Разработка урока цветоводства в 5 классе по теме:"Органы цветкового растения"
план-конспект урока (5 класс) по теме

Антонина Павловна Жукова

Обобщающий урок цветоводства по теме "Органы цветкового растения" . Данный материал позволяет закрепить и обобщить знания учащихся по теме"Органы цветкового растения". 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:



Предварительный просмотр:

Государственное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся,  

воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная)

общеобразовательная  школа -  интернат № 12 VIII вида»        

Обобщающий урок

цветоводства в 5 классе

 по теме  «Органы цветового растения»

                                                                                  учителя цветоводства

                                                                          Жуковой А. П.

2013 – 2014  учебный год

Тема: Органы цветкового растения.

Цель: 

1.Обобщить и закрепить полученные знания о цветковых растениях; о строении цветкового растениия;

2.Развивать умение анализировать, обобщать, сравнивать, делать выводы, развивать речь;

3.Формировать умения совместной деятельности, навыки общения, развивать чувство прекрасного, бережного отношения к природе.

Оборудование: «Ромашка», презентация,  музыкальный ряд, объёмная аппликация  «Цветочная поляна»,  карточки «Волшебные таблицы», семена цветковых растений

Ход урока.

I. Организация внимания.

1.Приветствие

- Добрый день, ребята!

Прозвенел уже звонок. 
Начинается урок. 
Мы сегодня не одни, 
Гости на урок пришли. 
Повернитесь поскорей, 
Поприветствуйте гостей!

Вы друг к другу повернитесь, 
Мило, дружно улыбнитесь. 
Улыбнитесь мне, гостям! 
И садитесь по местам. 

/ дети приветствуют, рассаживаются на места.

2.Сообщение темы и целей урока.

- Тема нашего урока «Органы цветкового растения».

- Сегодня мы с вами совершим путешествие в удивительный мир природы, а для этого вспомним материал  прошлых занятий, выполним различные задания.

- А для того, чтобы у нас все получилось, послушайте правила работы на уроке.

Мы пришли сюда учиться, 
Не лениться, а трудиться, 
Работаем старательно, 
Слушаем внимательно.

Начинается урок. 
Он пойдет ребятам впрок. 
Постарайтесь все понять, 
Учитесь тайны открывать, 
Ответы полные давайте 
И на уроке не зевайте. 

3. КРУ.

-Ребята, перед вами на столе лежат  «Волшебные таблицы».  Найдите слова, которые спрятались в них.  Хочу вам сказать, что здесь зашифрованы названия растений. Слова могут быть написаны либо по вертикали, либо по горизонтали.

/ учащиеся работают с  «Волшебными таблицами», в которых зашифрованы  названия цветов (у каждого по одному слову)

                                          / смотри     вкладку                            

- Вы нашли слова?  Назовите эти слова.

- Скажите, как мы можем назвать все эти растения одним словом?  

/ это названия цветов

-  Да, ребята, верно!

- На земном шаре существует около 500 тысяч растений, большая часть -  цветковые растения.  Человек изучает и постигает тайны этого загадочного и неповторимого мира. А сколько волшебных творений вокруг нас! За окнами зима, а мы сейчас с вами совершим путешествие в удивительный  зеленый мир природы.

4. Просмотр презентации «Магия цветов»

- Как сложно, удивительно устроена окружающая нас живая природа! Как прекрасны и многообразны растения! Все они важны для нашей жизни. И все они нуждаются в нашем внимательном, уважительном и бережном отношении к ним. А чтобы правильно ухаживать за цветковыми растениями, мы должны многому научиться. А какой учебный предмет нам помогает в этом?

/цветоводство

II.Обобщение знаний учащихся по теме.

1.Вступительное слово учителя.

-  Но что же все – таки объединяет цветковые  растения?

/ они имеют одинаковые части

2. Фронтальный опрос.

- Какие части цветкового растения вы знаете?

/ корень, стебель, лист, цветок, плод с семенами

/ Показ на слайде

- Как иначе мы называем части растения?

