«Использование пиктограмм в работе с «неговорящими» детьми с ОВЗ».
статья на тему

Хайбуллина Альбина Асафовна

В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно их социализация в современном мире через привитие им норм социально-адекватного поведения, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда, повышение уровня коммуникативной компетентности. Но при реализации данных задач педагоги часто сталкиваются с трудноразрешимыми проблемами: отсутствие навыков межличностного общения, несформированность потребности в таком общении, обусловленное узостью социальных контактов, неадекватной самооценкой, неадекватным восприятием других людей, а также часто и  грубое системное недоразвитие речи, которая  в ряде случаев не возникает и почти не развивается в течение нескольких лет. Это так называемые «безречевые» дети. Одним из способов развития «коммуникативной» функции у детей с ОВЗ являются невербальные средства коммуникации (пиктограммы). Необходимо обучать детей правильному использованию имеющихся дословесных средств, появлению новых знаков, развитию их функционального содержания. И обучение должно быть построено таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon khaybullina_statya.doc46.5 КБ

Предварительный просмотр:

Хайбуллина Альбина Асафовна учитель классов ГУО

Муниципальное казенное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа VIII вида № 75»

«Использование пиктограмм в работе с «неговорящими» детьми с ОВЗ».

В настоящее время в России значительно возрос интерес к проблеме помощи детей с ограниченными возможностями здоровья, а именно их социализация в современном мире через привитие им норм социально-адекватного поведения, развитие навыков самообслуживания, приучение к элементарным формам труда, повышение уровня коммуникативной компетентности. Но при реализации данных задач педагоги часто сталкиваются с трудноразрешимыми проблемами: отсутствие навыков межличностного общения, несформированность потребности в таком общении, обусловленное узостью социальных контактов, неадекватной самооценкой, неадекватным восприятием других людей, а также часто и  грубое системное недоразвитие речи, которая  в ряде случаев не возникает и почти не развивается в течение нескольких лет. Это так называемые «безречевые» дети.

Но неоспорима необходимость развития «речевой коммуникации» у детей с ОВЗ, так как это:

- является фактором развития личности;

- играет важную роль в когнитивном и эмоциональном развитии;

- необходимо для своевременной и успешной социализации данной категории детей в обществе.

Дети с ОВЗ имеют грубое системное недоразвитие речи и представляют собой полиморфный контингент. Людмилой Михайловной Шипициной выделено было три уровня развития речи:

-  «безречевые» дети;

- дети, пользующиеся лепетными словами и словосочетаниями;

- дети, у которых имеется бытовой словарь и фразовая речь.

Все чаще в составе первых классов коррекционных школ обнаруживается группа «безречевых» детей:

- дети с полным отсутствием голосовой активности;

- дети, у которых имеется звуковая или минимальная звуко-слоговая активность;

- дети способные к сопряженному и отраженному повторению слогов и слов при отсутствии общеупотребительной речи.

Но, не смотря на то, что данная категория детей является полиморфной, можно выделить основные характерные черты личности:

- отсутствие мотивации к общению;

- неумение ориентироваться в ситуации;

- разлаженность в поведении;

- негибкость в контактах;

- повышенная эмоциональная истощаемость.

Все это мешает полноценному взаимодействию ребенка с окружающим миром.

Таким образом, речь детей не обеспечивает в полной форме «коммуникативную» функцию. А как писала Людмила Михайловна Шипицина: «люди, не владеющие вербальной речью, находятся в чрезвычайно зависимом положении. Они чаще всего лишены возможности предъявить свои требования. Опасно, если человек к этому привыкнет. Ребенок, подросток, а затем и взрослый человек или превратиться в покорного, послушного человека, не способного реализовать ни одного из своих желаний, не верящего в себя, в свою ценность и значимость, или стать агрессивным – от того, что его не понимают, что он лишен права принятия решений, права выбора».

