Опыт работы
статья по теме

Защита опыта работы на конкурс "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opyt_raboty.docx23.23 КБ

Предварительный просмотр:

        Основной задачей коррекционной школы является подготовка детей с ограниченными возможностями здоровья к трудовой деятельности. Предприятия, на которые направляются окончившие школу учащиеся, предъявляют к последним серьезные претензии, подчеркивая, что воспитанники специальных школ не подготовлены в достаточной мере к самостоятельному труду. Выяснение причин слабой подготовки учащихся к практической деятельности и определение эффективных путей формирования у воспитанников этих школ умения работать самостоятельно является одной из самых важных  задач в коррекционной педагогике.                                                                                                                                                      Кроме того, эта проблема непосредственно связана с проблемой развития познавательных интересов учащихся в трудовом обучении. Наконец, воспитание самостоятельности у учащихся связано с общей проблемой воспитания личности, в частности воспитания у них таких качеств, как трудолюбие, настойчивость, уверенность в своих силах.         

Исходя из вышесказанного, мы видим актуальность данной темы.

    Цель работы : выявить психолого-педагогические условия воспитания самостоятельности у детей с нарушением интеллекта.                                              Реализация намеченной цели потребовала решения следующих задач:                   1. Изучение и анализ литературных данных по этой проблеме.                                                  2.Подбор методик исследования самостоятельности у учащихся.                                  3.Выявление особенностей воспитания самостоятельности у детей с нарушением интеллекта.                                                                                                           4.Разработка заданий и упражнений по воспитанию самостоятельности у детей с нарушением интеллекта.   (сл.2)                                                                        

        При определении и построении системы обучения и воспитания самостоятельности учащихся, мной были положены в основу, с одной стороны, важнейшие требования производства, которые, в конечном счете, определяют всю методику обучения: необходимость уметь определить последовательность обработки изделия, выполнить задание, руководствуясь словесной инструкцией (устной и письменной), образцом,  рисунком или чертежом, уметь организовать свою работу, с другой стороны, учитывала характерологические черты личности  ребенка: нарушение и снижение регулирующей роли слова в его деятельности, затруднения в установлении причинных зависимостей, слабость активных процессов памяти.                                                                                                                                         При обучении швейному делу, на протяжении всего курса обучения, предусматривается:

  • воспитывать у учащихся умения давать словесный отчет о проделанной работе после выполнения задания и рассказывать о способе выполнения предстоящей работы;
  • прививать учащимся навыки составления плана выполнения предстоящего задания (устно, письменно);
  • учить их умению выполнять задания по образцу (готовому изделию) и рисунку.

        Формирование умения давать словесный отчет о проделанной  или предстоящей работе способствует запоминанию детьми программного материала, а значит, способствует воспитанию у них умения быть самостоятельными при выполнении трудовых операций.         Кроме словесного плана, для облегчения понимания учащимися последовательности  изготовления, используется наглядный план, наглядно - словесный план, т.е. каждый пункт наглядного плана, подтверждается словесным образом, написанным на отдельных карточках. Наглядность и карточка со словесным описанием должно быть раздельными. Так удобнее разнообразить работу по составлению плана работы над изделием.                        

        Для того, чтобы школьницы лучше удерживали в памяти особенности пошива изделия, меньше затруднялись в составлении плана изготовления изделия, я предлагаю следующие приемы и методы обучения.                                                            Это методы словесного сообщения и закрепления технико-технологических знаний: рассказ, объяснение, беседа, работа с учебником. Это методы демонстраций. Демонстрируются приемы работы. Демонстрации подразделяются также на показ натуральных предметов и процессов, показ их моделей и макетов, показ изображений этих предметов и показ кино - и видеофильмов. Это методы практической работы учащихся: упражнения, лабораторные работы и самые разнообразные практические работы учащихся. Четкой организации практических работ и повышению самостоятельности учащихся способствует использование технологических карт на изготовление изделий. В технологической карте дается технология изготовления изделия, где указывается порядок работы (перечень технологических операций), рисунки (эскизы) или схема последовательности обработки, а также инструменты и приспособления, необходимые для выполнения технологической операции. (сл.4-6).                                                                                                                         На уроках швейного дела для воспитания самостоятельности учащихся используется работа по усвоению терминологии, игры, контроль, алгоритмы, опорные слова, словарная работа.   Словарная работа на уроках ведется в три этапа: 1) обогащение словаря за счет введения новой лексической единицы; 2) уточнение значения уже известных слов; 3) активизация активного словаря детей. Для работы по всем этим направлениям используются следующие упражнения:

