ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБСЛЕДОВАНИЕ ЗАИКАЮЩИХСЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
статья по теме

Жаркова Виктория Викторовна
Заикание является широко распространённым речевым нарушением. Оно возникает у детей раннего возраста в период наиболее активного формирования их речи и личности и в дальнейшем препятствует развитию многих личностных характеристик ребёнка, затрудняет его социальную адаптацию. Поскольку заикание тесно связано с формирующейся личностью, его следует рассматривать в структуре особенностей личности и её деятельности. Данное положение основывается на том, что при заикании развитие личности происходит в стеснённых условиях и это нередко приводит к её деформации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obsledovanie_zaikayushchikhsya.docx28.29 КБ

Предварительный просмотр:

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ

ОБСЛЕДОВАНИЕ  ЗАИКАЮЩИХСЯ  ДЕТЕЙ  ДОШКОЛЬНОГО

ВОЗРАСТА

 Организация  и  методика  обследования

Для  адекватного  планирования  программы  логопедической  и  лечебной  работы  с  заикающимися  дошкольниками  и  определения  её  эффективности  необходимо  правильное  обследование  заикающегося  с  учётом  всей  симптоматики  этого  сложного  речевого  нарушения.

Цель-  осуществление  психолого-педагогического  и  логопедического  обследование заикающихся  детей  старшего  дошкольного  возраста.

Задачи:

  1. Сбор  анамнестических  данных.
  2. Обследование  состояния  речи  и  моторики.
  3. Изучение  личностных  особенностей  заикающихся  дошкольников.
  4. Обработка  и  анализ  полученных  в  ходе  экспериментального  изучения  данных.

Обследование  заикающихся  дошкольников  носит  комплексный  характер.  Врач  определяет  соматическое,  неврологическое  и  психическое  состояние  заикающихся. Обследуется  состояние  речи  детей,  особенности  их  личности,  моторики.  Прежде  чем  приступить  к  обследованию,    тщательно  изучается медицинская  и  психолого-педагогическая  документация.  

Анамнестические  сведения  об  индивидуальных  особенностях  развития  речи  и  моторики  каждого  заикающегося  дают  возможность  правильно  оценить  состояние  ребёнка,  а  затем  спланировать  работу.

Основы  методики  логопедического  обследования  заикающихся  и  способы  регистрации  его  результатов  можно  представить  следующей  схемой:

Анкетные  данные

Фамилия,  имя,  отчество  обследуемого.

Дата  рождения  (год,  месяц,  число).

Домашний  адрес,  телефон.

Где  воспитывается  или  обучается  ребёнок:  дома,  в  детском  саду,  школе  (общеобразовательной  или  коррекционной),  сроки  пребывания  в  них.  

Фамилия,  имя,  отчество  родителей,  их  возраст,  профессия,  место  работы.

Состав  семьи.

Жалобы,  предъявляемые  родителями  (воспитателями,  учителями  или  самими  заикающимися).

  1. Сбор  анамнестических  сведений

Обязательно  указывается,  с  чьих  слов  ведётся  сбор  анамнеза:  родителей  или  самого  заикающегося.

Наследственность

-Наличие  алкоголизма  у  родителей.

-Нервно-психические  заболевания  родителей.

-Ускоренный  темп  речи  у  родителей  или  близких  родственников.

-Задержка  речевого  развития  у  родителей  или  близких  родственников.

-Заикание  у  родителей.

-Заикание  у  сестёр  и  братьев.

-Заикание  у  дедушки  или  бабушки  по  линии  отца  и  матери.

-Характерологические  особенности  отца  и  матери.

-Обстановка  в  семье.

-Жилищно-бытовые  условия.

Беременность  и  роды  у  матери

-От  какой  беременности  родился  обследуемый  (ая).

-Чем  закончились  предыдущие  и  последующие  беременности  матери.

-Особенности  внутриутробного  развития.

-Токсикоз  в  1-й,  2-й  половине  беременности;  другие  заболевания  и  вредности.

-Особенности  течения  послеродового  периода  (закричал  сразу  -  не  сразу,  асфиксия  синяя – белая,  родовые  травмы).

-Приложен  к  груди  (сразу;  на ….  Сутки).

-На  грудном  (искусственном)  вскармливании  до … .

Период  до  1-го  года

-Семейные  условия.