Одним из способов развития «коммуникативной» функции у детей с ОВЗ являются невербальные средства коммуникации. Необходимо обучать детей правильному использованию имеющихся дословесных средств, появлению новых знаков, развитию их функционального содержания. И обучение должно быть построено таким образом, чтобы невербальные средства стали предпосылкой, а не препятствием к овладению словесными средствами общения. Но есть такая категория детей, которые не овладеют словесными средствами коммуникации, в таком случае использование невербальных средств общения может стать обходным путем в организации и успешной социализации детей.

К невербальным средствам общения относятся:

- жесты;

- мимика;

- система символов (пиктограммы).

Человеческое общение осуществляется либо через произнесенное слово, а в случаи, когда ребенок «безречевой», при помощи еще и мимики, жестов или с использованием картинок символов.

Жесты и мимика могут показать и выразить какое то эмоциональное состояние человека, но также они могут нести в себе и другую информацию. Поэтому они бывают разные:

- условные;

- указывающие;

- подчеркивающие;

- показывающие;

- эмоциональные.

Одной из задач обучения «безречевых» детей научиться пользоваться системой жестов  и мимикой в повседневной жизни. Начиная от самой доступной формы выражать свои потребности, например, знак согласия и отрицания. Естественная жестикуляция может помочь данной категории детей в трудной ситуации или для выражения своих потребностей, желаний или просьбы.

Для большинства лиц с умеренными или тяжелыми нарушениями в развитии в качестве средства общения может быть использована система пиктограмм.

Пиктограмма – знак, отображающий важнейшие узнаваемые черты объекта, предметов, явлений на которые он указывает, чаще всего в схематическом виде.

Принцип пиктограмм широко применяется в нашем современном мире:

- международные знаки и символы, обозначающие виды спорта, а также дорожные знаки;

- для обозначения опасных веществ и предметов;

- условные обозначения на ярлыках одежды и текстильных изделиях;

- система пиктограмм и символов на вокзалах или в аэропорту;

- на упаковке товаров;

- в системе знаков программ компьютера и тд.

Иными словами, чтобы ребенку было легче социализироваться в обществе, мы должны их познакомить с основными и необходимыми для него пиктограммами и символами, а для детей «безречевых» - это может стать также одним из способов общения с окружающими людьми.

Таким образом, пиктограммы могут использоваться в таких качествах:

- как средство временного общения, для сохранения у ребенка мотивации и желания общаться;

- как средство постоянного общения для ребенка, неспособного говорить в будущем;

- как средство, облегчающее развитие общения, речи, когнитивных функций (символизации, формировании элементарных представлений и понятий);

- как подготовительный этап к усвоению письма и чтения у детей с проблемами в развитии (схема слова, схема предложения);

- как средство развития и коррекции высших психических функций (память, внимание, мышлении).

Вся система пиктограмм можно поделить на следующие разделы:

- Я - ребенок;

- Ребенок и явления природы;

- Ребенок в семье;

- Ребенок и мир животных;

- Ребенок и его игрушки;

- Ребенок и мир растений;

- Ребенок и его дом;

- Ребенок в школе.

Каждая серия состоит из системы символов, изображающими предметы, действия с предметами, признаками предметов.

Таким образом, содержание каждой серии обеспечивает ребенку возможность вступать в общение дома, в детском саду, классе, разнообразных ситуациях повседневной жизни.

В ходе работы пиктограммы размещаются в отдельные коммуникативные таблицы, в коммуникативные тетради. С пиктограммами знакомятся все учащиеся, независимого от того, могут они говорить или нет, так как очень важно, чтобы не только педагог общался с «неговорящим» ребенком, но и другие ученики.

Коммуникативные карточки, таблицы или тетради составляются индивидуально для каждого ученика, нуждающихся в них. Количество используемых символов может увеличиваться по мере усвоения их значений, причем этот круг расширяется в направлении от символов, обозначающих жизненно необходимые понятия (туалет, пить, больно, плохо, холодно), к символам самых разнообразных вещей, входящих в круг интересов ребенка или подростка.

