ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАВНОЙ РЕЧИ У ЗАИКАЮЩИХСЯ ДОШКОЛЬНИКОВ
статья по теме

Жаркова Виктория Викторовна
В настоящее время от логопеда в детском саду требуется не только знание практических приёмов коррекции речи при заикании у детей дошкольного возраста, но и понимание целостной клинической и психолого-педагогической картины этого сложного патологического состояния, а также знание клинических проявлений невротических и неврозоподобных состояний. Только при этом условии могут быть правильно интерпретированы психофизиологические, психологические и психолого-педагогические данные о заикающихся детях, что и определяет направление реабилитационных, а также профилактических мероприятий.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл formirovaniya_plavnoy_rechi.docx28.98 КБ

Предварительный просмотр:

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЕ     ТЕХНОЛОГИИ     ФОРМИРОВАНИЯ ПЛАВНОЙ  РЕЧИ  У  ЗАИКАЮЩИХСЯ  ДОШКОЛЬНИКОВ

1. Торможение  патологических  речедвигательных  стереотипов

Согласно  современным  педагогическим  теориям,  представление  о  педагогических  технологиях  связывается  с  определённым  набором  базисных  техник,  использование  которых  позволяет  прогнозировать  и  достигать  желаемого  результата  учебно-воспитательного  процесса.

Необходимость  проведения  коррекционной  работы  по  торможению  патологических  двигательных  стереотипов  можно  обосновать  физиологическими  данными,  свидетельствующими  о  том,  что  важным  механизмом  поддержания  и  усугубления  патологических  двигательных  реакций  является  поток  аномальных  кинестетических  импульсаций  с  мышц,  вовлечённых  в  судорожную  активность.  В  результате  этого  при  заикании   образуется  «замкнутый  круг»  патологических  мышечных  возбуждений.  Другими  словами,  судороги  мышц  речевого  аппарата  сами  становятся  генератором  последующих  судорог.  Наличие  данного  механизма  диктует  необходимость  проведения  специальных  речевых  режимов,  направленных  на  исключение  тех  видов  речи  из  общения,  в  которых  наиболее  часто  проявляются  судорожные  запинки.  К  таким  мероприятиям  относятся  «режим  молчания»,  «режим  ограничения  речи»,  «щадящий  речевой  режим»,  «специальный  охранительный  режим»  и  т.д.

   Организация  и  длительность  этих  режимов  существенно  зависит  от  возраста  заикающихся,  типа  учреждения,  в  котором  проводится  коррекционная  работа,  и  опыта  логопеда.  «Специальный  охранительный  режим»,  как  правило,  организуется  в  начале  коррекционной  работы  с  заикающимися.

«Специальный  охранительный  режим»  понимается  как  оздоровительный  щадящий  режим,  на  фоне  которого  протекает  «режим  ограничения  речи»  или  «режим  молчания».  Оздоровительный  щадящий  режим  как  у  взрослых,  так  и  у  детей  включает  в  себя  чёткий  распорядок   дня,  что  в  целом  ритмизирует  деятельность  всех  функций  организма  и  способствует  их  нормализации.  Заикающимся  предлагается  большее  количество  часов  для  отдыха,  с  дополнительными  часами  сна,  рекомендуется  употреблять  с  пищей  достаточное  количество  витаминов.  Данные  мероприятия  направлены  на  общее  оздоровление  организма.

В  этот  период  нецелесообразны  мероприятия,  способствующие  перевозбуждению  центральной  нервной  системы.  Проведение  такого  режима  благотворно  действует на  организм  в  целом  и  состояние  центральной  нервной  системы  заикающихся,  в  связи  с  чем  повышаются  её  адаптивные  качества.