-Сон,  аппетит.

-Инфекционные  заболевания.

-Соматические  заболевания.

-Мозговые  заболевания.

-Мозговые  травмы.

-Спокойный,  беспокойный.

-Формирование  навыка  опрятности.

-Время  формирования  моторных  навыков:  сидение,  стояние,  ходьба.

Период  дошкольного  возраста

-Семейные  условия.

-Инфекционные  заболевания.

--Соматические  заболевания.

-Мозговые  заболевания.

-Мозговые  травмы.

-Моторное  развитие:  отставание,  норма,  опережение.

-Время  выделения  ведущей  руки,  наличие  переучивания.

-Адаптация  в  детском  саду.

-Основные  черты  характера  (спокойный – возбуждённый,  подвижный – замедленный,  уравновешенный – капризный  и  т.д.).

-Основные  черты  поведения  (капризность,  слезливость,  тревожность,  расторможенность,  трудность  переключения).

Речевой  анамнез

-Время  появления  гуления  и  лепета.

-Особенности  гуления  и  лепета  (активность,  многообразие  звуковых  комплексов,  характеристика  голосовых  реакций).

-Время  появления  первых  слов.

-Время  появления  простой  фразы.

-Время  появления  развёрнутой  фразовой  речи.  Какие  наблюдались  затруднения  при  переходе  к  фразовой  речи.

-Наличие  и  выраженность  итераций.

-Дефекты  речи  (дислалия,  дизартрия,  ринофония  и  пр.).

Условия  воспитания  ребёнка

-Социальная  среда  (где  ребёнок  воспитывался – в  доме  ребёнка,  детском  саду  с  дневным  или  круглосуточным  пребыванием,  дома  с  матерью,  бабушкой).

-Особенности  речевой  среды:  контакты  с  заикающимися  лицами  или  лицами  с  другой  речевой  патологией;  при  наличии  двуязычия – какой  язык  преобладает  в  общении.

-Особенности  речевого  общения  с  ребёнком,  недостаточность  речевого  общения,  стимуляция  речевого  развития  ребёнка  (в  каком  объёме  читалась  детская  литература,  соответствовала   ли  она  возрасту;  с  какого  возраста  разучивались  стихи,  песни;  насколько  быстро  запоминал,  в  каком  объёме).

-Культурно-бытовые  условия  в  семье.

Развитие  заикания

-Возраст,  в  котором  появилось  заикание.

-Предполагаемые  причины  и  характер  возникновения  заикания  (остро,  психогенно,  без  видимой  причины  и  пр.).

-Наличие  периода  мутизма.

-Как  протекает  заикание:  постоянно  присутствует  в  речи  или  нет.

-В  каких  условиях  облегчается – ухудшается  речь.

-Изменилось  ли  поведение  ребёнка  с  момента  появления  заикания  и  в  чём  это  выразилось  (состояние  аппетита,  сна,  настроения,  появление  капризов,  негативизма,  страхов,  энуреза  и  пр.).

-Отношение  ребёнка  к  своему  речевому  дефекту.

-Какие  меры  принимались  для  устранения  речевого  дефекта  (лечение  у  врача,  посещение  логопедических  занятий,  пребывание  в  специальных  учреждениях  системы  здравоохранения  или  системы  образования – детский  сад,  школа).

-Продолжительность  и  результативность  лечения  и  обучения.

Психологический  климат  в  семье,  особенности  взаимоотношений

-Имеют  ли  место  частые  конфликты  в  семье – чрезмерное  заласкивание  и,  наоборот,  излишняя  строгость,  неровность  в  обращении  с  ребёнком;  перегрузки  впечатлениями  (посещение  кино,  театра,  цирка,  разрешается  ли  подолгу  смотреть  телевизионные  передачи  и  пр.).

-Отношение  членов  семьи  к  речевому  дефекту  заикающегося  (безразличие,  сопереживание,  постоянная  фиксация  внимания  окружающих  на  заикании,  предъявление  повышенных  требований  к  речи  заикающегося  и  др.).

Личностные  особенности  ребёнка

-Имеются  ли  черты  тревожности  в  характере  заикающегося  ребёнка.

-Отмечаются  ли  в  поведении  ребёнка  плаксивость,  раздражительность,  капризность  (т.е.  эмоциональная  неустойчивость).

