Конспект занятия: "Комплимент комплименту - рознь".
план-конспект занятия на тему

Коррекционное занятие по развитию мимики и пантомимики: "Комплимент комплименту - рознь".

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_rmip_3-god_obucheniya.doc118.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект коррекционного занятия по развитию мимики и пантомимики

3 год обучения

Тема: «Комплимент комплименту — рознь».

задачи

Коррекционно-образовательные:

  • продолжать учить детей сравнивать, делать обобщения, рассуждать, задавать вопросы;
  • упражнять в подборе определений к заданным словам;
  • развивать выразительность речи.

Коррекционно-развивающие:

  • учить определять особенности внешнего проявления эмоциональных состояний по мимике, пантомимике и принимать их в соответствии с настроением, характером героя;
  • формировать умения дифференцировать эмоциональные состояния, называть и передавать их;
  • учить понимать и эмоционально выражать различные состояния с помощью интонации.

Коррекционно-воспитательные:

  • продолжать учить управлять своими эмоциями;
  • формировать навыки социально-адаптивного поведения.

Оборудование:

Тетради, ручки, басня И.А. Крылова «Кукушка и петух», карточки для конкурса

«Умей похвалить и похвалить»; иллюстрации сказочных героев: Бабы-Яги, Кощея Бессмертного, Сивки-Бурки, Емели, Золушки; героев из мультфильма «Бременские музыканты»: короля, принцессы, молодого музыканта, разбойницы; мини-диалоги для разыгрывания сценок.

Пропедевтическая работа:

  • сочинение и записывание комплимента одному из родных, друзей (на выбор);
  • проговаривание скороговорок на развитие дикции.

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность детей

Подготовительный

Педагог проверяет готовность кабинета к занятию (освещенность, проветривание); готовность учащихся (настроение, место посадки, наличие очков, чистота стекол).

Проверяют свою готовность.

Организационный момент

— Здравствуйте! Рада вас видеть! Скажите, вам приятно слышать, когда вас за что-нибудь хвалят? Сегодня мы узнаем, что такое похвала, выполним интересные задания. Надо быть очень внимательными. Вы готовы?

Интонационный тренинг

Произнесите междометие «о» с разной интонацией: удивленно, радостно, испуганно.

Выполняют задание.

Основная часть

— Подумайте и ответьте мне, что такое похвала?

— Это добрые, приветливые и обязательно правдивые слова. Кто повторит?

— А вы умеете их говорить и отвечать на них?

—Послушайте, как в басне И.А. Крылова «Кукушка и петух» герои хвалят друг друга.

Петух: — А ты, Кукушечка, мой свет,

Как тянешь плавно и протяжно:

Во всём лесу у нас такой певицы нет!

Кукушка: — Спасибо, кум; зато, по совести моей, поёшь ты лучше райской птички…

— Как вы считаете, правдивы ли похвалы Петуха и Кукушки? Почему?

— Подчеркните слова, которые кажутся вам льстивыми, неправдивыми. Хорошо ли так хвалить?

— Прочитайте текст от имени Петуха и Кукушки.

Отвечают на поставленный вопрос, высказывают свое мнение.

Дети отвечают на вопросы, рассуждают, объясняют.

выполняют задание.

Педагог при необходимости помогает.

Дети читают, эмоционально выражают различные состояния с помощью интонации.

называют эмоции.


Мимическая разминка

— Для того чтобы перейти к практической части нашего занятия, выполним упражнения на развитие выразительной мимики.

  • Сморщить лоб, поднять брови (удивление). Расслабиться.
  • Сохранить лоб гладким в течение одной минуты. Сдвинуть брови, нахмуриться

(сержусь). Расслабиться.

  • Полностью расслабить брови, закатить глаза (а мне все равно — равнодушие).
  • Расширить глаза, рот открыть, руки сжать в кулаки. Все тело напряжено (страх, ужас).

Расслабиться.

  • Расслабить веки, лоб, щеки (лень, хочется подремать).
  • Ноздри расширены, нос сморщен (брезгливость, вдыхаю неприятный запах).

Расслабиться.

  • Сжать губы, прищурить глаза (презрение). Расслабиться.
  • Улыбнуться, подмигнуть (весело, вот я какой!).

— Молодцы! Все упражнения выполняли эмоционально. Мимика выразительная, движения бровей, губ соответствовали выполняемым упражнениям.

