Урок по развитию речи в 7 классе "Искусство быть другим".
методическая разработка по русскому языку (7 класс) по теме

Васильева Нина Феликсовна

  Мы все живем среди людей. Общаемся. Высказываем свое мнение и прислушиваемся к чужому. Стараемся понять собеседника, по возможности помочь кому-то. Данный урок позволит объяснить ученикам, от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться любить людей, что такое сочувствие и можно ли ему научиться.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_po_razvitiyu_rechi_7_kl._iskusstvo_byt_drugim.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

cредняя общеобразовательная школа № 255

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

Урок по развитию речи в 7 кл.

Тема урока

«Искусство быть другим»

Учитель: Васильева Н.Ф.

2012 г.

Цель урока: объяснить, от чего зависит способность понимать людей, как можно научиться любить людей.

Предварительно проводится анкетирование:

1.Что такое талант общения, дар общения?

2.Назовите самый плохой (несчастный) для вас день.

                                                                                         Нам не дано предугадать

                                                                                         Как слово наше отзовется,-

                                                                                         И нам сочувствие дается,

                                                                                         Как нам дается благодать…

Ф.И. Тютчев

I. Слово учителя.

- Мы все живем среди людей. Общаемся. Высказываем свое мнение и прислушиваемся к чужому. Стараемся понять собеседника, по возможности помочь кому-то. Я приглашаю вас, ребята, принять участие в разговоре, который, надеюсь, будет интересен, а главное – полезен каждому из нас.

Итак, как бы вы определили, что такое искусство общения?

Ребята высказывают свои мнения.

-Да, это умение общаться с людьми.

II. Анализ анкетирования.

- В своих анкетах на вопрос «Что такое талант общения, дар общения?» вы дали интересные ответы:

  • умение выразить мысли;
  • умение свободно общаться с другими людьми;
  • умение вести себя в обществе;
  • общение с человеком, который говорит все от чистого сердца и уважает других в общении;
  • это значит говорить четко, ясно, понятно;
  • это умение слушать других;
  • дар общения – это дар, который выведет человека из любой ситуации. Человек, которому дан такой дар, отлично владеет своим языком.

- Т.о., почти все вы считаете, что дар общения – это умение пользоваться речью (вести беседу, спорить, пользоваться формулами речевого этикета). Видимо, вы исходили из того, что язык – главное средство общения.

Но дар общения – это не только владение речью. Это прежде всего чуткое сердце, способность понять человека; умение проникнуть в его внутренний мир, разделить с ним радость или горе. Все это мы определяем одним словом – эмпатия.

Запишем это слово в тетради.

Эмпатия – это умение видеть мир глазами других, способность понять человека, разделить с ним радость или горе.

А от чего зависит способность понимать других людей – на этот вопрос мы попытаемся ответить в течение урока, и еще на один вопрос: можно ли научиться сочувствию?

III. Составление и обсуждение кластера к словам.

Сострадание.

Сочувствие.

Альтруист.

IV. Работа со словарем.

Знакомство с лексическим значением слов «сострадание», «сочувствие», «альтруизм».

V. Беседа с классом.

- Как вы считаете, а способны ли вы к сочувствию?

Ребята приводят свои примеры, обсуждают их.

- Многое мне рассказали ваши анкеты. Я просила назвать самый плохой (несчастный) для вас день.

8 человек считают таким днем тот, когда они получили плохие оценки.

5 человек – когда мне не везет, скучно

6 человек – когда меня наказывают, лишая каких-то любимых занятий (прогулки, компьютера)

5 человек – когда я не виноват, а меня обвиняют в чем-то.

4 (!) человека несчастливы от того, что было плохо не им, а кому-то рядом с ними (ссора с друзьями, болезнь близких людей).

Можно определенно сказать, что эти 4 человека способны на высокое чувство– сострадание, они умеют сочувствовать.

VI. Работа со стихотворением А.С. Пушкина «Элегия».

 На каждой парте распечатка стихотворения со слов «Но не хочу, о други, умирать!» и до конца.

 Учитель (или хорошо подготовленный ученик ) читает отрывок.

- Вдумайтесь: у Пушкина жить – это мыслить и страдать. Почему он ставит рядом эти два слова? (Животное тоже может мучиться, испытывать боль и страх, холод и голод, но страдает только человек. Потому что он мыслит. Мыслящий человек не может не страдать. Он глубоко чувствует людское горе, он видит зло – и он страдает. Мы понимаем, что так же может страдать и другой человек. И это заставляет нас делать то, на что способен человек, - лечить, утешать, любить, уступать, жертвовать, даже отдавать свою жизнь).

А можно ли научиться сочувствию?

Да, можно! Может быть , вам помогут два правила.

Правило 1-е. (записать) Научись ставить себя на место другого, видеть мир глазами других, понимать его также как они.

