Главные вкладки

    Трудовое обучение детей с выраженной степенью умственной отсталости на базе ГКУ ДДИ «Южное Бутово» ДСЗН г. Москвы
    статья по теме

    Степанова Галина Николаевна

    С самого начала коррекционной работы в Детском доме-интернате (с 4-х лет) каждый ребенок включается в некоторую предметно-материальную деятельность, которая развивает его операционные возможности, и приобщает его к человеческой культуре

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon stepanova_g.n.doc62.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

    ДЕТСКИЙ ДОМ-ИНТЕРНАТ «ЮЖНОЕ БУТОВО»

    ДЕПАРТАМЕНТА СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

    «Трудовое обучение детей с выраженной степенью умственной отсталости на базе ГКУ ДДИ «Южное Бутово» ДСЗН г. Москвы»

    Методист ГКУ ДДИ «Южное Бутово»:

    Степанова Галина Николаевна

             Попытаемся  коротко охарактеризовать   основные этапы развития трудоспособности детей-инвалидов с умственной отсталостью, которые обозначились в практике  коррекционно-развивающего обучения и воспитания.

    С самого начала коррекционной работы в Детском доме-интернате (с 4-х лет) каждый ребенок включается в некоторую предметно-материальную деятельность, которая развивает его операционные возможности, и приобщает его к человеческой культуре.

    Развивая социальные потребности детей-инвалидов, мы создаем условия, необходимые для развития культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. Ведь именно для того, чтобы вызвать положительную эмоцию со стороны значимого взрослого, похвалу, одобрение других детей,  возникает целенаправленная деятельность по удовлетворения своих базовых физиологических потребностей  в соответствии с нормами, принятыми в человеческом обществе.

    Развитие навыков самообслуживания – это самый первый и важный шаг в процессе развития  социальной самостоятельности детей-инвалидов. На данном этапе ребенок учиться следовать традициям группы, накапливает опыт по выполнению режимных требований, которые отражены в режиме дня. С самого раннего возраста режим дня предусматривает занятия (в доступном формате) от 1-1,5 часов в день на первом этапе дошкольного обучения  до 6 часов в день для семнадцатилетних воспитанников.

            Уже с 8-9 лет ребенок с выраженной умственной отсталостью зачастую может включаться в хозяйственно-бытовой труд по уборке групповой комнаты, участка, посуды  после обеда, то есть его трудовая деятельность приобретает общественно полезную форму. Это  большой шаг с точки зрения не только формирования умений и навыков хозяйственного труда, но и с точки зрения изменения социальной ситуации. Ребенок включен в новую для себя систему отношений – он несет ответственность не только за себя, но и за свое ближайшее окружение, за тех, кто может быть слабее, младше и беспомощней его самого. В базисном учебном плане отведены часы по самообслуживания, хозяйственно-бытовому труду, СБО (социально-бытовой ориентировке), на которых происходит обучения новым видам деятельности, которые затем воспитанники реализуют в повседневной жизни.  

            Важнейшее направление развития трудоспособности детей с глубокой умственной отсталостью – это освоение ремесла.

    Дополнительное образование в ДДИ Южное Бутово- это целенаправленный процесс воспитания и обучения, посредством реализации дополнительных образовательных программ.

    Работа в студиях и мастерских дополнительного образования ДДИ Южное Бутово выстроена поэтапно:

    - на первом этапе воспитанники знакомятся с предлагаемым в мастерской материалом путем всевозможных изменений, которые с ним производят.

    - на втором этапе осваиваются способы работы с материалом, в том числе с  использованием инструментов. Это происходит сначала по показу, поэтапно переходя к самостоятельному изготовлению изделий.

    - На третьем этапе- изготовление готового изделия по образцу, данному учителем.

    Не каждый ребенок может выполнить весь цикл операций. Однако, он может выполнять посильную для него работу в коллективе, в команде. Ребенок видит результаты своего труда. И даже незначительное его участие позволяет почувствовать себя полноправным участником процесса. Почувствовать свою социальную значимость.

