Главные вкладки

    «Использование пиктограмм в работе с «неговорящими» детьми с ОВЗ».
    статья на тему

    Хайбуллина Альбина Асафовна

    В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно их социализация в современном мире через привитие им норм социально-адекватного поведения, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда, повышение уровня коммуникативной компетентности. Но при реализации данных задач педагоги часто сталкиваются с трудноразрешимыми проблемами: отсутствие навыков межличностного общения, несформированность потребности в таком общении, обусловленное узостью социальных контактов, неадекватной самооценкой, неадекватным восприятием других людей, а также часто и  грубое системное недоразвитие речи, которая  в ряде случаев не возникает и почти не развивается в течение нескольких лет. Это так называемые «безречевые» дети. Одним из способов развития «коммуникативной» функции у детей с ОВЗ являются невербальные средства коммуникации (пиктограммы). Необходимо обучать детей правильному использованию имеющихся дословесных средств, появлению новых знаков, развитию их функционального содержания. И обучение должно быть построено таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения.

    Скачать:

    ВложениеРазмер
    Microsoft Office document icon khaybullina_statya.doc46.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Хайбуллина Альбина Асафовна учитель классов ГУО

    Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 75»

    «Использование пиктограмм в работе с «неговорящими» детьми с ОВЗ».

    В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно их социализация в современном мире через привитие им норм социально-адекватного поведения, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда, повышение уровня коммуникативной компетентности. Но при реализации данных задач педагоги часто сталкиваются с трудноразрешимыми проблемами: отсутствие навыков межличностного общения, несформированность потребности в таком общении, обусловленное узостью социальных контактов, неадекватной самооценкой, неадекватным восприятием других людей, а также часто и  грубое системное недоразвитие речи, которая  в ряде случаев не возникает и почти не развивается в течение нескольких лет. Это так называемые «безречевые» дети.

    Но неоспорима необходимость развития «речевой коммуникации» у детей с ОВЗ, так как это:

    - является фактором развития личности;

    - играет важную роль в когнитивном и эмоциональном развитии;

    - необходимо для своевременной и успешной социализации данной категории детей в обществе.

    Дети с ОВЗ имеют грубое системное недоразвитие речи и представляют собой полиморфный контингент. Людмилой Михайловной Шипициной выделено было три уровня развития речи:

    -  «безречевые» дети;

    - дети, пользующиеся лепетными словами и словосочетаниями;

    - дети, у которых имеется бытовой словарь и фразовая речь.

    Все чаще в составе первых классов коррекционных школ обнаруживается группа «безречевых» детей:

    - дети с полным отсутствием голосовой активности;

    - дети, у которых имеется звуковая или минимальная звуко-слоговая активность;

    - дети способные к сопряженному и отраженному повторению слогов и слов при отсутствии общеупотребительной речи.

    Но, не смотря на то, что данная категория детей является полиморфной, можно выделить основные характерные черты личности:

    - отсутствие мотивации к общению;

    - неумение ориентироваться в ситуации;

    - разлаженность в поведении;

    - негибкость в контактах;

    - повышенная эмоциональная истощаемость.

    Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.

    Таким образом, речь детей не обеспечивает в полной форме «коммуникативную» функцию. А как писала Людмила Михайловна Шипицина: «люди, не владеющие вербальной речью, находятся в чрезвычайно зависимом положении. Они чаще всего лишены возможности предъявить свои требования. Опасно, если человек к этому привыкнет. Ребенок, подросток, а затем и взрослый человек или превратиться в покорного, послушного человека, не способного реализовать ни одного из своих желаний, не верящего в себя, в свою ценность и значимость, или стать агрессивным – от того, что его не понимают, что он лишен права принятия решений, права выбора».

    Одним из способов развития «коммуникативной» функции у детей с ОВЗ являются невербальные средства коммуникации. Необходимо обучать детей правильному использованию имеющихся дословесных средств, появлению новых знаков, развитию их функционального содержания. И обучение должно быть построено таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения. Но есть такая категория детей, которые не овладеют словесными средствами коммуникации, в таком случае использование невербальных средств общения может стать обходным путем в организации и успешной социализации детей.

    К невербальным средствам общения относятся:

    - жесты;

    - мимика;

    - система символов (пиктограммы).

    Человеческое общение осуществляется либо через произнесенное слово, а в случаи, когда ребенок «безречевой», при помощи еще и мимики, жестов или с использованием картинок символов.

    Жесты и мимика могут показать и выразить какое то эмоциональное состояние человека, но также они могут нести в себе и другую информацию. Поэтому они бывают разные:

    - условные;

    - указывающие;

    - подчеркивающие;

    - показывающие;

    - эмоциональные.

    Одной из задач обучения «безречевых» детей научиться пользоваться системой жестов  и мимикой в повседневной жизни. Начиная от самой доступной формы выражать свои потребности, например, знак согласия и отрицания. Естественная жестикуляция может помочь данной категории детей в трудной ситуации или для выражения своих потребностей, желаний или просьбы.

    Для большинства лиц с умеренными или тяжелыми нарушениями в развитии в качестве средства общения может быть использована система пиктограмм.

