Разработка урока цветоводства в 5 классе по теме:"Органы цветкового растения"
план-конспект урока (5 класс) по теме
Обобщающий урок цветоводства по теме "Органы цветкового растения" . Данный материал позволяет закрепить и обобщить знания учащихся по теме"Органы цветкового растения".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
prezentatsiya_k_uroku_organy_tsvetkovogo_rasteniya.ppt | 2.8 МБ |
razrabotka_uroka_organy_tsvetkovogo_rasteniya.docx | 47.77 КБ |
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Предварительный просмотр:
Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,
воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)
общеобразовательная школа - интернат № 12 VIII вида»
Обобщающий урок
цветоводства в 5 классе
по теме «Органы цветового растения»
учителя цветоводства
Жуковой А. П.
2013 – 2014 учебный год
Тема: Органы цветкового растения.
Цель:
1.Обобщить и закрепить полученные знания о цветковых растениях; о строении цветкового растениия;
2.Развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, развивать речь;
3.Формировать умения совместной деятельности, навыки общения, развивать чувство прекрасного, бережного отношения к природе.
Оборудование: «Ромашка», презентация, музыкальный ряд, объёмная аппликация «Цветочная поляна», карточки «Волшебные таблицы», семена цветковых растений
Ход урока.
I. Организация внимания.
1.Приветствие
- Добрый день, ребята!
Прозвенел уже звонок.
Начинается урок.
Мы сегодня не одни,
Гости на урок пришли.
Повернитесь поскорей,
Поприветствуйте гостей!
Вы друг к другу повернитесь,
Мило, дружно улыбнитесь.
Улыбнитесь мне, гостям!
И садитесь по местам.
/ дети приветствуют, рассаживаются на места.
2.Сообщение темы и целей урока.
- Тема нашего урока «Органы цветкового растения».
- Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир природы, а для этого вспомним материал прошлых занятий, выполним различные задания.
- А для того, чтобы у нас все получилось, послушайте правила работы на уроке.
Мы пришли сюда учиться,
Не лениться, а трудиться,
Работаем старательно,
Слушаем внимательно.
Начинается урок.
Он пойдет ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Учитесь тайны открывать,
Ответы полные давайте
И на уроке не зевайте.
3. КРУ.
-Ребята, перед вами на столе лежат «Волшебные таблицы». Найдите слова, которые спрятались в них. Хочу вам сказать, что здесь зашифрованы названия растений. Слова могут быть написаны либо по вертикали, либо по горизонтали.
/ учащиеся работают с «Волшебными таблицами», в которых зашифрованы названия цветов (у каждого по одному слову)
/ смотри вкладку
- Вы нашли слова? Назовите эти слова.
- Скажите, как мы можем назвать все эти растения одним словом?
/ это названия цветов
- Да, ребята, верно!
- На земном шаре существует около 500 тысяч растений, большая часть - цветковые растения. Человек изучает и постигает тайны этого загадочного и неповторимого мира. А сколько волшебных творений вокруг нас! За окнами зима, а мы сейчас с вами совершим путешествие в удивительный зеленый мир природы.
4. Просмотр презентации «Магия цветов»
- Как сложно, удивительно устроена окружающая нас живая природа! Как прекрасны и многообразны растения! Все они важны для нашей жизни. И все они нуждаются в нашем внимательном, уважительном и бережном отношении к ним. А чтобы правильно ухаживать за цветковыми растениями, мы должны многому научиться. А какой учебный предмет нам помогает в этом?
/цветоводство
II.Обобщение знаний учащихся по теме.
1.Вступительное слово учителя.
- Но что же все – таки объединяет цветковые растения?
/ они имеют одинаковые части
2. Фронтальный опрос.
- Какие части цветкового растения вы знаете?
/ корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами
/ Показ на слайде
- Как иначе мы называем части растения?
/ органы – это часть растения, которая имеет определенное строение и значение в жизни растения.