    4-й этап – это этап творческий. На этом этапе воспитанники могут сами предложить некий замысел, выбрать средства художественной выразительности для его реализации.

    В результате системы дополнительных занятий с воспитанниками можно видеть результаты реабилитационной работы, психосоматическое состояние, уровень общего развития, уровень развития специальных навыков, уровень развития интересов и склонностей.

    В ДДИ Южное Бутово в рамках дополнительного образования работают следующие студии-мастерские:

     - керамическая мастерская.

    Целью обучения керамики является знакомство с миром профессий, связанных с изготовлением керамических изделий, развитие творческих и эстетических качеств личности учащихся и их индивидуальных творческих способностей,

    через освоение приемов работы с глиной, приобщение к общим человеческим ценностям, овладение культурным национальным наследием, воспитанием любви и уважения к труду.

    Обучение керамике решает следующие образовательные задачи: обучение приемам изготовления керамических изделий,

    развитие творческих коммуникативных способностей, формирование умственных умений.

    Занятия в керамической мастерской носят коррекционный характер, оказывают положительное влияние на развитие слухового, зрительного, тактильного восприятия,

    координации движений, формирует художественный вкус, творческое воображение, пространственное мышление, развивает как мелкую так и общую моторику, быстроту двигательной реакции.

    Данные занятия способны также снимать эмоциональное и физическое напряжение.

    Продукция мастерской

    - мастерская по работе с нитью:

    Отличительная особенность этой мастерской в том, что дети даже с тяжелой патологией могут быть включены в несложную монотонную работу, которая сводится к одной, двум операциям,

    а в результате получается с художественной и утилитарной точки зрения замечательное изделие.

    В первую очередь это относится к ткачеству на рамках.

    Получаются отличные тканые сумки, ковры различных форм и размеров и различного назначения.

    Подобные, порой даже более низкого качества, в супермаркетах продаются по очень высокой цене  как изделие ручной работы.

    Одним из направлений работы ДДИ Южное Бутово является обучение элементам швейного дела.

    Поскольку в детском - доме находятся дети с особыми образовательными возможностями, на занятиях по швейному делу дети получают элементарные знания о строении и свойстве материала, осваивают доступные операции;

    работают с тканью, с использованием различных инструментов.

    Занятия строятся по принципу постепенного усложнения и многократного повторения уже пройденного материала. Приучение к выполнению даже самых простых операций требует времени и тренировки.

    Обучение швейному делу построено таким образом, что учащийся может выполнить работу, как бригадным методом, так и самостоятельно от начала до конца.

    Продукция мастерской

    - мастерская «художественный войлок»

    Техника валяния шерсти достаточно проста и даже имеет лечебные свойства.

    Волокна мягко массируют.

    Процесс достаточно ритмичный и оказывает успокаивающее и расслабляющее действие.

    Во время занятия развиваются такие сенсорные системы: зрительные, тактильные, обонятельные.

    Целью занятий в мастерской «художественный войлок» является развитие и коррекция эмоциональной и волевой сферы ребенка с выраженной умственной отсталостью посредством приобретения ЗУН работы в валяльной мастерской.

    Разнообразные изделия данной мастерской это елочные игрушки (шары и снеговики), броши в виде цветов, чехлы для мобильных телефонов, подушки - думочки, настенные панно, декоративные экспозиции для интерьеров, муляжи овощей и фруктов и многое, многое другое.

    Наши ребята увлеклись машинным вязанием.

    Они работают как на универсальных механических машинках «Калинка», так и на японских машинах с перфокартами.

    В результате у нас нет недостатка в теплых носках для наших ребят,

    ни в жилетах, ни в кофтах.

    Уже хорошо получаются шапки и шарфы, чехлы для телефонов, напульсники, ободки для волос.

    Эти атрибуты подростковой субкультуры приносят им особенную радость.

    Продукция мастерской

    - мастерская по работе с деревом.

    Работа в данной мастерской запланирована таким образом, что воспитанники на протяжении нескольких лет обучения знакомятся с разными породами древесины, их свойствами,

    они осваивают работу по дереву с использованием специальных приспособлений и инструментов.