Распорядок  дня  заикающихся  детей  должен  быть  достаточно  чётким,  но  не  жёстким.  Это  подразумевает  плавный  переход  от  одного  вида  деятельности  к  другой,  мягкое  преодоление  возможных  негативистических  установок  ребёнка.  Ребёнку  должна  быть  оказана  медицинская  помощь  в  случае  нарушения  сна,  наличия  у  него  страхов,  повышенной  тревожности,  возбудимости,  слезливости,  двигательной  расторможенности,  а  также  при  стойком  снижении  аппетита.  В  этот  период  необходимо  исключать  яркие  новые  впечатления  и  те  жизненные  ситуации,  которые  могут  волновать  ребёнка  и  побуждать  его  к  речевой  активности.  Не  допускаются  шумные  игры,  во  время  которых  ребёнок  может  чрезмерно  возбуждаться,  а  также  любые  психические  и  физические  перегрузки.  Желательно,  чтобы  круг  общения  ребёнка  был  в  это  время  максимально  сужен.

Речевое  общение  с  родителями,  персоналом  и  другими  детьми  должно  быть  ограничено.  Необходимо  стремиться  к  тому,  чтобы  вербальное  общение  ребёнка  было  элементарным  по  форме  (в  виде  односложных  ответов).  Для  этого  вопрос,  поставленный  ребёнку,  должен  иметь  ключевое  слово  для  ответа  или  предполагать  короткий  ответ  в  виде  утверждения  или  отрицания.

Родители  при  общении  с  ребёнком  и  между  собой  в  присутствии  ребёнка  должны  придерживаться  тех  правил  техники  речи,  которые  рекомендуются  логопедом.

Общим  правилом  является  спокойный,  доброжелательный  тон  речи,  негромкий  голос,  интонированная  и  ритмичная  (размеренная)  речь.

Дома  и  в  детском  саду  предпочтительно  занимать  ребёнка  такими  видами  деятельности,  как  рисование,  лепка,  конструирование.

Дети  с  невротической  формой  заикания,  как  правило,  оречевляют  свою  игру.  Заикание  у  них  в  эти  моменты  обычно  не  проявляется  и  потому  запрещать  такую  речь  не  следует.

При  неврозоподобной  форме  заикания  дети  обычно  не  оречевляют  игру.  Они  с  трудом  сосредоточивают  своё  внимание  на  процессе  игры,  и  потому  важно  организовать  смену  их  деятельности.

В  процессе  реализации  режима  ограничения  речи  у  заикающихся  дошкольников  рекомендуется  организация  специальных  игр – «молчанок».

Режим  ограничения  речи  может  планироваться  на  разные  сроки.  Оптимальным  временем  его  проведения  является  10-14  дней.  Режим  ограничения  речи  может  плавно  переходить  в  щадящий  речевой  режим,  во  время  которого  речевая  активность  ребёнка  постепенно  увеличивается.  Его  длительность  может  быть  индивидуальной.

В  период  ограничения  речи  дети  активно  используют  техники  невербального  общения.  Невербальное  общение  для  заикающегося  не  сопровождается  эмоциональным  состоянием  отрицательного  знака,  которое  обычно  возникает  у  них  при  вербальном  общении.  Таким  образом,  активизация  разных  форм  невербального  общения  способствует  снижению  эмоционального  напряжения.

Как  известно,  у  заикающихся  как  мимика,  так  и  жестикуляция  могут  быть  обеднены  в  разной  степени.  Это  делает  необходимым  использование  специальных  техник,  направленных  на  активизацию  невербальных  способов  общения:  жестов,  мимики,  пантомимики. Данная  работа  проводится  в  игровой  форме.

В  этот  же  период  начинается  работа  по  овладению  навыками  мышечной  релаксации  и  формированию  речевого  дыхания.

Включение  различных  охранительных  режимов  в  комплекс  реабилитационных  мероприятий  способствует  получению  более  успешных  результатов  последующего  коррекционного  воздействия.

2. Система  реабилитации  заикания  у  дошкольников

Комплексный  метод  реабилитации  заикающихся  признаётся  отечественными  специалистами  наиболее  эффективным.  В  нём  можно  выделить  три  основных  направления:  логопедическое,  психотерапевтическое  и  клиническое.  Впервые  мысль  о  комплексном  методе  реабилитации  была  выдвинута  Н.А.Сикорским.  Это  положение  было  развито  В.А.Гиляровским  с  сотрудниками  (Н.А.Власова,  Е.Ф.Рау,  Е.Гринер  и  др.).

