Использование мнемотехники в логопедической практике.
методическая разработка по теме

Плаксий Анна Сергеевна

Представлены мнемотаблицы по лексическим темам: "Жилища диких животных", "Посуда"...

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование мнемотехники в логопедической практике

(из опыта работы)

Мнемо́ника (греч. τα μνημονιχα — искусство запоминания).

    Мнемотехника - это система методов и приемов, облегчающих процесс

запоминания информации.   Мнемотехнику можно отнести к обучающим технологиям. Она опирается на дидактические принципы: наглядности, доступности, системности, индивидуального подхода.

      Я работаю с детьми с ОНР, а у таких детей зачастую нарушены не только речь, но  и другие психические процессы.  Мнемотехника помогает развивать  ассоциативное мышление, зрительную и слуховую память, зрительное и слуховое внимание, воображение, т.е. те психические процессы, которые непосредственно связаны с полноценным  развитием речи.    Технология использования мнемотаблиц   предусматривает ведущую роль зрительного анализатора, зрительный контроль.  Исследования мнестической функции у детей с ОНР показали, что объем их зрительной памяти практически не отличается от нормы, остаются относительно сохранными и возможности смыслового,  логического запоминания. Однако заметно снижены их слуховая память и продуктивность запоминания по сравнению с нормально говорящими детьми.  Наглядный материал, такими детьми, усваивается лучше вербального. Зрительный  образ позволяет значительно быстрее запомнить текст. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения.

       Опираясь на собственный опыт использования в работе стихотворных текстов, скороговорок, загадок  мною  разработаны мнемотаблицы, которые я  использую:

  • при заучивании стихов;
  • при работе над автоматизацией и дифференциацией поставленных звуков;
  • при обучении составлению рассказов;
  • при пересказах художественной литературы.

    Мнемотаблицы служат дидактическим материалом в моей работе с детьми, имеющими общее недоразвитие речи.  

      Обычно при работе с мнемотаблицами  используются  символы или схематические  изображения предметов.   На начальном этапе я предлагаю готовую план - схему, а по мере обучения дети  также активно включаются в процесс создания своей схемы. На каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом,  стихотворение, загадка или  рассказ   зарисовываются схематически.  После этого ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

      Помимо графических схем я создаю свои  мнемотаблицы, используя компьютер.  Для этого  подбираю яркие, красочные, понятные детям опорные картинки из интернета. Глядя на такие таблицы, дети  легко воспроизводят текстовую информацию.

  Для обучения детей составлению рассказов-описаний и пересказов в своей работе  я  применяю компьютерную программу «Учимся говорить правильно», в которой также используются мнемосхемы. Использование материала программы облегчает восприятие зрительных образов, которые являются инструментом для запоминания и воспроизведения текста. Применение данной компьютерной программы концентрирует внимание, увлекает детей, превращает занятие в игру.

       Наблюдения за детьми после занятий с использованием мнемотаблиц,  а также итоговая диагностика позволяют мне сделать вывод, что данное направление работы значительно увеличивает и, главное, активизирует словарный запас детей, способствует более прочному усвоению изучаемых грамматических категорий, наблюдается положительная динамика в овладении правильным звукопроизношением, ускорением сроков автоматизации звуков.     Работать с такими таблицами очень удобно, дети с удовольствием запоминают стихотворения,  и результативность коррекционной работы возрастает.

   



Предварительный просмотр:

СПИТ В БЕРЛОГЕ БУРЫЙ МИШКА,

ПОД КУСТОМ ДРОЖИТ ЗАЙЧИШКА,

ЛИСИЧКА РЫЖАЯ -  В НОРЕ,

ЁЖИК СПИТ В СУХОЙ ТРАВЕ,

ВОЛЧИЦА В ЛОГОВЕ СИДИТ,

 

А БЕЛКА ИЗ ДУПЛА ГЛЯДИТ.



Предварительный просмотр:

Вот большой стеклянный чайник,

Очень важный, как начальник.

                             

                                         

Вот фарфоровые чашки,

Очень хрупкие бедняжки.

                                             

Вот фарфоровые блюдца,

Только стукни – разобьются.

           

                                                                                           

Вот серебряные ложки,                                                                                    Вот пластмассовый поднос.

Голова на тонкой ножке.                                                                                 Он посуду нам принёс.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЕМОВ МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ С ДЕТЬМИ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Описание приемов работы с мнемотаблицами на занятиях по развитию связной речи с целью совершенствования монологической речи у дошкольников. Раскрываются основные понятия мнемотехники....

презентация «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА МНЕМОТЕХНИКИ В ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЕ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ РЕЧИ ДОШКОЛЬНИКОВ С МОТОРНОЙ АЛАЛИЕЙ»

В презентации описана работа учителя-логопеда по развитию речи дошкольников с моторной алалией  с применением мнемотехники....

Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией

Сопроводительная  статья  к презентации "Использование метода мнемотехники в логопедической работе для формирования речи дошкольников с моторной алалией"....

Использование приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста

Презентация "Использование  приемов мнемотехники в логопедической работе с детьми дошкольного возраста", представленная на конкурс "Педагог года 2015"...

Использование приёма мнемотехники в логопедической работе.

Описание основных приёмов мнемотехники в работе учителя-логопеда....

Памятка – буклет "Использование мнемотехники на логопедических занятиях"

Памятка – буклет  "Использование мнемотехники на логопедических занятиях". Краткое описание технологии "Мнемотехника", ее цели, задачи и методы ее использования на логоп...

Использование мнемотехники на логопедических занятиях – как эффективного приёма по развитию связной речи у учащихся 1-2 классов.

Презентация "Использование мнемотехники  на логопедических занятиях – как эффективного приёма по развитию связной речи у учащихся 1-2 классов."...