Данную работу можно использовать для коррекционно-педагогической работы с «неговорящими» детьми, детьми, имеющими речевое недоразвитие, детьми с нарушением эмоционально-волевой сферы, испытывающими коммуникативные трудности, детьми с выраженными нарушениям интеллектуальной деятельности.

Таким образом,  использование невербальных средств коммуникаций и обучение им детей с ОВЗ:

- вызывает у ребенка желание пользоваться речью;

- уточнять и пополнять пассивный и активный словарь;

- по возможности вводит в обиходный словарь хотя бы лепетные варианты названий предметов, наиболее распространенных глаголов, название основных цветов и признаков;

- создает базу для дальнейшего развития речи и познавательной деятельности ребенка;

- развивает высшие психические функции, что положительно сказывается на результативности коррекционной работы;

А так же в ряде случаев компенсирует у «неговорящих» детей отсутствие полной речевой активности.

В итоге все это поможет детям с ОВЗ реализовать личные устремления, желания, занять активную жизненную позицию в сообществе людей, овладеть полезными умениями и навыками для успешной социализации в современном обществ

Список литературы:

1. Верещагина Н.В. Дифференциальная диагностика «безречевых» детей раннего возраста. / Н.В. Верещагина // Дошкольная педагогика.- 2010

2. Казанцева Е.В. Коррекционно-логопедическая работа с безречевыми учащимися с умеренной умственной отсталостью в специализированных классах в школе VIII вида /Е.В. Казанцева?? Актуальные проблемы логопедии в Удмуртской Республике: Научно – практический поиск инновационный подход: материалы научно-практической конференции ч. 1 08 – 09 декабря 2009г./Отв. Ред. Э.Б. Чиркова. – Ижевск, 2009. – с.94-98.

3. Кириллова Е.В. Логопедическая работа с «безречевыми» детьми / С.-Петербург: Союз, 2011.-165 с.

4. Степина О.С. Педагогическая технология формирования коммуникативных умений младших школьников с задержкой психического развития на основе учебного взаимодействия: Дисс. канд. пед. наук. – Екатеринбург, 2009.-170 с.

5. Шипицина Л.М. Развитие навыков общения у детей с умеренной и тяжелой умственной отсталостью: Пособие для учителей / С.-Петербург: Союз, 2003.-336 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Логопедическая работа с неговорящими детьми в специальных классах

В статье рассматривается содержание логопедической работы с учащимися, имеющими системное недоразвитие речи тяжелой степени....

Из опыта работы по ипользованию сказки в логопедической работе с неговорящими детьми дошкольного возраста.

В статье раскрываются эффективные приемы использования элементов сказкотерапии в логопедической работе с неговорящими дошкольниками....

Игровые упражнения в работе с неговорящими детьми

С каждым годом увеличивается число безречевых, неговорящих детей, в возрасте от 3 лет. Группа безречевых детей неоднородна, в нее входят дети с временной задержкой речевого развития, алалией, ранним д...

Советы воспитателю при работе с неговорящими детьми

Показаны методы и приёмы работы с неговорящими детьми в группе....

Использование пиктограмм в работе с детьми с ОВЗ

В работе с детьми с ОВЗ выбор методов и приёмов воздействия диктуется необходимостью  комплексного решения целого ряда задач в обучении и развитии  детей.Одним из таких универсальных многофу...

Использование технологии альтернативной коммуникации в работе с неговорящими детьми с ТМНР и РАС

КОММУНИКАЦИЯ- это процесс установления и развития контактов между людьми, возникающий в связи с потребностью в совместной деятельности, включающий в себя обмен информацией, обладающий взаимным восприя...

Технологии альтернативной коммуникации в работе с неговорящими детьми с ТМНР и РАС (из опыта работы педагогов)

Общение – понятие гораздо более широкое, чем просто устная речь. Есть много людей, которые не могут говорить, но успешно общаются на языке жестов. В то же время есть люди, которые говорить могут...