Главные вкладки

    Урок развития речи по технологии РКМЧП "Давайте говорить друг другу комплименты"
    методическая разработка по русскому языку (8 класс) по теме

    Ягафарова Гульдар Закиевна

    Богатый материал по данной теме.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon kompliment.doc46 КБ

    Предварительный просмотр:

    Тема: Давайте говорить друг другу комплименты (по технологии РКМЧП), 8 класс.

    Цель:

    • дать понятия: комплимент, похвала, лесть; научить правильно говорить комплименты;
    • развивать творческое воображение, связную речь;
    • воспитывать внимательность, доброжелательность друг к другу.

    Эпиграф:

                    Давайте восклицать,

                    друг другом восхищаться,

                    высокопарных слов не надо опасаться,

                    давайте говорить друг другу комплименты –

                    ведь все это любви счастливые моменты.

                                                                                              Б.Окуджава

    Ход урока:

    1.Стадия вызова.

    - Как вы понимаете слово комплимент?

    - Составьте каждый свой кластер, один – у доски.

            (приятные слова, лестное замечание, похвала.)

    - С какой целью говорят комплименты? Зафиксируйте у себя в тетради.

    (чтобы человеку было приятно; чтобы показать свое отношение; поднять настроение; поддержать в трудную минуту)

    - Обратите внимание на эпиграф сегодняшнего урока.(списать в тетради). К чему призывает Б. Окуджава?

    - А как принято отвечать на комплименты?

    (спасибо; я рад, что ты заметил это; мне было очень приятно это слышать; от твоих слов у меня поднялось настроение; благодарю.

            А иногда на комплимент тоже отвечают комплиментом, например, спасибо, ты тоже сегодня прекрасно выглядишь.)

    2.Стадия осмысления.

    1)Упражнение 1, стр. 145. (Приложение 1)

    -Прочитать.

    - Как, по мнению автора, позитивные высказывания, комплименты влияют на эффективность общения?

    2)Чтение по учебнику. Стр. 147.(Приложение 2)

            3) Составление примеров на первые пять разновидностей комплиментов (групповое задание).

            

    4)Разыгрывание ситуаций (групповое задание)

    А)После каникул вы случайно встретили своего друга и обратили внимание, что он хорошо выглядит: загорел, вырос, повзрослел.

    Б)Вам понравился ответ друга на уроке истории. Сделайте ему комплимент.

    В)Ваша мама чем-то расстроена. Вы делаете ей комплимент, который поднял бы ее настроение.

    Г)Вам сделал комплимент младший брат. Как вы ему ответите?

            

    5)Найдите во всех отрывках реплики с комплиментом. Чем различаются эти похвальные слова по содержанию? Найдите ответные реплики (там, где они есть).

    А)Несколько раз в неделю садовник приносил в комнату свежие букеты, подобранные с удивительно тонким вкусом; в этих букетах каждый цветок, сочетаясь с другими цветами, становился как будто еще прекраснее.

    - У вас хороший вкус, Лар, - говорили господа. (Х.К.Андерсен)

    Б)…Красавица, которая столько трудов положила, готовясь к этой минуте, сказала, позевывая:

    - Ах, я насилу проснулась… Прошу извинить… Я еще совсем растрепанная…

            Маленький принц не мог сдержать чувство восторга:

    - Как вы прекрасны!

    - Да, правда? – был тихий ответ. – И заметьте, я родилась вместе с солнцем!

                                                                                        (А.С.Экзюпери)

    В)…Наконец надоело всем прятаться, и начали понемногу выглядывать, кто похрабрее…

    - Да, где же он, наш бесстрашный Заяц?

            Начали искать.

            Ходили, ходили, нет нигде храброго Зайца.

            Уж не съел ли его другой волк? Наконец-таки нашли.

    -Молодец, косой! – закричали все зайцы в один голос. – Ай да косой!.. Ловко ты напугал старого Волка. Спасибо, брат! А мы думали, что ты хвастаешь.

            Храбрый Заяц сразу прибодрился.

            С этого дня храбрый Заяц начал сам верить, что он действительно никого не боится.