/ органы – это часть растения, которая имеет определенное строение и значение в жизни растения.

3. Блиц – опрос.

Корень

- Послушайте загадку и скажите, о какой части растения идет речь.

От буяна – урагана

У дубка – богатыря

Есть живые якоря (корень)

/ Показ на слайде

- Ребята, а сейчас я буду задавать вопросы, а вы быстро, кратко отвечайте с места

  1. Корень – это надземная или подземная часть растения? (подземная)
  2. Назовите типы корневых систем (стержневая, мочковатая)
  3. Назовите виды корней (главный, придаточный, боковой)
  4. Функции корня: (всасывающая, удерживает растение в почве, запасающая…)

- А знаете ли Вы, что…….

/Слайды из презентации  «Путешествие в мир растений»

  • Самые длинные корни обнаружены у дикого фикуса из Южной Африки. Они достигают 120 м.

Стебель.

/ Показ на слайде

1. Назовите  функции  стебля (Выносит листья к свету. Служит опорой. Связывает части растения между собой. По нему передвигаются вода, минеральные и органические вещества. Здесь накапливаются питательные вещества)

2. Какие виды стеблей вы знаете? (прямостоячий, стелющийся, цепляющийся, вьющийся)

- А знаете ли Вы, что…….

/Слайды из презентации  «Путешествие в мир растений»

  • Ротанговые пальмы – тропические лианы с крупными перистыми листьями имеют покрытый шипами стебель длиной 300-400м

- Послушайте загадку и скажите, о какой части растения идет речь.

Лист.

Зеленые лоскутики

Повисли на прутики (лист)

/ Показ на слайде

  1. Назовите части листа (черешок, листовая пластина)
  2. По количеству листовых пластин листья делят на…(простые и сложные) 
  3. Назовите типы листорасположения (очередное, мутовчатое, супротивное) 
  4. Назовите функции листа (Образуются органические вещества; Выделяют кислород).

- А знаете ли Вы, что…….

/Слайды из презентации  «Путешествие в мир растений»

  • Самые большие листья имеет водное растение – Виктория Регия амазонская. Диаметр листа – 2 метра, диаметр цветка – 30-40 см. Лист выдерживает груз до 50 кг.

III. Физминутка.

- А теперь давайте с вами отдохнем. Вставайте и выходите из – за парт.

/ дети под музыку выполняют ритмичные движения

- Ребята, послушайте загадку.

Цветок.

Есть чашка, да не разобьёшь;

Есть венок, да не разовьёшь;

Есть тычины, да очень хрупки;

Есть пестик, да без ступки;

И всё это – вместе,

Да на своём месте! (цветок)

/ Показ на слайде

- О какой части растения говорится в загадке?

  1. Назовите основные части цветка (цветоножка, цветоложе, чашелистник, тычинка, пестик)
  2. Как называют несколько цветков, собранных в определенном порядке на стебле? (соцветие)
  3. Назовите виды соцветий (кисть, зонтик, корзинка, колос, початок)

/ Показ на слайде

- А знаете ли Вы, что…….

/Слайды из презентации  «Путешествие в мир растений»

  • Самый широкий  цветок в мире - Раффлезия Арнольди, диаметр цветка около метра.
  • Самый высокий  цветок в мире - Аморфофаллус Титаниум, высота  цветка около 3 метров. Он известен так же под названиями «трупный цветок», «лилия вуду» и «змеиная пальма». Рекордсмену не зря дали несколько имен, которые передают всю суть цветка – пахнет он гниющими трупами. 
  • Самый маленький цветок  в мире -  Вольфия. Самое удивительное, что оно не имеет листьев и корней и растет на поверхности водоемов со стоячей водой.  Цветет она настолько редко, что многие ботаники тратят полжизни пытаясь  найти  цветок Вольфии, что и немудрено, так как его размер меньше булавочной головки.
  • Растение с самыми большими соцветиями – Пуйя Раймонда. Высота соцветия – более 10 метров, в соцветии до 8000 цветков. Это растение редко встречается, зацветает в возрасте не моложе 150 лет. Вскоре после цветения оно погибает.