    Оптимальным результатом обучения является освоение полного цикла изготовления изделия. От выкройки по лекалам

    до выпиливания,

    обработки и выравнивания поверхности,

    до сборки элементарных конструкций.

    В течение этих лет ребята получили первые навыки работы и первые результаты: пирамидки для детей, качалки, каталки, головоломки, подвесные качели, модели различного вида транспорта, машинки , лошадки с повозками, самолеты, танки, изделия бытового назначения:  полки, мыльницы, подставки  для цветов, шкатулки, разделочные доски, массажер - тренажер, настенные часы.

    - студия изобразительного искусства.

    Занятия изобразительной деятельностью с детьми с ограниченными возможностями  здоровья способствуют сенсорному развитию детей. Формирует мотивационно - потребностную сторону их продуктивной деятельности, способствует дифференциации восприятия мелких движений рук, что в свою очередь влияет на умственное развитие детей.

    Занятия изобразительной деятельностью позволяют ребенку с проблемами ощутить мир во всем его богатстве и многообразии.

    И через художественные виды деятельности ребенок имеет возможность выразить свои чувства, эмоции, впечатления об окружающем мире. Именно в этом содержатся коррекционные возможности искусства, так как оно является источником новых позитивных переживаний ребенка.

    Детскими работами оформлены холлы, группы, классы, кабинеты и многое другое.

    Дети являются постоянными участниками конкурсов и выставок, организованных Благотворительным Фондом «Взгляд ребенка».

    Работы детей выставляются в музее Рериха, Дарвиновском музее, в Третьяковской галерее, в Московской городской Думе, в Московском доме общественных организаций

          В результате систематических занятий воспитанников (в группах, индивидуальных, в классах, в мастерских) к 18 годам  (этап, когда  происходит переход из нашего интерната на другие формы проживания) можно  констатировать результат реабилитационной работы:  психосоматического состояние, уровень общего развития, уровень развития специальных навыков, уровень развития  интересов и склонностей.  


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Обучение и воспитание детей с разной степенью умственной отсталости.

    В статье даётся краткая характеристика умственной отсталости и её деление по степени выраженности интеллектуального дефекта на 3 группы. Трудности обучения детей с умственной отсталостью требуют осуще...

    СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА НА УРОКАХ ТРУДОВОГО ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ С ВЫРАЖЕННОЙ УМСТВЕННОЙ ОТСТАЛОСТЬЮ

    Коррекционно-развивающая программа обучения детей с тяжёлой степенью нарушения интеллекта со сложным дефектом направлена на максимальную адаптацию, реабилитацию и социализацию ребёнка в условиях...

    "Уровни прохождения и усвоения программы обучения детей с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости"

    Данная диагностика адресованна детям с умеренной и выраженной степенью умственной отсталости, проживающих в условиях детского дома-интерната....

    План методической работы ГКУ ДДИ "Южное Бутово" ДСЗН г. Москвы на 2013-2014 учебный год

    Цель работы: методическое обеспечение педагогической деятельности с целью повышения эффективности коррекционно-образовательного процесса и профессиональной компетентности педагогических кадров ГКУ ДДИ...

    Игровые технологии в обучении детей с тяжелой степенью умственной отсталости.

    Дети с тяжелой умственной отсталостью развиваются значительнее медленнее, чем их сверстники, и предлагаемый материал они усваивают после долгих кропотливых занятий.Для того, чтобы дети  смогли ов...

    Конспект занятия для детей с выраженной степенью умственной отсталости "Оденем куклу на прогулку"

    Цель: дать представление об одеждеЗадачи:формировать умение детей различить и называть предметы одежды, дифференцировать одежду для мальчиков и девочек, последовательно одевать куклу.развивать умение ...

    Выступление на семинаре Ресурсного Центра по теме: " Коррекционно- развивающие сопровождение процесса обучения детей с умеренной степенью умственной отсталостью".

    Выступление на семинаре Ресурсного Центра по теме: " Коррекционно- развивающие сопровождение процесса обучения детей с умеренной степенью умственной отсталостью"....