронтальная  коррекционно-развивающая направленность учебного процесса сочетается с проведением специальных коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов».

Цели: данный курс предполагает создание оптимальных условий познания ребенком каждого объекта в совокупности сенсорных свойств, качеств, признаков. Занятия способствуют формированию у обучающихся правильного многогранного полифункционального представления об окружающей действительности.  В свою очередь, оптимизация психического развития ребенка способствует эффективной социализации его в обществе.

Задачи курса коррекционных занятий следующие:

— формирование на основе активизации работы всех органов чувств адекватного восприятия явлений и объектов окружающей действительности в совокупности их свойств;

— коррекция недостатков познавательной деятельности детей путем систематического и целенаправленного воспитания у них полноценного восприятия формы, конструкции, величины, цвета, особых свойств предметов, их положения в пространстве;

— формирование пространственно-временных ориентировок;

— развитие слухоголосовых координаций;

-  формирование способности эстетически воспринимать окружающий мир во всем многообразии свойств и признаков его объектов (цветов, вкусов, запахов, звуков, ритмов);

— совершенствование сенсорно-перцептивной деятельности;

— обогащение словарного запаса детей на основе использования соответствующей терминологии;

— исправление недостатков моторики, совершенствование зрительно-двигательной координации;

— формирование точности и целенаправленности движений и действий.

Наряду с этими задачами на занятиях решаются и специальные задачи, направленные на обогащение чувственного познавательного опыта на основе формирования умений наблюдать, сравнивать, выделять существенные признаки предметов и явлений и отражать их в речи, нацеленное на развитие умственной деятельности школьников.

Специфика программы

В программе четко просматриваются два основных направления работы: формирование знаний сенсорных эталонов — определенных систем и шкал, являющихся общепринятыми мерками, которые выработало человечество (шкала величин, цветовой спектр, система фонем и др.), и обучение использованию специальных (перцептивных) действий, необходимых для выявления свойств и качеств какого-либо предмета. Заметим, что работа по формированию сенсорных действий не является самоцелью, а представляет лишь часть общей работы и занимает в ней определенное место.

Развитие сенсорной системы тесно связано с развитием моторной системы, поэтому в программу включены задачи совершенствования координации движений, преодоления моторной неловкости, скованности движений, развития мелкой моторики руки и др.

По каждому разделу происходит усложнение заданий от первого к четвертому классу и т.д. В основе программы лежит комплексный подход. Он предполагает решение на одном занятии разных, но взаимосвязанных задач из нескольких разделов программы. Это способствует целостному психическому развитию ребенка. Педагог-психолог самостоятельно определяет круг задач, решаемых на каждом конкретном занятии и выделяет из них приоритетную.

В  содержание обучения вводятся специальные разделы, способствующие успешному выполнению разных видов деятельности, обучающие ребенка познавать окружающую действительность.

Методы и формы реализации программы

Используются специальные методы, приёмы и средства обучения (в том числе специализированные компьютерные технологии), обеспечивающие сглаживание особенностей восприятия детей с ограниченными возможностями здоровья.

Основные методы программы: словесные, наглядные, практические, исследовательские.

Методы и приемы технологий обучения: здоровьесберегающая; информационно-коммуникационная; личностно-ориентированная.

Индивидуализация обучения осуществляется на каждом занятии.

Коррекционная работа требует специально созданной предметно-пространственной развивающей среды, к которой относятся сенсорно-стимулирующее пространство, сенсорные уголки, дидактические игры и пособия.

Рекомендации по проведению занятий

Поскольку игровая деятельность остаётся важной составляющей жизни обучающихся начальной школы и даёт детям целостность мироощущения, подбор изображаемых предметов тесно связан с темой занятия, придавая сюжетность.  Сюжет способствует становлению смыслообразования, что важно не только для развития познавательной деятельности, но и личности ребёнка.

Основной упор психологического развития в младших классах делается на приучение ребёнка грамотно формулировать свои мысли в устной форме, анализировать, обобщать, строить умозаключения и проверять их правильность. Задания подбираются с учетом направленности на развитие определенных структур, а также для удобства коллективной работы в классе. Детям предоставляется возможность не только сидеть свободно, но и проводить подвижные игры.

В конце занятий дети иногда получают задания на дом: по дороге домой увидеть предметы коричневого цвета, обсудить с родителями (одноклассниками, родственниками) какие необычные предметы сделаны из дерева и пр. Это дает возможность получить дополнительное полезное общение с близкими для закрепления полученных знаний и навыков вне школы.

У каждого ученика есть возможность успешно выполнить несколько игровых заданий на одном занятии. Каждый ученик может пережить состояние успешности, что так необходимо для обретения знаний о собственных возможностях и ограничениях, уверенности в своих силах.

Организация предметной деятельности с целенаправленным формированием практической исследовательской деятельности способствует формированию образов-представлений, взаимосвязей между действием и словом. В процессе решения практических задач поэтапно включается речь ребёнка: он даёт отчёт о своих действиях, называет свойства и качества предметов, с которыми он действует и обследует их, далее – говорит о предстоящих действиях (у него формируется планирующая функция речи). Обогащение образами-представлениями сознания ребёнка, их речевого опосредования способствуют развитию воссоздающего воображения. Ребёнок учится на основе слова мысленно воспроизвести наглядную ситуацию, которая не была представлена в его чувственном опыте.

Обучение связано с коррекцией и развитием познавательной деятельности, личностных качеств ребенка, а также воспитанием трудолюбия, самостоятельности, формированием умений планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль. Занятия готовят обучающихся к овладению профессионально-трудовым знаниям и навыкам.

При планировании коррекционных занятий формулируются цели занятия, ведется отбор конкретных методик и техник для работы, подготавливаются  необходимые материалы и оборудование, выбираются формы организации детей на занятии.

