Конспект занятия: "Эмоции, чувства и их сравнительная характеристика".
план-конспект занятия по теме

Коррекционное занятие по развитию мимики и пантомимики. Тема: "Эмоции, чувства и их сравнительная характеристика".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_rmip_4-god_obucheniya.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного занятия по развитию мимики и пантомимики

4 год обучения

Тема: «Эмоции, чувства и их сравнительная характеристика».

задачи

Коррекционно-образовательные:

  • учить узнавать и называть средства выражения эмоций: мимика, голос,  жест, интонация;
  • знать отличительные особенности эмоций.

Коррекционно-развивающие:

  • формировать умения дифференцировать эмоциональные состояния, называть и передавать их;
  • развивать мышечный аппарат лица, участвующий в воспроизведении данной эмоции;
  • развивать способность понимать эмоциональное состояние других людей;
  • развивать эмоционально-выразительные движения, учить использовать жесты;

Коррекционно-воспитательные:

  • формирование навыков социально-адаптивного поведения;
  • создание положительного эмоционального настроя, укрепление групповой сплоченности.

Оборудование:

магнитофон, диск с записью музыки, карточки с репликами героев разных литературных произведений, рисунки с графическим изображением людей.

Пропедевтическая работа.

  • Схематичное рисование эмоций.
  • Проведение упражнений на развитие выразительности и воображения:

«После дождя», «Кто я».

  • Проговаривание скороговорок на развитие дикции.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Подготовительный

Педагог проверяет готовность кабинета к занятию (освещенность, проветривание); готовность учащихся (настроение, место посадки, наличие очков, чистота стекол).

Проверяют свою готовность.

Организационный момент

-Здравствуйте! Рада вас видеть! На сегодняшнем занятии мы с вами будем продолжать учиться использовать выразительные движения, а именно мимику, интонацию, жесты, выполняя различные задания, упражнения. Узнаем, чем эмоции отличаются от чувств.

Основная часть

— Итак, кто мне ответит, что относится к средствам выражения эмоций?

— Как вы думаете, есть ли что-то общее между всеми только что названными средствами выражения эмоций?

Обобщаю ответы детей: интонацией, также как и словом, жестом, взглядом можно обидеть, оскорбить, поддержать, вселить надежду

Отвечают на поставленный вопрос.

(мимика, слово, взгляд, жест, интонация).

Учащиеся высказывают свое мнение.

Интонационный тренинг

— Послушайте первое задание. Произнести фразу:

«Завтра каникулы!» с разной эмоциональной окраской: удивленно, радостно, спокойно, гневно и т.д. Остальные дети должны угадать эмоции.

Произносят фразу с разной интонацией, называют эмоции.

Мимическая разминка

— Для того чтобы перейти к практической части нашего занятия, выполним упражнения на развитие выразительной мимики.

  • Встреча с другом.
  • Лампочка потухла, зажглась.
  • Улыбнулись, как будто увидели чудо.
  • Заблудились в лесу.
  • Устали нести тяжелый груз.
  • Умеем лукавить.
  • Смотрим интересный фильм.

— Молодцы! Все упражнения выполняли эмоционально. Мимика выразительная, движения бровей, губ соответствовали выполняемым упражнениям.

Выполняют упражнения, используя умения и навыки, приобретенные на коррекционных занятиях.


Игра

«Дружная семья» на развитие пантомимических навыков

— Давайте вспомним упражнения на развитие пантомимических навыков.

(Приглашаю детей сесть на стулья, расставленных по кругу).

— Представьте, что мы — одна большая, дружная семья, где каждый занят каким-нибудь делом: кто-то вяжет, кто-то лепит из пластилина шарики,

кто-то рисует и т.д. Я постараюсь угадать, какими же делами вы заняты. Звучит спокойная музыка.

— Молодцы!

Ученики изображают задуманное с помощью выразительных движений.

Практическое задание 

(раздать карточки)

А теперь проведем конкурс. Для этого вам придется ненадолго стать актерами. Вам нужно произнести реплику, обозначенную на карточке «галочкой» с соответствующей интонацией, подобрать к ней рисунок с графическим изображением литературных героев. Объяснить свой выбор. Подумайте, как данную реплику можно обыграть, какие жесты, движения при этом использовать. Например, можно опереться о стол, кто-то, может быть, захочет пройтись по классу и т.д.

(Предлагаю придумать свою реплику к данному графическому изображению).

Учащиеся определяют, какие эмоции испытывают герои, изображенные на рисунках, обыгрывают, объясняют свой выбор.

Зрительная гимнастика (корригирующая гимнастика для глаз)

     «Зима в гости к нам пришла,

     Что зима нам принесла?

     Там, в лесочке, где гуляла,

     Зима краски растеряла».

Чтобы лучше видеть краски природы, выполним зрительную гимнастику.

  • Моргать на каждый вдох и выдох (моргание полезно при всех видах нарушения зрения)
  • Посмотреть вправо, затем влево, двигая каждый раз головой в том же направлении, что и глазами (но ни в коем случае не наоборот)
  • Поднять взгляд к потолку, не поднимая головы и не двигая телом.
  • «Письмо». Написать букву или слово с открытыми глазами.
  • «Письмо носом». Написать или нарисовать что-нибудь в воздухе, используя нос, как длинную ручку. Глаза при этом прикрыты.

— После того, как откроете глаза, зрение станет четче, снимется напряжение мышц в области глаз.

Под руководством педагога выполняют гимнастику.


Сравнительная характеристика эмоций и чувств.

— Сегодня на занятии, выполняя различные упражнения, задания каждый из вас пытался выразить свои чувства, эмоции.

— Как вы думаете, эмоции и чувства отличаются друг от друга или это единое целое? Объясните.

— На самом деле эмоции быстро приходят на смену друг другу (мы можем улыбаться, через минуту заплакать, испугаться и т.д.), а чувства более глубоки. Их человек испытывает долго, «чувствует сердцем».

Например, радость — это эмоция, а счастье — это чувство. Приведите примеры эмоций, чувств.

— Представьте такую ситуацию: человеку одиноко.

Какие ответные чувства пробуждаются в вас?

Обобщаю ответы учеников.

На этом примере мы убедились в том, что чувства одних людей вызывает у нас ответные чувства и эмоции.

«Сильный» ученик дает сравнительную характеристику.

Отвечают на поставленный вопрос.

(доброта, сочувствие, жалость)

Закрепление

— О чем говорили на занятии?

Приведите примеры эмоций, чувств.

Дают ответы, приводят примеры, делают выводы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока "Сравнительная характеристика растровой и векторной графики"

Разработка вводного урока по компьютерной графике для учащихся 8 класса...

Конспект занятия: "Отрицательные эмоции. Сравнительная характеристика эмоций".

Коррекционное занятие по развитию мимики и пантомимики. Тема: "Отрицательные эмоции: злость, обида, гнев. Сравнительная характеристика эмоций"....

Конспект урока "Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы.

Сравнительная характеристика крахмала и целлюлозы (строение, химические свойства, применение). Ацетатное волокно.        Демонстрация 28. Взаимодействие крахмал...

План – конспект урока химии в 10 классе «Сравнительная характеристика предельных и непредельных углеводородов ».

Урок - обобщение по темам "Алканы. Алкены" дает возможность закрепить и систематизировать материал используя разнобразные формы работы....

Конспект урока литературы 6 класс Сравнительная характеристика Насти и Митраши в сказке - были М. Пришвина "Кладовая солнца"

Методическая  разработка  по  литературе  "Сравнительная  характеристика  Насти  и  Митраши  в  сказке  -  были  М.Пришвина ...