 Название предметов и их частей. Например, работа по карточкам "Чего не хватает" по теме "Моделирования поясных изделий", учащиеся называют отдельные детали и указывают на недостающую часть.                                                      Также работая с таблицей "Что лишнее" по теме "Изучение и конструирование плечевых изделий", учащиеся производят своего рода группировку, сортировку предметов, выделяют лишний и т.п.                                   Работа с загадками. Это упражнение помогает еще раз закрепить словарь, включающий название предметов, признаков, действий.                Классификацию предметов можно проводить на всех уроках. Предметы можно классифицировать по основному признаку, форме, виду и материалу. Например, одежду можно разделить на классы: по целевому назначению, по сезону, по способу употребления.                                                                                       Умение прививать учащимся прочные знания в значительной мере определяются правильной организацией закрепления и повторения.              Целесообразно для закрепления и повторения использовать карточки-задания, перфокарты и тесты. Тесты применяются на всех этапах дидактического процесса.  С их помощью обеспечивается предварительный, текущий, тематический и итоговый контроль знаний, умений, учёт успеваемости.  Результаты лабораторной работы «Определение хлопчатобумажных и льняных тканей» можно  оформить в таблице, используя тестовые задания.   Итоги урока «Лён. Льняная ткань» (рефлексия) можно провести в необычной форме - изготовление аппликации. Отвечая  на вопросы, учащиеся приклеивают лепестки цветка определённого цвета. Контрольные работы составляются в виде различных тестовых заданий.     (сл.7,8 )                                                                                                                                                                                                            Учащиеся должны знать последовательность выполнения машинных швов, уметь определять их название по готовому образцу, в готовом изделии и по заданной схеме. Например, зарисована схема машинного шва, учащийся должен определить его название, или может быть, заданные в виде теста несколько схем швов и несколько названий швов, учащиеся должны найти соответствие между названием шва и его схемой. Или может быть дан готовый образец швейного изделия, например, наволочка. Задание: назвать виды машинных швов, которые используются при изготовлении наволочки; или показать на изделии шов, название которого вы определите по заданной схеме.                                                                                                                             Учащиеся должны знать и уметь использовать в своей речи терминологию технологических операций (ручных, машинных и влажно-тепловых работ). Для этого можно использовать карточки-задания.                            Можно провести работу по знанию терминологии в "цепочке 1-2-3" один учащийся называет термин, второй - характер операций, третий - область применения или задание в виде теста: выбери правильный ответ: для термина сметывание дается три ответа, надо выбрать правильный.                     Важное значение в усвоении технологических знаний детей с нарушением интеллекта имеют различные игры, ребусы, кроссворды. Это помогает ученикам войти в роль, создает дополнительные стимулы. Например, деловая игра "экзамен". Учащиеся делятся на 2 группы: "экзаменаторы" и "экзаменующиеся". Учитель заранее готовит комплекты билетов. "Экзаменующиеся" вытягивают билеты, предложенные "экзаменаторами" и отвечают на них. Учитель осуществляет контроль. Затем группы меняются местами и используют второй комплект билетов.            Применение деловых игр - один из путей коррекции развития познавательной деятельности детей. Во время игры у детей развиваются наблюдательность, память мышление, речь, самостоятельность и инициатива.           Исключительно важная роль в коррекционно-воспитательном процессе принадлежит сюжетно-ролевым играм. Например, в игре "Заказчик-исполнитель" учащиеся работают в парах. Заказчик выполняет эскиз предлагаемого изделия, исполнитель обводит лекала и моделирует изделие. Затем дети меняются ролями. В этих играх дети играют определенную роль, исполняя различные игровые приемы, воспроизводят типичные ситуации, поступки, действия, как бы, соприкасаясь с самой жизнью. Правильно организованные игры способствуют развитию у учащихся положительных эмоций и настроения.                                                                                                       Анализ образца учащиеся проводят по вопросам учителя и самостоятельно. Степень самостоятельности зависит от новизны работы, места уроков в общей ступени обучения, от умения учащихся использовать специальную терминологию в своей речи . Анализируемый предмет дети должны рассматривать вблизи, взять в руки, осмотреть со всех сторон. Если изделие анализируется по вопросам учителя, то он должен сформировать вопросы так, чтобы учащиеся, используя вопрос, смогли четко правильно дать на него ответ. Вопросы следует задавать в такой последовательности чтобы, отвечая на них, дети демонстрировали логичность, связь между предложениями, т.е. получался бы целостный рассказ. включать зрительный анализатор в запоминании последовательности анализа поделки .Анализ, проведенный в коллективной беседе, учащимся следует полностью повторить. Для лучшего скорейшего усвоения последовательности анализа образца можно использовать плакат с вопросами, напечатанными в определенной последовательности. Такая работа позволяет  включать зрительный анализатор в запоминании последовательности анализа образца.            Для успешного выполнения учащимися практической работы, следует учитывать анализ образца и предварительное планирование.                                                                Отчет о проделанной работе занимает небольшой промежуток времени. Однако с образовательной и коррекционной точки зрения этот этап урока очень важен. Словесный отчет помогает учащимся лучше понять и запомнить порядок действий, облегчает им составление плана работы над однотипным изделием , способствует развитию речи. Дети с нарушением интеллекта часто не могут самостоятельно подобрать нужное слово, а такой план помогает им преодолеть данную трудность.  