3. Блиц – опрос.
Корень
- Послушайте загадку и скажите, о какой части растения идет речь.
От буяна – урагана
У дубка – богатыря
Есть живые якоря (корень)
/ Показ на слайде
- Ребята, а сейчас я буду задавать вопросы, а вы быстро, кратко отвечайте с места
- Корень – это надземная или подземная часть растения? (подземная)
- Назовите типы корневых систем (стержневая, мочковатая)
- Назовите виды корней (главный, придаточный, боковой)
- Функции корня: (всасывающая, удерживает растение в почве, запасающая…)
- А знаете ли Вы, что…….
/Слайды из презентации «Путешествие в мир растений»
- Самые длинные корни обнаружены у дикого фикуса из Южной Африки. Они достигают 120 м.
Стебель.
/ Показ на слайде
1. Назовите функции стебля (Выносит листья к свету. Служит опорой. Связывает части растения между собой. По нему передвигаются вода, минеральные и органические вещества. Здесь накапливаются питательные вещества)
2. Какие виды стеблей вы знаете? (прямостоячий, стелющийся, цепляющийся, вьющийся)
- А знаете ли Вы, что…….
/Слайды из презентации «Путешествие в мир растений»
- Ротанговые пальмы – тропические лианы с крупными перистыми листьями имеют покрытый шипами стебель длиной 300-400м
- Послушайте загадку и скажите, о какой части растения идет речь.
Лист.
Зеленые лоскутики
Повисли на прутики (лист)
/ Показ на слайде
- Назовите части листа (черешок, листовая пластина)
- По количеству листовых пластин листья делят на…(простые и сложные)
- Назовите типы листорасположения (очередное, мутовчатое, супротивное)
- Назовите функции листа (Образуются органические вещества; Выделяют кислород).
- А знаете ли Вы, что…….
/Слайды из презентации «Путешествие в мир растений»
- Самые большие листья имеет водное растение – Виктория Регия амазонская. Диаметр листа – 2 метра, диаметр цветка – 30-40 см. Лист выдерживает груз до 50 кг.
III. Физминутка.
- А теперь давайте с вами отдохнем. Вставайте и выходите из – за парт.
/ дети под музыку выполняют ритмичные движения
- Ребята, послушайте загадку.
Цветок.
Есть чашка, да не разобьёшь;
Есть венок, да не разовьёшь;
Есть тычины, да очень хрупки;
Есть пестик, да без ступки;
И всё это – вместе,
Да на своём месте! (цветок)
/ Показ на слайде
- О какой части растения говорится в загадке?
- Назовите основные части цветка (цветоножка, цветоложе, чашелистник, тычинка, пестик)
- Как называют несколько цветков, собранных в определенном порядке на стебле? (соцветие)
- Назовите виды соцветий (кисть, зонтик, корзинка, колос, початок)
/ Показ на слайде
- А знаете ли Вы, что…….
/Слайды из презентации «Путешествие в мир растений»
- Самый широкий цветок в мире - Раффлезия Арнольди, диаметр цветка около метра.
- Самый высокий цветок в мире - Аморфофаллус Титаниум, высота цветка около 3 метров. Он известен так же под названиями «трупный цветок», «лилия вуду» и «змеиная пальма». Рекордсмену не зря дали несколько имен, которые передают всю суть цветка – пахнет он гниющими трупами.
- Самый маленький цветок в мире - Вольфия. Самое удивительное, что оно не имеет листьев и корней и растет на поверхности водоемов со стоячей водой. Цветет она настолько редко, что многие ботаники тратят полжизни пытаясь найти цветок Вольфии, что и немудрено, так как его размер меньше булавочной головки.
- Растение с самыми большими соцветиями – Пуйя Раймонда. Высота соцветия – более 10 метров, в соцветии до 8000 цветков. Это растение редко встречается, зацветает в возрасте не моложе 150 лет. Вскоре после цветения оно погибает.