Пробелы в развитии и подготовке детей с интеллектуальной недостаточностью компенсируются за счет проигрывания той или иной части учебного задания подгруппой (или индивидуально), причем неоднократно, в разных вариациях и до тех пор, пока каждый ребенок не овладеет нужными знаниями и навыками. Этому способствуют квалифицированная педагогическая помощь ребенку различными средствами; специальные меры поощрения, одобрения, положительная оценка; создание ситуации успеха, которая предполагает, что, несмотря на постепенное усложнение заданий от занятия к занятию, результат должен быть досягаемым для каждого ребенка. В одних ситуациях это совершается под руководством взрослого, а в других — самостоятельно, что будет означать возможность переноса усвоенных способов действия в учебную ситуацию на уроке и в повседневную жизнь.

Формирование межпредметных связей обеспечит успешное продвижение в обучении каждого ребенка. Интегративность курса достигается за счет коррекционно-развивающих приемов, направленных на развитие основных составляющих познавательной деятельности ребенка.

Развитие высших психических процессов не всегда выделяется в структуре занятия, оно является логическим компонентом выполнения многих заданий. Так, развитие памяти предполагает любое задание, связанное с усвоением инструкции и условий выполнения или отсроченностью выполнения инструкции. Развитию внимания способствуют специально подобранные упражнения и использование элементов соревнования, организация самопроверки по результатам деятельности, внесение различных видов наглядности. Воображение развивается при выполнении любого задания, даже минимально имеющего творческий характер: имитационные упражнения, составление узоров из геометрических фигур, придумывание поз своего тела и др.

Таким образом, каждое занятие направлено на развитие умственной активности ребенка, его самостоятельности, работоспособности, способствовать усвоению программного материала.

Ведение коррекционных занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» обеспечивает особую пространственную и временную организацию образовательной среды: занятия проводятся в специальном кабинете, количество обучающихся комплектуется в связи с выявленными трудностями, используются разные формы организации детей, занятия по 20-25 мин.  

Роль и место дисциплины в образовательном процессе

Обучение детей с ограниченными возможностями здоровья требует создания необходимых условий для их полноценного развития, воспитания самостоятельности, способности адаптироваться в социальных условиях их дальнейшей жизни.

        ПЕРЕЧЕНЬ УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

Основная

1. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида. Подготовительный и 1- 4 классы под редакцией В.В.Воронковой: 2-е издание - М.: Просвещение, 2001.

Дополнительная

  1. Антонова С.Л. Движение тела- движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа./С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. - //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.
  2. Галкина Г.Г., Дубинина Т.И. Пальцы помогают говорить. Коррекционные занятия по развитию мелкой моторики у детей/Г.Г.Галкина, Т.И.Дубинина. – М.: Издательство «Гном и Д», 2006.
  3. Дмитриева О.И., Мокрушина О.А. Поурочные разработки по математике: 2 класс. К учебному комплекту М.И.Моро – М.: ВАКО, 2005.
  4. Ильина М.В. Чувствуем-познаем-размышляем. Комплексные занятия для развития восприятия и эмоционально-волевой сферы у детей 5-6 лет. – М.: АРКТИ, 2004.
  5.   Локалова Н.П. 120 уроков психологического развития младших школьников (психологическая программа развития когнитивной сферы учащихся I-IV классов). Часть I. Книга для учителя. – 3-е изд., перераб. и доп. – М.: «Ось-89», 2006.  
  6. Морозова И.А., Пушкарева М.А. Развитие элементарных математических

представлений. Конспекты занятий. Для работы с детьми 5-6 лет с ЗПР. – 2-е издание, исправленное. – М.: Мозаика-Синтез, 2008.

7. Чистякова М.И. Психогимнастика. -М.: Просвещение, 1995.

СОДЕРЖАНИЕ ТЕМ КОРРЕКЦИОННОГО КУРСА

Основные направления коррекционной работы

Структура программы курса коррекционных занятий по развитию психомоторики и сенсорных процессов включает три этапа:

  1. Пропедевтико-диагностический – 5 часов.
  2. Формирующий – 58 часов
  3. Закрепляющий – 5 часов.

Основной формирующий этап состоит из  2 модулей:

I. Коррекция психомоторики.

II.Развитие сенсорной сферы.

В модуль Развитие психомоторики входят следующие разделы:

1. Развитие движений, различных видов праксиса.

2. Развитие произвольности психической деятельности.

Модуль Развитие сенсорной сферы включает следующие разделы:

3. Развитие пространственного восприятия.

4. Развитие временных представлений..

5. Развитие перцептивно-гностических функций..

6. Развитие слухового восприятия.

7. Развитие зрительного восприятия.

Данная рабочая программа имеет концентрический характер: при переходе из класса в класс задания усложняются и по объёму, и  по  сложности, что позволяет добиться прочного закрепления сформированных условных связей на основе ранее  изученного материала.

Основные содержательные линии курса (68 часов)

Пропедевтико-диагностический этап (5 часов).

        Работа на этом этапе направлена на исследование психомоторики и сенсорных процессов, комплектование групп для коррекционных занятий. Определяются: 

а) уровень развития фонематического слуха (Готовность к школе: развивающие программы (под ред. Дубровиной И.В.) Екатеринбург. 1998, стр. 52);

б) развитие произвольного внимания (Данилова Е.Е. Практикум по возрастной и педагогической психологии. М. 1998, стр.63);

в) объем кратковременной слуховой памяти (Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль, стр.197);

г) умственная работоспособность (метод наблюдения);

д) сформированность произвольности поведения (Готовность к школе: развивающие программы (под ред. Дубровиной И.В.) Екатеринбург. 1998, стр.45).

Формирующий этап (58 часов).

 Раздел 1. Развитие движений, различных видов праксиса (16 часов)

Произвольное торможение действий (разнонаправленные движения). Ритмические упражнения, сочетающие одновременные движения различных частей тела и говорение (пение).

Переключение с одного движения на другое при ходьбе, беге, прыжках.