Плод с семенами.

/ Показ на слайде

4. Практическая работа.

- Ребята, осенью мы с вами собирали семена растений  нашего участка. Рассмотрите, пожалуйста, их.

/ на партах лежат пакеты с семенами

-Все ли семена одинаковы? (Нет)

-Чем отличаются семена? (по форме: овальные, округлые, клиновидные; по размеру: мельчайшие, мелкие, средние, крупные, очень крупные, гигантские; по цвету: белые, серые, коричневые, черные; по  форме поверхности: гладкие, шероховатые, волосистые, бугорчатые)

- А знаете ли Вы, что…….

   /Слайды из презентации  «Путешествие в мир растений»

  • Самые большие семена имеет сейшельская пальма. Вес семян от 13 до 18 кг.
  • Возраст семян арктического люпина, который был найден в вечной мерзлоте около канадского побережья Юкона, составляет 10 - 15 тыс. лет. Однако, некоторые из этих семян принялись, дав хорошие всходы, на одном из них даже распустились цветы. 
  • Растение  Цератония всегда дает одинаковые семена, которые неизменно весят ровно 0,2 г. В древности этими семенами пользовались ювелиры в качестве гирь. Эту меру назвали каратом.

- Список необычных, самых – самых растений  можно продолжать.  Мы его будем пополнять, изучая увлекательный предмет цетоводство.

5. «Ромашка»

 Учащиеся подходят по одному к доске,  отрывают «лепесток» ромашки, читают предложение и дополняют его.

Закончи  предложения.

  • Удерживает  растение в почве …корень.
  • Опорой для растения служит…стебель.
  • Листья бывают….простые и сложные.
  •  Кроме листьев на стебле находится ……цветок.
  •  На месте цветка созревает …плод
  •  Внутри плода находятся одно или несколько ….семян.

6. Коллективная работа «Мозаика».

- Ребята, а сейчас мы с вами поработаем в группах. У вас на столах лежат части рисунка, на котором изображено растение. Ваша задача: правильно собрать рисунок и дополнить рисунок подписями с  названием органов растения.

/ собрать рисунок «Части растения», сделать подписи.

7. Инсценирование сказки.

- А сейчас мы с вами инсценируем сказку. Выходите сюда.

/дети надевают ободки с изображением органов растения

Автор (учитель): Однажды заспорили органы растений о том, кто же из них самый главный.

Первым выступил Корень.

– Я здесь самый главный!  Я укрепляю растение в почве , я пою его водой и кормлю минеральными солями.  Да что растение – я и людей, и животных кормлю. Да еще и лечу иногда.

Бывает, мастера такую красоту из меня делают, что и на международные выставки попадаю! Одно то, что я первым из семени появляюсь, говорит о моей важности! 

Автор (учитель): В спор вступил стебель.

“Ах, какие вы корни важные! А что бы вы без меня делали? 

Ни одному корню без меня не жить. Это ведь мои тоненькие трубочки волокна пересылают питательные вещества и воду по всему растению. Одни волокна питание корням передают, другие – листу. С ранней весны до самой зимы работаю я, не покладая рук. Немного передохну зимой, а с приходом теплых дней опять берусь за дело. Поднимаю вверх ветви с листьями и располагаю их удобно, чтобы все солнышко увидели. Не было бы меня – не было бы и растения”

Автор (учитель): Не остался в стороне и лист.

 “Подумаешь! Ты, Корень, живешь в темноте, да еще и за мой счет! Если бы я не приготовил Вам питательные вещества, то вас и не было бы. Еще я подсказываю людям, когда растение нужно полить, подкормить, укрыть. Могу я кормить, лечить и животных, и людей. Да и дышится рядом со мной легко. А вас я могу вырастить и сам”.

Автор (учитель): Дошла очередь и до цветка.

“Как вы наивны, споря, кто из вас самый главный, – сказал маленький бутон, который обещал стать прекрасным цветком. 

Все, что вы делаете, это все для меня. Не будет меня – не будет и растения! Все, что вы добыли из почвы, воздуха, воды и света, – все это забота обо мне. Будет цветок – будет семя, а значит – будет растение”. 