-Есть  ли  у  ребёнка  черты  боязливости,  пугливости.

-Уровень  развития  игровой  деятельности.

-Склонность  к  определённым  играм.

-Комментирует  ли  ребёнок  свои  действия  в  играх  или  играет  молча.

-Предпочитает  играть  в  одиночестве  или  в  коллективе  детей.

-Проявляется  ли  заикание  в  игре  наедине  с  собой,  со  сверстниками.

-Как  протекает  заикание  (утяжеляется  ли  с  возрастом  или  проявляется  реже,  чем  раньше).

  1. Анализ  заключения  специалистов

Анализируется  состояние  интеллекта,  слуха  и  зрения  (заключение специалистов:  психоневролога,  отоларинголога,  офтальмолога).

Анализируются  данные,  представленные  воспитателем,  психологом,  музыкальным  руководителем  детского  сада.

3. Психолого-педагогическая  характеристика  заикающегося  ребёнка

Анализируется  общее  развитие  ребёнка,  особенности  деятельности.

Сведения  ребёнка  о  себе,  понимание  родственных  связей,  круг  представлений  об  окружающем,  их  точность.

Характеристика  работоспособности  и  особенностей  усвоения  знаний  (усидчивость,  отношение  к  занятиям;  добросовестно  или  нет  выполняет  задания  логопеда  и  воспитателя,  занимается  с  интересом,  без  интереса,  не  желает  заниматься;  справляется  ли  с  программным  материалом   для  данной  возрастной  группы  по  всем  разделам  «Программы  воспитания  в  детском  саду»  (отмечаются  ли  трудности  на  музыкально-ритмических  занятиях,  на  занятиях  по  развитию  речи,  развитию  элементарных  математических  представлений,  изобразительной  деятельности  и  конструированию,  в  чём  они  проявляются).

Характер  игровой  и  трудовой  деятельности  (дружит  в  группе,  добросовестно  выполняет  свои  обязанности,  дежурит  неохотно,  ленив,  забывает  об  обязанностях  дежурного);  любимые  игры  (творчески  организует  игру,  стереотипно  манипулирует  предметом),  любимые  игрушки  (адекватность  использования  игрушек,  долго  играет  одной  игрушкой,  бережно  относится  к  игрушкам,  игрушки  быстро  надоедают,  часто  ломает  их,  проявляет  интерес  только  к  новым);  сопровождает  игры  речью  (проявляется  ли  при  этом  заикание),  играет  молча.

Отмечаются  также:

-повышенная  возбудимость,  или,  наоборот,  вялость,  заторможенность  утомляемость,  истощаемость;

-особенности  развития  личности  и  эмоционально-волевой  сферы  (настроение  ребёнка:  устойчивое,  неустойчивое,  легко  меняется  от  незначительных  причин;  преобладает  подавленное  или  хорошее,  радостное  настроение;  волевые  особенности:  целеустремлённость,  самостоятельность,  инициативность,  решительность,  настойчивость,  слабость  волевого  напряжения  и  др.).

Реакция  на  замечания  и  одобрение;  факторы,  способствующие  изменению  эмоционального  состояния.

Характерологические  особенности  ребёнка  (спокойный,  беспокойный;  легко  вступает  в  контакт  со  всеми,  в  незнакомой  обстановке  смущается;  конфликтный:  задирист,  нападает  на  товарищей,  отнимает  игрушки;  добрый,  ласковый;  аккуратный,  неряшливый  и  др.).

Состояние  психических  функций:  

-особенности  восприятия  (восприятие  цвета,  формы,  пространственных  отношений;  наблюдательность  ребёнка);

-характеристика  внимания  (устойчивость,  переключаемость,  распределяемость,  рассеянность  и  др.);

-особенности  памяти:  скорость  и  объём  запоминания,  точность  воспроизведения;

-особенности  мышления  (уровень  развития   логического  мышления:  умение  выделять  существенное  в  сюжетной  картине,  тексте,  при  определении  понятий;  при  сравнении,  при  классификации  предметов;  понимание  смысла  загадок,  пословиц;  осмысление  причинно-следственных  отношений  и  др.).