Совершенствование статического равновесия при малой площади опоры.

Передача ритмического рисунка в движениях в соответствии с речевым или музыкальным сопровождением.

Выполнение движений по инструкции из 3-4 звеньев. Выполнение движений по словесной инструкции, изменения направления движений по инструкции, содержащей предлоги: в, на, над, под, из, за.

Воспроизведение ритма по слуховому образцу, по словесной инструкции. Подсчёт быстрых и медленных ударов. Пространственная организация движений (выполнение движений в соответствии с образцом, а не зеркально).

Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением. Развитие быстроты, ловкости и точности движений. Развитие умения контролировать сменяемость действий. Развитие моторики руки, формирование графических навыков. Штриховка в разных направлениях.

Имитация воображаемых предметных действий «Что мы делали не скажем, а что делали покажем». Выразительность движений — имитация животных (походка гуся, зайца, кенгуру и т. д.), инсценирование. Развитие согласованности движений на разные группы мышц (броски в цель, «Кольцеброс», игры с мячом, обручем). Совершенствование точности движений (завязывание, развязывание, застегивание, шнуровка, нанизывание).

Обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур. Рисование бордюров. Графический диктант (зрительный и на слух).

Раздел 2. Развитие произвольности психической деятельности. (6 часов)

Игры на развитие внимания и саморегуляции. Рассказ о предстоящей работе. Рассказ о выполненной  работе. Развитие способности к переключению внимания. Развитие концентрации внимания. Упражнения для развития памяти. Самоконтроль по данному алгоритму действий (вербально-графический, схематический план).

Раздел 3. Развитие пространственного  восприятия. (8 часов)

Определение направления движения в пространстве, расположения предметов относительно друг друга, обозначение с помощью предлогов.

Различение левой и правой частей тела у человека, стоящего напротив.

Предлоги, обозначающие направление движения: в, из, над, под, за; - расположения предметов относительно друг друга: у, на, над, под, за.

Упражнения для развития глазомера.

Определение направления звука в пространстве (справа, слева, сзади, спереди).

Моделирование пространственного расположения мебели в помещении.

Расположение предметов в классе по инструкции педагога. Поиск предметов в классе по условной схеме.

Ориентировка в помещении и на улице. Вербализация пространственных отношений.

Ориентировка в помещении; понятия: близко, ближе — далеко, дальше; движение в заданном направлении, обозначение словом направления движения.

Ориентировка в поле листа (выделение всех углов). Расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа. Словесное обозначение пространственных отношений между конкретными объектами. Пространственная ориентировка на поверхности парты.

Раздел 4. Развитие временных представлений (6  часов)

Закрепление временных представлений о частях суток, неделе, временах года.

Продолжительность суток: 1 сут. = 24 ч

Месяцы года. Порядок месяцев в году. Номера месяцев от начала года.

Соотношение мер времени: час – минута, месяц – неделя – сутки. Количество суток в месяце. Количество недель  в месяце. Количество минут в часе. Часы, их составляющие (циферблат, стрелки).

Определение времени по часам с точностью до 5 минут двумя способами: 5 ч 15 мин, 15 мин шестого.

Раздел 5.  Развитие перцептивно-гностических функций (14 часов)

Сравнение геометрических фигур и тел. Соотнесение геометрических фигур с предметами окружающей обстановки.

Составление сериационных рядов по заданному признаку из 5-8 предметов.

Выделение элементов целостных образов (предметных, сюжетных). Складывание разрезанных на части предметных и сюжетных картинок. Упражнение «Вставки» (восполнение фрагментов сюжетных картин).

Формирование ощущений от статических и динамических движений различных частей тела (верхние и нижние конечности, голова, тело), вербализация ощущений. Игры типа «Зеркало»: копирование поз и движений ведущего. Имитация движений и поз (повадки животных, природные явления).

Сравнение и обозначение словом формы 3—4 предметов. Сравнение двух объемных геометрических фигур — круга и овала. Комбинирование разных форм из геометрического конструктора. Сравнение и обозначение словом величин разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий). Сопоставление частей и деталей предмета по величине. Составление сериационных рядов из 4—5 предметов по заданному признаку величины.

Цветовой спектр. Цвета теплые и холодные. Узнавание предмета по его отдельным частям. Составление предмета или целостной конструкции из более мелких деталей (5—6 деталей). Составление целого из частей на разрезном наглядном материале (4—5 деталей с разрезами по диагонали и вертикали).

Раздел 6.  Развитие слухового восприятия (4 часа)

Дифференцировка звуков шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки). Характеристика звуков по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки). Различение мелодии по характеру (веселая, грустная). Подражание звукам окружающей среды. Различение по голосу знакомых людей.

Раздел 7.  Развитие зрительного восприятия (4 часа)

Формирование произвольности зрительного восприятия и развитие зрительной памяти. Определение изменений в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов. Нахождение различий у двух сходных сюжетных картинок. Различение наложенных изображений предметов (3—4 изображения). Запоминание 3—4 предметов, игрушек и воспроизведение их в исходной последовательности. Упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Закрепляющий этап включает в себя вторичное исследование психомоторики и сенсорных процессов и закрепление сформированных во время основного этапа умений и навыков (5 часов).

Основными видами деятельности обучающихся по предмету являются:

Виды действий по использованию сенсорных эталонов, которыми должны овладеть обучающиеся:

1. Действия идентификации, т.е. установления тождества какого-либо качества воспринимаемого объекта эталону.

2. Действия по соотнесению предмета с эталоном.

3. Действия, связанные с необходимостью самостоятельного анализа сложных свойств предметов, «раскладывание» их на элементы, соответствующие усвоенным эталонным представлениям с последующим воссозданием целостного предмета.