Под  комплексным  методом  реабилитации  заикающихся  предполагается  проведение  коррекционной  работы  в  вышеупомянутых  трёх  направлениях.

Задачи :

1. Создание  условий  для  общего  оздоровления  организма  (режим,  физические  упражнения,  медикаментозное  и  физиотерапевтическое  лечение).

2. Целенаправленное  развитие  моторики  (координация  и  ритмизация  движений,  развитие  тонкой  артикуляционной  моторики),  речевого  дыхания,  навыков  саморегуляции  мышечного  тонуса  и  эмоционального  состояния.

3. Воспитание  личности  и  развитие  социальных  взаимоотношений.

Система  логопедической  работы  может быть построена на  основе  «Программы  воспитания  и  обучения  в  детском  саду»  для  подготовительной  группы  (автор  С.А.Миронова),  в  которой  ставятся  как  программные  задачи,  так  и  коррекционные.

В  коррекционные  задачи  первого  квартала  входят  расширение  словаря,  уточнение  значения  слов,  активизация  пассивного  словарного  запаса.  Все  эти  задачи  реализуются  при  использовании  простейших  видов  ситуативной  речи  на  всех  занятиях,  которые  проводит  как  логопед,  так  и  воспитатели.

Во  втором  квартале  заикающихся  детей  обучают  конструированию  простой  и  распространённой  фразы,  грамматическому  оформлению  фразы,  построению  сложноподчинённых  конструкций,  умению  составлять  связный  рассказ.  В  этом  квартале  закрепляются  навыки  пользования  ситуативной  речью.  Происходит  переход  к  элементарной  контекстной  речи.

В  третьем  квартале  задачи  развития  речи  заикающихся  становятся  идентичными  задачам  массового  детского  сада.  Заикающиеся  обучаются  составлению  рассказов  по  наглядной  опоре,  по  вопросам  логопеда,  пересказу  и  самостоятельному  рассказу.

В  заключительном  четвёртом  квартале  продолжается  работа  над  обогащением  лексико-грамматического  строя  речи.  Коррекционные  задачи  направлены  на  умение  выстраивать  логическую  последовательность  передаваемого  сюжета.

Рассмотрим  подробнее  основные  направления  коррекционной  логопедической  работы.

Регуляция  эмоционального  состояния

Регуляцию  эмоционального  состояния  у  заикающихся  детей  связывают  главным  образом  с  нормализацией  мышечного  напряжения.  Многочисленные  клинические  наблюдения  и  экспериментальные  исследования  выявляют  тесную  связь  эмоционального  состояния  с  мышечным  тонусом.  В  практике  давно  известно,  что  расслабление  мышц  ведёт  к  эмоциональному  покою.

Существует  много  систем  регуляции  эмоционального  состояния  с  помощью  произвольного  изменения  напряжений  мышц.  Эти  системы  получили  название   аутогенной  тренировки.

Основным  методическим  приёмом  аутогенной  тренировки  является  расширенная  формула  спокойствия,  которая  включает  в  себя  мышечную  релаксацию  и  регуляцию  вегетативных  функций.

Методика  проведения  аутогенной  тренировки  существенно  зависит  от  возраста  заикающегося.  Дети  дошкольного  возраста  овладевают,  как  правило,  лишь  элементами  мышечной  релаксации.

Обучение  детей  навыкам  релаксации  начинается  с  игровых  упражнений,  которые  позволяют  ребёнку  почувствовать  разницу  между  напряжением  мышц  и  их  расслаблением.  Проще  всего  ощутить  напряжение  мышц  в  ногах  и  руках,  поэтому  детям  предлагается  перед  расслаблением  сильно  и  кратковременно  сжать  кисти  рук  в  кулак,  напрячь  мышцы  предплечий,  икроножные  мышцы  и  мышцы  бёдер.  При  выполнении  упражнений  на  напряжение  и  расслабление  необходимо  учитывать,  что  напряжение  должно  быть  кратковременным,  а  расслабление – достаточно  длительным.  Упражнения  на  напряжение – расслабление  можно  давать  в  следующей  последовательности:  для  мышц  рук,  ног,  всего  туловища,  затем  для  верхнего  плечевого  пояса  и  шеи,  артикуляционного  аппарата.

