Урок развития речи "Искусство быть другим"
методическая разработка по литературе (9 класс) на тему

Романова Ирина Анатольевна

Это урок об искусстве общения, даре общения, об эмпатии. На уроке развиваются умения анализировать, сравнивать,устанавливать причинно-следственные связи, развивается самооценка, самоконтроль. Использованы технологии: развивающего обучения, проблемного обучения, ИКТ, педагогика театра. Урок может быть использован учителями русского языка и литературы на уроках развития речи, факультативных занятиях.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_uroka.docx19.51 КБ

Предварительный просмотр:

 Методическая разработка урока развития речи в 9-м классе

«Искусство быть другим» учителя русского языка  и литературы Романовой Ирины Анатольевны

ГБОУ гимназии №622 Выборгского района Санкт –Петербурга

Технологии:  - технология развивающего обучения,

                        - игровая технология,

                        - проблемное обучение,

                        - технология ИКТ,

                        - педагогика театра.

Цели: 

  • обучающая: объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться любить людей; научить выражать свое доброе отношение к людям,
  • развивающая: развить в детях коллективный поиск, возможность каждого проявить свои знания, артистизм; развить умения анализировать, сравнивать, устанавливать причинно-следственные связи; развить самооценку, самоконтроль, самообразование,
  • воспитательная: воспитывать любовь к окружающим людям, сочувствие, сострадание, сопереживание; воспитание уважения к товарищам (навык слышать и слушать друг друга), отдачи своих знаний другим, внутреннего интереса к интеллектуальному труду.

Оборудование: ИКТ, компьютер, мультимедийная доска

Средства наглядности: эпиграф к занятию:

                                       Нам не дано предугадать,

                                       Как слово наше отзовется,

                                       И нам сочувствие дается,

                                       Как нам дается благодать…

                                                        Ф. И. Тютчев

таблички с толкованиями слов:

СОСТРАДАНИЕ – жалость, сочувствие, возбуждаемое несчастьем другого человека (С. Ожегов. Словарь русского языка).

СОЧУВСТВИЕ -  отзывчивое отношение к чужому чувству, участие

(С. Ожегов. Словарь русского языка).

ЭМПАТИЯ – умение видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.

АЛЬТРУИСТ – человек, готовый бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами.

ЭГОИСТ

Советы Д. Карнеги:

  1. Высказывайте свое одобрение людям
  2. Улыбайтесь!
  3. Придерживайтесь дружелюбного тона.
  4. Помните, что имя человека – самый сладостный для него звук.

Выставка книг: (Вл. Леви, Д. Карнеги, А. Сент-Экзюпери и др.)

ХОД УРОКА:         

Здравствуйте, ребята!      

Я рада видеть вас. Надеюсь, что наше занятие будет для вас интересным и полезным. Оно пройдет в форме общения. Я назвала его   «Искусство быть другим». Почему так, вы узнаете немного позднее.

            А сейчас обратимся к анкетам. Вам были предложены вопросы: 1.Что такое, по – вашему, искусство общения? 2.Талант общения, дар общения. Что это такое?

        Вы почти все считаете, что  искусство общения – это умение общаться с людьми, а дар общения – это умение пользоваться речью, т.е. вести беседу, спорить, пользоваться формулами речевого этикета. Видимо, вы исходили из того, что язык – главное средство общения. И в этом я с вами согласна, но… сначала послушайте два отрывка: 1.Отрывок из романа Л. Н. Толстого «Война и мир» (т. I, ч.1, гл. XVII)   2.Отрывок из повести В. Железникова «Чучело» (гл. 5) .

  • О ком из героев можно сказать, что у него дар, талант общения? Почему?    

Вы видите, что дар общения -  это не только владение речью. Это прежде всего чуткое сердце – чуткость в восприятии состояния других людей, способность понять человека, умение проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе. Все это мы определяем одним словом ЭМПАТИЯ. Вот об эмпатии мы и поведем речь сегодня. Мы должны узнать, от чего зависит способность понимать других людей, и подумать, можно ли научиться сочувствию.

  • А способны ли вы к сочувствию? Давайте проверим.

Для начала текст – задача про кролика. (работа в группах)

Кролик жил на двадцатом этаже. Каждый день он поднимался на лифте до десятого этажа, а оттуда шел вверх пешком. Почему? (учащиеся выдвигают свои версии).

Кролик мал ростом и мог дотянуться только до кнопки десятого этажа.

Чтобы решить эту задачу, нужно поставить себя на место человека маленького роста и увидеть мир его глазами. А мы обычно делаем наоборот: ставим кого-то на свое место. Мы думаем, что могло бы заставить нас самих поступить таким образом.

Многое мне рассказали ваши сочинения на тему «Самый несчастный день».

Шесть человек считают несчастным днем, когда они получили двойку.

Восемь человек – когда испытали чувство страха или боль (болезнь, несчастный случай, травма).

Три человека несчастливы, когда их лишают каких-то удовольствий (поездки, прогулки, компьютера, рыбалки).

Двенадцать человек несчастливы от того, что было плохо не им, а кому-то рядом с ними (гибель любимого животного, болезнь близкого человека, внезапный отъезд друга).

Я могу сказать определенно, что эти двенадцать человек способны на высокое чувство – сострадание.  