Автор (учитель): Семя утверждает:

“Ваш спор неудачен.  Все, что вы добыли из почвы, воздуха и воды, – все это для того, чтобы я созрело и дало жизнь новому растению. Из меня разовьются и корень, и стебель, и листья, и цветки, и плоды, и новые семена!” 

- А вы как думаете, кто же выиграл спор?

Растение – единый, целостный  организм. Все органы в растении взаимосвязаны. От здоровья и работы одного органа зависит здоровье и работа другого органа.

IV. Итог урока.

1.Анализ работы учащихся.

-  Благодарю всех за работу на уроке.

/ оценка деятельности каждого учащегося

2.Домашнее задание.

/ в альбомах нарисовать цветковое растение и подписать его части.

2.Рефлексия.

- А теперь оцените, насколько полезен и  интересен был сегодня урок. Украсьте нашу «Цветочную поляну».

/ на ватмане выполнена объемная аппликация «Цветочная поляна», дети добавляют цветы

«Цветочная поляна»

  • Красный цветок – урок прошел интересно, с пользой
  • Синий цветок – урок хороший, но иногда мне было неинтересно.

- Закончить наш сегодняшний  урок я хочу словами Самуила Яковлевича Маршака

Я сорвал цветок – и он завял,
Я поймал жука – и он умер у меня в ладонях.
И тогда я понял,
Что прикоснуться к красоте 
Можно только сердцем.

Й

Ю

Л

Т

Г

Ф

Б

А

О

О

Ё

Л

В

Л

Ъ

Ц

О

А

Ь

Е

У

Р

Т

П

П

В

И

Е

И

А

Я

Т

Р

Э

В

Ч

Е

А

Х

У

М

О

Т

Й

В

И

Н

Ю

В

К

П

Ь

Л

Ё

А

А

Б

Ь

Ф

Р

В

Ю

П

Ч

О

Ч

З

А

Я

Ь

Ы

Э

Н

С

Б

         

Д

О

Й

Ь

Ч

Я

Б

М

Ъ

Н

Я

Ш

И

С

П

Е

Т

У

Н

Ь

Я

Р

Ю

О

М

Й

Ы

Ц

Ч

Б

К

П

Ф

Е

Щ

Ы

Д

А

Е

У

К

Ы

К

О

Ё

К

Ц

М

Э

В

М

Р

С

Т

Н

У

О

Ь

И

Ы

Й

М

И

Б

Р

Щ

А

Ж

Е

Д

Ъ

Ш

Н

Р

Э

Й

К

О

Л

К

Ч

А

К

У

Т

И

Ж

Б

Ю

Д

Ф

Е

Щ

Ц

У

В

Ь

С

М

И

О

Л

Г

Л

А

Д

И

О

Л

У

С

Ь

Ф

Й

Ю

Я

С

Ц

Ч

И

М

Ы

С

Р

П

Е

Х

Э

Ё

Л

Д

О

Б

А

В

Э

Н

Г

        

Рисунок для «Мозаики»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по биологии 6 класс, тема: "Органы цветковых растений. Корень"

В разработке урока по теме: "Органы цветковых растений. Корень" представлена технологическая карта урока, где отражены этапы урока, основное содержание,  действия учителя, действия ученика. Техно...

Разработка урока биологии 8 класс по теме "Органы чувств".

Разработка урока биологии 8 класс по теме "Органы чувств"....

Контрольная работа в 6 классе по теме:"Органы цветкового растения"

Контрольная работа по теме: "Органы цветкового растения позволит определить уровень знаний учащихся по этой теме....

Конспект урока по биологии в 6 классе на тему: "Органы цветковых растении. Корень."

В разработке представлены цели и задачи урока, сформулированы планируемы результаты, разработан каждый этап урока....

разработка урока биологии, 6 класс по теме "Строение клетки растений"

Тип урока Урок «открытия» нового материала, формирования первоночальных знаний по строению живых организмов,овладения предметными умениями...