4. Состояние  общей  моторики  и  тонких  движений  пальцев  рук,  мимической  и  артикуляционной  моторики

Процедура  обследования  общих  произвольных  движений

1. Статическая  координация

Определяется  возможность  удержания  заданной  позы:  

а) стоять  попеременно  то  на  правой,  то  на  левой  ноге.  Отмечается:  3  балла - удержание  позы;  2  балла - удержание  при  резком  балансировании,  подогнутая  нога  касается  пола;  1  балл - не  удаётся  сохранить  позу,  схождение  с  места;

б) стоять  на  «цыпочках».  Отмечается:  3  балла - удержание  позы;  2  балла - схождение  с  места,  балансирование   резко  выражено;  1  балл - опускание  на  стопу,  частое  схождение.

2. Динамическая  координация

а) определяется  возможность  прыгать  попеременно  то  на  правой,  то  на  левой  ноге  (руки  на  бёдрах).  Отмечается:  3  балла - свободно  прыгает  на  одной  ноге;  2  балла - касается  пола  одной  ногой;  общее  мышечное  напряжение;  сильные  взмахи  руками;  1  балл - не  удаётся  прыгать  на  одной  ноге;

б) определяется  возможность  прыгать  с  места  через  верёвку,  которая  находится  на  расстоянии  20  см  от  пола.  Отмечается:  3  балла - прыжок  производится  легко  и  свободно;  2  балла - прыжок  неловкий,  не  удаётся  оттолкнуться  двумя  ногами;  1  балл - прыжок  не  удаётся.

3. Одновременность  движений

а) определяется  возможность  выполнения  движений  двумя  руками  одновременно;  справа  и  слева  по  бокам  спичечной  коробки  располагается  по  10 спичек  с  каждой  стороны  (на  расстоянии,  равном  длине  спички);  ребёнку  предлагается  уложить  спички  в  коробку,  взяв  одновременно  обеими  руками  с  каждой  стороны  по  спичке  и  одновременно  положить их  в  коробку.  Отмечается:  3  балла - одновременные  движения  обеими  руками  удаются,  спички  берутся  и  кладутся  одновременно;  2  балла - движения  не  всегда  одновременные;  1  балл - одновременные  движения  не  удаются;

б) определяется  возможность   одновременных  движений  рук  и  ног;  ребёнку  предлагается  катушка  ниток;  маршируя,  он  должен  сматывать  с  катушки  нитку  и  наматывать  её  на  указательный  палец.  Отмечается:  3  балла - марширует  и  наматывает   нитку  одновременно;  2  балла - движения  не  всегда  одновременны;  1  балл - одновременные  движения  не  удаются.  Отмечается  также  общий  характер  движений:  ловкий,  неловкий;  пластичный,  неуклюжий.

Процедура  обследования  тонких  движений  пальцев  рук

Ребёнку  предлагается  выполнить  следующие  упражнения:

1) соединить  большой  палец  руки  со  всеми  остальными  поочерёдно  сначала  на  правой,  затем  на  левой  руке;

2) загнуть  каждый  из  пальцев  поочерёдно  на  правой  и  на  левой  руке;

3) соединить  пальцы  одной  руки  с  пальцами  другой,  «пальчики  здороваются»;

4) застёгивание  и  расстёгивание  пуговицы,  завязывание  шнурков.

Отмечается  ведущая  рука – 3  балла - точное  и  чёткое  выполнение;  2  балла - недостаточно  чёткое;    1  балл - плохая  координация,  неловкость.

Процедура  обследования  произвольных  мимических  движений

Для  обследования  детей  от  4  до  6  лет  используются  тесты  Л.А.Квинта  в  модификации  Г.Гельнтца.[1]1

  1. поднять  брови  («Удивление»);
  2. слегка  сомкнуть  веки;
  3. прищурить  глаза  («Яркое  солнце»);
  4. плотно  сомкнуть  веки  («Стало  темно»);
  5. сжать  губы;
  6. придать  губам  такое  положение,  которое  требуется  для  игры  на  духовом  инструменте;
  7. вытянуть  губы,  как  для  произнесения  звука  «о»;
  8. надуть  щёки;
  9. оскалить  зубы  («Забор»);
  10. вытянуть  губы,  как  для  свиста.

Отмечается:  3  балла - мимика  живая,  выразительная,  адекватная;  2  балла - недостаточно  выразительная;    1  балл - мимика  вялая;  амимичность.