Упражнения выполняют стоя, используя умения и навыки, приобретенные на коррекционных занятиях.

Конкурс «Умей хвалить и похвалить»

на развитие мимических, пантомимических навыков (практическое задание)

см. приложение

Приглашаю детей сесть на стулья, расставленных по кругу.

На столе, расположенном перед детьми, лежат карточки с комплиментами, иллюстрации сказочных персонажей.

— Представьте себе, что вы участвуете в Конкурсе «Умей хвалить и похвалить», который проводится в сказочной стране. Жюри состоит из сказочных героев: Кощея Бессмертного, Бабы-Яги, Сивки-Бурки, Емели, Золушки (демонстрация иллюстраций).

— Определите, к какому члену жюри относятся комплименты.

Помните, что жюри будет учитывать, правдив ли комплимент.

— А теперь прочтите выбранный вами комплимент, объясните свой выбор.

— Подумайте, как данную реплику можно обыграть, какие жесты, движения при этом использовать.

—За что хвалят каждого персонажа? Правдивы ли эти похвалы?

Дети садятся.

Ученики определяют комплименты, подбирают соответствующие иллюстрации.

Учащиеся зачитывают комплимент, обыгрывают, объясняют свой выбор.

Зрительная гимнастика

     «Осень в гости к нам пришла,

     Что нам осень принесла?

     Там, в лесочке, где гуляла,

     Осень краски растеряла».

Чтобы лучше видеть краски природы, выполним зрительную гимнастику.

  • Моргать на каждый вдох и выдох (моргание полезно при всех видах нарушения зрения)
  • Посмотреть вправо, затем влево, двигая каждый раз головой в том же направлении, что и глазами (но ни в коем случае не наоборот)
  • Поднять взгляд к потолку, не поднимая головы и не двигая телом.
  • «Письмо». Написать букву или слово с открытыми глазами.
  • «Письмо носом». Написать или нарисовать что-нибудь в воздухе, используя нос, как длинную ручку. Глаза при этом прикрыты.

— После того, как откроете глаза, зрение станет четче, снимется напряжение мышц в области глаз.

Под руководством педагога выполняют гимнастику.

Сравнительная характеристика похвалы и лести

Приглашаю детей подойти к доске, на которой расположены иллюстрации героев мультфильма «Бременские музыканты».

— Вы, наверное, помните героев мультфильма «Бременские музыканты»: короля, его дочь, молодого музыканта, разбойницу?

— Кому из них вам легче сказать комплимент? Почему?

— Произнесите комплимент в адрес любого персонажа искренне, с восхищением. Что и как он может сказать тебе в ответ?

Подсказка (возможное начало:

Я хочу похвалить…

Я восторгаюсь…

Я восхищаюсь…

— Как вы думаете, кто из вас действительно хвалил, а кто льстил?

— Так чем же отличается похвала от лести?

Обобщаю ответы: позвала — правдивые слова, лесть — льстивые, угодливые. Льстивые слова говорят из какой-то выгоды, из корысти.

— Как вы понимаете пословицу «В очи льстив, а за очи лжив».

Рассматривают иллюстрации, выполняют задание.

Ученики дают сравнительную характеристику похвалы, лести, делают выводы.

Объясняют смысл пословицы.


«Запиши свой комплимент одному из родных, друзей, учителей» (на выбор)

см. приложение

Приглашаю детей пройти к своим рабочим местам.

— Запишите свой комплимент одному из родных, друзей, учителей (напоминаю об осанке).

Записывают в тетрадь.

Закрепление

— О чем говорили на занятии?

— Что такое похвала? Что такое лесть?

Приведите примеры похвалы, лести.

Дают ответы, приводят примеры, делают выводы.

Подведение итогов

Поощряю детей.

Благодарю за работу на занятии,

за умение работать в коллективе.

— Помните, очень важно, что лучше правдиво похвалить человека, чем льстить ему в угоду себе. Похвала поможет тебе сделать общение более

УСПЕШНЫМ.


Приложение

Конкурс «Умей хвалить и похвалить»

— К какому члену жюри относятся комплименты?

(Баба-Яга, Кощей Бессмертный, Золушка, Емеля, Сивка-Бурка).

  • Ты очень ловкая, быстрая и всегда всюду успеваешь.

  • Наверное, ты всегда будешь счастлива, ведь ты такая добрая.

  • Ты так долго живешь на свете, и ты, наверное, очень мудрый.