Например,  релаксационные  упражнения  для  мышц  рук,  ног  и  корпуса  могут  быть  следующими:  «Оловянные  солдатики  и  тряпичные  куклы»,  «Сосулька»,  «Цветочек»,  «Штанга»,  «Брёвнышки – верёвочки»,  «Маятник»  и  др.[1]1

Развитие  координации  и  ритмизации  движений

У  заикающихся  дошкольников  отмечаются  те  или  иные  особенности  в  состоянии  моторных  функций.  В  связи  с  этим  нормализация  состояния  моторных  функций  заикающихся  детей  старшего  дошкольного  возраста  включает  решение  следующих  задач:

  1. Развитие  общей,  тонкой  и  артикуляционной  моторики.
  2. Развитие  чувства  темпоритма  речевых  и  неречевых  движений.

Учитывая  разное  состояние  моторики  при  невротической  и  неврозоподобной  формах  заикания,  длительность  и  интенсивность  занятий  являются  дифференцированными.

Так,  для  заикающихся  с  невротической  формой  заикания  основное  внимание  уделяется  воспитанию  точности  движений,  умению  переключать  активное  внимание  на  качество  выполнения  движений  и  главным  образом  на  завершённость  движений,  т.е.  на  доведение  движений  до  конца  в  соответствии  с  инструкцией.

Для  заикающихся  данной  группы  упражнения  могут  быть  разнообразны  по  форме,  ритму  и  темпу.  Несмотря  на  хороший  уровень  развития  тонкой  моторики  пальцев  рук  и  артикуляционной  моторики,  для  движений  заикающихся  этой  группы  характерны  истощаемость,  поэтому  тренировочные  упражнения  не  должны  быть  длительными  по  времени.  Заикающиеся  этой  группы  могут  начинать  тренировку  движений  под  музыкальное  сопровождение  уже  на  первых  этапах  коррекционной  работы.

При  неврозоподобной  форме  заикания  особое  внимание  в  процессе  работы  над  двигательной  сферой  обращается  на  следующие  моменты:

-двигательные  упражнения  должны  быть  разложены  на  их  составляющие  и  выполняться  по  образцу;

-тренировка  координации  и  переключаемости  движений  должна  быть  длительной  с  постепенным  усложнением  заданий;

-усвоению  упражнений  способствует  сопровождающий  их  словесный  комментарий  логопеда;

-сроки  усвоения  двигательных  упражнений  значительно  увеличиваются  по  сравнению  с  заикающимися  детьми  другой  группы.

При  неврозоподобной  форме  заикания  особое  внимание  уделяется  нормализации  речевой  артикуляции  в  связи  с  необходимостью  развития  у  детей  звукопроизносительной  стороны  речи.

Важным  компонентом  коррекционной  работы  с  заикающимися  является  темпо-ритмическое  объединение  артикуляционной  и  общей  моторики,  что  достигается  специальными  упражнениями  под  музыку.  Такие  занятия  проводятся  в  процессе  логопедической  ритмики.[2]1 

Формирование  речевого  дыхания

Одним  из  постоянных  признаков  заикания  является  нарушение  речевого  дыхания.  Работа  по  формированию  речевого  дыхания  включает  в  себя  следующие  этапы:

1. Расширение  физиологических  возможностей  дыхательного  аппарата  (постановка  диафрагмально-рёберного  дыхания  и  формирование  длительного  выдоха  через  рот).

2. Формирование  длительного  фонационного  выдоха.

3. Формирование  речевого  выдоха.

Формирование  речевого  выдоха  имеет  принципиальное  значение  для  организации  плавной  речи.  Известно,  что  плавность  речи – это  целостное  непрерывное  артикулирование  интонационно-логически  завершённого  отрезка  высказывания  в  процессе  одного  непрерывного  выдоха.