Процедура  обследования  артикуляционной  моторики[2]1

а) упражнения  для  челюстей:

  • рот  широко  открой-  закрой  « окошечко»;
  • нижняя челюсть  вправо – влево.

б) упражнения  для  губ:

   -растянуть  губы  в  улыбке;

   -вытянуть  губы  вперед  трубочкой;

   -улыбка – трубочка;

   -поднять верхнюю  губу  вверх;

   -опустить  нижнюю  губу  вниз;

   -одновременно  поднять  верхнюю  губу  вверх , опустить  нижнюю  губу  вниз.

в) упражнения  для  языка:

    -язык  широкий («лопаточкой»)  на  нижней  губе;

    -высунуть  узкий  язык  («жалом»);

    -язык  широкий  - узкий;

    -широкий  язык  на  верхнюю , на  нижнюю  губу (« качели»);

    -круговое  облизывание  кончиком  языка губ (« вкусное  варенье»);

    -язык  в  форме  (« лодочки») /боковые  края  языка  приподняты/;

    -язык  в  форме  («чашечки»);

    -пощёлкать /поцокать/  языком;

    -язык  вправо – влево  (« маятник»).

г) упражнения  для  мягкого  неба:

    -отрывисто  на  твердой  атаке  голоса  при  широко  открытом  рте  произнести  звук  [а];

    -широко  открыть  рот  и  зевнуть.

Отмечается:  3  балла - удерживает  заданную  позу,  хорошо  переключается  с  одного  движения  на  другое,  движения  точные,  в  полном  объёме;  2  балла - движения  недостаточно  точные,  не  в  полном  объёме,  переключаемость  нарушена  незначительно;  1  балл – отсутствие  удержания  позы,  выраженные  изменения  объёма,  точности  и  переключаемости  артикуляционных  движений.

Максимальный  балл  за  состояние  общей  моторики  и  тонких  движений  пальцев  рук,  мимической  и  артикуляционной  моторики  составляет  27  баллов. 

5. Обследование  речевой  функции

1. Анатомическое  строение  органов  артикуляции  (норма  или  патология;  если  патология – указать  какая).

2. Характеристика  движений  органов  артикуляции.

3. Характеристика  звукопроизношения  (искажение,  отсутствие,  замены,  смешение  звуков)  и  фонематического  слуха,  состояние  слоговой   структуры  слова,  анализа  и  синтеза  звукового  состава  слова.

4. Лексический  строй  речи – количественная  и  качественная  характеристика  словаря.

5. Грамматическое  оформление  речи  (типы  употребляемых  предложений,  наличие  аграмматизмов,  их  проявления;  сформированность  связной  речи).

6. Особенности  речевого  поведения.  Анализируются  контактность,  речевая  активность,  включаемость  в  общение,  сдержанность,  импульсивность,  характер  реакции  на  изменение  обстановки  (динамичность  и  своевременность  речевых  процессов,  переключаемость  при  изменении  тематики  общения),  организованность  речи.

7. Темп  речи  (ускорен  значительно;  ускорен  незначительно;  умеренный;  замедлен  незначительно  (или  уловочно);  замедлен  значительно;  неровный).

8. Голос  (громкий;  тихий;  модулированный;  с  носовым  оттенком;  хриплый  и  пр.).

9. Дыхание  (грудобрюшное,  верхнегрудное;  ритмичное,  аритмичное;  достаточное  по  глубине,  поверхностное;  напряжённое  и  пр.).

10. Выраженность  заикания  в  различных  видах  речи:

-в  сопряжённой  речи;

-в  отражённой  речи;

-в  шёпотной  речи;

-в  автоматизированных  рядах;

-при  чтении  стихов;

-при  чтении  прозы;

-в  вопросно-ответной  форме;

-в  рассказе  по  заданной  теме;

-при  пересказе  прочитанного;

-в  спонтанной  речи.

11. Тип  речевых  судорог:  тонические,  клонические,  смешанные.

  1. Локализация  судорог:

-дыхательные:  инспираторные,  экспираторные;

-голосовые:  вокальные;  смыкательные  голосовые;  дрожащий  гортанный  спазм;

-артикуляционные:  губные;  язычные;  судороги  нёбной  занавески;

-сложные  лицевые  судороги.