                                                                                   (Н.Д.Мамин-Сибиряк)

            6)Похвала и похвальба

    - Чем различаются по значению слова в заголовке?

    (похвала – одобрение

    Похвальба – хвастовство, хвастун)

    7)Лестный и льстивый, лестные слова –льстивые слова.

    -Подумаем, чем отличаются по значению эти слова?

    (Лестные слова – приятные правдивые слова.

    Лестный – содержащий похвалу, одобрение.

    Льстивый – похвальные слова, но человек их говорит из какой-то выгоды, из корысти. Он не просто хвалит, а угодливо восхваляет кого-то.)

    - Правду ли говорят друг другу Кукушка и Петух? С какой целью они восхваляют друг друга без меры?

    «Как, милый Петушок, поешь ты громко, важно!»…

    «Ах ты, кукушечка, мой свет,

    Как тянешь плавно и протяжно:

    Во всем лесу у нас такой певицы нет!»

    «Тебя, мой куманек, век слушать я готова».

    «А ты, красавица, божусь,

    Лишь только замолчишь, то жду я не дождусь,

    Чтоб начала ты снова …

    Отколь берется такой голосок?

    И чист, и нежен, и высок!

    Да вы уж родом так: собою невелички,

    А песни – что твой соловей!»

    «Спасибо, кум; зато, по совести моей,

    Поешь ты лучше райской птички.

    На всех ссылаюсь в этом я».

    - Прочитайте по-разному строки:

    а)с льстивыми словами внука

    б)с выражением просьбы.

    Если вы ему нужны

            Он знает, что такое лесть,

            Умеет к деду в душу влезть,

            Вот он вздыхает у дверей:

            - Ты самый добрый, всех добрей…

            Пойдем со мной смотреть зверей!

            Растрогал бабушку вчера,

            Сказал: - ты вовсе не стара,

    Другие бабушки старей…

    Пойдем в кино со мной скорей!

    Твердил соседке он не раз:

    - ваш младший сын похож на вас…

    У вас копеек десять есть? –

    Он знает, что такое лесть.

    И если вы ему нужны.

    Его улыбки так нежны…

                                        А.Барто

            

    8)В данных отрывках  из произведений, высказываниях определите, где лесть, комплимент и похвала.

            а)«А ты кукушечка, мой свет,

            б)Как тянешь плавно и протяжно:

            Во всем лесу у нас такой певицы нет!» (лесть)

            в)«Милая Золушка, ты очень добрая и трудолюбивая» (похвала)

            г)«Милейшая, Бабулечка-Ягулечка, отвези меня в своей ступе за тридевять земель» (лесть)

            д)-Папа, ты так здорово в прошлый раз накачал камеру! Я целый месяц катался. Помоги мне сегодня…

            - Хорошо, сделаю.

            е)- Бабуля, спасибо за обед. Все очень вкусно. Ты замечательно готовишь.

               - Я рада это слышать. На здоровье. (похвальные слова в благодарности. Комплимент)

            ж)Добрый друг Емеля, ты такой добрый, если бы еще не так любил лежать на печи, то всех, наверное, сделал бы счастливыми. (комплимент, похвала).

            

    3.Рефлексия

    -Чему был посвящен сегодняшний урок?

    - Есть ли у вас желание в дальнейшем использовать комплименты?

    - Как можно отличить похвалу от лести, лесть от комплимента?

    - Что было интересно на уроке?

    Домашнее задание: упр. 10 (выполнить по желанию три ситуации). Придумайте ситуации, в которых обязательно должны присутствовать комплименты, ответы на них. При составлении диалогов постарайтесь использовать все рассмотренные тактики. Пусть героями ваших ситуаций будут самые различные люди: соседка по лестничной площадке или дому, продавец. Младшая сестренка. Мама, сосед по парте, учительница и т.д.

    Литература:

    1.Учебник русского языка для 8 класса  «Слово в устноязычном общении». Саяхова Л.Г., Уфа, 2005.

    2.Хмельницкая Н.С..  Конспект-урок по риторике "Лесть, похвала, комплимент» (Фестиваль «Открытый урок»)

    Приложение 1. Упражнение 1.