Учитывая  то,  что  у  заикающихся  детей  поверхностное,  недостаточно  регулярное  дыхание,  при  котором  мышцы  грудной  клетки,  особенно  мышцы  верхнего  плечевого  пояса,  находятся  в  состоянии  излишнего  напряжения,  мы  использовали  в  коррекции  заикания  постановку  диафрагмально-рёберного  дыхания.  При  этом  типе  дыхания  особое  значение  имеет  работа  мышц  брюшного  пресса.

Постановку  диафрагмально-рёберного  дыхания  начинают  в  положении  лёжа.  Оптимально,  чтобы  постановка  диафрагмального  дыхания  проводилась  на  фоне  мышечного  расслабления.

В  дальнейшем  для  тренировки  данного  типа  дыхания,  его  силы  и  длительности  используют  различные  игровые  приёмы.  При  этом  должны  быть  учтены  следующие  методические  указания:

1. Дыхательные  упражнения  должны  быть  организованы  таким  образом,  чтобы  ребёнок  не  фиксировал  внимание  на  процессе  вдоха  и  выдоха.

2. Дыхательные  упражнения  должны  быть  организованы  в  виде  игры  так,  чтобы  ребёнок  непроизвольно  мог  сделать  более  глубокий  вдох  и  более  длительный  выдох.

3. Все  упражнения  на  тренировку  речевого  дыхания  связаны  с  выполнением  двух  основных  движений:  руки  из  положения  «в  стороны»  движутся  «кпереди»  с  обхватом  грудной  клетки  или  из  положения  «вверху»  движутся  вниз.  Движения  корпусом,  как  правило,  связаны  с  наклоном  вниз  или  в  стороны.

4. Большинство  упражнений  для  детей  дошкольного  возраста  включает  выдох  с  произнесением  согласных  (в  основном  щелевых)  или  фонацией  гласных  звуков,  что  позволяет  логопеду  на  слух  контролировать  длительность  и  непрерывность  выдоха  а  в  дальнейшем  формирует  у  ребёнка  обратную  биологическую  связь.

Формирование  навыков  рациональной  голосоподачи  и  голосоведения

При  определении  нормы  голоса  подразумевают  достаточную  его  силу  для  речевой  практики,  включая  динамический  диапазон,  высоту  голоса  (частота  основного  тона)  с  частотным  диапазоном,  соответствующим  полу  и  возрасту.

У  заикающихся  детей  наблюдаются  локальные  напряжения  мышц  голосового  аппарата  («зажимы»),  что  ухудшает  характеристики  голоса.  Встречаются  также  дисфонические  расстройства.

В  задачу  работы  над  голосом  входит:

  1. развитие  силы  и  динамического  диапазона  голоса;
  2. формирование  навыков  рациональной  голосоподачи  и  голосоведения;
  3. развитие  мелодических  характеристик  голоса.

Начальные  этапы  работы  над  голосом  могут  быть  включены  в  период  «щадящего  речевого  режима»  или  «режима  молчания».  Работа  начинается  с  изолированного  произнесения  гласных  звуков.

Точное,  чёткое,  явное  и  полнозвучное  произношение  гласных  звуков  обеспечивает  выразительность  речи.  За  счёт  изменения  звучания  гласных  возможно  в  дальнейшем  применение  других  техник:  замедление  темпа  речи,  выравнивание  послогового  ритма,  использование  «полного  стиля»  произношения.  В  основном  за  счёт  гласных  звуков  возможно  интонационно  окрасить  речь  и,  главное,  достичь  её  слитного  и  плавного  произнесения.

Работу  над  голосом  можно  проводить   в  следующей  последовательности.