Плод с семенами.
/ Показ на слайде
4. Практическая работа.
- Ребята, осенью мы с вами собирали семена растений нашего участка. Рассмотрите, пожалуйста, их.
/ на партах лежат пакеты с семенами
-Все ли семена одинаковы? (Нет)
-Чем отличаются семена? (по форме: овальные, округлые, клиновидные; по размеру: мельчайшие, мелкие, средние, крупные, очень крупные, гигантские; по цвету: белые, серые, коричневые, черные; по форме поверхности: гладкие, шероховатые, волосистые, бугорчатые)
- А знаете ли Вы, что…….
/Слайды из презентации «Путешествие в мир растений»
- Самые большие семена имеет сейшельская пальма. Вес семян от 13 до 18 кг.
- Возраст семян арктического люпина, который был найден в вечной мерзлоте около канадского побережья Юкона, составляет 10 - 15 тыс. лет. Однако, некоторые из этих семян принялись, дав хорошие всходы, на одном из них даже распустились цветы.
- Растение Цератония всегда дает одинаковые семена, которые неизменно весят ровно 0,2 г. В древности этими семенами пользовались ювелиры в качестве гирь. Эту меру назвали каратом.
- Список необычных, самых – самых растений можно продолжать. Мы его будем пополнять, изучая увлекательный предмет цетоводство.
5. «Ромашка»
Учащиеся подходят по одному к доске, отрывают «лепесток» ромашки, читают предложение и дополняют его.
Закончи предложения.
- Удерживает растение в почве …корень.
- Опорой для растения служит…стебель.
- Листья бывают….простые и сложные.
- Кроме листьев на стебле находится ……цветок.
- На месте цветка созревает …плод…
- Внутри плода находятся одно или несколько ….семян.
6. Коллективная работа «Мозаика».
- Ребята, а сейчас мы с вами поработаем в группах. У вас на столах лежат части рисунка, на котором изображено растение. Ваша задача: правильно собрать рисунок и дополнить рисунок подписями с названием органов растения.
/ собрать рисунок «Части растения», сделать подписи.
7. Инсценирование сказки.
- А сейчас мы с вами инсценируем сказку. Выходите сюда.
/дети надевают ободки с изображением органов растения
Автор (учитель): Однажды заспорили органы растений о том, кто же из них самый главный.
Первым выступил Корень.
– Я здесь самый главный! Я укрепляю растение в почве , я пою его водой и кормлю минеральными солями. Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да еще и лечу иногда.
Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности!
Автор (учитель): В спор вступил стебель.
“Ах, какие вы корни важные! А что бы вы без меня делали?
Ни одному корню без меня не жить. Это ведь мои тоненькие трубочки волокна пересылают питательные вещества и воду по всему растению. Одни волокна питание корням передают, другие – листу. С ранней весны до самой зимы работаю я, не покладая рук. Немного передохну зимой, а с приходом теплых дней опять берусь за дело. Поднимаю вверх ветви с листьями и располагаю их удобно, чтобы все солнышко увидели. Не было бы меня – не было бы и растения”
Автор (учитель): Не остался в стороне и лист.
“Подумаешь! Ты, Корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет! Если бы я не приготовил Вам питательные вещества, то вас и не было бы. Еще я подсказываю людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могу я кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом со мной легко. А вас я могу вырастить и сам”.
Автор (учитель): Дошла очередь и до цветка.
“Как вы наивны, споря, кто из вас самый главный, – сказал маленький бутон, который обещал стать прекрасным цветком.
Все, что вы делаете, это все для меня. Не будет меня – не будет и растения! Все, что вы добыли из почвы, воздуха, воды и света, – все это забота обо мне. Будет цветок – будет семя, а значит – будет растение”.