Искусство общения – это искусство быть другим, т.е. вживаться в образ того человека, с которым вы общаетесь (высвечивается на экране и записывается в тетрадь).

Попробуем это сделать.

VII. Творческая работа.

- Но начнем не с людей. Давайте напишем мини-сочинение (5 предложений) «Аквариум глазами…»:

1 ряд – его хозяина

2 ряд – рыбок

3 ряд – хозяйского кота

Обсуждение сочинений.

Правило 2-е. (записать). В каждом умейте видеть его достоинства. Любите людей.

- Согласны вы с этим? Один из великих современных шахматистов признался: «Чтобы победить сильного соперника, я должен его изучить, я в него должен влюбиться. Да, влюбиться и в стиль игры, и в характер, т.е. и как в человека. Последнее, конечно, всего труднее. Хуже всего я играю с теми, кого не люблю».

 - А как можно выразить свое доброе отношение к человеку? (Поступком, жестом, мимикой, словом).

«Давайте говорить друг другу комплименты», - сказал Б. Окуджава.

Попробуем провести аукцион «Кто больше знает формул благодарности?»

Исследователи русского речевого этикета предлагают около 30 слов и выражений, с помощью которых человек может поблагодарить другого (запись появляется на экране):

  • спасибо (появилось в 16 веке)
  • благодарю вас
  • я вам очень признателен
  • я вам многим обязан
  • как я вам благодарен
  • моя благодарность не знает границ
  • я хочу поблагодарить вас
  • вы очень любезны
  • я тронута вашим вниманием
  • вы меня так выручили
  • это очень мило с вашей стороны

- Смотрите, какое богатство!

Поблагодарить человека в нужную минуту, сделать это тактично, вежливо – значит подарить ему капельку солнца, радости. Недаром в слове «благодарность» два корня. Благодарить – значит дарить людям благо, дарить людям добро.

У французского писателя А. Сент-Экзюпери есть прекрасная волшебная сказка для взрослых и детей «Маленький принц». Она о человеческих отношения, о нежности и ответственности. Прочитайте ее, если до сих по не читали. И подумайте, как автору удалось донести до своих читателей мысль о том, что «самого главного глазами не увидишь», что «зорко одно лишь сердце».

Запомните, пожалуйста, это!

Цитата записывается в тетрадь.

VIII. Рефлексия.

Составляем синквейн на слова:

- сострадание;

- сочувствие.

IX. Заключительное слово учителя.

- Л.Н. Толстой сказал: «Милосердие начинается дома. Если для проявления милосердия нужно куда-то ехать, то это едва ли милосердие».

Сочувствие – великая человеческая способность и потребность, благо и долг.

                                           

                                            Нам не дано предугадать,

                                            Как слово наше отзовется,-

                                            И нам сочувствие дается,

                                            Как нам дается благодать.

- так писал замечательный русский поэт Ф.И. Тютчев.

Если вы хотите, чтобы вас окружали хорошие люди, чтобы вас любили, сами учитесь сочувствию и состраданию. Да таким людям живется труднее и беспокойнее. Но их совесть чиста.

Бесчувственным кажется, что им хорошо. Но это им только кажется.

Домашнее задание: написать сочинение на тему

«Самого главного глазами не увидишь, зорко одно лишь сердце».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Позиционное самоопределение учащихся на уроках русского языка (Проектирование уроков по развитию речи в 7 классе на примере анализа текстов газетной публицистики).

Проект- это особая философия образования, философия цели и деятельности, далекая от формирования чисто теоретической образованности. Она принята школой, потому что позволяет органично соединять несоед...

План- конспект урока по развитию речи"Что такое тип речи".

План- конспект урока по развитию речи " Что такое ти речи"....

Урок по развитию речи в 7 классе на тему: "Особенности публицистического стиля речи".

Урок разработан по учебнику Е. И. Никитиной "Русская речь. Развитие речи. 7 класс". Данный материал рассчитан на два часа. Урок разработан по  технологии РКМЧП. К конспекту урока прилагаетс...

Конспект урока по развитию речи. Тема: "Значение музея художника А. С. Ларионова для проведения уроков развития речи учащихся".

Главная цель данного урока научить писать сочинение-описание на материале картины А. С. Ларионова. Задачи урока:обучающие:– формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;–...

Формирование универсальных учебных действий на уроке по развитию речи.Стили речи. Художественный стиль

Урок русского языка по теме «Стили речи. Художественный стиль» разработан для учащихся 4 класса, обучающихся по образовательной системе Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова. Урок построен в соответствии с тре...

Программа уроков по развитию речи "Искусство быть читателем"

Программа «Искусство быть читателем» конкретизирует содержание, дает распределение учебных часов и последовательность изучения тем, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащих...