Использование артпедагогических технологий в художественно-эстетическом воспитании детей с ОВЗ
статья по теме

 В статье рассматривается влияние применения артпедагогических технологий на эмоциональное и физическое состояние

детей с ОВЗ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_-_metod.tema_.doc61 КБ

Предварительный просмотр:

«Использование артпедагогических технологий в художественно-эстетическом воспитании детей с ОВЗ»

Октябрь 2013        

М.А. Егорова, воспитатель  ГПД  2 класса «О. р.»  ГБС(К)ОУ школы    VIII вида № 46 «Центр РиМ»        

         «Полноценное развитие личности ребенка связано с его эмоциональным развитием. Эмоциональная система обеспечивает регуляцию поведения и ориентировку в окружающем мире. Эмоции – это система «быстрого реагирования» на любые важные с точки зрения потребностей изменения внешней среды»

                                                                                ( А.Д.Гонеев)

           Одной из особенностей детей с нарушением интеллекта является недостаточная способность адекватного эмоционального отклика на явления действительности.

                  Эмоциональные нарушения нередко становятся причиной отклоняющегося поведения. Они проявляются в неспособности сопереживать другому человеку, как в действительной ситуации, так и в вымышленной; а также в отсутствии чувства вины как специфического явления эмоциональной саморегуляции, в негативных эмоциях, страхах, замкнутости, агрессивности, гиперактивности, что является проявлением нарушения системы эмоциональной регуляции.

       Коррекции эмоционального развития способствует эстетическое развитие – организованный процесс становления в ребенке природных сущностных сил, обеспечивающих активность эстетического восприятия, чувствования, творческого воображения, эмоционального переживания, образного мышления, а также формирование духовных потребностей. Эстетическое развитие определяет эстетическое воспитание.

        "Эстетическое воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить по «законам красоты»                                                  (Б.Т. Лихачёв)

                 Эстетическое воспитание и развитие детей должно осуществляться с помощью системы эстетического воспитания. Ее сердцевиной является воздействие средствами искусства.

                                                                                                                   2

             «Эмоции искусства суть умные эмоции. Вместо того, чтобы проявляться в сжимании кулаков и дрожи, они разрешаются преимущественно в образах фантазии».

                                                                                       (Л.С.Выготский)

                   Художественно-эстетическое воспитание оказывает существенное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы детей с ОВЗ, способствует развитию правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета  предметов, их положения в пространстве. Занятия творчеством содействуют развитию у учащихся аналитико-синтетической деятельности, умения сравнивать, обобщать.

                      В настоящее время постоянно растет количество детей с отклонениями и задержкой в развитии, поэтому особо актуальной становится проблема поиска новых эффективных направлений оказания психологической и коррекционно-педагогической помощи.

                 В практику коррекционно-педагогичекой работы с детьми с умственной отсталостью вошла изотерапия, и стала одной из наиболее распространенных технологий, как психологической коррекции, так и диагностики, которые связаны неразрывно.            

                Занимаясь творчеством, ребенок дает выход своим чувствам и переживаниям, желаниям и мечтам, перестраивает свои отношения в различных ситуациях и безболезненно соприкасается с некоторыми пугающими, неприятными и травмирующими образами.                                                                                      

                   Изотерапевтические техники направлены на достижение желаемых изменений в психологическом самоощущении, на эмоциональную поддержку, на выработку гуманно-ориентированных моделей поведения. 

                  Использование различных изобразительных техник позволяет мобилизовать творческий потенциал ребенка и найти способы, которые в наибольшей степени соответствуют его

эмоциональному состоянию, потребностям в самовыражении,

активизировать и сделать более разносторонним эмоциональное

общение ребенка, создать условия для межличностной                                                                                              

коммуникации.

   

                                                                                                                   3

                  Кроме того, работа с различными материалами дает выход чувствам раздражения, гнева.                                                                                                                                                                                                                                                                                                      

                   Рисование, лепка, аппликация  – это не только отражение в сознании детей окружающей их действительности, их бытия в мире, но и выражение отношения к этой действительности, ее моделирование и трансформация.

                Занятия с использованием нетрадиционных техник изобразительной деятельности развивают творческие способности, мышление, мелкую моторику, способствуют освоению новых способов изображения, развитию трудовых навыков.

                Дети узнают, что рисовать можно не только красками, карандашами, фломастерами, но и восковыми мелками, свечой, клеем. Они учатся рисовать руками, а также разными предметами: зубной щеткой, поролоном, полиэтиленовыми крышками, трубочкой и прочее. Например, создавая изображение  с помощью выдувания красок, дети укрепляют мышцы губ (своеобразная дыхательная гимнастика).                  

                Таким образом, использование артпедагогических технологий в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья помогает преодолеть недостатки их психофизического развития, справиться с эмоциональными проблемами, избавить от страхов и гнетущих переживаний, выразить свое внутреннее волнение.

                     В процессе занятий творчеством  школьники становятся более контактными, открытыми, у них укрепляется вера в собственные силы, формируется самооценка.

                  Все это является благоприятной почвой для успешного проведения коррекционно-педагогической работы с детьми в специальной (коррекционной) школе VIII вида.

                  Современные психолого-педагогические  исследования убедительно показали, что художественно-эстетическое воспитание детей с ОВЗ играет важную роль в общем психическом развитии ребенка.          

                  Изучив методическую литературу и опыт работы специалистов, я взяла методическую тему «Художественно-эстетическое воспитание детей с ОВЗ методом обучения изготовлению подарков»

                                                                                                           4

               Изотворчество  -  рисование, лепка и аппликация - любимые детские занятия, благодаря которым они раскрепощаются.                                                                                                          

                 Самоценным является не конечный продукт творческой деятельности детей, а формирование у ребенка  уверенности в себе, заинтересованность в познавании окружающего мира.

                У детей необходимо формировать понимание, что он трудится не напрасно: то, что он делает кому-то необходимо, что его работа  может быть для кого-то подарком.

                 Любую творческую работу можно назвать подарком, а если ее красиво оформить, то это будет дополнительно полезно для развития ребенка.

                На своих занятиях я учу детей приемам рисования, лепки и аппликации, с последующим оформлением работ в рамочку.

               Для того, чтобы у детей возникло желание выполнить учебное задание, я провожу специальную работу, направленную на формирование игровой мотивации.  

               В своей работе я применяю следующие  технологии:

- игровую

(для более интересного проведения занятий по изодеятельности, разработала и изготовила пальчиковые куклы);

- здоровьесберегающую

(проводила физкультминутки, пальчиковую гимнастику, самомассаж головы и рук).

               Очень полезная работа отвечающая целям и задачам методической темы – изготовление фоторамки способом «рваная бумага».

                Для этой работы детям раздавала яркие листы из журналов, учила отрывать маленькие кусочки бумаги.

Это задание оказалось очень сложным для всех.                                                                                               Но к  концу учебного года все дети. научились приёмам обрывания бумаги в разной степени с помощью учителя:

- одни отрывали большие куски бумаги,

- другие  -  полоски бумаги,

- третьи  -  маленькие кусочки бумаги,

                 Детям очень нравится это занятие,  доставляет удовольствие  от рассматривания ярких оборванных картинок, а затем, с не меньшим удовольствием приклеивать эти картинки к деталям рамочки.

                                                                                                                5

                  Хотя занятия в основном индивидуальные, часто делаю с детьми коллективные работы, что формирует у детей  интерес к коллективному труду, воспитывает чувство взаимопомощи,  дети  

стали откликаться на мою просьбу помогать одноклассникам.                                                                                                            

                  Часто для выполнения  творческих работ простейшие задания  даю детям в разных техниках выполнения - аппликация, лепка, рисунок. Детям  интереснее  работать с различными материалами.

                 Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование развивает мышление, мелкую моторику, память, способствует формированию трудовых навыков, позволяет детям чувствовать себя рискованнее, смелее, развивает воображение.

                Проделанная методическая работа и анализ динамики развития каждого ребенка показали чему научились дети за учебный год, какие умения и навыки продолжить формировать и развивать, какие технологии применять в своей работе, над какими вопросами работать для дальнейшего развития детей.

                Выбор моей методической темы считаю актуальным и целесообразным,  т.к.  художественно-эстетическое воспитание детей с ОВЗ оказывает существенное воздействие на  их интеллектуальную, эмоциональную и двигательную сферы, способствует развитию  правильного восприятия формы, конструкции, величины, цвета  предметов, их положения в пространстве.

                  Хотелось бы продолжить методическую работу в этом направлении,  т.к.  в системе воспитательной работы наиболее эффективными оказываются технологии изопедагогики, которые несут педагогическую, здоровьесберегающую и адаптивную функции.

 Литература.

  • Москаленко О.М. Физкультминутки
  • Черенкова Е.О. Развивающие игры с пальчиками
  • Узорова Ю.В. Пальчиковая гимнастика
  • Штейм Н.Ф. Изобразительная деятельность
  • Рахманова А.В. Терапия изобразительной деятельностью эмоциональной сферы у детей с нарушениями психического развития

                                                                                                     6

  • Волынкин В. И. Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников
  • Вальдес-Одриосола М. С. Арттерапия в работе с подростками (психотерапевтические виды художественной деятельности )
  • Медведева  Е. А. Артпедагогика и арттерапия в специальном образовании
  • Фомина О. Е. Формирование смысложизненных ориентаций личности учащихся в системе художественного образования
  • Кузьмина Н.Н.  Изотерапия в коррекционно-педагогической работе  с детьми с нарушением интеллекта
  • Куркова  Г.А. Нетрадиционные техники изображения

 

                                                                                                         

                   

                                                                                                                                                                                                         

                                                         

                                                                                           

                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ (1 ЭТАП, ЗАНЯТИЕ 1)©

                                   КУРС  ХУДОЖЕСТВЕННО-            ...

КУРС ХУДОЖЕСТВЕННО ЭСТЕТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЛЯ ДЕТЕЙ 4-10 ЛЕТ (1 ЭТАП, ЗАНЯТИЕ 2)©

                                   КУРС  ХУДОЖЕСТВЕННО-          ...

Конспект организованной образовательной деятельности по художественно - эстетическому развитию для детей старшей группы с использованием нетрадиционной техники рисования на тему: "Зимняя сказка"

Цель:Обучение детей нетрадиционной технике рисования, уточнить и обобщить знания о зиме.Программные задачи:Обучающая:ü Учить детей создавать образ зимней природы, передавать ее красоту, разнообразие д...

Сценарий внеклассного мероприятия с элементами инновационных технологий по художественно – эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя фантазия»

Данное занятие входит в систему занятий в рамках образовательной области «художественно-эстетическое развитие».Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок це...

Сценарий внеклассного мероприятия с элементами инновационных технологий по художественно – эстетическому развитию для детей старшего дошкольного возраста «Весенняя фантазия»

Данное занятие входит в систему занятий в рамках образовательной области «художественно-эстетическое развитие».Художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок це...