Детям  предлагается  сделать  диафрагмальный  вдох  и  на  выдохе  произнести  длительно,  растягивая  на  весь  выдох,  звук  [а].  Звук  должен  произноситься  легко  и  свободно,  при  средней  степени  звучания  голоса.  Рот  должен  быть  широко  открыт,  при  этом  звук  «посылается»  вперёд.  Следует  следить  за  тем,  чтобы  заикающиеся  не  произносили  звук  на  «остаточном  выдохе»,  т.е.  чтобы  начало  выдоха  и  фонации  совпадали  со  временем.

Затем  таким  же  образом  предлагается  протянуть  гласный  [о].  Для  объяснения  рациональной  артикуляции  гласного  [о]  можно  использовать  образ:  «пинг-понговый  шарик  во  рту».

При  произнесении  гласного  [у]  обращают  внимание  на  то,  что  губы  вытянуты  вперёд,  при  [и] – губы  растянуты  в  улыбку,  при  звуке  [э] – рот  слегка  полуоткрыт.

В  развитии  речевого  голоса  у  заикающихся  учитывают  атаку  звука  и  регистр  голоса.

Под  атакой  звука  понимают  начало  звука,  т.е.  включение  в  работу  голосовых  складок.  Атака  звука  зависит  от  плотности  смыкания  голосовых  складок  и  силы  выдоха.  Заикающиеся  обучаются  начинать  произнесение  каждого  гласного  с  «мягкой»  голосоподачи,  или  атаки.  Логопед  даёт  образец  «твёрдой»  атаки,  т.е.  резкого  начала  гласного  звука,  и  «мягкой»  атаки,  или  мягкого  «вплывания»  в  звук.  После  чего  заикающиеся  упражняются  в  подаче  звука  на  мягкой  атаке,  произнося  гласные  и  их  сочетания,  а  затем  слова  и  фразы,  начинающиеся  с  гласного  звука.

В  самом  начале  работы  над  голосом  заикающиеся  дети  обучаются  использовать  грудной  резонатор,  так  как  это  снижает  напряжение  голосовых  складок.

При  обучении  использованию  грудного  резонатора  гласные  звуки  даются  в  следующей  последовательности:  А,  О,  У,  И,  Э.  Такая  последовательность  связана  с  тем,  что  звук  А  содержит  в  себе  резонирование  как  высоких,  так  и  низких  тонов;  звуки  О,  У  относятся  к  резонаторам  низких  тонов,  звуки  И,  Э – к  резонаторам  высоких  тонов.

Детям  предлагают  в  игровой  форме  произнести  звуки  низким  и  высоким  голосом,  используя  для  этого  различные  игровые  упражнения.

Развитие  просодической  стороны  речи

Речь  заикающихся  детей  имеет  значительные  отклонения  от  нормы  по  интонационным  характеристикам:  интонационная  незавершённость  окончания  фразы,  нарушения  синтагматического  ударения  внутри  фразы,  отсутствие  паузы   в  конце  синтагм  и  фраз.  В  целом  речь  заикающихся  дошкольников  интонационно  обеднена.  Нормализация  просодической  стороны  речи  включает  в  себя  следующие  задачи:

1. Развитие  навыка  интонационного  оформления  синтагм  и  фраз  в  соответствии  с  четырьмя  основными  видами  интонаций  русского  языка.

2. Нормализация  процесса  речевого  паузирования.

3. Формирование  навыка  интонационного  членения  и  выделения  логических  центров  синтагм  и  фраз.

На   первых  этапах  коррекционного  воздействия  уже  в  период  «щадящего  речевого  режима»  заикающиеся  обучаются  передавать  основные  виды  интонации  с  помощью  невербальных  средств  общения,  активно  используя  пантомимику.

На  следующем  этапе  заикающиеся  обучаются  передавать  основные  виды  интонаций  (интонации  завершённости,  незавершённости,  вопроса, восклицания)  с  помощью  гласных  звуков.  При  этой  работе  также  активно  подключаются  жесты  и  мимика,  которые  главным  образом  помогают  заикающимся  осмыслить  различные  виды  интонации.  Начинают  обучение  с  вопросительной  интонации.  Голосовые  упражнения  сопровождаются  плавными  движениями  руки,  что  позволяет  лучше  контролировать  изменения  голоса  по  высоте.  Для  вопросительной  интонации  характерно  повышение  основного  тона  голоса.  Рука  совершает  круговое  движение  и  резко  идёт  вверх  на  завершающей  фазе  голосоподачи.  Восклицательная  интонация  сопровождается  резким,  сильным  взмахом  руки  вверх,  а  незавершённости – плавным,  полукруговым  движением  руки  вверх.  Интонация  завершённости  сопровождается  плавным  движением  руки  вниз.