Результативность занятий обеспечивается специально созданными психолого-педагогическими условиями проведения коррекционной работы, к которым относятся:

— учет специфики овладения детьми с интеллектуальной недостаточностью сенсорными эталонами;

— оказание дозированной помощи, «адресной» коррекционно-педагогической поддержки, обеспечение речевого опосредования всех мыслительных действий и операций ребенка, его эмоциональной стимуляции;

— формирование познавательного интереса через использование приемов работы, активизирующих деятельность самого ребенка;

— разумное сочетание вербального материала и наглядной основы, игровой и практической деятельности, значимых для детей реальных ситуаций; использование адекватных технологий прикладной направленности;

— пропедевтический характер занятия: подбор заданий, подготавливающих к восприятию новых и трудных тем или, наоборот, закрепляющих полученные знания;

— преподнесение материала небольшими дозами, дробно, с постепенным усложнением и закреплением через многократное использование упражнений, заданий, дидактических игр.

Особое внимание уделяется созданию условий для положительного эмоционального отношения  ребенка к занятиям.

В структуру занятия включено чередование различных видов деятельности: организация практических действий, разрешение проблемных ситуаций, дидактические игры, музыкально-ритмические упражнения, графические задания и др.

Задания различной степени трудности предлагаются детям в зависимости от их индивидуальных возможностей и коррекционных задач. Дети узнают свойства предметов и объектов, учатся сравнивать, находить противоположные качества, выделять основные и второстепенные признаки, группировать по определенным (или самостоятельно выделенным) признакам, классифицировать, устанавливать причинно-следственные связи.

Именно в русле предметно-практической деятельности происходит формирование предпосылок к возникновению абстрактного мышления, накопление сенсорно-двигательного опыта, создаются условия для возникновения потребностей речевого общения. Данная деятельность способствует активизации и обогащению словаря учащихся, овладению грамматическим строем речи, развитию связной речи, формированию умения давать словесные отчеты о проделанном, а в дальнейшем предварительно планировать ее.

ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ

Планируемые результаты освоения курса

Раздел 1. Развитие движений, различных видов праксиса

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся:

Обучающиеся должны:

- выполнять движения по показу и словесной инструкции;

- плавно переключаться с одного движения на другое;

- ритмично двигаться под музыку, пение, речевое сопровождение;

- воспроизводить ряд из 3-6 движений;

- соблюдать направление движения в пространстве в соответствии с условными знаками и словесной инструкцией;

- выполнять движения по условным обозначениям;

- менять характер, направление движений по условным сигналам;

- захватывать мелкие предметы двумя и тремя пальцами;

- повторять за педагогом позу кисти руки;

- застёгивать пуговицы, молнии, кнопки,

- шнуровать, завязывать узлы и банты;

- резать ножницами по прямым и кривым линиям, по кругу;

- складывать бумагу;

- разрывать бумагу разной толщины.

Раздел 2. Развитие произвольности психической деятельности.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

 Обучающиеся должны:

- понимать простые словесные инструкции учителя;

- ориентироваться в задании по данному плану;

- сличать результат и цель деятельности на наглядных образцах;

- с помощью педагога составлять рассказ о предстоящей и выполненной работе;

- проверять свою работу и работу товарища по данному алгоритму.

Раздел 3. Развитие пространственного восприятия.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны:

- распознавать и называть части тела и лица;

- усвоить основные координаты: верх – низ, впереди – позади, слева – справа и соответствующие ориентировки относительно себя;

- различать пространственное расположение предметов относительно другого человека;

- ориентировать на листе бумаги;

- знать слова, обозначающие порядок следования предметов в ряду;

- уметь ориентироваться по схемам в пространстве класса, школьного двора;

- находить неправильно расположенные буквы;

- выполнять графические диктанты с учётом пространственных ориентировок;

- соблюдать пространственное расположение предметов, их частей при конструировании и рисовании.

Раздел 4.  Развитие временных представлений.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны:

- усвоить порядок следования дней недели, частей суток, времён года, месяцев года;

- знать месяцы каждого времени года и нумерацию каждого месяца, начиная от начала года;

- понимать отношения: вчера – сегодня – завтра – послезавтра – позавчера; рано – поздно; старше – моложе; медленно – быстро;

- знать соотношения мер времени: сутки – неделя – месяц – год; секунда – минута- час;

- определять время по часам с точностью до 5 минут.

Раздел 5.  Развитие перцептивно-гностических функций.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны:

- узнавать предметы на картинках;

- узнавать предметы в «зашумлённых» условиях и необычных ракурсах;

- составлять предметы из 2-6 частей;

- находить часть от целого предмета и предмет по данной части;

- различать и называть основные цвета;

- соотносить оттенки одного цвета и раскладывать их по степени выраженности признака;

- различать геометрические фигуры и называть их;

- сравнивать предметы по величине и называть эту величину: длина, ширина, толщина, высота, глубина, использовать в речи соответствующие прилагательные и их сравнительные формы;

- опознавать на ощупь мелкие игрушки, геометрические фигуры, контурные изображения букв, цифр, различать величину сходных предметов;

- опознавать на ощупь фактурные, температурные качества предметов;

- уметь сравнивать предметы «на глаз», «на ощупь», «на руку»;

- называть слова, обозначающие вкусовые качества предметов, материал, из которого предметы сделаны;

- восстанавливать целостные образы предметов, букв, цифр;

- узнавать предметы по словесному описанию.

Раздел 6. Развитие слухового восприятия.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны:

- дифференцировать звуки шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки);

-   дифференцировать звуки по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки);

- различать неречевые бытовые и природные шумы;

- различать голоса знакомых людей;

- различать на слух громкость, высоту и продолжительность звучания;

повторять ряды слогов, слов, предложений, предъявленных на слух;

-  различать мелодии по характеру (веселая, грустная);

-  подражать звукам окружающей среды.

Раздел 7. Развитие зрительного восприятия.

Основные требования к знаниям и умениям обучающихся

Обучающиеся должны:

- определять изменения в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов;

- находить различия в парах предметных и сюжетных картинок;

- воспроизводить ряды предметов, картинок по памяти от 3 до 9 единиц;

- различать наложенные изображения предметов (3—4 изображения);

- использовать схематические рисунки для запоминания вербального материала; 

- применять упражнения для профилактики и коррекции зрения.

Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

-ориентировки в окружающем пространстве (планирование маршрута, определение места положения объекта и пр.);

-сравнения и упорядочения объектов по различным признакам: форме, величине, качестве поверхности, материалов;

-определение времени по часам;

- описания предметов окружающей действительности;

- обогащения чувственного опыта у детей.

Способы и формы оценки образовательных результатов

Курс имеет безотметочную  систему прохождения материала. Практические задания выполняются из разных материалов, работы остаются до конца года у педагога-психолога.

При необходимости выполнения письменных заданий, обучающиеся работают в рабочих тетрадях, возможны выполнения заданий по карточкам. Качество работы зависит от умения детьми работать в тетради, ориентироваться на листе, от развития мелкой моторики.

Используется прием цветограммы в конце занятия. Детям предлагается прикрепить (нарисовать, раскрасить) соответствующий  по цвету символ, определяя качество выполненного самостоятельно задания или практическую деятельность. Сравнение результатов изменения цветовой гаммы на протяжении некоторого времени позволяет наблюдать динамику качества выполненной работы, сравнивая личные результаты.

Эффективность занятий по программе определяется по следующим показателям:

- общее укрепление организма, развитие движений и двигательных навыков, сознательного управления движениями, формирование правильной осанки, развитие нервной системы (быстрота реакций, координация движений, их соразмерность, адекватность), развитие организованности, дисциплины;

- совершенствование сенсорных представлений, перцептивных действий;

- развитие высших психических функций: восприятия, памяти, мышления, речи.

ХАРАКТЕРИСТИКА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Программа предназначена для обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью (классы ТУО).

Для детей с интеллектуальной недостаточностью  характерны выраженные отклонения в речевом развитии. В психокоррекционные занятия включены приемы, облегчающие восприятие (показ предметов, использование стимулирующих реплик и направляющих внимание вопросов, рассказ педагога, игра, создание проблемной ситуации и т.д.), которые побуждают учеников к проговариванию того, что они видят, к выполнению действий с объектом и к формулированию полученных результатов. Разные виды деятельности (а именно: музыкально-ритмические, изобразительные, конструктивные, игровые) предоставляют большие возможности для обогащения словарного запаса детей.

Замедленность, недифференцированность, узость объема восприятия, нарушения аналитико-синтетической деятельности, специфические недостатки памяти ребенка с интеллектуальной недостаточностью затрудняют его знакомство с окружающим миром. На занятиях используются игры и упражнения, направленные на развитие умения наблюдать за объектом, рассматривать его, ощупывать и обследовать; определять отношения выявленных свойств и качеств данного предмета к свойствам и качествам других предметов (т.е. ученик овладевает своеобразными чувственными мерками, которые сложились исторически, - сенсорными эталонами).  Данная деятельность способствует развитию точности восприятия, формирует способность анализировать свойства предметов, сравнивать их, обобщать, сопоставлять результаты восприятия. На занятиях включены задания для усвоения сенсорных эталонов - системы геометрических форм, шкалы величины, цветового спектра. В программу включены игры и упражнения для развития внимания, памяти (тактильная, зрительная, слуховая и пр.), речи, коммуникативных качеств, логического и творческого мышления, умения анализировать.

Комплектование групп для коррекционно-развивающих занятий «Развитие психомоторики и сенсорных процессов» проводится на основе диагностических данных школьного психолога и педагогического наблюдения.

Программа строится на обучении обучающихся по группам, в связи с особенностями детей, характера имеющихся у них затруднений и отклонений в развитии с целью осуществления индивидуально-дифференцированного подхода к обучению.  В каждом классе есть несколько учеников, требующих разных мер индивидуальной коррекции. Эффективность работы зависит от правильного подбора детей на подгрупповые и индивидуальные занятия. После полноценного обследования обучающихся с позиции системного подхода, выделяются видимые затруднения ребенка в процессе учебной деятельности, определяются их первичный и вторичный характер, устанавливаются причинности.

Состав подгрупп имеет подвижный характер: с одними обучающимися класса осуществляется коррекция индивидуально, для других актуальна групповая работа, что определяется степенью необходимой им помощи. Соотношение количества индивидуальных и подгрупповых занятий определяет педагог-психолог, исходя из степени подготовленности детей.


Учебно-тематическое планирование

      1 этап – пропедевтико-диагностический (5 часов).

Темы занятий

Кол-во часов

Цель занятия

Коррекционная задача

Методики, игры, упражнения

(литература)

1.

2.

3.

4.

5.

Восприятие:  

а) пространственная ориентировка;

б) форма;

в) цвет

Внимание

а) устойчивость;

б) концентрация;

в) произвольное внимание

Моторика

а) ловкость, координация движений

б) тонкая моторика руки

Память

а) кратковременная память;

б) математическая память

Речь

а) словарный запас, овладение родовыми понятиями;

б) связная речь

1

1

1

1

1

Определить уровень актуального развития

Мотивировать учащихся на коррекцию и развитие восприятия, внимания, моторики, памяти

Психодиагностический минимум для учащихся младших классов.

 Сост. Капора Т.А.


        2 этап – формирующий  (58 часов).

Темы занятий

Кол-во часов

Цель занятия

Коррекционная задача

Методики, игры, упражнения

(литература)

Модуль I. Коррекция психомоторики.

22

- корригировать и развивать психомоторику обучающихся

- мотивировать обучающихся на активное участие в занятиях

Е.А.Алябьева. Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста. М.,2003

1.