  • Ты такой добрый, если бы ещё не так любил лежать на печи, то всех, наверное, сделал бы счастливыми.

  • Как хорошо иметь такого друга, на тебя всегда можно положиться.

— Правдив ли комплимент? Объясни, почему ты так думаешь? Придумай свой комплимент.


Комплименты учащихся в адрес родных, друзей, учителей, сказочных персонажей.

Влад Л.

— Я хочу похвалить Алёшу-Поповича за то, что он добрый.

— Я восхищаюсь своим другом Пашей, потому что он отзывчивый, с ним интересно играть!

Артур Ю.

— Я хочу похвалить Соловья-Разбойника за то, что он громко свистит.

— Я восхищаюсь своим другом Славяном за его преданность и фантазию!

Ксения К.

— Я хочу похвалить Красную Шапочку за ее трудолюбие.

— Я восхищаюсь Антониной Игоревной, потому что она нас учит!

Михаил К.

— Мама, я тобой восхищаюсь! Ты самая красивая!

Владислава Д.

— Мамочка, я восхищаюсь тобой! Ты меня родила. Мама — это моё первое слово.

Ирина Х.

— Мама, я восхищаюсь, как ты готовишь супы!

Лев Д.

— Мамочка, ты у меня очень красивая, добрая и сложная!

Ксения Б.

— Я желаю похвалить Белоснежку. Она всегда прибирается. Она очень добрая.

— Мама, ты очень красивая! Спасибо за то, что ты подарила мне жизнь!

Олеся М.

— Вика, ты такая энергичная!

Андрей П.

— Я хочу похвалить Карлсона за то, что он такой смешной, выдумщик и шалун.

Николай П.

— Я восхищаюсь котом Томом. Он добрый и ласковый. Он играет в клубок и моет посуду, пылесосит ковёр.

Юлия М.

—Я восхищаюсь маминой красотой!

Андрей П.

— Я хочу похвалить Джерри за хитрость.


Комплимент в приветствии

— Здравствуй, сынок!

— Здравствуй, мамочка! Рад тебя видеть! Какая ты у меня красивая!

— Спасибо. Мне приятно это слышать. Как дела?

— Всё в порядке.

Комплимент в благодарности

— Бабуля, спасибо за обед. Всё очень вкусно. Ты замечательно готовишь.

— Я рада это слышать. На здоровье!

Комплимент в просьбе

— Папа, ты так здорово в прошлый раз накачал камеру! Я целый месяц катался. Помоги мне сегодня…

— Хорошо. Сделаю.

Разыграй сцену 1

Ты благодаришь старшую сестру за то, что она помогла тебе испечь вкусный пирог для школьного праздника. Ты благодаришь сестру и говоришь ей комплимент. Она отвечает тебе.

Разыграй сцену 2

Ты встречаешь после летних каникул двух друзей (подруг). Ты здороваешься с ними и каждому (каждой) говоришь комплимент, и каждый (каждая) тебе отвечает.

Старайся говорить приветливо, улыбаться, смотреть на собеседника. Поменяйтесь ролями.

Разыграй сцену 3

Ты просишь маму объяснить трудную задачу. Ты начинаешь свою просьбу с похвалы. Мама отвечаем на твою просьбу.

Разыграй сцену 4

Твой дед — бывший военный, в парадном мундире, готовится идти на встречу с однополчанами. Ты говоришь ему комплимент.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Внеклассное мероприятие на тему "Комплимент"

Методическая разработка по проведению мастерской на тему "Комплимент"....

внеклассный урок "Давайте говорить друг другу комплименты"

Этот внеклассный урок дает понятие словам, как комплиент и лесть.уметь различать комплимент от неправдивой похвалы; научить говорить друг – другу ласковые и вежливые слова; воспитывает быть дружными, ...

Конспект урока английского языка "Давайте говорить друг другу комплименты"

Актуальность выбора темы обусловлена тем, что в современном мире людям  и, особенно молодым людям, необходимо быть« эффективным» собесед– ником, умеющим не только слушать и слышать, но и обладающ...

Конспект внеурочной деятельности : «Комплимент и похвальное слово»

Представлен конспект занятия внеурочной деятельности филологического направления....

Конспект занятия "Школа комплимента"

Образовательные: работа с такими понятиями как, комплимент, похвала, лесть; формирование представлений о комплименте, отличии его от льстивых слов, умение использовать комплименты в речи. Ра...