  1. Наличие  трудных  звуков  (звукофобия).
  2. Наличие  эмоционально  значимых  речевых  ситуаций  (подробно  перечислить  данные  ситуации).
  3. Наличие  речевых  уловок  (замены  слов;  перестановки  слов;  эмболофразии;  произвольное  ограничение  речевого  общения).
  4. Наличие  насильственных  содружественных  движений  и  их  характер.

17. Факторы,  усиливающие  заикание:  волнение;  утомление;  беседы  с  незнакомыми;  шум;  самоконтроль  и  пр.

18. Реакция  на  помощь  собеседника:  положительная;  отрицательная;  безразличная.

19. Отношение  к  речевому  дефекту:  адекватное;  неадекватное;  сверхценное.

20.  Наличие  страха  речи:  избирательно  ситуационный;  генерализованный  и  пр.

21. Наличие  периодов  речи  без  заикания:  регулярность,  продолжительность.

22. Влияние  эмоционального  состояния  на  проявление  заикания.

23. Течение  заикания:  прогредиентное;  регредиентное;  стационарное;  волнообразное.

24. Сопутствующие  заиканию  другие  дефекты  речи.

25. Определение  степени  выраженности  речевых  судорог:  лёгкая  степень;  средне-лёгкая;  заикание  средней  степени  тяжести;  средне-тяжёлая  степень  заикания;  тяжёлая  степень  заикания;  речь  практически  невозможна  из-за  заикания.

Заключение

Результаты  обследования  заикающегося  обобщаются  логопедом  в  виде  психолого-педагогического  заключения.  В  заключении  необходимо  отразить  обобщённые  данные  всех  аспектов  изучения  заикающегося,  которые  позволили  выявить  те  или  иные  отклонения  от  нормы.

В  заключении  логопед  отражает:

-наличие  признаков  органического  поражения  ЦНС  (на  основании  медицинского  заключения);

-особенности  речевого  и  моторного  онтогенеза;

-значение  психогении  в  возникновении  заикания;

-возраст  появления  заикания;

-тип  и  локализация  судорог;

-зависимость  проявления  судорог  от  эмоционального  состояния;

-наличие  страха  речи;

-течение  заикания;

-наличие  других  дефектов  речи.

Таким  образом,  логопед  имеет  возможность  квалифицировать  клиническую  форму  заикания:  невротическую,  неврозоподобную,  смешанную.

   Данное  комплексное  медико-психолого-педагогическое  обследование  заикающихся  детей  дошкольного  возраста  позволяет  эффективно  определить  направления  коррекционной  логопедической  работы  при  рассматриваемой  речевой  патологии.


[1]1 Рычкова  Н.А.  Логопедическая  ритмика. М., 1998. С.8.

[2]1 Фотекова  Т.А.,  Ахутина  Т.В.  Диагностика  речевых  нарушений  школьников  с  использованием  нейропсихологических  методов. М., 2002. С.14.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста

В данном конспекте изложены психолого-педагогические особенности детей подросткового возраста, причины и рекомендации по данной проблеме....

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста

На современном этапе развития образования сопровождение развития ребенка — это сфера деятельности не только психолога. Сопровождение понимается как система профессиональной дея­тельности разных специа...

Психолого-педагогическое сопровождение детей раннего возраста

Что же такое сопровождение?Сопровождение – это помощь ребёнку в ситуации развития, подразумевающая такой подход к ребёнку, когда ничто не может быть изменено во внутреннем мире воспитанника помимо его...

Психолого-педагогическая программа "Коррекция страхов и тревохности у детей дошкольного возраста"

Созданная программа ориентирована на коррекционную работу с детьми, имеющими различные страхи. В настоящее время психологи разрабатывают и реализуют программы, которые направлены на коррекцию эмоциона...

Психолого-педагогическая характеристика подросткового возраста.

Психология подросткового возраста может рассматриваться как один из наиболее важных и острейших периодов возрастной психологии. Существует множество отечественных и зарубежных концепций подросткового ...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Психолого-педагогическая коррекция» Возраст обучающихся: 7-16лет Срок реализации: 72часа

Актуальность программы обусловлена тем, что современная социально-экономическая ситуация диктует настоятельную необходимость в оказании эффективной психологической помощи подрастающему поколению. Поис...