Развитие движений, различных видов праксиса

16

- развивать моторную ловкость, координацию движений, тонкую моторику рук

- корригировать нарушения в двигательной сфере

Методические рекомендации психолога по коррекции и развитию моторики. Сост. Капора Т.А.

1.1

Ловкость – это здорово!

4

- развивать у обучающихся согласованности движений на разные группы мышц;

- учить воспроизведению ритма по слуховому образцу, по словесной инструкции;

- развивать быстроту, ловкость и точность движений.

- совершенствовать точность движений

Броски в цель, «Кольцеброс», игры с мячом, обручем; упр. на завязывание, развязывание, застегивание, 

шнуровка, нанизывание.

1.2

Движение – это жизнь

3

- учить выполнению ритмического рисунка в движениях в соответствии с речевым или музыкальным сопровождением;

- формировать умение выполнять движения по словесной инструкции, изменения направления движений по инструкции, содержащей предлоги: в, на, над, под, из, за.

- развивать  статическое равновесие при малой площади опоры.

- развивать общую моторику

Игры с перемещением в различном темпе, с закрытыми глазами («Жмурки», «Идем на слух»); игры, способствующие выработке навыков удержания определенной позы в покое и в движении («Быстро шагай», «Лабиринты», «Совушка», «Кто быстрее»).

1.3

«Летит, летит по небу шар…»

3

- учить выполнению разнонаправленных движений;

- формировать переключение с одного движения на другое при ходьбе, беге, прыжках.

- развивать координацию движений и чувство ритма

Ритмические упражнения, сочетающие одновременные движения различных частей тела и говорение (пение).

1.4

Учим стихи

3

- учить имитировать воображаемые предметные действия; поведение животных;

 - развитие умения контролировать сменяемость действий.

- развивать выразительность движений и речи

Игры «Что мы делали не скажем, а что делали покажем»; «Угадай кто я». Пальчиковая гимнастика с речевым сопровождением.

1.5

Рисуем узоры

3

- продолжить формирование графических навыков.

- развивать моторику руки.

Упражнения: штриховка в разных направлениях;

обводка контуров изображений предметов и геометрических фигур, дорисовывание незаконченных геометрических фигур.

2.

Развитие произвольности психической деятельности

6

- способствовать развитию внимания, памяти и навыков саморегуляции

- мотивировать учащихся на развитие внимания

Методические рекомендации психолога по коррекции и развитию внимания. Сост. Капора Т.А.

2.1

Рисование по образцу

1

- способствовать расширению   объема внимания;

- развивать произвольное внимание;

- воспитывать наблюдательность;

- развивать навыки самоконтроля.

- развивать концентрацию и устойчивость внимания

Работа по карточкам

Игры 1-3

2.2

Сравни картинки

1

- повышать уровень развития переключения и распределения       внимания;

- продолжать развитие устойчивости и концентрации внимания

- развивать процессы распределения и переключения внимания

Игры 4-7

2.3

Найди различия

1

- продолжать развивать устойчивость, распределение и переключение внимания;

- формировать умение сосредотачиваться

- расширять объем внимания

Игры  8-11

2.4

Запрещенные движения

1

- расширять объем внимания;

- способствовать развитию навыков самоконтроля;

- укреплять волевые качества личности;

- создавать ситуацию достижения успеха.

- развивать произвольное внимание

Игры 12-14

2.5

Запомни и зарисуй

1

- расширять объем зрительной памяти;

- учить использовать схематические рисунки для запоминания вербального материала;

- развивать зрительную память

Методические рекомендации психолога по коррекции и развитию памяти. Сост. Капора Т.А.

Игры 1-3

2.6

Зарисуй и вспомни

1

- формировать опосредованную память;

- развивать процессы запоминания, сохранения и воспроизведения материала;

- научить  использовать схематические рисунки для запоминания вербального материала;

- развивать опосредованную память

Игры 8-11

Модуль II. Развитие сенсорной сферы.

36

-  познакомить уч-ся со свойствами и особенностями восприятия

- мотивировать учащихся на коррекцию и развитие восприятия

Методические рекомендации психолога по коррекции и развитию восприятия.

Сост. Капора Т.А.

3.

Развитие пространственного восприятия

8

- определить уровень развития пространственной ориентировки уч-ся;

- способствовать развитию пространственного восприятия

- формировать продуктивные навыки ориентации в пространстве

- мотивировать учащихся на коррекцию и развитие пространственного восприятия

С.В.Гаврилива. Учимся думать и фантазировать. Рабочая тетрадь № 2. М., 1999

3.1

Мы шагаем дружно в ряд

2

-  научить определять  направление движения в пространстве, расположение предметов относительно друг друга;

различать левую и правую части тела у человека, стоящего напротив.

-  закрепить знание предлогов, обозначающих направление движения: в, из, над, под, за; - и расположение  предметов относительно друг друга: у, на, над, под, за.

- корригировать и развивать восприятие пространственных отношений

 Игры  «По росту»,  «Что где находится?»

Упражнение на усвоение пространственных отношений (в, на, над, под, за, около и т.д.).

3.2

В нашем классе

2

- учить определять пространственное расположение мебели в помещении;

- формировать умение определять расположение предметов в классе по инструкции педагога.

- развивать глазомер и пространственную ориентировку

Игры «Найди клад», «Лабиринт», «Кто выше»;

Упражнения для развития глазомера.

3.3

Дома и на улице

2

- учить вербализации

пространственных отношений;

- сформировать понятия: близко, ближе — далеко, дальше;

- развивать умение двигаться в заданном направлении и обозначать словом направления движения; определять направление звука в пространстве (справа, слева, сзади, спереди).

- развивать умение ориентироваться дома и на улице

Игры «Где что стоит», «Мой путь домой», «Я – пешеход»,  «Жмурки»; упражнения «Звонок», «Где сказали Мяу».