Результатом успешного воспитания самостоятельности у учащихся можно считать итоги экзаменационных работ, изделий, выполненных на занятиях ООППТ и кружка.(сл.9-15). Мы являемся постоянными участниками школьных выставок.(сл.16). Наши работы были представлены на различных выставках и конкурсах: это городская выставка детского творчества «Пасхальная радость», выставка детских работ, посвящённой празднику «День матери», в конкурсе «Золотое рукоделие».                                                                                                      Важным моментом в воспитании самостоятельности является профориентационная работа, в частности экскурсии на производство.  Посещение фабрики «Машук».(сл.17-19)                                                                                Положительных результатов в деле воспитания у учащихся умения самостоятельно выполнять трудовые задания можно достичь при соблюдении следующих основных требований. Трудовое обучение не должно ограничиваться формированием у учащихся только рабочих двигательных навыков, оно должно быть направлено на воспитание у учащихся умений решать умственные задачи, связанные с практическим выполнением трудовых заданий .  Проблема воспитания у учащихся самостоятельности должна решаться при строгом соблюдении правила: от простого к сложному, от более известного к менее известному, от конкретного к абстрактному.                                                                                                    Формирование навыков самостоятельной деятельности учащихся требует проведения целенаправленной работы, постоянного использования наглядных приёмов обучения, а также системы специальных упражнений. Воспитание самостоятельности у детей с нарушением интеллекта является одним из условий развития их познавательной деятельности и успешной адаптации в современном обществе.

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт работы "Нетрадиционные формы урока и внеклассная работа как фактор формирования положительной мотивации к обучению"

Нетрадиционные формы проведения занятий направлены на повышение эффективности деятельности учащихся. Главным достоинством нетрадиционных форм уроков является развитие и совершенствование со...

Анализ письменных контрольных работ (диктантов) по русскому языку (опыт работы)

Учебный материал посвящен анализу диктантов по русскому языку. Дано описание основных разделов и порядок работы при проведении анализа диктанта (работы над ошибками). Проведение анализа позволяет...

«Опыт работы по инновационной методике организации и проведения внеучебной физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»

Автореферат для участия в X областном конкурсе «Мастер педагогического труда по учебным и внеучебным формам физкультурно-оздоровительной и спортивной работы»...

Опыт работы социального педагога по теме: "Работа социального педагога с детьми девиантного поведения как условие успешности обучения и развития учащихся".

       Опыт работы  показал, что, используя систему работы с детьми с девиантным поведением, у учащихся формируется положительная самооценка, эмоциональная стабил...

Опыт работы по теме "Работа с одаренными детьми"

Материал был предоставлен на 1 этап областного конкурса "Лидер в образовании- 2013"...

"Пожарная профилактическая работа с учащимися в системе дополнительного образования" - опыт работы

Аннотация    Представлен опыт пожарной профилактической работы с учащимися в системе дополнительного образования в объединении «Юные пожарные» МБОУ СОШ №10 Абинского района.Мир, в котор...