    …Существует множество подтверждений того факта, что чем больше вы говорите комплиментов другим, тем больше добрых слов слышите в ответ. Вас начинают считать добрым, милым, привлекательным. И, наоборот, исследования показали, что переставшие говорить друг другу комплименты партнеры очень скоро начинают считать друг друга менее привлекательными. Когда собеседник замечает, что вы проявляете свои чувства по отношению к нему, он гораздо быстрее откроется вам. Таким образом, приложив совсем немного усилий, вы сможете добиться позитивной реакции, которая поможет построить теплые и доверительные отношения…

            Последние исследования показывают, что негативная стратегия очень редко приносит плоды. Наоборот, гораздо чаще она просто вредит. Вместо того чтобы бесконечно стремиться к совершенству, люди, встречающиеся постоянную негативную обратную связь, становятся чрезвычайно осторожными, замкнутыми, у них снижается самооценка…

                                                                                        (Аллан Пиз)

    Приложение 2.

    Несмотря на кажущуюся простоту, комплимент – достаточно сложный жанр речевого этикета. Сделать его не всегда просто. В русском языке существуют следующие разновидности комплиментов:

    1.Прямое общение.

    - Анечка, какая у тебя потрясающая стрижка?

    2.Восклицательное предложение.

    - Ах, какая же ты красивая!

    3.Комплимент – сравнение:

    - Спросите этого энциклопедиста, он всё знает.

    4.Комплимент от третьего лица.

    - Он всегда это делал лучше меня.

    5.Вопросительное предложение. Прямой вопрос:

    - И откуда ты всё это знаешь?

    Кроме обычного, прямого комплимента, существуют более сложные:

    1.Косвенные комплименты. Собеседник должен сам обнаружить комплимент в скрытых семантических компонентах высказывания.

    - удивительно, насколько могут быть сообразительны некоторые люди! (Для того чтобы это понять, надо быть очень сообразительным. Ты это понял, следовательно, ты сообразительный человек.)

    2.Комплимент «минус-плюс». Психологи считают такой комплимент наиболее эмоциональным и запоминающимся: мы сначала даем собеседнику маленький «минус». А затем – огромный «плюс». «Пожалуй я не могу сказать, что ты очень обязательный человек… но ты замечательный друг!» Делать такие комплименты надо очень осторожно. Если «минус» окажется сильнее «плюса», вы просто обидите человека.

    3.комплимент – «передай слова другого»: «Денис сказал мне, что ты прекрасно играешь в шахматы. Пробить твою защиту невозможно. Где ты этому научился?» Добрые слова, сказанные устами другого, всегда вызывают больше доверия, чем комплимент, сказанный в личной беседе.

    И последнее, о чем должен помнить каждый делающий  комплимент: все, что вы говорите, должно идти от души, быть искренним. Если этого нет, комплимент превращается в лесть, а то и в откровенное подхалимство.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Письмо другу по картине И.Э.Грабаря "Февральская лазурь"(урок развития речи).

    Разработка ориентирована на учебник русского языка под редакцией Н.М. Шанского....

    Урок по развитию речи в 7 классе "Искусство быть другим".

    Мы все живем среди людей. Общаемся. Высказываем свое мнение и прислушиваемся к чужому. Стараемся понять собеседника, по возможности помочь кому-то. Данный урок позволит объяснить ученикам, от ч...

    Урок развития речи "Искусство быть другим"

    Это урок об искусстве общения, даре общения, об эмпатии. На уроке развиваются умения анализировать, сравнивать,устанавливать причинно-следственные связи, развивается самооценка, самоконтроль. Использо...

    Презентация к теме урока развития речи "Книга - наш друг и советчик"

    Материал предназначен для подготовки написания сочинения "Книга - наш друг и советчик"...

    Урок развития речи Сочинение-рассуждение "Книга - наш друг и советчик"

    Данный материал может быть использован в качестве обучающего  по написанию текстов типа рассуждения на уроках развития речи...

    Урок развития речи «Искусство быть другим»

    Этот урок развивает нравственные понятия и культуру речи....