3.4

Графический диктант (пространственная ориентировка)

2

- учить ориентироваться в поле листа (выделение всех углов); определять расположение плоскостных и объемных предметов в вертикальном и горизонтальном поле листа;

- развивать пространственную ориентировку на поверхности парты.

-  развивать пространственную ориентировку и внимание

С.В.Коноваленко. Как научиться думать быстрее и запоминать лучше. М, 2000. Стр. 59-60

4.

Развитие временных представлений

6

- развивать и закреплять  временные представления о частях суток, неделе, временах года.

- мотивировать учащихся  на усвоение временных представлений

С.В.Гаврилива. Учимся думать и фантазировать. Рабочая тетрадь № 2. М., 1999

4.1

Двенадцать месяцев и семь дней

2

- закрепить знание названий месяцев года и дней недели;

- научить определять порядок месяцев в году и номера месяцев от начала года..

- сформировать и закрепить временные представления

Дидактическая игра «Веселая неделя», лото «Времена года»

4.2

День за днем

2

- дать знание о соотношении мер времени: час – минута, месяц – неделя – сутки;

- закрепить знание о  продолжительности суток; о количестве суток в месяце; количество недель  в месяце; количество минут в часе.

- развивать навыки ориентировки во времени

Презентация «Неделя»

4.3

Который час?

2

- познакомить уч-ся с часами и их составляющими (циферблат, стрелки).

- учить определению времени по часам с точностью до 5 минут двумя способами: 5 ч 15 мин, 15 мин шестого.

- развивать навыки определения времени по часам

Игра «Часы»

5.

Развитие перцептивно-гностических функций

14

- сформировать представление о форме, величине и цвете предметов

- корригировать и развивать основные свойства восприятия

Методические рекомендации психолога по коррекции и развитию восприятия.

Сост. Капора Т.А.

5.1

Разнообразие форм

2

- развивать умения и навыки узнавать и различать предметы по форме;

- развивать тактильное восприятие и моторику

- развивать процессы сравнения и обобщения

Игры 1-5

5.2

Найди похожую фигуру

2

- учить сравнивать геометрические

 фигуры  и соотносить их с предметами окружающей обстановки;

- развивать самоконтроль и саморегуляцию;

- способствовать развитию произвольного внимания.

- развивать процессы сравнения и обобщения

Упр. на составление сериационных рядов по заданному признаку из 5-8 предметов.

5.3

Строитель

2

- учить сравнивать  и обозначать словом формы 3—4 предметов;

- развивать умения построения разных форм из геометрического конструктора.

- развивать процессы сравнения и умение действовать по образцу

Работа с геометрическим конструктором

5.4

Выкладываем и рисуем фигуры

2

- развивать восприятие отдельных свойств предмета и его целостного образа

- развивать целостность восприятия

Игры 6-8

5.5

Сложи картинку

2

- учить выделять элементы целостных образов (предметных, сюжетных);

- формировать навыки складывания разрезанных на части предметных и сюжетных картинок.

- формировать процессы анализа и синтеза наглядно-действенного мышления

Складывание пазлов; упражнение «Вставки» (восполнение фрагментов сюжетных картин).

5.6

Основные цвета  

2

- закрепить знание основных цветов;

- продолжить формирование умений сравнивать, находить сходство и различие (по форме и цвету)

- корригировать и развивать цветоразличение

Игры 9-14

5.7

Великаны и лилипуты

2

-  дать понятия величин;

- учить сравнивать и обозначать словом величины разных предметов по двум параметрам (длинный и широкий, узкий и короткий);

- развивать умения сопоставлять  части и детали предмета по величине.

- продолжить развитие умений находить сходство и различия

Игры 15-20; упр. на составление сериационных рядов из 4—5 предметов по заданному признаку величины.

6.

Развитие слухового восприятия

4

- развивать слуховое восприятие

- корригировать нарушения слухового восприятия

Сенсорное развитии детей с ОВЗ «Живут на свете чудеса». Смоленск, 2013, стр. 55-59.

6.1

Угадай, что звучит

1

- познакомить уч-ся со звучанием шумовых и музыкальных инструментов (погремушка, барабан, колокольчик, бубен, гармошка, ложки);

- учить дифференцировать звуки различных инструментов.

- продолжить развитие умений находить сходство и различия

Занятие «Чудесные шары»

6.2

Тихо – громко

1

- формировать умение сравнивать звуки  по громкости и длительности (шумы, музыкальные и речевые звуки).

- развивать процессы сравнения

Занятие «Музыкальная шкатулка»

6.3

Весело или грустно?

1

- учить различать мелодии по характеру (веселая, грустная);

 - развивать умение подражать звукам окружающей среды.

- развивать чувство ритма и умение дифференцировать звуки и эмоции

Занятие «Звонкие нотки»

6.4

Узнай друга

1

-  развивать умение различать  по голосу знакомых людей.

- развивать слуховое восприятие

Игры «Кто сказал МЯУ?», «Назови имя», упражнение на выразительную декламацию

7.

Развитие зрительного восприятия 

4

- развивать зрительное восприятие

- корригировать нарушения зрительного восприятия

Сенсорное развитии детей с ОВЗ «Живут на свете чудеса». Смоленск, 2013, стр. 50-55.

Методические рекомендации психолога по коррекции и развитию восприятия.

Сост. Капора Т.А.

7.1

Что изменилось?

2

- учить находить изменения  в предъявленном ряду картинок, игрушек, предметов;

- продолжать развитие умения сравнивать и находить  различия у двух сходных сюжетных картинок.

- формировать произвольность зрительного восприятия и развивать зрительную память.

Занятие «Волшебные превращения»; игры 15-16

7.2

 Смотри, наблюдай, замечай

1

- продолжать воспитание наблюдательности;

- формировать умение сосредотачиваться;

- укреплять волевые качества личности.

- развивать произвольность внимания и зрительного восприятия

Занятие «Веселое настроение»

7.3

Зоркие глазки

1

- формировать умение различать наложенные изображения  предметов (3—4 изображения);

- разучить комплекс упражнений для профилактики и коррекции зрения.