Автор (учитель): Семя утверждает:
“Ваш спор неудачен. Все, что вы добыли из почвы, воздуха и воды, – все это для того, чтобы я созрело и дало жизнь новому растению. Из меня разовьются и корень, и стебель, и листья, и цветки, и плоды, и новые семена!”
- А вы как думаете, кто же выиграл спор?
Растение – единый, целостный организм. Все органы в растении взаимосвязаны. От здоровья и работы одного органа зависит здоровье и работа другого органа.
IV. Итог урока.
1.Анализ работы учащихся.
- Благодарю всех за работу на уроке.
/ оценка деятельности каждого учащегося
2.Домашнее задание.
/ в альбомах нарисовать цветковое растение и подписать его части.
2.Рефлексия.
- А теперь оцените, насколько полезен и интересен был сегодня урок. Украсьте нашу «Цветочную поляну».
/ на ватмане выполнена объемная аппликация «Цветочная поляна», дети добавляют цветы
«Цветочная поляна»
- Красный цветок – урок прошел интересно, с пользой
- Синий цветок – урок хороший, но иногда мне было неинтересно.
- Закончить наш сегодняшний урок я хочу словами Самуила Яковлевича Маршака
Я сорвал цветок – и он завял,
Я поймал жука – и он умер у меня в ладонях.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте
Можно только сердцем.
Й | Ю | Л | Т | Г |
Ф | Б | А | О | О |
Ё | Л | В | Л | Ъ |
Ц | О | А | Ь | Е |
У | Р | Т | П | П |
В | И | Е | И | А |
Я | Т | Р | Э | В |
Ч | Е | А | Х | У |
М | О | Т | Й | В |
И | Н | Ю | В | К |
П | Ь | Л | Ё | А |
А | Б | Ь | Ф | Р |
В | Ю | П | Ч | О |
Ч | З | А | Я | Ь |
Ы | Э | Н | С | Б |
Д | О | Й | Ь | Ч | Я | Б |
М | Ъ | Н | Я | Ш | И | С |
П | Е | Т | У | Н | Ь | Я |
Р | Ю | О | М | Й | Ы | Ц |
Ч | Б | К | П | Ф | Е | Щ |
Ы | Д | А | Е | У | К | Ы |
К | О | Ё | К | Ц | М | Э |
В | М | Р | С | Т |
Н | У | О | Ь | И |
Ы | Й | М | И | Б |
Р | Щ | А | Ж | Е |
Д | Ъ | Ш | Н | Р |
Э | Й | К | О | Л |
К | Ч | А | К | У |
Т | И | Ж | Б | Ю | Д | Ф | Е | Щ |
Ц | У | В | Ь | С | М | И | О | Л |
Г | Л | А | Д | И | О | Л | У | С |
Ь | Ф | Й | Ю | Я | С | Ц | Ч | И |
М | Ы | С | Р | П | Е | Х | Э | Ё |
Л | Д | О | Б | А | В | Э | Н | Г |
Рисунок для «Мозаики»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
УРОК биологии в 6 классе. Обобщающее повторение по теме: «Органы цветковых растений».
Тип данного урока: игра КВН....
Презентация к уроку биологии в 6 классе по теме «Органы цветковых растений».
Презентация к конспекту урока....
Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"
В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание, действия учителя, действия ученика. Техно...
Разработка урока биологии 8 класс по теме "Органы чувств".
Разработка урока биологии 8 класс по теме "Органы чувств"....
Контрольная работа в 6 классе по теме:"Органы цветкового растения"
Контрольная работа по теме: "Органы цветкового растения позволит определить уровень знаний учащихся по этой теме....
Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: "Органы цветковых растении. Корень."
В разработке представлены цели и задачи урока, сформулированы планируемы результаты, разработан каждый этап урока....
разработка урока биологии, 6 класс по теме "Строение клетки растений"
Тип урока Урок «открытия» нового материала, формирования первоночальных знаний по строению живых организмов,овладения предметными умениями...