    Пиктограмма – знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

    Принцип пиктограмм широко применяется в нашем современном мире:

    - международные знаки и символы, обозначающие виды спорта, а также дорожные знаки;

    - для обозначения опасных веществ и предметов;

    - условные обозначения на ярлыках одежды и текстильных изделиях;

    - система пиктограмм и символов на вокзалах или в аэропорту;

    - на упаковке товаров;

    - в системе знаков программ компьютера и тд.

    Иными словами, чтобы ребенку было легче социализироваться в обществе, мы должны их познакомить с основными и необходимыми для него пиктограммами и символами, а для детей «безречевых» - это может стать также одним из способов общения с окружающими людьми.

    Таким образом, пиктограммы могут использоваться в таких качествах:

    - как средство временного общения, для сохранения у ребенка мотивации и желания общаться;

    - как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить в будущем;

    - как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий);

    - как подготовительный этап к усвоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения);

    - как средство развития и коррекции высших психических функций (память, внимание, мышлении).

    Вся система пиктограмм можно поделить на следующие разделы:

    - Я - ребенок;

    - Ребенок и явления природы;

    - Ребенок в семье;

    - Ребенок и мир животных;

    - Ребенок и его игрушки;

    - Ребенок и мир растений;

    - Ребенок и его дом;

    - Ребенок в школе.

    Каждая серия состоит из системы символов, изображающими предметы, действия с предметами, признаками предметов.

    Таким образом, содержание каждой серии обеспечивает ребенку возможность вступать в общение дома, в детском саду, классе, разнообразных ситуациях повседневной жизни.

    В ходе работы пиктограммы размещаются в отдельные коммуникативные таблицы, в коммуникативные тетради. С пиктограммами знакомятся все учащиеся, независимого от того, могут они говорить или нет, так как очень важно, чтобы не только педагог общался с «неговорящим» ребенком, но и другие ученики.

    Коммуникативные карточки, таблицы или тетради составляются индивидуально для каждого ученика, нуждающихся в них. Количество используемых символов может увеличиваться по мере усвоения их значений, причем этот круг расширяется в направлении от символов, обозначающих жизненно необходимые понятия (туалет, пить, больно, плохо, холодно), к символам самых разнообразных вещей, входящих в круг интересов ребенка или подростка.

    Данную работу можно использовать для коррекционно-педагогической работы с «неговорящими» детьми, детьми, имеющими речевое недоразвитие, детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы, испытывающими коммуникативные трудности, детьми с выраженными нарушениям интеллектуальной деятельности.

    Таким образом,  использование невербальных средств коммуникаций и обучение им детей с ОВЗ:

    - вызывает у ребенка желание пользоваться речью;

    - уточнять и пополнять пассивный и активный словарь;

    - по возможности вводит в обиходный словарь хотя бы лепетные варианты названий предметов, наиболее распространенных глаголов, название основных цветов и признаков;

    - создает базу для дальнейшего развития речи и познавательной деятельности ребенка;

    - развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы;

    А так же в ряде случаев компенсирует у «неговорящих» детей отсутствие полной речевой активности.

    В итоге все это поможет детям с ОВЗ реализовать личные устремления, желания, занять активную жизненную позицию в сообществе людей, овладеть полезными умениями и навыками для успешной социализации в современном обществ

    Список литературы:

    1. Верещагина Н.В. Дифференциальная диагностика «безречевых» детей раннего возраста. / Н.В. Верещагина // Дошкольная педагогика.- 2010

    2. Казанцева Е.В. Коррекционно-логопедическая работа с безречевыми учащимися с умеренной умственной отсталостью в специализированных классах в школе VIII вида /Е.В. Казанцева?? Актуальные проблемы логопедии в Удмуртской Республике: Научно – практический поиск инновационный подход: материалы научно-практической конференции ч. 1 08 – 09 декабря 2009г./Отв. Ред. Э.Б. Чиркова. – Ижевск, 2009. – с.94-98.

    3. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с «безречевыми» детьми / С.-Петербург: Союз, 2011.-165 с.

    4. Степина О.С. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития на основе учебного взаимодействия: Дисс. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2009.-170 с.

    5. Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителей / С.-Петербург: Союз, 2003.-336 с.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Логопедическая работа с неговорящими детьми в специальных классах

    В статье рассматривается содержание логопедической работы с учащимися, имеющими системное недоразвитие речи тяжелой степени....

    Из опыта работы по ипользованию сказки в логопедической работе с неговорящими детьми дошкольного возраста.

    В статье раскрываются эффективные приемы использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с неговорящими дошкольниками....

    Игровые упражнения в работе с неговорящими детьми

    С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ранним д...

    Советы воспитателю при работе с неговорящими детьми

    Показаны методы и приёмы работы с неговорящими детьми в группе....

    Методика коррекционной работы с неговорящими детьми.Начальный этап

    Любые занятия по развитию речи у неговорящих детей начинаются с воспитания понимания обращённой к ним речи, с развития неречевых психических функций: внимания, памяти, мышления и др....

    Коррекционно-развивающая логопедическая работа с неговорящими детьми по развитию общей моторики

    Аспекты, задачи и методы развития общей моторики в коррекционно-развивающей работе с неговорящими детьми...

    Использование пиктограмм в работе с детьми с ОВЗ

    В работе с детьми с ОВЗ выбор методов и приёмов воздействия диктуется необходимостью  комплексного решения целого ряда задач в обучении и развитии  детей.Одним из таких универсальных многофу...