- развивать и корригировать зрение

Занятие «Цвета радуги»

          3 этап – закрепляющий (5 часов).

Темы занятий

Кол-во часов

Цель занятия

Коррекционная задача

Методики, игры, упражнения

(литература)

1.

Угадай фигуру

2

- определить изменения, произошедшие в результате реализации программы;

- закрепить знания, умения и навыки, полученные на  занятиях;

- мотивировать к дальнейшему саморазвитию

Закреплять продуктивные приемы и навыки познавательной деятельности

С.В.Гаврилива. Учимся думать и фантазировать. Рабочая тетрадь № 2. М., 1999.

Стр. 7,9, 13, 17

2.

Нарисуй и раскрась по образцу

2

- определить сформированность умения действовать по образцу, уровень понимания инструкций;

- укреплять волевые качества личности

Развивать познавательные процессы и внимание

Стр. 42, 46

3.

Узоры на внимание

1

- провести диагностику уровня развития произвольного внимания;

- продолжать закрепление знаний, умений и навыков, полученных на коррекционно-развивающих занятиях

Развивать учебную мотивацию и познавательную активность

Работа по карточкам


Список литературы

  1. Аксенова А.К., Якубовская З.В. Дидактические игры на уроках русского языка. М. 1987.
  2. Антонова, С.Л. Движение тела- движение мысли: Нейропсихологическая коррекционно-развивающая программа./С.Антонова. – М.: Чистые пруды, 2010. – 32. - //Библиотечка «Первого сентября», серия «Школьный психолог». Вып.34. – С.4-6.
  3. Башаева Т.В. Развитие восприятия у детей. Ярославль. 1997.
  4. Волина В. Учимся играя. М. 1994.
  5. Головкина, Т.М. Программа «Развитие психомоторики и сенсорных процессов учащихся 1-4 классов специального (коррекционного) образовательного учреждений VIII вида» [Электронный ресурс]/ Т.М.  Головкина//http://rudocs.exdat.com/docs/index-434572.html (30.08.2013)
  6. Готовность к школе: развивающие программы (под ред. Дубровиной). Екатеринбург. 1998.
  7. Гайштут А. Увлекательная математика. М.1996.
  8. Дидактические игры и занятия с детьми раннего возраста (под ред. Новоселовой). М. 1985.
  9. Забрамная С. Д. Ваш ребенок учится в вспомогательной школе. М. 1990.
  10. Ильина М.Н., Парамонова Л.Г., Головнева Н.Я. Тесты для детей. Готов ли ваш ребенок к школе? С-Пб. 1998.
  11. Катаева А.А., Стребелева Е.А. Дидактические игры и упражнения в обучении дошкольников с отклонениями в развитии. М. 2001.
  12. Клюева Н.В., Касаткина Ю.В. Учим детей общению. Ярославль. 1997.
  13. Кряжева Н.Л. Развитие эмоционального мира детей. Ярославль. 1997.
  14. Кулько В.А., Цехмистрова Т.Д. Формирование у учащихся умений учиться. М. 1983.
  15. Немов Р.С. Психология. Часть 3. М. 1995.
  16. Нижегородцева Н.В., Шадриков В.Д. Психолого-педагогическая готовность ребенка к школе. М. 2001.
  17. Никитин Б.П. Ступеньки творчества или развивающие игры. М. 1993.
  18. Овчарова Р.В. Практическая психология в начальной школе. М. 1998.
  19. Овчарова Р.В. Справочная книга школьного психолога. М. 1996.
  20.  Практикум по возрастной и педагогической психологии (под ред. Дубровиной). М. 1998.
  21. Развиваем руки – чтоб учиться и писать, и красиво рисовать. Ярославль. 1998.
  22. «Развитие сенсорной сферы детей»: пособие для учителей специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида Митиева Л.А., Удалова Э.Я. М. «Просвещение», 2009
  23. Сонин В. Психологический практикум. Смоленск. 1995.
  24. Субботина Л.Ю. Развитие воображения у детей. Ярославль. 1997.
  25. Тихомирова Л.Ф. Развитие интеллектуальных способностей школьника. Ярославль. 1997.
  26. Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. Ярославль. 1998.
  27. Тихомирова Л.Ф. Развитие познавательных способностей детей. Ярославль. 1997.
  28. Тихомирова Л.Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольника. Ярославль. 1997.
  29. Чистякова М.И. Психогимнастика. М. 1995.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая учебная программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов для 1-4 классов

Настоящая программа разработана и составлена на основании авторской программы курса коррекционных занятий по «Развитию психомоторики и сенсорных процессов» для обучающихся 1-4 классов специальных (кор...

Рабочая программа по курсу "Развитие психомоторики и сенсорных процессов (1 - 4 кл.)"

Моя авторская программа по этому предмету. Включает пояснительную записку, содержание занятий по блокам, классам, ожидаемый результат и тематическое планирование  по классам, список литературы....

Рабочая программа по развитию психомоторики и сенсорных процессов ученика 2 класса надомного обучения специальной (коррекционной) школы VIII вида

Настоящая программа составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного образовательного стандарта  общего образования на основании авторской программы курса коррекц...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА коррекционного курса «Развитие психомоторных и сенсорных процессов» 4 «Б» класс по адаптированной основной общеобразовательной программе

Данная  рабочая  программа  является  коррекционной  для  обучения  обучающихся  с умственной  отсталостью,  составлена  с  учетом  осо...

Рабочая программа по предмету "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для обучающихся 2-3 классов с ОВЗ.

Коррекционно-развивающая  программа для  развития  высших  психических  функций...

Рабочая программа по предмету " Развитие психомоторики и сенсорных процессов "

Рабочая программа по предмету "Развитие психомоторики и сенсорных процессов" для детей с ОВЗ,1-4 классы...