Формирование социальной компетентности у детей с ОВЗ через творческий час
статья по теме

Вишневская Людмила Юрьевна

     Эффективным средством формирования социальной компетентности у детей с ОВЗ является творческая деятельность, в процессе которой у ребёнка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_svyazi_s_izmeneniyami.docx15.71 КБ

Предварительный просмотр:

   Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся воспитанников с ограниченными возможностями здоровья                       «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

 

Формирование социальной компетентности у детей с ОВЗ

через творческий час

                                                                                 

                                                                                                  Воспитатель: Вишневская Л.Ю.

     В связи с изменениями, происходящими в современном российском обществе, ускорения темпов его развития определены новые требования к выпускникам в школе. В настоящее время обществу нужны выпускники, готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. В связи с этим в педагогике появился термин – «компетентность», означающий интегральное качество личности, проявляющееся в общей способности и готовности её к деятельности, основанной на знаниях и опыте, которые приобретены в процессе обучения и социализации и ориентированы на самостоятельное и успешное участие в деятельности. Особенно важно выделить социальную компетентность как основной фактор социализации.

     Социальная компетентность – это, с одной стороны, совокупность умений, знаний и навыков, обеспечивающих успешное сосуществование личности в социальном пространстве, а с другой – способность человека выстаивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его изменяющейся социальной реальности.

     Показателями социальной компетентности являются:

  • сотрудничество, работа в команде;
  • коммуникативные навыки;
  • способность принимать собственные решения;
  • способность делать осознанный выбор;
  • наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;
  • владение приёмами разрешения конфликтов;
  • развитие личностных качеств, саморегулирование.

     Так как у детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) имеются определённые нарушения в приёме, переработке и использовании информации, получаемой из окружающего их мира, то им особенно важно обладать социальной компетентностью, т.е. полноценно жить и работать с людьми в трудовом коллективе, в команде.

     Эффективным средством формирования социальной компетентности у детей с ОВЗ является творческая деятельность, в процессе которой у ребёнка усиливается ощущение собственной личностной ценности, активно строятся индивидуальные социальные контакты, возникает чувство внутреннего контроля и порядка. Кроме этого, творчество помогает справиться с внутренними трудностями, негативными переживаниями, которые кажутся непреодолимыми для ребёнка. Воспитанник с ОВЗ, участвуя в творческой деятельности, может пройти путь от интереса, через приобретение конкретных навыков, к профессиональному самоопределению, что так же важно для успешной адаптации в социуме.

     Вовлечь детей в творческую деятельность воспитателю помогает творческий час, который  дает возможность каждому воспитаннику реально открыть для себя волшебный мир декоративно-прикладного искусства, проявить и реализовать свои творческие способности,  воспитывает такие положительные качества личности как трудолюбие, настойчивость, коллективизм, что  способствует выработке правильной самооценки.

     Творческий час проводится воспитателем 1 раз в неделю по 60 минут. Материалы и система занятий подобраны по правилу «от простого к сложному» с учётом возрастных особенностей воспитанников и стоятся на таких дидактических принципах, как доступность, повторяемость и практическая значимость. Во время проведения занятий используются различные формы организации деятельности детей: индивидуальные, групповые, работа в малых группах.

     Наиболее продуктивна форма групповой деятельности. Именно групповая работа и взаимодействие самих воспитанников в ней является эффективным способом развития социальной компетентности ребёнка. Совместная деятельность вырабатывает у детей необходимые навыки социального взаимодействия, умение подчиняться коллективной дисциплине и в то же время отстаивать свои права, соотносить личные интересы с общественными. Осознание групповой принадлежности, солидарности, взаимопомощи даёт важное для воспитанников чувство эмоционального благополучия в социуме.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методические материалы. Доклад с электронной презентацией "Декоративно-прикладное творчество как средство формирования социальной компетентности детей и подростков".

Методический материал для педагогов дополнительного образования по формированию социальной компетентности детей и подростков...

Статья "Духовно-нравственное воспитание как фактор формирования социальной компетентности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей"

Публикация статьи в сборнике материалов практико-ориентированного семинара в г. Ангарске по проблеме «Социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей»....

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста.

Компетентный родитель способен эффективно сформировать в рамках семьи, основного института социализации в дошкольном возрасте, социальную компетентность дошкольника...

Особенности формирования социальной компетентности подростков в учреждении дополнительного образования детей

В данной статье рассмотрены основные направления и принципы деятельности учреждений дополнительного образования детей и их роль в формировании социалной компетентности подростков...

Доклад «Коррекционная работа на уроках СБО как один из путей формирования социальной компетентности детей и подростков с интеллектуальной недостаточностью»

Коррекция личности ребенка с нарушением интеллекта средствами образования является основной функцией специальной (коррекционной) школы VIII вида. Эффективность исправления недостатков развития ...

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей как фактор формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста

   В формировании и развитии личности ребенка, его индивидуальных качеств и социальной компетентности незаменимую роль играет семья. (1) Однако отсутствие у родителей воспитательных н...