У  детей  такие  формы  работы  проводятся  в  процессе  игровых  ситуаций.

Одним  из  видов  заданий  является  использование  междометий  в  передаче  интонаций:  радости  (ах – ах),  печали  (о – о),  сожаления  (ох – ох).

При  неврозоподобном  заикании  необходима  длительная  тренировка  и  различные  виды  контроля  как  за  интонационным  оформлением   синтагмы,  так  и  за  её  акустической  завершённостью  паузой.

При  невротической  форме  заикания  фиксация  внимания  на  просодической  стороне  речи  значительно  улучшает  плавность  речи.

Развитие  планирующей  функции  речи

Плавность  речевого  высказывания  является  отражением  того,  как  идёт  внутренне  речевое  планирование  не  только  на  моторном,  но  и  на  смысловом  м  лексико-грамматическом  уровнях.  Одной  из  важнейших  логопедических техник  является  формирование  планирующей  функции  речи  у  заикающихся  дошкольников.

Для  них  важен  как  выбор  смысловой  стратегии  речевого  высказывания,  так  и  отбор  лексических  единиц  и  грамматических  конструкций,  соответствующих  основной  стратегии  парадигмы  высказывания.

Работу  по  развитию  планирующей  функции  речи  принято  начинать  с  обучения  заикающихся  проговариванию  высказывания  про  себя.  Внутреннее  проговаривание  даёт  возможность  отобрать  необходимую  лексику  и  грамматические  конструкции  до  «включения»  звучащей  речи,  что  организует  внутреннее  речевое  планирование  в  целом  (в  том  числе  и  моторную  программу).  

Обучение  детей  дошкольного  возраста  планированию  речевого  высказывания  начинается  с  элементарных  речевых  заданий.  Программа  речевого  высказывания  строится  на  основе  речевого  образца,  предлагаемого  логопедом  с  применением  наглядно-ситуационного  материала.

Задачи  по  активизации  внутреннего  программирования  реализуются  на  постепенно  усложняющемся  речевом  материале  (стихи,  чтение  текста,  пересказ,  спонтанная  речь).  Тренировки  позволяют  автоматизировать  этот  процесс,  что  позволяет  внутреннее  проговаривание  сворачивать.  Длительность  межфразовых  и  межсинтагменных  пауз  постепенно  приближается  к  норме.

Таким  образом, все  этапы  коррекционной  работы  осуществляляются  на  играх-занятиях,  что  обусловлено  особенностями  ведущей  деятельности  детей  дошкольного  возраста  и  являются  наиболее  эффективным  методическим  подходом  к  преодолению  речевых  нарушений  при  заикании.


[1]1 Белякова  Л.И.,  Дьякова  Е.А.  Логопедия.  Заикание. М., 2001. С.153-155.

[2]1 Рычкова  Н.А.  Логопедическая  ритмика. М., 1998. С.15.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна». (фонетико-фонематическое недоразвитие речи)

Конспект индивидуального логопедического занятия (формирование лексико-грамматических средств языка и связной речи) с ребёнком подготовительной к школе группы на тему «Весна».  (фонетико-фонемати...

Конспект урока по теме: «Логопедический массаж мышц речевого аппарата с использованием современных логопедических технологий»

Цель: улучшение состояния произносительной стороны речи Задачи:Образовательные:Развитие благоприятных изменений в мышечной и нервной системах в целомСокращение периода логопедического воздействия...

Логопедических технологий по формированию слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи

Логопедических технологий по формированию слоговой структуры слова у детей с недоразвитием речи...