У А. С. Пушкина есть стихотворение «Элегия» (1830 г.) Послушайте отрывок из него. Вдумайтесь: у Пушкина жить – это мыслить и страдать.

  • Почему он ставит рядом эти два слова?

Испытывать боль, страх, холод и голод может и животное, но страдает только человек. Потому что он мыслит. Мыслящий человек не может не страдать. Он глубоко чувствует людское горе, он видит зло – и он страдает. Страдание – просветленное разумом мучение. Оно будит в нас способность к сопереживанию: мы понимаем, что так же может страдать и другой человек. И это заставляет нас делать то, на что способен человек – лечить, утешать, любить, уступать, жертвовать, даже отдавать свою жизнь – и все это во имя жизни.

  • Можно ли научиться сочувствию? Можно ли развить в себе способность к состраданию?

Да, можно. Может быть, вам помогут два правила:

Правило 1: научись ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его так же, как они.

Владимир Леви, известный психолог, определил искусство общения как «искусство быть другим», т.е. вживаться в образ того человека, с которым вы общаетесь. Попробуем это сделать.

Упражнение №1 сочинение – миниатюра «Аквариум глазами

                          1 группа – его хозяина,

                          2 группа – рыбок,

                          3 группа – хозяйского кота.

Упражнение №2 – улыбнитесь, как улыбается

                               1 группа – очень вежливый японец,

                          2 группа – собака своему хозяину,

                          3 группа – кот на солнышке.

Упражнение №3 - не сходя со стула, посидите так, как сидит

                          1 группа – председатель экзаменационной комиссии,

                          2 группа – пчела на цветке,

                          3 группа – наказанный Буратино.

Правило №2 в каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей.

Один из великих шахматистов признался: «Чтобы победить сильного соперника, я должен его изучить. А чтобы изучить, я в него должен влюбиться. Да, влюбиться и в его стиль  игры, и в характер, т.е. и как в человека. Последнее, конечно, труднее. Хуже всего я играю с теми, кого не люблю».

Научиться любить людей трудно, но возможно. Я вам расскажу, какой способ предлагает Владимир Леви. Но сначала скажите мне, как можно выразить свое доброе отношение к людям? (поступком, жестом, мимикой, словом).

«Давайте говорить друг другу комплименты», - сказал Б. Окуджава.

  • Попробуем провести аукцион «Кто больше знает слов благодарности?  Извинения?»

Ну а теперь способ, предложенный Вл. Леви:

попробуйте добровольно войти в роль АЛЬТРУИСТА. Поживите чуть-чуть в роли Доброго Ангела. Исключительно ради себя это время посвятите не себе, а кому-то другому. Не ждите ни благодарности, ни похвал, - более того, действуйте незаметно, чтобы никто о вашем эксперименте не догадался. Попробуем? Итак, «Альтруист на минуту».

  • Выразите свое доброе отношение к присутствующим. Одну минуту побудьте в роли Доброго Ангела.

Домашнее задание «Альтруист на день». Сравните пережитое состояние с вашим обычным.

У французского писателя А. Сент-Экзюпери есть прекрасная волшебная сказка для взрослых «Маленький принц». Она о человеческих отношениях, о нежности и ответственности.

  • Подумайте, как автору удалось донести до своих читателей мысль о том, что «самого главного глазами не увидишь», что  «зорко одно лишь сердце».

Запомните, пожалуйста, это.

  • А сейчас – ситуация. Я хочу проверить, научил ли вас чему-нибудь наш сегодняшний урок. (Учитель читает письмо). Учащиеся в группах обсуждают ответ.

Л. Н. Толстой сказал: «Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие». Сочувствие великая человеческая способность и потребность, благо и долг. (Обращение к эпиграфу урока, слова Ф. И. Тютчева).

Если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию. Да, таким людям живется труднее и беспокойнее. Но их совесть чиста. Бесчувственным кажется, что им хорошо, но это только им кажется.

                                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Искусство быть другим"

Цель урока: объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно на учиться любить людей; научить выражать свое доброе отношение к людям....

Роль толерантности в современном обществе.Позволь другим быть другими.

Понимание толерантности неоднозначно в разных культурах. Толерантность предполагает принять других такими, какими они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия. К такому выводу пришли ученик...

Урок по развитию речи в 7 классе "Искусство быть другим".

Мы все живем среди людей. Общаемся. Высказываем свое мнение и прислушиваемся к чужому. Стараемся понять собеседника, по возможности помочь кому-то. Данный урок позволит объяснить ученикам, от ч...

Урок на тему: «Искусство быть другим»

Цель урока: объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться понимать и любить людей, научить выражать своё доброе отношение к людям; развивать коммуникативные  функции,...

Урок развития речи «Искусство быть другим»

Этот урок развивает нравственные понятия и культуру речи....

Урок культуры общения в 6 классе на тему "Каким должен быть друг?"

Урок по предмету "Культура общения" в 6 классе на тему "Каким должен быть друг?" в школе VIII вида.На уроке изучаются основные понятия и принципы дружбы, нравственные качества.Такж...

УРОК НА ТЕМУ «ИСКУССТВО БЫТЬ ДРУГИМ»

Цель урока: объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно на­учиться любить людей; научить выражать свое доброе отношение к людям....